Главная » 1 Описание » Экономическая и культурная жизнь согдианы. Эрмитаж выставка "История создавалась здесь"

Экономическая и культурная жизнь согдианы. Эрмитаж выставка "История создавалась здесь"

Согд (Согдиана) - территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья). Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда - Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию. Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках - в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд. В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский - так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства - наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль. Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.


Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению. На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено. К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э...


Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие. В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще...


В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи. Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука...


Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа. Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх...


Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так. что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне. Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)...

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении. Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)...

согдиана, согдиана вспоминай меня
Согдиа́на (также Согд ; др.-греч. Σογδιανή ; перс. سغد ‎ - Sōġd; тадж. Суғд - Sughd; узб. So`g`d - Сўғд ) - историческая область в Средней Азии в междуречье Окса и Яксарта. Ныне территориально разделена между Узбекистаном (где располагался центр Согдианы город Самарканд) и Таджикистаном (Согдийская область).
  • 1 История
  • 2 Культура
  • 3 География
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

Согдиана на карте Империи Ахеминидов

Название Согд впервые упоминается в священной книге «Авесте». Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства - Мараканда.

Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда - провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма). Согдиана лежала к северу от Бактрии.

На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. VI-IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329-327 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, править которой был назначен Филипп. По некоторым данным, Кирополь (Худжанд) был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.

После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) спустя 2 года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии Стасанору. 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н. э., когда было ослаблено скифами и подчинено Хорезму. первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства.

В конце IV-V вв. н. э. был покорён эфталитами, в VI-VII вв. - Тюркским каганатом.

С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā "l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй. Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами. Один из последних согдийских правителей Деваштич поднял против них восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанского эмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление. Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728-729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае.

Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский. состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

Культура

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. - первые века н. э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба - первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III-I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.

Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство).

География

Согд делился на несколько владений. письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи - Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

См. также

  • Согдийцы
  • Согдийский язык

Литература

Примечания

  1. 1 2 AsiaPlus
  2. Диодор Сицилийский Историческая библиотека Книга 18. 39.6.
  3. Согдийские тексты с горы Муг. Чтение, перевод, комментарий. Выпуск II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. М., 1962.

Ссылки

  • Три согдийских документа с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 1. 1959. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • Три письма с горы Муг // Проблемы востоковедения, № 6. 1960. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  • О интерпретации некоторых документов с горы Муг и местной топонимике // Вестник МГУ. Серия VIII. История. № 3, 1992. Восточная литература. Проверено 13 февраля 2011. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.

согдиана, согдиана - неделимы, согдиана биография, согдиана википедия, согдиана вспоминай меня, согдиана песни, согдиана птица без крыла, согдиана сердце магнит, согдиана фильм, согдиана фото

Ни знойные пустыни, ни снежные вершины гор не могли помешать бесчисленным паломникам из многих далеких и сопредельных стран посетить в Индии места, связанные с различными событиями в жизни Будды. Однако, распространение буддизма на запад в свое время носило, пожалуй, еще более ярко выраженный характер, чем распространение его на восток.

Хинаяна, распространившись в Средней Азии, сохранилась там именно в тех школах, которые так или иначе являлись шагом к Великой колеснице (путь от Махасангхики к махаяне). Вселенский же характер махаяны и связанных с ней искусства и наук способствовали широкому распространению буддизма в странах Средней Азии и затем Дальнего Востока.

С точки зрения территориально-временных факторов удобнее рассматривать данный регион в плане четырех основных государственных образований, к которым относились 1) Бактрия и Греко-Бактрийские царства Селевкидов (Восточный Иран, он же - современный Афганистан, Маргиана - современная Туркмения, Северная Индия - современный Пакистан), 2) Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан), 3) Кушаншахр (Бактрия - Тохаристан, Северная Индия - Гандхара) и 4) Восточный Туркестан (Хотан, Куша, Яркенд и др.).

Бактрия или Бактриана, позже Тохаристан и Балх - древняя область Ср. Азии в бассейне реки Аму-Дарья. Граничила с Согдианой, Арахосией, с Гандхарой и Маргианой. Главный город - Бактра или, позднее, Балх. В VI - IV вв. до н. э. входила в персидскую державу Ахеменидов. Можно предположить, что первые представления о буддизме на эту территорию стали проникать еще в ту эпоху, но более вероятно, что это связано с Греко-Бактрийским царством.

В III в. до н. э. Бактрия была завоевана А. Македонским. После раздела его империи от владений Селевкидов откололось Греко-Бактрийское царство (250 гг. до н. э. и 130 гг. н. э.). После распада империи Маурьев ее северо-западные районы во II в. до н. э. также попали под власть греко-бактрийского и парфянского государств. Греко-индийский царь Агафокл чеканил на своих монетах буддийские символы, так же, как приверженец буддизма греко-бактрийский царь Менандр чеканил на своих монетах (найденных на территориях современных Афганистана, Пакистана и Сев. Индии) дхармачакру.

Греко-бактрийский царь Менандр или Милинда, согласно палийским источникам, правил в 130-100 гг. до н. э. В палийском неканоническом сочинении "Милинда-паньха (Вопросы царя Менандра)" этот царь предстает образованным и глубоким мыслителем, совмещающим царскую власть с постижением истины. Его собеседником, отвечающим на вопросы царя, предстает архат Нагасена, принадлежащий к хинаянской школе Кашьяпия. Данный источник свидетельствует о ши-роком распространении буддийских идей в Бактрии в указанный период

При кушанах Бактрия стала называться Тохаристаном. В I - II вв. тохары, индо-европейский народ иранского происхождения, жили в Бактрии вместе с кушанами, одним из пяти родственных им народов. Затем они объединились с кушанами ив 130 г. разрушили Греко-Бактрийское царство. Название Бактрии - Тохаристан - сохранялось до XIII в. Таким образом Бактрия со столицей в Балхе (развалины в 18 км от Мазари-Шерифа в Афганистане) входит вместе с Согдианой в Кушаншахр (II-I вв. до н. э.-П в. н. э.) - Кушанскую империю.

С I в. до н. э., с момента возникновения Кушаншахра, роль буддизма усиливается и он стал распространяться на юго-восточные территории Парфии (Северо-Восточный Иран и Хорасан) и Маргианы (современная Туркмения). Китайский паломник Хой Чао, посетивший Тохаристан в 726 г., писал: "Правитель, знать и народ почитают буддийское Учение... здесь много монастырей и монахов". По сведениям другого известного китайского путешественника и учителя Сюань-Чжуана, посетившего Термез (его развалины находятся к югу от Душанбе), там находились десятки монастырей с тысячами монахов, были построены ступы и изображения Будды.

Сейчас от былого великолепия остались лишь руины, где ведутся археологические раскопки, названия древних святилищ сменились названиями поздних поселений, возле которых они были обнаружены: Фаяз-тепе (холм), Каратепе, Айртам, Занг-тепе (где были обнаружены буддийские рукописи на бересте), Аджина-тепе (где найдена 14-метровая статуя Будды), городище Калаи-Кафирниган и многие другие.

Согдиана

Согдиана или Согд (Сугуд) - древняя страна в Средней Азии, расположенная в районе рек Зеравшана и Кашка-Дарьи. На севере граничила с масагетами, на юге с Бактрией. По персидским надписям известна с VII в. до н. э. Столицей ее была Мараканда (Самарканд). Вместе с Парфией и Хорезмом входила в Ахеменидскую империю. Позже входила в империю Александра Македонского и затем (III в. до н. э.) в империю Селевка и Греко-Бактрию. В I в. н. э. вошла в империю Кушаншахр. Согдийцы - ирано-язычный народ, предки современных узбеков и таджиков, среди них были распространены зороастризм и буддизм (Саманизм). В Согдиане применялось согдийское письме на основе арамейского алфавита, на котором осталось достаточно уцелевших фрагментов буддийских писаний. Несмотря на то, что иногда из-за нетерпимости местных властей возникали трения между двумя общинами, буддизм был распространен достаточно широко и сосуществовал с Маздаизмом. Об этом свидетельствуют название города Бухара, происходящее от санскритского "вихара" - монастырь. Согдийцы сыграли важную роль в проповеди буддизма в Средней и Центральной Азии (в том числе в Тибете).

Кушаншахр

Кушаны или тохары (по-китайски юэчжи), одно из пяти родственных ирано-язычных индо-европейских племен, теснимые гуннами, вторглись в Бактрию и Северную Индию. При Кадфизе I (15-45) произошло объединение кушан и образование в I - IV вв. н. э. государства Кушаншахр (Империи Кушан). Они сменили греко-бактрийский период в истории региона. Вима Кадфиз II (45-78) вторгся в Сев. Индию, а Канишка (78-123) расширил империю до максимальных размеров. Так, в первые века н. э. в этих регионах выросло конгломеративное государство Кушанов. В период своего расцвета, во время правления Канишки, в I в. н. э., Кушанская империя занимала территории бывшего греко-бактрийского царства, частично Ирана, сильно углубляясь в районы Средней Азии.

Таким образом, империя Кушан охватывала значительную часть территории Индии, Средней (современные Узбекистан, Таджикистан, Афганистан) и Центральной Азии; однако кушаны вторглись не как разрушители, а как покровители того великого, что было уже создано на подвластной им отныне территории. Кушанские правители, особенно Канишка прониклись учением Будды, хотя наряду с Буддизмом они покровительствовали и другим индийским религиям, например шиваизму, культ которого, тем не менее, не получил широкого распространения в Кушаншахре.

Кушаны положили начало новой эре богатых подношений монастырям, составивших прочную основу для развития махаяны; ни один из поздних домусульманских царей не нарушил этой традиции даро-подношения.

Век Канишки - это второй золотой век Буддизма после Ашоки. Как и Ашока, он поставил Буддизм на службу интересам государства, но при этом покровительствовал его более популярной форме, махаяне. В связи с этим обстоятельством стал активно развиваться культ сподвижников Будды - бодхисаттв. При этом Канишка покровительствовал всем течениям и школам в Буддизме. Сохранилась записанная фраза Канишки: "Тот, кто различия между личностями, отсекая, устраняет, тот находится на переднем конце пути".

По сохранившимся фрагментам уцелевших после арабского нашествия письменных источников (к этой школе принадлежал известный текст "Махавасту") известно, что в Кушаншахре была распространена буддийская школа Махасангхика-локоттаравада, которая повсеместно пребывала в Бамиане. Достаточно вспомнить гигантские многометровые изваяния Будды в Бамиане (Афганистан), высеченные прямо в материковой скале. Об этом же свидетельствуют остатки бесчисленных ступ в Средней Азии.

Данная школа проповедовала особую (космическую) природу Будды в ее запредельном аспекте и особую роль бодхисаттвы (идея махакаруна - "великое милосердие"). Махакаруна считалась реализуемой на 8 уровне бодхисаттвы (бхуми Ачала), после чего была невозможна деградация. Такие свидетельства говорят об уже развитой махаяне. Тексты Махасангхики-локоттары были написаны на кхароштхи, письме арамейского происхождения, на котором писали справа налево. Эта школа отделилась от общей Махасангхики и стала продвигаться на Запад.

Также есть свидетельства о наличии в кушанский период школы Самматия, проповедающей учение о "Я" Будды и "я" личности. Самматия считалась ответвлением школы Ватсипутриев, буддийских персоналистов. В IV в. Самматия распространилась в Индии (Матхура, Сарнатх) и западной Индии (Мальва). По сообщению Сюань-цзана от VII в. в указанное время эта школа была самой распространенной в Индии

Следом за Махасангхикой здесь стала распространяться Сарвастивада, ее адепты писали уже на индийском письме брахми. Особое развитие в Средней Азии получила Вайбхашика - ветвь школы Сарвастивады. Несмотря на то, что эта школа была хинаянской, в ней был ряд моментов, сближающих ее с махаяной.

Параллельно развитию буддийских идей в кушанскую эпоху расцветает искусство. Само это искусство было обусловлено греко-иранским вкладом, поскольку именно в кушанской Бактрии происходило слияние гандхарской и более поздних индо-буддийских школ с местной школой искусства. Возобновляется создание антропоморфных образов Будды и появляется интересное нововведение - строительство храмов не для верующих, а для священных изображений Будды.

При Канишке был проведен IV буддийский собор в Пурушапуре (Пешавар), на котором присутствовали 500 бхикшу, представителей различных буддийских школ, за исключением тхеравады. Собор, под руководством Васумитры одобрил новую редакцию Винаи и комментарии к ней, а также к сутре и Абхидхарме. Был создан канон Сарва-стивады, особым почитателем которой считался сам Канишка. Тексты записали на санскрите, на медных пластинах, которые были закопаны в построенную в честь такого случая ступу. Во времена Канишки жили великие буддийские деятели, писатели и поэты: Ашвагхоша, Васумитра, Арьяшура, Нагарджуна и др.

При наследниках Канишки (Хувишке и др.) Буддизм также почитался, до тех пор, пока в IV веке н. э. Кушанская империя не сошла со сцены.



Согдийское государство

Введение

2 Развитие и расширение территорий Согдийского государства

Особенности Согдийской культуры и торговли

1 Особенности Согдийской культуры

2 Согдийское государство в истории Центральной Азии

3 Согдийская торговля на Великом Шелковом Пути

Заключение

Список литературы

Введение

Согдиа́на (также Согд; авест. Gāum yim suγδō.šaiianəm, Осёдлое поселение, обиталище согдийцев; др.-перс. Suguda-; др.-греч. Σογδιανή; перс. — Sōġd; тадж. Суғд — Sughd) — распространённое греческое название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира), южного Узбекистана (включая Самарканд и Бухару) и северного Афганистана.

Первое упоминание о древней Согдиане встречаются в священной книге зароастризма — Авесте, а также в Ахеменидских источниках, в надписях царей Дария и Ксеркса.

По свидетельству этих источников, среди сатрапий (области) Ахеменидской империи упоминается провинция под названием "Сугуда". Ссылаясь на эти надписи, исследователи считают, что "ее непосредственными соседями были Бактрия, Хорезм и на севере восточно-иранские племена — саки. В Авесте "Сугда" приводится для обозначения Согдианы как страны и как народности.

Сюань-Цзяна который посетил город в 629 г.

соответствует восторженным свидетельствам исламских географов. В связи с этим, нельзя забывать, что Согдиана, особенно города Самарканд и Бухара, стали местом персидско-таджикского возрождения литературы и культуры в IX-X вв. Существенна роль, которую играл согдийский элемент, видна в согдийских заимствованиях в персидско-таджикском языке, которые встречаются в литературных трудах раннего классического периода.

Возникновение и развитие Согдийского государства

1 Образование Согдийского государства

В VIII — VII вв. до н. э. образуется древнее Согдийское государство со столицей Самарканд. История сохранила много легенд и версий о названии города. Наиболее распространенные из них ассоциируются с определением слова "Самария" как "места сходки", "собрания", "сбора торгового люда".

Одна из легенд связывает название города с мифическим правителем Самаром. Как рассказывается в "Сахарной книге об истории Самарканда" (сокращенно — Кандия), этот правитель после долгих поисков нашел прекрасное место, в котором ему особенно понравились вода и воздух. "Он приказал вырыть колодец, и землю из него извлечь.

Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город". Греческое название Мараканды является передачей названия Самарканда. Ученый энциклопедист Востока Абу Райхан Беруни приводит его тюркскую версию: "Семизкент" — "жирный, богатый город".

В центре Самарканда для военной элиты был возведен грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан.

Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, "ратха-эштар" — "стоящие на колесницах". Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахурамаздой сразу же за первостраной "Арийским простором".

За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана).

Античные авторы описывают Согд этого времени как крупное владение, связанное с кочевыми народами "саками, которые за Согдом", и "заяксартскими турами". Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Но наиболее тесным был союз с южными владениями — Бактрией, Афганистаном, Индией. Согд входит вместе с Бактрией в одну ахеменидскую сатрапию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит.

Открываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр — акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников, формируется сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.

Изучение Согдианы началось во второй половине XIX в., и особенно усилилось в начале XX столетия.

В 1904 г. через два года после первой немецкой Турфанской экспедиции в Центральной Азии, В.Ф. Мюллер отвечающий за идентификацию или расшифровка различных рукописей, найденных экспедиций, опубликовал статью под названием "Часть рукописей сохранившихся сочинений из Турфана".

Таким путем согдийский язык стал реальностью. Таким образом, ханские летописи сообщает, что народы от Ферганы до Парфии говорят на разных языках, но все же понимают друг друга. Это можно принять как за доказательство того, что в то время Вароруд был еще в целом ир�

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 11 января 2018; проверки требуют.

Керамическая фигурка согдийского купца в северном Китае, династия Тан, 7-ое столетие нашей эры

Согдиа́на (также Согд ; др.-греч.Σογδιανή; перс.سغد‎ ; тадж.Суғд; узб.So`g`d) - древняя историческая область в Центральной Азии, в восточном междуречье Окса (Амударья) и Яксарта (Сырдарья), в центре Зарафшанской долины.

С IX века стала называться частью Мавераннахра и государства Саманидов. Ныне на бывшей территории Согда существуют государства Узбекистан (где располагался центр Согдианы - город Самарканд) и Таджикистан (территория Согдийской области).

Название Согд (авест.Gāum yim suγδō.šaiianəm , «Оседлое поселение, обиталище согдийцев») впервые упоминается в священной книге «Авесте» в перечень 16 «наилучших стран» созданной Ахура Маздой для человечества, как вторая наилучшая страна после Аирьяна Ваэджо (авест.Airiianəm vaējah ) (прародина Ариев), что указывает на важность этого региона с древних времен. Предполагают, что это слово имело следующие значения «священный», «горящий» или «чистый».

В том же Авесте в Мехр-яште (Yt. 10.13-14), где описывается весь регион, в котором обитают арийцы, Согд наряду с Хорезмом и четырьмя другими странами указаны как страны «Аирьяшаяны» (авест.airiiō.šaiiana- ) - «обиталища ариев».

Исследователи считают, что Согд состоял из трёх частей: Бухарского, Самаркандского и Кашкадарьинского Согдов.

В VIII веке до нашей эры здесь была основана столица государства - Мараканда (Самарканд).

Вторая столица Согда находилась на месте нынешнего городища Кук-тепа в Пайарыкском районе Самаркандской области. Впоследствии на территории Согда появились также другие города, включая Кирополь.

Ахеменидский правитель Кир II Великий покорил Согдиану во время кампании в Центральной Азии в 546-539 годах до н. э. Топоним Согдиана использовался как название области Сугуда - сатрапииимперии Ахеменидов, девятнадцатая в надписи царя Дария I Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира) и Узбекистана (кроме Хорезма).

Согдиана лежала к северу от Бактрии.

Согд входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу на протяжении VI-IV веков до н. э., по крайней мере до правления Артаксеркса II. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в её 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.

В 329-327 годах до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 327 году до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. Одним из решающих событий стала битва у Политимета (река Зерафшан), в которой греко-македонские войска впервые за семилетнюю военную кампанию потерпели поражение.

Тем не менее, в итоге восстание согдийцев было подавлено. Александр Македонский объединил Согдиану и Бактрию в одну сатрапию, правителем которой был назначен Филипп III Арридей. По некоторым данным, Худжанд был переименован в Александрию Эсхату (Александрия Крайняя) Александром Македонским.

После смерти Александра Македонского (323 год до н. э.) спустя два года по соглашению в Трипарадисе Согдиана вместе с Бактрией досталась сатрапу Арии (переименованной в Дрангиану) Стасанору.

В 305 году до н. э. эти владения были завоёваны царством Селевкидов. В середине III в. до н. э. эта сатрапия была преобразована Диодотом в Греко-бактрийское царство, которое просуществовало до II века до н.

э., когда было ослаблено кочевыми племенами (скифами и юэчжи) и подчинено Хорезму. В первые века н. э. Согдиана входила в состав Кушанского царства, включавшего территории от Средней Азии до Индии.

В конце IV-V веках н. э. был покорён хионитами, кидаритами и эфталитами, в VI-VII веках - Тюркским каганатом.

Китайские хронисты во время правления Тоба Вэй оставили описание Согдианы (Сутэ 粟特). Рассказывали о вторжении хунну (неясно когда и каких именно) в Согдиану, где они убили князя. Четвёртым после вторжения был князь Хуни (忽倪). Согдийские купцы приходили торговать в Лянчжоу. При покорении Увэй войска Тоба Вэй захватили согдийских купцов.

Князь Согда согласился выкупить их, вэйцы согласились, но после освобождения купцов дипломатические отношения прервались. Отношения возобновились при Бэй Чжоу в 564 году.

Сведения о правлении тюрок в этнополитической истории Согда относятся к 580-м годам. Известно, что в 587 году после подавления восстание Абруя войсками тюркского принца, сына Кара Чурина Янг Соух тегином, он был утвержден владетелем Бухарского оазиса.

После него Бухарой в 589-603 годах правил его сын Нили. Затем правил его сын Басы тегин (603-604 гг.)

Тюркскими правителями Бухарского оазиса в середине VIII в. была выпущена группа тюрко-согдийских монет, с надписью «владыки хакана деньга»

При Тон-ябгу-кагане (618-630 годах) власть тюрков усилилась в Согде.

Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии. Тон-ябгу каган провел административную реформу и назначил своих представителей - тудунов в области, в том числе в Согд, для наблюдения и контроля за сбором дани. Предполагают, что он выпускал свои монеты с надписью - Тун ябгу каган.

Известными правителями согдийского Пенджикента в VII-VIII вв. были тюрок Чекин Чур Бильге и Диваштич. Здесь же был обнаружен фрагмент черновика письма на согдийском языке, в тексте которого есть тюркское имя Туркаш.

С IV по VIII век на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее - Самаркандское).

Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. С VII века по середину VIII века в Самаркандском Согде правила династия ихшидов, известными правителями которой были Шишпир, Вархуман, Мастан-Навиан, Тархун, Гурек, Тургар.

В 651 году арабы положили конец правлению Сасанидов в Персии, после чего двинулись в Мавераннахр (Mā warā ‘l-nahr, «заречье»), как они называли согдийские земли за Амударьёй.

Согдийцы долго сопротивлялись, но в начале VIII вв. Согд был завоёван арабами.

Один из последних согдийских правителей, властитель ПенджикентаДеваштич, поднял против завоевателей восстание, но потерпел поражение, когда в 722 году воины хорасанскогоэмира Саида аль-Хараши обманом выманили его из крепости Муг, где он, укрывшись с остатками воинов, вёл отчаянное сопротивление.

Впоследствии в регионе происходили восстания против арабских завоевателей (в частности, в 728-729 годах), а многие согдийцы приняли участие в восстании их единоплеменника Ань Лушаня в Китае. Династия согдийских ихшидов была ликвидирована персидским полководцем Абу Муслимом в 750 году.

Долина реки Зеравшан сохраняла своё древнее имя до Средних веков, когда она была известна как Согд Самаркандский.

В состав Согда также входил Бухарский оазис и Кашкадарья.

О высоком уровне культуры и искусства Согда свидетельствуют многие открытия советских археологов на его территории (Афрасиаб, Пенджикент, Варахша, Калаи-Муг и др.).

Искусство древнего Согда мало изучено; об архитектуре некоторое представление дают сырцовые постройки и фортификационные сооружения городища Афрасиаба (2-я половина I тыс. до н. э. - первые века н.

э.), Кызыл-Кыра и Тали-Барзу (оба - первые века н. э.). Изобразительное искусство ярче всего представлено мелкой терракотовой пластикой (III-I вв. до н. э.). Отдельные терракоты свидетельствуют о проникновении эллинистических художественных принципов; другие показывают формирование локального типа, отличающегося точной передачей этнических черт, обобщенностью и иератизмом образов.

Основной религией был зороастризм, но согдийцев отличала терпимость к другим религиозным направлениям, представленным в их обществе (буддизм, манихеизм, несторианство).

Согд делился на несколько владений. В письменных источниках упоминаются в Самаркандском Согде, кроме Самарканда, Кабудан, Иштихан и Маймург, в долине Кашка-Дарьи - Кеш и Нахшеб. Все эти владения в какой-то мере зависели от Самаркандского Согда. В Бухарском Согде кроме самой Бухары отмечаются ещё Пайкенд, Вардана.

Женский манекен, показывающий одежду средневековой эпохи для согдийских женщин из Афрасиаба в Самарканде, Узбекистан, Национальный музей Таджикистана, Душанбе

Согдиана

область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана. Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

СОГДИАНА

Или?????????, по-древнеперсидски Sughuda, Sughda, область, принадлежавшая к североазиатским провинциям Персидского царства между реками Оксусом и Яксартом, нынешняя Бухара, часть которой еще называется Согд, т.

е. чистая. Из гор были Оксийские, Comedarum, Montes и в центре Согдийские (н. Карадаг или Аль-Ботом). Из рек кроме Оксуса и Яксарта следует упомянуть Демос или Димос (н. Маргинат) и степную реку Политимет (н. Шераф-Шан). Согдии или согдианы - народ довольно грубый, мало отличавшийся в своих нравах от бактрийцев. Они распадались на несколько народностей: паски, дрибакты, оксидранки, ятийцы, тахоры, мардиены, кандеры, оксианы и т. д. Между городами замечательны: Мараканда (н.

Самарканд), Киресхата или Кирополь, Александрия Есхата и Оксиана, Трибактра, Навтака, недалеко от нее город Бранхидов (?? ???? ?????????? ´????), Габы, Маргиния. Strab. 11, 516 сл. Plin. 6, 16, 18.

СОГДИАНА

Согд, Сугуд - древ.

обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. - с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. - Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин.

о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.).

Согдиана, биография, новости, фото!

Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв.

ок. 7 в. до н.э. Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм. В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств.

орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество). В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 - 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач.

войсками Александра Македонского и присоед. к его империи. Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн.

укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства. Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г.

Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок. В кон. 4 - 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Энциклопедический словарь в 2-х томах

Древний Согд (Согдиана)

Согд (Согдиана) — территориальное образование и государство в средней Азии , впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья).

Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями . В империи Ахеменидов Сугуда — Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию.

Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках — в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд.

Значение слова согдиана

В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский — так называлась долина реки Зеравшан.

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства — наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль.

Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.

Археологические памятники древнего Согда
Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению.

На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено.

К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э…

Курган-тепе и древний храм огнепоклонников
Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины - пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие.

В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка. В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца - общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще…

Курганный могильник возле Курган-тепе
В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи.

Во втором кургане также было железное оружие - трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука…

Большая костяная пластина с батальной сценой
Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа.

Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники - единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях. Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх…

Большая костяная пластина со сценой охоты и малые пластины
Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так.

что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них - деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне.

Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)…

История и памятники искусства Согда
Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении.

Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия - бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой. Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче - в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)…

Библиотека

Буддизм: история, каноны, культура

Бактрия. Согдиана. Кушаншахр

Бактрия

Ни знойные пустыни, ни снежные вершины гор не могли помешать бесчисленным паломникам из многих далеких и сопредельных стран посетить в Индии места, связанные с различными событиями в жизни Будды.

Однако, распространение буддизма на запад в свое время носило, пожалуй, еще более ярко выраженный характер, чем распространение его на восток.

Хинаяна, распространившись в Средней Азии, сохранилась там именно в тех школах, которые так или иначе являлись шагом к Великой колеснице (путь от Махасангхики к махаяне). Вселенский же характер махаяны и связанных с ней искусства и наук способствовали широкому распространению буддизма в странах Средней Азии и затем Дальнего Востока.

С точки зрения территориально-временных факторов удобнее рассматривать данный регион в плане четырех основных государственных образований, к которым относились 1) Бактрия и Греко-Бактрийские царства Селевкидов (Восточный Иран, он же — современный Афганистан, Маргиана — современная Туркмения, Северная Индия — современный Пакистан), 2) Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан), 3) Кушаншахр (Бактрия — Тохаристан, Северная Индия — Гандхара) и 4) Восточный Туркестан (Хотан, Куша, Яркенд и др.).

Бактрия или Бактриана, позже Тохаристан и Балх — древняя область Ср.

Азии в бассейне реки Аму-Дарья. Граничила с Согдианой, Арахосией, с Гандхарой и Маргианой. Главный город — Бактра или, позднее, Балх. В VI — IV вв. до н. э. входила в персидскую державу Ахеменидов. Можно предположить, что первые представления о буддизме на эту территорию стали проникать еще в ту эпоху, но более вероятно, что это связано с Греко-Бактрийским царством.

до н. э. Бактрия была завоевана А. Македонским. После раздела его империи от владений Селевкидов откололось Греко-Бактрийское царство (250 гг. до н. э. и 130 гг. н. э.). После распада империи Маурьев ее северо-западные районы во II в.

до н. э. также попали под власть греко-бактрийского и парфянского государств. Греко-индийский царь Агафокл чеканил на своих монетах буддийские символы, так же, как приверженец буддизма греко-бактрийский царь Менандр чеканил на своих монетах (найденных на территориях современных Афганистана, Пакистана и Сев. Индии) дхармачакру.

Греко-бактрийский царь Менандр или Милинда, согласно палийским источникам, правил в 130-100 гг.

до н. э. В палийском неканоническом сочинении «Милинда-паньха (Вопросы царя Менандра)» этот царь предстает образованным и глубоким мыслителем, совмещающим царскую власть с постижением истины. Его собеседником, отвечающим на вопросы царя, предстает архат Нагасена, принадлежащий к хинаянской школе Кашьяпия. Данный источник свидетельствует о ши-роком распространении буддийских идей в Бактрии в указанный период

При кушанах Бактрия стала называться Тохаристаном.

В I — II вв. тохары, индо-европейский народ иранского происхождения, жили в Бактрии вместе с кушанами, одним из пяти родственных им народов. Затем они объединились с кушанами ив 130 г. разрушили Греко-Бактрийское царство. Название Бактрии — Тохаристан — сохранялось до XIII в. Таким образом Бактрия со столицей в Балхе (развалины в 18 км от Мазари-Шерифа в Афганистане) входит вместе с Согдианой в Кушаншахр (II-I вв. до н. э.-П в. н. э.) — Кушанскую империю.

до н. э., с момента возникновения Кушаншахра, роль буддизма усиливается и он стал распространяться на юго-восточные территории Парфии (Северо-Восточный Иран и Хорасан) и Маргианы (современная Туркмения).

Китайский паломник Хой Чао, посетивший Тохаристан в 726 г., писал: «Правитель, знать и народ почитают буддийское Учение… здесь много монастырей и монахов».

По сведениям другого известного китайского путешественника и учителя Сюань-Чжуана, посетившего Термез (его развалины находятся к югу от Душанбе), там находились десятки монастырей с тысячами монахов, были построены ступы и изображения Будды.

Сейчас от былого великолепия остались лишь руины, где ведутся археологические раскопки, названия древних святилищ сменились названиями поздних поселений, возле которых они были обнаружены: Фаяз-тепе (холм), Каратепе, Айртам, Занг-тепе (где были обнаружены буддийские рукописи на бересте), Аджина-тепе (где найдена 14-метровая статуя Будды), городище Калаи-Кафирниган и многие другие.

Согдиана

Согдиана или Согд (Сугуд) — древняя страна в Средней Азии, расположенная в районе рек Зеравшана и Кашка-Дарьи.

На севере граничила с масагетами, на юге с Бактрией. По персидским надписям известна с VII в.

до н. э. Столицей ее была Мараканда (Самарканд). Вместе с Парфией и Хорезмом входила в Ахеменидскую империю. Позже входила в империю Александра Македонского и затем (III в.

до н. э.) в империю Селевка и Греко-Бактрию. В I в. н. э. вошла в империю Кушаншахр. Согдийцы — ирано-язычный народ, предки современных узбеков и таджиков, среди них были распространены зороастризм и буддизм (Саманизм). В Согдиане применялось согдийское письме на основе арамейского алфавита, на котором осталось достаточно уцелевших фрагментов буддийских писаний. Несмотря на то, что иногда из-за нетерпимости местных властей возникали трения между двумя общинами, буддизм был распространен достаточно широко и сосуществовал с Маздаизмом.

Об этом свидетельствуют название города Бухара, происходящее от санскритского «вихара» — монастырь. Согдийцы сыграли важную роль в проповеди буддизма в Средней и Центральной Азии (в том числе в Тибете).

Кушаншахр

Кушаны или тохары (по-китайски юэчжи), одно из пяти родственных ирано-язычных индо-европейских племен, теснимые гуннами, вторглись в Бактрию и Северную Индию. При Кадфизе I (15-45) произошло объединение кушан и образование в I — IV вв.

н. э. государства Кушаншахр (Империи Кушан). Они сменили греко-бактрийский период в истории региона. Вима Кадфиз II (45-78) вторгся в Сев. Индию, а Канишка (78-123) расширил империю до максимальных размеров.

Так, в первые века н. э. в этих регионах выросло конгломеративное государство Кушанов. В период своего расцвета, во время правления Канишки, в I в. н. э., Кушанская империя занимала территории бывшего греко-бактрийского царства, частично Ирана, сильно углубляясь в районы Средней Азии.

Таким образом, империя Кушан охватывала значительную часть территории Индии, Средней (современные Узбекистан, Таджикистан, Афганистан) и Центральной Азии; однако кушаны вторглись не как разрушители, а как покровители того великого, что было уже создано на подвластной им отныне территории.

Кушанские правители, особенно Канишка прониклись учением Будды, хотя наряду с Буддизмом они покровительствовали и другим индийским религиям, например шиваизму, культ которого, тем не менее, не получил широкого распространения в Кушаншахре.

Кушаны положили начало новой эре богатых подношений монастырям, составивших прочную основу для развития махаяны; ни один из поздних домусульманских царей не нарушил этой традиции даро-подношения.

Век Канишки — это второй золотой век Буддизма после Ашоки.

Как и Ашока, он поставил Буддизм на службу интересам государства, но при этом покровительствовал его более популярной форме, махаяне. В связи с этим обстоятельством стал активно развиваться культ сподвижников Будды — бодхисаттв.

При этом Канишка покровительствовал всем течениям и школам в Буддизме. Сохранилась записанная фраза Канишки: «Тот, кто различия между личностями, отсекая, устраняет, тот находится на переднем конце пути».

По сохранившимся фрагментам уцелевших после арабского нашествия письменных источников (к этой школе принадлежал известный текст «Махавасту») известно, что в Кушаншахре была распространена буддийская школа Махасангхика-локоттаравада, которая повсеместно пребывала в Бамиане.

Достаточно вспомнить гигантские многометровые изваяния Будды в Бамиане (Афганистан), высеченные прямо в материковой скале. Об этом же свидетельствуют остатки бесчисленных ступ в Средней Азии.

Данная школа проповедовала особую (космическую) природу Будды в ее запредельном аспекте и особую роль бодхисаттвы (идея махакаруна — «великое милосердие»).

Махакаруна считалась реализуемой на 8 уровне бодхисаттвы (бхуми Ачала), после чего была невозможна деградация. Такие свидетельства говорят об уже развитой махаяне. Тексты Махасангхики-локоттары были написаны на кхароштхи, письме арамейского происхождения, на котором писали справа налево.

Эта школа отделилась от общей Махасангхики и стала продвигаться на Запад.

Также есть свидетельства о наличии в кушанский период школы Самматия, проповедающей учение о «Я» Будды и «я» личности. Самматия считалась ответвлением школы Ватсипутриев, буддийских персоналистов. В IV в. Самматия распространилась в Индии (Матхура, Сарнатх) и западной Индии (Мальва). По сообщению Сюань-цзана от VII в. в указанное время эта школа была самой распространенной в Индии

Следом за Махасангхикой здесь стала распространяться Сарвастивада, ее адепты писали уже на индийском письме брахми.

Особое развитие в Средней Азии получила Вайбхашика — ветвь школы Сарвастивады. Несмотря на то, что эта школа была хинаянской, в ней был ряд моментов, сближающих ее с махаяной.

Параллельно развитию буддийских идей в кушанскую эпоху расцветает искусство.

Само это искусство было обусловлено греко-иранским вкладом, поскольку именно в кушанской Бактрии происходило слияние гандхарской и более поздних индо-буддийских школ с местной школой искусства. Возобновляется создание антропоморфных образов Будды и появляется интересное нововведение — строительство храмов не для верующих, а для священных изображений Будды.

При Канишке был проведен IV буддийский собор в Пурушапуре (Пешавар), на котором присутствовали 500 бхикшу, представителей различных буддийских школ, за исключением тхеравады.

Собор, под руководством Васумитры одобрил новую редакцию Винаи и комментарии к ней, а также к сутре и Абхидхарме. Был создан канон Сарва-стивады, особым почитателем которой считался сам Канишка.

Тексты записали на санскрите, на медных пластинах, которые были закопаны в построенную в честь такого случая ступу. Во времена Канишки жили великие буддийские деятели, писатели и поэты: Ашвагхоша, Васумитра, Арьяшура, Нагарджуна и др.

При наследниках Канишки (Хувишке и др.) Буддизм также почитался, до тех пор, пока в IV веке н. э. Кушанская империя не сошла со сцены.

Древняя Согдиана

Соправителем Селевка на Востоке стал его сын Антиох, наполовину согдиец (его мать Апана была дочерью Спитамена). Древняя страна, разоренная во время войны и восстаний, при Селевкидах начала оправляться. В исторических источниках о состоянии Мараканды того времени прямых сообщений не содержится. Однако известно, что в экономической жизни Согда, Бактрии, Маргианы наблюдался известный подъем. Строились новые города, укреплялись старые, развивались ремесла и торговля, чеканилась монета, расширялась ирригационная сеть.

Говоря о густозаселенном плодородном оазисе, орошаемом водами Зарафшана, который греческие авторы называли Политиметом, можно утверждать, что искусственное орошение все больше расширялось и в античную эпоху. Самаркандский археолог Г. В. Григорьев, исследуя поселение Талибарзу, расположенное вблизи Самарканда, установил, что уже во I I - I веках до нашей эры искусственное орошение здесь получило широкое развитие. Крестьяне Мараканды и Зарафшанской долины в те времена выращивали пшеницу, рис, просо, люцерну, хлопок, разводили сады и виноградники. Источники говорят, что в Фергане и в «соседних странах» (т. е. в Согде и Бактрии) жители изготовляли вино. «Они любят свое вино, как кони их любят люцерну». Богатые землевладельцы выдерживали вино в погребах по несколько десятков лет.

Жители Согдианы наряду с земледелием занимались и скотоводством. Об этом свидетельствуют археологические находки костей домашних животных, крупного рогатого скота, овец, коз, верблюдов, свиней. Особенно широкое развитие получило коневодство. Кони чистых кровей из Согдианы были известны от Средиземного моря до Тихого океана. В античную эпоху страна вела оживленную торговлю с Востоком и Западом. Через согдийские города про-ходил знаменитый «шелковый путь», пересекавший Азиатский материк. Мараканда (Самарканд) находи-лась на главном перекрестке важнейших караванных путей из Индии, Византии, Китая, Тибета, Ирана, Сиби-ри, Скифии. Народы Согдианы многое заимствовали в странах Запада и Востока и в то же время оказывали сильное влияние на соседние страны. Доказано, что, например, китайцы заимствовали у народов Средней Азии люцерну, виноград, гранатовое дерево, грецкий орех, многие огородные растения, Китай перенял из долин Амударьи, Зарафшана и Сырдарьи культуру хлопчатника. Из Ферганской долины те же китайцы вывозили лошадей, названных ими за красоту, неутомимость, резвость «небесными», Жители Согдианы, в свою очередь, заимствовали с Востока шелководство, производство бумаги, искусство изготовления золотых и серебряных ювелирных изделий, оружейное дело. В последние века до новой эры в ходе борьбы Согдийцев против иноземцев происходили частые изменения исторической карты Средней Азии, менялись границы, складывались и распадались крупные государственные образования, такие, как Греко-Бактрийское царство и другие.

В первом веке нашей эры Согдиана и Бактрия вошли в состав могущественного рабовладельческого государства, известного в истории как держава «Великих Кушан. Кушанский период (I-IV века нашей эры) для Средней Азии был временем значительного подъема. Оживляется городская жизнь, усиливаются торговые связи согдийских городов, в том числе Самарканда, с Китаем, Индией. Из Восточной Азии поступали шелк, нефрит, железо, никель, изделия из лака и кожи, а из Средней Азии вывозили стекло, драгоценные камни, предметы украшений. Из Индии взамен стеклянных изделий и других среднеазиатских товаров доставлялись пряности, благовония, бумажные и шерстяные ткани. Кушанская империя, пережившая в III и IV веках глубокий упадок, пала под натиском воинственных кочевых племен, известных под общим названием эфталитов. В свою очередь, в IV веке эфталиты были сметены племенами, образовавшими Тюркский Каганат.

Несмотря на потрясения, вызванные сменой царств и династий, Самарканд продолжал играть важную роль в экономической, политической и культурной жизни Средней Азии и всего Востока.

Согдийцы пользовались известностью искусных земледельцев и ремесленников, предприимчивых купцов, талантливых музыкантов и танцоров. Историк В. В. Бартольд, говоря о согдийцах, подчеркивал, что их культурная деятельность вдоль караванных путей Средней Азии мало уступает культурной деятельности финикиян вдоль путей средиземноморской торговли. И действительно трудно переоценить роль согдийцев в те времена. Они фактически держали в своих руках торговлю на всем восточном участке «шелкового пути», простиравшемся от Мерва до реки Хуан Хэ. На всем протяжении древней торговой дороги они основывали свои колонии, устанавливали деловые и экономические контакты с местными купцами и населением, широко торговали своими товарами. Преодолевая искусственные и преднамеренные помехи, создаваемые шахами Ирана, согдийские купцы проникали и на Запад. В середине VI века они дважды пытались завязать торговые отношения с центральными областями Ирана. Первое посольство из Согдианы во главе с Маниахом было принято при дворе сасанидского царя крайне недоброжелательно: привезенные согдийскими купцами шелка персы демонстративно сожгли на глазах послов. Согдийцы послали новый караван. Но эта попытка закончилась трагически: царь Ирана приказал послов Согда отравить.

Происки иранских правителей не смогли поколебать предприимчивости и настойчивости согдийских купцов. Как свидетельствует византийский историк Менандр, посланцы Согда воспользовались древними степными путями, идущими в обход Ирана по северному берегу Каспия, и установили непосредственный контакт с Византией. В Константинополь прибыло согдийское посольство. Его возглавлял тот же Маниах. Византийский император в свою очередь в 568 году послал в Среднюю Азию своего посланца. Таким путем согдийцам удалось завязать прочные торговые, дипломатические и культурные связи с Византией, длившиеся много лет. Мерилом высокой и своебытной культуры согдийцев является их письменность. Писали они обычно справа налево, нередко строчки располагались вертикально. Писали тогда черной тушью на коже, палочках, дощечках, глиняных черепках, реже на бумаге.

Наиболее ранними известными науке согдийскими текстами являются так называемые «Старые письма», найденные экспедицией А. Стейна в 1906-1908 гг. в развалинах сторожевой башни к западу от Дуньхуана. Документы эти датируются началом IV века нашей эры. Как показали исследования французского ираниста Р. Готьо, они написаны на согдийском языке и представляют собой частную переписку.

В двух письмах, продиктованных писцу согдианкой Меванча («Кошечка» или «Тигренок») на имя своей матери, жившей в Самарканде, сообщается о тревожных днях, которые переживали тогда согдийцы в торговых колониях Восточного Туркестана в связи с натиском гуннов; о торговых делах; о частной жизни автора писем. Так, например, девушка жалуется на свою печальную судьбу - ее опекун Нанидаг хочет жениться на ней, а она не согласна: «Лучше я буду женой собаки или свиньи, чем женой Нанидата»,- пишет Меванча своей матери в Самарканд. Но спустя несколько лет все изменилось. Из другого письма мы узнаем, что девушка стала женой Нанидата, что она счастлива в браке и нежно заботится о горячо любимом муже.

«Старые письма» не дошли до адресатов. Почти 1600 лет они пролежали в развалинах башни, пока в начале нашего века не были обнаружены археологами. Весной 1965 года под лёссовыми толщами афрасиабских холмов в одном из раскопанных помещений археологи обнаружили надписи, хранившие молчание многие столетия. Предварительный анализ текста афрасиабской находки позволил сделать вывод, что надпись содержит сообщение о прибытии к самаркандскому царю посольства из Чаганиана, области, расположенной тогда в районе нынешнего Термеза. Посольство это возглавлялось, судя по надписи, начальником канцелярии неким Бур-Затаком. Текст состоит из 16 строк и сохранился почти целиком. Лишь в конце испорчены четыре слова. Надпись, как предполагают исследователи, сделана писцом-профессионалом, и язык ее весьма близок к разговорной речи конца VII - начала VIII веков.

Текст надписи, расшифрованный профессором В. А. Лифшицем, гласит: «Когда прибыл посол хуннского царя, он открыл рот (и сказал): «Я - чаганианский начальник канцелярии, по имени Бур-Затак (Сын Бура), прибыл от чаганианского государства Туранташа в Самарканд с выражением почтения к самаркандскому царю. И вот я пребываю перед (самаркандским) царем, преисполненный почтения. И вы не имейте совершенно никаких подозрений относительно меня - я хорошо осведомлен о самаркандских богах и самаркандской письменности и я преисполнен уважения (?) к могуществу (вашего) царя, и вы пребывайте в полном благополучии. И также хуннский царь...» (в этом месте текст разрушен). Так сказал чаганианский начальник канцелярии». Помимо самаркандского царя, имя которого не указано в надписи, упоминается еще и «хуннский царь», причем из текста следует, что он был крупным владетелем - в состав его царства должен был входить Чаганиан, оттуда, прибыло посольство. Есть основание предполагать, что под «хуннским царем» следует понимать правителя эфталитов, выступающего иногда в письменных источниках под именем царя Тохаристана. Очень любопытна оговорка относительно самаркандской религии («богов») и письменности - посол хочет заверить жителей Самарканда, что он и не думает посягать на их веру или письменность.

Кроме этих шестнадцати строк согдийского текста на Афрасиабе обнаружено еще до десяти надписей. Являются ли афрасиабская живопись и согдийские надписи отражением действительного исторического события? Или это лишь легенда? Пока на этот вопрос нельзя дать точного ответа. Исследователи считают, что имена действующих лиц в 16-строчной согдийской надписи говорят об официальном событии в истории Согда. О высоком уровне искусства Самарканда того времени свидетельствуют художественные достоинства уникальных образцов настенной живописи Афрасиаба, занявшей исключительное место в истории мирового искусства.

Новые археологические находки доказывают, что Согдиана до арабского завоевания была цветущей страной. Недаром арабы, которые видели до этого Месопотамию и Иран, восхищались плодородием и изобилием Согда, прозвав его «садом победоносного халифа». А о столице Согда - Самарканде один из участников похода Кутейбы писал: «Подлинно он по зелени своей словно небо, а дворцы его словно звезды на небесах, а река его зеркало для просторов, а стена его солнце для горизонтов!» Таким застали Согд и его цветущий центр Самарканд арабские полчища Кутейбы.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта