Главная » 1 Описание » Марьин двор краткое. Краткий пересказ изложение рассказа Матренин двор в сокращении — Солженицын Александр Исаевич

Марьин двор краткое. Краткий пересказ изложение рассказа Матренин двор в сокращении — Солженицын Александр Исаевич

Рассказчик Игнатич после тюрьмы и ссылки был направлен в деревню учителем. Он смог найти жильё в Тальново, в доме Матрёны Васильевны. Женщина была больна после долгих лет работы в колхозе, но всё же приютила его. Она пожаловалась ему, что никак не может оформить пенсию, требуют бумажки, которых она не может достать. Вскоре он узнал, что в молодости она должна была выйти замуж на Фаддея, но тот, попав в плен, отсутствовал три года. А когда он вернулся, она была уже замужем за его братом Ефимом. Узнал, что детей у них не было, а после того, как Ефим пропал без вести на войне, она выпросила на воспитание у Фаддея его младшую дочку - Киру, у которого детей было много. Сейчас Кира уже выросла, и она единственная, кто ей чем-то помогает. Игнатич прожил несколько месяцев у неё в доме, и жизнь Матрёны Васильевны стала налаживаться - ей дали пенсию, за Игнатича школа давала хорошие деньги, ей стали даже завидовать. Тут Матрёна решила пообещать Кире, после смерти, сруб своей горницы. Эта новость взбудоражила Фаддея и мужа Киры, которые уговорили отдать горницу прямо сейчас. Она согласилась, но при перевозке одна из телег попала под колёса поезда, и Матрёна погибла. Родня набросилась на хозяйство Матрёны и быстро всё разобрала, так что Игнатичу пришлось переехать в другой дом.

Краткое содержание (подробно)

Действие рассказа происходит в 1956 году. Автор-рассказчик Игнатич возвращался из Казахстана в Россию, не зная пока где остановиться и что будет делать. Хоть его возвращение с фронта задержалось «годиков на десять», он был рад оказаться в средней полосе, где не было изнуряющей жары и можно было затеряться в лиственных лесах. Игнатич сошел на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет из Мурома в Казань. За год до этого его бы и электриком не взяли, а он мечтал «учительствовать».

Когда он обратился во Владимирский ОблОНО с просьбой отправить его в какую-нибудь глубинку учителем математики, чиновники очень удивились, но, «перещупав» каждую букву в его документах, дали направление в Высокое Поле. От предложения герой отказался, так как в этом местечке с прекрасным названием нечем было питаться. Тогда ему предложили ехать в поселок Торфопродукт – место неказистое, унылое, застроенное барачными домиками. Но выбирать особо не из чего было, он и согласился. Переночевав на станции, он узнал, что неподалеку есть более уютная и тихая деревня под названием Тальново, а за ней Часлицы, Спудни, Овинцы и т.д. Одна добрая женщина с рынка обещала его туда отвести и помочь подыскать жилье.

Хоть он и был квартирантом выгодным, ведь за учителей давали не только квартплату, но и машину торфа на зиму, а найти жилье было непросто. Долго он искал, где остановиться в Тальново и, наконец, нашел неприглядный приют на окраине в избе старушки по имени Матрёна . Дом был большой, добротный, построенный на большую семью, но обветшалый и неухоженный, а сама хозяйка болела. Она все лежала на печи и жаловалась на «черный недуг». В избе, кроме Матрёны Васильевны, была еще кошка, мыши, да тараканы. Еду, хозяйка варила однообразную. Каждый день был картофельный суп или каша ячневая.­

Разговорившись, Игнатич узнал, что Матрёна была сильно обижена на новые пенсионные реформы. Она двадцать пять лет проработала на колхозе бесплатно, выполняя непосильно тяжкий труд, а пенсию не заслужила. И пенсию мужа не удавалось выхлопотать, то есть пособие за утерю кормильца, так как недостаточно было справок. Мужа уже пятнадцать лет как не было, с начала войны, поэтому нелегко было достать документы о его прошлом стаже. Все-таки к зиме жизнь Матрёны хоть как-то наладилась: стали пенсию платить восемьдесят рублей, плюс школа платила сто рублей за постояльца. Эти деньги она зашивала в подкладку пальто и копила на похороны. Соседки стали завидовать ее прибыли и даже три сестры объявились.

Судьба Матрёны была непростой. Муж пропал без вести на войне. Он был человек хороший, никогда не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен, хорошо относился к ней и любил. Но любила ли Матрёна его? Она рассказала постояльцу, что в молодости должна была выйти замуж за брата мужа – Фаддея , но тот ушел на войну и пропал. Она его прождала три года. Не было ни единой весточки. Тогда выдали ее за брата Фаддея, Ефима, а тот взял да и вернулся несколько месяцев спустя и чуть не зарубил брата с невестой. Остановило его только то, что Ефим – брат родной. Он так любил Матрёну, что новую невесту с таким же именем подыскал. Так и появилась у них «вторая Матрена.

Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены Васильевны детей не было. Она тоже мужу шестерых родила, но ни один не выжил. Говорили, что «порча» на ней. Фаддей жену часто бил, она приходила жаловаться Матрене. Шли годы, Ефим ушел на фронт и пропал без вести. Матрёна выпросила у «второй Матрёны» младшую дочь Киру на воспитание и растила ее десять лет как родную, выдала замуж за машиниста в Черусти. В наследство девушке она планировала оставить отдельный сруб горницы. Теперь вот жила себе одна, страдая от недугов и ожидая скорую смерть. Наблюдая за Матреной, Игнатич отмечал, что ее день заполнен множеством дел. Когда бы ее ни позвали на колхозные работы, она не отнекивалась. Ничего за это не получала, но всем помогала. Соседи тоже часто просили ее помочь, то подкопать картошку, то вспахать огород. Она бросала все свои дела и шла помогать очередным просителям.

Однажды Игнатич застал в избе Фаддея Мироновича, высокого черного старика, обросшего бородой. Он приходил просить за своего нерадивого сына, ученика восьмого класса. Вскоре он зачастил к Матрёне. Оказалось, что Кире с мужем в Черустях земельный участок выдали, и он требовал у Матрены обещанный сруб, то есть часть ее избы. Нелегко было ей решиться ломать крышу, под которой прожила долгие годы. Сестры ругали ее, не давали ломать избу, переживая за наследство. Но в один февральский день Фаддей пришел со своими сыновьями и «застучали пять топоров». За две недели избу разобрали, затем погрузили на сани и стали спорить, как лучше везти, сразу одним трактором или поочередно. Желая сэкономить, решили везти сразу. Матрена лично помогала грузить бревна, а потом пошла допоздна провожать трактор и не вернулась.

В час ночи объявились люди в штатском и интересовались у учителя, не было ли никакой попойки. Тогда он понял, что с перевозчиками избы что-то случилось. Все стало понятно из слов Маши, подруги Матрены. Как оказалось, трактор, переезжая через железную дорогу, застрял на переезде, потому что порвался трос. Матрена с трактористом и одним из сыновей Фаддея зачем-то пошла помогать. Там на них наехал поезд и все трое умерли. Сани разлетелись на щепки, трактор был изувечен, а паровозы сошли с рельс. Такая нелепая и трагическая смерть настигла Матрену, женщину, на доброте которой держалось все село. Родственники, хороня Матрену, плакали не от горя, а скорее по надобности. Все думали лишь о разделе ее имущества, а Фаддей даже не пришел на поминки.

Полный вариант 1 час (≈17 страниц А4), краткое содержание 3 минуты.

Герои

Игнатич (рассказчик)

Матрёна Васильевна Григорьева (главная героиня и праведница)

Ефим Миронович Григорьев (супруг Матрёны)

Фаддей Миронович Григорьев (старший брат Ефима, бывший возлюбленный Матрёны)

«Вторая Матрёна» (жена Фаддея)

Кира (дочь «второй» Матрёны и Фаддея, приёмная дочь Матрёны Григорьевой)

Муж Киры (машинист)

Сыновья Фаддея

Маша (близкая подруга Матрёны)

3 сестры Матрёны

На железной дороге, соединяющей Муром и Казань, за сто восемьдесят четыре километра от Москвы вышел пассажир. Он являлся рассказчиком. Его судьба схожа с судьбой Солженицына. Он был на войне, сидел после войны в лагере около десяти лет. По этой причине при устройстве на работу все его документы тщательно проверяли. Он мечтал преподавать в российской глубинке, далеко от города. Но он не смог жить в деревне Высокое Поле, потому что не продавали продукты и хлеб. Поэтому он перевелся в поселок Торфопродукт.

Он поселился в деревне Тальново. Он жил в избе, хозяйкой которой была Матрена.

Матрена со временем, так как считала это не интересным для своего постояльца, порой вечерами рассказывала о своей судьбе. Ее рассказы заворожили и ошеломили рассказчика. Он заметил в ее судьбе смысл, который не могли заметить люди в деревне и родные Матрены. Ее муж пропал в самом начале войны без вести. Муж любил ее, никогда пальцем не тронул, как другие мужья в деревне. Однако Матрена не любила его, ей предстояло стать женой Фаддея, приходившегося старшим братом ее мужу. Но тот участвовал в первой мировой войне, где и пропал. Матрена сначала ждала его, однако в итоге была вынуждена стать женой Ефима. Но тут вдруг вернулся ее суженый, который был все это время был в плену у венгров. Фаддей сказал, что не убил Матрену и ее супруга лишь по одной причине – потому что Ефим его брат. Старший брат очень сильно любил свою нареченную. Поэтому и девушку себе в жен нашел с таким же именем. У «второй» Матрены и Фаддея родилось шесть детей. А у Матрены и Ефима все шесть рожденных детей умирали, не достигнув трехмесячного возраста. В деревне решили стали говорить, что жена Ефима порченая. И Матрена сама стала верить этому. Она стала воспитывать дочь «второй» Матрены. Девочку звали Кира. Матрена занималась ее воспитанием десять лет. Потом Кира вышла замуж и стала жить в поселке Черусти.

Матрена на протяжении всей своей жизни жила не для себя. Она все время работала на кого-нибудь: то на колхоз, то на соседей. Выполняла она при этом мужскую работу и не просила за это плату. В Матрене имелась очень большая внутренняя сила. Она могла, например, остановить лошадь на бегу. А мужчины не могли этого сделать.

Через некоторое время рассказчик стал понимать, что как раз такие люди, как Матрена, которые отдавали себя для других без остатка, становятся основой жизни деревни и Русской земли в целом. Однако его данное открытие не радовало. Если государство держалось лишь на таких старухах, что с ним произойдет в будущем?

Матрена погибла, когда помогала Фаддею и его сыновьям перетаскивать через железнодорожные пути при помощи саней некоторую часть своей избы, которую завещала Кире. Фаддей не захотел ждать смерти приемной матери собственной дочери и принял решение взять наследство дочери при жизни Матрены. Этим он, сам того не ведая, спровоцировал смерть Матрены. Родственники на похоронах Матрены плакали. Однако это было больше по обязанности, чем от себя. Они в этот момент думали лишь о разделе имущества покойной женщины.

Фаддей не появился на поминках.

Александр Исаевич Солженицын.

«Матрёнин двор»

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

В 1956 году летом, из далекого Казахстана, вернулся в Россию автор-рассказчик Игнатич. После нескольких лет, проведенных в местах лишения свободы, ему очень тяжело найти работу учителя, поэтому Игнатич решает искать вакансии в глубинке. Перебрав несколько сёл, учитель останавливается в селе Тальново, в избе у Матрены Васильевны Григорьевой. Игнатич сразу оказался выгодным для нее постояльцем, ведь за него школа, помимо квартплаты, выделила машину торфа для отопления зимой.

Жизнь Матрены сложилась не легкая. В 19 лет к ней начал свататься Фаддей, но свадьбу они не успели сыграть, так как Фаддей ушел на войну. На протяжении трех лет от Фаддея не было ни одной весточки и Матрена, совсем потеряв надежду, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Освободившийся из венгерского плена Фаддей через полгода вернулся на родину и чуть не зарубил Матрену и Ефима. Не перестав любить Матрену, Фаддей женился на девушке с таким же именем, которая родила ему шесть детей. С детьми же у Матрены не сложилось, все ее дети умирали, не дожив до трех месяцев. Выпросив у жены Фаддея дочку на воспитание, Матрена растила Киру десять лет, пока та не вышла замуж и не переехала.

Матрена всю свою жизнь прожила для кого-то, но только не для себя. Она постоянно работала на колхоз и всегда бесплатно помогала всем соседям и просителям, считая это своей обязанностью. Раз в полтора месяца Матрене выпадала обязанность кормить пастухов, которые пасли коз. Тогда Матрена практически все деньги тратила на продукты, которые она сама вообще не ела: консервы, масло, сахар. Стараясь угодить хорошим обедом пастухам, она боялась, что за плохой обед они пустят по селу о ней дурные слухи.

Постоянно болея, Матрена решила, что после ее смерти сруб горницы должен достаться Кире. Фаддей выяснил, что молодым в то время выделяли бесплатно участок земли, и тут горница Матрены пришлась как никогда кстати. Фаддей зачастил к Матрене требуя отдать обещанное и спустя несколько дней Матрена решилась. Фаддей с сыновьями быстро разобрали горницу и погрузили ее на двое саней, которые нанятый трактор должен был перевести на новый участок. На железнодорожном переезде лопнул трос, который тянул вторые сани. Тракторист, сын Фаддея и Матрена ладили порвавшийся трос и не заметили паровоз, который без габаритных огней сдавал задом.

Судовое дело о смерти трех человек быстро замяли, а Фаддей даже не явился на поминки. В этом рассказу Матрена символизирует собой простого и добродушного человека из глубинки, который не гнался всю свою жизнь за богатствами и ненужными нарядами, а всегда был рад помочь другим в трудную минуту.

Сочинения

«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор») Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна .

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Летом 1956 год повествователь возвращался в Россию из Казахстана. Видимо там он пребывал в лагере, так как по его словам задержался он лет так на 10. На родине его никто не ждал. Он ехал с целью стать учителем математики.

Когда приехал, пошел в отдел кадров и сказал, что хочет работать в школе, которая находится подальше от железной дороги. Работающих в отделе кадров удивило это, так как в то время все наоборот хотели работать в центре. Но место ему все-таки нашли. Это было Высокое Поле. Одно название городишки очень радовало автора.

Приехав в эту деревню, ему очень понравилось это место. Там было красиво хорошо и уютно. Но, к сожалению, там не пекли хлеб и не торговали ничем съедобным. И только один выход был ездить в центральный далекий гор за продуктами. Автор решает пойти снова в отдел кадров. Там долго сомневались в переводе. Но все-таки дали место. Поставили печать с надписью «Торфпродукт». Это было название станции. Куда было легко приехать, но тяжело уехать. Хмурый поселок, состоящий из бараков и домиков. И совсем без леса. Переночевав на станционной лавочке, автор решил идти дальше. Увидел он базар. Было рано и поэтому там никого не было, кроме одной женщины, которая продавала молоко. Рассказчик подошел к ней и купил молока. Стал сразу пить. В разговоре с ней он узнал, что кроме серого поселка Торфпродукт за бугром есть деревушка под названием Тальново. А за ней целая куча таких деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово - все поглуше, от железной дороги подальше, к озерам. У автора появилась надежда о том, что его мечта сбудется, что он найдет то зачем приехал из Азии. Он попросил продавщицу после базара отвести его в Тальново и подыскать ему жилье. Не смотря на то, что рассказчик казался выгодным квартирантом, найти жилье было трудно. Но женщина та привела его в такое место, где вокруг было очень красиво. И сказала, что есть одна женщина Матрена. У нее не так красиво, так как она болеет, и запустила дом. Но попробовать можно.

Дом Матрены находился на окраине. Был он большой но уже старый. Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одна одинокая женщина лет шестидесяти. Новая знакомая автора открыла калитку, и они зашли во двор. А затем и в сам дом. Матрена лежала на печи, ее лицо было желтым и больным. Видно недуг совсем ее измотал. Она не очень обрадовалась квартиранту. Так как болеет, и не сможет ему не принести, не подать ничего. Но сказала, пусть живет. Хоть и посоветовала автору походить по некоторым женщинам, которые тоже могли его приютить. В итоге рассказчик походил по тем домам. Но все равно знал, что жить он будет у Матрены Васильевны. И когда вернулся к ней. Она его, казалось, даже с радостью встретила. Они обсудили цену и то, что ему школа, в которой он будет работать, должна предоставить торф.

Матрена Ивановна не получала не рубля от государства и от родных. Пенсию не платили. В колхозе работала за палочки в трудовой книге. Родные ей помогали мало. В общем, поселился автор у Матрены Васильевны. Помимо него в доме жила кошка с больной лапой, мыши и тараканы. И электричество в доме было. Автор свыкся со всем в этом доме. Даже с шуршанием мышей и тараканов за стеной. Матрена Ивановна вставала в 4-5 утра. Растапливала печь. Кормила свое единственное животное в хозяйстве – козу, таскала три ведра воды, себе, козе и автору. Рассказчик просыпался всегда позже ее, говорил «доброе утро Матрена Васильевна». И всегда слышал доброжелательный ответ. А затем она его звала к завтраку. Не всегда это было вкусно. Часто пригорало или было недосолено. А в большинстве случаев от этой еды оставался на зубах налет или изжога. Но в этом не было вины хозяйки, все из-за нехватки хороших продуктов. Но всегда автор съедал все. Терпеливо откладывал либо волос, либо тараканью ножку. И никогда не смел, упрекать Матрену Васильевну. Да и она сама все понимала.

В ту осень много было у хозяйки бед. Вышел новый пенсионный закон. Она пыталась добиться, чтоб ей выплачивали пенсию. Но из-за того, что она работала в колхозе, а не на заводе, получить она ее не могла. Только если за утерю мужа, как кормильца. Но его не было в живых еще с войны, поэтому документов необходимых собрать она уже не могла. Для Матрены Васильевны самое лучшее средство от плохого настроения – была работа. Она всегда только этим и спасалась. Она называет автора Игнатич. Торфа на местных жителей выделялось мало, и им приходилось воровать. Но рассказчику, как учителю выделялась машина этого добра. У этой женщины всегда было много разных забот, то торф пойти принести, то пеньков, то еще чего то. Но больше всего усилий и времени отбирала коза. Так как ей каждый день необходимо нарвать травы, ее еще найти нужно было, именно поэтому в хозяйстве у нее была только она. А местный председатель и вовсе забрал часть земель жителей. И его жена заставляла помогать колхозу, и Матрену в том числе. Причем говорила еще, чтоб те брали свои вилы, лопаты и прочие приспособления. И никому не было интересно, что эта женщина жила без мужа и была больна. Но, не смотря ни на что, она всегда всем помогала. Была она безотказной в хозяйственных работах.

В ту зиму наладилась немного жизнь Матрены Васильевны. Стала она получать деньги. Пенсию – около 80 рублей. И 100 с копейками от квартиранта, т.е. автора и от школы. Благодаря этим средствам она заказала себе скатать новые валенки, купила телогрейку, перешила пальто и в подкладку вшила 200 рублей на похороны. И немного повеселела ее жизнь. Чаще она стала ходить к своей подруге Маше. А к себе гостей звала редко, только по праздникам. Однажды на крещение она пошла в церковь с котелком. Освятила воду, но котелка потом не обнаружила в церкви. И осталась на тот год она без священной воды. И это не смотря на то, что Матрена была скорее язычница. Верила приметам. Хоть и говорила всегда, перед любым делом «ну с богом».

Они друг к другу привыкли. Матрена была совсем не любопытная, как все женщины. И даже, когда автор рассказал, что сидел в тюрьме - она просто покачала головой. Автор же тоже почти ничего не знал о хозяйке дома. Только потом он выяснил, что Матрена вышла замуж до революции и сразу стала хозяйкой в доме, в котором они теперь живут, так как не было у нее не свекрови ни кого. Детей у нее было шестеро, но они один за другим умирали. Потом была, какая то воспитанница Кира. Муж не вернулся с войны, то ли был в плену, то ли умер. Но тела не было найдено, а может и вовсе женился, где-то за границей и забыл уже русский язык.

Однажды после возвращение со школы автор увидел в доме гостя. Это оказался сын ученика рассказчика, которого звали Григорьев Антошка. Этот мальчик был лентяй, он прекрасно понимал, что его в любом случае переведут в следующий класс, и от этого не учился, больше смеялся над учителями. А автор же ему от этого ставил только двойки и ничего выше них. Отец мальчика пришел узнать о плохой успеваемости сына и сказал, что проверяет теперь его дневник и даже его бьёт. Этого человека, который больше был похож не на отца, а на деда Антошки звали Фадей Миронович. Автор вспоминает, что однажды Матрена сама просила рассказчика ставить хорошие оценки Антошке Григорьеву. Но тогда автор не придал этому значения. И сейчас она стояла в проеме дверей и снова была просительницей. После ухода гостя автор узнал у Матрены, что оказывается этот Антошка сын брата ее без вести пропавшего мужа. И после этого их разговор прекратился.

Через пару часов, когда автор сидел за работой, зашла в дом Матрена и резко заявила, что она чуть не вышла когда-то замуж за этого Фадея Мироновича. Что он был старшим братом ее мужа, которого звали Ефим. Ей тогда было 19, а Фадею 23. Забрали его на войну германскую. Три года не было никакого известия от него. В итоге Матрене предложил выйти замуж младший брат Ефим, та согласилась. И через некоторое время вернулся Фадей с плена. Сказал, что если б это был не его брат, то порубал бы их обоих. Столько девушек было, на ком он мог жениться, но сказал, что женится только на той, которую будут звать Матрена. И нашел такую, по сей день живут. Только бьет он ее сильно. Автор вспоминает женщину, которая постоянно приходит жаловаться к Матрене Васильевне на своего мужа. Ефим же никогда не бил Матрену, один раз только ложкой по лбу ударил, так та обиделась и убежала в лес, больше и не трогал. Однако детей у Фадея с той Матерной было тоже шестеро, и все живые. А вот у Матрены Васильевны с Ефимом было шестеро, но не один из них до трех месяцев не доживал. И от этого все в деревне считали, что у Матрены порча. В сорок первом Фадея не взяли на войну из-за слепоты, а вот Ефима наоборот взяли. И не вернулся с нее он. И тогда Матрена попросила у той фадеевской Матрены кусочек Фадея – младшую дочь Киру. И жила девочка с ней лет 10, потом вышла замуж за молодого машиниста. И только от нее и исходит помощь хозяйки. То сахарку, то сальца передаст она ей. И Матрена тогда завещала горницу Кире, но на нее претендовали еще три сестры.

И тут приехала как раз эта Кира. Да Фадей, чтоб получить этот участок стал задумываться, что нужно молодым что-то построить. И загорелся он этим сильнее, чем Кира с мужем. С тех пор стал он все чаще приходить к Матрене, да уговаривать ее отдать горницу при жизни. Ей не было жалко ее отдавать, но все же она завещала ее Кире, а не Фаедею. И однажды в феврале. Фадей со своими сыновьями пришел и стал раскулачивать дом. Глаза его блестели. После небольшого перерыва из-за мороза горницу снова стали разбирать и перевозить. Всю погрузили они на тракторные сани. И после этого устроили они в доме Матрены гулянку. Потом все разошлись, и Матрена пошла провожать их. Однако после этого она долго не возвращалась. Автор думал, что она у своей подруги Машки, однако ее не было до часу.

Рассказчик проснулся от шумов на улицы. К нему зашли люди в шинелях и стали громко спрашивать, где хозяйка и пили ли тут те люди, которые повезли горницу на тракторе. Автор не понимал в чем дело. Одна осознавал, что Матрену за изготовление самогона могли арестовать. Игнатич убедил этих людей, что в этом доме не было никакой гулянки. В итоге они вышли с дома, ничего не объяснив. И только возле калитки сказали, что-то невнятное о том, что их разворотило, что не соберешь. И что-то о двадцать первом скором. Затем автор стал убираться в кухни. И услышал, что кто-то зашел, думал, что вернулась Матрена Васильевна. Но нет, зашла ее подруга Маша. Она была вся заплаканная. И она рассказала, что сани застряли на переезде. И в этой всей суматохе они не услышали звук приближавшегося поезда. В итоге троих он раздавил, в том числе и Матрену.

Автор лег спать, перед этим замкнувши дверь. Он лежал, и ему казалось, что Матрена в доме, и мечется по нему, прощаясь с каждым сантиметром. Потом он вспомнил рассказ ее о Фадее, как тот угрожал, что порубает ее и его брата, но не сделал этого в итоге. И все-таки слова его осуществились.

На рассвете женщины привезли на санях все, что осталось от Матрены. Не рук, не ног, все было вперемешку. Только лицо и правая рука осталась. Из дома вынесли все цветы, завесили зеркало и возле окна поставили гроб. К которому подходили деревенские попрощаться с ней. Все плакали, хотя их плач был словно по сценарию прописанный. Особенно сильно рыдали и причитали ее сестры. Которые уже все позабирали и сундук, и даже выпороли 200 рублей на похороны. И все плача обвиняли, что ее горница погубила, что она их не послушала. И так же театрально плакала и та Матрена, которую потом взял в жены Фадей. Плакала и Кира, из-за своей тети и из-за того, что мужа должны были судить. Так как он был вдвойне виновен и в том, что вез горницу и в том, что он был машинистом и знал правила неохраняемых переездов. Но самое главное, что Фадей не так уж страдал от того, что не стало его сына и женщины, которую он когда любил. Он больше переживал за то, что сестры Матрены могут забрать остальную часть дома.

Пока гробы стояли в домах, Фадей бегал и добивался, чтоб ему дали разрешение забрать остальную часть горницы. И ему дали это разрешение. В воскресение похоронили Матрену. Затем поминки. Но Фадей не пришел на них. Потом делили имущество. И договорившись, получилось так, что сестра одна забрала козу, сапожник с женой - избу, а Фадею засчитали ту горницу, которую он давно себе присвоил.

Позже автор поселился с одной из сестер мужа. Которая часто рассказывала гадости о Матрене. Что и муж ее не любил, и что любовницу он заводил. И что Матрена не следила за собой и хозяйство не заводила.

И только потом рассказчик сделал вывод, что Матрена Васильевна была тем самым праведником, без которого, по пословице, не стоит село.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта