Главная » 1 Описание » Г челюскин. Семен Челюскин — человек, а не пароход

Г челюскин. Семен Челюскин — человек, а не пароход

Челюскин — мыс и человек

20 мая 1742 года русский моряк и исследователь Семен Иванович Челюскин достиг самой северной оконечности Евразии, которую через сто лет назовут в его честь — Мыс Челюскин

С именем Челюскина связано множество географических названий, но, прежде всего, это самая северная оконечность полуострова Таймыр, открытая им в 1742 году во время полярного похода к ледяным водам Карского моря. Тогда этому открытию не придали большого значения и даже не удостоили награды первопроходца, но, как выяснилось позже, Челюскин совершил значительное открытие — первым достиг и описал самую северную часть Евразии.

Поскольку при жизни Семену Ивановичу Челюскину получить признание не довелось, многие факты о его рождении и смерти противоречивы и запутанны. Годы жизни —примерно 1704-1764. Есть источники, указывающие и на другие даты. Место рождения историки также называют неоднозначно, опираясь на разные архивные материалы. Тем не менее известно, что человек этот был дворянского происхождения, родился в Тульской губернии и отличался необычайной силы характером и несгибаемой волей.

Как дворянин, получив образование в Москве, в 1720-е годы Челюскин поступил на военную службу, став морским офицером Балтийского флота. В Петербурге он учился навигации и стал помощником штурмана. Затем обзавелся семьей и занимался обучением гардемаринов.

До подписания 17 апреля 1732 года указа о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством Витуса Беринга у Семена Челюскина была возможность хорошо зарекомендовать себя в качестве помощника штурмана и толкового моряка. Но взлета карьеры ожидать не приходилось — на руководящие посты во флоте при царице Анне Иоанновне принимали в основном иностранцев.

И в конце января 1733 года Семен Челюскин отправляется в Камчатскую экспедицию. Его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург для подготовки судов, приспособленных к плаванию по рекам Сибири и Северному Ледовитому океану. Столкнувшись с местным бюрократизмом и волокитой, Челюскину пришлось проявить немало воли и упорства, чтобы с большим трудом добыть необходимое снаряжение.

Во второй Камчатской экспедиции, в 1733-43 годах, Челюскин работал в отрядах Василия Прончищева, с которым был дружен с юношеских лет, и Харитона Лаптева, в честь которого позднее назовут одно из северных морей России. В конце июня 1735 года отряд первопроходцев отправился в опасное плавание к берегам полуострова Таймыр, а спустя год Челюскин похоронил своего командира Василия Васильевича Прончищевых и его жену Татьяну (первую женщину — участницу полярной экспедиции) в вечной мерзлоте на берегах якутской реки Оленёк.

Исследования шли в суровых условиях заполярья. Северные походы тогда были крайне опасными предприятиями, с большой смертностью участников от цинги, заболеваний и несчастных случаев. Такой суровый опыт формирует и закаляет характер Челюскина, позволяет ему идти дальше, в ледяные края, куда еще не ступала нога человека.


Семен Иванович Челюскин. Источник: discoveries.ru

В 1740 году Семен Челюскин снова собирает экспедицию на Таймыр. 13 июля того года исследовательское судно «Якуцк» отправляется в последний полярный поход. О том, как это было, может поведать единственный достоверный документ — путевой журнал, копия которого хранится в архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге.

Спустя два месяца экспедицию заблокировало дрейфующими льдами на восточном побережье Таймыра в море Лаптевых. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Смастерили сани и пошли к берегу, где построили две «юрты земляные». Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, команда во главе со своим штурманом, пережив болезни и голод, достигла зимовья. Людей спасли, но Семен Челюскин не собирался останавливаться. Вместе с казаками Фофановым и Гороховым, на собачьих упряжках он отправляется в северную часть полуострова, чтобы завершить его описание.

Морозы стояли до 50 градусов ниже ноля все три месяца, пока троица первопроходцев добиралась до устья реки Хатанги. В апреле 1742 года они вышли к мысу Святого Фаддея, там исследователи соорудили маяк и двинулись еще севернее, в совершенно неизведанные земли. Челюскин с особой тщательностью продолжал вести и записывать наблюдения.

20 мая (9 мая старого стиля) 1742 года собачья упряжка достигла ранее неизвестного мыса. Штурман Челюскин записал в путевом журнале: «Погода пасмурная, снег и туман. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вез с собою». Именно эта его запись в журнале станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина.

Штурман Челюскин и не задумывался, какое мировое значение будут впоследствии иметь его храбрость и решительность, позволившие достичь самой северной точки Евразийского континента. За время своих походов и экспедиций Семен Челюскин проехал и прошел, выполняя описи, в общей сложности более 7 тысяч километров, и среди прочего открыл мыс, тогда показавшийся ему незначительной находкой.

Сто лет спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик Александр Федорович Миддендорф. Именно он предложил Русскому географическому обществу переименовать северную оконечность Евразии из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскина. С 1878 года это название было внесено в международные карты, а в 1919 году тесно сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии.

Сейчас на мысе Челюскина располагается полярная станция, и самый северный аэродром континентальной Евразии. Это одно из немногих мест на нашем материке, где средняя температура всех месяцев отрицательная.

Семен Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - русский полярный мореплаватель.

Многие слышали о челюскинцах, храбрых исследователях Арктики, которых спасала в далекие 30-е годы прошлого столетия вся страна, и которые получили первые звания героев Советского союза. Но все ли знают о человеке, давшем свое имя легендарному кораблю? Итак, рассказ о жизни полярного исследователя Семёне Ивановиче Челюскине.

Сведений в истории о С.И.Челюскине сохранилось не так уж и много. Даже годы его жизни и место рождения и захоронения достоверно не известны. Вот что можно узнать о нем в Википедии:

Семён Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - гидрограф, путешественник, полярный исследователь. Точно место рождения неизвестно, предположительно - в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии.

Осенью 1714 года в Москве Челюскин был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега.

В сентябре 1736 года из-за болезни Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:
"Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки".

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено.

В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.

И все же неутомимые исследователи родного края установили, что Челюскин С.И. родился в период с 1704 по 1707 гг. в в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).

Спустя две с лишним сотни лет после открытия мыса его имени в Белеве прошла церемония закладки символического камня на месте будущего памятника Челюскину. Уже известен скульптор, который скоро приступит к работе над монументом. По проекту, вокруг памятника раскинется новый городской парк. Место, где будет стоять памятник, отмечено двумя огромными валунами. С возвышенности, где будет стоять монумент, пологий спуск ведет к реке Оке. Сами камни символизируют полуостров Таймыр, а ложбина между ними - Хатангский залив.

Мало известно о личной жизни Семён Ивановича, а также о периоде его жизни после отставки. Вот что пишет об этом один из исследователей (имя не смог установить) его жизни:

"...С отставкой Семен Иванович Челюскин канул в неизвестность, были преданы забвению его поистине героические деяния во имя Отечества. Была неизвестна даже дата смерти первопроходца. Заинтересовавшись этим вопросом, я начал вести архивный поиск, который сосредоточил на детях и жене Челюскина. Установлено, что у Семена Ивановича было три сына и дочь. Не имея дома в Москве, Челюскин обосновался в деревне. Значит, надо изучать обширный фонд Поместного приказа Российского госархива древних актов.

В результате кропотливого просмотра многочисленных дворянских прошений начала-середины 1760-х гг. мне удалось отыскать челобитную вдовы А. Челюскиной. В марте 1765 г. она обращалась к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне". В документе, в частности, сообщалось: "...бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана - лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом 1764 году в ноябре месяце моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало...".

Итак, суровый арктический первопроходец и открыватель северной точки Старого Света Семен Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 года. Однако до сих пор не установлено место его погребения.

Выскажу некоторые предположения. В своей челобитной вдова Челюскина писала, что после смерти мужа остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский район Тульской области.-В.Б.), Алексинском (Тульская область), Перемышльском (Калужская область) и Белевском (Тульская область). В свое время мне довелось побывать в деревнях и селах, которыми когда-то владел С.И. Челюскин. Изучение данных на местах, а также анализ источников 1750-1760-х гг. позволил сделать такие выводы. Скорее всего, после отставки Семен Иванович поселился в сельце Босарево Алексинского уезда. Дело в том, что недалеко от Алексина в имении своего мужа отставного майора А.А. Змиева проживала его единственная (сыновья С.И. Челюскина селились в других местах) и любимая дочь - Аграфена (или Агриппина) Семеновна. Несомненно, в трудные минуты она ободряла и поддерживала больного отца.

Видимо, Семен Иванович Челюскин умер в сельце Босарево. Но похоронили его, вероятно, в селе Рождество-Слуки. Это предположение можно обосновать следующим фактом. В труде "Приходы и церкви Тульской епархии", опубликованном в 1895 г., сказано: "Село Рождество-Слуки Алексинского уезда, в 7 верстах от города Алексина...Очень древний церковный приход, более 500 лет. Третий храм...построен на средства прихожан майора Александра Змиева. Придельный алтарь в храме во имя чудотворца Николая устроен в 1791 г. на средства жены храмоздателя Агриппины Змиевой...". Примечательно, что святой Николай издавна считается покровителей мореплавателей и путешественников. Уверен, что дочь нарекла церковный придел в память о своем отце-моряке, который, видимо, и был здесь погребен".

Источники:

http://legend-bs.ru/12-istoriya/28-chelyuskin - Семен Иванович Челюскин – человек и пароход http://hramznameniya.ru/news/?id=2644 – Славные имена России. Челюскин С.И.

http://ru.convdocs.org/docs/index-456757.html - Семен Иванович Челюскин http://www.kp.ru/online/news/565140/#close - Под Тулой появится памятник мореплавателю http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:800668 - Родовод

Штурман - первооткрыватель Автор статьи - Дмитрий Анатольевич Овчинников. Первая полярная путешественница XVIII века Т.Ф. Прончищева, родившаяся в Тульской губернии, отправилась в опасный путь и приняла там смерть вместе со своим мужем - командиром одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции В.В. Прончищевым. Потом этот отряд продолжил запланированный поход уже под командованием штурмана Семена Ивановича Челюскина - тоже уроженца Тульской губернии. РОДИНА - БЕЛЕВСКИЙ УЕЗД О Прончищевых многое стало известно благодаря исследованиям известного тульского педагога и писателя, действительного члена Географического общества Дориана Михайловича Романова и его ученика - московского журналиста и архивиста Валерия Викторовича Богданова. И именно Богданов серьезно уточнил биографию С.И. Челюскина. Дело в том, что длительное время были неизвестны его точная дата и место рождения. В различных источниках назывались то 1704 год, то «около 1700 года», то Москва, то село Борищево Калужской губернии… Однако Валерий Викторович провел скрупулезный анализ материалов Российского государственного архива древних актов и установил, что Семен Челюскин родился около 1707 года в одной из родовых усадеб Белевского уезда Тульской губернии, где его семья поселилась еще в начале XVII века. В.В. Богданов отмечает: «Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семена Челюскина служили воеводами, были объезжими и «письменными головами», стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника. - В.Б.) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником. Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрек свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке…» Из публикаций журнала «Природа» можно установить, что впервые Семен Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714 года, и осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук, а в 1721 году он «получил аттестации в науке и в практике», зарекомендовав себя, «как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении». В книге «Колумбы Росские» есть сведения о том, что в 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем, он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. При этом он зарекомендовал себя знающим моряком, и уже в 1727 году подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Также В.В. Богданов установил, что в конце января 1733 года в Адмиралтейство был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию», где одним из первых числился подштурман Семен Челюскин, которого вскоре произвели в штурманы. Также среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев, которому предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана. В конце июня 1735 года они ушли в плавание, а спустя год Челюскин похоронил супругов Прончищевых… ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Во время второй зимовки в Усть-Оленеке Семен Иванович хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. 23 февраля 1738 года в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». Почти два года Челюскин со своим отрядом провели в Якутске, а после длительных приготовлений 13 июля 1740 года наконец-то смогли продолжить поход. Но не надолго… 15 августа дубель-шлюп «Якуцк» намертво затерло дрейфующими льдами вблизи бухты, названной впоследствии именем Татьяны Прончищевой. Челюскин принял решение оставить «Якуцк» и спасать людей, сгрузить на лед снаряжение и припасы, сделать санки и идти к берегу. Там отряд построил потом две «юрты земляные», где люди жили до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, путешественники, как записано в судовом журнале, «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли обжитого зимовья… За следующий 1741 год партии штурмана Семена Челюскина и лейтенанта Харитона Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Конец лета и осень они провели в Туруханске с целью подготовки к съемке северной части Таймырского побережья. 5 декабря 1741 года Семен Иванович выехал с солдатами на собачьих упряжках из Туруханска к реке Хатанге. Между Лаптевым и Челюскиным была договоренность: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу. 15 февраля 1742 года по рекам Хете и Хатанге группа Челюскина прибыла в Попигайское зимовье, а конце марта двинулась на север, затем - вдоль побережья на северо-запад. У мыса Святого Фаддея штурман соорудил маяк. Все это время он непрерывно вел съемку побережья. 6 мая, согласно записям путевого журнала, при «погоде чистой и сиянии солнечном», Челюскин вычислил географическую широту места - 77°27’. Через два дня группа продолжила путь, а через пять верст достигла неизвестного мыса. Семен Иванович записал в путевом журнале исторические слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Только в начале XX века было установлено, что этот мыс и есть северная оконечность Евразии. А В.В. Богданов описывает это так: «Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры». Еще в феврале 1742 года Лаптев устремился к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда пойти навстречу Челюскину. Но ему не хватило провианта, поэтому в начале мая лейтенант выслал навстречу штурману солдата, а сам вернулся обратно в Туруханск. 15 мая группа Челюскина встретилась с тем посыльным, и вместе они двинулись на юг через тундру. 20 июля 1742 года Семен Иванович сделал самую последнюю запись в своем походном журнале: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ С 1878 года тот самый мыс – северная точка Евразии – официально носит имя Семена Ивановича Челюскина. Но признание пришло не сразу… Все дело в том, что 27 августа 1743 года Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы, «сочиненные морские карты» и приступил к обработке материалов и составлению генеральной «Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея». В сентябре 1743 года вышла рукопись «Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Ее авторство приписано исключительно Лаптеву, но это не верно. Ведь в ее основу легло «Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены», составленное в 1742 году штурманом Челюскиным. Лаптев только осуществил обобщение сведений, собранных в свое время Прончищевым, Челюскиным и другими членами той экспедиции. Когда Семен Иванович вернулся в Петербург, он не был достойно вознагражден, ему лишь милостиво дали самый первый офицерский чин на флоте – мичмана, в котором он и продолжил службу на Балтике. Лаптев же участвовал в составлении «Генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам», был командиром крупных морских кораблей, а на закате жизни даже получил большую должность – главного интенданта по снабжению Балтийского флота. Указ Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 года говорит «об отставке морского флота лейтенанта Семена Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга». Уволенный с флота «за болезнью и старостью», с «пашпортом об отставке от всех дел», Семен Иванович стал жить с женой в небольшом имении в Алексинском уезде Тульской губернии... Остались неизвестны дата и место кончины первооткрывателя северной точки нашего родного материка. И опять же велика заслуга Валерия Викторовича Богданова в их уточнении. В результате длительных поисков он обнаружил в фондах Поместного приказа Российского государственного архива древних актов челобитную жены Семена Ивановича Челюскина, датированную мартом 1765 года и обращенную к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне», в которой записано: «…бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало». Однако точная дата пока остается загадкой. Высказал В.В. Богданов в своих исследованиях и определенные соображения по месту погребения Семена Ивановича Челюскина. Так, он обратил внимание в той самой челобитной вдовы Челюскина на сообщение, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в уездах: Лихвинском (сейчас это Суворовский район Тульской области), Алексинском, Белевском, Перемышльском, который ныне в Калужской области. После тщательного анализа из всех возможных вариантов Валерий Викторович Богданов остановился на большей вероятности захоронения тела Семена Ивановича Челюскина в селе Босарево неподалеку от тульского города Алексина. Но это предположение требует дальнейших подтверждений… Также хотелось бы обратить внимание, что упомянутые знаменитые путешественники Второй Камчатской экспедиции родились в соседних уездах и были по сути земляками: лейтенант Василий Васильевич Прончищев – родился в «селе Торбеево-тож в Калужской провинции под Алексином» (в настоящее время это село Богимово Ферзиковского района Калужской области), его жена Татьяна Федоровна Прончищева – в селе Березово Алексинского уезда (сейчас Дубенского района) Тульской губернии, штурман Семен Иванович Челюскин – в Белевском уезде Тульской губернии. Стоит упомянуть еще одного участника этой экспедиции – помощника ее главного руководителя Витуса Беринга – капитана-командора Алексея Ильича Чирикова, который появился на свет в селе Лужное Одоевского уезда (ныне Дубенского района) Тульской губернии. Удивительные совпадения! Богата земля тульская на великих людей!

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии - умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец - Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до "головы" (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин "получил аттестации в науке и в практике" и хорошо зарекомендовал себя в "штурманской должности и хорошем обхождении".

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки - северо-восточного мыса, - которая и была им определена под 77°34" с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в "Записках гидрографического департамента" за 1851 г., т. IX, стр. 58-64. Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

Позже об этой экспедиции писал : «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный "Чукотский нос". Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки» , - говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.

Семён Иванович Челюскин

Личная жизнь Семёна Челюскина:

Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне": "бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало".

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

Память о Семёне Ивановиче Челюскине:

В честь Челюскина названа улица в городе Путивль;
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин;
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин;
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина;
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым;
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица;
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица;
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок;
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина);
Улица в г. Нежин (Украина);
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка;
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица;
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA;
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица;
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд;
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица;
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок;
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица;
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев;
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк;
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица;
В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ЧЕЛЮСКИН

Семен Иванович Челюскин происходил из мелкопоместного дворянского рода. Точная дата его рождения неизвестна; историки говорят, что он родился около 1700 года. Поместье Челюскиных находилось где-то под Калугой, в Центральной России, поэтому отец Семена не планировал отдавать сына в Морское училище. Когда же к власти пришел Петр I, Иван Челюскин, учитывая обстановку, отдал сына в недавно открытое Морское училище, называвшееся «Навигацкой школой».

За несколько лет до этого Петр отправил довольно большую группу молодых людей за границу учиться морскому делу. По возвращении все они держали экзамены в присутствии царя. С честью выдержали испытание лишь четверо, и разочарованный Петр решил, что целесообразнее учить моряков у себя, в России.

Петр сам разработал план обучения в «Навигацкой школе», который предусматривал последовательное изучение наук по возрастающей степени трудности: сначала изучалась арифметика, геометрия и тригонометрия, затем шла навигация, сферика, астрономия, математическая география и методика ведения шканечного вахтенного журнала.

В школе не существовало определенных сроков обучения: некоторые осиливали науки за четыре года, некоторые - за пять-шесть лет. Успевающим ученикам (неимущим) выдавались так называемые «кормовые деньги» - от 3 до 12 копеек в день. Тогда это было не мало, так что воспитанники имели возможность материально поддержать свою семью. За плохую успеваемость или поведение ученик мог лишиться «кормовых денег». Существовали в школе и другие наказания: порка, стояние под ружьем. С богатых воспитанников за прогулы взимали крупный денежный штраф.

Учиться в школе было трудно, ибо там в большинстве своем преподавали учителя-англичане, плохо знающие русский язык, да к тому же еще и пьяницы. Они требовали от учеников зубрежки, а при этом учебники были плохие, да и учителя мало что могли объяснить.

Однако эта «Навигацкая школа» сыграла важную роль в развитии русского флота, так как из числа ее воспитанников брали учителей во все открываемые училища. Отсюда же вышли первые русские инженеры, артиллеристы, гидрографы и геодезисты.

В 1715 году Петр учредил в Петербурге Морскую академию. Отныне навигацкая школа становилась подготовительным учебным заведением, откуда наиболее способные ученики попадали в Академию.

Одним из воспитанников школы, а затем и Академии стал Семен Челюскин. С честью преодолев все трудности обучения, он в феврале 1726 года был зачислен на морскую службу в чине подштурмана.

Челюскин с детства знал Василия Прончищева, от которого ему стало известно о подготовке большой экспедиции в Северную Сибирь. Прончищев предложил Челюскину принять участие в путешествии.

Подштурман подал соответствующий рапорт начальству и 17 апреля 1733 года был включен в состав Второй Камчатской экспедиции, одновременно став штурманом.

Еще во времена Петра I появились замыслы по изучению северных берегов Сибири и розыску морских путей в Японию и Америку. Первый такой поход, совершенный Витусом Берингом, стал своеобразной разведкой.

План новой экспедиции с обширной программой разрабатывал сам Беринг. Спустя месяц по возвращении из первой экспедиции он представил краткую записку, в которой предлагал:

1) обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки, вплоть до Японии и устья Амура;

2) обойти весь северный берег Сибири и провести его съемку;

3) отправиться на восток от Камчатки с целью отыскания берегов Америки, после чего завести торговые сношения с проживающими там туземцами. Дело в том, что Беринг был уверен в непосредственной близости Камчатки и Америки.

Беринг укомплектовывал экипаж достаточно долго. В эту же экспедицию был зачислен и Семен Челюскин.

Ранней весной 1733 года Челюскин в составе одной из партий отправился на место своей будущей деятельности. До Твери добирались по суше. Когда Волга освободилась ото льда, поплыли вниз до Казани, а потом вверх по Каме. В декабре того же года партия добралась до главного (в то время) центра Сибири, Тобольска.

Здесь экспедиция разделилась на несколько отрядов, и каждый из них получил особое задание.

Семена Челюскина включили в состав отряда лейтенанта Прончищева, который должен был описать западные берега от устья Лены, область реки Анабары и Хатанги; далее планировалось вести наблюдение вокруг Таймырского полуострова, до Пясины, а затем встретиться с отрядом лейтенанта Овцына.

Зиму 1733–1734 годов Челюскин провел в Тобольске. Весной водным путем отряд отправился дальше на восток.

Путешествие было нелегким еще и потому, что экспедиции самой приходилось заботиться о снаряжении. Еще до этого власти Сибири получили приказ подготовить все экспедиции, но на деле ничего не было выполнено.

Основной состав экспедиции отдельными партиями только к концу 1734 года добрался до села Усть-Кут на Лене. Здесь же шла долгая и муторная подготовка к путешествию в Якутск.

По мере продвижения в глубь страны на восток путь для экспедиции становился все более тяжелым. Местное население было недовольно пришельцами, вынужденное поставлять лошадей, размещать членов экспедиции на постой, снабжать их продуктами, транспортировать грузы. Многие из них болели и умирали из-за тяжелой работы, плохого питания, отсутствия медицинской помощи.

В начале лета 1735 года путешественники добрались до Якутска.

Далее в распоряжение Прончищева поступила дубель-шлюпка «Якутск». Ее экипаж состоял из командира, штурмана (им был Семен Челюскин), подштурмана и других. Кроме того, в составе экспедиции была и жена Прончищева, Мария.

30 июня 1735 года «Якутск» вышел в плавание и вскоре достиг устья Лены. Далее путь «Якутска» лежал на запад, и Челюскин попытался найти фарватер в одной из западных проток. Двухдневные поиски ничего не дали, и Прончищев с Челюскиным решили плыть по восточной протоке, хотя это и удлиняло путь. Протока была очень узкой, шлюпка каждую минуту могла налететь на подводный камень.

«Якутск» добрался до Быковского мыса, загрузился запасным провиантом. В двадцатых числах экспедиция приблизилась к устью реки Оленек.

Здесь отряду пришлось зазимовать, ибо начались холода, затруднявшие всю работу.

В избранном для зимовки месте стояло несколько юрт, в которых жили двенадцать семей русских промышленников, а поблизости кочевали тунгусы и якуты.

Спустя три недели в реку ветром нагнало много больших льдин, а потом ударил сильный мороз. «Якутск» застрял во льдах.

Прончищев и Челюскин всю зиму деятельно готовились к дальнейшему походу: ремонтировали судно, пополняли запасы провизии. Неожиданно среди команды началась цинга, несколько человек умерло.

21 июня 1736 года вскрылась река, но море было по-прежнему затянуто льдом, а потому к намеченной цели двинуться было невозможно.

Льды отнесло от устья Оленека в первых числах августа. Корабль взял курс на северо-запад.

Далее «Якутск» поплыл по реке Хатанге. Больших льдов сначала не встречалось, но потом корабль опять угодил в полосу сплошного льда. Плыть приходилось очень осторожно и возле самого берега. В довершение всего опустился густой туман, и в нескольких десятках шагов ничего не было видно.

Челюскин приложил все свои усилия, чтобы в этих условиях найти правильный путь, и это ему удалось. К утру следующего дня «Якутск» вышел из полосы тяжелых льдов.

Когда туман несколько рассеялся, путешественники увидели пустынные берега Таймырского полуострова. Однако корабль снова попал в сплошные льды. Опять начала свирепствовать цинга; заболел командир отряда Василий Прончищев.

Воспользовавшись попутным ветром, Челюскин вывел корабль к устью Хатанги. Однако леса, столь необходимого для постройки зимовий и для отопления и ремонта судна, здесь не было. Пришлось плыть дальше, - к устью Оленека.

В устье реки корабль не мог войти несколько дней из-за противного ветра.

18 января 1737 года Челюскин прибыл в Сиктахское зимовье, расположенное на Лене. Накануне туда же прибыл приказчик Матвей Тарлыков. По-видимому, он и Челюскин сильно повздорили, и Матвей запретил местным тунгусам и якутам вести дальше Челюскина и не слушал никаких уговоров.

Таким образом, Челюскину и его спутникам пришлось сидеть в Сиктахе пять месяцев, только в июне им удалось продолжить свой путь.

Челюскин отправил Берингу специальное донесение, описав все события, и спрашивал, надо ли дальше продолжать экспедицию.

После долгих консультаций Беринг приказал пока приостановить исследование вплоть до решения Адмиралтейств-коллегий.

Коллегия, несмотря на человеческие жертвы, во что бы то ни стало настаивала на скорейшем выяснении вопроса, можно ли плавать северными ледовитыми морями. Словом, требовалось продолжать экспедицию.

Приготовления заняли весь 1738 год. Был сделан запас продовольствия, обновлено снаряжение, отремонтирована шлюпка. «Якутск» снялся с якоря 9 июня. Маршрут был практически тот же.

До устья Лены шлюпка добралась без приключений. Челюскин вел свой судовой журнал.

21 июля 1739 года «Якутск» вышел западной протокой в море. Здесь-то Челюскин и показал себя отличнейшим штурманом. На выходе протоки тянулись подводные пески, из-за которых даже мелкая рыбачья лодка часто не могла найти здесь путь. Малейшее отклонение от фарватера грозило кораблю посадкой на мель. Однако Семен Иванович спокойно и уверенно провел корабль опасным фарватером.

До Оленека море было свободно ото льда. Через три дня мореплаватели миновали устье этой реки.

В устье Оленека корабль не задержался, пошел дальше на запад. Однако далеко уплыть не удалось, так как на судно стали опять напирать льды. Приходилось часто использовать весла, отпихивать шестами льдины, которые удерживали корабль на месте по нескольку суток подряд.

В один из дней плавания перед экипажем «Якутска» открылась глубокая губа, сплошь покрытая плотным льдом. Эту бухту промышленники назвали Нордвик, что значит Северный залив.

Далее «Якутск» опять попал во льды и пять дней отстаивался в Ледовой бухте, пока наконец не открылась возможность продолжать путь. 6 августа экспедиция достигла Хатангского залива. Около его восточного берега путешественники заметили остров, который назвали островом Св. Преображения. На западном берегу залива виднелись строения.

Челюскин и его помощник Чекин добросовестно обследовали местность. Они обнаружили, что в Хатангский залив впадает не только большая река Хатанга, но еще и река. Балахня. Челюскин и Чекин очень хотели исследовать местность, но с корабля слали тревожные сигналы о напирающих со всех сторон льдинах. Оценив обстановку, Чекин с Челюскиным решили искать какое-нибудь природное укрытие. С этой целью они двинулись внутрь Хатангского залива, где вскоре нашли устье мелководной речки. Однако стоило «Якутску» войти в него, как вход заложили льды.

Через несколько дней ветер отнес лед. Судно под парусами двинулось в открытое море и дошло до высокого утеса, сложенного из белого камня, похожего на алебастр. Это был мыс Св. Фаддея.

Челюскин пересел на ялбот и отправился на разведку. Матросов он высадил на берегу, чтобы они копали яму для маяка, а сам в сопровождении Чекина двинулся вдоль берега. К вечеру они вернулись обратно с плохими новостями: за мысом Фаддея лежал такой тяжелый лед, что пробиться сквозь него не было никакой возможности.

Обратный путь из-за льда был не менее труден. 29 августа дубель-шлюпка вошла в Хатангский залив.

В двадцатых числах сентября река окончательно замерзла, и экипаж «Якутска» перебрался жить на берег в специально построенную избу. Работа продолжалась: Лаптев, Челюскин и Чекин ездили по окрестностям, проводя опись берега.

Чем ближе было лето, тем активнее шла подготовка к продолжению экспедиции. В устье Таймыра послали одного русского промышленника, вызвавшегося заготовить там рыбу для членов экспедиции. Гонцов направили также и в Якутск, Туруханск, в устье Лены.

Лаптев очень хотел попытаться обогнуть Таймырский полуостров морем, но Челюскин настойчиво советовал ему отказаться от этого, так как дубель-шлюпку могли раздавить льды. В конце концов было решено вернуться в Якутск и подготовить поход на собаках.

Лед на Хатанге треснул 15 июня, но все еще не было возможности покинуть стоянку; «Якутск» смог поднять якорь лишь 12 июля 1740 года. 30 июля он вошел в Хатангскую губу и направился к морю, чтобы потом идти к устью Лены.

Но неожиданно одна из льдин пробила подводную часть корабля. Челюскин не бросил управления. Воду откачивали в течение шести дней, но она все прибывала. Чтобы избавиться от лишнего груза, за борт были выброшены пушки и тяжелые вещи, однако шлюпка неотвратимо тонула.

К счастью, вдруг ударил сильный мороз. Несколько человек были посланы в разведку, чтобы добраться до берега. Мороз усилился, и море покрылось надежным льдом. Вся команда выгрузилась на него, а потом с трудом добралась до берега.

Но на льдине осталось продовольствие, которое нужно было доставить на берег во что бы то ни стало. Тяжелые ящики и мешки таскали по льду полмесяца, а потом подул свежий ветер, который унес льдину с оставшимися продуктами и дубель-шлюпку к северу.

Лаптев и Челюскин, подсчитав запасы, сделали вывод, что положение сложилось более чем тяжелое. К тому же матросы дошли до крайнего отчаяния, устали и роптали.

Наконец решено было идти в Хатангскую губу, к прежнему месту зимовки, ибо там остались кое-какие запасы, да и место было знакомо.

Сначала шли беспрепятственно, и люди даже повеселели. Но неожиданно путь преградила бурная речка, по которой плыли льдины. Люди не смогли перебраться через нее, и пришлось вернуться обратно.

Целый месяц ушел на изготовление средств для переправы. Наконец, путешественникам удалось форсировать реку и с трудом, но достичь Хатангской губы.

Лаптев отправил в Адмиралтейств-коллегию обстоятельный рапорт. Было решено описывать берега сухим путем.

Однако в 1743 году неожиданно последовал приказ сворачивать исследовательские работы, ибо экспедиция принесла много хлопот сибирским властям.

Труд участников экспедиции не был оценен по достоинству. Большинство из них не получило даже никаких наград, лишь некоторые - продвижение по службе.

В их числе оказался и Семен Иванович Челюскин.

Правда, в 1745 году его произвели в лейтенанты и поручили командовать придворными яхтами. Но Семен Иванович недолго пробыл на этой малоприятной для него должности. В 1754 году Челюскин получил чин капитан-лейтенанта.

В 1760 году Семен Иванович Челюскин ушел в отставку в чине капитана 3-го ранга. Умер он после 1760 года; точной даты его смерти мы не знаем.

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

СЕМЕН ЗЕЛЬЦЕР Еще при жизни он был знаменит и любим, популярность его была необычайной, а после смерти он стал легендой. Об этом я могу судить как человек из публики.Пройдет время, театроведы напишут диссертации о его работах в театре и кино, исследуя истоки таланта,

Из книги Валентин Гафт: ...Я постепенно познаю... автора Гройсман Яков Иосифович

СЕМЕН ФАРАДА И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги К 50-летию спасения челюскинцев автора Боечин Игорь

Из книги «Трубами слав не воспеты...» Малые имажинисты 20-х годов автора Кудрявицкий Анатолий Исаевич

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ТУМАНОВ СЕМЕН ТУМАНОВ (ЦЕЙТЛИН) СЕМЕН (кинорежиссер: «Алешкина любовь» (1961), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Гнезда» (т/ф, 1966), «Николай Бауман» (1968), «Любовь Серафима Фролова» (1969), «Жизнь на грешной земле» (1973); скончался 22 июня 1973 года на 53-м году жизни).Туманов, что называется, «сгорел»

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Семен МОРОЗОВ Исполнитель роли трудного подростка Афанасия Полосухина в знаменитом фильме «Семь нянек» (1962) имеет за плечами три брака. В первый раз это случилось в середине 70-х. В этом союзе на свет появился сын. Однако когда мальчику было восемь лет, родители развелись.

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АРАНОВИЧ Семен АРАНОВИЧ Семен (кинорежиссер: «Красный дипломат» (1971), «Сломанная подкова» (1973), «…И другие официальные лица» (1976), «Летняя поездка к морю», т/ф «Рафферти» (оба – 1980), «Торпедоносцы» (1983), т/ф «Противостояние» (1985) и др.; скончался 8 сентября 1996 года на 62-м году

Из книги 15 лет русского футуризма автора Крученых Алексей Елисеевич

Семен Кирсанов Curiculum vitae младчайшего из футуристов Семена Кирсанова Мать произвела меня на свет 5 сентября старого стиля 1906 или 1907 года. Точная дата года неизвестна, так как устанавливалась в зависимости от срока воинской повинности.Потом я рос. В 1914 году поступил в

Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ И ОСИП ИВАНОВИЧ 1Но был еще Осип Иванович…Был Осип Иванович, маленький чиновник (и ростом маленький, с тяжелым горбом за спиной) - переписчик; по должности - переписчик, но главное - жизнью слепленный переписчик. Ему ведь и чинишки кое-какие шли за

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

Семен Фарада И к тебе пришла фортуна, Фарада, и ты поешь, Но тебя в «моменто уно» Не задушишь, не

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ДЕЖНЁВ По общепринятым сведениям считается, что Семен Иванович Дежнёв родился около 1605 года в районе Великого Устюга.Через этот город пролегал путь новгородских ушкуйников на Югру, но несмотря на то, что сами новгородцы не раз грабили Великий Устюг, его

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

Семен-каторжник Как грустна вечерняя заря осенью! Ровной, далекой полоской стелется она над сжатым полем и замирает в темных ветвях оголенного сада.Старый дед, сторож моего дома, сидит в уголке на полу и вяжет сеть. Лампа освещает его наклоненную седую голову. Когда я

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский и владимирский Семен Иванович Гордый 1317–1353 Старший сын Ивана Калиты Семен (Симеон) родился 7 сентября 1317 года в Москве.По смерти в 1340 году великого князя Ивана Даниловича Калиты многие русские князья отправились в Золотую Орду: Константин

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

Семен Семенович Почти год минуло с того дня, как наши радисты впервые приняли с Большой земли радостную весть о великой победе Красной Армии под Сталинградом, а мы до сих пор продолжали жить событиями того времени. О чем бы ни начинали говорить, неизменно возвращались к

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

Семен Иванович Дежнев (ок. 1605–1673) Русский землепроходец; место рождения не установлено, а год рождения можно установить из его жизнеописания на около 1605 год. Известно, что он жил в городе Великий Устюг на реке Сухоне, служил в отряде казаков в Сибири. С 1638 года находился в

Из книги автора

Семен Иванович Челюскин (XVIII в.) Фамилия этого русского путешественника впервые встречается в 1733 году, когда была организована Великая Северная экспедиция. Челюскин участвовал в этой экспедиции в звании капитан-лейтенанта в отряде одного из командиров экспедиции В.

Ноябрь 1764. – Скончался Семен Иванович Челюскин, полярный исследователь, достигший северной оконечности Евразии

«Сей мыс каменной, приярой…»

Семен Иванович Челюскин (ок. 1704/7–ноябрь 1764), полярный исследователь, мореплаватель. Описал часть берега полуострова Таймыр, достигнув северной оконечности Евразии, названной впоследствии его именем (мыс Челюскин). Это и самая северная точка материковой суши мiра (77°43" с. ш. и 104°18" в. д.).

Родился Челюскин, скорее всего, в Калужской губернии в Перемышльском уезде в с. Борищево – в семье старинного дворянского рода (в XVII в. их фамилия писалась еще и как Челюсткины). Предки его служили воеводами, были объезжими и письменными головами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до головы московских стрельцов и был вхож в царский двор. При после подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в черный список Тайной канцелярии. Отец Семена, Иван Родионович лишился имений, влез в долги и вел с семьей скромную жизнь в захолустье.

Семен Иванович учился в Математико-навигацкой школе (туда отбирали тех учеников, кто "прилежность и охоту имеют к наукам") и затем в Петербургской морской академии. В 1720-е гг. Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности "навигатора", ученика штурмана, с 1726 г. подштурманом, в 1733 г. произведен в штурманы и назначен в Великую Северную экспедицию , в которой пробыл до 1742 г. Сначала находился в отряде своего земляка Прончищева, после смерти которого принял командование судном и настоял на продолжении экспедиции, затем в отряде . Участвовал в исследовании побережья Северного Ледовитого океана от устья Лены до Енисея. Весной 1741 г. прошел по суше от р. Хатанги до р. Пясины и составил описание западного побережья полуострова Таймыр до м. Стерлегова. Зимой 1741–1742 гг. проехал на собачьих упряжках из Туруханска до устья Хатанги, затем составил описание всего восточного побережья Таймыра, выявив при этом самую северную точку материка Евразии, названную его именем (мыс Челюскин).

Это открытие было сделано благодаря исключительному упорству Челюскина. Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался: «Начатое свершиться должно». В июле 1740 г. Челюскин вышел в очередной поход, но спустя месяц судно затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищева. На лед сгрузили снаряжение и припасы, сделали санки и пошли к берегу, преодолевая торосы. Построили две "юрты земляные". Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь. С провиантом помог енисейский промышленник В. Сазоновский, доставивший 70 пудов муки. Через месяц, пройдя около 700 верст, пострадавшие от кораблекрушения «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли зимовья.

За 1741 г. партии штурмана Челюскина и лейтенанта Х. Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Группа геодезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неисследованным, как тогда называли, Северный Таймырский мыс. Конец лета и осень провели в Туруханске. Шла кропотливая подготовка к съемке северной части Таймырского побережья. Выполнить эту трудную и опасную работу взялся сам Челюскин.

5 декабря он выехал с тремя солдатами из Туруханска к р. Хатанге. Для экспедиции было собрано 40 собак и «пять нарт благонадежных к дальнему и неизвестному пути». Через девять дней туруханские казаки Федор Копылов и Дементий Судаков отправили вниз по Енисею несколько собачьих нарт и оленьих упряжек с продовольствием. А 15 декабря по указу городничего Туруханска в помощь Челюскину выехали пять собачьих нарт и конная санная подвода. Лаптев и Челюскин договорились так: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и оттуда повернет на восток, навстречу Челюскину.

При морозах до –50 °С совершали переходы по 30-40 верст в день. Через десять дней пути «олени пристали, некоторые на дороге остались». Ориентируясь по звездам и компасу, пересекали Таймыр с юго-запада на северо-восток. 15 февраля 1742 г. по рекам Хете и Хатанге прибыли в обжитое Попигайское зимовье. В конце марта группа солдата Антона Фофанова повезла к морю провиант на трех нартах. Сам Челюскин отправился на север. Следом двинулись подвозчики-нганасане на 11 нартах с кормом для собак. Еще одну группу – якута Никифора Фомина с девятью нартами и грузом собачьего корма – он отправил в устье Нижней Таймыры, чтобы оттуда двигаться западным берегом на встречу с ним. Столь разумная организация похода обезпечила его успех.

В определенный момент Челюскин отослал назад сопровождавших его каюров и лишь на трех собачьих упряжках отправился вдоль побережья на северо-запад, куда еще никто не проникал. Путевой журнал Челюскина, копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в С.-Петербурге, – замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана. Лаконичны его указания на неблагоприятные погодные условия. Часты упоминания о крайнем изнурении собак, которым было гораздо тяжелее, чем людям. Но ни слова о собственной усталости или проявлении страха, в записях не было места личным чувствам и переживаниям.

А ведь сегодня трудно даже представить себе все трудности передвижения на крайнем Севере. Один из современных авторов пишет:

«...В первые годы своей работы в Арктике я на себе узнал, как много требует от человека езда на нарте даже на малые расстояния. Связывать и развязывать сыромятные упряжные ремни, разминая голой рукой закостеневшие на морозе узлы, пережидать в пути непогоду – входит в круг дорожных будней путника. Часто приходится помогать собакам тащить нарту в гору или в вязком снегу, а то час за часом протаптывать дорогу. Сердце готово выскочить из груди, дыхание обморозило все лицо, и когда наконец препятствие преодолено, до самых костей пробирает мороз разгоряченного человека. Хорошо, если его через несколько дней ожидают жилье и отдых. Наши же герои продвигались в нехоженных местах, диких и пустынных. Трудно понять, как им удавалось находить дорогу. Даже если есть компас и известно название места, куда надо попасть, как взять без карты нужное направление и в конце многонедельного пути найти в снежной пустыне спрятанный в сугробе дом? О своих бедах и тревогах дорожных они не писали. Разгадку успеха надо, вероятно, искать в навыках и приемах, заимствованных у коренного населения. В основе своей оно было кочевым или, во всяком случае, проводило большую часть жизни в пути и на протяжении столетий накопило опыт, необходимый для ориентации в арктических просторах.

Объяснение это представляется убедительным, и все начинает казаться несложным и легкопреодолимым. Но только до тех пор, пока мы не представим себя вылезающими из спасительного снежного заноса, под которым пережидали вместе с собаками затянувшуюся пургу. Вся одежда просырела. Мороз за сорок. Надо непослушными руками откопать собак, запрячь их в уже поставленные на полозья нарты и сообразить, в какую сторону ехать. Это будни! Рабочие будни, которым нет места в отчетах и донесениях» (Игорь Рубан. "Льды. Люди. Встречи").

В те времена еще не знали хронометров, секстанты не могли дать точных показаний, и надо удивляться относительно малым погрешностям составленных карт. Примитивность огнестрельного оружия не гарантировала успешной охоты на медведя. Топливом служил плавник, которого, к счастью хватало на побережье. Однако спичек еще не знали, и разжечь просоленную, сырую древесину было целым искусством. Отсутствовала связь. Не было ни медикаментов, ни специальных очков, и люди надолго выходили из строя, пораженные снежной слепотой. Помимо здоровья, требовались исключительная воля и настойчивость, чтобы преодолеть все трудности и довести дело до конца.

7 мая Челюскин записал в путевом журнале обычные, но вошедшие в историю географических открытий слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою» . Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Он указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит на юго-запад, к устью Нижней Таймыры, куда он и двинулся.

Осенью 1742 г. Семен Иванович вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. В 1760 г. в чине капитана 3-го ранга по состоянию здоровья ушёл из флота. С.И. Челюскин умер в ноябре 1764 г. и похоронен, вероятно, на кладбище села Мишина Поляна Белёвского уезда, в старинном имении своих предков (существует также вероятность захоронения в с. Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина; окончательно разрешить эту загадку предстоит тульским и калужским краеведам).

Итак, время Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции было сделано два больших открытия: Россия достигла и северной точки Евразии. И хотя первопроходец Челюскин не придавал своему открытию важного значения, столетие спустя известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф предложил именовать северную оконечность Евразии мысом Челюскина и охарактеризовал его так: «Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 г. ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки».

Использована статья В. В. Богданова из журнала "Природа"
http://www.polarpost.ru/articles/Peples/Russia/Cheluskin/SICheliskin.html

Первым судном, которому удалось достичь мыса Челюскин, было иностранное судно "Вега" шведа Норденшельда (1878 г.), оно совершило первое прохождение Северо-Восточным проходом из Атлантики в Тихий океан, воспользовавшись очень теплым летом.

В августе 1913 г., пробиваясь через проход в обратном направлении, с востока на запад, капитан 2 ранга на ледокольном пароходе "Таймыр" открыл большой архипелаг к северу от мыса Челюскина. Архипелаг моряки единодушно решили назвать именем . А пролив позже получил имя Вилькицкого.

В 1932 г. на мысе была открыта полярная станция. В 1969 г. в километре от полярной станции начала работу погранзастава на мысе Челюскин. Эти два объекта вместе с аэропортом и составили основное население мыса Челюскин, которое в лучшие годы (1970-е) насчитывало около ста человек, имелось почти еженедельное авиационное сообщение с базовым аэропортом на . Незабываемым праздником для всех челюскинцев была встреча солнца 19 февраля, когда светило впервые показывало свой долгожданный краешек после четырехмесячной полярной ночи. В этот день в полдень на вездеходах выезжали на возвышенность в направлении речки Каньонка, устраивали салют, стрельбу по мишеням, разрешалось нарушить и сухой закон.

Километрах в ста от Челюскина находился пустующий сталинский законсервированный концлагерь. Из него полярники порою притаскивали на станцию трактором избу, бочки с горючим и другое полезное имущество. Возможно это был «отдельный лагерный пункт "Рыбак" в составе Норильского ИТЛ, удаленный от него на северо-восток на 850 км., существовал на полуострове Челюскин в 1951-1952 годах. Численность заключенных в нем – от 200-300 до 600-800 чел., причем первая цифра кажется более близкой к истине – эту партию завезли в основном для строительства большого лагеря. Кроме этого, заключенные были заняты на геолого-поисковых, геолого-разведочных и хозяйственных работах. Геологические работы могли сопровождаться попутной добычей в небольших объемах радиоактивных руд. Для сегодняшнего уровня знаний о географии ГУЛага это – самый северный из островов его архипелага, существование и характер работ которого подтверждено документально» (данные сайта "Мемориал").

Ныне, в результате "демократических" реформ 1990-х гг., на станции осталось около 10 сотрудников. Жилые дома и хозяйственные постройки заброшены и разрушаются. В 1997 г. сгорела музейная экспозиция в кают-компании. В ней были собраны находки из зимовий первопроходцев, вещи первых полярников, много картин. Идут разговоры, чтобы вывезти оттуда последних людей и установить приборы для автоматических наблюдений.

Погранзастава еще действует, хотя на ней теперь служат всего лишь около 20 человек, не понимающих своей военной цели.

Обсуждение: 13 комментариев

    Спаси Бог за прекрасную статью. Очень интересно...

    Ходят слухи о возрождении. Моет-правда?

    Интересная статья!

    Господи, спаси Россию и сохрани Русскую нацию! Спасибо автору.

    а теперь истина.прозимовал 2 года на полярке. на заставе осталось человек 6 и две девушки.жены военнослужащих.на полярке 5 человек.аэропорта там не было и нет.на "рыбаке" остались постройки в которых еще можно жить.статья полный бред.стыдно что нагло врут.

    Милостивый государь. Благодарю за подтверждение количества сотрудников на станции. Но не понял Ваших эмоций: где тут "бред" и где "нагло врут". Раздражительность не украшает мужчину. Тем более полярника. Тем более, что аэропорт на Челюскине был, когда я там работал в 1969-70 гг., и полагаю продолжал существовать еще долго. Иначе как попасть на станцию зимой?

    спасибо большое очень помогло)

    Нисколько не умаляя заслуг Челюскина (кстати, ему тогда было чуть больше 30, а не 60, как на картине), нужно все-таки сделать замечание. Все его поездки и исследования были сделаны не по собственной инициативе, как кажется из статьи, а в составе отряда под руководством Харитона Лаптева. Именно Лаптев организовывал и направлял группы Челюскина, Чекина и свою. Кстати, именно он принял решение о исследовании побережья по суше, после того как в течении ряда лет пройти с востока на запад по морю не получилось.
    Про аэропорт. Конечно он был, и вполне приличный. Метеослужба аэропорта была отдельно от п/ст.
    Про будущее. Я сомневаюсь в необходимости работы людей там. Но поскольку это крайняя удаленная точка, то какой-то диспетчерский пункт наверное нужен. Может пограничников, может МЧС. Хотя его функции, действительно, не очевидны.

    Спасибо за статью, Михаил Викторович. Мы стали забывать, какими трудами осваивалась русская земля. Наверное, поэтому так легко соглашаемся с "царскими" жестами власть имущих, раздаривающих китаю, азербайджану, норвегии, казахстану, украине и пр. наши земли. Правители - родства не помнящие... Вот только Иваны ли?

    Спасибо за статью! История занимательная вещь но то, что сейчас происходит - не укладывается ни в какие рамки. Люди на Севере в основном случайные, нет преемственности. Разруха это пол беды. с ней ещё можно справится. Пройдёт ещё немного времени, сменятся поколения и можно заниматься археологией и делать свои умозаключения о совсем недавнем времени в освоении Севера... В 2011 году прошли маршрут от Хатанги до мыса Челюскина. Побывали на озере Таймыр, в бухте Ожидания. Такая тоска и ностальгия охватывает, когда читаешь бланки телеграмм прежних лет, оставленных в заброшенной и разрушенной полярной станции. Посетили могилу заслуженного полярника и руководителя этой станции Будылина Александра Петровича...

    Очень интересно что изменилось, мы работали на мыс Челюскине а/п с 1963г.-1974г. И с 1986г.- 1999г. 24года. Муж работал ещё дольше 35 лет. Обсерватория им.ФЕДОРОВА. И далее о. Диксон Гидрометценр. Жаль что нет фотографий всего периода. Обслуживание экспедиций и...........

    Теперь здесь нет ни медицинской части, ни летной гостиницы, ни столовой, ни аэропорта… Нет Диксонского гидромета и Диксонского авиапредприятия. Ничего тут теперь нет. Есть небольшая полярная станция, стоящая среди свалки ржавого железа. А на ней работает только шесть полярников.
    Не дай Бог кому-то из них заболеть…
    Виталий Иванов
    Мыс Челюскина
    июнь 2016 года.

    На мысе Челюскине могут работать только Настоящие Романтики.
    За 80 лет на станции зимовало очень много полярников. В 60-70-х гг. штат насчитывал более 100 человек. А сколько геологов, путешественников и исследователей Арктики там побывало. Ведь до Северного полюса отсюда всего 720 миль. Настоящий жилой поселок со своей администрацией, почтой, детским садом, аэропортом, теплицей. Возводились дома, росли семьи, строились планы. Молодежь мечтала попасть сюда… В 90-е годы развал Советского Союза повлек за собой и упадок полярных станций. Сейчас только в нескольких домах горят окна, большая часть – это опустевшие дома с черными выбитыми глазницами, стены которых покрыты толстым слоем инея, а с крыш свисают огромные шапки удивительно белого искрящегося снега, да горы ржавых бочек и металлолома. Хотя в последние годы жизнь потихоньку возвращается в Арктику: строятся новые здания, завозится новое оборудование, ставятся автоматические метеокомплексы, работа на станции продолжается, едет туда молодежь, возвращаются специалисты после отпуска.
    Более 18 лет (с апреля 1968 г. и до конца сентября 1986 г.) возглавлял станцию Тюков Николай Дмитриевич вместе со своей женой, Тюковой Тамарой Артемьевной и уволились они только в связи с выходом на пенсию.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта