Главная » 1 Описание » Практическая направленность на уроках биологии. Методика преподавания биологии

Практическая направленность на уроках биологии. Методика преподавания биологии

Круглый стол

«Практическая направленность преподавания биологии как основа предпрофильного и профильного образования учащихся и осознанного выбора профессии ».
Уважаемые коллеги. Я предлагаю обсудить вопрос практической направленности преподавания биологии. Начиная с 6 класса мы должны готовить детей к выбору профессии. Именно в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии.

Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах - организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития - начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом. Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

В естественно-научном образовании биология занимает одно из центральных мест, так как на основе знаний этого предмета осуществляется формирование естественно-научной картины мира. Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности людей.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях. На основе знания биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

Исследовательская работа как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями.

Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе в приусадебном хозяйстве. Изучение биологии в 6-7 классе готовит учащихся к выбору профиля образования, именно в процессе начала изучения биологии учащиеся должны определиться с интересующим их направлением обучения. Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, в походе, да и просто на прогулке.

В МБОУ «Краснокутская ООШ» большое внимание уделено профессиональной ориентации учащихся на сельскохозяйственные профессии. Для этого учащиеся выезжают на экскурсию в сельхозакадемию, знакомятся с профессиями, с условиями обучения. Результатом такой работы стало поступление выпускников 2012 года в сельхозакадемию

В современных условиях школа находится на пороге введения государственных образовательных стандартов второго поколения, требующих деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Практическая направленность преподавания биологии уже сейчас направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.

Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.)

М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать знания и умения, применять их на практике. Решение этой задачи связано и с дальнейшим совершенствованием содержания школьного биологического образования. В основе биологического образования лежит эксперимент и связанные с ним практические знания.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Карпенков С.Х. писал: «Практические знания – это естественно - научные зёрна, брошенные в плодородную почву теоретических знаний. Именно они составляют благодатную пищу для познания могучей и прекрасной природы».

Теоретические знания становятся более глубокими и полезными, если удачно сочетаются с практическими навыками. Включение в урок элементов практической деятельности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью- это актуальное требование к современному уроку биологии. Систематическая и направленная деятельность учащихся по проведению опытов, компьютерных уроков, решению задач, наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках, расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний. Например, изучение генетики может стать эффективнее, если показать учащимся использование достижений этой науки в работе медико-генетической, селекционно-генетической служб. Особенно наглядно это видно при разборе конкретных ситуаций, представленных в виде генетических задач. Решение таких задач позволяет учащимся сочетать абстрактное с конкретным, лучше осмыслить теоретический материал, хорошо усвоить его и понять практическую значимость.

Например, приступая к изучению нового материала по дигибридному скрещиванию перед учащимися ставится основной проблемный вопрос урока: если организмы, скрещиваемые между собой отличаются по многим признакам, то, как же будут эти признаки наследоваться в потомстве. Учащиеся составляют задачу и решают её. В процессе работы проводится активное повторение предыдущего материала; новые знания выступают как вариант, ранее приобретённых и как их развитие. Такие уроки проходят живо, с максимальной активностью со стороны учащихся в решении основной проблемы урока. Ребята работают с интересом и в результате хорошо усваивают новый материал. Очевидно, значительный эффект дали два основных условия: связь с жизнью и создание на уроке проблемной ситуации.

Современный компьютер позволяет существенно дополнить практические работы программами для углубленного изучения тех или иных разделов либо отдельных вопросов общей биологии. На данном этапе развития школьного образования применение компьютерных технологий приобретает огромное значение. Ведь современная школа готовит людей, способных самостоятельно мыслить, быстро ориентироваться вменяющихся условиях, идти в ногу со временем. Именно компьютер становится тем необходимым помощником, который позволяет научить ребят находить нужную информацию, правильно её обработать и грамотно использовать. Компьютер помогает не только учащимся, но и учителю на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашнего задания. Особенно интересной для ребят является форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации, так как могут использовать различные элементы оформления слайдов. В процессе создания презентации учащиеся раскрывают свои творческие способности и совершенствуют навыки работы на компьютере. Информационные технологии вместе с мультимедийной средой создают благоприятные условия для обогащения научно-методических средств индивидуального усвоения и глубокого, всестороннего изучения предмета.

Компьютеризация школы – будущее нашей страны. Мы чувствуем и видим огромную поддержку со стороны администрации, особенно нашего директора Михайлова В. В., который активно проводит политику внедрения новых информационных технологий в школьный процесс, что позволяет ребятам креативно мыслить и работать над собой.

В результате познавательной деятельности у ребят 11-х классов развивается теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил, формулирование научных понятий.

Практическое мышление в основном направленно на решение частных конкретных задач. Работу практического мышления наиболее полно проанализировал Б.М.Теплов. Он писал: «И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае эта связь имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах».

Список литературы:

1.Зверев И.Д. Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии:

Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 191с.

2.Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. –

М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.

3. Яблоков А.В., Н.Ф.Реймерс, В.Д.Ильичев и др. Под ред. Яблокова А.В. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.


АхмероваНатальяМихайловна О практической направленности в биологии.
Григорьева О.П.,СОШ № 30,
учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.
Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.
Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.
Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии.
Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.
Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. .
По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:
Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
Знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс),классами и семействами растений(7 класс);
Экскурсии в экологический музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 класс);
Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (для учащихся 8-9-х классов).
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.
Результатом данной работы является:
- статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;
- фото и видеоматериал для уроков биологии;
- гербарный материал по семействам растений;
- воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи
- повышение мотивации к изучению биологии
- углубление знаний о природе родного края
- защита проекта учащимися и награждение дипломом и призами:
2 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
1 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
Грамота 2011 НПК «Сарыарка дарыны» с проектом «Экологический мониторинг гор Соран» (учащиеся 9-х классов)
Создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы:
1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005.
2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.

Практическая направленность преподавания курса ботаники

В 6-м классе сельской школы

Важное место в повышении качества образования сельских школьников в соответствии с Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» принадлежит биологии. С учетом сельской специфики биология приобретает статус одного из ведущих учебных предметов. Программа по ботанике с основами растениеводства * предназначена для 6–7-х классов сельской основной и средней (полной) школы РФ и имеет целью усиление практической направленности в преподавании курса биологии, совершенствование подготовки учащихся к труду в агропромышленном комплексе.

Главная отличительная особенность данной программы – возможность в процессе ее изучения показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов в растениеводстве. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе в крестьянском (фермерском) или личном подсобном хозяйстве семьи.

Изучение основ растениеводства, знакомство с технологией выращивания важнейших культур региона в местных агрохозяйствах ориентируют школьников на сельскохозяйственные профессии, способствуют развитию у них интереса к труду земледельца, стремлению после окончания школы включиться в работу в агропромышленном комплексе страны.

Экспериментальный курс ботаники с основами растениеводства включает два раздела:

I. Растения – 68 ч (6-й кл.); 51 ч (7-й кл.).
II. Бактерии. Грибы. Лишайники – 17 ч (7-й кл.).

Раздел «Растения» начинается в 6-м классе с краткой общей характеристики цветковых растений на основе обобщения имеющихся у учащихся знаний. Затем школьники знакомятся с клеткой как единицей строения и жизнедеятельности растительного организма, с ростом и делением клеток, что создает необходимую основу для формирования в дальнейшем более общего понятия о росте органов и растения в целом. В последующих темах рассматриваются строение и функции основных органов цветковых растений, а также их семенное и вегетативное размножение.

Цель настоящей статьи – помочь учителю биологии раскрыть связь теоретического учебного материала по ботанике для 6-го класса с практикой растениеводства на примере тем: «Введение», «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Корень. Питание растений из почвы», «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ».

По указанным темам приводится учебный материал сельскохозяйственной направленности, который в соответствии с содержанием программы должен быть усвоен учащимися. К нему даются: словарик терминов по основам растениеводства (обозначается ! ), контрольные вопросы (? ) и задания для самостоятельной работы школьников (). Выполнение учебных заданий позволяет шестиклассникам на практике применять знания и умения, формируемые на уроках, способствует их закреплению и развитию.

В рубрике «Учителю на заметку», заключающей каждую тему курса, содержатся интересные научные факты и сведения по ботанике и основам растениеводства. По усмотрению учителя их можно использовать на уроках или в ходе внеклассной работы с учащимися: на занятиях «Малых Тимирязевок», кружков юннатов, при проведении ботанических вечеров, конференций, конкурсов и т.д.

Материалы данной статьи предназначены в первую очередь учителям биологии сельских школ, но будут полезны и в других общеобразовательных учебных заведениях, стремящихся реализовать практическую направленность изучения биологии, совершен-ствовать подготовку выпускников к жизни, к труду в коллективных или крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Введение

Растительный мир очень богат и многообразен. Различные виды растений произрастают в лесах, степях, на болотах, водоемах и даже в пустынях. В природе большинство растений вырастает без помощи человека, они называются дикорастущими.

В отличие от дикорастущих культурные растения выращиваются человеком на полях, огородах, в садах, теплицах, оранжереях. К ним относятся более 2500 видов. Значение растениеводства как отрасли сельского хозяйства очень велико: оно поставляет продукты питания для людей, корма для животных, сырье для пищевой, легкой и других отраслей промышленности.

Культурные растения подразделяются на полевые, овощные, плодово-ягодные и цветочно-декоративные.

К важнейшим полевым культурам относятся зерновые хлеба: пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис и др. Их зерно идет в пищу людям и на корм животным. На больших площадях выращивают картофель, клубни которого являются не только важным пищевым продуктом, но и ценным кормом для скота, его используют для получения спирта, крахмала и патоки.

Сырье для переработки на заводах и фабриках дают и другие полевые культуры: из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар, из семян подсолнечника – растительное масло. Лен, конопля, хлопчатник дают сырье для выработки различных тканей. Кормовые корнеплоды (свекла, морковь, брюква, турнепс) и кормовые сеяные травы (клевер, люцерна, вика и др.) служат кормом для сельскохозяйственных животных.

Овощные растения (капуста, свекла, морковь, томаты, огурцы и др.), содержащие ценные питательные вещества и витамины, употребляют в пищу.

Для питания человека важны также плодово-ягодные культуры (яблоки, вишня, слива, смородина, виноград, земляника и др.).

Цветочно-декоративные растения используются для устройства цветников, клумб, украшения производственных и жилых помещений.

Для того чтобы получать большие урожаи сельскохозяйственных культур, успешно выращивать красиво цветущие растения, необходимо знать их жизнь, а для этого нужно изучать ботанику.

!

АГРОТЕХНИКА – совокупность приемов выращивания сельскохозяйственных культур, включающая приемы обработки почвы, внесения удобрений, предпосевной обработки семян, посева, ухода за растениями и уборки урожая.

РАСТЕНИЕВОДСТВО – одна из главных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся возделыванием различных сельскохозяйственных культур.

?

1. Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?

2. Что такое растениеводство, какое значение оно имеет в народном хозяйстве?

3. Назовите известные вам зерновые хлеба. Какие продукты из них получают?

4. Какие полевые культуры выращивают в агрохозяйствах вашего региона? Каково их значение?

5. Перечислите овощные растения, возделываемые в вашем крестьянском хозяйстве, на приусадебном участке. Как человек использует овощи?

6. Какие плодово-ягодные культуры распространены в вашей местности? Для чего их разводят?

7. В выращивании каких цветочно-декоративных растений на школьном учебно-опытном участке вы принимали участие? Какое значение в жизни человека они имеют?

8. Почему изучение ботаники поможет вам выращивать растения на занятиях по сельскохозяйственному труду?

Учителю на заметку

Важное место в греческой мифологии принадлежит Деметре – богине плодородия и земледелия. Считается, что благодаря ей были введены в культуру зерновые хлеба.

Первым, кого Деметра научила возделывать хлебные злаки, был Триптолем – молодой сын элевсинского царя Келея. Он тщательно трижды вспахал плугом поле возле Элевсина, высеял семена пшеницы, которые подарила ему богиня, а по прошествии положенного времени собрал богатый урожай.

По повелению Деметры Триптолем облетел затем все страны на чудесной колеснице, запряженной крылатыми змеями, и обучил людей растениеводству.

I. Общее знакомство с цветковыми растениями

§ 1. Формы и продолжительность жизни культурных растений

Каждое культурное растение, так же как и дикорастущее, можно отнести к одной из трех форм: деревьям, кустарникам или травам. Все деревья и кустарники являются многолетними растениями. Например, срок жизни яблони, груши – 40–100 лет, смородины – 10–25 лет, крыжовника – 15–25 лет. Травянистые растения бывают многолетними , двулетними и однолетними .

Рис. 1. Растение моркови: а – в 1-й год жизни; б – во 2-й год жизни

Однолетние культуры приносят плоды и семена в первый же год своей жизни и затем отмирают. У двулетних растений в первый год развиваются корни, стебли и листья, а на второй год они зацветают и дают плоды с семенами (рис. 1). У многолетних растений обычно к зиме происходит отмирание надземных частей, а весной – их возобновление из перезимовавших подземных органов.

Примеры различных по форме и продолжительности жизни культурных растений приведены в табл. 1. Многие из этих культур растут на вашем школьном и приусадебном участках и хорошо вам знакомы, а в выращивании некоторых овощных и цветочно-декоративных растений вы участвовали на занятиях трудового обучения.

Таблица 1. Разнообразие культурных растений по формам и продолжительности жизни

Форма растений

Продолжительность жизни

Примеры культурных растений

Многолетние растения

Яблоня, груша, вишня, слива, абрикос

Кустарники

Многолетние растения

Смородина, крыжовник, сирень, жасмин, спирея

Травянистые растения

Многолетние растения

Земляника, щавель, ревень, хрен, нарцисс, тюльпан, гладиолус, георгин

Двулетние растения

Капуста, морковь, столовая свекла, петрушка, репа, мальва

Однолетние растения

Овес, гречиха, горох, фасоль, огурец, томат, календула, космея, настурция, бархатцы

?

1. В чем отличия дерева от кустарника? Назовите деревья и кустарники, растущие на вашем учебно-опытном участке.

2. Чем отличается травянистое растение от кустарника и дерева? Поясните свой ответ на примере культурных растений.

3. Какие растения называются однолетними? Назовите однолетние культуры, которые вы выращивали на занятиях по сельскохозяйственному труду.

4. Какие двулетние растения вы выращивали на школьном участке? Как растут и развиваются эти культуры в первый и во второй годы жизни?

5. Какие растения называются многолетними? С какими цветочно-декоративными культурами этой группы вы познакомились на занятиях сельскохозяйственного труда?

1. Выясните, какие плодово-ягодные растения распространены в вашей местности. Составьте таблицу (табл. 2).

Таблица 2. Формы плодово-ягодных растений наших садов

§ 2. Органы культурных растений, использование их человеком

Ознакомитесь со строением одного из распространенных культурных растений – гороха посевного (рис. 2). Рассмотрите его корень , стебель и лист . На стебле гороха развиваются цветки, на месте которых затем образуются плоды с семенами .

Рис. 2. Строение растения гороха: 1 – стебель; 2 – междоузлие; 3 – узел; 4 – лист; 5 – прилистники; 6 – черешок листа; 7 – листочек; 8 – усик; 9 – цветок; 10 – боб

Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется побегом . Видоизмененным побегом является и цветок. Все растения, образующие в определенную пору своей жизни цветки, называют цветковыми . Горох посевной, как и все сельскохозяйственные культуры, с которыми вы встречались на занятиях на учебно-опытном участка, – цветковые растения.

Человек использует различные органы и части органов выращиваемых культурных растений. Так, сахарная и столовая свекла, морковь, репа, редис возделываются ради корней. Из стеблей льна и конопли получают волокна. У растений капусты, салата, укропа, щавеля используются в пищу листья. Тюльпаны, сирень, флоксы, георгины, астры выращивают из-за красивых цветков. Пшеница, рожь, кукуруза дают нам плоды – зерновки; яблоня, вишня, слива, смородина, виноград, томат, огурцы – разнообразные сочные плоды. Горох, фасоль, бобы разводят для получения семян.

Продолжение следует

* См. «Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы» (М.: Владос, 2000.)

METHODOLOGY OF TEACHING OF BIOLOGY IN SECONDARY SCHOOL

Zaura Abitova

master of the general biology and education technology department

of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nurgul Asanalieva

candidate of biology science, acting associate professor of the general biology and education technology department of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva, Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Биологические знания и представления влияют на формирование познавательных моделей (организменной, организационной, эволюционной, системной). Многие представления о целостности, организованности, развитии и системности шли из биологии в науку и культуру. В настоящее время во многих сферах научной деятельности все чаще встает вопрос о проблемах методологии, ее развитии и новых инновационных методах преподавания биологии. В статье предлагается одна из важных задач, которая поможет преподавателям биологии в школах выбрать наиболее рациональный, удобный, современный, наглядный, простой в понимании и освоении учебного материала метод в биологии. Показана значимость других смежных наук, таких как философия, химия, физика, экология, генетика, психология, в обучении биологии в школах. Как известно, эволюционная теория закладывает основу всей современной биологии. Наиболее сложной темой в школьной программе является «Теория Чарльза Дарвина», и поэтому дан сравнительный анализ по наиболее приемлемому методу преподавания на примере данной темы. Долгое время эволюционизм сохраняет в себе многие вопросы, которые еще не до конца изучены и нет однозначных ответов на них, кроме того, эволюционизм прослеживается не только в биологии, но и во многих других науках. Выявлены значимые методы. Показана взаимосвязь между науками.

ABSTRACT

Biology knowledge and conceptualization are influence for formation educational models (organismal, organizational, evolutional, constitutional). Many conceptualizations about completeness, organizations, evolutions and systems came from biology to science and culture. Here and now in more science sphere we often have questions about problems of methodology, about development of methodology and about innovations in methodology of teaching biology. In this article we have a mission which will help for teachers of biology at schools to choose the more competent, comfortable, modern, visual, simple, to understanding and learning methodology in biology. In this article was shpwn important allied science, like, philosophy, chemistry, physics, ecology, genetics, psychology to teaching biology in schools. As we know evolutional theory is basis of all abstract biology. The most difficult subject in school program is “Charles Darwin"s theory”, so here it is benchmarks of acceptable method of teaching. More time evolution save many questions, which has not answered. More than evolution is not only in biology, it is in more another sciences. Here educed meaningful methods, interrelations between sciences are shown.

Ключевые слова: биология; методика; учебное пособие; педагогика; «теория Чарльза Дарвина»; философия; психология; физика; химия.

Keywords: biology; technique; tutorial; pedagogy; “Charles Darwin"s theory”; philosophy; psychology; physics; chemistry.

Еще с древних времен можно проследить эволюцию методики обучения биологии. Это связано с овладением окружающей среды, наблюдением природы, практическими знаниями, развитием ботаники и зоологии, которые накапливались от поколения к поколению.

Первоначальное представление о природе на протяжении многих веков получали из Библии и рукописей преимущественно духовного содержания. Но по мере развития стран, цивилизации, возникновения различных революций, воин менялось и представление об образовании и содержании учебного пособия. В 1786 году выходит в свет первый школьный учебник «Начертание естественной истории» академика В.Ф. Зуева . Считается, что именно с этого момента происходит зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, как-то сказал М.И. Калинин: «Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» .

Целью работы является показать анализ развития методологии в биологии в настоящее время, связи предмета биологии с другими науками, значения учебного пособия в преподавании предмета биологии.

Как известно, биология относится к естественным наукам, а методика является частью педагогической науки. Суть биологии заключается в изучении закономерностей развития органического мира, а методика изучает закономерности педагогической работы в предмете биология.

Особенностью в преподавании биологии являются:

  • конкретные объекты (бактерии, растения, животные, человек);
  • сложные физиологические процессы живой природы (дыхание, питание, размножение, фотосинтез);
  • уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Специфика методологии в биологии заключается в том, что методика должна быть содержательной, конкретной, предметной. Учитывая вышенаписанное, для изучения биологии необходима специализированная материальная база (живой уголок, кабинет, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

В настоящее время актуальным остается вопрос об усовершенствовании методологии в биологии. Ничто не стоит на месте, все движется; даже железо, которое долго не используют, начинает ржаветь. Так и с учебным пособием и методом преподавания биологии. На сегодняшний день биология – это одна из самых быстроразвивающихся наук.

Ключевыми факторами и материалами, которые определяют выбор методов и средств обучения в биологии, являются: учебник, наглядные пособия, программа, дополнительная литература, технические средства обучения на примере слайдов и фильмов.

Методика обучения биологии основывается на многочисленных педагогических исследованиях, которые описывают разнообразные виды и типы обучения. Например, Н.В. Бордовская в книге «Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы» (СПб., 2001) выделяет семь видов (методов) обучения: 1) сократовский, 2) догматический, 3) развивающий, 4) объяснительно-иллюстративный, 5) проблемный, 6) программированный, 7) модульный. Итог: все эти методы преподавания применяются не всегда и не всеми.

Изучая учебные пособия по биологии, мы обнаружили, во-первых, устаревшие данные. Например, до сих пор дриопитек в некоторых учебниках считается предком человека, тогда как это точка зрения устарела в прошлом веке.

Во-вторых, расположения разделов по классам своеобразное. К примеру, первым почему-то идет ботаника, хотя ботаника на самом деле, довольно сложная и бывает весьма скучна, зачастую отбивая интерес у детей (школьников начальных классов) к биологии. Лучше всего биологические закономерности демонстрируются на примере зверей и человека, так как на бессознательном уровне человеку всегда хочется узнать сначала про себя и о себе подобных. (Даже включая программу «В мире животных», ребенок всегда больше интересуется животными, так как они в движении, а дети очень сильно реагируют на все, что движется).

В настоящее время с развитием новых технологий, экономическим ростом многих стран меняется и подход к преподаванию предмета. Необходимо учитывать взаимосвязь предмета биологии с философией, психологией, биологической наукой как таковой.

Теоретической основой методики является философия. Она помогает в усовершенствовании самопознания человека, дает способность связать неполные части знаний в единую научную картину мира, позволяет понять роль научных изобретений в развитии человеческой цивилизации. При изучении основ предмета биологии философия делает возможным формировать и развивать у учащихся материалистическое мировоззрение, тем самым подводя учащихся к постижению природных явлений окружающего мира.

Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с психологией, которая основывается на возрастных особенностях детей. Благодаря психологии учитываются умственные и психологические возможности ученика при изучении предмета биологии. Обучение биологии будет непродуктивным, если не учитывать возраст ребенка: оно может оказаться или непосильным, или слишком простым, поэтому по мере развития индивидуума усиливается программа учебного материала.

Во время преподавания школьникам, например, дают лишь основу биологической науки, чтобы не загружать их бесполезными сведениями, поскольку между уроком биологии и биологической наукой имеется большая разница. Основная цель биологии – это передавать учащимся сведения, добытые биологической наукой, а цель биологической науки – непрерывный поиск и новые познания о природе. Все это является неотъемлемой частью методологии преподавания биологии.

Программа школьного образования разнообразна. Во многом это объясняется тем, что отсутствует необходимость стандартизации учреждений среднего образования. Содержание учебных программ, количество лет обучения, оценка уровня знаний и преподавания дисциплин сильно отличаются между странами. Это можно наглядно увидеть в таблице о структуре школьного образования в разных государствах. (www.gradstudyabroad.ru). Очевидно, что интеллектуальный, физический и психологический уровень знания резко отличается в различных странах Европы, Евразии, Средней Азии и т. д.

Рисунок 1. Структура школьного образования

Биологические познания (предмет биологии) – это мост, связывающий человека с природой. Как известно, в мире все взаимосвязано, начиная с молекул и атомов, ядер, электронов, нейронов в человеческом организме. С ними связаны физические и химические формы движения, совершающиеся в живом организме. Все живые объекты – это часть природы, структуры живых систем из простых неорганических и органических веществ, объединенных в макромолекулы и в надмолекулярные структуры, составляющие основу белков, из которых состоят живые системы – клетки и их органеллы. Поэтому на сегодняшний день очень важен принцип соединения содержания, например, физики и биологии, химии и биологии, медицины и биологии, экологии и биологи, которые должны учитываться при разработке методики преподавания биологии. Необходимо научить учащихся применять свои знания из математики, химии, физики, философии и других наук в решении биологических задач. Например, в генетике необходимы математические расчеты, клеточная теория в биологии необходима в медицине, из основ микробиологии развивается диагностика, эпидемиология и так далее. С бурным развитием технологии и космонавтики появляются новые течения биологии, такие как космическая биология, компьютерная биология. Все это позволяет учащимся понять единство природы, взаимосвязь между ее элементами, прийти к познанию научной картины мира.

Первейшая задача школы заключается в том, чтобы достичь значительного повышения знаний, заложить фундамент подготовки будущего специалиста. Образование – это неотъемлемая часть сложной социально-культурной среды, в которой живет каждый человек. Педагогика имеет дело с формированием ребенка и признает специфические особенности, неповторимость каждой личности, интересов, потребностей, поэтому возникает принцип индивидуального подхода к учащимся.

На примере преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» можно наглядно увидеть наиболее приемлемый метод преподавания. При проведении анализа были опрошены 14 преподавателей биологии стран СНГ (пять из Казахстана и девять из Киргизии). Им был поставлен вопрос: «Как лучше усваивается тема «Теория Чарльза Дарвина» учащимися?». Были получены следующие ответы преподавателей:

  1. семь преподавателей придерживаются мнения о том, что наиболее продуктивен метод преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» с вовлечением других наук;
  2. пять преподавателей считают достаточным для изучения темы исторических данных;
  3. два преподавателя высказали мнение о том, что «Теория Чарльза Дарвина» – это нешкольная программа.

Рисунок 2 . Преподавание темы «Теория Чарльза Дарвина»

На основании вышеизложенного сформулированы следующие выводы: 50 % преподавателей высказали мнение, что успешное усвоение темы «Теория Чарльза Дарвина» будет более эффективно, когда ученики будут изучать ее с позиции трех или четырех дисциплин. С точки зрения учителей, у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, тема усваивается и запоминается более легко. Тогда как 36 % преподавателей полагают, что при изучении этой темы достаточно лишь исторических данных (учебный план), чтобы не загружать учеников, так как, по их мнению, в школьную программу входит изучение и других предметов, кроме биологии. Наконец, 14 % из опрошенных преподавателей полагают, что тема «Теория Чарльза Дарвина» не должна изучаться в школьной программе, а должна входить в программу высшего образования. По их мнению, эта тема сложная и требует большего внимания учащихся.

На наш взгляд, в преподавании предмета биологии должны использоваться методы смежных наук, но необходимо учитывать, что применение смежных предметов, таких как физика, философия, экология, химия и других, не является самоцелью, а необходимо лишь для более углубленного изучения предмета и анализа биологических феноменов (проявлений).

В заключение следует отметить, что на данный момент нет единой, общепризнанной систематизации методов преподавания и обучения биологии, что связано с тем, что при создании классификации методов разными методистами и педагогами применялись различные подходы и взгляды. Можно только добавить к этим методам что-то новое и более усовершенствованное. Из-за большого количества материалов в дидактике и методике продолжается поиск более современных методов обучения, которые влияют на развитие личности и творческие способности ребенка, что усиливает разностороннее мышление (культура, человечность).

Список литературы:

  1. Баксанский О.Е. Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) – М., 2001. – 264 с.
  2. Добаев К.Д. Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике. – М., 2010. – 127 с.
  3. Длусский Г.М. История и методология в биологии. – М., 2006. – 220 с.
  4. Карпин В.А. Основания теории патологии: философско-методологические аспекты: автореферат дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 2008. – 35 с.
  5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.,1957. – 256 с.
  6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. – М., 1975. – 176 с.
  7. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007. – 668 с.
  8. Оганов Р.Ф. Становление начальных курсов естествознания и методики их преподавания: автореферат дис. канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 176 с.
  9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.,1974. – 279 с.
  10. Северцов А. С. Теория эволюции. – М., 2005. – 380 с.
  11. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: автореферат. дис. доктор пед. наук. – Челябинск, 2000. – 421 с.
  12. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000. – 238 с.
  13. Юсупов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие. – М., 2003. – 238 с.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 2006. – 310 с.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта