Главная » 1 Описание » Что такое личностное развитие? (максимально коротко о самом важном). Способы развития силы воли

Что такое личностное развитие? (максимально коротко о самом важном). Способы развития силы воли

Почему столько споров ходит вокруг такой темы, как личностное развитие человека? Люди живут в эпоху комфорта. Возвращаясь с работы домой, мы не рискуем, что на нас выльются помои с верхних этажей, как это происходило в Средневековой Франции. Кажется, сейчас достигнуты все удобства, которые только нужны человеку. Что же провоцирует людей на размышление о таком вопросе, как личностное развитие? Совесть? Желание реализовать себя? Сотворить нечто величественно или оставить след потомкам?

Этот вопрос далеко не абстрактный, несмотря на то, что он входит в категорию духовных исканий. Он имеет серьезную практическую базу. Каждый человек старается как можно лучше сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Он задается вопросом, что делать со своими способностями, так как если они не востребованы, то человек обречен чувствовать себя несчастным. Политические проблемы, семейные дрязги, бедность – все эти горы стоят на пути самореализации человека. Экономка даже обладает специальным термином – , который может с математической точностью предсказать, добьется ли успеха в самореализации житель той или иной страны. Но что, в конце концов, каждый из нас должен делать с собой? Существует кредо, которое, несмотря на свою известность, не теряет своего глубинного смысла. О нем должен помнить каждый, кто избрал тропу развития личности: человек – это то, что он сотворил из себя сам.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Мечтать о достижениях или оценивать себя реально?

«На что я способен?», «Каков максимум моего потенциала?» — задумывается менеджер по продажам дверных ручек за чашкой кофе с утра, возводя свои вопросы в общефилософский ранг. Но абстрактные, оторванные от действительности размышления бесплодны. Реально ли сделать личностное развитие объектом собственного научного мини-исследования? Изучить объем своего внимания, уровень эмоциональной устойчивости, время протекания разных психических реакций? Ведь без этих показателей невозможна объективная оценка индекса развития человеческого потенциала. Известный патофизиолог Ганс Селье, интересовавшийся вопросами влияния стресса на организм, на основании своих исследований выдвигал очень дерзкие утверждения. Он говорил, что в коре головного мозга человека находится такое же количество энергии мыслительной, сколько и физической энергии содержит кора планеты Земля. Однако его заявление не ново. Многие ученые хором гласят: возможности человека практически безграничны. Природой людям дан огромный кредит, которым, увы, они практически не пользуются, ленясь тренировать разум. Пристальное изучение своих личностных и физиологических показателей позволяет во многом расширить возможности личностного развития человека. В самых простых формах такая оценка – это обычный подсчет калорий, часов сна, времени, потраченного на изучение какой-либо дисциплины.

«Гуглить» самого себя – новый тренд

Для оценки факторов, непосредственно влияющих на личностное развитие, нелишним будет также и количественная оценка. Приведем пример. Вы замечаете, что наибольшая продуктивность в работе достигается после съедения на десерт определенного фрукта. А если бы можно было сказать с точностью, что самое лучшее время для «откровенных» разговоров с супругой или супругом – это ровно половина девятого утра? Умение правильно составить распорядок дня – ценнейший инструмент для личностного развития человека. Учеными было проведено занимательное исследование. Предметом его были решения относительно амнистии заключенных израильских тюрем. Исследователи решили заняться изучением принятия решений, которые «вызваны усталостью». Они получили потрясающие результаты: заключенные, которые подавали свои заявления на амнистию в утренние часы, в 70% случаев получали положительные ответы. Процент счастливчиков из тех, кто делал это вечером, едва достигал призрачных 10%. На самом деле, этот подход лег в основу одной из главных концепций, вокруг которых была построена поисковая система Google. Каждую секунду эта мега-корпорация собирает мельчайшие крупицы информации от пользователей всего мира. Какие сайты посещают люди, кому они пишут свои письма, и даже то, о чем в них идет речь – вся эта информация пропускается через сложные программы. Как результат – открывая очередную страницу, вы видите подходящее именно вам рекламное объявление. Почему бы не применить подобный подход и к самому себе? Ведь дьявол кроется в мелочах. Конечно, для многих такая жизнь может показаться странной. Что скажет ваша девушка, когда услышит: «О, я забыл включить шагомер, пока поднимался по лестнице!»? Но именно такой дотошный подход дает реальные результаты. Постепенно мы приходим к выводу о том, что личностное развитие сводится к умению управлять собой. Популярность психологического знания в 21 веке обрела немыслимые масштабы. Однако же при этом, например, довольно непросто определить значение всем известного слова «характер». Можно сказать: «у этого хороший характер», « у этого – плохой». Человек может отличаться сильным складом личности. Или же его могут называть бесхребетным.

Как развить характер: личностное развитие человека

Характер в общих чертах – это определенный способ реагировать на сигналы окружающей среды. Манера эта является устойчивой, поскольку формируется в раннем детстве. Сам же процесс формирования подвержен трем факторам. Это наследственность, окружающая среда, а также работа над собой. Характер непосредственным образом связан с человеческой волей, которая является сознательным и целенаправленным способом регулировать и свою деятельность, и восприятие окружающего мира. Воля же – это способность к напряжению сил при встрече с преградами. Когда нет борьбы, сопротивления – тогда и отсутствует необходимость проявлять волевое усилие. Известен пример великого скульптора и художника Микеланджело. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы, ему приходилось работать, запрокинув голову. Итогом такой работы лично для Микеланджело стало то, что на определенное время он превратился в калеку. Гений не мог просто опустить голову, чтобы прочитать какое-нибудь письмо. Но, поговаривают, он ни на минуту не пожалел об этом увечье. К счастью, терпеть ему пришлось недолго. Сила его воли помогла противостоять физическим страданиям. Микеланджело закончил свою капеллу, так как созидательный процесс доставлял ему истинное счастье. Личностное развитие не должно переходить в фанатизм. Если человек ставит перед собой цель, совершает при этом волевые и физические усилия, и при этом не получает удовольствия от процесса, нужно заметить: при этом происходит пустое насилие над той природой, которой он наделен. Подобные случаи нередки, когда, к примеру, от проявляющего способности к математике ребенка требуют идеального знания иностранного языка. Так можно принести вред не только себе, но и другим. Сигналом о том, что личностное развитие происходит в правильном направлении, является чувство удовлетворенности от волевых усилий. Волей нельзя назвать упорное достижение цели, выбранной наобум. Важным моментом волевого усилия является борьба между пресловутыми «не хочу» и «надо». Некоторым задатки сильной воли даются по наследству. Большинству же приходится работать над развитием личности и воли самостоятельно. Это всегда происходит посредством небольших, но регулярных шагов по достижению нужной цели. Какие упражнения помогают развить волю?

Способы развития силы воли

Выделяют два типа силы воли – так называемая «короткая» и «длинная». Личностное развитие предполагает тренировку обоих типов волевых усилий. «Короткая» нужна для того, чтобы сдержаться и не съесть, на ночь глядя, кусок торта. Длинная сила воли необходима там, где перед нами стоят требующие больших временных и эмоциональных затрат проекты – построение бизнеса «с нуля», воспитание детей, умение управлять эмоциями. Для начала можно поставить перед собой простейшую цель – например, делать каждое утро зарядку. Потом можно расширить это упражнение до более сложного. В течение дня для этого нужно делать те дела, выполнять которые хочется меньше всего. На начальной стадии за день нужно совершать от пяти до десяти таких волевых актов. Эти упражнения развивают «короткую» силу воли. Некоторые специалисты дают и такое упражнение. Для его выполнения требуется коробок спичек и десять минут свободного времени. Смысл его состоит в том, что спички нужно рассыпать по поверхности в полном беспорядке, а затем снова собрать в коробок. Проделывать это нужно каждый день в течение двух недель. Первое, что напрашивается у любого здравомыслящего человека, слышащего об этом упражнении – зачем его вообще нужно выполнять? Каков смысл разбрасывать и затем снова собирать спички? Именно в вопросе и заключается ответ. Бессмысленность упражнения – это тот фактор, который провоцирует не заниматься «этой ерундой». Но если добросовестно продолжать делать эту работу, игнорируя внутреннее сопротивление, можно достаточно в короткий срок «накачать» волевую мышцу. Можно попробовать и такой способ, как намеренное поддержание хорошего настроения в течение определенного промежутка времени. Оптимальный отрезок для старта – два часа. В это время нельзя позволять себе никакого ворчания, жалоб, нытья. Этот способ хорош для тренировки «длинной» силы воли. Слово «воля» имеет двоякое значение в русском языке. Первый смысл в него вкладывают, когда говорят об усилиях по преодолению трудностей. Второе значение слова «воля» — свобода. Не добавляет ли тренированная сила воли у человека большую степень свободы в его жизни?

Узкая специализация или всестороннее развитие?

О том, что такое были написаны тонны трудов и исследований ученых. Но в большинстве своем они приводят читателя выводу: то, что ученые называют «способностями», на самом деле представляет собой не более, чем «обрывками» истинной мощности человеческого разума. Предполагает ли такой термин, как личностное развитие человека всестороннее развитие способностей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям русского кораблестроителя академика Алексей Крылова. Для начала приведем небольшую биографическую справку. А.Н. Крылов родился 3.08.1863 года в поселке Висяга. В 1787 г. он поступил в Морское училище, которое закончил с наградой в 1884г. Портрет Крылова был вынесен на доску почета. Охваченный желанием найти прикладное применение своим способностям, выпускник выбрал своей отраслью кораблестроение. В 1908 году он получил новую должность – инспектора по данной отрасли. А затем Крылов становится председателем Морского комитета. Его исследовательская деятельность, которая продолжалась порядка шести десятков лет, была посвящена самым разным отраслям физических и математических наук. Современные кораблестроители по праву считают Крылова отцом современного кораблестроения. Над какой бы проблемой не приходилось трудиться ученому, он всегда умел подойти к любым задачам просто. Даже трудности, которые его современники называли неразрешимыми, Крылов решал легко. Он решительно проливал свет истины на ошибки иностранных кораблестроителей. Вернемся к вопросу о том, возможно ли всестороннее развитие личности. Воспоминания кораблестроителя Крылова наглядно показывают, что оно не только возможно, но и нередко было обязательным условием в образовательной сфере прошлого. Ученый вспоминает, как проходили экзамены в Германии и Франции. Студенты сдавали их по принципу так называемого «конвейера», где они должны были переходить от одного экзаменатора к другому, которые принимали у них разные предметы. Если хотя бы на один вопрос у одного из экзаменаторов студент не мог ответить, он был лишен возможности продолжать сдавать свой экзамен. Такого студента гнали вон. Таким образом, выпускники кораблестроительных учебных заведений тех времен к своему выпуску должны были помнить все предметы, пройденные ими за четыре года, и плюс к этому уметь самостоятельно составлять проект корабля. Поэтому, специализироваться ли на одной сфере или быть разностороннее развитым специалистом – решать лишь вам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Важно лишь одно – умение посвящать себя делу.

Вывод

Один из авторов как-то утверждал о том, что «Все люди – гении», поскольку каждый хотя бы в чем-то, но превосходит других. Пусть это утверждение слегка и преувеличено. Но в нем заложена изрядная доля истины. Существует огромное количество талантливых и одаренных людей, которые никогда не реализуют свой внутренний потенциал. Разница между неудачниками и теми, кто сможет выточить себя, как Пигмалиона, из камня – в реальном действии.


Развитие личности – основополагающая составляющая процесса формирования человека.Тесно связанное с физиологическим и психологическим ростом личностное развитие не является полностью зависимым от этих процессов направлением формирования человека. Нередко прекрасное личностное развитие сочетается с физической слабостью и неразвитой памятью.

Дополняя и сменяя друг друга, рост и развитие формируют человека, предоставляя ему множество возможностей для физического и личностного совершенствования. В отличие от развивающихся по жесткой программе растений процесс формирования человека гибко изменяется, позволяя вместе с ростом физических способностей развивать нравственные и духовные качества – стойкость, душевную глубину, логику мышления и другие.

Развитие качеств личности

Оставаясь самостоятельным направлением формирования человека, личностное развитие связано с физиологией и психикой, создающими условия для повышения его уровня. Успешно развивать можно только те личностные качества, для которых созданы соответствующие предпосылки.

Невозможно развить мужественность у годовалого младенца – ребенок не готов к этому психологически и недостаточно развит физически.

Во время формирования человека происходит периодическая смена процессов его роста и развития, напоминающая смену вертикального и горизонтального движения.

Период горизонтального роста, когда происходит аккумулирование знаний и навыков, сменяет стремительный вертикальный переход на новый уровень личностного развития и следующий за ним этап горизонтального роста, где человек адаптируется к новым условиям и возможностям.

Достигая своей наибольшей интенсивности в детстве, процессы роста человека замедляются с возрастом, а затем, по истечении определенного периода жизни начинают иметь ярко выраженный регрессивный характер. У большинства пожилых людей снижаются интеллектуальные способности, слабеет память, атрофируется часть мышечных тканей. Любопытно, что на фоне регресса психических и психологических способностей личностное развитие может продолжаться.

», где возник вопрос: что такое духовное развитие и что такое личностное развитие и чем они отличаются.

Почему возникает подобный вопрос, когда на первый взгляд все очень просто. Я решила посмотреть, что же предлагают на просторах интернета под понятием «духовное развитие» и оказалось, что пишут кто во что горазд. Кто-то предполагает, что чтение духовной литературы уже означает духовное развитие, кто-то пишет, что духовное развитие - это занятие йогой, медитациями, психотехниками, пение мантр. Или просто пишут - мыслить позитивно это и есть развиваться духовно.

Чтобы детально разобраться в этом вопросе, предлагаю, как всегда начать с определений.

Пересмотрев множество словарей, которые дают определение слову «личность», увидела, что и этом определении много расхождений. Но все они содержат одно общее, от чего и будем отталкиваться в этой статье. Слово «личность» объединяет в себя социально-значимые качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения). Тогда развитием личности будет работа, направленная на раскрытие своих индивидуальных способностей для проявления себя или самореализации в социуме. И это показатель, созданный человеком.

С духовностью оказалось сложнее, так как какого-то общего понятия духовности не нашлось. Я взяла за основу определение из Векепедии:

«Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и в человеке». Получается, что духовность не связана с социальной реализацией. А развитие духовности- это познание и развитие проявлений духа в мире и в человеке, развитие самосознания, поиск внутреннего света, берущее начало в том, что человек изначально существо духовное, путем отсечения всего того, что не является проявлением духовности.

«Человек есть существо духовное… Что же за свойство такое «духовность»? И вот тут мы окажемся в очень нелегком положении. Весьма нелегком. Это огромная философская трудность. Она заключается в том, что здесь перед нами некий аналог, ну скажем, принципа неопределенности в физике. Дело в том, что духовность мы познаем духом же. Здесь у нас нет возможности выйти за пределы вот этих двух моментов: познающего субъекта и объекта, который мы познаем. Потому что мы заключены внутри этого. Материю мы можем еще как-то определить и то, как вы знаете, с определением материи все боле и более сложно становится… Материя - это то, на что сознание смотрит извне. А дух - это то, в чем сознание живет. Поэтому всякое абстрактное, всякое схематичное определение духа всегда будет безнадежно условным и неточным… Всегда проще сказать, чем дух не является, чем сказать, что такое дух действительно… проще определить земное, ограниченное ».

Александр Мень.

Проанализировав понятия «личность» и «духовность», я выделила восемь отличий, по которым можно определить, что мы развиваем в себе - личностные качества или духовное начало.

1. Границы.

Если развитие личности - это эффективная реализация в социуме, то границы задаются извне, т.е. социумом. Действие идет от стимулов внешней среды и этой внешней средой действия ограничиваются. Личностное развитие измеряемо и является материальной стороной человеческого бытия.

Например, желание стать успешным. Задаются внешние границы (как пример - заработок в 5000 долларов в месяц), при которых можно о человеке сказать, что он успешен в социуме.

При духовном развитии - происходит поиск своих внутренних границ, внутренних обусловленностей, и как результат духовного развития - встреча с самим собой истинным. Духовная сторона человеческого бытия.

При духовном развитии нет стремления стать кем-то или каким-то, что обычно предлагает личностное развитие, здесь задаются другие вопросы: кто я? зачем я? для понимания себя, своих ограничений, защитных механизмов, своих личностных масок, своей природы, для поиска своего источника света вне зависимости от внешних обстоятельств и показателей.

«Несмотря на все наши проблемы и всю путаницу, несмотря на наши эмоциональные и психологические взлеты и падения, в самой основе человеческого бытия есть нечто изначально доброе. Если мы не в состоянии открыть этот источник добра в собственной жизни, то каковы же наши шансы улучшить жизнь других?

Открытие подлинного добра приходит через правильное понимание очень простых переживаний. Речь не о том, как это здорово - почувствовать, как ты заработал миллион долларов, закончил колледж или приобрел новый дом. Мы говорим о глубинном благе - быть живым , - которое не зависит ни от наших достижений, ни от исполнения наших желаний. Мы постоянно улавливаем его проблески, но чаще всего не умеем их распознавать».

Чогьям Трунгпа.

2. Путь.

Личностное развитие подразумевает под собой, что есть какая-то цель, к которой необходимо стремиться. Есть начальная отправная точка, и есть конечная. Поэтому в личностном развитии предлагается цель и способы ее достижения. Путь при личностном развитии - это путь достижения.

Предполагается, что есть что-то не внутри нас, а снаружи, что ограничивает нас и преодоление этого ограничения поможет нам достичь желаемого.

С целью получения материальных вещей - это понятно, а если ставится нематериальная цель? Например, цель стать счастливым. Счастье - это внутреннее субъективное ощущение. Но в личностном развитии это ощущение подменяется материальными объектами, например, заработаю миллион долларов и буду счастлив, выйду замуж и буду счастлива и т.п.

Разве наши ощущения могут быть целью? Это скорее происшествие и мы можем что-то предпринять, чтобы это происшествие случилось, но закрепить и удержать его мы не в силах.

Если вам предлагают какую-то цель, к которой необходимо стремиться, которую необходимо достичь, даже если вам предлагают достичь просветления - это не духовное развитие, это личностный рост.

Духовное развитие идет из состояния, что все необходимое у нас есть, но нам нужно это найти в себе. Поэтому духовное развитие - то всегда путь поиска, постижения.

Вообще духовность - это просто другой способ жизни, где ничего не надо достигать, где все уже есть. Это не товар, который надо приобрести. Духовность - это познание, переживание, прочувствование реальности, в которой мы находимся, и которая является частью нас.

3. Обнаружение себя.

В личностном развитии для того, чтобы обнаружить себя, необходим кто-то помимо нас. Принятие себя идет через принятие нас другими. Стать лучше, стать совершеннее, стать успешнее, чем КТО-ТО. Я сам по себе не важен и не нужен, но если я важен и нужен кому-то (обществу, родителям, детям и т.п.), то жизнь моя имеет смысл.

В духовном развитии обнаружение себя происходит через принятие себя. Человек интересуется собой, интересуется тем, что есть у него. Исчезает желание стать кем-то или каким-то. Никто и ничто снаружи ему не нужно, чтобы стать таким, каким он хочет быть, он не нуждается ни в поддержке, ни в одобрении. Человек сам знает, что он хочет, что ему необходимо, появляется внутренняя сила, внутренние знания, пропадают разнообразные иллюзии по поводу себя. Человек в первую очередь нужен сам себе, причем он может не быть успешен социально, но при этом быть счастливым и удовлетворенным своей жизнью.

4. Отношение к настоящему и будущему.

Весь личностный рост строится на образе будущего. У нас нет чего-то сейчас, но если мы предпримем такие-то шаги, то это у нас появится. В личностном развитии мы нацелены и живем завтрашним днем. И самая большая проблема в таком образе жизни - это обесценивание настоящего, поэтому при личностном развитии настоящее не является ценностью.

При духовном развитии другие отношения со временем. Будущее и прошлое не актуальны, существует только настоящее и это самое ценное, что мы имеем. Все внимание уделяется осознанию каждого момента жизни. Ничего не надо достигать, все уже есть, надо только это увидеть. Внешние ситуации дают стимул для исследования себя, своей обусловленности, потому что какие мы сегодня, такие ситуации и притягиваем.

5. Гарантии

При личностном развитии велика потребность в безопасности и в гарантии. Хоть мы и понимаем, что гарантированного будущего в постоянно меняющемся мире нет, но нам очень хочется сохранить эту иллюзию. Если вам обещают какие-то гарантии, то это однозначно личностное развитие. Все становится средством. И при этом свобода ставится целью. А какая может быть свобода, если необходимы гарантии? Все происходящее воспринимается не как событие, как следствие усилий или бездействия, как награда за труды.

При духовном развитии свобода - это отсутствие каких-либо гарантий, полная неизвестность, что будет дальше. Все воспринимается, как событие для постижения. Радость, печаль, предательство - это просто события, без какой-либо оценки, событие для постижения, для переживания, для осознания.

6. Идеал.

При личностном развитии всегда присутствует стремление к идеалу: идеальной жизни, идеальным отношениям, поиск идеального супруга, супруги. Идеал необходим для того, чтобы ощутить значимость своей жизни. Поэтому широко применяются такие личностные оценки, как высшее и низшее, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно, морально-аморально. Социум давлеет над нами своими ценностями и требованиями, управляет нами через систему поощрений и наказаний. Все подгоняется под идеальную модель.

В духовном развитии нет разделения на оценочные понятия, любое действие имеет свой смысл, который необходимо познать. Идеала нет, а есть желание познать сущность, а для этого необходимо научиться видеть ситуацию целостно и безоценочно. И все самое важное и главное, где мы можем получить все, что нам необходимо для духовного развития - это наша обыденная жизнь.

7. Соревнование.

В личностном развитии всегда присутствует спортивный принцип организации жизни: соревнование. Всегда есть победители и побежденные. Идеал, идеальная жизнь - это жизнь победителя. И чем больше человек развит социально, личностно, тем больше у него шансов стать победителем.

В духовном развитии соревнования нет. И в чем соревноваться? Принятие себя автоматом ведет к принятию другого, а где есть принятие, там нет соревнования, нет желания переделать кого-то. Доминанта не соревнование, а опознавание, знакомство, осознавание, переживание.

8. Самореализация.

Самореализация может быть в виде самоутверждения и самовыражения.

Если у вас есть потребность самоутвердиться, оставить свой след в истории, показать себя миру, что-то кому-то доказать, то это путь развития личности.

Невозможно сказать, что одно развитие лучше другого. Каждый выбирает для себя свой путь. Человек социально благополучный и успешный вряд ли будет готов встать на путь духовного развития, потому что ему и так хорошо в той жизни, которую он живет. Духовное рождение не может произойти в условиях благополучия. Просто знание, чтение духовных книг не в состоянии что-то изменить в жизни.

Чтобы произошло изменение, необходимо преломление сознания, которое чаще всего происходит через сильную боль, когда проходишь через нее и начинаешь чувствовать то, на что раньше совсем не обращал внимания. Когда для нас становится важным не быть кому-то нужным, а быть нужным, прежде всего самому себе.

«В один прекрасный день вы можете открыться, но первое, что для этого нужно сделать, - надо еще раз родиться, родиться по отношению к жизни, понять, что жизнь - это жизнь, а вы - это вы, и тогда, выделившись из этой второй матки, из жизни, как утробы, вы можете обрести всю тотальность. Для этого не надо отказываться от жизни, для этого из жизни надо вылезти и увидеть, что еще вот это, вот это, вот это и вообще пребывание в мире - это действительно увлекательнейшее приключение.

И тогда нам станут понятны многие до сих пор непонятные вещи: почему можно пить водку и при этом духовно развиваться, и почему можно не пить, не есть, не любить, а только медитировать и при этом духовно регрессировать. И почему не обязательно ни то, ни другое, ни двадцать третье, ни сто пятидесятое, и вообще ничего не обязательно. Ибо необходимы и достаточны только два компонента - ты и мир для бытия, ты и жизнь для жизни. А все остальное - это совершенно персональное, замечательное полотно, но не линия. Ибо линия, образ жизни, как линия порожден идеей достижения, а не постижения, порожден идеей, что знание существует как отдельная, выделенная, вычисленная, сепарированная от мироздания вещь».

И.Калинаускас

С уважением,

Сегодня во всем мире проводится большое количество семинаров и тренингов по личностному развитию. Но что такое - личностное развитие? Вроде бы, вопрос предельно прост. Действительно, если сегодня я знаю больше или умею делать что-то лучше, чем вчера, то я развиваюсь. Можно говорить об интеллектуальном, профессиональном, физическом или ином развитии.

Вряд ли кто-то усомнится в моем развитии, если я скажу, что за последние три года выучил суахили и географию Африки, научился профессионально стрелять из винтовки и получил черный пояс по дзюдо. В свою очередь, это помогло мне развиться материально. Я очень хорошо заработал за последний год, работая в спецслужбах, - живу в Африке и уничтожаю тех людей, на которых мне укажет моё начальство. Более того, я очень люблю свою работу - она позволяет мне реализовать все мои знания, умения и навыки!

Вы скажете, пример экстремальный и редкий? Приведу другие примеры: сотни тысяч чиновников делают карьеру в органах власти, что позволяет им брать все большие взятки и использовать должность в корыстных интересах. Программисты-хакеры осваивают все новые программы и взламывают банковские счета, создают и запускают разрушительные вирусы. Автомобилисты разрабатывают все более мощные модели машин, а в авариях погибает все больше людей. Открываются новые производства, и ухудшается экология. Перечень можно продолжать долго.

Это все примеры развития человека и общества. Не подумайте только, что я против экономического развития или технического прогресса. Но все же - согласитесь: что-то здесь не так, если развитие общества делает жизнь людей все опаснее. Что не так?

Чего не хватает, чтобы своим развитием не ставить под угрозу жизнь свою и других людей? По моему убеждению, не хватает самого главного - наличия понимания на клеточном уровне ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ людей друг от друга, людей и природы в целом. Медленный и сложный процесс осознания ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ по-другому называют нравственным или этическим развитием. Именно этическое развитие является стратегически и принципиально важным для человека и человечества в целом. Именно нравственный уровень человека в конечном итоге определяет уровень развития общества и всей цивилизации.

В то же время рациональную пользу от нравственного развития человеку увидеть трудно. Что такое вообще нравственное развитие? Доброта, терпение друг к другу, уважение чужих ценностей и мнений, сострадание, щедрость… Хорошо, но что мне это развитие дает? И как я могу развиваться нравственно? Я понимаю, как развиваться интеллектуально, физически, профессионально, но как развиваться нравственно - непонятно. Итак, два простых вопроса - какая практическая польза от нравственного развития и как это - развиваться нравственно? Вопросы простые, но ответить на них весьма непросто.

Поймет ли семилетний ребенок объяснения взрослых, зачем ему надо будет 10 лет учиться - развиваться? Вряд ли. Так вот, смею осторожно предположить, что уровень нравственного развития подавляющего большинства людей - в том числе и политиков, бизнесменов, ученых - тех, кто формирует современную общественную парадигму, находится где-то в двенадцатилетнем возрасте. Но согласитесь - и это огромный исторический прогресс! Будь мы нравственно на пару-тройку лет моложе - мы бы с нашим не по годам развитым интеллектом друг друга уже уничтожили.

Этика, как и сама жизнь, понятие не статическое, а динамическое. Так же, как физиологически, нравственно человек проходит три основные стадии развития:

  1. Зависимость - первые годы своей жизни человек физически зависим от родителей, своего окружения. Иначе он просто не выживет.
  2. Независимость - половая зрелость сопровождается желанием выделить свое Я из окружения, «обрести свободу». Теперь все, что мешает реализовывать свои желания, воспринимается как посягательство на свободу личности. (В этом периоде человечество сейчас и находится).
  3. Взаимозависимость - осознание единства людей, природы, космоса.

Когда осознание взаимозависимости и единства насыщает, как кислород, клетки тела человека, то служение людям как основной мотив деятельности по сути своей сравнивается со служением самому себе. И именно это начинает приносить радость и удовлетворение. Но если это осознание еще не пришло, человек видит и сознает себя отделенным от всех и всего, то естественно, его ценностная система сконцентрирована вокруг своих индивидуальных желаний; служение другим видится глупой блажью (собственно, как и эта статья). Таким образом, показателем нравственного развития являются наши ценности и желания. Чаще всего это очень конкретные желания: позвонить больному другу, уступить место в общественном транспорте, пропустить спешащую машину, подать милостыню, накормить голодного котенка, убрать с лужайки мусор и пр. Если это ваши искренние желания, то реализуя их, вы испытываете радость. Это ли не практическая польза от нравственного совершенствования?

Но не будем наивными. Мы с вами живем в эпоху тотальных свобод. Субъективные желания человека определяют для него ценность, а не некие общечеловеческие ценности определяют его желания. Желания получать удовольствия и пользу - вот основные стимулы, которые сегодня влияют на наш выбор. Что из этого мотивирует нравственное развитие? Субъективизм по своей природе плохо совместим с идеей универсальности этических норм. И любые разговоры и проповеди о том, что такое хорошо, а что такое плохо, - эффект имеют весьма незначительный, а порой и прямо противоположный.

Приведу другой пример. Как вы думаете - что нормальный двенадцатилетний ребенок выберет, будь он волен сам выбирать - новую электронную игрушку или поход в школу за новыми знаниями? Вопрос риторический. Только вот за детей пока все еще решают взрослые. Но за себя «взрослые» решают сами и поэтому… приобретают игрушки. Нравственная составляющая этих игрушек мало кого волнует, главное - чтобы было интересно. Фильмы, книги, шоу, компьютерные игры могут культивировать насилие, но при этом привлекать внимание миллионов людей. Почему? Потому что сняты, написаны, сделаны ярко и привлекательно, а порой и, чего греха таить, талантливо.

И все же - возможно ли, чтобы удовлетворение субъективных желаний приводило к развитию в человеке универсальных ценностей? Другими словами - что способно стимулировать нравственное развитие человека? Ответ логично вытекает из наших предыдущих рассуждений - это то, что:

  • а) выполнено талантливо и красиво;
  • б) людям интересно и привлекает их внимание;
  • в) может быть полезно.

Единственное, ко всему прочему это должно содержать глубокий нравственный смысл.

Есть такая сфера, которая живет параллельной с нами жизнью, в которую мы частенько мечтаем погрузиться глубже, потому как она нас привлекает, но времени чаще всего не находится. Зовется эта сфера Искусством. Во все времена рядом с обычными людьми жили и живут Творцы - талантливые люди, чей «нравственный возраст», говоря нашими терминами, был намного старше среднестатистического. Своими этически зрелыми и эстетически прекрасными творениями - прозой, стихами, картинами, музыкой, архитектурой, режиссурой, актерской игрой - они, сами того не сознавая, развивали человека нравственно. Думаю, в немалой степени человечество им обязано тем, что до сих пор себя не истребило. Изучение, постижение, проникновение вглубь признанных шедевров мирового искусства - верный путь развития эстетического и этического.

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

пн, 4 Марта, 2019 - 18:00
Киев
Тета хилинг. Базовый сертифицированный курс
8400 грн

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребенка. Наличие соответствующих отклонений или затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врожденной или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребенка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребенок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях . Он обречен на индивидное (животное) существование.

Врожденные аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как .

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических усло-вий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека . Развитие личности - это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта