Главная » 1 Описание » Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы. Раздел I

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы. Раздел I

М.: 2003 - 2007.

Уникальное в мировой науке издание - 15-томный курс «Фундаментальная социология» - обобщает и развивает достижения отечественной и зарубежной социологии более чем за 150 лет. Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области социологии, а также для представителей родственных отраслей социальной науки.

Примечание: здесь только 10 томов

Том 1. Теория и методология;

Том 2. Эмпирическая и прикладная социология;

Том 3. Методика и техника исследования;

Том 4. Общество: статика и динамика;

Том 5. Социальная структура;

Том 6. Социальные деформации;

Том 7. Человек. Индивид. Личность;

Том 8. Социализация и образование;

Том 9. Возрасты человеческой жизни;

Том 11: Культура и религия.

Формат: doc / zip

Размер: 43 Мб

Как скачивать и открывать электронные книги в различных форматах pdf,

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Матерый пловец Нырков установил мировой рекорд нахождения под водой. Восхищенный достижением спортивного духа Самаранч лично вручил золотую медаль и тело пловца родственникам.

Цитаты и Статусы со смыслом

Шлю тебе я сладкий kiss, Я люблю тебя it is. Не могу live без тебя, I am slip тебя любя. Forever будем мы вдвоём, На always в сердце ты моём. Закончив history свою, Скажу ещё раз: I LOVE YOU!

Приколы из школьных сочинений

Дедушке дали косу и он стал сенокосителем, а мне дали грабли, и я стал сенограбителем.

Книга представляет собой краткий вариант получившего широкую известность трехтомного труда тех же авторов "Социология". В книге освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий социолог-профессионал, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о прикладной и эмпирической социологии, построении программы полевого исследования, социологических теориях классов, феномене среднего класса, бедности и неравенстве, социальной мобильности, фундаментальных институтах общества и социальном контроле.
Для студентов социологических факультетов, отделений и кафедр, преподавателей социологии и аспирантов, а также научной общественности, интересующейся самой интересной и сложной наукой об обществе.

Более 10 лет прошло со времени введения в ВУЗах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово “социология”. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.

Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в ВУЗах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале “Социологические исследования” в рамках “круглых столов” и в специально созданной рубрике “Кафедра”.

В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий. Сегодня более чем на 60 отделениях социологии российских ВУЗов ежегодно обучаются социологии как своей главной профессии более 2000 студентов. Если добавить сюда аспирантов, преподавателей и исследователей, которые интересуются фундаментальными вопросами социологии, то в целом получится достаточно большая аудитория, для которой и предназначена настоящая работа.

Оглавление
Предисловие
Глава 1
Матрица социологического знания
Глава 2
Предмет и объект социологии
Глава 3
Структура социологического знания
Глава 4
Эмпирическая социология
Глава 5
Программа социологического исследования
Глава 6
Прикладные исследования
Глава 7
Социальная стратификация
Глава 8
Социологические теории классов
Глава 9
Средний класс
Глава 10
Бедность и неравенство
Глава 11
Социальная мобильность
Глава 12
Социальные институты и социальный контроль
Краткий терминологический словарь
Литература

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Социология, Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

СОЦИОЛОГИЯ. Том 1. Методология и история социологии.

Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Социология: 1 том: Методология и история социологии. Добреньков В.И., Кравченко А.И.

Предисловие 1

Раздел I. Методология социологического знания 4

Глава 1. Познание окружающего мира 4

Глава 2. Междисциплинарная матрица социологии 11

Глава 3. Внутридисциплинарная матрица социологии 21

Глава 4. Предмет и объект социологии 36

Глава 5. Структура социологического знания 50

Глава 6. Научная гипотеза 74

Глава 7. Эмпирическая социология 84

Глава 8. Программа социологического исследования 115

Глава 9. Эмпирическое исследование и статистика 125

Глава 10. Прикладные исследования 141

Раздел II. История развития социологии за рубежом 161

Глава 1. Исторические корни социологии 161

Глава 2. Современный этап социологии 194

Вопросы и задания 213

Краткий терминологический словарь 219

Библиография 227

Раздел I. Методология 227

Раздел II. История социологии 236

Словари и справочники 239

Учебники и учебные пособия 240

Предисловие

Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных учебников по этому предмету. В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость высшего социологического образования в стране. По данным Министерства общего и профессионального образования, в 1998 г. насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово <социология>. Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, готовящие профессиональные кадры для нашей дисциплины.

Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания социологии в вузах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале <Социологические исследования> в рамках <круглых столов> и в специально созданной рубрике <Кафедра>.

В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по общим и отраслевым социологическим курсам. Их можно причислить ко второму и третьему поколениям отечественных социологических учебников и учебных пособий.

К первому поколению следует причислить несколько монографий конца 80-х и начала 90-х годов, выполненных в учебном жанре под наименованием <Марксистско-ленинская социология> и посвященных конкретизации на эмпирическом материале таких философских категорий исторического материализма, как <способ производства>, <производственные отношения>, <социальные закономерности>, <общественно-экономическая формация> и т.д.1 Им были свойственны сильная идеологическая ориентация и практически полное игнорирование достижений мировой социологической мысли. Вышедшую ранее, а именно в 1973 г., <Рабочую книгу социолога> нельзя рассматривать в качестве учебника по общей социологии, поскольку она была посвящена преимущественно методам конкретных социологических исследований.

Второе поколение социологических учебников представлено несколькими книгами, написанными с целью ознакомить отечественного читателя с основными школами и концепциями западной социологии. Ознакомительный характер изданий не предполагал, что излагаемые в учебнике понятия и категории будут использованы для объяснения тех социальных проблем, с которыми столкнулось в середине 90-х годов российское общество. Лучшими образцами этого поколения следует считать две книги1 , вышедшие в 1994 г. и ставшие своего рода этапными, поскольку показали новый, немарксистский, подход к изложению учебного материала. Авторов отличают широкая эрудиция и высокий профессионализм в части знакомства с основными теориями и парадигмами зарубежной социологии и одновременно отсутствие ориентации на российские реалии. Коротко говоря, второе поколение учебников являлось зеркалом зарубежной, но не отечественной социологии.

Однако большинство других учебников, выходивших начиная с 1994 г., представляли собой синтез исторического материализма, только несколько модернизированного, и заимствований из западной теоретической социологии. Неудачным такой гибрид следует назвать еще и потому, что глубокого анализа отечественной социологии и российской действительности в них не было.

Как именовать эти работы - третьим поколением или промежуточным образованием, находящимся между первым и вторым поколениями социологических учебников, - решать скорее историкам науки. Очевидно другое. В сфере социологического образования существует острая потребность в издании таких учебников, где бы органично соединялись три составные части, присущие современному учебнику: а) ведущие зарубежные теории и парадигмы, составляющие классическое наследие мировой социологии; б) лучшие эмпирические исследования и теоретические наработки советского и отчасти постсоветского периода, составляющие золотой фонд отечественной социологии; в) анализ текущей российской реальности, осмысление происходящих сегодня социальных процессов, их динамики, последствий и истоков.

Таким образом, в конце 90-х годов остро стала ощущаться потребность в таких учебниках, которые бы отражали российскую реальность и выступали инструментом ее познания, объяснения и реформирования. Подавляющее большинство западных учебников, с которых писались отечественные социологические учебники второго поколения, отражают реалии западного общества. Американские учебники раскрывают законы развития американского общества, особенности поведения и образа жизни американского населения, английские - повествуют об английском обществе, испанские - об испанском. В итоге даже лучшие наши учебники второго поколения представляли собой зеркало чужого общества, кое-как приспособленного к описанию российского.

Появление учебников принципиально нового типа, ориентированных прежде всего на анализ российского опыта и использующих западные классические теории всего лишь как инструмент, в равной мере опирающихся также на отечественную социологию, не только востребовано жизнью, но и подготовлено самим ходом развития социологии в России.

Можно говорить о том, что ныне создана благоприятная научная база для создания учебников нового поколения. С одной стороны, их методологический стержень составляет государственный образовательный стандарт по социологии для высших учебных заведений, задающий минимально необходимый набор понятий и категорий, обязательных для получения профессионального социологического образования. С другой стороны, достижения современной отечественной социологии позволяют гораздо полнее и глубже освещать такие фундаментальные проблемы российского общества, как социальная структура и стратификация, бедность и неравенство, конфликты и девиантное поведение, социальные институты и социальные процессы. Для создания такого учебника авторам необходимо только обобщить и осмыслить накопленный в стране опыт и эмпирический материал. Ранее, когда его не хватало, когда, к примеру, мы не знали, по каким закономерностям и с какой динамикой формируется средний класс в России, авторам приходилось восполнять информационный дефицит западными наработками. Так и возникал обучающий монстр: западные теории и западная эмпирика, призванные разъяснить особенности развития российского общества.

Социология наиболее чувствительна к национальной специфике своей страны, социальным недугам общества, проблемам простых людей. Она оперативно откликается на них, являясь барометром общественного мнения. Но чтобы баро-метр точно указывал социальную атмосферу, нужно знать его устройство, принципы работы, шкалу измерения и т. д.

Принято считать, что функция учебника - обучить людей правилам пользования научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее - сформировать анали-тическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Система научного знания составляет неотъемлемый элемент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, писал Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество должно выработать механизмы овладения ею каждым новым поколением. Призвание высшего образования как раз и состоит в сохранении и передаче культурного наследия.

Учебники - специальный жанр литературы для студентов, на современном уровне науки и культуры излагающий систематические знания в той или иной дисциплине, - выступают важнейшим опорным звеном механизма трансляции культурных образцов и ценностей. Без них невозможно представить себе процесс институциализации знания в сфере университетского образования.

Социологические факультеты, отделения и кафедры в десятках и сотнях вузов страны в конечном итоге формируют научную инфраструктуру нового типа. Вузов-ские преподаватели сегодня не только пропагандисты и ретрансляторы готовых знаний. Они превратились в творцов нового, в исследователей, поисковиков, первооткрывателей. Ныне мы стоим на пороге нового этапа в развитии отечественной социологии.

Для науки нового типа нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя современные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами со-циологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т. е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах - промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Пер-вые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о чем-либо. Вторые идут дальше и формируют логику мыш-ления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продви-нутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.

Три тома настоящего учебника, написанного для социологов (студентов, аспирантов, преподавателей), охватывают три ключевых раздела общей социологии - методологию и историю социологии, социальную стратификацию и мобильность, социальные институты и процессы. Каждому разделу посвящен самостоятельный том. При изложении любой темы авторы старались придерживаться единой схемы: история вопроса, современное состояние, методология и методика исследования вопроса, основные результаты. Таким образом, к истории читатель обращается как бы дважды: в первом томе и в каждом последующем в соответствующих темах. Подобная логика подачи материала выбрана не случайно, поскольку она служит основным критерием выделения фундаментальных университетских курсов во всех странах мира.

Большой объем книги обусловлен еще и тем обстоятельством, что в ней, помимо обязательного, излагается материал, рассчитанный на дополнительную самостоятельную работу студента. Изложить весь материал трехтомника ни в одном лекционном курсе невозможно. Но этого и не следует делать. В лекциях излагаются ключевые проблемы, а большую часть материала студенты осваивают в процессе самостоятельной работы.

В трех томах данного издания обобщен преподавательский опыт авторов, эмпирические данные последних десятилетий, а также большой теоретический и исторический материал, изложенный в десятках и сотнях научных монографий, как отечественных, так и зарубежных. Авторы надеются, что книга принесет пользу при подготовке профессиональных социологов, от таланта, трудолюбия и квалификации которых зависит будущее нашей науки.

Раздел I. Методология социологического знания

Глава 1. Познание окружающего мира

В основе и науки, и обыденного сознания, на которое все мы опираемся в повседневной жизни, лежит процесс познания. Познание - это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют про-цесс поиска истины, а его результат именуют знанием. Знание - проверенный практикой результат познания действительности, вер-ное ее отражение в мышлении человека.

Суть научного познания состоит в том, чтобы найти строгую количественную меру, характеризующую тот или иной социальный процесс. Количественные параметры необходимы не только теоретикам для проверки теории эмпирическими исследованиями и для корреляции, но и практикам-управленцам, которым нужно знать - к примеру, для организации предвыборной борьбы или для построения социальной политики в своем округе, - каков, в частности, процент пенсионеров, согласных заняться дополнительным приработком.

Целью познания служит приобретение не любых, а именно истинных знаний об объективном мире. Ложные знания тоже появляются в процессе познания, но как его необходимые издержки.

Пересмотр устаревших теорий - одна из главных задач науки. Если сложить все знания, от которых пришлось отказаться ученым или чью истинность сегодня поставили под сомнение, то их объем, пожалуй, сравнится с объемом считающихся сегодня истинными знаний. Яркие примеры - смена системы Птолемея, разработавшего математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, системой Коперника, объяснившего видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг Солнца, или частная теория относительности, связывающая воедино пространство, время и движущиеся массы, которая включила в себя в виде частного случая ньютоновскую механику (где пространство и время представлены независимо друг от друга и от движущихся масс. Термин re-search, который в английском языке обозначает научное познание, состоит из двух половин и предполагает постоянное повторение поиска. Словарь определяет исследование как <критическую и исчерпывающую проверку, имеющую целью пересмотр сделанных выводов и обобщений в свете вновь открытых фактов>1 . Ученого интересует постоянный пересмотр, испытание ранее принятых взглядов, оформленных в теоретическую модель. Подтверждение и опровержение в науке имеют равную ценность, поскольку и то и другое ведет к созданию более совершенной теории.

Знание понимается (а) в широком смысле как любого рода информация и (б) в узком смысле как подтвержденная научными средствами информация. Мы будем пользоваться узкой трактовкой или техническим термином. Отсюда вытекает первая модель, демонстрирующая логическое соотношение объемов понятий <информация> и <знание>. Первое понятие шире второго. Будем считать, что <знание> - часть объема понятия <информация>.

ИнформацияЗнание

Схема 1.1. Соотношение объемов понятий <информация> и <знание>

Знание не зависит от личных качеств людей, занятых в этой области. Знание выступает в качестве общезначимой и самодостаточной сферы деятельности. Напротив, информация может содержать изрядную долю субъективных привнесений и оценок, например слухи.

Свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми. Если вам кажется, что научной теорией можно считать лишь такую совокупность утверждений об окружающем мире, которую никогда нельзя опровергнуть, то вы глубоко ошибаетесь. Ученые признают за своими теориями только частичную истинность. Это значит, что научная теория применима к ограниченному кругу явлений при определенных условиях и описывает узкий круг явлений, причем совершенно определенными средствами и методами. Научные теории не универсальны. Универсальными бывают только мифы и религиозные учения. Поэтому, говоря об ограниченности своих теорий, ученые видят в этом один из главных признаков научности.

Итак, научных теорий в любой отрасли знания (физике, социологии, математике, экономике) должно быть много, иногда очень много. Напротив, в религии одно учение, например христианство, объясняет все многообразие окружающего мира, исходя из одной теории, одной картины мира. Нередко религиозное учение обвиняют в противоречии. Это значит, что средствами единой концепции, созданной несколько веков или тысячелетий назад и позже лишь дополняемой, корректируемой, отчасти видоизменяемой, очень трудно объяснить постоянно изменяющийся мир. Приходится описывать его самыми общими (их называют философскими) суждениями, отвлекаясь от конкретных деталей. Напротив, научные теории должны быть максимально точными, основанными на цифрах и фактах системами знаний, которые легко изменять, опровергать и, если надо, отбрасывать.

Познание проходит две главные ступени - чувственное и рациональное (логическое) познание. Чувственное познание - низшая ступень - осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. В нем оказываются задействованными пять органов чувств - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром. Чувствен-ные образы - это единственный источник всех наших знаний о внешнем мире. Но в чувственных образах фиксируется преимущественно внешняя сторона явле-ний, познается только единичное.

На второй ступени - рациональном (логическом) познании - происходит выявление общего, существен-ного. Основным инструментом здесь выступают мышление и разум. Производя мыслительные операции с данными, получен-ными через органы чувств, человек с помощью суждений, умозаключений и поня-тий отвлекается от многообразия окружающего мира и познает его закономерности.

Обе ступени процесса познания - чувственная и рациональная - находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют одна другую. Они обязательно должны быть союзниками в общем деле. Когда же между ними возникает ссора и одно стремится господствовать за счет другого, объективно верное знание получить невозможно. Господство они стараются завоевать за счет умаления заслуг другого, сводя весь процесс познания исключительно к одной форме - чувственной или рациональной.

Процесс позна-ния включает и другие формы мыслительной дея-тельности, такие, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция. Ученые нередко опираются в своем поиске на интуицию, которая может оказаться истинной и ложной. Впрочем, и обычные люди на 70-80% доверяют своей интуиции, считая ее источником знания. Однако ученые имеют несомненное преимущество - они способны критически проверить интуитивное озарение, обращаясь к накопленному человечеством научному знанию либо к собственным экспериментам. В профессиональную обязанность ученых входят постоянная ревизия устоявшихся знаний и замена их новыми. Иногда они напоминают бригаду рабочих, занятых текущим ремонтом функционирующего оборудования, иногда - группу конструкторов, изобретающих принципиально новое устройство.

Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими мето-дами. История науки показывает, что интуиция является непре-менным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез, которые после проверки могут стать истинными и обоснованными. Без интуиции невозможно создание научной теории. Собственно говоря, любая научная теория первоначально представляет собой совокупность предположений, или гипотез, которые затем проверяются опытом. В этом смысле интуиция - гипотетическая догадка ученого о сущности изучаемого процесса.

Однако только интуиция не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей нас действительности. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях. Интуитивное знание принимается на веру, оно не подвергается научной проверке и доказательству и служит скорее предварительной ступенькой к научному познанию. Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае понимаются конкретные результаты фактических наблюдений, которые другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность.

Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование - процесс научного изучения ка-кого-либо объекта (предмета, явления - материально-го или идеального) с целью выявления присущих ему закономер-ностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы, начиная с телескопа, барометра и кончая психологическими тестами. Исследование не стоит мыслить как одноразовую акцию. К примеру, знаменитый рационализатор труда Ф. Тейлор, живший в начале ХХ в., исследовал законы резания и шлифовки металлов 26 лет, а законы управления персоналом на предприятии - более 30 лет. Большинство ученых специализируются на одной-двух темах, скажем, на мотивации труда или девиантном поведении, и исследуют их всю жизнь, всякий раз добавляя нечто новое и пересматривая старое.

Исследование осуществляется с применением частных методов (методов, характерных для отдельных на-ук, - физики, химии, биологии и др.) и общих научных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, анало-гия, гипотеза, аксиоматизация, формализация и др.).

Различают два тесно связанных между собой уровня науч-ного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта.Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление, например: суждение о том, что в Советском Союзе было 15 республик, или суждение о том, что у Петрова рост 1 м 72 см. Теоретическим является знание, которое, отражая ту или иную стороны реальности, формулируется учеными с помощью абстрактных понятий. Теоретическое знание универсально, в отличие от эмпирического, не зависит от конкретного времени и места. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а стало быть, не может стать объектом эмпирических методов. С помощью органов чувств и соответствующих приборов физик видит след в пузырьковой камере Вильсона, но только с помощью теории он устанавливает, что на самом деле обнаружена электронная орбита. Точно так же, и социолог не может увидеть воочию сплоченность или солидарность, но знание об этих явлениях он получает на основе эмпирически наблюдаемых признаков, таких, например, как совместное проведение коллективом досуга или участие людей в демонстрации протеста.

Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает богатейшую палитру эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы грудой сырого материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением , в основе которого лежит логика. Когда говорят: механизмом пост-роения теоретического знания выступает логика , то подразумевают, что все сужде-ния теории должны логически вытекать друг из друга, не должны противоречить друг другу.

Логика - это наука о законах мышления, или учение о правилах связи между собой теоретических суждений, о правилах выведения одних суждений из других (неважно, обыденных или научных).

На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики .

Основными компонентами научного исследования считаются: постановка цели и задач; предва-рительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; про-верка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных ре-зультатов. Итогом исследо-вания должно быть получение новых научных зна-ний, объективной истины, т. е. соответствия вновь сформулированного знания действительному состоя-нию объекта, а также намеченным программой иссле-дования практическим результатам.

Классическая концепция науки, доминировавшая на про-тяжении долгого времени, а именно от Аристотеля до пред-ставителей позитивизма, отличала научное значение от нена-учного тем, что характеризовала первое как истинное, всеоб-щее и аподиктическое (т.е. достоверное, основанное на логической необходимости). Произвольные конструкции, субъек-тивные мнения, интуитивные догадки и обыденное знание не отвечают одному из таких требований - критерию обоснованности , а потому и не отнесены к сфере науки, хотя все они могут соответствовать другому критерию - истинности . Иными словами, каждое из свойств необ-ходимо, но недостаточно, и только вместе они служат убе-дительным критерием научности.

Истина - отражение в сознании человека предме-тов и явлений такими, каковыми они являются сами по себе, вне и неза-висимо от познающего субъекта. Истина представляет собой объективно верное вос-произведение действительности в сознании человека. Но истина - не только достигнутый результат в виде суждений, понятий, теорий, она есть процесс движения от незнания к знанию, от знания ограниченного, приблизительного ко все более глубокому знанию. Истина, следовательно, не может рассматриваться как нечто застывшее, око-стенелое, неизменное отображение объектов действи-тельности. Вечных неизменных научных истин не существует. Истина всегда относительна, так как не охватывает всего содержания исследуемого предмета, но только его часть. По мере прогресса познания новые знания, с помощью которых перепроверяют, подтверждают или отбрасывают старые знания, раньше считавшиеся истинными. Кри-терием истинности является практика. Все научные истины основаны на опытных данных, они постоянно пересматриваются в свете новых опытных данных.

Иногда говорят, будто истина присуща самим предметам и явлениям. Это неправильная формулировка. Нет столов истинных или ложных, а есть столы пись-менные и обеденные, школьные и канцелярские. Истина не является свойством самих объектов. Понятие истины распространяется только на человеческие мысли, которые действи-тельно могут быть или истинными, или ложными. В познании истине <противоположно> заблуждение, которое, по словам Гегеля, есть момент в развитии истины , тогда как о лжи этого сказать нельзя. Успехи науки не только приближают к истине, но открывают путь к заблуждению. Источником заблуждения может быть логическая ошибка в рассуждениях, не-верные факты и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, и как сознательное сокрытие того, что было. В логике - науке о правильном рассуждении - ложность означает отрицание истинности, а истина - отрицание лжи.

Программа дисциплины

Программа дисциплины «История социологии» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие

  • Методические указания к изучению курса «Социология» Учебно-методическое пособие для вузов

    Методические указания

    Утверждено Научно-методическими советами математического, геологического, географического, филологического, химического, физического, международных отношений, философии и психологии, прикладной математики и механики, журналистики

  • Раздел 6. Методическое обеспечение дисциплины

    Литература

    6.1. Основная учебная литература

      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов – М.:ИНФРА-М, 2009.

      Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.:Гардарики¸ 2008.

    6.2. Дополнительная учебная литература

      М Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 2003.

      Анурин В.Ф. Динамическая социология. – М.: 2003.

      Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: 1993.

      Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: 1998.

      Артемьев А.И. Социология личности. – М.: 2003.

      Бабосов Е.М. Социология управления. – Минск, 2001.

      Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: 1999

      Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: 2001.

      Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: 1994

      Гараджа В.И. Социология религии. – М.: 2005.

      Гидденс Э. Социология. – М.: 2005.

      Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: 1998.

      Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. – М.: 1995

      Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М.: 1991

      Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм
      трансформации. – М.: 2004

      Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.: 1996.

      Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: 2000.

      Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: 2004.

      История социологии./ Под общ. Ред. А.Н. Елсукова и др. – Минск, 1997.

      Кукушкина Е.И. Русская социология Х1Х-начала ХХ веков. – М.: 1993.

      Левикова С.И. Молодежная культура. – М.: 2004.

      Миллс Ч. Социологическое воображение. – М.: 1998.

      Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. – М.: 2003.

      Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л.: 1989.

      Осипова –Дербас Л.В. Эволюция цивилизации. – СПб.: 2002.

      Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М.: 2003.

      Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: 2003.

      Парсонс Т. О структуре социального действия. – М.: 2000

      Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: 1997.

      Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: 1995.

      Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: 2005.

      Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: 1996.

      Руткевич М.Н. Социальная структура. – М.: 2004.

      Сергейчук А.В. Социология управления. – СПб.: 2002.

      Смелзер Н. Социология. – М.: 1994.

      Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – СПб.: 2000.

      Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: 1992.

      Сорокин П. Система социологии. Т. 1-2. – М.: 1993.

      Социология семьи./ Под ред. А.И. Антонова, – М.: 2005.

      Спенсер Г. Основания социологии. – М.: 1998.

      Фролов С.С. Социология организаций. – М.: 2001.

      Черняк Е.М. Социология семьи. – М.: 2003.

      Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. – М.: 2002.

      Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М.: 2003

      Санталайнен Т.,Воутилайнен Э.,Поренне П.,Ниссинен Й. Управление по результатам. – М.: 1988.

      Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М.: 1997.

      Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления. – М.: 2001.

      Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: 1990.

      Конфликтология / под ред. проф. В.П.Ратникова. – М.: 2004.

      Тощенко Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения. – М.: 2005.

      Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. – М.: 2004.

      Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.

      Сикевич З.В. Социологическое исследование. – СПб.: 2005.

      Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: 2003.

      Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: 2006.

      Основы прикладной социологии /под ред. Шереги Ф.Э. и Горшкова М.К. – М.: 1995.

      Ноэль Э. Массовые опросы. – М.: 2003.

      Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. – Спб.: 2004.

      Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: 1998.

      Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: 2009.

      Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: 2001

      Тихонов А.В. Социология управления. - М.: Канон +, 2007.

      Тощенко Ж.Т. Социология труда, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

      Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2007.

    6.3. Кафедральные издания и методические материалы

    66. Социология: методическое пособие для семинарских занятий/ под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ, 2008.

    67. Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования: методическое пособие. – М.: МГТУ, 2008.

    68. Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. И.А. Акимовой – М.:МГТУ,2010.

    6.4. Электронные ресурсы (с указанием названия и полного электронного адреса).

    / - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

    /vsf. html - Институт Социологии РАН

    / - ИСПИ РАН

    / - Российская социологическая ассоциация

    http://www ./ - сообщество профессиональных социологов

    / - журнал Российской социологической ассоциации

    /bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php - библиотека ГУМЕР Социология

    / - Социологический клуб ГОРОД

    http://www.i-u.r u/biblio/ - библиотека РГИУ (Русского Гуманитарного Интернет-Университета)

      «Позитивный метод» анализа общественных явлений в социологии О. Конта.

      Специфика социологического познания Э. Дюркгейма.

      Элитаристская концепция в социологии В. Парето.

      «Понимающая социология» М. Вебера.

      Концепция эволюционизма Г.Спенсера.

      Этапы развития и основные направления русской социологической мысли.

      Сходство и различие теорий социального развития М. Ковалевского и Г. Спенсера.

      Развитие социологического знания в современной России.

      Основные тенденции развития современной западной социологии.

      Соотношение понятий общество, социальная система и социальная структура.

      Понятие «социальной стратификации» П. Сорокина.

      Критерии деления общества на страты Т. Парсонса.

      Социальная стратификация современного российского общества.

      Понятие социальной эволюции.

      Соотношение понятий «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс».

      Основные факторы социализации личности в современном обществе.

      Социоприродный феномен личности в концепциях П. Флоренского, В Вернадского и
      П. Тейяра. де Шардена.

      Глобальный экологический кризис современного общества и поведение человека.

      Индивид, группа, общность.

      Массовое сознание и массовые действия.

      Ценностные ориентации в структуре личности

      Соотношение понятий «личность», «модальная личность», «базовая личность».

      Природа девиантного поведения.

      Малые группы как объект социологического анализа.

      Причины социальных конфликтов и пути их разрешения.

      Структура и основные элементы программы социологического исследования.

      Методы, техника и процедуры социологического исследования.

      Математические методы в структуре прикладного социологического исследования.

      Типологизация эмпирических данных и построение научной гипотезы.

      Социальный эксперимент как метод проверки предварительной гипотезы.

      Экспертная оценка результатов социологического исследования.

      Сущность и принципы управления трудовым коллективом.

      Документальное обеспечение управления.

      Методы и стиль руководства.

      Роль лидера в управленческой деятельности.

      Формальное и неформальное лидерство в коллективе.

      Природа социального конфликта.

      Социальное управление и харизма.

      Движущие силы и мотивация конфликта.

      Ценностно-нормативные конфликты в коллективе.

      Организация социологического опроса в студенческой группе.

      Контркультура – форма протеста или социальный эпатаж?

      Лидерские стили в группе.

      Социальные характеристики аудитории СМК.

      Конфликты в группе.

      Проблема принятия решения в группе.

      Особенности российской бюрократии.

      Организационные патологии.

      Природа неформальной организации.

      Пути достижения организационной эффективности.

      Способы формирования организационной культуры.

      Цели и ценности новых общественных движений.

      Стратегии переговоров и выходов из конфликта.

      Виды социокультурных коммуникаций.

      Волновые процессы в социальном развитии.

      Фундаментализм и модернизм как тактики и стратегии социального развития.

      Проявления архаического сознания в современных социокультурных взаимодействиях.

      Общество и молодежный бунт.

      Явные и латентные функции социальных институтов.

      Условия стабильности брака и причины разводов.

      Традиционная и современная семья.

      Проблемы гендерной социологии.

      Специфика социальных организаций в современном обществе.

      Одномерный человек в концепции Г.Маркузе.

      Э.Берн о механизмах социальной регуляции поведения личности.

      Понятие и основные модели социальной аномии.

      Институты социального контроля и их функции.

      Эволюция форм социального контроля.

      Теория толпы Г.Тарда и Г.Лебона.

      Генезис и основные этапы эволюции массовых движений.

      Сравнительный анализ теоретических моделей конфликта Р.Дарендорфа и Л.Козера.

      Истоки и причины социальных конфликтов.

      Типология конфликта.

      Основные этапы развития конфликтного взаимодействия.

      Конфликт в организации: причины и пути разрешения.

      Движущие силы и мотивация конфликтного взаимодействия.

      Конфликты и кризисы.

      Иерархия конфликтов: микро- и макроуровень.

      Классификация и характеристики молодежных субкультур.

      Специфика контркультурной ценностной ориентации.

      Современная социальная политика и молодежь.

      Социальные условия и факторы конкурентоспособности молодых технических специалистов.

      Социальное партнерство – феномен современных трудовых отношений.

    Вопросы для повторения к зачету:

      Объект и предмет социологии. Понятие социального.

      Структура социологического знания.

      Типы социологических теорий.

      Место социологии в системе социогуманитарного знания.

      Исторические этапы развития социологического знания.

      Социологическая наука в России.

      Природа и общество, их взаимодействие.

      Типы социальных систем и социальных связей.

      Общество как система.

      Социальная структура общества и ее виды.

      Социальная группа как элемент социальной структуры, классификация социальных групп.

      Социальная мобильность и ее виды.

      Основные тенденции в развитии структуры современного общества.

      Понятие «социальный институт» и «институциональные отношения».

      Типология социальных институтов.

      Структура и функции социальных институтов.

      Социальный контроль, его функции, структура и механизм действия.

      Социальные организации и их структура.

      Функционирование социальных организаций.

      Типология социальных организаций.

      Социальная организация и управление.

      Структура и функции управления.

      Основные концепции социальных изменений.

      Структура и механизмы социальных изменений.

      Типы социальных изменений.

      Понятие «личность» в социологии.

      Социальная среда, активность и социализация личности.

      Ролевая и статусная концепция личности.

      Девиантное поведение и аномия.

      Новые тенденции взаимодействия личности, общества и природы в современных условиях.

      Понятие «культура» в социологии.

      Базисные элементы культуры, их статика и динамика.

      Понятие социокультурных процессов.

      Социальный конфликт, его функции и типы.

      Основные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

      Основные виды социологического исследования.

      Программа и этапы социологического исследования.

      Социологическое исследование как способ познания социальной реальности.

      Трансформация и модернизация общества.

      И менеджмент: Уч. пособие. ...Документ

      Рекомендуемая литература Основная Кравченко , А. И. Социология : Учебник для вузов / А. И. Кравченко , В. Ф. Анурин. - ... КДУ, 2008. - 240 с. Добреньков , В. И. Фундаментальная социология : В 15 т. / В. И. Добреньков , А. И. Кравченко . М. : Инфра-М, 2003 - ...



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта