Главная » 1 Описание » О князе олеге краткое содержание. Князь Олег (Вещий Олег)

О князе олеге краткое содержание. Князь Олег (Вещий Олег)

Конспект урока по теме: « Die Berufswahl

Тема урока : “Wie steht’s mit der Berufswahl?”

Основные задачи урока: I . Воспитательные:

1. Воспитывать у учащихся любовь к любому труду и любой профессии.

2.Побуждать учащихся к осознанию собственного места в жизни.

3.Воспитывать у учащихся коммуникативно – речевой такт, коммуникабельность в общении со сверстниками.

4.Приобщать учащихся к самостоятельному выполнению заданий.

II .Образовательные:

1.Определить степень усвоения учащимися лексического материала по данной теме.

2.Совершенствовать умения и навыки устной речи, умение вести диалог, обмен

мнениями с использованием информации из текстов.

3.Учить учащихся групповому обсуждению проблем, связанных с выбором будущей профессии.

4.Способствовать развития коммуникативных умений: оценивать способности своих одноклассников, выражать своё мнение.

5.Формировать у учащихся навыки самооценки, самокоетроля.

III . Развивающие:

1. Развивать у учащихся языковые способности и устойчивый интерес к изучению немецкого языка.

2.Развивать у учащихся потребности в самообразовании.

3.Развивать общеучебные умения (работа с учебником, с текстом, словарём)

IV .Психолого – педагогические:

1.Развивать у учащихся интеллектуальные способности: наблюдательность, быстроту реакции, сообразительность, память, логическое мышление, дать возможность проявить свою эрудицию, применить на практике полученные знания.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Выбор профессии».

Дополнительное оборудование урока:

Магнитофон и магнитные записи.

Оформление доски: Упражнение для фонетической зарядки;

Незнакомая лексика, необходимая для понимания

основного содержания текста (аудирование)

Ход урока:

1. Начало урока : - Guten Tag, Kinder. Wer hat heute Klassendienst?

Der wievielte ist heute?

Welcher Wochentag ist heute?

Wer fehlt heute? Warum?

2. Фонетическая зарядка : Bitte, sprecht mir nach!

Ich, fleiβig, wichtig, nützlich, richtig, wiβbegierig, ehrlich, ordentlich, Sprichwort, Möglichkeit, die Jugendlichen, es ist nicht leicht, ich weiβ nicht, Fähigkeiten, welche Berufe? tätig sein, unbedingt, verantwortlich.

3. Речевая зарядка : der Beruf, die Berufswahl, einen Beruf wählen, verantwortungsvoll, ein guter Fachmann, mein Traumberuf, Was sind Sie von Beruf? Ich kann werden, was ich will. Ich wei β noch nicht, was ich werde.

Wer will, der kann. Ohne Flei β , kein Preis. Die Krankenschwester, der Mechaniker, der Manager, der Programmierer, der Schauspieler, der Gärtner, der Soziologe, der Geologe, der Psychologe, der Tierarzt, der Nachtwächter, der Kolchosbauer, der Förster, der Diplomat, die Erzieherin, die Dolmetscherin, das Fotomodel.

Sagt bitte deutsch !

1.Кто Вы по профессии?

2.Я хотел бы стать инженером.

3.Я ещё не знаю, кем стану.

4.Я могу стать, кем хочу.

5.Работа есть работа.

6.Без труда не вынуть и рыбку из пруда.

7.Кто хочет, тот добьётся.

8.Я этого непременно добьюсь.

9.Кто творчески работает, того уважают .

IV .Контроль усвоения лексического материала. (Взаимоконтроль)

Слесарь

музыкант

садовник

парикмахер

Мед. сестра

архитектор

артист

продавец

юрист

агроном

режиссёр

учитель

социолог

колхозник

психолог

инженер

механик

капитан

домохозяйка

журналист

менеджер

космонавт

автомеханик

переводчик

программист

геолог

часовщик

политик

экономист

врач

тракторист

сторож

служащий банка

ветеринар

официант

рабочий

стюардесса

лётчик, лесник

водитель автобуса

дипломат

(параметры оценок: «5» - 10, «4» - 8, «3» -6.

V . Развитие у учащихся логического мышления, памяти, сообразительности, быстроты реакции, языковой догадки, контроль орфографических навыков:

Викторина Ratet Berufe richtig !” ( Взаимоконтроль)

Записать правильно и быстро названия профессий, которые нужно отгадать.

1.Wer schreibt Artikel in der Zeitung?

2.Wer macht Frisuren?

3.Wer repariert Autos?

4.Wer füttert im Winter die Tiere im Wald?

5.Wer führt das Flugzeug?

6.Wer kocht das Essen in einem Restaurant?

7.Wer führt ein Schiff?

8.Wer schafft eine Skulptur?

9.Wer heilt die Menschen?

10.Wer heilt die Tiere?

11.Wer entdeckt neue Mineralien?

12.Wer projektiert die neuen Gebäude?

13.Wer erforscht den Kosmos?

14.Wer repariert die Uhren?

15.Wer pflegt die Kühe?

16.Wer ist für das Pflügen und Säen verantwortlich?

17.Wer baut neue Häuser?

18.Wer lehrt die Kinder?

19.Wer spielt ein Musikinstrument?

20.Wer pflegt die Kinder in einem Kindergarten?

21.Wer fährt den Bus?

22.Wer verkauft die Waren im Lebensmittelgeschäft?

23.Wer empfielt die Bucher zum Lesen?

24.Wer schreibt neue Programme, schafft neue Spiele?

25.Wer spielt in Filmen und im Theater?

26.Wer führt Regie?

( параметры оценки : 26-23 =»5», 22-18 =»4», 17-15 = «3»)

VI .Совершенствование аудирования: контроль аудирования текста “ Der Hund des Arztes

( C амоконтроль). (параметры оценки:6-«5», 5 – «4», 4 – «3».

Seht den Text durch , versucht den Inhalt zu verstehen .

Der Hund des Arztes

Ein bekannter Pariser Arzt, der einen schönen groβen Hund hatte, arbeitete eines Tages an seinem Schreibtisch . Das Fenster neben dem Schreibtisch war offen. Man konnte auf die Strβe hinaussehen und auf den Kanal, der in der Mitte der Strasse floβ. Der Arzt war mit seinen Papieren beschäftigt. Da hörte er plötzlich von der Straβe her lautes Schreien. Er sah durchs Fenster, wie zwei Straβenjungen einen alten Hund in dem Kanal ertränken wollten. Sie hatten ihn ins Wasser gestβen und warfen mit Steinen nach dem armen Tier, so dass es nicht ans Ufer kommen konnte.

Viele Leute sammelten sich auf der Straβe, aber niemand half dem armen Tier. Schon wollte der Arzt das Fenster schlieβen und auf die Straβe laufen, da wurde der Lärm plötzlich noch lauter. Der Arzt schaute noch einmal hinaus und sah nun, wie sein groβer Hund Leo ins Wasser sprang und zu dem ertrinkenden Tier hinschwamm. Er packet es mit Zähnen an den langen Haaren und erreichte mit ihm zusammen das Ufer.

Die Zuschauer klatschten dem Retter Beifall. Die

Straßenjungen wollten aber den alten Hund wieder ins Wasser werfen. Da zeigte ihnen Leo die Zähne und bellte so böse, daß sie erschracken und fortliefen.

Macht den Test zum Text:

1.Was hörte den Arzt von der Straße?

a) laute Lieder.

b) lautes Bellen.

c). lautes Schreien.

d) lautes Lachen.

2.Was sah der Arzt durchs Fenster?

a)Viele Leute, die einen alten Hund schlagen wollten.

b)Viele Hunde, die im Kanal schwammen.

c)Viele Hunde, die laut bellten.

d)Zwei Straßenjungen, die einen alten Hund ertränken wollten.

3.Was machten die Straßenjungen mit einem alten Hund?

a)Sie schwammen mit dem alten Hund im Kanal.

b)Sie stoßen ihn ins Wasser und warfen mit Steinen nach ihm.

c)Sie liefen mit dem Hund fort.

d)Sie spielten mit dem Hund.

4.Was machten viele Leute, die sich auf der Straße versammelten?

a)waren empört.

b)wollten dem armen Hund helfen.

c)waren gleichgültig gegen das Geschehene.

d)niemand half aber dem armen Hund.

5.Wer rettete das Hund?

a) ein Junge

b) der Arzt

c) der Hund des Arztes

d) ein Zuschauer

6.Was geschah mit den Straßenjungen?

a) sie warenn lustig.

b) sie waren traurig.

c) sie schrien laut.

d) sie erschracken und fortliefen.

VII .Контроль устной речи. Контроль домашнего задания.

а) рассказать о какой – либо профессии;

б) повторение темы Die Berufswahl по вопросам.

Beantwortet folgende Fragen:

1.Welche Berufe gibt es? (Es gibt viele verschiedene Berufe: Arzt, Lehrer,

Arbeiter, Ingenieur, Schlosser, Dolmetscher, Diplomat, Stewardess und viele – viele andere)

2.Wie ist jeder Beruf? (Jeder Beruf ist in seiner Art interessant)

3.Welche Bedeutung haben alle Berufe?

(Alle Berufe sind gut, wichtig und nötig)

4.Was sagt ein Sprichwort?

(Das Sprichwort sagt: Wer will, der kann)

5.Welche Möglichkeit haben junge Leute?

(Die Jugendlichen haben die Möglichkeit, den zukünftigen Beruf nach ihrem Geschmack zu wählen)

6.Welche Berufe gefallen Dir? (Mir gefallen alle Berufe)

7.Was möchten Sie werden? (Ich weiß noch nicht, was ich werde)

8.Ist die Wahl von Berufen groß? (Die Wahl von Berufen ist wirklich sehr groß, es ist schwer zu wählen)

9.Ist es leicht, einen richtigen Beruf für das ganze Leben zu wählen?

(Es ist nicht leicht, einen guten Beruf für das ganze Leben zu wählen)

10.Wie muß jeder Mensch sein? (Jeder Mensch muβ gebildet sein, muß einen guten Kontakt zu den anderen Menschen finden)

11.Wie muß ein guter Fachmann sein? (Ein guter Fachmann muβ energisch,

wiβbegierig, fleiβig und lustig sein)

12.Bewegt die Berufswahl die Jugendlichen? Die Berufswahl bewegt alle Jugendlichen)

13.Ist die Berufswahl eine wichtige Entscheidung im Leben?

(Die Berufswahl ist eine wichtige Entscheidung im Leben)

14.Was ist Dein Traumberuf? (Mein Traumberuf ist, Ökonomist zu werden)

15.Wovon träumen Sie noch? (Ich träume davon, um gut zu leben, viel Geld zu verdiene, ehrlich und fleiβig zu arbeiten)

16.Wer wird bei uns geachtet?

(Wer schöpferisch arbeitet, wird bei uns geachtet)

17.Wie meinen Sie, muβ man viel studieren, um ein guter Fachmann zu warden? (Man muβ bestimmt viel srtudieren, um ein guter Fachmann zu warden)

18.Was ist entscheidend bei der Berufswahl? (Entscheidend sind bei der

Berufswahl die Leistungen, Fähigkeiten und das Talent)

19.Welche Berufe sind besonders popular zur Zeit? (Zur Zeit sind besonder populär Juristen, Ökonomisten, Manager und Programmierer)

20.Was ist es Hauptsache in jeder Beruf?

(Hauptsache ist es, schöpferisch zu arbeiten)

21.Ist der Beruf des Archtekten interessant? (Der Architekt, zum Beispiel, kann schöne Wohnhäuser, märchenhafte Theater, Kultur – und Sportpaläste

Projektieren und errichten)

22.Was macht der Frieseur? (Er bringt den Menschen Freude. Eine schöne modern Frisur ändert uns, versetzt uns in gute Stimmung)

23.Was macht der Arzt? (Der Arzt heilt die Menschen, kämpft gegen Krankheiten, will alle Menschen gesund sehen, er hat Tag und Nacht keine

Ruhe, wird von allen gebraucht)

24.Der Lehrer. Ist das ein edler Beruf? (Der Lehrer erzieht gute Menschen, formt den Charakter des Menschen, hat die Kinder gern, er ist immer wiβbegierig, arbeitet schöpferisch)

25.Warum ist der Beruf des Busfahrers sehr wichtig? (Der Busfahrer bringt täglich die Menschen zur Arbeit oder nach Hause. Er muβ höfflich und aufmerksam sein. Er ist viel unterwegs).

VIII .Развитие у учащихся умений и навыков перевода с русского языка на немецкий:

Wie heiβt es auf deutsch?

1.Какая у тебя заветная мечта?

2.Моя мама по профессии медсестра.

3.Не все желания и мечты осуществляются.

4.Многих специалистов готовят в СПТУ.

5.Мы скоро окажемся перед выбором профессии.

6.Выбор профессии волнует подростков.

7.Выбор профессии – это важное решение в жизни.

8.Решающими при выборе профессии являются успехи, способности и

Талант.

9.Нам открыты все пути при выборе профессии.

10.Я мечтаю о том, чтобы хорошо жить, получать много денег, честно и

прилежно работать.

IX . VIII .Развитие у учащихся умений и навыков перевода с немецкого языка на русский .

1 .Die Berufswahl bewegt alle Jugendlichen.

2.Bald stehen wir vor der Berufswahl.

3.Alle Wege sind uns bei der Berufswahl offen.

4.Viele Spezialisten werden an den Berufsschulen ausgebildet.

5.Die Berufswahl ist eine wichtige Entscheidung im Leben.

6.Nicht alle Wünsche und Träume gehen in Erfüllung.

7.Entscheidend sind bei der Berufswahl die Leistungen, Fähigkeiten und das Talent.

8.Wer schöpferisch arbeitet, wird bei uns geachtet.

9.Ich kann werden, was ich will.

10.Was ist Dein Traumberuf?

X. Заключительный этап урока:

1. Итоги урока. Оценки.

2.Домашнее задание. Зачёт по теме “ Die Berufswahl

( беседа по вопросам темы)

Александр Пушкин создал множество произведений, разных по стилю и жанру. Поэт интересовался историей Руси, изучал документы и фольклорные источники по этой теме. В результате он пишет потрясающую балладу « ». В ней акцентируется внимание на героическом прошлом, а так же поднимаются важные философские вопросы, как, например, подвластен ли человек своей судьбе?

Центральными образами являются князь Олег и . Первый – главный герой, отважный киевский князь. Второй же есть воплощением поэта, ни от кого независимого человека-творца.

Образ Олега имеет исторического прототипа. Но при его создании автор использовал не только достоверные исторические источники, но и легенды. Олег известен своими успешными походами и боевыми подвигами. Дело было не исключительно в храбрости князя, но и в его мудрости, умении предугадать ход событий на войне. За эту особенность прозвали Олега Вещим. Когда войско князя стало побеждать греков, то те решили отравить врага. Они вынесли ему отравленное угощение. Однако Олег не принял его, так как разгадал их коварный замысел.

Но, несмотря на то, что Олег был мудрым стратегом, умел предсказывать события на войне, но свою судьбу он не смог предвидеть. Для этого в балладу введен второй важный герой, кудесник. Именно он говорит, что участь Олега решит его верный конь. И это очень символично, то, что погубит великого князя не опасный враг, а самый верный товарищ. Кудесник не просто говорит Олегу о его судьбе, но и дает ему емкую характеристику, как храброму и непобедимому врагами князю. Этот человек говорит правду, не боясь наказания. Ведь кудесник – это образ свободолюбивого поэта. Олег не хочет верить в то, что конь может навредить ему. Однако он отправляет верного друга подальше от себя.

Правильно ли поступает князь, поверив в пророчество? По сути, он сам отказывается от того, чтобы взять судьбу в свои руки. Возможно, автор хочет нам показать, что от судьбы просто так не отгородиться. Есть всего два варианта: либо следовать судьбе, либо активно ей противостоять. Но никак не пытаться от нее уйти. Князь пытался сделать так, и ему не удалось.

Князь раскрывается с хорошей стороны в любви к верному боевому товарищу, коню. Он всегда ухаживал за ним, доверял, как лучшему союзнику. И даже когда он его отправил подальше от себя, поверив в пророчество, то все равно не забывал о нем.

Художественный образ Олега, созданный Пушкиным, намного человечнее, чем в летописи. Ведь согласно летописи, Олег, узнав о своей судьбе, отказывается от коня и не хочет его больше никогда даже видеть.

Образ Олега – это образ бесстрашного воина, мудрого правителя, которого называли вещим за то, что он легко предугадывал ход военных событий, но не мог разгадать свою собственную судьбу.

Древняя Русь в конце IX века представляла собой обширную территорию Восточной Европы, населенную славянскими племенами, проживавшими по соседству с финно-угорскими, летто-литовскими и западно-балтскими.

Князь Олег начал править Новгородской землей в 879 году после смерти легендарного варяга Рюрика , установившего мир и порядок среди населявших Приладожье племен ильменских словен, мери, чуди и веси. Олег был ближайшим соратником и родичем Рюрика. Прибыв на Русь в составе варяжской дружины он участвовал в военных походах, направленных на расширение пределов Новгородского княжества. Олег принял бразды правления Северной Русью как «старший в роде».

В Восточной Европе IX века Новгородская земля была лишь одним из крупных политических центров славянских племен. Наряду с ней, в среднем течении Днепра существовало Киевское княжество, управляемое бывшими дружинниками Рюрика Аскольдом и Диром . Князь Олег поставил себе целью завоевание Киева и объединение Севера и Юга в единую державу. Олег начал целенаправленно продвигаться к Поднепровью, присоединяя земли покоренных им племен к новгородским владениям. На завоеванных территориях он устанавливал государственный порядок и накладывал на аборигенов дань. Пойдя на хитрость, он расправился с правителями Киева и объявил его своей столицей, «матерью городов русских».

Так на карте Восточной Европы возникло древнерусское государство, которое стало вести активную внешнюю политику. В союзных договорах с Византией, оно впервые выступило как член международного сообщества, князь Олег укрепил Киевскую Русь, подчинил ей соседние племена древлян , северян и радимичей . Ранее они находились в зависимости от Хазарского каганата , с которым киевскому правителю пришлось вступить в войну. К концу своего длительного правления князь Олег включил в состав древнерусского государства значительную часть восточнославянских земель. За свою мудрость и способность предвидеть воинскую удачу получил от современников прозвище Вещий.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.

  879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».

  Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).

  882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.

  882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.

  882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.

  882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.

  Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.

  Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.

  883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.

  884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.

  885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.

  885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.

  Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.

  886 г. Началось правление византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) (886-912 гг). Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией.

  898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.

  Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.

  X-XII вв. Складывание древнерусской народности.

  903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.

  907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Кемчугская средняя общеобразовательная школа»

Сюжет и образ Вещего Олега в русской литературе ХIХ – ХХ веков.

Выполнила: Круглова А.А.

ученица 10 класса.

Руководитель: Погодина Е.С.

учитель русского языка и

литературы

с. Жуковка 2012 г.

Введение.

История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр ׀ и др.

Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша исследовательская работа. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.

Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании. В.С.Высоцкий, наоборот, иронично насмехается над своим героем. Возможно, это связано со временем создания произведений, как не как их разделяет полтора века.

Актуальность обусловлена, необходимостью рассмотреть закономерность развития образа и сюжета о Вещем Олеге в творчестве поэтов разного времени.

Цель нашего исследования: проследить развитие образа и сюжета об Олеге Вещем в русской литературе Х ׀ Х-ХХ веков.

Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач :

Рассмотреть художественное воплощение образа Олега Вещего в произведениях А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, В.С.Высоцкого;

Провести сопоставительный анализ произведений: баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», думы К.Ф.Рылеева «Олег Вещий», поэмы М.Ю.Лермонтова «Олег» и авторской песни В.С.Высоцкого «Песнь о Вещем Олеге»;

Выявить закономерности в трактовке образа Олега.

Гипотеза: мы предполагаем, что для создания образа Вещего Олега поэты используют художественно-выразительные средства языка, временные рамки, исторические события и жанр, в котором они создают свои произведения. Несмотря на то, что в основу этих произведений положена одна ситуация, она разрабатывается по-разному, в зависимости от мировосприятия поэтов.

Методы:

Анализ литературных источников;

Наблюдение;

Практическая работа;

Обобщение.

Историческая справка о князе Олеге.

Князь Олег из первых русских князей по летописным сообщениям родственник, полулегендарного Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. За тысячу лет до нашего времени он княжил в Киеве, которым предприимчивый князь овладел хитростью. Князь Олег объединил под своей властью разрозненные славянские племена. С дружиной - отборным войском из близких ему людей – защищал он славян от вражеских нападений. Под защитой князя Олега Древняя Русь стала богаче и сильнее. Его деятельность оставила глубокий след в исторической памяти народа. Князю Олегу покорились многочисленные славянские и финно-угорские племена, перед ним отступили хазары. Вначале фигура местного масштаба, князь Олег к исходу жизни стал властелином огромного государства; ему удалось покорить сильнейшее государство тогдашнего мира - Византийскую Империю.

Во всех своих воинских делах, даже самых разрушительных, князь Олег не выходил за пределы правил и традиций – он делал только то, что обычно совершают воюющие стороны.

Олег Вещий был подвержен гордыне. Он дважды «посмеялся» над тем, что ему говорили волхвы: «Смерть грозит от любимого коня». Гордыня никогда не доводит до добра, хитроумие и удача изменили князю Олегу, и он погиб, строго говоря, не от коня, а от змеи: из конского черепа высунулась змея и «уклюнула» Олега Вещего в ногу.

Летописцы начинали свои хронологическое отчеты именно «от первого лета Олегова, но ниже седее в Киеве», то есть от первого года правления Олега в Киеве.

Четыре великих поэта обратились к этой исторической личности в своих произведениях. А.С.Пушкин в «Песни о Вещем Олеге», К.Ф. Рылеев в думе «Олег Вещий», М.Ю. Лермонтов в поэме «Олег» и В.В.Высоцкий в авторской песне «Песня о Вещем Олеге». Сравнение этих произведений ведем в той хронологической последовательности, в которой они созданы.

Анализ «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Особенность данной баллады заключается в том, что она написана не на вымышленный сюжет, а на летописное предание и, следовательно, является в чем-то исторической песней. Но в отличие от разработки других исторических сюжетов, избиравшихся Пушкиным для художественной обработки, в данной балладе нет переклички с современностью. «Песнь о Вещем Олеге» имеет целью показать историческую картину, соблюдая в точности данные исторических свидетельств и предания.

Александра Сергеевича Пушкина привлекла поэтическая сторона летописного рассказа. Он написал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе - есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

В начале «Песни о Вещем Олеге» Олег жгет нивы, села, хазар за набег, то есть это некий грозный князь, покоряющий народы. По дальнейшему течению «Песни…» образ Олега начинает конкретизироваться. Мы узнаем со слов кудесника, что это не просто воинственный князь, а прославленный герой, которому не страшны никакие преграды в достижении военных целей.

Князь очень могущественен и неуязвим в бою, это видно из развернутых метафор: «волны и суша покорны тебе», «щадят победителя годы», и эпитетов в речи старца, «дивная судьба», «обманчивый вал», «лукавый кинжал», «грозная броня», «опасные труды», «бранному полю». Эти художественные средства демонстрируют невиданную силу князя и сверхъестественности его мощи, потому что он оберегаем неким хранителем. Удачный воин - тщеславен, он питает презрение к предсказанию, считая что, имеет на это право, но несмотря на свои победы этому грозному князю свойственны суеверия и любовь. Он с жалостью расстается с любимым конем, поверив в предсказание. В душе этого человека открывается доброта, жалость и привязанность.

Олег совершает походы ради Руси, в ее честь. Олег – воин подпадает под действие благих сил, всеобщего закона, которые его уберегли и пощадили. Его нравственность и его долг находятся в согласии. В таком же согласии находится Олег и со своей дружиной.

Давно уже почил непробудным он сном.

Князь, таким образом, послушал волхва – кудесника, он не проигнорировал его мнение, как это полагалось в канонической балладе, и расстался с конем.

Здесь перед нами раскрывается, в какой-то мере, борьба страстей в душе Олега. С одной стороны, как писал Александр Сергеевич Пушкин, трогательная любовь князя к своему коню, от которого в тогдашнее время зависела для воина жизнь и смерть, а с другой – предсказание кудесника, требовавшее от князя оставить коня ради сохранения собственной жизни.

Однако очевидно, что, несмотря на покорность Олега, балладные силы существуют и выявляются в действии. В одном случае, они хранят Олега, в другом – губят его. Вероятно, их действие подчинено каким-то высшим законам. Таким законом выступает у Александра Сергеевича Пушкина гуманистическая нравственность.

В балладе предсказание кудесника выступает как грозный и как благой знак одновременно, и у Александра Сергеевича Пушкина есть большое сомнение в том, надо ли человеку слепо повиноваться пророчествам, независимо от соотнесения поступков с истинными нравственными ценностями.

В балладу Александра Сергеевича Пушкина включаются высшие таинственные силы, которые требуют послушания прежде всего человеческого сердца, а потом уже ума, рациональных соображений и гаданий. Он исходит из того, что высшие силы, в чем-то схожи с античным роком, который требует покорности и который надо принимать.

Для художественной мысли «Песни о Вещем Олеге» с этой точки зрения, небезразлична та историческая основа, которая послужила источником баллады, хотя на это обращают мало внимания в современных толкованиях баллады. И Олег, и кудесник – язычники. Христианской мифологии тут нет места. Это позволило Александру Сергеевичу Пушкину устранить в «Песни…» мотив богоборчества, что и послужило основой перестройки самой структуры баллады. Весь мир баллады дохристианский, и потому, правда кудесника случайна, а не закономерна.

Действие баллады относится к 912 или (по иным летописным источникам) к 922 годам, за шесть или семь десятилетий до принятия Русью христианства, т.е. Крещения Руси.

Олег наделен эпитетом «Вещий». В современном языке это слово означает:

1) «Мудрый», «всезнающий», «обладающий даром предвидения». 2) «Предвещающий что-нибудь».

3) «Видящий скрытое для других».

Для нас важно первое значение, поскольку в «Песни…» Олег ничего не предвещает и как раз ничего утаенного не видит. Напротив, таинственное скрыто от него, как от любого другого человека. Но если так, то мудрость Олега относится только к его национально-государственной деятельности.

Однако есть еще одно значение, которое было живо в пушкинскую эпоху, и о котором поэт знал, потому что внимательно читал летопись.

Александр Сергеевич Пушкин разводит жреца и воина, даже противопоставляет их, но эпитет «Вещий» хранит иное, чем слово «мудрый», значение, присущее эпитету в древности и в церковном обиходе. Вещий означает здесь также – подпавший под власть чар и способный сам к чарам. Это говорит о том, что Олег, как язычник, оставался не только мудрым, но слепым и непросвещенным.

Анализ думы «Олег Вещий» К.Ф. Рылеева.

Вслед за А.С. Пушкиным пишет в 1922 г. о Вещем Олеге в «Думах» К.Ф.Рылеев, где воспевает воителя, овеянного славой бранных побед. Дума «Олег Вещий» К.Ф.Рылеева является одной из первых в творчестве поэта не только в хронологическом, но и в историческом написании. Наиболее дорог ему тот воитель, героизм которого направлен против чужеземных поработителей. Таков Вещий Олег, мужество и патриотизм которого не позволяли покорно сносить унижения перед врагом. Воспитательно-патриотический пафос пронизывает «думу» К.Ф. Рылеева «Олег Вещий». К.Ф. Рылеев писал: «Напоминать юношеству о подвигах предков... вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине»

«Дума» К.Ф. Рылеева более объективна, связана с традициями художественной литературы, а именно с жанром исторической баллады, получившим в те годы распространение в русской литературе. Крупнейшим явлением в этой области была пушкинская «Песнь о Вещем Олеге.

Внешний облик Вещего Олега вырисовывается перед нами постепенно в ходе завоевания Царьграда. В начале перед нами человек, которому «наскучила мирная тишина», а далее мы понимаем почему, потому что он стар: «седый Олег». Долгое время воин был на заслуженном отдыхе находясь вдали от страстей мира после бурной жизни, но это ему наскучило, и он решил покорить Царьград, что ему удалось, и он стал Вещим.

Образ Олега выступает как живая изменчивая личность, он воодушевляет свою дружину на подвиги, увлекает за собой своей мудростью, покоряет город. А дружина - войско князя, сама война, учиненная ими, трусость врага уточняют и характеризуют личность образа. Этому помогают эпитеты: «отважные рули», «дружина храбрая героев», «приступ смелый», «быстрые паруса».

Здесь почти нет речей героя, всего одна реплика: «Идем друзья!» указывающая на доброжелательное, дружеское и даже братское отношение к своему войску, это мягкий призыв действовать. Из двух слов Олега понятно, что ему подчиняются беспрекословно, ему не нужно читать призывающий монолог, а сказать только два магических слова, в которых он себя объединяет с ними. Олег не говорит: «Идите», он говорит «Идем», этим включает себя в действие в бою, он им друг, а не владыка.

К.Ф. Рылеев, воспевая воителя овеянного славой бранных побед, поэтизирует образ борца за свободу и независимость родины при помощи описания его внешности, динамике его поведения; разнообразных и колоритных по языковому составу эпитетов и метафор.

К.Ф.Рылеев поэтизировал своего героя, связав с ним идею русской государственности. Его увлек образ Олега и возможность превращения его в рупор современных патриотических идей, отсюда описательно-эпическое название «думы» - баллады, взятое из летописи с сохранением характерной для её стиля инверсии в словосочетании «Олег Вещий».

Повествование в балладе К.Ф.Рылеева идёт от авторского лица и по своему содержанию имеет трёхчастное построение: первая часть-введение темы - представлена решением Олега идти «грозою» «на цареградский брег»; вторая, составляющая композиционный центр стихотворения, развивает эту тему.

Заключительную часть баллады составляет прославление героя по его возвращении из похода, генетически восходящая к оде-песне: «Весь Киев в пышном пированье/ Восторг свой изъявил и князю Вещего прозванья/ Единогласно дал».

«Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти -вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…»,-цитирует К.Ф.Рылеев в своём предисловии к «Думам» и добавляет: «Эту самую цель имел и я, сочиняя думы».

Мы видим, что автор стремится, прежде всего, не объективно воспроизвести детали действительности, а решить собственные нравоучительные задачи. «Потомки Брута и Камилла» трудно соединяются с образом Олега. Характер древнерусского князя раскрыт через приём антитезы с фигурой противника – византийского императора: Олег «Прибил свой щит с гербом России» - император Послов и дань за мир позорный // К Олегу шлёт…»; Олег «Вещий» - император «самовластный»; об Олеге говорится: «замыслив приступ смелый» - об императоре: «трепетал».

Антитеза возвеличивает ратные доблести древнерусского князя, но не даёт объективности в создании образа. Ситуации раскрывают характер в задуманных автором свойствах, а не в полноте содержания его внутреннего мира и эпохи, частью которой он является. Поэтому образнее приобретает индивидуально-исторический облик.

Анализ поэмы «Олег» М.Ю. Лермонтова.

Эта тема не оставила равнодушным и еще одного великого русского писателя. М.Ю. Лермонтов в 1829 году создает поэму «Олег», которая повествует о киевском князе Олеге. В ней даны характерные для юношеской поэмы М.Ю. Лермонтова романтические картины природы и намечен образ могучего, сумрачного героя. Поэма «Олег» - предстает только в отрывках, она не закончена. Однако в ней есть строки, которые характеризуют самую суть лермонтовской позиции, но о смысле тех строк, которыми завершается третий отрывок, можно лишь догадываться.

Жил был когда-то князь Олег,

Владетель русского народа,

Варяг, боец (тогда свобод

не начинала свой побег)...

Его рушительный набег

Почти от Пскова до Онеги

Поля и веси покорил …

Молвой ужасной этой вести...

Но что замедлил князь Олег

Свой разрушительный набег?...

В произведении должен был, видимо, найти отражение какой-то эпизод, связанной с этой эпохой славянской истории, когда «свобода не начинала свой побег». Поэтому-то Олег и «замедлил» «свой разрушительный набег». Видимо, готовилось какое-то движение внутри страны, где еще жила славянская свобода.

Действительно поэма «Олег» представляет собой три разных начала одной поэмы. Возможно обращение к образу победителя Царьграда (будущего Стамбула) вызвано событиями русско-турецкой войны 1828-1829 года. Очевидно, это и побудило М.Ю. Лермонтова избрать темой своей поэмы поход Олега на Царьград. Не исключено и воздействие литературных примеров: к образу Олега не раз обращалась русская поэзия.

В начале поэмы автор описывает некую «языческую дубраву», и что происходило в ней много, много лет назад еще во времена язычников Раскрыть старину помогают эпитеты: «забытая старина», «жертвенник кровавый», «древностью глубокой», «лесистые равнины», «непреступные вершины», «гранитных скал», «зеркальной пучиной», «страна глухая и опустелая» и метафоры: «возносился дуб высокий священный древностью глубокой», «поставлен веры теплым чувством, облетел кумир в тени ветвей», «лик был смыт усилием дождей», «молчат туманные скалы», «уж челнока с давнишних пор волка глухая не лелеет». Так же используется сравнение «дуб, как неподвижный царь лесов, чело до самых облаков он подымал». Все эти художественные средства не только ярко характеризуют место действия, но и придают таинственность, которая перетекает в риторический вопрос о герое: Кто он?; Но кто и для какой молитвы на берегу стоить теперь? ... с какою здесь он мыслью странной?

После этих вопросов сразу описание внешнего облика героя: его одежды, оружия. Метафоры, переплетясь с эпитетами, придают, зримость, живость и достоверность образа: «шишак стальной блестит насечкой иностранной...», «недвижные очи», «кольца русые кудрей бегут на плечи ниспадая.

Из монолога героя мы узнаем, что князь совершил не один храбрый набег и что люди преклоняются пред его могуществом: «дрожали печенеги», На зов Олега (его имя мы узнаем со слов самого героя, то есть перед нами раскрылась завеса, повествование дало ответ на вопрос кто), вышел Стрибог, описание которого достоверно из-за использования глаголов настоящего времени: «взволновались», «растут», «покрылись», «восстал», «идет», «поднялась». А затем в последней строфе дается полный ответ на ранее поставленный вопрос: кто он на самом деле? Олег - владетель, варяг, боец. Здесь важна деталь: повтор эпитета в разной форме слова: «рушительный», «разрушительный» набег, то есть Олег не просто воевал, а уничтожал всех и вся на своем пути. Он не терпел сопротивления и непокорности. Он был владыка. Об этом говорит и еще одна художественная деталь - эпитет: «свирепых жителей дубров», то есть непокоренных у Олега не было, он даже «свирепых» покорил.

Поэма оканчивается риторическим вопросом, смысл которого в том, что пойдет ли Олег на захват Византии или нет.

На рубеже 60-х гг. стал чрезвычайно популярен жанр, ранее занимавший весьма скромное место в русской литературе, - авторская песня. Тексты этого жанра стали не только способом честно высказать то, что думает и чувствует автор, - они стали настоящей поэзией с присущей ей тайной и силой воздействия. Эти песни называли «бардовскими», а авторов, исполняющего собственные песни, - «бардом», то есть поэт-певец. Самый любимый народом бард – Владимир Семёнович Высоцкий.

Изучая творчество В.С.Высоцкого, критики не однократно приходили к выводу, что оно соприкасается с творчеством А.С.Пушкина. Сопоставление этих имен – великого поэта и нашего современника – на первый взгляд может показаться парадоксом, но поскольку с момента своего появления в русской поэзии и по сей день А.С.Пушкин остаётся «мерой всех вещей», эталоном, с которым принято сверять всякое крупномасштабное поэтическое явление, постольку представляется необходимым вглядеться в поэта, запечатлевшего свою эпоху с необычайной выразительностью, именно «на фоне А.С.Пушкина».

Цитирование В.С.Высоцким А.С.Пушкина вовсе не исключает полемику с «поэтом поэтов», которая особенно заметной становится не на уровне одной строки, а на уровне всего сюжета. В этом случае цитирование переходит в развёрнутое пародическое использование, которое приближается к собственно пародии. В этом отношении весьма показательна «Песня о Вещем Олеге», откровенно соотнесённая с пушкинским произведением. Князь Олег у А.С.Пушкина полон достоинства, о нём рассказывается всерьёз и величественно. Но и в пушкинской «Песни…» уже есть элементы сочинения в мудрости героя (личной и социальной), в князе как представителе власти есть черты высокомерия и, соответственно, недалёкости. В.С.Высоцкий же гипертрофирует такие черты Олега, как склонность преувеличивать свои возможности, недоверие к высшей мудрости, в результате чего двойник пушкинского героя оказывается, просто глуп, жесток и упрям:

А вещий Олег свою линию гнул,

Да так, что и никто и не пикнул.

Он только однажды волхвов помянул

И то – саркастически хмыкнул:

«Ишь говорят ни с того ни с сего,

Что примет он смерть от коня своего!»

Олег у В.С.Высоцкого оказывается приниженным ещё из-за того, что рассказ ведёт герой, которому свойственны изыски культуры, речь его наполнена ошибками, и главное – он сам не чувствует никакого почтения к Олегу.

Олег В.С.Высоцкого – жестокий тиран, к тому же он занят совершенно бесполезным делом – прибивает на ворота «щита». Из-за неправильного употребления множественного числа слова «щит» возникает двусмысленность, особенно явная в устном исполнении, - неясно, «щита» или «счета» собирается прибивать князь на ворота. Сама форма подачи материала – не в пользу Олега. Первая строка стихотворения В.С.Высоцкого – точная цитата из А.С.Пушкина, а вот вторая заставляет сразу же усомниться в разумности и целесообразности деятельности этого представителя власти:

Как ныне сбирается вещий Олег

Щита прибивать на ворота…

Ироническое отношение В.С. Высоцкого реализуется весьма многообразно: с помощью пародии, контраста, остроумия, соединения различных речевых стилей, гротеска.

Финал стихотворения В.С. Высоцкого – чёткая и жёсткая мораль, в которой комизм не мешает серьёзному смыслу:

Каждый волхвов покарать норовит, -

А нет бы – послушаться, правда?

Олег бы послушал – ещё один щит

Прибил бы к вратам Цареграда…

Не смотря на обилии цитат и реминисценций, взятые из «Песни о Вещем Олеге» А.С.Пушкина, «Песня о Вещем Олеге» В.С.Высоцкого далека от идеи поэта создать образ мужественного, гордого, любящего русскую землю правителя. У В.С.Высоцкого Олег – пародия на человека; он является объектом насмешки.

В.С.Высоцкий – скорбный сатирик, и скорбь его обусловлена тем, что он, наблюдая полное расхождение действительности с идеалом, оставался до конца верен ему, не пытался модернизировать его, как-то приспособить к современности или даже задать вопросом о его правомерности. А одна из составляющих авторского идеала В.С.Высоцкого и есть творчество А.С.Пушкина. А.С.Пушкина «на фоне», которого идёт неизбежно развитие нашей литературы и нашей жизни.

Заключение.

Сопоставив балладу А.С.Пушкина «Песня о Вещем Олеге», думу К.Ф.Рылеева «Олег Вещий», поэму М.Ю.Лермонтова «Олег» и авторскую песню В.С.Высоцкого «Песня о Вещем Олеге» в исследовательской работе и, проведя анализ в хронологическом порядке, создания произведений, мы пришли к выводу, что для воплощения своих идей, связанных с образом Вещего Олега, поэты избирают разные жанры.

Для А.С.Пушкина было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение. Простодушие как черта, лежащая в основе восприятия действительности, была взята им при создании образа Олега. Образом русского правителя и кудесника автор стремиться передать «дух» языческой эпохи

Если К.Ф.Рылеев писал в жанре думы, то А.С.Пушкин положил в основу легенду, облечённую в форму баллады. Об этом свидетельствуют балладные элементы: мотивы рока, предопределённости судьбы и связанные с ним атрибуты: змея гробовая, кости, череп

К.Ф.Рылеев пытался донести до читателя историческую атмосферу, в которой происходит действие. Образ Олега отходит от своей эпохи, воплощая идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании. Поэт стремится, прежде всего, не объективно воспроизвести детали действительности, а решить собственные воспитательныезадачи.

Так М.Ю.Лермонтов повествует в настоящем времени об ушедших событиях, но отделяет Олегаот современного поколения. Он всё своё внимание акцентирует на окружающем и внутреннем мире героя, создаёт портрет Олега, всё произведение поэта пронизано романтическими мотивами, именно поэтому им избирается жанр – поэма.

А.С.Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов показывают князя Олега мужественным, гордым, мудрым, любящим русскую землю. Они приближают повествование об Олеге к настоящему, то есть увековечивают его.

В отличие от них у В.С.Высоцкого князь Олег – жестокий тиран, занимающийся совершенно бесполезным делом – прибивает на ворота «щита». После прочтения авторской песни В.С.Высоцкого складывается впечатление, что Олег просто глуп, упрям и жесток. Он является объектом насмешки поэта, который стремится показать, что Олег – это пародия на человека.

Возможно, что причина такого расхождения кроется в эпохе, которая разделяет идеалы и взгляды поэтов на историческую личность. Балладу А.С.Пушкина, думу К.Ф.Рылеева, поэму М.Ю.Лермонтова отделяют от авторской песни В.С.Высоцкого не года, а практически полтора века. Если три поэта донесли до нас образ вещего Олега таким, каким он был во времена расцвета своего правления, то В.С.Высоцкий относится к этому иронично.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что исторический сюжет и герой, используемый поэтами, лишь как форма конкретизации определенной современной мысли.

Библиография.

    Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М., 1978.

    Амазов А.И. Легенда о Вещем Олеге// Филологические науки №4. – М., 2001-с. 11-23.

    Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта. – М, 1978.

    Афанасьев А. По этические воззрения славян на природу. Т3. – М., 1865.

    Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т.13. – М.; Л., 1959.

    Бестужев В.Л. К.Ф.Рылеев. – М., 1978.

    Баранова Т. Я пою от имени всех// Вопросы литературы №4. – М., 1987.

    Бартенёв П.И. Рассказы о Пушкине. – Л., 1925.

    Васильев С.А. Стиль жанра «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина//Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения. – М., 2001.

    Виноградов В.В. Стиль Пушкина. – М., 1941.

    Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С.Пушкина//Учёные записи Черновицкого университета. Т.44, вып.13. – 1960.

    Высоцкий В.С. в контексте русской культуры/ Под. ред. Новикова В.И. – Тула, 1990.

    Высоцкий В.С.: исследования и материалы// Сост. Чаркина П.А. – Л., 1990.

    Высоцкий В. Песни и стихи. – Тула, 1993Высоцкий В.С. Собрание сочинений в 4-х томах. Книга третья. Странная сказка. – М., 1997.

    Гаспаров М. О русской поэзии. – С.-П., 2001.

    Гуковский Р.А. А.Пушкин и русские романтики. – М., 1965

    Илюшин А.А.Вещий Олег и гробовая змея//Русская речь №5. – М., 1993.

    Каларович В.Л. Вещий Олег в изложении А.С.Пушкина. – Л., 1976.

    Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1. – М., 1818.

    Кирпотин В. Александр Сергеевич Пушкин. – М., 1937.

    Кожевникова Н.А. О типах повествования в советской прозе// Вопросы языка современной русской литературы №2. – М., 1971. – с. 26-38.

    Коровин В.И. Легенда об Олеге Вещем в изложении русских романтиков// Филологические науки №2. – М., 2003. – с. 14-24.

    Кузьмин А. «Повесть временных лет»: материалы к практическим занятиям по истории СССР// Московский государственный педагогический университет имени В.И.Ленина. – М., 1979.

    Куняев С. От великого до смешного// Литературная газета №23. – М., 1982.

    Лермонтов М.Ю. В русской критике. Сборник статей. – М., 1995.

ПЛАН

Краткая биография князя Олега

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

Образ князя Олега в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»

Список литературы

Краткая биография князя Олега

Князь Олег (? - 912)

Первый киевский князь из рода Рюриковичей. Летопись говорит, что Рюрик, умирая, передал власть родственнику своему, Олегу, так как сын Рюрика, Игорь был в то время очень мал. Три года Олег княжил в Новгороде, а затем, набрав войско из варягов и подвластных ему племен чуди, ильменских славян, мери, веси, кривичей, двинулся на юг.

Олег хитростью завладел Киевом, умертвив княживших там Аскольда и Дира, и сделал его своей столицей, сказав: "Это будет мать городов русских". Объединив славянские племена севера и юга, Олег создал мощное государство - Киевскую Русь. Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге". По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912.

Рассказ о Вещем Олеге в летописи Нестора «Повесть временных лет»

О Вещем Олеге - древнерусском князе, жившем в IХ-Х веках, сообщают древние летописи, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.

Во многом легендарный характер имеет и рассказ о Вещем Олеге в летописном своде Нестора "Повесть временных лет". "Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV в. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Нестор называет Олега родичем новгородского князя Рюрика. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам.

Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными. Современники прозвали Олега Вещим. Удачливый князь-воин прозван "вещим", т.е. волшебником (правда, при этом летописец-христианин не преминул подчеркнуть, что прозвище дали Олегу язычники, "людие погани и невеголоси"), но и ему не удается уйти от своей судьбы. Под 912 г. летопись помещает поэтическое предание, связанное, очевидно, "с могилой Ольговой", которая "есть... и до сего дни". Это предание имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. В нём ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.

Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.

В 879 году скончался Рюрик. Умирая, он завещал княжение Олегу и оставил на его попечение своего малолетнего сына Игоря.

Три года правил Олег в Новгороде , а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.

В то время обширные пространства Русской земли были заселены многочисленными племенами. Летопись называет более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь осуществлял свою власть только в нескольких узловых пунктах, контролировавших торговые пути. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата этой дани, а также сам факт признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.

Собранную дань (прежде всего пушнину) необходимо было реализовать в соседних странах - Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю. Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.

Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыли по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.

По пути Олег завоевал кривичский город Смоленск и северянский Любеч, оставив там своих воевод.

Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян - и увидел на высоком берегу Днепра большой, красивый город. Назывался тот город - Киев. В Киеве княжили два князя - Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.

Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.

Он оставил большую часть своего войска позади, а сам, с юным Игорем и малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: "Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть - может, чего купят".

Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.

Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: "Вы не княжеского рода, а я - князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!" Он подал знак своим воинам - и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.

Карамзин, очень высоко оценивая деятельность Олега, этот его поступок безоговорочно осуждал: "Общее варварство сих времен не извиняет убийства жестокого и коварного".

Олег победителем вступил в город и повелел: "Да будет Киев матерью городам русским!" Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество - Киевская Русь.

Когда Игорь стал взрослым, Олег выбрал ему жену - Ольгу (по некоторым данным, она была дочерью самого Олега), но княжества не уступил.

«В год 6415 (то есть в 907 по современному исчислению), - пишет летописец, - пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве».

Снарядив две тысячи кораблей и собрав огромное конное войско, Олег выступил в поход. Корабли плыли по Днепру, направляясь к Черному морю (его называли тогда Понтийским, или Русским), а конная рать шла берегом.

Достигнув моря, конница тоже взошла на корабли, и Олегово войско устремилось к Царьграду.

«И пришел Олег к Царьграду (Константинополю)». Вот показалась столица Византии - ее белые крепостные стены, золотые купола храмов.

Византийский император Лев Премудрый, увидев корабли с несметным войском, приказал спешно запереть гавань. Через залив протянули крепкие железные цепи, преградившие путь кораблям Олега.

Пришлось Олегу свернуть в сторону и высадиться на берег поодаль от города.

Олеговы воины разорили царьградские предместья, пожгли дома и храмы, поубивали мирных жителей и побросали в море. Летописец, оправдывая жестокость воинов Олега, поясняет: "Так обычно поступают на войне".

Но самого Царьграда Олег взять не мог - цепи надежно защищали город от вторжения с моря. Тогда он приказал своим воинам изготовить колеса, поставить на них вытащенные на берег корабли и поднять паруса.

Подул попутный ветер - и корабли понеслись к городу по суше, как по морю.

«Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь"».

Завершив войну выгодным миром, Олег со славой возвратился в Киев. Поход этот создал ему огромную популярность в глазах не только Руси, но и славян, которые прозвали своего князя Вещим. Современный историк, однако, должен с большой осторожностью относиться к вышеприведенным рассказам русской летописи, так как греческие хроники ни единым словом не упоминают об этом большом походе.

Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: "Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное".

Однако историки более позднего времени признают достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев пишет: "В условиях речного судоходства на севере Руси - корабли и ладьи, поставленные на колеса, были явлением обычным. "Волочение" судов на колесах или катках происходило на Руси (...) в местах водоразделов рек (...). Киевский летописец рассказывает о движении кораблей Олега посуху, как о чем-то удивительном. Это и понятно - "волоков" близ Киева не было. Однако для "новгородца" Олега и его новгородской дружины в этом не было ничего необычного".

Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает. Олег потребовал по 12 гривен на каждую пару весел на своих двух тысячах кораблей, а также дань для русских городов - Киева, Чернигова, Полотска, Ростова и прочих.

В знак победы Олег укрепил на воротах Царьграда свой щит. Между Русью и Византией был заключен договор о мире и неизменной дружбе. Соблюдать этот договор христиане-византийцы поклялись святым-крестом, а Олег и его воины - славянскими богами Перуном и Велесом.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта