Главная » 1 Описание » Как изменяются пропорции тела с возрастом. Изменение пропорций тела в процессе роста ребенка: что рекомендует педиатр? Типология человека Кречмера

Как изменяются пропорции тела с возрастом. Изменение пропорций тела в процессе роста ребенка: что рекомендует педиатр? Типология человека Кречмера

Так же как и масса тела, прибавка роста тела идет неравномерно. Средний рост новорожденных 50 сантиметров. За год жизни рост ребенка увеличивается на 25 сантиметров. За второй и третий годы он прибавляет ежегодно по 8 см, а с 4 до 7 лет годовая прибавка роста составляет 5 –7 см. Резко увеличивается рост в период полового созревания, когда ежегодная прибавка может составлять 7 – 8 сантиметров. Для приблизительного определения роста следует к росту годовалого ребенка добавить 5см, умноженные на число лет. Таким образом, рост пятилетнего ребенка должен составлять 100см, согласно формуле 75 см + 5´5см = 100см.

С возрастом меняются и пропорции тела. У новорожденных, например, длина головы составляет ¼ часть общего роста, у двухлетнего ребенка - 1/5 часть, у шестилетнего – 1/6, а у взрослого – 1/8.

Меняется и окружность головы. При рождении окружность головы больше, чем окружность грудной клетки. Окружность головы новорожденного ребенка 34 см, а груди – 33 сантиметра. К концу первого года жизни показатели окружности груди и головы меняются местами, и далее эта тенденция сохраняется.

За весь период развития длина ног увеличивается в пять раз, рук – в 4 раза, а туловища – в 3 раза.

4. Возрастные изменения показателей физического развития мальчиков и девочек.

Изменения показателей физического развития, происходящие в период роста организма, неодинаковы по своей интенсивности. Как уже подчеркивалось выше, наибольшее увеличение всех показателей физического развития происходит на первом году жизни ребенка. Еще одним периодом, когда показатели физического развития меняются очень интенсивно является пубертатный период или период полового созревания. Однако, временные рамки этого периода разные у девочек и мальчиков.

У девочек наибольшая прибавка роста происходит с 10 до 13 лет, а у мальчиков с 12 до 15 лет. Рост тела у девушек заканчивается к 17 – 18 годам (хотя возможен и до 25 лет), а у юношей рост заканчивается в основном к 19 годам. Наибольшее увеличение веса девочек происходит в возрасте 11-14 лет, а у мальчиков – 13 – 15 лет. В эти же сроки происходит наибольшее увеличение окружности грудной клетки. После 11 лет девочки начинают обгонять в своем развитии мальчиков, а после 15 лет мальчики начинают обгонять девочек.

Неравномерное развитие мальчиков и девочек создает определенные проблемы для учителей физической культуры. Одним из способов преодолеть эти трудности является введение в школах раздельных уроков физкультуры, начиная с 6-х классов. Однако, подобное решение проблемы порой наталкивается на сложности, связанные с недостатком помещений и инвентаря в школах, а также с дефицитом кадров.

Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, т. е. в 11 – 15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75 – 80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0 – 3,2 кг, а к концу года – 9,5 – 10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5 – 2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0 – 5,0 см.

Второй скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7 – 8 и даже 10 см. Причем с 11 –12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13 – 14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14 – 15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз.

Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде – за счет роста туловища.

Кривые роста отдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривой роста Длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста. Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания, рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей 4 лет достигают 75% от величины головы взрослого человека. Другие части скелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.

Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста в последующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей, клеток.

Мы уже отмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям, а рост – к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальном развитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периоды интенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.

Наряду с типичными для каждого возрастного периода характеристиками, имеются индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.

2. Позвоночный столб. Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы – череп.

Позвоночный столб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним концом соединяющегося с черепом, нижним – с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела. В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной – из 12 позвонков, поясничный – из 5 позвонков, крестцовый – из 5 позвонков и копчиковый – из 4 – 5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонки срастаются в одну кость – крестец, а копчиковые – в копчик. Позвоночные отверстия всех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. К отросткам позвонков прикрепляются мышцы.

Между позвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; они способствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисков меняется.

Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 и до 3 лет, замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7 – 9 лет и в период полового созревания, после завершения которого, прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21 – 23 годам. Позднее окостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в детском возрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью, формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз ). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз ). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз . С образованием поясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению тела при вертикальном положении.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры, К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12 – 14 лет.

Изгибы позвоночного столба составляют специфическую особенность человека и возникли в связи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столб пружинит. Удары и толчки при ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, что предохраняет мозг от сотрясений. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

3. Грудная клетка . Грудная клетка образует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень и служит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей. Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади с позвоночным столбом.

Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма ). У взрослого же преобладает поперечный размер.

На протяжении первого года жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что связано с изменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения.

Дальнейшие изменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же направлении. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3 – 4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12 – 13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого.

На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку парты, может произойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных сосудов и легких.

4. Скелет конечностей . Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16 – 18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18 – 20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10 – 12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья – в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педагогическом процессе.

Окончательно не сформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглое письмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5 – 6 лет и завершается к 17 – 18 годам.

В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на высоких каблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильному сращению их и, как следствие, сужению выхода из полости малого таза, что может в дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени – большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящий свод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением. По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большое значение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе.

У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

5. Череп . Череп – скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2 – 3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13 – 14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2 – 2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Многие художники и ученые не один год пытались разгадать тайны человеческого тела, искали совершенные пропорции человека. Этот вопрос и сегодня остается открытым, так как на подсознательном уровне каждый из нас стремится к гармонии и совершенству.
Какие же идеальные пропорции человека?
Ответ на этот сложный вопрос очень прост. В первую очередь идеальные пропорции человека должны гармонировать с учетом его телосложения, роста и возраста.

Если внимательно осмотреть свое тело, можно заметить, что расстояние от запястья до начала локтевого сгиба равно размеру стопы. Длина голени (включая стопу) будет равна длине бедра, а коленная чашечка будет делить ногу на две совершенно равные доли.

Бедренная кость при этом однозначно длиннее голени, а она длиннее стопы. Также предплечье короче плечевой кости, но длиннее кисти. Опущенная вниз рука достанет кончиками пальцев точно до половины бедра.

За единицу измерения тела человека обычно принимают длину головы. Идеальные параметры соотношения длины головы и высоты тела человека составляют 1/8 и 1/7,5 у мужчин и женщин соответственно. В последнее время происходит тенденция изменения пропорций тела, и на сегодняшний день соотношение 1:9 для человека считается нормой.

Потому что высота идеальной человеческой фигуры - восемь голов. Вообще, голова является наиболее универсальной единицей измерения, если говорить о человеке:).

Ширина фигуры в самом широком месте равна двум целым и одной трети головы.

Женская фигура - две головы в самой широкой ее части. Соски опускаются немного ниже чем у мужчины. Ширина талии равна одной голове. Спереди бедра чуть шире, чем подмышки, а сзади уже. В зависимости от конституции ноги ниже колен могут удлиняться. Запястья находятся на одном уровне с промежностью. Рост, равный примерно 170 см, считается идеальным для девушки на каблуках, хотя, конечно, в действительности, средняя девушка имеет гораздо более короткие ноги и более тяжелые бедра. Пупок у женщины ниже линии талии, а у мужчины либо ниже, либо на том же самом уровне. По вертикали, расстояние между сосками и пупком равно одной голове, но и соски и пупок находится ниже, чем линии делений. Локти находятся выше пупка.

Если рассмотреть рисунки людей, выполненные с использованием разных относительных пропорций, можно увидеть почему реальные или, по другому, нормальные пропорции выглядят не очень привлекательно. Особенно это важно в манге, где искажение используется, как основной художественный прием. Большинство художников рисуют людей, выше восьми голов, а при рисовании разнообразных героев и "сверхлюдей" очень эффективным будет использование "девяти головой" меры. Стоит также отметить, то, что по мере увеличения роста фигуры, ее центр смещается все ниже.

Идеальные пропорции лица человека

Лицо человека, как и его тело, должно иметь строгие пропорциональные соотношения:

Расстояние от границы волос до начала подбородка должно составлять 1/10 часть роста человека;
- длина от макушки до начала подбородка должна составлять 1/8 часть роста человека;
- расстояние от начала подбородка до кончика носа равно 1/3 части длины всего лица;
- расстояние от границы волос до линии бровей должно составлять 1/3 часть длины лица;
- длина ушей равна 1/3 части общей длины лица.

Такую закономерность можно проследить на лице каждого человека. Но в жизни люди с идеальными пропорциями лица встречаются достаточно редко. В результате некоторых отклонений от совершенных пропорций и возникают индивидуальные черты лица. Именно поэтому все люди разные.

Изменение пропорции человека с возрастом

С возрастом пропорции тела меняются. Дети заметно отличаются от взрослых длинным туловищем, короткими ногами и большой головой. Так, у новорожденного длина головы равна 1/4 части его роста, в два года - 1/5 части, в шесть лет - 1/6 части, а у взрослого человека - уже 1/8 части. Как видно, только по мере взросления пропорции ребенка начинают соответствовать взрослому человеку.

Основные типы телосложения

Для расчета индекса Пинье необходимо просуммировать массу тела и окружность грудной клетки. Далее из значения длины тела нужно вычесть полученный выше результат.

Если индекс Пинье равен 30 и больше, то человек относится к астеническому типу и у него худощавое телосложение.

Если же индекс равен значению до 30, то человека можно отнести к атлетическому типу с нормальным телосложением.

Если же данный индекс менее 10, то человек относится к пикническому типу с тучным телосложением.

Результаты исследований

В результате многочисленных исследований было доказано, что пропорции тела человека непосредственно влияют на продолжительность его жизни. Этот факт аргументировали ученые из Великобритании совместно с немецким Институтом здорового питания. Специалисты проводили исследования взаимосвязи риска преждевременной смерти с пропорциями тела и пришли к единогласному выводу, что при большом обхвате талии повышается вероятность преждевременной смерти.

Заключение

Практически все части тела человека имеют определенные пропорциональные соотношения, но их значения могут иметь индивидуальные отклонения. Если же ваши пропорции не совпадают с идеальными параметрами, не огорчайтесь. Ведь главными качествами в человеке являются его индивидуальность, гармония и здоровье!

По материалам сайтов FB.ua и "Гармония тела"

Организму человека, как и любому живому организму, присущи рост и развитие.
Рост- это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных его клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению.
Развитие - это качественные преобразования в многоклеточ­ном организме, которые протекают за счет дифференцировочных процессов (увеличения разнообразия клеточных структур) и при­водят к качественным и количественным изменениям функций организма.
Взаимосвязь роста и развития проявляется, в частности, в том, что определенные стадии развития могут наступать только при до­стижении определенных размеров тела. Так, половое созревание у девочек может наступить только тогда, когда масса тела достигнет определенной величины (для представителей европейской расы это около 48 кг). Активные ростовые процессы также не могут продол­жаться на одной и той же стадии развития бесконечно.
Дифференцировочные процессы, или дифференцировка, - это по­явление специализированных структур нового качества из малоспециализированных клеток-предшественниц. Наименее специализи­рованной можно считать зиготу - зародышевую клетку, образу­ющуюся в результате слияния материнской яйцеклетки с отцов­ским сперматозоидом. Первые этапы развития зиготы представляют собой про­стое увеличение числа неотличимых друг от друга клеток - сначала зигота делится на 2, потом каждая из них еще на 2, т.е. обра­зуется 4 клетки, затем - 8, 16, 32 и т.д. Эти эмбриональные клет­ки называются бластомерами, они похожи, как две капли воды. Однако уже на стадии 32 бластомеров начинают выявляться неко­торые особенности отдельных клеток, связанные с их местополо­жением.

В последние десятилетия убедительно показано, что дифференцировочные процессы не заканчиваются во внутриутробном периоде: многие ткани организма продолжают развиваться, в том числе и путем дифференцировочных процес­сов, вплоть до завершения полового созревания. Особенно дли­телен период созревания возбудимых тканей - нервной и мы­шечной.
Ростовые процессы ве­дут, как правило, к количественным, пропорциональным из­менениям. Дифференцировочные процессы могут приводить к появлению качественных, непропорциональных изменений в деятельности физиологических систем организма.
Энергетические затраты в процессе роста и развития. Даже в период самого интенсивного роста на процессы роста расходуется не более 4-5 % суточного потребления энергии. Видимое глазу изменение размеров и пропорций тела на самом деле представляет собой достаточно легко (с точки зрения энергетики организма) реализуемый процесс. Совершен­но иначе обстоит дело с дифференцировочными процессами, оп­ределяющими динамику качественного развития организма. Ко­личество синтезов, которые протекают в процессе дифференцировок, возможно, не столь велико, но их энергетическая «цена» намного выше. Это связано с тем, что в процессе ростовых синте­зов используются уже готовые, отработанные пути метаболизма, тогда как дифференцировочные процессы требуют организации новых метаболических путей.
Количественные
икачественные изменения в деятельности фи­
зиологических систем. Все физиологические функции так или иначе связаны с раз­мерами тела. Но при этом часть из них меняется в онтогенезе пропорционально изменениям массы тела, тогда как другие ме­няются пропорционально изменениям площади поверхности тела. Если же в ходе развития та или иная функция демонстрирует непропорциональное массе или площади поверхности измене­ние, то это свидетельствует о качественном преобразовании ме­ханизмов реализации данной функции.
Чередование периодов роста и дифференцировки служит ес­тественным биологическим маркером этапов возрастного разви­тия, на каждом из которых организм имеет специфические осо­бенности. Иными словами, этапы онтогенеза - не абстракция, а совершенно реальная последовательность событий, неизменно повторяющаяся в процессе развития каждого индивидуума.
Рост и развитие протекают тем интенсивнее, чем моложе ребенок: рост при рождении удваивается к 4,5-5 годам; утраивается к 14-15 го­дам; в младшем школьном возрасте длина тела увеличивается в среднем на 4-5 см. В период полового созревания величина годового прироста длины - 6-8 см.
В основе - закономерность скачкообразности развития , когда постепенное накопление количественных изменений в определенный момент переходит в новое качественное состояние (появление совер­шенной координации движений, более повышенного внимания, ин­тереса к окружающему).
Понятие о «скачке роста».
Втех случаях, когда во множестве различных тканей организма одновременно наблюдаются росто­вые процессы, отмечаются феномены так называемых «скачков роста». В первую очередь это проявляется в резком увеличении продольных размеров тела за счет увеличения длины туловища и конечностей.
В постнатальном онтогенезе человека такие «скачки» наиболее ярко выражены
в первый год жизни (1,5-кратное уве­личение длины и 3-4-кратное увеличение массы тела за год, рост преимущественно за счет удлинения туловища),
в возрасте 5-6 лет (так называемый «полуростовый скачок», в результате которого ребенок достигает примерно 70 % длины тела взросло­го, рост преимущественно за счет удлинения конечностей), а также
в 13-15 лет (пубертатный скачок роста как за счет удлинения туловища, так и за счет удлинения конечностей).
Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра, который в 1759-1777 гг. наблюдал за развитием своего сына, взвешивая его каждые полгода.
В результате каждого скачка роста существенно меняются пропорции тела, все более при­ближаясь к взрослым. Кроме того, количественные измене­ния, выражающиеся в увеличении длины тела и изменении его пропорций, обязательно со­провождаются качественными изменениями функционирования важнейших физиологических систем , которые должны «настро­иться» на работу в условиях новой морфологической ситуации.



Гетерохронность
(от греч. - другой, - время) - рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей и подростков происходит гетерохронно (то есть не одновременно и неравномерно). Порядок развития и совершенствования органов зависит от их «нужности» и «полезности» для организма ребенка. Так, например, сердце начинает работать на 3-й неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
П. К.Анохин: «Гетерохрония является специальной закономернос­тью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной ин­формации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности созревания обеспечивается основное требование выживания новорож­денного -гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факторов».
Особенности развития человека
■ у человека периоды ускоренного роста чередуются с их замедле­нием;
■ в первый год жизни и в период полового созревания идет наиболее интенсивный рост и развитие организма;
■ во время роста изменяется соотношение длины головы и тела. У новорожденного оно составляет 1:4, у взрослого - 1:8;
■ для развития мышления и двигательной активности очень важен период от 2 до 4 лет. «Маугли» - возвращенные в общество до это­го периода - развиваются до нормального человека, а после этого периода - не могут стать полноценными людьми.
В росте и развитии детей выделяют:
■ первый период вытягивания - первый год жизни, длина тела ре­бенка возрастает на 25см, а его масса увеличивается на 6-7кг;
■ первый период округления - 1-3 года, темпы развития снижа­ются;
■ второй период вытягивания - 5-7 лет - новое нарастание темпов роста, прирост тела 7-10см;
■ второй период округления - 7-10лет - замедление роста;
■ третий период вытягивания - с11-12до15-16 лет - возрастание темпов физического развития в период полового созревания;
■ в последующие годы темпы физического развития снижаются. Рост у женщины останавливается к 18-22 годам, у мужчин - к 20-25годам.
Темпы полового развития и биологически обусловленная продолжительность жизни. Некото­рые представители вида Homo sapiens доживают в определенных условиях до 130-140 лет, сохраняя ясность мыслей и относитель­ную трудоспособность. По мнению ряда энтузиастов, человек, если бы не был подвержен каким-то заболеваниям и порокам, мог бы жить до 200 и более лет. Надо признать, что, как ни привлека­тельны эти концепции, они не основаны на современном науч­ном знании. Для млекопитающих, к которым относится и человек, харак­терна такая закономерность: средняя продолжительность жизни примерно в 5 раз больше, чем возраст наступления половой зре­лости. По-видимому, это соотношение установилось в процессе естественного отбора как наиболее адекватное задачам популяционной репродукции. Отсюда следует, что естественный предел продолжительности жизни человека составляет примерно 16 х 5 = 80 лет. Всякий, кто живет дольше этого срока, с полным основанием может считать­ся долгожителем.
Продолжительность жизни детерминирована геномом. На концах хромосомы имеются участки – теломеры , длина которых укорачивается с каждым делением. Для каждой клетки предусмотрено своё количество делений.
Следует подчеркнуть, что все приведенные выше рассуждения имеют смысл только на популяционном уровне и никак не отно­сятся к индивидуальным особенностям темпов биологического созревания. Специальные исследования не выявили значимых кор­реляций между скоростью полового созревания и временем жиз­ни у отдельных людей. Жители южных стран обычно достигают половой зрелости на 1-2 года раньше, чем северяне, но это не значит, что они живут на 5-10 лет меньше.
Только 15 % россиян доживают до биологической старости.До биологической старости не доживают 85 % жителей России. Такие данные приводят эксперты Центра стратегических исследований МЧС. Согласно статистики, более 56 процентов смертей приходятся на социально-экономические причины, 20 % - на экологические. Пять процентов преждевременных смертей связаны с причинами природно-техногенного характера. Например, до 35 тысяч человек ежегодно гибнут в ДТП и до 20 тыс. - в пожарах.
В последние десятилетия во всех развитых странах продолжительность жизни поступательно увеличивается. Наряду с этим отмечено уменьшение продолжительности жизни в странах Африки и бывшего Советского Союза.
Индивидуальные различияв процессе роста и развития могут варь­ироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как биологический возраст, или возраст развития (в отличие от паспортного воз­раста ).
Основными критериями биологического возраста считаются:
1) «внешний» критерий (кожные покровы);
2) «скелетная зрелость» (порядок и сроки окостенения ске­лета);
3) «зубная зрелость» (сроки прорезывания молочных и посто­янных зубов);
4) степень развития вторичных половых признаков. Для каждого
из этих критериев биологического возраста - «внешнего», «зубного» и «костного» - разработаны оценочные шка­лы и нормативные таблицы, позволяющие определить хронологи­ческий (паспортный) возраст по морфологическим особенностям.
Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологиче­ского возраста - по пропорциям тела - соотношению длины ко­нечностей и туловища. Такая оценка может давать только очень гру­бый, приближенный результат, так как здесь вмешивается фак­тор биологического разнообразия, т.е. конституциональной при­надлежности индивида. У потенциальных долихоморфов уже в дет­ском возрасте ноги могут быть относительно длиннее, чем у их сверстников-брахиморфов, хотя скорость морфофункционального развития брахиморфов по многим показателям часто оказыва­ется выше. Поэтому, судя по пропорциям тела, можно с уверен­ностью отнести ребенка только к той или иной возрастной груп­пе, причем достаточно широкой.
Костный возраст. Гораздо более точный результат дает иссле­дование костного (скелетного) возраста. Оссификация каждой кости начинается с первичного центра и проходит через ряд по­следовательных стадий увеличения и формирования области око­стенения. На прак­тике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно левой руки). Сравнение полученной рентгенограммы со стандарта­ми и балльная оценка степени развития многих костей позволяют количественно (в годах и месяцах) выразить полученный резуль­тат.
Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сме­нившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возраст­ные периоды, когда такое определение возможно, ограничены: молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. В период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл.
Внешние половые признаки. Мужчину и женщину отличают половые признаки . Это абсолютные признаки пола (наличие или отсутствие y-хромосомы), пер­вичные (половые органы) и вторичные (например, раз­витие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение го­лоса, особенности телосложения, пропорции частей тела и др.). Гермафродитизм – наличие с одной стороны тела мужских половых желёз, а с другой – женских.
В период полового созревания био­логический возраст можно оценивать по внешним половым при­знакам. Есть разные - количественные и качественные - методи­ки учета этих признаков, но все они оперируют одним и тем же набором показателей: у юношей это размер мошонки, яичек и полового члена, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на груди и на животе, появление поллюций, набухание сосков; у девушек это форма и размер грудных желез и сосков, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, время первого появления и установления регулярных менструаций.
Последовательность появления и динамика степени выражен­ности перечисленных признаков хорошо известны, что дает ос­нования для достаточно точной датировки биологического возра­ста в период от 11-12 до 15-17 лет.
Факторы, влияющие на индивидуальное развитие (онтогенез), подразделяются на наследственные и средовые (влияние внешней среды).
Степень наследственного (генетического) влияния неодинакова на разных этапах роста и развития. Воздействие наследственных факторов на тотальные размеры тела усиливается от периода но­ворожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.

Влияние факторов внешней среды на процессы морфофункционального созревания организма отчетливо прослеживается на примере сроков менархе (менструации). Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климатические факторы почти не оказывают влия­ние на рост и развитие, если условия обитания не являются экст­ремальными. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста.

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор А.И. Кусельман

_____________________

«_____» _____________2006г.

«МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ТЕХНИКА АНТРОПОМЕТРИИ. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. СЕМИОТИКА НАРУШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ».

ВИД ЗАНЯТИЯ: практическое

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 2 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Освоить методику оценки физического развития детей и подростков. Изучить семиотику нарушений физического развития детей и подростков»

Студент должен знать:

    Физическое развитие детей. Определение. Факторы, определяющие рост детей (генетические, средовые, роль эндокринной и нервной системы и др.).

    Понятие об акселерации и ретардации развития детей.

    Изменение длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста:

    внутриутробное развитие плода;

    рост после рождения;

    масса тела после рождения;

    соответствие показателей длины и массы тела (определение по формулам)

    скорость развития и изменения окружностей головы и грудной клетки;

5. Определение поверхности тела

    Методика антропометрических измерений и расчет различных показателей физического развития (ФР) у детей различного возраста (длина тела, масса, окружность груди, окружность головы, окружность живота, окружность конечностей).

    Сочетанная оценка различных антропометрических признаков (параметрический или сигмальный способ; непараметрический или центильный способ).

    Семиотика наиболее частых отклонений физического развития детей: нарушение роста, недостаточная или избыточная масса тела, непропорциональное развитие отдельных частей тела и их причины.

    Понятие о гипо- и паратрофии, гипостатуре, нанизме, гигантизме.

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

    Диагностика низкорослости.

    Задержка роста детей с эндокринной патологией.

    Соматотипы.

Студент должен уметь:

- Оценить физическое развитие детей и подростков.

    Уметь проводить антропометрические исследования.

    Уметь оценивать физическое развитие по формулам и таблицам.

    Высчитывать индексы физического развития детей.

    Определять соматотип детей и подростков.

    Уметь рассчитывать поверхность тела.

    Выяснить сведения о физическом развитии ребенка.

    Выявлять наиболее частые отклонения в физическом развитии у детей и подростков.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Физическое развитие в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое созревание ребенка в том или ином периоде детства.

Скорость роста, увеличение массы тела, последовательность в увеличении различных частей тела, а следовательно, и пропорций, так же как созревание различных органов и систем на каждом возрастном этапе, в основном запро­граммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут по определенному плану.Факторы, определяющие физическое развитие детей, можно условно раз­делить на генетические, экзогенные и трудноклассифицируемые.

1. Генетические факторы, безусловно, наиболее значительные. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100, однако получить прямые доказательства их роли трудно. Влияние наследственности в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, ребенка, после 2 лет жизни. Выделяется два периода, когда корреляция между ростом роди­телей и детей наиболее значима. Это возраст от 2 до 9 лет, когда сказывается действие одной группы генов (первый семейный фактор), и возраст от 14 до 18 лет, когда регуляция роста зависит от других генов (второй семейный фак­тор). Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях жизни и воспитания.

2. Влияние экзогенных факторов на скорость и предел роста детей изучено лучше. Наиболее важным считается влияние питания.

Умеренный дефицит пи­тания задерживает нарастание массы и увеличивает время роста и созревания, но рост ребенка может не уменьшаться. Большие степени пищевой недоста­точности не компенсируются удлинением срока развития и приводят к низ­корослости с изменением пропорций тела. Дефицит некоторых пищевых ком­понентов (витамин А, цинк, йод и др.) избирательно нарушает процессы роста детей. Избыточность питания, особенно в раннем возрасте, также не­благоприятно отражается на процессе развития особенно в раннем периоде детства. При этом биологическое созревание может ускоряться.

Режим жизни для развития ребенка также небезразличен. Можно назвать два наиболее важных режимных фактора, влияющих на физическое развитие: первый - адекватная физическая подвижность, создающая ту степень верти­кальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на костный скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также мышечного развития. Избыточная вертикальная нагрузка, например, при переносе тяжестей, обладает обратным эффектом - тормозит рост. По­этому необходимо постоянно контролировать режим жизни ребенка, не допу­ская ни гипокинезии, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на его развитии. Второй важный фактор - недоста­точность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета.

Эмоциональное состояние ребенка - психическая напряженность, депрес­сия, психическая травма, всегда приводит к торможению роста, что связано с включением нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста и ускоряющих катаболизм.

Острые и особенно хронические заболевания ребенка могут вызывать за­держку роста, так как на длительный срок нарушают анаболические про­цессы, вызывают расстройства микроциркуляции и гипоксемию.

Факторы внешней среды могут также оказывают влияние на рост. К разряду средовых факторов можно отнести и влияние различных климатогеографических условий. Жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на рост, но одновременно могут существен­но ускорять созревание детей. Широко известны колебания скорости роста в связи с сезонами года (ускорение весной и торможение в осенне-зимние ме­сяцы). Сезонность роста вызывает необходимость строить оценки скорости роста детей на основании годичной динамики.

3. Менее всего изучено влияние на рост ребенка факторов, которые входят в неклассифицируемую группу. К ним можно отнести такие, как порядковый номер беременности и родов, срок наступления родов, масса тела плода (но­ворожденного) к моменту его рождения, возраст матери и в меньшей степени отца, сезон рождения ребенка. Степень влияния сравнительно невелика.

4.Рост ребенка контролируется многими эндокринными железа­ми: щитовидной, гипофизом, вилочковой, половыми и надпо­чечниками. Влияние их изменяется в зависимости от возраста ре­бенка.

Важное влияние на процесс роста оказывает соматотропный гормон (СТГ – гормон роста), выделяемый гипофизом. СТГ стимулирует соматический рост (костный возраст, увеличение органов), он оказывает влияние на дифферен­цирование структуры костей, влияет на белковый, жировой и углеводный обмен. СТГ основной стимулятор роста на уровне тканей. Синтез СТГ находится под контролем гипоталамических нейросекреторных факторов – соматолиберина и соматостатина. На этот процесс влияют также трийодтиронин, глюкокортикостероиды, опиоидные пептиды, допамин и некоторые аминокислоты. Альфа-адренергическая и серотонинергическая стимуляция гипоталамуса вызывают секрецию СТГ, а бета-адренергическая ингибирует её. Начиная с периода полового созревания, соматотропный гор­мон в процессах роста не играет существенной роли. Функция регуляции роста переходит к андрогенам.

На процессы роста влияют и другие гормоны. Так гормоны щитовидной железы способствуют синтезу белка и энергетическому обеспечению синтетических процессов. В течение всей жизни они стимулируют выделение гормонов роста. До периода полового созревания рост костей ускоряется гор­монами вилочковой железы, который в дальнейшем передает эту функцию половым железам. Половые гормоны ускоряют рост и дифференцировку костной ткани. В то же время они способствуют слиянию эпифизарных щелей, ограничивая рост. Андрогены продуцируются не только мужскими половыми железами, но и женскими, а также корковым слоем надпочечни­ков. Андрогены также обеспечивают рост организма. Если муж­ской организм на определенном этапе развития растет за счет ан­дрогенов семенников и частично надпочечников, то женский организм растет только за счет андрогенов надпочечников.

Минералокортикоиды нормализуют обмен, глюкокортикостероиды дают катаболический эффект, их избыток отрицательно сказывается на росте. Кальцитонин и паратгормон оказывает влияние на завершение процессов кальцификации. Внутриутробное развитие плода происходит под влиянием хорионического соматотропина, гормонов щитовидной железы, половых гормонов матери.

С тех пор как в 30-х годах прошлого столетия в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали за­мечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а поло­вое созревание наступает у них в более раннем возрасте. Это явление получи­ло название акселерации (от лат.acceleratio- ускорение). Не так давно археологические исследования, которые были прове­дены на месте знаменитой Полтавской битвы, показали, что рост солдат вре­мен ПетраIбыл ниже современного взрослого человека в среднем на 20 см. Длина тела детей в возрасте 15 лет с 1882 до 1970 г. увеличилась на 19 - 20 см. Рост в настоящее время 7-летнего ребенка соответствует росту 9-лет­него, а 15-летнего подростка - 17-летнему юноше, жившему в началеXXсто­летия. Такое ускоренное развитие коснулось и внутриутробного периода, что подтверждается неуклонным нарастанием средних показателей длины и массы тела новорожденных. В Западной Европе в целом увеличение роста взрослого человека на 1 см в каждое десятилетие отмечается уже на протяжении 100 лет. Происходит также и более быстрое развитие мышечной силы, о чем свиде­тельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спор­тивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

Ускорился также и срок биологического созревания. Об этом свидетель­ствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания.

В последние годы нередко от­мечается диссонанс между временем созревания разных органов и сис­тем - ускоренное развитие одних признаков сопровождается диспропор­циональной незрелостью других. Это привело к омолаживанию и увеличению частоты заболеваний в юношеском возрасте (гипер­тония, язвенная болезнь желудка, ожирение, сахарный диабет и др.).

Точный генетический фактор биологической акселерации не установлен.

Основные причины, действие которых часто объединяется, по мнению разных ученых следующие:

    значительная миграция (территориальное передвижение) населения планеты и бракосочетания лиц разных рас;

    более рациональное питание;

    часто перекармливание ребенка, особенно белками и жирами, повы­ шающими рост через эндокринную систему;

    экологические факторы:

    влияние космической радиации;

    действие магнитного поля;

    повышенный радиационный фон;

    химические вещества (лекарственные средства, консерванты, пес­ тициды, углекислый газ и т.п.);

5) влияние повышенной солнечной радиации, а также прием витами­ на D с целью профилактики и лечения рахита (особенно его передозиров­ ка) - это ускоряет процесс окостенения.

Истинная акселерация сопрово­ждается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Обычно в отли­чие от истинной акселерации ускоренное развитие детей при перекармлива­нии (белковом) вызывает более раннее созревание биохимических систем (в основном ферментов), что фактически отражает нарушение хода «биоло­гических часов» созревания. Это может быть причиной омолаживания пато­логии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезни, сахарного диабета и др.). В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нара­стания массы тела и других показателей физического развития должны перио­дически пересматриваться нормативы, которыми мы располагаем, причем це­лесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.

Изменение длины и массы тела в процессе роста и развития детей, изменение пропорций тела, типа телосложения в процессе роста: Внутриутробное развитие

При внутриутробном (гестационном) периоде развития ребенка происхо­дит самое интенсивное нарастание длины и массы тела за счет клеточного размножения (гиперплазии). За 40 нед внутриутробного развития происходит 44 последовательных клеточных деления. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Возможно, что пла­цента среди многих низкомолекулярных пептидов вырабатывает и факторы роста. Тиреоидные гормоны плода также вряд ли могут быть факторами ро­ста, однако доказано, что их влияние необходимо для формирования нейро­нов и глиальных клеток мозга. Наиболее вероятно ростовое влияние инсулина и соматомединов. К концу внутриутробного развития скорость роста замед­ляется. Это связано с возникновением в конце беременности явлений «объемного торможения», т. е. тормозящего влияния ограниченного объема и упругости матки на разви­тие плода. Объемное торможение является механизмом, посредством которо­го осуществляется формирование примерного анатомического соответствия размеров плода и родовых путей матери. Для ориентировочного суждения о длине тела в зависимости от срока внутриутробного развития можно пользоваться следующими эмпирическими формулами:

1. Формула Гаазе: длина тела плода в первые 5 мес внутриутробного развития равна квадрату месяца беременности; после 5 мес длина плода рав­на числу месяцев, умноженному на 5.

2. Длина тела плода при сроке беременности от 25 до 42 нед равна сроку беременности в неделях + 10 см.

Для определения массы тела плода пользуются следующими формулами.

В сроки 25 - 42 нед: масса тела плода 30 нед равна 1300 г, на каждую по­следующую неделю нужно прибавить 200 г, на каждую недостающую отнять 100 г.

Примеры :

    возраст плода 26 недель, его масса приблизительно равна 1300 - 100 х 4 = 900г;

    при возрасте 35 недель масса приблизительно равна 1300 + 200 х 5 = 2300 г.

Длина тела плода в зависимости от гестационного возраста высчитывается следующими способами:

    в возрасте 25-42 недель длина тела равна: срок беременности в неделях + 10 см (пример : возраст плода 32 недели, длина его тела равна 32+10 = 42 см);

    длина плода в первые 5 месяцев беременности равна: месяц внутриут­ робного развития в квадрате (пример : гестационный возраст плода 3 ме­ сяца, его длина равна 3x3- 9см), а дальше, с 6 месяца беременности рост плода равен: количество месяцев, умноженное

на 5 (пример : воз раст плода 7 месяцев, его длина равна 7x5 = 35см).

Для определения соответствия массы длине тела плода: плод длиной 40 см имеет массу 1300 г, на каждый дополнительный сантиметр длины тела масса увеличивается на 200 г, на каждый недостающий сантиметр вычитается 100 г. Несоответствие массы длине тела отражает недостаточ­ность внутриутробного питания или другие неблагоприятные влияния в про­цессе беременности. Более точные показатели массы тела в зависимости от срока беременности приведены в табл. 1.

Окружность груди плода при сроках гестации от 25 до 42 нед равна сроку гестации (в неделях) -7 см. Окружность головы при сроке гестации 34 нед приблизительно равна 32 см. На каждую недостающую неделю нужно вычесть 1 см, на каждую после­дующую прибавить 0,5 см.

По указанным показателям можно судить о фактическом возрасте ново­рожденного. Нередко стоит задача определения соответствия длины и массы тела плода известному из анамнеза сроку беременности, что имеет важное значение для диагностики, выявления повышенного риска заболевания детей, имеющих это несоответствие.

Таблица 1. Масса тела при рождении в зависимости от срока беременности

Срок беремен-

ности, нед

Масса тела при рождении,

Различают случаи, когда размеры плода со­ответствуют предполагаемому сроку беременности; размеры плода являются малыми относительно срока беременности; размеры плода являются крупны­ми для срока беременности. Кроме того, при сопоставлении массы и длины тела можно говорить об относительной недостаточности (внутриутробная ги­потрофия) или избыточности массы при данной длине тела.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта