Главная » 1 Описание » Европейское влияние на культуру африки. Африка в современном мире

Европейское влияние на культуру африки. Африка в современном мире

Роль и место африканских стран на международной арене в совокупности несопоставима с той ролью, которую играют США, Китай, государства Евросоюза и даже Латинской Америки. При этом к настоящему времени численность населения Африки достигла 1 млрд чел., занимая по этому показателю второе место в мире после Азии. Если верить имеющимся прогнозам, при сохранении нынешних темпов рождаемости численность континента к 2050 г. удвоится. По своей территории Африка уступает также только Азии.

В Африке, прежде всего в таких странах как Ливия, Алжир, Нигерия, Габон, Ангола и др., сосредоточены огромные запасы нефти и газа. Африканские страны - это богатый источник природного сырья для Америки, Европы, Китая, Индии и России. Они экспортируют кофе, чай, какао, цветы, тропические фрукты, пряности.

Особенности экономического развития Африки

Несмотря на массированную экономическую помощь извне, к началу 1990-х гг. Африка отстала не только от индустриально развитых государств, но и от большинства развивающихся стран. К примеру, в тот период из 53 стран 33 входили в группу наименее развитых стран мира. В странах к югу от Сахары внешнее финансирование бюджетов государств осуществлялось в размере 11% их ВВП.

В последние полтора десятилетия экономика африканских стран переживала заметные взлеты и падения. Если с середины 70-х до середины 90-х гг. прошлого века там имели место серьезный спад и стагнация, то затем экономическое положение региона начало стабилизироваться. Наметились позитивные сдвиги в макроэкономической сфере, ускорились темпы экономического роста, снизился уровень инфляции.

В ряде африканских стран более или менее заметные успехи достигнуты в обрабатывающей промышленности, строительстве, производстве электроэнергии и других отраслях. Сельское хозяйство африканских стран, выращивая кофе, какао, чай и прочие культуры, работает большей частью на экспорт. Для покрытия своих нужд производит продовольственные товары. Согласно имеющимся данным, если в 1990-е гг. среднегодовые темпы роста ВВП в странах Тропической Африки составляли 2,5%, то в период с 2000 до 2007 г. они достигли 4,9%.

В этом плане немаловажную роль сыграла, прежде всего, благоприятная для стран континента конъюнктура на мировых рынках, где заметно возросли цены на минеральные и сельскохозяйственные сырьевые товары.

Наилучшие успехи в экономическом развитии демонстрируют такие страны южнее Сахары, как ЮАР и Нигерия. Показательно, что в настоящее время ЮАР вошла в "Большую двадцатку" и БРИКС. В числе стран, показавших неплохие результаты, можно назвать Гану в Западной Африке, Уганду и Танзанию в Восточной Африке, Намибию в Юго-Западной Африке, Ботсвану в Южной Африке и др., которым удалось в той или иной степени диверсифицировать свою экономику. В предпочтительном положении оказались страны, экспортирующие нефть, такие как Ливия, Алжир, Нигерия, Ангола, Габон и др. В целом, самый большой потенциал экономического роста и развития имеется у стран Южной Африки (Ангола, Ботсвана, Мозамбик, Намибия, Свазиленд и др.) во главе с ЮАР, а самый слабый - у стран Центральной Африки.

Пока что преждевременно говорить о массовом переносе из западных и азиатских стран в Африку производств с целью удешевления промышленной продукции. Для этого здесь недостаточно развита экономическая инфраструктура, мало необходимого контингента хорошо подготовленных кадров высшей и средней квалификации, не хватает высококвалифицированных управленцев и т.д.

В целом, было бы не совсем корректно и преждевременно считать, что этим странам удалось принципиально решить стоящие перед ними ключевые экономические и, соответственно, социальные проблемы. Па пути развития экономика региона сталкивается с довольно серьезными трудностями, в основе которых лежат агрессивная стратегия азиатских фирм, импортирующих сюда более дешевые качественные товары, с которыми товары местных фирм не выдерживают конкуренцию. В результате - в ряде африканских стран закрылось множество фирм текстильной и пищевой промышленности.

Почти неразрешимой для большинства стран региона остаются бедность и нищета. Как показывают результаты исследований, в середине первого десятилетия нынешнего века в странах южнее Сахары число критически бедных людей, которые могут тратить менее 1 долл. в день, превысило 300 млн чел. Категория людей, тратящих на душевое потребление от 1 до 2 долл., насчитывает не менее 230 млн чел.

Вопреки усилиям мирового сообщества, экономическая помощь которого странам региона составляет 15-20 млрд долл. в гол, им не под силу разрешить проблему голода. Особенно драматический характер она время от времени приобретает в таких странах, как Сомали, Судан, Эфиопия, Ангола, Демократическая Республика Конго, Сьерра-Леоне и др. Зимбабве страдает от фантастического уровня инфляции и экономической разрухи.

Большинство стран страдают от множества тяжелых болезней, прежде всего, СПИДа. Весьма серьезна на континенте проблема беженцев, которых насчитывается почти 50% от общемировой численности, что составляет более 7 млн чел.

Во многих африканских странах героин и кокаин заменили обесценившуюся национальную валюту. Средства, вырученные от наркотрафика, достаются террористам и антиправительственным силам. Западная Африка служит перевалочным пунктом в торговле наркотиками (50-55 тонн кокаина в год) между Южной Америкой и Европой.

Многие страны Африки испытывают тяжесть долговых обязательств перед развитыми и новыми развивающимися странами. Общая сумма африканского долга достигла ко второй половине 1990-х гг. 322 млрд долл. О масштабах и сложности этой проблемы свидетельствует, к примеру, тот факт, что обслуживание внешнего долга поглощает 40% от экспорта Кот-д"Ивуар, а у Мозамбика внешний долг в 14 раз превышает доходы от экспорта страны.

Естественно, государства-кредиторы вынуждены списать или реструктурировать многомиллиардные долги, при этом ясно сознавая, что они все равно не получат их обратно. К настоящему времени Россия списала задолженность африканских государств на сумм}" в более 20 млрд долл.


Доколониальная Тропическая Африка не знала письменности. Поэтому из двух видов исторического мышления - историописания и историоговорения, им было присуще второе. В бесписьменном обществе, как отмечает Д. П. Урсу, устная традиция была одновременно формой существования исторических знаний, коллективной социальной памятью и самосознанием традиционного общества; механизмом передачи, сохранения и накопления информации, средством этносоциального сплочения на базе сохранения подобным образом исторической памяти (особенно большую роль историческая традиция играла у народов, обладавших государственностью - у них придворный эпос выполнял функции укрепления центральной власти и социально-политических структур).

Итак, роль истории в традиционном африканском обществе выполняла устная традиция - однако игнорирование ее роли и противопоставление двух видов исторического мышления привели европейцев в свое время к ошибочному выводу об Африке как "континенте без истории", которая начинается там только с началом европейской экспансии. Историоговорение, профессионально передаваемое из поколения в поколение, имеет в качестве источника ряд существенных недостатков: - оно сочетает в себе одновременно факт и его интерпретацию, правду и вымысел. В результате, история мифологизируется; - устная история - преимущественно политическая и персонифицированная (так, она дает нам имена 74 правителей Ганы до III в. н.э.), но мало что может дать для понимания социально-экономических процессов; - в ней отсутствует календарь и абсолютная хронология (устная традиция передает движение времени, но имеет специфическую систему его отсчета по природно-экологическим циклам и эпохам правления). Поэтому "поиски времени" являются одной из главных проблем доколониальной африканской истории.

Предпосылкой к становлению африканской историографии Африки стала изначально борьба за восстановление достоинства черного человека и негроидной расы отдельных ее представителей на рубеже ХIХ-ХХ веков. Первые образованные афроамериканцы использовали историческую аргументацию, достоверную и недостоверную, для достижения поставленной цели. Это М. Гарви, идеолог движения "назад в Африку" ("черный сионизм"); Сильвестр Уильямс, адвокат из Тринидада; У. Дюбуа, автор книги "Душа черного человека" и др. Встречаясь с проявлениями белого расизма, они допускали в своей аргументации преувеличения и перехлесты в духе "антирасистского расизма". Так, У. Дюбуа даже Эзопа и Андромеду причислил к черным. В его трактовке человеческой истории "Африка наблюдала небесные светила, Азия - человечечкую душу, а Европа видела и видит только человеческое тело, которое она холит и лелеет и оно стало тучным, грубым и жестоким".

Потребности сохранения общественного согласия после деколонизации обусловили стремление африканских историков и политиков использовать историческое прошлое в соответствующей интерпретации в качестве "основного рычага" (Ки Зербо). В духе этой тенденции Ш. А. Диоп договорился до утверждений о "цивилизационно-культурном приоритете" Африки буквально во всех сферах (египетская цивилизация создана негроидами; негро-египтяне цивилизовали весь мир...) Вплоть до 70-х годов подход африканских историков к прошлому континента отличался идеологизированностью и политизированностью, муссированием тезиса о "прародине человечества", утверждениями об отсутствии классового расслоения и эксплуатации в доколониальном африканском обществе. Некритический подход и склонность к идеализации прошлого Тропической Африки проявляли и европейские исследователи, симпатизировавшие борьбе ее народов за политическую и духовную деколонизацию. Так, Б. Дэвидсон выдвинул тезис о некоей "полной гармонии" африканской культуры с социальными отношениями (непонятно, однако, что же тогда породило замедленность развития и всесторонний застой традиционного африканского общества).

Европейцы всегда мало знали о Тропической Африке. После арабского завоевания Северной Африки контакты Европы с районами южнее Сахары полностью прекратились, а минимальные историко-географические знания о них утратились (европейцы всерьез полагали, например, что "Нил вытекает прямо из рая"). Расистских предрассудков о "неполноценности" негроидной расы в доколониальной Европе не было: когда в 1460 года в Шотландию попала первая "черная леди с чувственными губами", был устроен рыцарский турнир "за блеск очей и ласку губ коварных".

С началом колониальных захватов и развитием работорговли к африканцам утвердилось отношение как к "дикарям, которых миновала история", неисторическим народам на уровне диких животных. На этапе территориального раздела континента результаты трудов путешественников и миссионеров, независимо от их субъективной честности, интерпретировались колониальными кругами по своему. Гегель, основываясь на факте отсутствия у африканцев писаной истории, охарактеризовал Африку как "замкнутую в себе детскую страну, которая, находясь за пределами дня самостоятельной истории, облечена черным покровом ночи", и пришел к выводу, что "она не является исторической частью света: в ней не замечается движения и развития".

Колониальная деятельность европейских стран, несомненно, оказала большое влияние на традиционную африканскую культуру. Тем не менее и Африка внесла во многие европейские культуры огромный вклад.

Для огромного африканского континента вполне естественен большой разрыв в уровне общественного прогресса различных его районов. Периферия континента имела больше возможностей и ранее других глубинных районов пошла по пути развития и прогресса. При всем своеобразии африканских культур многие их важнейшие элементы заимствованы из других и порой весьма отдаленных неафриканских районов. Степень среднего уровня социально-экономического развития африканских обществ понижалась с Севера на Юг и отчасти с Востока на Запад (это связано отчасти и с ландшафтной зональностью континента). Доказательством этого тезиса может служить специфическое разделение труда между вышеуказанными районами в рамках Транссахарской торговли, которая обеспечивала юг готовыми изделиями.

Африканские цивилизации и культуры были меньше связаны между собой, чем с исламским миром как главным посредником в отношениях между ними и между Африкой и остальным миром (позднее аналогичные функции возьмет на себя Европа).

Использование термина "цивилизация" с разным смыслом, в него вкладываемым, требует уточнения в случае с Тропической Африкой. Вплоть до появления европейцев в этом регионе полноценных цивилизаций не было. Существовал комплекс первобытных культур и "очаговых цивилизаций" с неполным набором цивилизационных признаков или слабовыраженными признаками цивилизованности. С предцивилизациями их роднит отсутствие письменности, городов, монументального строительства, развитых религиозных систем, с цивилизациями их роднит наличие раннеклассового общества и политических структур - назвать такие общества цивилизациями было бы избыточно, назвать их предцивилизациями - недостаточно. Поэтому здесь больше всего подходит термин "протоцивилизации". Наиболее известные среди протоцивилизаций - Зимбабве, Куба, Конго, Нгола. Если предцивилизации маловосприимчивы к внешним культурным влияниям (они могут их разрушить), то протоцивилизации даже нуждаются в таком влиянии для собственного укрепления и развития.

В Тропической Африке эпохи разложения патриархального строя рабство и другие более мягкие формы зависимости появились одновременно, причем рабство не было доминирующим и определяющим в сложном многоукладном обществе ни как форма несвободы, ни как форма эксплуатации.

Определяющей чертой развития многоукладного общества Тропической Африки было становление феодальных отношений. Составными частями этого процесса были: становление "уз зависимости" вассалов и сюзеренов в рамках феодальной иерархии; передача земли вассалам "в пользование" за заслуги, особенно военные; возвышение класса профессиональных воинов; рассредоточение политической власти и постоянная угроза политической нестабильности. Это было раннефеодальное (и феодализировавшееся) общество, отягощенное множеством патриархальных компонентов и пережитков, и развивавшееся в чрезвычайно замедленном темпе - таковым его и застали европейцы.

Жизнь африканского общества во всех ее проявлениях пронизана религиозными представлениями и религиозной обрядностью. Это способствовало перерастанию стабильности африканского общества в застойность (религия отстает от развития общества и сдерживает прогресс во всех сферах), сохранению родо-племенных отношений и предрассудков (например, каннибальский обычай поедания наиболее уважаемых врагов, трактуемый как поедание силы врага).

Европейская культура постепенно распространилась на дикие африканские районы, и первые империи возникли на торговых путях, связывающих уже достаточно цивилизованные соседние районы.

После окончания первой Мировой Войны, в которой принимали участие отряды колониальных войск африканского происхождения, привычно презрительная манера европейцев начала меняться на все более растущее любопытство и интерес к так называемым "примитивным" культурам. Интерес к африканскому наследию развивался с такой скоростью, что уже в интервале между двумя мировыми войнами первые международные экспозиции в Нью-Йорке, Антверпене и Париже привлекли внимание к художественным достоинствам этих памятников. В этот период становится модным коллекционировать предметы африканского искусства, а это позволило им выйти за пределы круга, которым они изначально ограничивались, и завоевать бoльшую известность среди культурной и социальной элиты западного мира. До 1980-х гг. были довольно редки экспозиции, которые концентрировались бы только на одной категории предметов или же вокруг художественного производства одного племени. Их назначение было энциклопедическим, поскольку они объединяли памятники, происходящие из самых разных областей. Лишь недавно частные институты, наподобие музея Даппе (musee Dapper) в Париже, начали открывать экспозиции, посвященные отдельному племени фанг или догон, или же какой-то определенной теме, например, нательным орнаментам.

Коллекционеры Западной Европы и Северной Америки ссылаются на искусство Африки в связи с такими художественными направлениями, как кубизм и абстракционизм. И действительно, оно позволило европейским и американским художникам освободиться от стереотипов, связанных с традиционным взглядом на композицию и колористику полотен. Прежде чем говорить об африканском искусстве, его специфике и основных видах, необходимо договориться о содержании самого понятия "памятник африканского искусства". Понимаемый буквально, этот термин должен был бы объединить все предметы, созданные африканскими мастерами. Эти утверждения доказывают не только влияние, но и взаимовлияние европейской и африканской культур.

Необычайное многообразие африканских языков также говорит о влиянии европейской колонизации. Португальский, испанский, английский и французский языки - самые популярные, наряду с коренными африканскими языками.

Изучение исторического прошлого этих государств и народов диктовалось уже не только чисто научными интересами, но и практическими потребностями сотрудничества с ними, в том числе для повышения эффективности политики неоколониализма.

Это благотворно отразилось на развитии западной африканистики. Большой вклад в укрепление этой новой исторической дисциплины внесли и советские исследователи древней Африки. Оценивая изученность африканского средневековья в целом, можно констатировать следующее: - наибольшую изученность внешних, а не внутренних аспектов и закономерностей африканской истории; - преимущественное знание этнографических и политических аспектов жизни африканского общества; - отсутствие единства мнений, капитальных обобщающих трудов и господствующих концепций по закономерностям и периодизации африканской истории.


История Африки с древнейших времен Бюттнер Теа

Глава I ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Глава I

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АФРИКА КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ И ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

По-видимому, первые на земле люди появились на Африканском континенте, поэтому он занимает совершенно особое месте в изучении всей истории человечества, и истории древнейших и древних периодов нашей цивилизации в частности. Открытия последних лет в Южной и Юго-Восточной Африке (Стеркфонтейн Таунг, Брокен-Хилл, Флорисбад, Кейп-Флэтс и т. д.), в Сахаре особенно же в Восточной Африке показали, что прошлое человечества исчисляется миллионами лет. В 1924 г. Р. А. Дарт нашел в Южной Африке остатки австралопитеков (человекообезьян), чей возраст насчитывает примерно миллион лет. Но проф. Л. Лики, впоследствии его сын и жена после продолжительных и трудный раскопок на территории Кении и Танзании - в ущелье Олдувай к югу от озера Виктория, и в районе Кооби-Фора и Илерет (1968), а также погребения Лаэтвлил в Серенгети (1976) - нашли костные остатки, возраст которых оценивается уже от 1,8 до 2,6 миллиона, а в Лаэтвлиле - даже в 3,7 миллиона лет.

Установлено, что только на Африканском континенте обнаружены костные остатки, представляющие все ступени развития человека, чем, очевидно, подтверждается на основе новейших ан тропологических и палеонтологических данных эволюционное учение Дарвина, который считал Африку «прародиной человечества». В Олдувайском ущелье в Восточной Африке мы находим остатки представителей всех этапов эволюции, предшествовавших возникновению Ното sapiens. Они эволюционировали (частью параллельно и не всегда получая дальнейшее развитие) от австралопитека к Ното habilis, а затем к последнему звену эволюционной цепочки - неоантропу. Пример Восточной Африки доказывает, что формирование Ното sapiens могло происходить самыми различными путями и что далеко не все они изучены.

Климатические изменения, наступившие в четвертичном периоде и длившиеся больше миллиона лет, особенно три больших плювиальных (влажных) периода, оказали большое влияние на Африку и превратили области, ныне являющиеся пустынями, в саванны, где с успехом охотились доисторические люди. Связанные с плювиалами смещения и изменения уровня вод могут быть использованы в числе других методов для датировки первобытных находок. Уже среди археологических материалов, относящихся к первым плювиальным периодам, наряду с костными остатками прачеловека найдены первые каменные, вернее, галечные орудия труда. На территории Европы подобные им изделия появились значительно позднее - только во время межледниковых периодов.

Находки древнейших галечных и каменных орудий олдувайской и стелленбошской культур, равно как и датируемых началом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком, обнаруженных теперь уже во многих районах Магриба (атер, капсий), Сахары, Южной Африки (фаурсмит), Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле.

Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту (среднему каменному веку), говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н. э. Культуры лупембе и читоле в бассейне Конго, а также мезолитические центры в Северо-Восточной Анголе, в некоторых районах Уганды, Замбии, Зимбабве и на северном побережье Гвинейского залива представляют важный этап дальнейшего прогресса культуры. Люди лупембской культуры умели делать долота и полые предметы, остроконечники со сбитой спинкой и каменные листовидные наконечники для копий и орудий типа кинжала, которые выдерживают сравнение с лучшими каменными наконечниками, найденными на территории Европы.

Для капсийской культуры на территории Кении (примерно V тысячелетие до н. э.) типичны высокая техника обработки резцов, употребление керамики и изящных сосудов из хорошо обработанного камня. В это же время единичные керамические изделия появляются в отдельных районах Зимбабве, Юго-Западной Африки и Капской провинции (культура уилтон). Носители этой цивилизации по-прежнему занимались охотой и целенаправленным собирательством, но одновременно впервые в истории важной отраслью хозяйства становится рыболовство, которое привело к увеличению оседлости населения, особенно в некоторых приморских районах. Уже в период мезолита высокого развития достигло наскальное изобразительное искусство в виде рельефов и росписей на темы охоты. Во многих областях Африки - в Магрибе, Сахаре, долине Нила, Нубии, в Восточном Судане, Эфиопии, Восточной Африке, в центральном бассейне Конго (Заир) и в Южной Африке - сохранились прекрасные иаскальные изображения, на которых показаны чаще всего дикие животные степей и саванн, а также люди на охоте, во время танцев и при исполнении культовых церемоний. С наступлением неолита наскальное изобразительное искусство продолжало развиваться, и частично его традиции дожили до нового времени.

Сейчас историки и археологи уже имеют более четкое представление о непосредственно доисторическом периоде истории Африки (неолит). В. это время возникли новые отрасли хозяйства - земледелие и скотоводство. Благодаря применению более совершенных технических приемов, например шлифовки, неолитические люди могли более искусно придавать камню необходимые формы. В результате появилось много каменных изделий, неизвестных ранее или известных лишь в зачаточном виде. Лук и стрелы были усовершенствованы, и это облегчило охоту. Появление просверленных и полированных изделий, изобретение и усовершенствование гончарства, более широкое распространений керамики - все эти достижения резко отделяют неолит от предшествующих периодов, когда человек жил преимущественно охотой. Теперь основой его существования становятся земледелие и скотоводство. Естественно, от этого периода дошли первые признаки того, что оседлый образ жизни стал массовым. Люди уже строили себе хижины; несколько хижин составляли поселения.

Переход от охоты, собирания растений и эпизодической рыбной ловли, как единственных источников пищи, к земледелию и разведению домашнего скота был важнейшим шагом вперед. Общий подъем производительных сил в период неолита явился базой для развития новых форм общественного устройства. Суть изменений состояла в том, что укрепились структура родовой общины и связи между отдельными коллективами такого типа. Повсеместно возникали племена, которые представляли собой высшую ступень организации родового общества, складывавшегося еще в недрах позднего палеолита на основе кровнородственных связей. Производство и присвоение его продуктов по-прежнему носили общественный характер, сохранялась и общественная собственность на важнейшие средства производства. Индивидуальное присвоение и личная собственность на орудия труда имели очень ограниченное распространение.

В некоторых местностях Африки использование жерновов и керамики, тесно связанных с переходом бывших охотников к оседлому образу жизни, началось раньше, чем в Европе.

Конечно, развитие не было процессом равномерным и порождало множество переходных форм. Часть племен даже в период зрелого неолита продолжала вести жизнь охотников и рыбаков. Эти племена жили в более или менее неблагоприятных условиях, затруднявших переход к новым формам хозяйственной деятельности. В то же время особенно благоприятные условия сложились долине Нила, в районах шоттов Северной Африки, например Тунисе и Алжире, а также в Сахаре той эпохи. Именно различием природных условий объясняется огромный хронологический разрыв в датировке неолита.

Как будет видно из описания важнейших находок, ярко выраженная неолитическая культура и земледельческие поселения были присущи Египту уже в V тысячелетии до н. э., Северной Африке - в IV, а к югу от Сахары типично неолитические находки относятся как к I тысячелетию до н. э., так и к I тысячелетию н. э. В этом регионе развитие различных неолитических культур земледельцев и скотоводов продолжалось на протяжении нескольких тысячелетий, и они частично впитали, а частично уничтожили или вытеснили более древние культуры охотников и собирателей. В некоторых областях к югу от Сахары сохранялась техника обработки камня, сложившаяся в конце гемблия (XII–X тысячелетия до н. э.), и так и не был сделан решающий шаг к неолиту. Для многих районов Южной Африки типичен пример боскопоидных бушменов. Это охотники и собиратели, происходящие по прямой линии от первобытного человека и не вышедшие из стадии мезолита. Их историческое развитие зашло в тупик и отчасти приостановилось. Бушмены прославились десятками тысяч принадлежащих им наскальных изображений, свидетельствующих о высокоразвитой охотничьей культуре. Напротив, в других областях Африки в результате исключительно благоприятного стечения обстоятельств, в том числе хороших природных условий, обнаруживается ускоренное развитие.

Особенно досконально изучены неолитические культуры Египта. Периодические наводнения и последующие отложения ила сделали долину Нила на редкость плодородной. При раскопках в Среднем Египте, в частности в Дейр-Таса, наряду с костными остатками был найден богатый археологический материал, из которого можно заключить, что население Египта в период неолита, кое-где даже с VI тысячелетия до н. э., помимо охоты и рыболовства занималось земледелием или, по крайней мере, собирало дикорастущие злаки. Были найдены полированные топоры, небольшие костяные гарпуны и множество примитивных глиняных изделий. С помощью достаточно надежного радиоуглеродного метода удалось точно датировать находки с берегов Фаюмского озера, и большой впадины в Северном Египте (4500–4000 гг. до н. э.). Жители Фаюма занимались охотой, рыболовством, земледелием и скотоводством. Они сеяли пшеницу-однозернянку, ячмень и лен, знали примитивную ирригацию. Здесь были найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами. На охоте и на войне жители пользовались луком со стрелами и боевыми булавами. Им были известны гончарное дело и плетение. Одежду они делали из тканей и шкур. В Египте обнаружено много других поселений неолитического периода (культуры эль-омари, амратская и бадарийская).

Последней неолитической культурой, предшествовавшей исторической эпохе Египта, была герзейская (Негада II, к северу от Фив) с характерными для нее более совершенными формами домашней утвари, орудий труда, керамики. Здесь, в Верхнем Египте, самые лучшие образцы сохранились в огромном некрополе, насчитывающем более 3 тысяч захоронений. Еще применявшиеся тогда каменные орудия - мотыги, серпы, жернова - отличались высоким качеством обработки и сохранили свой прежний облик и в исторический период. Подлинного совершенства достигла обработка кремня. Наряду с кремневыми топорами в Верхнем Египте появились изделия из меди (правда, впервые и скоре всего как побочный продукт), но каменные орудия по-прежнему составляли основу инвентаря египетских земледельцев. Вся материальная культура быстро развивалась и достигла исключительного богатства форм. Активизировался обмен продуктами труда. Это повлекло за собой дифференциацию общества, и между 3500 и 3000 гг. до н. э. возникла древнеегипетская деспотия, опиравшаяся на первые государственные образования. Появились знаки-изображения (иероглифы) - первая форма письменности.

Необходимость и возможность строительства оросительных сооружений в долине Нила и регулирование их действия ускорили; процесс объединения отдельных номов (областей) Египта и применение государственных средств принуждения. Мы, правда, не располагаем прямыми данными об организации оросительных работ в этот период складывавшегося древнеегипетского государства, но нет сомнений, что высшее руководство было сосредоточено в руках главы государства - царя, которого почитали как бога.

Неудивительно, что Египет сравнительно быстро перешагнул порог неолита. Более широкое применение металлов, присвоение узкой верхушкой родовой аристократии и жрецов во главе с семьей номарха всевозраставшей доли прибавочного продукта, зарождение отношений эксплуатации и зависимости одного человека от другого - все это ускоряло экономическую и социальную дифференциацию и разделение общества на классы. Впоследствии в богатой событиями истории Египта сложилось в специфической форме раннеклассовое общество, столь типичное для древнего Востока.

С помощью радиоуглеродного метода удалось датировать многочисленные неолитические поселения III–II тысячелетии до н. э., обнаруженные в ныне труднодоступной или вовсе не обитаемой пустыне. Экспедиция фирмы «Берлие», работавшая с 1959 по 1961 г. к востоку от Аира в области Тенере (Республика Нигер), раскопала селения людей, которые жили на берегах больших озер и, подобно додинастическим египтянам, добывали пропитание охотой, рыболовством и частично земледелием. Один из участников экспедиции писал: «В глубине эрга (песчаной пустыни), в Тенере, я обнаружил следы стоянок древних рыбаков: большие груды рыбьих костей (они заняли несколько двухколесных тележек), скелеты гиппопотамов и слонов, каменные орудия. В пятистах километрах к югу, на границе Сахары и Судана, я нашел еще добрый десяток стоянок. Тут были кучи рыбьих костей, черепашьи панцири, раковины моллюсков, кости гиппопотамов, жирафов и антилоп, среди которых лежали человеческие скелеты».

В последние годы очень ценные археологические материалы выявлены и на территории Республики Судан, где некогда находилась древняя Нубия. Открытие наиболее ранних из них связано с именем Э. Дж. Аркелла. При раскопках близ Хартума им были обнаружены следы неолитических поселений. Найдены просверленные кремневые топоры, напоминающие находки из Тенере и Фаюма, костяные орудия труда, остатки плетеных корзин со следами злаков. При датировке эти селения были отнесены к первой половине IV тысячелетия до н. э. В этих же пластах обнаружены части костяков и черепов людей явно негроидного типа - еще одно доказательство того, что уже в столь отдаленный период на земле Африки сложились основные антропологические типы. Дальнейшие находки на территории Нубии были разделены на культуры А, В, С и датированы. В период культуры С (2400–1600 гг. до н. э.) население Нубии отражало нападения египтян. Относящиеся к этому времени находки - каменное оружие, богатая керамика, украшения из меди и бронзы, а также ценные каменные топоры - показывают, что в Нубии, как и в Египте, возникли первые центры обработки металлов.

Неолит широко представлен также по всей Северной Африке и в Сахаре. Во вскрытых здесь культурных слоях залегали полированные каменные топоры, булавы, зернотерки и остатки глиняных сосудов. Орудия и целые селения периода неолита открыты в зоне Атласа, где люди жили в пещерах. На их стенах остались интересные рисунки, например в районе Орана (Алжир). Извлеченные на поверхность земли орудия труда позволяют заключить, что в Северной Африке уже в глубокой древности расселялись племена скотоводов и земледельцев.

В период между VIII и III тысячелетиями в Сахаре был исключительно хороший климат. Обильное выпадение осадков создавало благоприятные условия для скотоводства, охоты и отчастиземледелия. Сахарские саванны, области вокруг озер и рек притягивали из болотистых местностей Судана, района озера Чад и гор Магриба многочисленные народы, находившиеся на стадии палеолита или мезолита. Так, во многих частях Сахары сложился неолит, носители которого были охотниками, пастухами, рыбаками и земледельцами. От них дошли отличающиеся особой прелестью наскальные рисунки и фрески, из которых мы черпаем важные сведения об образе жизни населения этого района в период мезолита.

Всемирную известность получили открытия французского исследователя А. Лота в горах Тассили (Ахаггар) в Южном Алжире и итальянца Ф. Мори в Феццане (Ливия). Эти и другие ученые открыли на почти безводных сейчас возвышенностях Центральной Сахары и в горах Атласа десятки тысяч рисунков, которые не только являются важным свидетельством прошлого, но и поражают своими высокими художественными достоинствами, Росписи, фрески, высеченные на скалах рельефы представляют собой творения развитого реалистического искусства. Более поздние из них несколько стилизованы. Древнейшие изображения животных - слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, львов и других хищников - датируются примерно X–VIII тысячелетиями. Изображения людей, часто со звериными головами (позднее многочисленные фигурки едва намечены тонкими линиями или даже, штрихами), в сочетании со сценами охоты или исполнения культовых церемоний отражают весьма развитую деятельность мезолитических охотников. В этом до некоторой степени сказывается влияние традиций североафриканской капсийской культуры.

Реалистическая живопись, в которой на первых порах преобладали контурные изображения, с течением времени становилась йсе более стилизованной и абстрактной и приобретала черты, характерные для пластики. Содержание картин говорит о том, что с IV тысячелетия в этих горных областях, а также на бескрайних просторах Сахары основой экономики стало разведение скота с длинными и короткими рогами. На прекрасных цветных фресках мы видим быков с закрученными рогами. Однако и охота на диких животных, которые водились здесь в изобилии, не утратила своего значения. Наскальная живопись дополняет наши представления о различных периодах и ступенях развития неолита в густонаселенной Сахаре, где рыбакам и земледельцам, жившим в саванне, близ многочисленных озер и рек, принадлежала не меньшая роль, чем скотоводам, кочевавшим со своими стадами по пригодным для выпаса скота районам. А. Лот насчитал на юге Ахаггара, у подножия плато Ин-Геззам, около 80 доисторических поселений.

Но прежде всего грандиозные наскальные росписи убеждают в том, что в это время (IV–I тысячелетия до н. э.) в основе своей сложились главные антропологические типы африканского населения, и именно на земле самой Африки. Эти данные исследователя решительно опровергают легенды, особенно энергично распространяемые апологетами колониализма, будто все важнейшие достижения культуры, определяющие общественное развитие, были привнесены в Африку извне. Научно не обоснованные расистские теории проникновения чужеземных культур послужили питательной средой для создания целых систем, делящих африканцев на «высшие» и «низшие» группы. Между тем по сохранившимся костным остаткам человека можно установить, что уже в период мезолита существовали серьезные различия антропологических форм. Костные остатки периода неолита нетрудно классифицировать по различным антропологическим признакам. К этому времени наряду с формированием основных антропологических типов произошла ярко выраженная расовая дифференциация. Скорее всего с эпохи неолита начали складываться и многие из современных языковых семей. Наскальная живопись всей силой реалистического искусства убеждает в том, что в период влажности в Сахаре были более или менее широко представлены все антропологические типы населения, впоследствии возобладавшие на Африканском континенте. Их отличительные признаки отчасти отражают различия в способах добывания пищи.

Уже на ранних древнеегипетских памятниках III тысячелетия до н. э., как и на наскальных рисунках, открытых Мори в Феццане, фигурируют высокие светлокожие люди. Эти скотоводы, кочевавшие по Сахаре и Северной Африке, стали носителями бербер-ско-ливийских диалектов, которые наряду с египетским и коптским языками относятся к семито-хамитской семье языков.

И по своему антропологическому типу, и по языку они явились предками многочисленных берберских и ливийских племен Присредиземноморья, туарегов, живущих на центральных нагорьях Сахары (Тассили, Ахаггар, Адрар, Аир) и фульбе Западного Судана. В саваннах и на плоскогорьях Северо-Воеточной Африки, в верховьях Голубого Нила вплоть до зоны неолита с капсийской традицией Кении обитали племена и роды охотников, частично оседлые, но главным образом пастушеские, которые следует отнести к эфиопско-кавказоидному антропологическому типу. Они были распространены в огромных районах Восточной Африки и говорили на кушитских языках. В очень близком родстве с ними по антропологическим признакам и отчасти по языку находились многие племена скотоводов, населявшие впоследствии Сомали, Эфиопию и восточноафриканское побережье.

Однако в это же время - в начале неолита - и в Сахаре и на территории Судана обитали оседлые земледельцы негроидного типа. А. Лот сообщает о рисунках-масках в горах Тассили, обладающих бесспорным сходством с рисунками сенуфо Берега Слоновой Кости, относящимися к более позднему периоду. Безусловно, образование главных антропологических типов и языковых групп в районах Сахары и Судана, а также в других центрах эпохи неолита в Тропической Африке дает исключительно много материала для важных исторических заключений, если только отвлечься от буржуазно-апологетических теорий о расовом превосходстве.

Геологический процесс высыхания Сахары, начавшийся III–II тысячелетиях до н. э., положил конец влажному периоду неолита и, естественно, повлек за собой ряд серьезных изменений. Правда, через Сахару по-прежнему осуществлялись многочисленные контакты, а в конце I тысячелетия н. э. были даже вновь установлены торговые связи Северной Африки с государствами Западного и Центрального Судана. Но образование необитаемого в основном пояса пустынь, где только в окраинных районах изредка прогоняли свои стада кочующие скотоводы, привел к тому, что экономическое, культурное и политическое развитие народов Северной Африки, с одной стороны, и населения Тропической Африки - с другой, происходило отныне в различных направлениях. Во II тысячелетии до н. э. Сахара была хотя бы частично заселена, однако в I тысячелетии произошли большие перемещения населения. Светлокожие скотоводы-кочевники продвинулись в северные и восточные области или нашли пастбищ для своих стад всаваннах на юге, а земледельческое, негроидное население отступило на территорию Западного Судана. Только незначительная его часть по-прежнему жила в оазисах Сахары.

В это время начались переселения народов «банту», которые вызвали множество противоречивых предположений, в тех или иных вариантах проникших в науку. Сейчас невозможно точн установить детальные маршруты многочисленных племен и вызвавшие эти переселения причины. Многое еще требует выяснения. Бесспорно, однако, что начиная с периода неолита и использовав ния металлов население некоторых центров резко возросло и по степенно распространилось по всему континенту. Часть исследователей считают причиной таких перемещений, происходивших с I тысячелетия до н. э. до позднего средневековья обычно в направлении с севера на юг, относительную перенаселенность отдельных местностей, которая неизменно толкала к поискам новьц участков для земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Для Тропической Африки большое значение имеет еще одно обстоятельство: там в избытке имелась земля, пригодная для возделывания, поэтому часто отсутствовали стимулы для введения интенсивных методов земледелия и других способов добывания пропитания, которые в Египте, на Среднем Востоке и в Индии вынуждали население жаться к долинам рек и к оросительным системам.

Возможно, переселения народностей Тропической Африки были вызваны сильным притоком негроидных обитателей Сахары, находившихся на стадии неолита, в зону Западного Судана, где они смешивались с местными жителями. Большие людские потоки двигались также из центров неолитической культуры, сложившихся на территории Северной Нигерии, Камеруна, в районе озера Чад, нынешних республик Конго и Заир, и в конце концов в движение пришел весь континент, что повело к распространению на больших пространствах важнейших пищевых растений, например проса и одного из сортов риса, к внедрению новых методов земледелия, усиленной добыче железной руды и более широкому применению металлов.

При попытках объяснить эти явления следует решительно отказаться от укоренившихся в буржуазной литературе розысков прародины «протобанту», часто используемых в качестве dues ex machina для всего общественного развития Африканского континента к югу от Сахары. В этих теориях не учитывается, что «банту» - чисто лингвистический термин для обозначения относительной общности, предполагающей тесное родство примерно 350 языков и диалектов банту в Центральной, Восточной и Южной Африке. Переносить это лингвистическое понятие на антропологические и культурные характеристики недопустимо и ненаучно. Племена и народы этой языковой семьи имеют довольно существенные антропологические различия, находятся на разных ступенях общественного и культурного развития и обладают особенностями, которые отражают процессы слияния в результате переселения народов.

После продолжительных, часто перекрещивавшихся передвижений в I тысячелетии н. э. области Камеруна, бассейны Убанги и Шари, Северная и Центральная Катанга, территория будущего государства Конго и восточноафриканское побережье до Замбези (Замбия, Мозамбик) выделились в качестве региональных центров бантуязычного населения.

Об этом свидетельствуют раскопки захоронений на берегу озера Кисале в Катанге, относящихся к VIII и IX вв. н. э. Арабские путешественники оставили достоверные сообщения о том, что говорящие на языках банту племена в VII и VIII вв. н. э. достигли восточных берегов великих восточноафриканских озер и в последующие столетия продвинулись на территорию Южной Родезии. Племена и народы, заселявшие здесь огромные территории, под давлением пришельцев откатились в Центральную и Южную Африку и вытеснили обитателей этих местностей, в основном охотников и собирателей, находившихся еще на стадии позднего палеолита. В девственных лесах Центральной Африки и на берегах Конго обитали предки современных пигмеев. На всей территории Южной Африки жили охотники и собиратели «бушбоскопоидного» типа, потомки боскопского ископаемого человека древности. Как показывают последние исследования, не исключено, что они населяли даже некоторые районы Восточной Африки и здесь вступали в контакт со скотоводами-кочевниками эфиопско-кавказоидного типа. Правда, многие из этих племен, предков бушменов и готтентотов, говорившие в пору их самостоятельности на койсанских языках, были в конечном счете ассимилированы или вытеснены.

Другим очень древним центром интенсивного заселения явился район Нигерии. На высокогорном плато Центральной Нигерии, близ Джоса, на территории плоскогорья Баучи, до южной границы среднего течения реки Бенуэ, были найдены палеолитические орудия, сделанные, тю мнению Б. Фэгга, около 40 тысяч лет назад. Судя по некоторым признакам, отдельные слои могут засвидетельствовать пребывание человека в этой местности начиная с палеолита вплоть до среднего и позднего неолита. Около деревни Нок в окрестностях Зарии были обнаружены следы высокоразвитого неолита. При повторном вводе в эксплуатацию оловянных рудников Джоса английские горные инженеры, а вслед за ними и археологи нашли остатки неолитического поселения оседлых земледельцев, которые хорошо знали гончарное дело. От них остались изображения большой художественной ценности. Среди находок преобладали терракотовые фигурки, изображающие людей негроидного типа, головы слонов, сидящих на корточках обезьян. Больше всего привлекали к себе внимание своеобразно стилизованные головы и бюсты из терракоты в натуральную величину. Тот же английский археолог Б. Фэгг раскопал большое число таких фигурок культуры нок на территории прилегающего района, где они были рассеяны в радиусе около 45 километров. Вероятно, первоначально они были распространены далеко за пределами Центральной Нигерии.

Наибольшее значение имело открытие того, что у частично стилизованных натуралистических фигурок из терракоты много общего с более поздним искусством Ифе (XIV–XVI вв.) в Южной Нигерии и они являются предтечей не только этого направления, которое специалисты считают «классическим» в африканском искусстве, но и более поздней африканской скульптуры. Б. Фэгг отмечает, что терракотовые статуэтки из Ифе мало чем отличаются от произведений культуры нок - только треугольным разрезом глаз и «длинноухими» головами. В остальном же, и в технических приемах и в формах, наблюдается удивительно большое сходство. Эти выводы помогли опровергнуть многие апологетические теории, утверждавшие, что негроидное население не создало собственной традиционной антропоморфной скульптуры. Как и сенсационные открытия А. Лота в Сахаре, где коренное африканское население эфпопско-кавказоидного и негроидного типов уже в IV тысячелетии до н. э. умело создавать прекрасные реалистические изображения мужчин и женщин, найденные в Центральной Нигерии глиняные головы и статуэтки I тысячелетия до н. э. имели большое значение для критики ненаучных теорий. Они послужили как бы трамплином для открытия заново исторического прошлого Африки, которое предпринимает сейчас прогрессивная историография молодых национальных государств вопреки теориям и противодействию колониалистов и неоколониалистов. С помощью радиоуглеродного метода установлено, что самые древние слои неолитического центра, откуда вышли фигурки нок, датируются примерно 900 г. до н. э., а верхняя граница - 200 г. н. э.

Интересно и то, что фигурки найдены в оловянных рудниках. Наряду со статуэтками и сосудами из терракоты здесь обнаружены железные кирки, остатки плавильных печей и воздуходувных мехов, железные шлаки. Таким образом, рудники, заложенные, вероятно, еще в I тысячелетии до н. э., говорят о том, что в последние века до нашей эры в Тропической Африке умели добывать и обрабатывать железо. В Центральной Нигерии чаще всего встречается латеритовая руда, легко добываемая и плавящаяся при исключительно низкой температуре. Хотя жители этих районов довольно рано научились обрабатывать бронзу, железо они добывали еще раньше. Бэзил Дэвидсон справедливо отмечает по этому поводу, что культура нок была переходной от позднего каменного века к веку металлов и что пик ее расцвета приходится на последние два или три столетия до нашей эры.

Но еще долго каменные и металлические орудия применялись параллельно, предваряя многовековой процесс перехода к применению железа и других металлов, а следовательно, и образование государств на основе раннеклассового общества.

Центры неолитической цивилизации были обнаружены наряду с Центральной Нигерией прежде всего в бассейне Конго, в Замбии и Зимбабве, в различных областях Западной Африки, на юге Мавритании, в Гвинее, в бассейне Сенегала, а также на берегах озера Чад. Население этих районов перешло к земледелию и применяло каменные и железные орудия, что с I тысячелетия н. э. постепенно повлекло за собой образование к югу от Сахары процветающих государств.

Хотя в последние годы исследование древнейшей и древней истории Африки достигло несомненных успехов, изучение взаимодействия неолитических культур во времени и пространстве делает лишь первые шаги, и пока мы располагаем весьма неполной неточной картиной их распространения.

При попытках восстановить события этих периодов можно опереться на первые упоминания об Африке, появляющиеся в письменных источниках со второй половины II тысячелетия до н. а особенно ценные сведения сообщают египетские, а позднее греческие и римские надписи.

Первые данные такого рода содержатся в победных реляциях египтян. В конце II тысячелетия до н. э. к границам Египта подступали огромные скопления кочевых и полукочевых племен. Расширение пустыни постепенно лишало их пастбищ и полей. То и дело вспыхивали войны; оазисы и другие плодородные орошаемые земли непрестанно подвергались нападениям. Рамсес II украсил стены храма в Мединет-Абу рельефами и надписями своих победах над врагами, среди которых преобладали народы и племена Ливии и Феццана. В это время (ок. 1000 г. до н. э.), когда Нубия еще подчинялась власти египтян, в египетских источниках часто упоминается «страна Пунт» - страна золота и благовоний. Где она находилась, до сих пор не установлено окончательно, известно лишь, что она включала области к юго-востоку от Нубии, простиравшиеся до Красного моря, и платила Египту дань золотом, слоновой костью и миррой. Известно также, что царица Хатшепсут (ок. 1501–1480 гг. до н. э.) посылала экспедиции в Пунт. Оттуда египетские корабли доходили до восточного побережья Африки.

Из рассказов карфагенян, греков и римлян о военных, торговых и исследовательских экспедициях можно черпать многочисленные сведения о географии Африканского континента, но они мало что сообщают о населении даже береговой полосы, наиболее часто посещаемой, и вообще о глубинных районах. Карта, составленная великим греческим географом , показывает, что более или менее были известны наряду со средиземноморским побережьем и долиной Нила восточный берег Африки до мыса Делгаду и западный - до Гвинейского залива. Однако и эти знания частично основывались на легендах.

Во второй половине I тысячелетия до н. э. западная часть побережья Северной Африки была усеяна поселениями и торговыми факториями финикийцев, центром которых служил Карфаген. Ихбыло сравнительно много до Могадора (Марокко), но дальше на; юг располагались только периодически посещавшиеся торговые пункты и маленькие фактории, ведшие обменные операции с населением прибрежных районов. Геродот (484–425) и греческий географ Псевдо-Скилак, живший в IV в. до н. э., сообщают о так называемом немом, или тихом, торге с жителями северной части западноафриканского побережья. В обмен на золото, очень рано фигурирующее в коммерческих операциях, населению Западной Африки предлагали такие предметы роскоши, как благовония, драгоценные камни из Египта, керамические изделия из Афин и другие товары.

Заслуживающие доверия источники, в том числе Страбон (География, III, 326), сообщают что в V в. до н. э. (ок. 470 г.) карфагенянин Ганнон прошел через Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив) и совершил плавание вдоль северной части Западной Африки. Ему было поручено пополнить новыми людьми персонал пунических торговых факторий и разведать возможности торговли с южным районом этого берега. Путешествие привело его к побережью Камеруна. Упоминаемые огненные потоки и столбы огня, извергавшиеся неизвестным вулканом, по-видимому, указывают на гору Камерун.

После того как иссякают немногочисленные ссылки на военные кампании египтян, источники, особенно после римского завоевания Северной Африки, уделяют большое внимание восточному побережью Африки к югу от Сахары и истокам Нила. Во второй половине I тысячелетия до н. э. греческие моряки по опыту знали, что можно, выйдя из Красного моря, достигнуть северо-западного берега Индии. Они совершали плавания также вдоль восточноафриканского побережья и доходили до границ современного Мозамбика.

От этого времени дошла чрезвычайно интересная лоция, руководство для греческих мореплавателей, - «Перипл Эритрейского моря» анонимного автора. Скорее всего, он был составлен греком из Александрии, который, очевидно, сам плавал у южных берегов Восточной Африки. Он сообщает о торговых станциях, тянувшихся по восточноафриканскому побережью до поселения Рапта (между Дар-эс-Саламом и Тангой). Составитель «Перипла» описывает оживленные портовые города на побережье «Азании» - ныне здесь находятся Кения и Танзания - и сообщает кое-какие сведения об их жителях.

Еще за несколько веков до распространения ислама на территории Африки между населением ее восточных областей и южными арабами существовали очень тесные экономические и политические связи, и некоторые вожди племен побережья даже непосредственно подчинялись химьяритским правителям Южной Аравии. В первые века нашей эры африканцы продавали чужеземцам Железные орудия труда и оружие, производившиеся в Музе, на берегу Красного моря (о центрах плавки чугуна в Тропической Африке речь пойдет особо). Из портов «Азании» вывозили слоновую кость, пальмовое масло, черепаховые панцири, рабов.

«Отцу истории», греческому историку Геродоту, совершивше в V в. до н. э. путешествие по странам Востока, мы обязаны тересной и достоверной информацией о населении некоторых районов Западной и Центральной Африки, находящихся в Сахаре дальше к югу. Геродот описывает знаменитых гарамантов Феццана и их переходы через Сахару, «эфиопов-троглодитов» и насамонов Восточной Ливии. «Эфиопами» в то время называли людей негроидного типа с курчавыми волосами, живших не только в Восточной, но и в Западной Африке. Начиная с VI в. до н. э. их часто изображали на греческих вазах. По словам Геродота, область, простиравшаяся от египетского города Фив до Геркулесовых Столбов, уже тогда представляла собой безводную пустыню, где было ни растительности, ни диких животных. Ко времени Геродота Сахара в основном уже приняла свой нынешний облик.

По-видимому, в VII в. до н. э. (?) экспедиция насамонов в составе пяти человек отправилась из оазиса Ауджила на юг. По пути им встретились город и страна, «где все люди были… малы, и… черного цвета. Мимо этого города протекает большая река, а течет она с запада на восток, и в ней были видны крокодилы: (II, 32). Скорее всего, насамоны шли через Феццан на юго-запад к излучине Нигера (наличие таких путей предположил на основе наскальных изображений А. Лот), и достигли районов Гао и Томбукту.

Еще больший интерес представляет описание Геродотом похода гарамантов на юго-запад, в долину Нигера, из самого Феццана. Гарамантам Феццана уже было известно высокоразвитое земледелие и скотоводство. На колесницах, запряженных лошадь ми, они пересекли Сахару и встретили «пещерных эфиопов», которые объяснялись на языке, напоминавшем «писк летучих мышей». Хотя исследователи еще не пришли к однозначным выводам и не могут точно сказать, о какой именно стране идет речь, они предполагают, что этот язык может быть идентифицирова с так называемыми суданскими языками, в которых, как известно, важную роль играют изменения высоты тона. Следовательно, не исключается, что рассказ Геродота о гарамантах относится к жителям бассейна Нигера или озера Чад. Археологические раскопки и остатки первобытного человека свидетельствуют, что в периоды палеолита и неолита эти местности были ранними центрами заселения, где после ускоренного высыхания Сахары и последовавших за ним перемещений народов обосновались большие массы африканцев негроидного типа.

Во времена римского господства в Северной Африке снова предпринимались экспедиции на юг. Плиний сообщает о военных походах в этом направлении. Римский проконсул Корнелий Бальб в 19 г. до н. э. дошел до Феццана, страны гарамантов, и, по предположению А. Лота, пересёк Сахару и достиг Гао. У Плиния также встречается упоминание о пещерных жителях долины Нигера, «троглодитах», уже описанных Геродотом. В 70 г. н. э. путь гарамантов был снова пройден, на сей раз Септимием Флакком, который, по словам некоторых авторов, достиг Бильмы. Птолемей сообщает, что в 86 г. н. э. Юлий Матери по повелению императора Домициана пересек вместе с гарамантами пустыню и дошел до Агисимбы, области, «где собираются носороги». Агисимбу обычно отождествляли с оазисом Аир (Республика Нигер). Но такое отождествление, скорее всего, ошибочно: из Феццана трудно достигнуть Аира. Бовилл считает, что римляне добрались до нагорья Тибести, где поблизости пролегал древний путь из Феццана в Центральный Судан, уже в то время использовавшийся для торговых связей. В пользу Тибести говорит сообщение, что там водились носороги. Эти животные в течение нескольких последующих столетий еще встречались в районе озера Чад и окрестных водоемов вплоть до Тибести.

В поисках истоков Нила, а главное, в погоне за золотом снаряжались экспедиции и в Восточный Судан. По повелению императора Нерона в 70 г. две центурии поднялись вверх по течению Нила, миновали государство Мероэ (у 5-го порога) и достигли, очевидно, заболоченной местности на берегах Белого Нила и у Бахр-эль-Газаля с «огромным лабиринтом болот, покрытых трясиной, где не может пройти лодка» (Сенека, VI, 8). Так была достигнута граница древнейшей и древней Африки. К югу от Сахары она характеризовалась переходом к применению и обработке металлов и возникновением раннеклассовых обществ.

Когда в конце XV в. первые португальские завоеватели и путешественники ступили на землю Африки, значительная часть ее населения уже в течение многих веков умела выплавлять и применять железо. Исключение составляли лишь некоторые племена, жившие изолированно в отдаленных областях тропического девственного леса и Южной Африки.

Многие первобытные племена, подобно носителям неолитических культур I тысячелетия до н. э., параллельно с металлическими продолжали применять орудия труда, оружие и другие аналогичные предметы из камня и кости. Такой параллелизм наблюдается в культуре сао бассейна озера Чад и в неолитической культуре биго в Уганде с X по XIV в. н. э., а также в центрах культуры нок перед началом нашей эры.

С какого же времени в Тропической Африке началось применение металла, которое знаменует конец каменного века, а следовательно, и первобытного общества? Этот вопрос имеет особое значение, ибо у любого народа возникновение экономической и социальной дифференциации, формирование классового общества связаны с его вступлением в век металла.

За исключением Египта, где обработка бронзы достигла наивысшего развития в период Нового царства (1262–1085 гг. до н. э.), и некоторых областей Северной Африки и Мавритании, в Африке южнее Сахары не было отдельного медного или бронзового века, хотя и медь и бронза во многих местностях еще в древности, а кое-где и на протяжении ряда веков занимали в быту главное место. В Западной Африке, бедной медью, но богатой золотом, в ходе торгового обмена через Сахару большую роль играла в древности ливийская медь, обменивавшаяся на западное африканское золото. Начало этим операциям положили в I тысячелетии до н. э. гараманты - ездовые на колесницах из Феццана. Французский археолог Р. Мони датирует употребление на территории Мавритании меди в виде топоров и наконечников копий временем с 1200 г. до н. э.

Систематическая добыча меди началась к югу от Сахары сравнительно поздно. Знакомство с ней оставалось чисто региональным и ограниченным немногими месторождениями и узловыми пунктами на путях торговых караванов с медью в Западной Центральной Африке и не оказывало существенного влияния на развитие производительных сил. Напротив, добыча меди и особенно распространение медного литья предполагали наличие железных орудий труда и другого инвентаря. Только уже на рубеже I и II тысячелетий н. э. и именно благодаря применению железных орудий интенсифицировалась эксплуатация залежей меди на Замбези и в Катанге, красной медной руды в Такедде (Мали) и олова на плато Баучи в Нигерии. Из описаний ал-Бируни известно, что в XIII в. в Катанге существовали медные рудники. Ибн Баттута сообщает в XIV в. о месторождении красной медной руды близ Такедды в Мали.

Знаменитые бронзовые и медные произведения искусства Ифе и Бенина датируются не раньше начала XII в. Статуэтки из меди и бронзы, найденные Ж.-П. Лебефом в местах расселения народа сао на берегах озера Чад, относятся к X–XIII вв. Как показывают археологические данные, в Тропической Африке медь и бронза почти не употреблялись для производства орудий труда, утвари и оружия, но зато придворные ремесленники с высоким совершенством изготавливали из них, а также из золота произведения искусства и ценные предметы обихода. В отличие от стран Переднего Востока и Средиземноморья в Африке к югу от Сахары сначала научились плавить и обрабатывать железо, а уже потом овладели искусством получения меди. Во многих областях Африки в конце неолита железо начали употреблять непосредственно после камня. Периода бронзы в собственном смысле этого слова, характеризуемого обработкой меди, а также энеолита (периода камня и бронзы) здесь не было.

Тем большее значение имело умение обрабатывать железо. Оно повлекло за собой в конце концов коренные изменения в состоянии производительных сил, а следовательно, и в социально-экономической области, в отношениях собственности.

Следует подчеркнуть, что африканцы самостоятельно научились добывать железо и создали свои способы его производства и обработки.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Тенденции развития права После освобождения крестьян от крепостной зависимости расширилась сфера применения гражданского права. Крестьяне стали более активными участниками гражданских правоотношений. Они в большей мере, чем раньше, могли покупать и продавать, а также

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

Глава 1 Астрономические вехи древнейшей китайской истории 1.1. Заря китайской астрономии Об астрономических познаниях древнейших китайцев, живших за несколько тысяч лет до нашей эры, современные историки пишут с чувством гордости и восхищения. Китайская астрономия, по

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Глава 27 Основные тенденции развития в конце тысячелетия Правительства Нюрупа После ухода в отставку правительства либеральной партии «Вен-стре» и консерваторов 25 января 1993 г. было сформировано правительство парламентского большинства в следующем составе:

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Какие были периоды в истории развития человечества? Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени с момента выделения человек их животного царства (около 3–5 млн лет назад) до образования классовых обществ в

автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Культура не может быть свободна от политических и социальных реалий, но эта зависимость в целом слабо выявилась после политического переворота в феврале 1917 г. Историк, сравнивающий культурные процессы «революционных» 1905 и 1917 гг., сразу

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Октябрьский переворот не был случайностью и являлся таким же порождением общественного брожения, как и ранее Февральская революция. С одной стороны, он отразил усиление анархистского настроя масс, стремление к полному и беспощадному

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Революция, по замыслу ее творцов, была призвана ликвидировать культурную отсталость государства. Но ее первые культурные итоги были малоутешительны. Миллионы людей, принадлежавших к наиболее высокообразованным слоям общества, покинули

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Война усилила патриотическое оформление культуры, первые симптомы которого проявились уже в середине 1930-х гг. Во второй половине 1940-х гг. этот процесс приобрел черты карикатурности. Превознесение всего русского неожиданно обернулось

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Уже первые послесталинские годы вызвали существенное изменение культурной атмосферы в стране. Позднее оно получило название «оттепели», по имени обретшей тогда широкий резонанс повести И. Эренбурга. Его герои, «оттаивая», по выражению автора,

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития Говоря о культуре 1960-х гг., прежде всего следует сказать о получившем название от этого времени движении «шестидесятников». У него не было организации и постоянных институтов, но оно имело целую систему идей и охватило многие слои

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития То, что произошло в 1987–1991 гг., с полным основанием можно назвать культурным «большим скачком». Это верно при той оговорке, что культурный взрыв тех лет являлся не только следствием провозглашенной «сверху» гласности, но и итогом тенденций,

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Общие тенденции развития В культуре 1990-х гг. напластования различных эпох, стилей, вкусов и пристрастий выявились более выпукло, чем в предыдущие годы. Лишенная политических и идеологических стеснений культура, однако, в целом противилась усвоению «модернистских»

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Развитие советской авиации в предвоенный период (1938 год - первая половина 1941 года) автора Степанов Алексей Сергеевич

Глава 1. Военная и гражданская авиация СССР: состояние и тенденции развития в 1938-м - первой половине 1941 года Данная глава посвящена описанию и тенденциям развития накануне Великой Отечественной войны авиации Красной армии, флота и НКВД, а также авиации гражданских

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

§ 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории 1. Основные членения истории человечества Теперь, когда введена целая система новых понятий, можно попытаться, пользуясь ей, нарисовать целостную картину всемирной истории, разумеется, предельно

ВАРИАНТ 3. I. Выполните тест. 1. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн км2 и омывается Средиземным морем? а) Мавритания; б) Марокко; в) Судан; г) Конго; д) Ливия. 2. Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся круп-нейшие в Африке городские агломерации: а) Алжир, ЮАР; в) Кения, Камерун; д) Ливия, Эфиопия. б) Судан, Конго; г) Нигерия, Египет; 3. В африканских странах главной формой правления является: а) республика; в) Джамахирия; б) монархия; г) колонии. 4. Какая черта исторического развития Африки оказала наибольшее влияние на ее современный облик: а) Африка — материк древних цивилизаций; б) Африка прошла через все стадии социально-экономического раз-вития; в) колониальное прошлое; г) богатство минеральным сырьем. 5. Выберите вариант, в котором для обеих указанных стран характерен очень высокий естественный прирост населения: а) Египет, Ливия; б) Алжир, Чад; г) Марокко, ЮАР; в) Сомали, Мали; д) Того, Эфиопия. 6. Почему сельское хозяйство Африки имеет низкую продуктив-ность? а) низкий спрос на сельскую продукцию; в) общая экономическая отсталость. б) низкое плодородие почв; 7. Восточно-Гвинеский горнопромышленный район выделяется по добыче: а) железной руды; б) нефти; в) фосфоритов; г) алмазов; д) золота; е) каменного угля, 8. Выделите верные утверждения: а) Промышленность Северной Африки тяготеет к приморским райо-нам. б) Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки - оливки, зерновые, хлопчатник. в) Натуральное, потребительское сельское хозяйство — главная от-расль Тропической Африки. г) ЮАР богата платиной, золотом, углем и нефтью. II. Ответьте на вопросы. 1. Какие черты исторического развития Африки оказали наибольшее влияние на ее современный социально-экономический облик? 2. Родиной каких культур является Африка? В каких природных зонах они произрастают? 3. На примере африканских стран объясните влияние монокультурного хозяйства на их экспортную специализацию. Почему это присуще многим африканским странам? 4. Почему в Африке остро стоит проблема орошения с/х угодий?

Просмотр содержимого документа
««Природные ресурсы и хозяйство стран Африки». ВАРИАНТ 3.»

«Природные ресурсы и хозяйство стран Африки».

ВАРИАНТ 3.

I. Выполните тест.

1. Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн км2 и омывается Средиземным морем?
а) Мавритания; б) Марокко; в) Судан;
г) Конго; д) Ливия.
2. Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся круп­нейшие в Африке городские агломерации:
а) Алжир, ЮАР; в) Кения, Камерун; д) Ливия, Эфиопия.
б) Судан, Конго; г) Нигерия, Египет;
3. В африканских странах главной формой правления является:
а) республика; в) Джамахирия;
б) монархия; г) колонии.
4. Какая черта исторического развития Африки оказала наибольшее влияние на ее современный облик:
а) Африка - материк древних цивилизаций;
б) Африка прошла через все стадии социально-экономического раз­вития;
в) колониальное прошлое;
г) богатство минеральным сырьем.
5. Выберите вариант, в котором для обеих указанных стран характерен очень высокий естественный прирост населения: а) Египет, Ливия;
б) Алжир, Чад; г) Марокко, ЮАР;
в) Сомали, Мали; д) Того, Эфиопия.
6. Почему сельское хозяйство Африки имеет низкую продуктив­ность?
а) низкий спрос на сельскую продукцию; в) общая экономическая отсталость.
б) низкое плодородие почв;
7. Восточно-Гвинеский горнопромышленный район выделяется по добыче:
а) железной руды; б) нефти; в) фосфоритов;
г) алмазов; д) золота; е) каменного угля,
8. Выделите верные утверждения:
а) Промышленность Северной Африки тяготеет к приморским райо­нам.
б) Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки - оливки, зерновые, хлопчатник.
в) Натуральное, потребительское сельское хозяйство - главная от­расль Тропической Африки.
г) ЮАР богата платиной, золотом, углем и нефтью.

II. Ответьте на вопросы.

1. Какие черты исторического развития Африки оказали наибольшее влияние на ее современный социально-экономический облик?
2. Родиной каких культур является Африка? В каких природных зонах они произрастают?
3. На примере африканских стран объясните влияние монокультурного хозяйства на их экспортную специализацию. Почему это присуще многим африканским странам?
4. Почему в Африке остро стоит проблема орошения с/х угодий?

Семинар по теме: Африка

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Африка». Осуществить контроль знаний.

Оборудование: вопросы семинара, напечатанные на листочках, карта Африки: физическая и экономическая, атласы.

Тип урока: урок-семинар.

Ход урока

Зачет по теме «Африка» можно провести в виде семинара или теста.

Вопросы к семинару раздаются учащимся заранее.

  1. Опишите современную миграционную ситуацию в Африке. С чем связаны основные миграционные потоки внутри континента?
  2. Какие черты исторического развития Африки оказали наибольшее влияние на ее современный, социально-экономический облик? Ответ обоснуйте.
  3. Капиталовложения развитых стран в экономику Африки невелики. Это связано с тем, что.... Дополните предложение.
  4. Родиной, каких культур является Африка? В каких природных зонах они произрастают, в каких районах на других материках можно еще их возделывать?
  5. Какие виды хозяйственной деятельности людей способны нанести существенный урон окружающей среде?
  6. На примере африканских стран объясните влияние монокультурного хозяйства на их экспортную специализацию. Почему это присуще многим африканским странам? Предложите пути решения этой проблемы.
  7. Почему причины голода в Эфиопии неверно сводить только к частым засухам?
  8. Сельское хозяйство во многих странах Африки не в состоянии произвести столько продовольствия, чтобы обеспечить потребности своего населения. В чем причины такой ситуации?
  9. Почему в Африке остро стоит проблема орошения сельскохозяйственных угодий?
  10. Каким образом изменится специализация сельского хозяйства о. Мадагаскар, если его переместить на 40° севернее и на 70° западнее. Ответ дайте в виде двух схем - существующей и прогноза.
  11. В чем причины неуспешности и запаздывания «зеленой революции» в Африке?
  12. По вашему мнению, многоукладность - это признак прогрессивности сельского хозяйства или его отсталости?
  13. В чем проявляется колониальное прошлое стран Африки в современной колониальной структуре и колониальном рисунке сельского хозяйства?
  14. В Африке много дешевой рабочей силы, почему тогда здесь нет новых индустриальных стран?
  15. В чем вы видите причину того, что ЮАР единственная развитая страна на континенте?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Урок может быть интересен учителям геометрии, работающим и по учебнику Погорелова, и по учебнику Атанасяна. Материал к уроку интересный, собран из различных источников....

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Протоколы родительских собраний, педагогических и тренерских советов, приказы по присвоению судейских категорий,региональный судейский семинар по шахматам. программа адаптации молодых специалистов, семинар для дошкольных учреждений по лыжным гонкам

Протоколы собраний, сертификаты семинаров по судейству...

Программы СОЛ, семинар-практикум "Судейство соревнований по ГТО", семинар по волейболу 2015г. ,организованным федерацией волейбола Ханты-Мансийского АО-Югры, семинар по туризму

Программы СОЛ, семинары...




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта