Главная » 1 Описание » Произведения к разум и чувства. Темы-цитаты для направления "разум и чувства"

Произведения к разум и чувства. Темы-цитаты для направления "разум и чувства"

Сочинение на тему «Разум и чувства»

Разум и чувства часто бывают противоречивыми. Так, человек может чувствовать одно, но разум будет ему подсказывать совсем иное. Поэтому сложно как-то объединить эти два понятия. Но в то же время раздумья относительно разума и чувств часто встречаются. И это не удивительно, поскольку данные составляющие считаются важнейшими элементами внутреннего мира каждого из нас. Собственно эти составляющие имеют большое влияние на поступки человека и его устремления.
Но можно ли совместить разум с чувствами? Если говорить о любви, то, скорее всего, здесь о разуме не может идти и речи, поскольку влюбленные никогда не обращают на него внимания в принятии того или иного решения. Однако иногда все же разум с чувствами может «ужиться» и при этом стать гармоническим единством. Такое встречается редко, но, к примеру, чувство счастья не будет заглушать отголоски разума. Поэтому не удивительно, что счастливый человек является еще и разумным.

Однако чаще между этими двумя составляющими разгорается настоящая борьба внутри человека, что собственно и вызывает внутренний конфликт, который порой довольно сложно заглушить. Не зря такая тема считается достаточно популярной среди писателей и поэтов. При этом часто данную тему затрагивают творческие люди разных национальностей, культур и даже разных эпох. Так, довольно часто персонажи различных произведений становятся перед выбором, который им диктует либо чувства, либо разум.

Это же произошло и с героем «Преступления и наказания» Раскольниковым, который во многих своих поступках поддавался именно чувствам, а не разуму и читатель видит, к чему это его привело. Поэтому, мне кажется, что каждый человек перед принятием того или иного решения должен задуматься о последствиях, к которым их поступок может привести. И не всегда нужно руководствоваться только чувствами, тем более не стоит, как говорят, рубить с плеча. Поскольку, как показывает опыт, это ни к чему хорошему не приводит, а часто влечет за собой разочарование и боль. Тяжело приходится импульсивным, эмоциональным людям, которые часто просто не могут себя контролировать, а после жалеют о совершившем. Но часто так поступают именно в подростковом возрасте, зрелые люди становятся на сторону разума и очень редко руководствуются чувствами, чтобы что-то предпринять.

Конечно, так тоже стоит поступать не всегда, поскольку можно стать циничным, прагматичным человеком, которому незнакомо всплеск эмоций. Самое печальное здесь то, что такой человек уже никогда не сможет почувствовать себя ребенком. Часто эгоизм поглощает нас и человек при этом уже не может думать о чем-то еще кроме себя и своей выгоды. Такие люди действуют согласно разуму. Но это им редко приносит радость или хоть какие-то эмоции. Иногда стоит ошибаться и совершать неправильные поступки, поскольку все знать в теории очень скучно, поэтому не нужно бояться приступать к практике. Следует действовать даже если на эти действия толкают чувства, а не разум. Если этого не делать, то человек не сможет почувствовать себя окончательно счастливым.

Разумными и мудрыми люди становятся с возрастом, а все благодаря тому, что в молодости они были импульсивными и поступали так, как им велит сердце. Действительно, не всегда стоит поддаваться чувствам, поскольку они могут поглотить человека, но когда этот туман развеется, то после будет сложно что-то исправить. Я считаю, что все должно быть в меру. Человек должен все чувствовать, пробовать, но при этом он не должен быть лишенным разума. Внутри должен быть такой баланс, который защитит от лишней эмоциональности или чрезмерного цинизма.

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

«Разум и чувства».Толкование понятий

Разум

  1. Разум - это высшая ступень познавательной деятельности человека, способность мыслить логически, обобщённо и отвлечённо. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  2. Способность мыслить всеобще в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление животных. (Философский энциклопедический словарь)
  3. Разум как нравственная категория — это способность человека отвечать за свои поступки, предугадывать последствия слов, действий.
  4. Разум позволяет человеку всё взвешивать, постигать главное, суть происходящего, и, постигнув, принять верное решение по поводу своих действий и поступков.
  5. Разум способен объективно оценить происходящее, не поддаваться эмоциям, рассуждать здраво. Это понимание того, что происходит вокруг и в самом человеке.
  6. Именно разум позволяет человеку контролировать свои поступки, не выходить за рамки дозволенного, тех законов и моральных принципов, которые приняты в обществе, то есть вести себя « разумно»
  7. Разум - это способность человека выделять истинные ценности в жизни, отличать их от мнимых, ложных. Разумно рассуждая и анализируя, человек способен выбрать верные нравственные ориентиры, идеалы.
  8. Каждый человек сам выбирает свой путь в жизни, для этого ему и дан разум.

Чувства

  1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-то. (Толковый словарь русского языка. Под ред. Д.Н.Ушакова)
  2. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни. (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный)
  3. Чувства как нравственная категория — это способность человека эмоционально воспринимать всё вокруг, переживать, сочувствовать, страдать, радоваться, горевать.
  4. Много различных чувств способен испытать человек. Чувство прекрасного, справедливости, стыда, горечи, радости, неудовлетворения, сопереживания и много-много других.
  5. Одни чувства делают его сильнее. Другие — губят. И вот здесь на помощь приходит разум, помогающий сделать верный шаг.
  6. Чувства делают жизнь человека ярче, насыщеннее, интереснее, да и просто счастливее.
  7. Чувства позволяют человеку субъективно воспринимать окружающее, оценивать происходящее в зависимости от настроения в данный момент. Не всегда эта оценка будет объективной, а часто очень далёкой от неё. Чувства могут захлестнуть человека, а разум не всегда в состоянии утихомирить их. Со временем всё может выглядеть совсем иначе.
  8. Чувства - это сложившееся отношение человека к чему-либо. Многие чувства становятся основой его характера: чувство любви к Родине, уважение близких, старших, чувство справедливости, гордости за страну.
  9. Не нужно путать чувства с эмоциями. Эмоции кратковременны, часто сиюминутны. Чувства же более устойчивы. Они часто определяют сущность личности.
  10. Человек живёт и разумом, и чувствами. Обе эти способности человека делают жизнь насыщеннее, разнообразнее, ценнее. Гармония разума и чувств — признак высокой духовности личности. Она позволяет ему достойно прожить свою жизнь.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Тематическое направление

«Разум и чувства»


Универсальное вступление

  • Чувства – это наша реакция на события внешнего мира, наши внутренние установки. Нравится или не нравится, восхищает или оставляет равнодушным, вызывает страх или уверенность. Разум же - это способность открывать и познавать законы мира.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

  • Нет чувств без разума, и разума без чувств. Как много здесь цветов, тонов, оттенков. «Я Вас люблю» - срывается из уст, А разум с чувствами идут стена на стенку. Они враги, друзья, антитела? Что их роднит, и что их различает? Для разума важней всего дела, А чувства о любви лишь помышляют… Когда они едины – это взрыв. Взрыв счастья, что вокруг всё освещает, А, если врозь - болезненный нарыв, Который, воспаляясь, жить мешает. Все знания без чувств, увы, мертвы. На знаниях нам счастье не построить. Что толку в том, что так разумны мы? Наш разум без любви, так мало стоит!
  • Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…», А разум говорит: «На самом деле Ошибку совершаешь, не спеши! Немного подожди, хотя б неделю…» Так что главней? Всевышний, подскажи… Возможно разум, чудеса творящий, Иль наши чувства, ведь без них, увы, Любви мы не познаем настоящей? Нет чувств без разума и разума без чувств. Цвет белый помогает видеть чёрный. Мир без любви, так неуютно пуст, В нём одинок наш разум непокорный.

Возможные тезисы

  • «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» БЕРУТ ВЕРХ НАД РАЗУМОМ. ГОЛОС МИЛОСЕРДИЯ СИЛЬНЕЕ РАССУДОЧНЫХ ДОВОДОВ.

(Очень часто возникают ситуации, когда человек поступает по велению сердца вопреки голосу разума. Например, так происходит, когда нами движет сочувствие.

Иногда, помогая кому-то, приходится нарушать правила, действовать вопреки своим интересам. Голос милосердия оказывается сильнее доводов рассудка.)


Аргументы

Многие писатели обращались к теме милосердия. Так, в рассказе Валентина Петровича Распутина «Уроки французского» рассказывается об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика (игра на деньги)….

В рассказе Андрея Платоновича Платонова «Юшка» главный герой, именем которого назван рассказ, тоже живёт больше чувствами, нежели руководствуется разумом (почти все заработанные на кузнице деньги – сироте. А сам…)


Возможные тезисы

2. НЕГАТИВНЫЕ ЧУВСТВА ИНОГДА БЕРУТ ВЕРХ НАД ПОНЯТИЯМИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ, ПРОДИКТОВАННЫХ ТАКИМИ ЧУВСТВАМИ, МОГУТ БЫТЬ ТРАГИЧЕСКИМИ.

(Иногда случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида, зависть. Охваченный ими, он совершает достойные осуждения поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же таких действий могут быть трагическими)


Аргументы

Обратимся к рассказу Анны Масс «Ловушка», в котором описывается поступок девочки Валентины. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку:…

Рассказ позволяет задуматься над тем, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, так как они могут спровоцировать жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.


Анна Владимировна Масс (1935 г.р)

Её герои ходят в походы, помогают родителям, учатся в школе, много читают, делают уроки, исправляют плохие оценки, влюбляются, ревнуют, ссорятся… Чаще всего повествование идёт от лица девочки-подростка, переживающей пору взросления, становления личности.


Возможные аргументы

3. РАЗУМ БЕРЕТ ВЕРХ НАД ЧУВСТВАМИ. ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТРАГИЧЕСКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

( Всегда ли человек должен прислушиваться к голосу разума? На первый взгляд кажется, что да. Однако далеко не всегда разум дает верные советы. К сожалению, иногда случается так, что поступки, продиктованные рассудочными доводами, приводят к негативным последствиям)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.П.Чехова «В аптеке». Автор описывает домашнего учителя Свойкина, который, будучи тяжело больным, сразу после приёма врача пришел в аптеку…

Прочитав эту короткую историю, мы видим, что не всегда разумные решения ведут к добру. Порой они имеют весьма трагические последствия.


Аргументы

А в рассказе А.П. Чехова «О любви» мы знакомимся с

грустной историей взаимоотношений главных героев…

. Любовь не может руководствоваться никакими

правилами, однако Алёхин и Анна Луганович

поддавшись зову рассудка, отказываются от своего

счастья, запирают любовь в футляр, и оба глубоко

несчастны

Повесть Альберта Лиханова «Лабиринт».

(Уступая давлению семьи, герой приносит чувства в жертву разуму: он отказывается от любимой работы в пользу заработка)


Возможные тезисы

4. РАЗУМ И ЧУВСТВА.ТРАГЕДИЯ ВЫБОРА

(Чувства или разум? Иногда в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм и обречет себя на трагические последствия; прислушиваясь к разуму, он тоже будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации)


Аргументы

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (Трагедия судьбы пушкинской героини в том, что выбор между разумом и чувством в ее ситуации – это выбор без выбора, любое решение приведет только к страданию (Эпизоды встречи Татьяны с Онегиным после замужества))
  • Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (любовь Андрия к прекрасной полячке)

Возможные тезисы

5. «УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ». ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СУМЕТЬ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЧУВСТВАМИ.

(Поддаваться чувствам или побеждать их? Наверное, однозначного ответа не существует. Конечно, если нами движут «чувства добрые», например, сострадание, желание помочь, то следует прислушаться к ним. Если же это чувства негативные, разрушительные - нужно уметь укрощать их, слушать доводы разума)


Аргументы

Так, в рассказе Анны Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке, Ане Горчаковой, которая сумела выдержать непростое испытание…

Писатель хочет преподать нам урок: как бы ни были сильны негативные чувства, мы должны уметь справляться с ними и идти к поставленной цели, несмотря на разочарования и неудачи.


Домашнее задание (ко вторнику)

Используя первый тезис, написать сочинение на тему

«Всегда ли совпадают разумное и нравственное?»




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта