Главная » 1 Описание » Как развить лидерские качества личности. Развитие лидерства: российский контекст

Как развить лидерские качества личности. Развитие лидерства: российский контекст

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ»

Казань-2015

Введение

Глава 1. Лидерские качества руководителя

1 Лидерство и его классификация

2 Группы лидерских качеств

3 Развитие лидерских качеств руководителя

4 Взгляд Ф. Кардела на проблему раскрытия лидерского потенциала личности

Заключение

Список литературы

Введение

Если взглянуть на все великолепие животного и растительного мира, то становится понятно, что лидерство положено в саму основу жизни. Только у растений и животных оно проявляется в виде простого доминирования. Но это не мешает отражать главную суть этого явления - преимущество одной или группы особей над другими.

В процессе формирования зачатков межличностных отношений вида Ноmо Sapiens простое доминирование, присущее всему животному миру трансформировалось, развивалось, и в конечном итоге в человеке, как в высшей форме психоэмоциональной жизни преобразовалось в явление лидерства.

Существует несколько значений термина лидерство. Но остановимся на том, лидерство - это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции. Развитие лидерских качеств происходит только в социуме и при постоянном межличностном взаимодействии дома, на работе и т.д.

Актуальность данной проблемы заключатся в том, что руководитель, обладающий выраженными лидерскими качествами, более эффективно управляет коллективом, соответственно возрастает производительность труда подчиненных и успешность деятельности организации.

Но не все руководители изначально обладают высокоразвитыми лидерскими качествами. Именно поэтому изучение способов и особенностей развития лидерских качеств важно для понимания и накопления багажа знаний по данной тематике и решения данной научной проблемы.

Объектом исследования в нашем случае выступает отдельный индивид, то есть человек как представитель вида Homo Sapiens, и группы индивидов.

Предметом исследования являются лидерские качества руководителя. Цель - исследовать особенности развития лидерских качеств руководителя.

Основной задачей исследования является раскрытие и анализ особенностей развития лидерских качеств личности руководителя на основе имеющейся научной литературы.

С самого возникновения психологии, как дисциплины проблема лидерства и его особенностей стала мучить ученых. Активные исследования начались в США и Великобритании в 40 и 50 гг. ХХ в. и продолжаются и сегодня. В последние годы проблема развития лидерских качеств бередит умы многих психологов и исследователей во всем мире, так как существует большой спрос на успешность в сфере управления коллективами и различными общностями людей. Она по праву укоренилась в отечественной и зарубежной психологии.

Большинство ученых, исследуют личностные особенностей лидеров и приходят к выводу, что у настоящих лидеров есть особенности, например, высокий уровень интеллекта, хладнокровие и другие волевые качества, а также имидж и цельность. Отечественные ученые, И.П.Волков и Ю.Н.Емельянов, считают, что лидеры имеют преимущество больше благодаря социальным и ролевым особенностям деятельности, чем благодаря индивидуальным чертам.

Представители зарубежной гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) выделили основные положения концепции личностного роста, по этой концепции успешность личности напрямую зависит от непрерывного саморазвития. Процесс развития лидерских способностей может зависеть и от изменения в развивающей среде, которая способствует этому развитию.

Порой лидерство рассматривается учеными как реализация должностной власти - чем выше должность в организации, тем большей властью обладает этот работник. Рассмотрение лидерства с точки зрения должностной власти подразумевает отделение личности от роли. Получается, что за таким руководителем идут люди не потому, что он воодушевляет своих сотрудников, а потому, что просто занимает должность.

Лидер выполняет множество социальных ролей. Каждая роль требует конкретных знаний и навыков. Лидер решает следующие проблемы: утверждает и развивает структуру организации; строит успешные отношения в организации; строит и развивает партнерские отношения; отслеживает особенности сложившейся вокруг ситуации и управляет изменениями. Успешный лидер сможет противостоять вызовам будущего если будет грамотно управлять коллективом и имеющимися ресурсами.

Глава 1. Лидерские качества руководителя

.1 Лидерство и его классификация

Лидером мы привыкли называть человека, который в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Порой лидером мы называет того, кто может вести за собой какое-нибудь количество людей. В переводе с английского языка «leader» означает «ведущий за собой».

Профессиональный лидер живет в присутствии постоянных требований. Общество постоянно ждет, что лидер будет пользоваться личностными качествами, в частности лидерскими качествами.

Именно лидерские качества дают возможность личности работать в коллективе, решать разного рода задачи и являются первостепенными, очень важными психологическими качествами и навыками. Если у человека Присутствие лидерских задатков у ребенка дает шанс на то, что в будущем у него могут развиться способности и качества настоящего лидера.

Лидерство - это понятие очень сложное и неповторимое. В этом явлении много особенностей, и поэтому много разных классификаций, и типологий.

Так учеными выделяется формальное и неформальное лидерство. Разница между этими видами в том, как человек воздействует на подчиненных. Или потому что просто является начальником, то есть у него есть должность. Или благодаря только своим умениям, способностям, личным качествам . Например, директора могут слушаться, только потому что он обладает властью и может сделать выговор или уволить, а красивую девочку в классе, потому что она смогла смело разговаривать с учителем и всегда следит за своим внешним видом и популярна среди одноклассников. Но если лидер умеет и формальную и неофициальную власть это сочетание назвать оптимальным.

Человек становится лидером когда перед определенной массой людей показал, что обладает ценными навыками для организации или группы, доказал свой профессионализм и компетентность. Но любую группу людей или компанию нужно рассматривать с двух сторон: как формальную и неформальную организацию.

Таким образом возникает два разреза отношений - формальные (должностные, функциональные) и неформальные (психологические, эмоциональные).

Получается, что руководство - явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений, а лидерство -явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами.

Большинство руководителей являются лидерами, но лидером в группе может быть и рядовой ее участник, то есть не наделенный официальными полномочиями, потому что само по себе лидерство может появиться в официальных и неофициальных отношениях. . Например, в классе лидером может быть любой активный и популярный ученик и необязательно это будет староста. Но все же между ними есть много общего.

) Оба феномена позволяют управлять группой и строить отношения в ней только в системе разных по источнику отношениях.

) С помощью и лидерства, и руководства, можно влиять на разные процессы в коллективе или общности людей. Но руководство использует официальные формы воздействия и пути, а лидерство - неофициальные.

) В обоих явлениях есть иерархия и субординация, только границы обозначены с разной интенсивностью. В руководстве все четко как в любом официальном явлении, а лидерстве имеет размытые и слабо выраженные очертания и положение на ней людей может меняться.

Лидер может стать руководителем, и наоборот, - из руководителя вырастает лидер. Если в организации лидер и руководитель это два разных человека, то они могут неосознанно пытаться поделить власть. Тогда их отношения не всегда исходит из интересов компании и часто враждебны, поэтому очень важно, чтобы официальный руководитель был и неформальным лидером группы, что с большой долей вероятности повысит производительность труда его соратников и членов группы и свей компании в целом.

Б.Д.Прыгин предложил типологию лидерства, в основу которой лежат 3 разных критерия: стиль, содержание, характер деятельности .

Типология по первому критерию, по моему мнению, самая распространенная, с ней мы знакомимся еще в школе на уроках обществознания. По этой типологии есть демократический, либеральный и авторитарный стили руководства.

Лидер, который не держит всю власть в своих руках, регулярно спрашивает мнения по разным вопросам у своих подчиненных, выслушивает аргументы и советы, рад их инициативе - это приверженец демократического стиля. Он наиболее распространен в современных организациях и группах.

Если у руководителя, наоборот, не признает ничьего мнения, кроме своего, ни с кем из коллектива не советуется, держит коллектив в ежовых рукавицах дисциплины и субординации, то это приверженец авторитарного стиля руководства. Такой стиль руководства был особенно распространен в прошлые века, хотя во многих государствах и организациях, может встречаться и сегодня.

Третий стиль состоит в том, что пассивный лидер-либерал требует ничего от группы, ни в коем случае не конфликтует и утверждает практически все предложения. Конечно ни о какой организации людей речь не идет, так как есть большая разобщенность, как в оркестре без дирижера. Отсюда вывод - лидер-либерал в общем-то не выполняет функции настоящего лидера.

По характеру деятельности были выделены универсальный и ситуативный типы. Здесь предполагается, что универсальный лидер все время проявляет лидерские качества, а ситуативный - только в определенное время и при определенных условиях.

Члены группы могут по-разному воспринимать своего лидера и это кроется в самой природе человеческого восприятия и индивидуальности взглядов на мир . На этой основе тоже есть классификация. Выделяются следующие типы лидеров:

) «Один из нас». Такого лидера считают успешным в одной сфере, он бывает везунчиком. Большинство считает, что этот человек «так же грешен» живет как обычный человек, ошибается, копит деньги, отмечает праздники как другие.

) «Лучшим из нас» считают лидера, которому подражают, потому что он обладает несколькими особенными качествами. Например, нравственными, деловыми, коммуникационными или другими.

) «Хороший человек» - это лидер-эталон нравственности, добра и других нравственных качеств. Считается, что он всегда готов прийти на помощь, поддержать ближнего и всегда желает добра окружающим.

) «Служитель» - это лидер, который хочет взять себя полномочия представителя от своей группы. Кандидатов в депутаты в какой-то степени можно назвать лидерами-служителями.

Зачастую каждый из группы по-разному смотрит на своего лидера. Например, для кого-то лидер является «служителем», для кого-то «один из нас», и «хороший человек» и т.п. В итоге типы восприятия лидера разными коллегами часто отличаются и совмещаются.

1.2 Группы лидерских качеств

лидерский руководитель должностной трудовой

Лидерства изучали активно в 40-е и 50-е гг. ХХ, было проведено множество исследований. Много исследований провели в США и Великобритании. Ученых заботила одна проблема - понять какие качества отличают успешных лидеров от остальных членов групп . Среди исследователей были Р. Стогдилл и Р. Манн. Они проводили группировали и унифицировали лидерские качества, которые были выделены другими исследователями. Они составили перечень из пяти качеств, но при практических исследованиях оказалось, что многие люди обдают отдельными лидерскими качествами, но не становятся лидерами, то есть «автоматического» лидерства не бывает.

Исследования продолжались еще длительное время. В итоге У. Беннис определил четыре группы лидерских способностей:

управлять вниманием - лидер представляет соратникам результат, цель или действие в привлекательном свете;

управлять значением - лидер доходчиво передает значение замыслов, чтобы, каждый из группы понял его и одобрил;

управлять доверием - лидер постоянно заботится о том, чтобы ему доверяли другие члены группы;

управлять собой - лидер постоянно работает над собой, и, особенно, над отрицательными качествами своей личности, чтобы они превратились в преимущества и помогли привлечь новых соратников и новые источники для успеха деятельности.

Развитие идеи вышеописанных четырех способностей привело к тому, что вскоре были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные деловые.

Особенности веса, телосложения, роста, моторика движений, симметричность и привлекательность черт лица и уровень здоровья были отнесены к физиологическим качествам лидера. Связь между красивой улыбкой и успешностью руководителя, конечно в некоторой степени может существовать, но отличия не дают гарантию, что индивид, отличающийся отличным здоровьем и атлетическим телосложением станет лидером.Однако, факт остается фактом,многие президенты в Соединенных Штатах Америки были выше своих оппонентов, в свою очередь Гитлер и Наполеон были ниже среднестатистического мужчины. Можно сказать, что небольшой рост подстегнул их амбиции таким образом сработала гиперкомпенсация.

Личностные деловые качества трудно измерить, они имеют большое значение для управления организацией и часто развиваются, и приобретаются, когда лидер выполняет свои обязанности в конкретной сфере. Например, человек может быть хорошим лидером в риэлтерской фирме, но не добиться руководящего поста в сфере программирования. Учеными не получено подтверждений того, что личностные деловые качества значительно влияют на продуктивность и успешность деятельности руководителя.

Большим количеством ученых изучалась четвертая группа качеств - умственные качества. Они пытались проследить связь между присутствием развитых умственных качеств и руководящими позициями группе. Сначала оказалось, что лидеры часто умнее рядовых членов группы. Но в ходе дальнейших исследований казалось, что слишком большое различие в уровне интеллекта лидера группы с ее остальными членами - это тоже плохо потому, что здесь лидер столкнется с еще большими проблемами и будет затрачивать больше энергии, чтобы быть понятым и принятым в группе.

1.3 Развитие лидерских качеств руководителя

Успешный лидер обладает задатками, которые дают возможность взглянуть на ситуацию со стороны со всеми вытекающими особенностями, Он легко общается, договаривается и строит коммуникативные мостики. Ему доверяют члены группы. Успешный руководитель принимает решения исходя из ситуации в целом.

Но если такие задатков нет по каким-либо причинам, то их можно развить и успешно справляться с должностными обязанностями лидера-руководителя. В этом направлении большой опыт был накоплен английскими консультантами М.Вудкоком и Д.Фрэнсисом и другими советскими и зарубежными исследователями и практиками . Они посвятили свои работы изучению проблемы личностных качеств, которые должны быть у каждого по-настоящему успешного руководителя предприятия или просто лидера.

Обобщая их работы можно сделать вывод, что лидерские качества развиваются и проступают на первый план в конкретных ситуациях, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления или принятия решений, общается со своими подчиненными. Получается, что вне социума человек не может развить в себе лидерские качества, даже если у него присутствуют задатки лидера. Получается, что, если человеку дать книгу о развитии лидерских качеств и попросить изучить ее, то это не повлечет за собой мгновенное преображение, так как на его знания будут носить только теоретический характер. В группе его качества проявятся если перед ним будут стоять следующие задачи:

повысить эффективность труда группы, если сроки на реализацию проекта очень маленькие и привести в итоге к положительному результату,

завоевать доверие коллектива и поддерживать общение с ним и мотивировать каждого, работать в команде,

решать споры среди членов коллектива и при обращении клиентов,

знать обстановку в среде деятельности организации и отслеживать изменения, искать что-то свежее, прогрессивное, необычное, придумывать новые идеи и их решение,

организовывать рабочий процесс и использовать ресурсы оптимально, грамотно распределять полномочия среди коллег и подчиненных.

Чтобы решить все эти задачи человеку, который занимает лидерские позиции, нужно всю жизнь вырабатывать и поддерживать лидерские качества. И здесь важно все - от уверенности в себе до имиджа.

Лидерские качества можно развивать если изучать литературу по данной теме и обмениваться опытом с другими лидерами и руководителями, например, на семинарах или тренингах. Важно, чтобы обучение и обмен опытом был не только теоретическим, но и отрабатывался на практике, как происходит на тренингах личностного роста.

И здесь от руководителя необходимо только выделить немного времени на саморазвитие, что порой бывает сложно, т.к. у большинства руководителей ненормированный рабочий день. Но унывать не стоит, вот список рекомендаций, которые предлагает развивать современный бизнес-тренер Е.Лаврик.

Во-первых, поведение должно быть уверенным. Для того чтобы создать впечатление уверенности в себе, необходимо следить за языком своего теля и, например, не принимать позы, которые выдают вашу беспокойство. Нужно смотреть открытым взглядом и желательно установить зрительный контакт, а движения рук не должны быть через чур суетливыми, спина должна быть прямой. Быстро говорить не нужно.

Во-вторых, лидер должен чем-то отличаться внешне, быть ярким. Но это не означает, что руководитель должен прийти на работу в костюме клоуна или отрастить длинные волосы. Достаточно применить в своем образе ту деталь, по которой коллеги сразу будут вспоминать своего руководителя. Например, носить одежду цвета индиго, как воплощение вашей надежности и привнести в кабинет много белых и красных деталей как воплощение чистоты ваших намерений и открытости будущему.

В-третьих, изучить и пользоваться способами убеждения. Не стоит даже упоминать слабые аргументы, если идет попытка убедить собеседника. Вот несколько правил убеждения принятых в мировом сообществе. Например, правило Паскаля подразумевает, что вы должны предоставить человеку возможность отступить для того, чтобы он смог сохранить свою репутацию.

Суть правила Гомера заключается в том, чтобы аргументы выстроить в следующую цепочку: мощные аргументы - средние - один наиболее мощный аргумент.

По правилу Сократа, нужно сначала задать человек два вопроса на которые он ответит согласием, и потом задавать главный, и скорее всего человек по инерции тоже с вами согласится. А если нужно переубедить собеседника, то нужно сначала перечислить те моменты, в которых обе стороны заинтересованы и согласны. При убеждении важно слышать аргументы своего оппонента.

В-четвертых, нужно применять и владеть приемами ораторского искусства. При этом нужно, чтобы оратор репетировал и пробовал читать речь перед зеркалом или делал запись для исправления ошибок и в итоге сам оценил положительно свое выступление.

В-пятых, необходимо умение быть очаровательным или другими словами найти подход к людям. Можно сказать, что это умение одно из китов, на который строится все лидерство в группе.

Важно чтобы лидер умел выразить и оценить по достоинству умения и результаты деятельности каждого члена группы. А также мог показать неподдельный искренний интерес к жизни и интересам подчиненного.

В-шестых, быть открытым для творчества, так как современное общество непрерывно развивается и ждет все новых интересных идей и креативных решений. Можно решать в логические и творческие игры, например, головоломки, шарады. А также полезно иметь интересы за рамками профессиональной деятельности.

В-седьмых, уметь решат задачи в условиях кризиса. Не зря кризис переводится с древнегреческого как «решение». В кризисной ситуации лидерам рекомендуется как можно быстрее принимать решения, так как промедлите будет грозить потерей авторитета.

В-восьмых, четко знать куда идти, чтобы вести за собой остальных. Полезно при этом красиво и понятно преподнести это подчиненным. Важно, чтобы они понимали цели своего руководителя и дали согласие чтобы идти за ним. И, напоследок, важно, чтобы у лидера были сторонники, ведь руководителя сложно назвать лидером, если у него нет никого в подчинении. Как мы уже упоминали, лидерство существует только в межличностном взаимодействии. Поэтому у каждого лидера обязательно должны быть соратники, например, как Тимур и его команда.

1.4 Взгляд Ф. Кардела на проблему раскрытия лидерского потенциала личности

Если основная масса исследователей стремились найти и выделить в личности лидерские качества, то Ф.Карделл был одним из тех, то кто не ставил перед собой такой задачи. Он пошел от обратного, стал изучать слабые стороны людей, которые мешают им раскрыть в полной мере талант руководителя. Ф. Карделл обозначил их как «разделители» . По его мнению, эти привычки и особенности характера (некоторые приобретенные в процессе социализации) не дают нам стать лидерами, даже если весь арсенал лидерских качеств и способностей присутствует в структуре личности. В своей книге Ф. Карделл переводит способы нейтрализовать эти самые «разделители». Перечислим основные из них.

Одним из самых опасных разделителей является низкая самооценка, состояние, когда снижено или отсутствует самоуважение. Получается, что если мы не уважаем себя, то подпитываем низкую самооценку. Для того чтобы самооценка начала расти вверх нужно полюбить себя, свое тело и развивать уважение к собственной личности, к окружающим, обществу и проявлять его. Для начала Ф. Кардел рекомендует выделить основные ценности в своей жизни.

Неблагоприятно действует на развитие лидерских качеств как обман, так и самообман. Самые частые примеры самообмана - это оправдания и отговорки, в моменты, когда человека захватывает страх перед наказанием за правду. Корни этого страха чаще всего идут в детский возраст. Здесь потребуется ежедневная систематическая работа по перевоспитанию внутреннего ребенка.

Большое влияние на нас могут оказывать пережитые обстоятельства, которые трудно было понять, а также нежелание простить и отпустить. При работе над этими нюансами Ф. Карделл рекомендует избавить себя от боли и чувства вины и прекратить сознательное прокручивание в памяти неблагоприятных чувств и воспоминаний. Самопрощение и прощение здесь поможет взглянуть на ситуацию с высоты птичьего полета в малейших деталях и сделать верные выводы.

Порой люди не успешные на лидерском поприще страдают от того, что не развивают свой творческий потенциал и даже относятся к нему с пренебрежением. Например, часто приходится слышать «…с никогда не умел рисовать…» или «…у меня всегда были проблемы с математикой…», а для лидера подобные фразы недопустимы. Творчество обладает окрыляющим эффектом, в воображение хорошо выточенный ключ к исполнению целей и мечтаний.

Очень мешает эффективному лидерству стремление по жизни оставаться во всем правым. Что в корне неверно, так как в природе все относительно. Настоящему лидеру важно уметь признать свои ошибки. Отсюда вытекает другой разделитель - неумение слушать и говорить, что при этом важно искоренить в себе. Баланс будет достигнут, когда обе чаши «слушать» и «говорить» будут располагаться на одном уровне. Слушая собеседника мы их лучше понимаем и лучше контролируем и понимаем, что говорим.

Так же настоящий лидер должен примириться со своими страхами, чтобы сделать их своим союзниками и помочь другим членам коллектива. Ведь зачастую пример победившего страх руководителя, заразителен и заставляет подчиненных побороть и свои страхи.

Мешать может и отсутствие ясных целей. В такой ситуации лидеру необходимо знать, чего он и группа хочет, как этого добиться и какие способности, и ресурсы при этом пригодятся. Если четко не прописать «что», «каким способом» и «с чем», то любая цель потеряет ясность.

А недостаточная обязательность приведет к тому, что мы получим столько сколько вложились. То есть руководитель должен помнить, что чтобы вдвое больше получить, нужно в двое больше работать.

Боятся риска для руководите означает остановку в развитии и прекращение роста. Но риск должен быть «здоровым» и не отдавать безрассудством. Применение чего-то нового практически всегда означает риск, который зачастую вознаграждается, дает преимущество прежде всего визуальное. Например, мы скорее выберем хлеб, выпеченный в виде морской звезды, нежели в виде классического кирпичика.

Инфантильный человек не сможет справится с руководящей должностью, так как будет не способен даже быть ответственным за собственную жизнь и здоровье. Такие руководители часто под «не могу» маскируют детское «не буду». Здесь лидеру важно осознать, что не всегда найдется человек, который сможет о нем позаботиться и за него решить проблему. И чем раньше человек повзрослеет, тем лучше, так как этот процесс неизбежен.

Для каждого человека и только лидера фатально потерять надежду на будущее, без не все теряет смысл и не приносит радость. А недостаток мужества мешает нам воспользоваться собственной волей, силами и бороться со страхами.

Последним, подытоживающим разделителем является тщеславие. Это качество выдает нас за тех, кем мы не стали до конца или плохо поработали, но очень хотим таковыми казаться. Настоящая гордость появляется, когда лидер с уверенностью и без страхов может быть самим собой.

Лидерство - это сложное и неповторимое понятие. В обществе принято назвать лидером того, кто в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Но это общепринятое определение не отражает всех особенностей, и существует множество разных классификаций и типологий.

Начало активного изучения лидерства приходится на 40-е и 50-е гг. ХХ в. Ученых заботила одна проблема - понять какие качества отличают успешных лидеров от остальных членов групп. Было выделено четыре группы лидерских способностей: управлять вниманием, значением, доверием и управлять собой. Развитие идеи вышеописанных четырех способностей привело к тому, что вскоре были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные деловые.

Если основная масса исследователей стремились найти и выделить в личности лидерские качества, то Ф.Карделл пошел от обратного, стал изучать слабые стороны людей, которые мешают им раскрыть в полной мере талант руководителя, что мне импонирует.

Заключение

Проблема лидерства никогда не потеряет своей актуальности, потому, что сколько будет существовать человеческая раса, столько будет идти борьба за лидерство. А значит к лидерам будут предъявляться такие же требования, как и сегодня.

В ходе написания этой курсовой работы мною было отмечено что стать лидером возможно, даже если человек не обладает врожденными и хорошо развитыми лидерскими качествами.

Лидером будет становится человек, который будет обладать ценными навыками для организации или группы, и докажет свой профессионализм и компетентность.

Лидерство - явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами. Руководство - явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений.

Но между лидерством и руководством есть много общего: они позволяют управлять группой, позволяют влиять на разные процессы, в обоих явлениях есть иерархия и субординация.

Успешный лидер обладает задатками, которые дают возможность взглянуть на ситуацию со стороны. Он легко общается, договаривается и строит коммуникативные мостики. Ему доверяют члены группы. Успешный руководитель принимает решения исходя из ситуации в целом.

Отсутствие выраженных предпосылок для лидерства поправимо, их можно развить и стать успешным.

Лидерские качества развиваются и проступают на первый план в конкретных ситуациях, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления или принятия решений, общается со своими подчиненными.

Человеку, который занимает лидерские позиции, нужно всю жизнь вырабатывать и поддерживать лидерские качества. И здесь важно все - от уверенности в себе до имиджа.

Более всего развить лидерские качества и реализовать свой потенциал мешает низкая самооценка, склонность к лжи и самообману, психотравмирующие события прошлого, загубленный творческий потенциал и неумение его ценить. Оставаться всегда правым так же вредно для лидерства. Необходимо примириться со своими страхами, не боятся здорового риска, а еще нужно бороться с отсутствием ясных целей и тщеславием.

Обобщая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы достигнута - в ходе ее достижения было выявлена сущность и специфика феномена лидерства и руководства, атак же исследованы предпосылки развития лидерских качеств руководителя. Основная задача выполнена - были раскрыты раскрытие и проанализированы особенностей развития этих качеств личности руководителя на основе имеющейся научной литературы.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2001. - 414с.

.Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник /В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2006. - 504с.

3.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/ М.Вудкок, Д.Фрэнсис - М.: Дело, 1991. - 320с.

.Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия/ О.В.Евтихов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2010. - № 1- С.114-121.

.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий /М.С. Егорова - М.: Планета детей, 1997. - 328с.

.Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие/ Т.С. Кабаченко - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384с.

.Карделл Ф. Психотерапия и лидерство/ Ф. Карделл - СПб.: Речь, 2000.-234с.

.Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала/ М.М.Кашапов - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 687с.

.Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: учебное пособие / Р.И.Мокшанцев - М.: ИНФРА-М, 2002. - 351с.

.Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю/ Н.Н.Обозов - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205с.

.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие для вузов/ Е.Б.Перелыгина - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223с.

.Прыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории/Б.Д.Прыгин -М.: Мысль, 1971. - 351с.

13.Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях/ Д.И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. -С. 35-36

.Шестопал Е.Б. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал - М.: СП Мысль, 2002. - 242с.

15.http://www.ubo.ru/articles/?cat=159&pub=2178

Первым делом давайте разберемся, какие именно качества выделяют лидера из общей массы. Для этого достаточно вспомнить однокурсника, коллегу по работе или просто друга, который внушает вам уважение и стремление соответствовать ему. Какие качества свойственны таким людям? Кратко перечислим основные из них.

Итак, лидер :
1) умеет ставить цели и стремится к их достижению — то есть целеустремлен;
2) заряжает окружающих энтузиазмом, своим примером побуждая их к действию;
3) в экстремальных ситуациях он всегда — у руля;
4) легко адаптируется к новым условиям, способен пережить неудачи и двигаться дальше.

К перечисленному выше можно добавить еще внешний вид. Конечно, фотомоделью быть необязательно, скорее, имеются в виду опрятность, выдержанность стиля, хорошая физическая форма. Хилый, нелепо одетый и постоянно жалующийся на здоровье лидер — это из разряда фантазий.

На вопрос, стоит ли развивать в себе лидерские качества, наверное, каждый ответит «да». И это естественно, ведь человек, обладающий такими качествами, большего добивается, пользуется повышенным вниманием (в том числе и противоположного пола), и жизнь его гораздо интересней и насыщенней. И хотя плата за это — высокие ответственность, риск и энергозатраты — цель оправдывает средства.

Естественно, все люди не могут быть лидерами (иначе кто же будет ведомым), но стать индивидуальностью может каждый, и никто не запретит вам стремиться к лидерству. Развить эти качества могут все, хотя некоторым людям кажется, что они на это не способны. Если у вас сложилось мнение, что вы один из таких людей, то начинайте изменять себя прямо сейчас.

Шаг 1 — ставим цели

Первым делом необходимо научиться четко и ясно видеть перед собой цели и постоянно стремиться к их достижению. Начните с малого. Просто поставьте перед собой какую-нибудь нетрудную задачу и добейтесь ее выполнения. И пусть поначалу это будут совсем не глобальные цели — ничего страшного, ведь мы же учимся.

Здесь важен сам факт работы над собой. Постановка целей и их достижение должны войти в привычку. Добившись результата, фиксируйте его в тетради. И ежедневно зачитывайте свои победы, это даст вам стимул двигаться дальше. Когда начнет получаться, вы будете чувствовать потребность продолжать работу — аппетит ведь приходит во время еды.

Итак, пример. Вечером вы ставите перед собой цель проснуться завтра по будильнику и идти на пробежку. Перед предстоящим разговором с начальством вы твердо решаете, что ваша задача — отчетливо изложить суть дела, а не мямлить что-то невразумительное. Идя на день рождения к другу, вы задаетесь целью во время застолья встать и бодрым голосом произнести красивый тост. И выполняете все безоговорочно.

Шаг 2 — становимся энтузиастом

Следующий этап — энтузиазм. Казалось бы, научиться этому качеству невозможно, но, тем не менее, выход есть. Начиная с сегодняшнего дня, вы перестаете жаловаться окружающим на что-либо. Избавьтесь от этого как от вредной привычки. Люди сторонятся неудачников, поэтому, общаясь с ними, дайте им понять, что у вас все в порядке. Если же произошла какая-то неприятность, расскажите о ней с юмором. Обратите внимание: уважаемые вами люди, скорее всего, именно так и делают. Чтобы облегчить себе задачу, смотрите побольше юмористических передач. У людей, смотрящих на жизнь с юмором, есть чему поучиться.

Например, решив рассказать друзьям или коллегам о том, как вас затопили соседи, обсчитал продавец, или о том, как вы, слушая музыку у себя на даче, посадили аккумулятор своего авто, поведайте об этом в шуточной манере. В противном случае, воздержитесь от такого рассказа. Делясь же позитивными новостями, стремитесь делать это как можно чаще, ведь этим вы будете вселять энтузиазм в ваших собеседников. Вскоре после того, как вы возьмете это себе за правило, окружающие будут уверены, что дружба с вами — не обуза, а удовольствие.

Шаг 3 — становимся героем

Третий пункт — достойное поведение в экстремальных ситуациях. Чтобы в таких ситуациях вести себя достойно, нужно привыкнуть к ним. В этом поможет близкое знакомство с экстремальными видами спорта: горные лыжи, бокс (если вы — мужчина), катание на гидроцикле. А как насчет прыжков с парашютом? Это уже для самых отчаянных. В принципе, даже верховая езда или катание на коньках (которое доступно большинству людей) дает немного острых ощущений.

Экстремальные ситуации бывают разные, поэтому нужно быть всегда готовым к неожиданностям, что само по себе достаточно сложно. Однако приняв такую позицию как данность, вы сделаете решительный шаг на пути к лидерству.

Шаг 4 — адаптируемся

Еще одна особенность лидера в том, что он умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и двигаться дальше, несмотря ни на что. Научиться этому, пожалуй, сложнее всего. Чтобы психологически себя подготовить к такой жизненной позиции, имеет смысл сначала просто отслеживать эти самые изменяющиеся условия.

Например, приучите себя следить за последними тенденциями в моде, техническими новинками, новыми компьютерными программами. И, исходя из этого, распределяйте свой бюджет и планируйте время. Когда вы привыкните находиться в курсе последних новшеств и жить в ногу со временем, то и это лидерское качество будет вашим.

И еще…

Разумеется, свой внешний вид нужно поддерживать на 5 баллов. Возьмите за правило покупать только такие предметы одежды, которые подчеркивают ваш стиль. Следите за своей физической формой. В общем, делайте все возможное, чтобы выглядеть лучше.

Итак, подведем итоги. Если вы чувствуете себя в рядах отстающих, ваше мнение далеко не решающее, вам недостаточно внимания со стороны коллег и знакомых, то пора начинать изменять себя в лучшую сторону. Данные советы — только начало, они призваны помочь вам сделать первые шаги на пути к собственному развитию. И на этом пути столько всего интересного, так что дерзайте!

Стать настоящим лидером мечтает каждый из нас. Ведь это открывает большие перспективы в жизни: хороший карьерный рост, высокий заработок, перспективы и власть, уважение и заслуженный пьедестал почёта. Чтобы всего этого достигнуть, необходимо ещё с детства развивать в себе лидерские качества, которые приведут к вашей мечте и послужат фундаментом для исполнения желаний.

За кем идёт народ?

Давайте для начала разберёмся, кто обычно возглавляет толпу? За кем, откинув лишние сомнения и страхи, идёт простой народ? Вспомним из истории всего несколько примеров: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пиночет... Перечисляя их, мы неизменно думаем, что только трепет перед диктатором может поднять массы и повести их в бой. Но это абсолютно не так. Простые люди никогда бы не погибали только из-за своей трусости восстать и пойти против тирании. Так в чём же секрет этих жестоких и беспощадных диктаторов?

Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и несокрушимости. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они являются целеустремлёнными и ответственными, чего и требуют от своих подчинённых. Лидеры - это не всегда тираны. Часто они бывают добрыми и благородными, такими как принцесса Диана и Нельсон Мандела, которые подкупают народ своей отзывчивостью и жертвенностью, поэтому часто становятся настоящими мучениками.

Тонкая грань: лидер или тиран

Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в "полководца": командует и ставит условия. Взрослые умиляются: "Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!". Будущий "глава государства", попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в "ежовые рукавицы" и пресекает диктаторское поведение.

Родители возмущены. Они жалуются на педагога, обвиняют его в том, что она подавляет "лидерские качества ребёнка". Что же дальше происходит с мальчиком? Он замыкается в себе, становится изгоем. Его ставят в пример - он радуется, ругают - бросает так и незаконченное до конца дело. У него нет друзей, так как он считает всех серыми бездарностями. Учёба и карьера не удаются. Разочарованные родители отворачиваются от него. Мальчик, не умеющий себя реализовать, став взрослым мужчиной, спивается или становится на преступный путь. Конечно, не всегда ситуация заканчивается так плачевно, но, как утверждают психологи, примеров такого развития событий предостаточно.

Как воспитать лидера?

Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.

Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное - чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют. Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте. Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.

Какие качества следует развивать в первую очередь?

Исполнительность и целеустремлённость - то, на что следует обратить внимание малыша уже в детском саду. Формирование этих качеств будет длиться аж до конца младшей школы. Расскажите ребенку, что перед собой нужно всегда ставить задачи, а потом их достигать. При этом только упорный труд, вера в свои силы и огромное желание приведут к нужной цели.

Говорите с малышом: пусть он постоянно высказывает своё мнение и учится слушать ваше. Дети-лидеры рано начинают говорить, им интересно проводить время в обществе взрослых людей. Пользуйтесь этим. Дайте возможность чаду высказаться: так он научится формулировать свои мысли и грамотно вести беседу. Учите его при этом быть сдержанным и тактичным.

Развитие лидерских качеств в раннем детстве - это не давление на малыша и не навязывание своих идеалов, ведь так вы воспитаете тирана или безынициативного исполнителя. Это учёба, диалог, принятие общих решений, компромисс. И ещё - уже в садике научите чадо достойно и правильно проигрывать. Убедите его, что падение - стимул подняться и доказать свою силу и несокрушимость.

Воспитание подростка

Повзрослев, ваши сын или дочка продолжают развивать в себе лидерские качества. Дети 12-13 лет уже умеют анализировать сложившуюся ситуацию. Стимулируйте эту черту характера. Сядьте и вместе разберитесь в том или ином событии. Пусть ребёнок разматывает эту ситуацию, как клубок с нитками, ища причины и последствия обстоятельств. Так подросток будет развивать свою память, аналитические способности и последовательность - необходимые качества для каждого взрослого лидера.

Именно в этом возрасте дети начинают сопереживать другим людям, находить слова утешения, предлагать помощь. На этом свойстве, которое называют эмпатией, вы должны сосредоточить своё внимание и помочь ребёнку проявить его в разных жизненных обстоятельствах. Будущий лидер должен быть искренним, добродетельным и понимающим, уметь сочувствовать. Эти качества, кстати, - главная составляющая эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом имеет большее значение при написании резюме и приёме на работу, чем уровень IQ.

Пример родителей

Формирование лидерских качеств часто происходит под влиянием взрослых. Если папа или мама - лидер, то малышу будет легче тоже им стать. Дети склонны копировать поведение взрослых. Главное - чтобы при этом взрослые не проявляли отрицательные качества лидера, такие как диктаторство, агрессия, неуважение к подчинённым и так далее.

Работоспособность - тоже перенимается от родителей. Если вы постоянно лежите на диване и ноете, что жизнь не удалась, поверьте, ваш малыш в будущем будет поступать идентично. Если же он видит, что благополучие семьи, финансовое положение напрямую зависят от деятельности, он приложит максимум усилий для их достижения. Даже если лидер растёт в богатой семье, не стоит его баловать лишними карманными деньгами. Пусть их заработает сам: поможет отцу в гараже или маме по хозяйству. Некоторые психологи ругают такие денежно-товарные отношения между членами семьи: мол, дети вырастают с мыслью, что убирать надо не просто так, а за деньги. Другие специалисты уверены: такая ситуация лучше, чем когда подросток считает, что все вокруг ему должны.

Своим поведением и способом жизни вы можете научить малыша и другим лидерским качествам. Не ущемляйте его, пока такие "зелёные" представления о мире и жизни, наоборот, корректируйте их и оттачивайте.

Негативные тенденции: как предотвратить?

Как развить лидерские качества, вы уже знаете. Что же делать, чтоб предотвратить деспотизм малыша? Во-первых, если вы заметили склонность ребёнка к командованию, обязательно его останавливайте. Во-вторых, делая это, не поддавайтесь импульсивности. Следите за интонацией голоса - она всегда должна быть спокойной. Вы непробиваемый танк, броня которого не поддаётся истерике и требованиям отпрыска. Ваши неконтролируемые эмоции - благоприятная среда для развития тиранических черт характера. Вместо этого сделайте пару глубоких вдохов, посчитайте в уме до десяти и только потом спокойно ответьте: "Мы обсудим это, когда ты успокоишься". Далее отвернитесь и оставьте малыша наедине с собой, чтоб он всё обдумал и сделал правильные выводы.

Будущий лидер должен понять, что криком и насилием он никогда ничего не добьётся. Учите его уважать мнение и потребности других людей, даже если они идут вразрез с его собственными. Пусть поймёт, что умение соглашаться и идти на уступки приведёт его к желанной цели гораздо быстрее, чем истерика и неконтролируемые эмоции.

Каким лидером может стать малыш

Разновидностей руководителей очень много. Каждый получает первенство в зависимости от той позитивной черты характера, которая в нём доминирует. Теория лидерских качеств предусматривает следующие варианты вождей, тех, за кем идут и кому пытаются следовать:

  • Лидер-исполнитель. Самый ответственный сотрудник. Его ценят и поощряют за умение делать все в срок, добросовестно исполнять обязанности.
  • Лидер-организатор. Такие люди часто работают администраторами или директорами. Они отлично планируют работу, распределяют обязанности между подчинёнными.
  • Лидер-интеллектуал. Креативный сотрудник, от идей которого зависит развитие компании, продвижение товара на рынке.
  • Лидер-критик. Анализирует ситуацию, определяет её слабые и сильные стороны.
  • Эмоциональный лидер. Лучше него никто не умеет сплачивать коллектив, развивать дружеские отношения между сотрудниками, создавать гармоничную атмосферу в офисе.

Теория лидерских качеств, описанная в психологии, не подразумевает владение вашим малышом всеми качествами. Если вы заметили, что доминирует одно или два, концентрируйтесь на них. Работайте над их развитием и совершенствованием.

Каким должен быть руководитель?

Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение. Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать - ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели - вот главная его задача.

Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться - основная "заповедь" лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере - гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

Дополнительные качества

Чтобы вас не только боялись и уважали, а ещё любили и ценили, нужно научиться быть щедрым. Делиться заработанным с партнёрами, поощрять премиями сотрудников - очень важные качества босса. Хорошо также, если он умеет зажигать людей, стимулировать их к работе. Не только собственная целеустремлённость, но и "огонь в глазах" подчинённых способны приносить успех и прибыль компании.

Лидерские качества руководителя - это и его позитивный взгляд на жизнь, оптимизм, юмор. Добрая шутка, умело рассказанный анекдот, весёлая история из жизни - хорошее начало рабочего дня, что создаёт в офисе приятную для деятельности атмосферу. Если вы занимаете очень высокую должность, не зазнавайтесь, не гордитесь. Умейте "выйти в народ": проведённые пикники вместе с подчинёнными, корпоративы и празднования дней рождений помогут вам в этом. Лидер всегда должен понимать, что он такой же человек, как все его сотрудники. В любой момент он может все потерять и оказаться на их месте.

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видим, основные черты характера у будущего руководителя закладываются ещё с пелёнок. Но выявление лидерских качеств - процесс, требующий глубокого анализа, внимательности и наблюдательности. Ведь быстрота реакций и активность у младенца не всегда говорят о том, что перед вами будущий вождь. Они могут быть всего лишь последствиями активной работы нервной системы. Поэтому долго присматривайтесь к малышу, прежде чем "стругать" из него президента или министра. По статистике, лидерами могут стать только 5% малышей. Поэтому ваши лишние усилия, не приносящие результат, вызовут у вас злость и разочарование, а у чада - комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

На семейном совете разберите по полочкам характер наследника, примите правильное решение: стоит или нет воспитывать лидера? Возможно, вашему чаду совсем это не нужно. И предел его мечтаний - тихая сельская жизнь с кучей детишек. Уважайте желания ребенка. Ведь самое главное - воспитать в нём порядочного человека, доброго и отзывчивого. Если он лидер от рождения, то его качества вождя и руководителя в любом случае когда-то проявятся.

Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.

Основные лидерские черты

Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:

  • честность;
  • открытость новым знаниям и готовность изменяться;
  • воображение;
  • уверенность в собственных силах;
  • чувство юмора;
  • энтузиазм;
  • рациональность и жесткость;
  • готовность к переменам;
  • умение видеть и удерживать цель;
  • способность быстро отыскивать нужные средства для воплощения цели;
  • интересная внешность и харизма.

Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.

Как выглядит лидер

Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:

  • хорошая стильная одежда;
  • аккуратная прическа и ухоженный внешний вид;
  • чистая обувь;
  • стильные аксессуары – портфель, часы, ежедневник, гаджеты.

Определитесь, какой вы лидер или каким хотите стать

  • формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;
  • лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;
  • деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;
  • эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;
  • ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;
  • универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

Что необходимо делать для формирования лидерских качеств

Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?

Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.

Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.

  • Видение цели

Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.

Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.

  • Способность быстро и точно принимать решения

Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.

  • Умение рисковать

Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.

Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.

  • Умение вдохновить членов команды

Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.

Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.

  • Активная работа над собой

Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.

Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.

  • Не старайтесь всем нравиться

Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.

  • Укрепляйте здоровье

Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:

  1. уделяйте не менее часа в день для физических упражнений и спорта. Ежедневная физическая активность должна стать потребностью;
  2. высыпайтесь – человек, спящий по четыре часа в сутки теряет ясность мышления, быстроту реакции. Соблюдение режима дня с обязательным полноценным сном позволит сохранить привлекательный внешний вид;
  3. питайтесь регулярно – изможденный внешний вид, мешки под глазами не украшают лидера;
  4. посоветуйтесь с диетологом и подберите правильный для себя рацион. Это обеспечит высокую работоспособность;
  5. обязательный выходной день, min один раз в неделю должны стать нормой.

Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.

Как правильно говорить, двигаться и слушать

Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

  • хорошими манерами;
  • четкой, грамотной речью;
  • сдержанными жестами;
  • хорошей осанкой и умением двигаться;
  • уверенностью.

Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

Лидерские качества открывают перед человеком дорогу к большой карьере, к успеху в жизни. Как развивать эти качества? Какие программы эффективны? Об этом – далее в материале.

Вы узнаете:

  • Почему развитие лидерских качеств для некоторых руководителей становится проблемой
  • Как лучше развивать лидерские качества
  • Какие существуют программы и упражнения для развития лидерских качеств
  • Почему посещение тренингов по развитию лидерских качеств не приносит результат

Началом развития лидерских качеств становится выявление ограничивающих убеждений. Первый шаг на пути к успешному лидерскому росту является признание, что вам характерны определенные ограничивающие блоки и убеждения. Однако это становится только первым шагом. Необходимо предпринять и ряд других шагов, обретая уверенность в себе и собственных способностях.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Какие лидерские качества присущи руководителю

  1. Лидер в своей жизни. Способность управлять своей жизнью, мотивирования себя, ставить личные цели, предпринимая необходимые шаги для их достижения - первый этап развития лидерства. Именно лидерские качества представляют собой фундамент дальнейших действий и успехов.
  2. Перспективное видение является важным лидерским качеством, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Чем больше у вас будет опыта и знаний, тем лучше и достовернее можно будет представлять дальнейшие события.
  3. Открытость. Лидер ежедневно получает новую информацию, общается с людьми, принимает решения. Открытость относится к числу главных лидерских качеств.
  4. Мужество считается вторым по значимости лидерским качеством. Способность контролировать страх, действовать вопреки всему - истинное мужество лидера.
  5. Решительность. Жизнь каждого человека ограничена, поэтому лидеры используют время рационально, не размениваясь на пустые разговоры.
  6. Энергичность - относится к числу главных лидерских качеств. В нашей жизни необходимы серьезные физические и эмоциональные затраты. Для выдерживания этого просто необходима колоссальная энергия.
  7. Позитивный взгляд на вещи. Проблемы неизбежны в жизни человека, но ошибки не допускает лишь тот, кто ничего не делает.
  8. Умение слушать других. Никто не может быть специалистов сразу во всех отраслях. Лидеру это прекрасно известно. Основная сила лидера - способность находить экспертов и организовывать их деятельность во благо всего дела.
  9. Внимательность, критическая настроенность - лидеры занимаются тщательным сбором фактов, проверкой всех сведений. Ведь погубить любое дело может даже мельчайшая деталь.
  10. Спокойствие и уверенность. Благодаря хладнокровию лидер может концентрироваться на поиске решения. Способен контролировать своими эмоциями, чтобы они не сказались на общем процессе принятия решения.
  11. Чувствительность, гибкость. Мир изменчив, необходимо развиваться и адаптироваться к переменам.
  12. Ориентированность на достижение результата.
  13. Способность признавать собственные ошибки.
  14. Способность постоянно учиться, получать новые знания.
  15. Правильная самооценка. Лидеру четко известно, на что он способен, а с чем справиться не может. Свои усилия он направляет на то, что отлично получается.
  16. Страсть к работе. Лидер свое дело любит. За счет этой страсти поддерживается интерес к своим задачам с регулярным повышением результативности и эффективности.
  17. Способность зажигать людей.
  18. Сфокусированность. Она необходима для выделения среди всех пунктов главного, концентрируя на нем основное внимание.
  19. Харизматичность.
  20. Компетентность - умение фокусироваться на том, что необходимо спланировать, что следует сделать.
  21. Щедрость. Мерило величия лидеров - не количество служащих ему людей, а число людей, которым служит сам. Щедрость предполагает следущее: лидер ставит на первое место не себя, а других людей. Лидер умеет делиться, получая при этом в будущем еще больше.

Типы лидерства в управленческой практике

  1. Лидер-организатор - принимает нужды коллектива как свои, ведет активную работу в этом направлении. Он сохраняет оптимизм, понимает возможность решения большинства проблем, способен убеждать людей, склонен поощрять, высказывает неодобрение таким образом, чтобы не задеть других людей. Поэтому люди заинтересованы эффективно работать над решением своих задач.
  2. Лидер-творец - способен замечать новое, что позволяет привлекать сторонников. Решает проблемы, которые кажутся другим неразрешимыми, даже опасными. Задачу может ставить таким образом, чтобы привлекала и заинтересовала.
  3. Лидер-борец имеет сильную волю. Первым идет навстречу в случае неизвестности либо опасности, с уверенностью в собственных силах, начинает борьбу без колебаний. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Действия могут быть спонтанными, из-за чего предпринимаемые действия не всегда обдумываются из-за недостатка времени.
  4. Лидер-дипломат является всегда информированным специалистом, отлично ориентируясь в ситуации и делах. Позволяет открыто говорить, что знают другие, чтобы отвлечь от своих планов, не подлежащих разглашению.
  5. Лидер-утешитель готов поддерживать в сложный момент, предупредительный, уважает людей, доброжелательно относится к ним, сопереживает.

С чего начать развитие лидерских качеств

Первый этап - анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.

Второй этап - необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.

Третий этап - сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.

Лидер - это тот, кто растит других лидеров

Дмитрий Богомолов ,

генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург

В моем понимании лидерство является способом влияния, управления людьми. Лидер - тот, кто растит других лидеров без боязни конкуренции. Тот, кто делает нравящееся ему, со способностью учить этому других. Он меняет ценности и жизнь других людей, создает вокруг определенный мир, в котором хочет жить. Он задумывается о масштабе своего влияния, стремится к большему, не прекращая свой рост.

Перед развитием своих лидерских качеств нужно разобраться, в первую очередь, чего хотите. Люди живут в стремлении достигать не свои цели, а те, которые им навязали родители или общество. Постарайтесь определиться, в чем заключаются ваши личные стремления. Следует ответить на ряд вопросов - если они различаются, то, вероятно, это навязанные цели.

Барьеры развития лидерских качеств

  1. Расплывчатость и туманность поставленных целей.
  2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений.
  3. Боязнь новых ситуаций.
  4. Боязнь уязвимости. Часто человек стремится избегать ситуаций, потенциально причиняющих боль, приводящих к испугу либо неудобству.
  5. Поведение и ожидание окружающих. Повышение личной эффективности предполагает достижения и успехи, изменения приоритетов, возможность зависти либо враждебности других людей.
  6. Неверие в свои силы.
  7. Недостаточные навыки и умения. Людям порой недостаточно новых навыков либо идей, которые нужны для своего развития. Они начинают изучать мемуары либо биографии известных личностей с уверенностью - эта информация становится надежнейшим вариантом для превращения в лидера. Но такое утверждение ошибочно, ведь у тех людей были другие жизненные обстоятельства и условия.

12 упражнений по развитию лидерских качеств

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри вас «нечто» регулярно сообщает - «ничего не получится, потому что ты неумеха», научитесь возражать таким заявлениям. Не выслушивайте молча всё, что вам говорит это «нечто», и не думайте соглашаться с ним.

Не ленитесь записывать всё, что он говорит. Даже если в его словах нет никакого смысла, фиксируйте всё подряд. Единственное условие - и говорить, и делать записи от второго лица. Указывайте не «я тупица», «я не добьюсь», а «ты тупица», «ты не станешь лидером». Отвечайте ему после этого, как будто он задира. Отнеситесь к словам философски «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?». Эффективный вариант для борьбы с внутренним критиком - завести свой дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Следует завести тетрадь, каждый вечер записывая перед сном несколько вещей, в которых сегодня преуспели. Нужно это делать вне зависимости от того, насколько неудачный оказался день. Так уж действует человеческая память - мы лучше запоминаем боль, нежели радость. И в конце дня большинство людей в основном видит лишь неприятности и тяготы. При концентрации на плохом мы лишаемся важной энергии, а концентрация на позитивном дарит нам подзарядку.

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Записывайте и слушайте признание окружающих людей, отмечающих ваши достоинства и недостатки. Для этого необходимо значительное мужество, но обязательно следует предпринять такой шаг. Составьте перечень из нескольких друзей и родственников, которые готовы помочь. Попросите каждого из них написать, что уважают и любят в вас, а что их раздражает и напрягает. При этом должно быть примерно равное количество достоинств и слабых сторон. Ваш внутренний критик будет заявлять - всё это ерунда, бесполезная трата времени, но не позволяйте ему останавливать важные начинания.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Сначала это воспринимается как некая глупость, но постепенно вы наберитесь терпения.

Людям в большинстве своем необходимо множество времени, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд, не сбежать или не отвернуться - необходимо определенное мужество.

Возникает подобная ситуация, когда человек себя не воспринимает, потому что руководствуется мнениями окружающих либо стандартами, установленными глянцевыми журналами. Задавайте себе вопрос «Какое право я имею судить этого человека, его тело?». Да, во время этого упражнения возникнет злость, потом ощущается грусть, а затем - облегчение и принятие. Однако они должны приходить своим чередом без спешки, не торопите их.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Не бойтесь рисковать, пробовать все, о чем мечтали, но что до этого так и не предприняли. Начните ходить в школу танцев, найдите более интересную работу, учитесь езде верхом. Важнейшее значение отводится публичным выступлениям - принуждая переживать стресс гораздо больше обычного. Обязательно следует практиковать публичные выступления. Поскольку одно из главных лидерских качеств - способность доходчиво, четко излагать мысли большому количеству людей.

Избегайте на данном этапе различных занятий и состязаний, вынуждающих сравнивать себя с другими. Это обусловлено риском, что первая неудача приведет к желанию всё прекратить, так и не воспользовавшись достигнутыми результатами.

Упражнение № 6. Принятие решений

Недопустима при развитии лидерских качеств пассивность, необходимо постоянно развивать способность к принятию решений. Поэтому нужно пользоваться любой благоприятной возможностью, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, пусть и не самые эпохальные.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения

Пишем в своем блокноте «список ответственностей». Каждая фраза должна начинаться словами «Я несу ответственность за…». Ваш список должен содержать не менее десяти таких утверждений.

Подсказка: не стоит безоговорочно верить каждому из утверждений. Степень вашего сопротивления при освоении упражнений на развитие лидерских качеств будет демонстрировать крепость ваших внутренних ограничений.

Другой важный нюанс данного упражнения будет способствовать избавлению от желания всегда быть хорошим для других либо всегда оказываться первым. Поэтому к упражнению следует относиться с долей юмора.

  • Искусство переговоров: как добиться выгодного результата

Упражнение № 8. Свое мнение

Первая часть данного упражнения предполагает обучение способности отказывать при необходимости. Лучше учиться этой способности в общении с родственниками либо друзьями. Друзьям следует выполнять роль человека, приказывающего либо просящего вас о том, чего вы не хотите делать.Пусть они пользуются всеми придуманными инструментами воздействия, давя на чувство вины, обличая в эгоизме, настаивая на важности и срочности. Вам в любом случае предстоит отказать, как бы трудно не казалось. Данное упражнение следует практиковать, пока не ощутите свою способность выражать свой отказ без угрызений совести и нарушения отношений с настаивающим человеком.

Вторая часть данного упражнения заключатся в развитии лидерских качеств, наоборот, вырабатывая способности добиваться своих желаний, не отступая до достижения поставленных целей.

Теперь необходима способность настаивать на своем. Принимаете совершенно обратную сторону,выполняя роль человека, который может отстаивать свои права. Задача заключается в побуждении человека на выполнении определенных задач и необходимого объема работ.

Упражнение № 9. Сложный выбор

Благодаря данному упражнению научитесь делать выбор. Задача заключается в рассмотрении каждой возможности без использования фразы, начинающейся словами «да, но...». К примеру, «Хотел бы купить автомобиль, но мешает следующее». Теперь фиксируем перечень препятствий, способов и возможностей их преодолеть.

Упражнение № 10. Удовольствие в день

Формируем перечень удовольствий, которые бы хотели получить. Указываться в списке должны какие-то небольшие, достижимые вещи - что-то новое в своей жизни, вкусное и пр. Установите для себя по одному подобному удовольствию в день. Не позволяйте чему-то испортить планы в исполнении своих удовольствий.

Упражнение № 11. Список препятствий

Старайтесь объединить все причины, которые мешают развитию лидерских качеств. Следует для этого воспользоваться блокнотом, в котором фиксируйте ближайшую цель, поставленную перед собой для достижения лидерских позиций. Затем здесь фиксируем все причины, которые мешают вам достигать целей. Не заглушайте при этом внутренний голос - для него должна быть предоставлена абсолютная свобода слова.

Список следует продолжать, пока не закончатся аргументы. Потом вновь повторяем, что же вы хотите. Когда почувствуете, что говорить больше нечего, список можно торжественно сжигать. Проводиться данная процедура может несколько раз для более ощутимого эффекта.

Упражнение №12. Уверенность и напористость

Если вам свою позицию отстаивать сложно под напором окружающих, очень эффективно будет данное упражнение. Для него нужно работать над своей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись, опуская голову, редко понимая взгляд вверх либо никогда не смотрите прямо в глаза собеседнику, то это несложное упражнение будет эффективно. Основано оно на поддержании прямой осанки, расправлении груди, плеч, взгляде в глаза оппоненту.

  1. Вес тела следует перенести с пяток на носки.
  2. Поддерживайте слегка согнутые колени.
  3. Приподнимаем подбородок - ему следует участвовать в общем процессе самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивание позиции без жалоб, упреков либо обвинений.
  5. Отличным подспорьем для данного упражнения может быть зеркало.
  6. Глубина звучания голоса, его тембр способны многое сообщить о ваших ощущениях, уверенности. Если обращаетесь с жалким видом и дрожью в голосе, высока вероятность отказа. Нужно работать над совершенствованием голоса, чтобы он обретал дополнительную уверенность, авторитетность и властность.

Пресуппозиции, помогающие жить

  1. Не бывают поражения, существует лишь обратная связь.
  2. Карта не есть территория. Не стоит считать свое восприятие равным восприятию собеседника.
  3. Любое поведение основано на позитивном намерении.
  4. Любое поведение является выбором наилучшего варианта из существующих в этот момент.
  5. Если кто-то что-то умеет, то этому научиться могу и я. Такой принцип позволяет бороться с недугом многим онкобольным за счет позитивных примеров.
  6. Человек имеет все необходимые для успеха ресурсы.
  7. Если делаешь то, что не приносит результат, попробуй заняться другим.
  8. Смысл общения заключается в вызываемой реакции.
  9. Управляет системой самый гибкий элемент.
  10. Любая система - самоорганизующаяся в стремлении к естественному состоянию стабильности и уравновешенности.
  11. Человек способен обучаться очень быстро, порой одной попытки достаточно.
  12. Самый важный клиент - тот, который сейчас перед вами.

Еще 4 способа, помогающие в развитии лидерских качеств

  1. Программы развития лидерских качеств, которые помогают обеспечить личностный рост. Данные программы развития лидерских качеств помогают: найти себя с вдохновением, созданием должной мотивации.
  2. Программы, которые предлагают развитие умений и навыков. Предназначены данные программы для обучения разным аспектов в «обхождении с людьми», в том числе управления жизненными изменениями, с разрешением конфликтов, созданием команды, формированием лидерских качеств, навыков переговоров, рассмотрением этических вопросов, эффективного тайм-менеджмента, методов проведения заседаний, собраний и пр.
  3. Программы, которые основаны на обратной связи. Основное внимание в рамках данных программ отводится вопросам индивидуального поведения, насколько соответствует это поведение желаемому «общему» организационному поведению в компании. В данных программах, как правило, предполагается работа с инструментом «360є» по оценке «субъективных представлений» («как меня воспринимают коллеги, партнеры»), с одним либо несколькими другими инструментами изучения личности.
  4. Программы, которые распространяют понимание концептуальных вопросов. Данные программы предполагают изучение разных теорий, моделей лидерства, разработанных Коуви, Друкером, Големаном, Хейфецом.

6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских,

президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва

  1. Уделять внимание подчиненным. Можете даже об этом не задумываться, но подчиненные обязательно обратят внимание на малейшие изменения в вашем поведении по отношению к ним.
  2. Корректно вести себя с подчиненными. Важно учитывать - недопустимо нарушение определенных правил взаимодействия с людьми, к примеру, эмоционально выражать недовольство.
  3. Подбор команды из числа тех, кому действительно доверяешь. Приходилось взаимодействовать с работниками в других отделах, регионах, со сложным контролем их работы. Поэтому важно, чтобы сформирована команда была из людей, которые будут всегда вести себя согласно нашим этическим требованиям и принципам.
  4. Воспитание своего преемника. Перед осуществлением следующего шага по карьерной лестнице убедитесь, что имеете преемника, готового продолжить ваше дело. Мое карьерное развитие возможно лишь при условии, что у подчиненных тоже будет возможность профессионального роста, приходя на мое место.
  5. Не демонстрировать власть. Если человек активно демонстрирует наличие у себя власти, то это становится признаком личной несостоятельности.
  6. Нужно понимать - мир не ограничивается лишь работой. Конечно, работа становится одной из важнейших составляющих нашей жизни. Но ведь существуют и многие другие занятия. К примеру, мне нравятся ежедневные пробежки. Когда бегаю, то могу чувствовать, что мысли становятся яснее, удается абстрагироваться от повседневных забот, с возможностью обдумывания стратегических задач.

Информация об авторах и компаниях

Дмитрий Богомолов, генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург. Окончил Уральскую государственную юридическую академию, Уральский государственный технический университет. Помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по законодательству и безопасности. Получил сертификаты «НЛП-практик», «НЛП-мастер». Проводит тренинги по безопасности, ораторскому мастерству, ведению переговоров. Победитель бизнес-шоу «Вызов», организованного Екатеринбургским центром развития предпринимательства и компанией «Северная казна». С 1997 года - исполнительный директор компании «Соболь-98». В текущей должности - с 2013 года.

Сергей Быковских , президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва. ООО «Хенкель Рус». Сфера деятельности: производство косметических, чистящих и моющих средств, а также строительных смесей и технологий
Численность персонала: более 2500.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта