Главная » 1 Описание » Работа с заиканием у дошкольников. Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания

Работа с заиканием у дошкольников. Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания

Статья о комплексном подходе в коррекции заикания у взрослых и подростков, применяемом в ЦПРиН в отделении логоневрозов.

Статья включает в себя общий план работы. В дальнейшем намереваюсь прислать материал, повествующий более конкретно о разработках в данной области.

Логопедическая работа по коррекции заикания у взрослых и подростков

Заикание не всегда устраняется в детском возрасте. Каждому взрослому заикающемуся, решившему избавиться от речевого нарушения, придется столкнуться с более упроченными патологическими стереотипами протекания речевого акта и с более выраженными психологическими проблемами.

Нейродефектологу-логопеду, работая со взрослыми заикающимися, необходимо помочь пациенту скоординировать дыхательные, голосовые и артикуляционные процессы, «прочувствовать» эту координацию и довести ее до автоматизма. У взрослых пациентов есть ряд преимуществ для логопедической работы. Они осмысленно и сознательно занимаются. Могут подключить волю для достижения своих целей. При этом все понимают, что заикание очень сложное речевое нарушение, которое требует систематической, последовательной работы.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование речи заикающихся с учетом необходимости преодоления или компенсации дефекта.

Логопедическое воздействие в ЦПРиН в отделении логоневрозов осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.
Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения.

На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту. Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи.

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для пациентов. Речевой режим подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регулцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций, воспитание правильной речи.

Исходя из положения о том, что «заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Как и при других невротических нарушениях, в механизмах этого речедвигательного невроза принимают участие психологические, социально-психологические и биологические факторы. Во многих случаях заикания отмечается так называемая органическая » почва» в виде церебральной дефицитарности различного генеза.», в ЦПРиН была разработана комплексная система лечения, в которой объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая различные варианты суггестивного метода с работой по перестройке нарушены отношения личности, в том числе путем использования современной групповой психотерапии. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, психолога, врача психотрапевта, психиатра, невропатолога, специалистов по лечебной физкультуре, массажу и другим методам.» кн. В.М.Шкловский»Заикание».М.1994. стр. 8., стр.176.

Логопедическая работа в условиях дневного стационара состоит из: диагностического периода и периода перестройки патологических навыков в системе комплексного метода лечения заикания.

Диагностический период

Для того, чтобы установить окончательный диагноз и наметить план лечения, необходимо провести тщательное изучение пациентов всеми специалистами отделения (психиатром, психотерапевтом, невропатологом и логопедом).

Обследование речевой функции у заикающихся проводится по общепринятым в логопедии методикам (Л.И.Беляковой, Е.А.Дьяковой, Е.В.Оганесяна, И.А.Поваровой) .В схему логопедического обследования включается изучение состояния строения и подвижности артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голоса, темпа речи. При изучении речевых и моторных нарушений рассматриваются локализация и форма речевых судорог, длительность и частота их проявления, наличие сопутствующих движений, вербальных, двигательных и психологических уловок, отношения обследуемого к заиканию, степень фиксированности на нем. Изучаются анамнестические и клинические данные, определяющие возможные причины появления заикания, определяется группа, к которой можно отнести пациента по классификации В.М.Шкловского:

1 группа — пациенты, у которых не было отмечено стойких невротических нарушений. Речевой дефект (он может быть выражен очень сильно) этих заикающихся существенным образом не повлиял на становление их личностного и социального статуса.

2 группа- пациенты, у которых отмечены стойкие невротические нарушения. Речевой дефект (он может быть выражен очень сильно) этих заикающихся повлиял на становление их личностного и социального статуса.

3 группа- пациенты, у которых отмечаются еще более выраженные невротические нарушения, сочетающиеся с тревожной мнительностью, непреодолимым страхом речи.

Период перестройки патологических речевых навыков состоит из трех этапов:

- подготовительного этапа

В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник по плану:

1. Снятие мышечных зажимов. Постановка диафрагмального дыхания. Отработка длительного равномерного речевого выдоха на звуках, эталоне, автоматизированных рядах, во фразе.

2. Работа над мягкой атакой звука, над слитностью, плавностью голосоведения, полётностью, высотой, силой голоса, пролонгированным произношением гласных звуков, расширением диапазона голосовых модуляций, интонированностью речи.

3. Нормализация темпа речи.

4. Ритмичность речи с опорой ведущей руки, постепенное сворачивание внешней опоры, переход на внутренний ритм.

5. Паузирование речи.

6. Работа с артикуляцией.

7. Использование мимики и жеста в речевом общении.

- этапа закрепления приемов ритмизированной речи на простом речевом материале.

1. Чтение стихотворных текстов с короткой и более длинной строкой.

2. Чтение по ролям басен.

3.Чтение вслух различных по сложности подготовленных и неподготовленных текстов.

4. Перессказ прочитанных текстов.

5. Диалоги по прочитанному материалу.

Этапа автоматизации приемов ритмизированной и просодически окрашенной речи на усложненном речевом материале.

1. Автоматизация навыков техники речи с введением их во все виды речевой деятельности и различных ситуациях.

2. Переход от подготовленных форм речи к самостоятельным импровизациям.

3. Формирование готовности к речевому общению в различных жизненных ситуациях.

4.Воспитание устойчивости к речевым и психологическим трудностям, возникающих в жизненных ситуациях после окончания курса лечения.

Три месяца систематических занятий — это тот минимум, который позволит заикающемуся подростку или взрослому понять, прочувствовать и закрепить в речи приобретенные приемы. Для дальнейшей автоматизации слитной и плавной речи потребуется еще как минимум год контроля со стороны специалиста.

Заикание - один из распространенных дефектов речи. А ее значение для человека неизмеримо велико. Без речи нет общения, друзей и знаний. Заикание препятствует получению любимой профессии и устройству личной жизни. Оно меняет характер, формирует пассивность, ранимость и неуверенность. Кто же лечит заикание? Раньше существовал только один специалист - логопед. В больницах и районных поликлиниках запись к нему была за месяц вперед. Но полного излечения добиться удавалось исключительно редко.

Сегодня времена изменились. Заикание стали успешно лечить психологи, психиатры. Современная наука больше не идет по пути разделения, а компилирует знания, накопленные отдельными дисциплинами.

Таблица. Работа специалистов по лечению заикания

СПЕЦИАЛИСТ

ЛОГОПЕД

ПСИХОЛОГ

ПСИХИАТР

Снимает судороги гортани, губ, языка диафрагмы, грудных и брюшных мышц

Формирует фазовую речь (т.е.ликвидирует рассогласование между скоростью мышления и говорения)

Налаживает синхронизацию речи

Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций

Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью

Налаживает процесс коммуникации

Лечит органическое поражение мозга

Лечит функциональное расстройство ЦНС

Обратимся к таблице. Каждый специалист воздействует на различные области человеческой психики. Логопед восстанавливает структуру речи, психолог закрепляет ее, защищает от возможности «срыва», психиатр контролирует общее состояние пациента. В совместных усилиях - залог успеха.

Известно, что чем дольше ребенок заикается, тем сложнее идет процесс лечения. Поэтому школьные психологи должны стоять на страже этого заболевания, вовремя диагностировать первые симптомы, а также знать элементарные приемы лечения. Предупрежден - значит защищен, гласит народная мудрость.

НАШИ ГЕНЫ

Современная наука относит заикание к группе психосоматических заболеваний. Для его возникновения необходимо сочетание двух факторов: наследственной почвы и чрезвычайных обстоятельств, воздействующих на нее. В истории накопилось немало примеров, подтверждающих передачу заикания по наследству как по мужской, так и по женской линии. Этим недугом в три раза чаще страдают мальчики, чем девочки, причем на возникновение заикания не влияет национальная принадлежность семьи и сфера труда.

Доказано, что по наследству передаются особенности центральной нервной системы (ЦНС), а также межполушарная асимметрия головного мозга.

Недавно меня попросили выступить на родительском собрании в школе. На первой парте прямо передо мной сидели яркая блондинка с огромными зелеными глазами и насупленный мужчина в клетчатой домашней рубашке. Он, похоже, никого не слушал, сосредоточенно писал на листе бумаги, стараясь быть незаметным. Она - мать Ларисы Кудрявцевой, активной девочки, любимицы всего класса. Он - отец Антона Максимова, заикающегося «ботаника», чьих глаз не видно из-за толстой роговой оправы. Я еще раз убедилась, что родители и дети так похожи друг на друга.

Под генетической предрасположенностью детей к заиканию следует понимать не только непосредственное наличие данного дефекта у родителей, но также просто быструю речь, речь с проглатыванием окончаний, нервозность, повышенную требовательность. Ведь просторечные, даже несколько грубоватые выражения «вся в мать» или «весь в отца» подчас бьют не в бровь, а прямо в глаз. В связи с этим я рекомендую психологам, работающим с большими детскими коллективами, завести отдельную тетрадь и заносить туда результаты собственных наблюдений за поведением детей и их родителей. Подчас эти записи могут пролить свет на непонятные с первого взгляда проблемы.

ВНИМАНИЕ, ЛЕВШИ!

Еще в начале нашего века ученый С. Ортон предположил, что заикание возникает в результате «конкуренции» между полушариями головного мозга за контролем над речью. Современная наука высказывается более определенно. Заикание - это неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу. А значит, данная болезнь тесно связана с левшеством. В быту под левшой мы понимаем ребенка, владеющего левой рукой лучше, чем правой. Как ни странно, но в моей практике был только один случай заикающегося леворукого подростка. Значительно чаще заиканием страдают скрытые левши. При этом ведущей является вся левая половина тела, с учетом превалирования левоногости и сенсорного левшества.

Скрытые левши, а также дети с правым профилем асимметрии головного мозга, в отличие от других детей, чаще страдают простудными и инфекционными заболеваниями, но лучше решают анаграммы, чувствуют настроение других людей и проявляют склонность к зеркальному письму. Левши более художественно и эстетически развиты. В моей практике был мальчик шести лет, который давал характеристики цветам. Зеленый был для него шершавым, красный - выпуклым, а синий - мокрым.

Чтобы определить скрытого левшу, выявить круг детей «группы риска», я рекомендую школьным психологам воспользоваться материалами тематического номера еженедельника «Школьный психолог» (№ 7, февраль 1998 г.).

ГРУППА РИСКА

Знаменитый русский психиатр И.А. Сикорский назвал заикание детской болезнью. И действительно, исследования показывают, что заикается только 1% взрослых и 2–3% детей.

Заикание, как правило, начинается в возрасте 1,5–2 лет. Это напрямую связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений, труда и речи. Именно в этом возрасте формируется фразовая речь ребенка, и заикание может возникнуть как следствие рассогласования скорости мышления и скорости говорения. Первый речевой спазм откладывается в долговременную память и извлекается оттуда в момент речи непроизвольно. Впервые заикание проявляется в возрасте до 10–12-ти лет, то есть до окончательного оформления межполушарной асимметрии головного мозга. После этого оно уже не наступает никогда.

Денис К., 7 лет, удивительный мальчик с золотыми кудряшками до плеч. До прихода на прием к психологу заикался в течение года. Он - ласковый и милый, но только до тех пор, пока его не попросят... порисовать. Тогда Денис низко наклоняет голову, закрывает глаза и уши. Он ненавидит краски, цветные карандаши и бумагу. С тех пор как учительница решила научить его рисовать не левой рукой, а правой, он стал заикаться. Для него школа перестала быть радостной встречей с друзьями и учителями, а превратилась в черную затягивающую дыру.

Как видно из примера, катализатором появления первых речевых спазмов могут быть любые чрезвычайные обстоятельства и стрессовые ситуации. Безусловно, они индивидуальны для каждого ребенка. Для одних - это банальный испуг или ссора, для других - развод родителей. Но не всегда заикание возникает после обстоятельств со знаком «минус». Любая стрессовая ситуация, будь то большая радость или ужасное горе, запускают в организме детей гормональный взрыв. Мне известен случай, когда родители зафиксировали первые симптомы заикания у девочки десяти лет, после того как ее свозили к морю. Новые впечатления, пейзажи, необычная пища негативно воздействовали на ее неустойчивую нервную систему.

В связи с этим я рекомендую школьным психологам брать на заметку детей, переживших стрессовые ситуации как положительные, так и отрицательные: сменивших школу и место жительства, участвовавших в олимпиадах, походах, задействованных в общественной жизни класса.

НЕВРОЗ

Кто же такие заики? Нередко их характеризуют как тихих и застенчивых, а временами грубых и взрывных. Основываясь на подобных высказываниях, заикание часто называют неврозом. Но это не совсем так. Правильнее говорить о двух вариантах: сочетании заикания с неврозом и невротическом обрастании заикания.

Основываясь на практике психологического консультирования, могу заключить, что заикание сочетается с тремя основными видами неврозов: неврастеническим, истерическим и неврозом навязчивых состояний. В данном случае первичной проблемой является невроз. Как говорится, потяните за ниточку невроза - вытянете и заикание. Именно поэтому роль психологов в лечении заикания столь велика.

Неврастенических детей отличает тревожность и перенапряжение, связанное с чувством повышенной ответственности за себя, за других, за дело. Неврастеники пугливы, часто высказывают опасения типа «опоздаю», «не смогу», «не по плечу». Они страдают сопутствующими неврозу болезнями желудочно-кишечного тракта.

Анжелина М., 14 лет, первая ученица в классе. Она никогда не прогуливает уроки, всегда выполняет домашние задания. Юбочка ниже колен, строгие косички и никакой косметики на лице. Родители обеспокоены поведением дочери, ведь соседские девчонки уже каблучки надевают, тайком бегают на свидания, а Анжелина за уроками сидит как пришитая. Чтобы разнообразить жизнь дочери, мать отдала ее в секцию тенниса. Теперь девочке катастрофически не хватает времени на то, чтобы сделать все дела на «отлично». С этого момента Анжелина стала часто просыпаться по ночам с жалобами на навязчивые мысли, возникла боязнь школы и ответов на уроках. В это же время появились первые признаки заикания.

Для детей с истерическим неврозом характерно буйное поведение. Таким, известным еще с первобытных времен способом они пытаются привлечь внимание окружающих людей.

Сергей С., 9 лет, красивый мальчик с ангельскими глазами. На приеме психолога ведет себя скромно, улыбаясь отвечает на вопросы. В беседе выясняется, что основная его проблема - ревность за родительскую любовь. После рождения младшей сестренки Сергей ощутил недостаток внимания близких людей и внутреннюю потерянность. Своенравный мальчик не смог смириться с новым положением и стал активно бороться. Плохая учеба, непослушание, истерики - ничего не помогло вернуть первоначальную родительскую любовь. Два года назад во время очередной семейной ссоры испытал судорогу в горле и начал заикаться. С тех пор заикается не постоянно, а эпизодически, только в присутствии родителей.

На подобные случаи особенно хочу обратить внимание психологов. Детям, склонным к истерии, требуется только психотерапевтическая помощь. Логопедическая работа и повышенное внимание к проблеме приведет к закреплению дефекта речи, потому что ребенок «работает на публику».

Сколько раз вам доводилось видеть детей, грызущих ногти или наматывающих волосы на палец? С уверенностью на сто процентов их можно назвать невротиками навязчивых состояний.

Вова Д., 8 лет, худой, неуклюжий мальчик. Он все время сосет палец. И дома и на уроке, во дворе и за телевизором, ни на минуту не вынимая его изо рта. В «борьбе с пальцем» чего только не перепробовали родители и учителя: мазали его горчицей, бинтовали, привязывали руку и бранили. Бились, бились и наконец добились! Появилось заикание.

Глупо обвинять мам и пап, взрослых во всех смертных грехах, ведь они руководствовались лучшими побуждениями. Пройдет еще каких-нибудь пять лет, и ребенок испытает на себе куда большую жестокость - отчуждение сверстников, насмешки противоположного пола, а как следствие - одиночество. Заикающиеся дети мучаются и страдают, ненавидят свой дефект, но одновременно и боятся его.

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ОБРАСТАНИЕ

Если внимательно присмотреться к заикающемуся ребенку во время ответа у доски, то невозможно не отметить выраженные симптомы страха. Заики краснеют, потирают вспотевшие ладони и испытывают спазмы в желудке. Данное состояние называется невротическим обрастанием заикания и подразумевает логофобию (страх речи) и интерперсональный стресс заикающихся. Все заики повышенно чувствительны к насмешкам над ними окружающих людей. Любой смешок за спиной принимают на свой счет.

Данные симптомы проявляются не сразу, они постепенно обостряются в переходном возрасте. В этот период подростки завоевывают себе место в обществе, а заикание тормозит этот процесс, отчего воспринимается крайне болезненно. Степень логофобии обычно соответствует степени заикания, и выяснить ее можно с помощью различных опросников, а также основываясь на мнении самого ребенка. Для этого попросите его оценить собственную речь по шкале от пункта «прекрасная речь» до пункта «самая ужасная речь». Обычно детская самооценка тревоги за речь достаточно хорошо соответствует действительной тяжести заикания.

Многие подростки ставят во главу угла спазмы горла и покраснение лица, наивно полагая, что, избавившись от проявлений страха за речь, вылечат заикание. Они пытаются взять себя в руки, зажимаются, внутренне уговаривают не волноваться, но ничего не помогает и наступает момент полного отчаяния. Это чревато еще и тем, что первая неудача распространяется на все последующее лечение. Даже при достижении неплохих результатов ребенку кажется, что у него ничего не получается. медленно, но неотвратимо приходит неверие в собственные силы.

Страх заикания заключается в желании скрыть дефект речи. Поэтому в борьбе с ним нужно выбрать путь открытости. Как только ребенок признает свою болезнь, то есть сумеет признаться «Я заикаюсь» перед собой и другими, для страха не остается причин и наступает улучшение.

Главная задача психолога при терапии логофобии - разъяснить ребенку, что страх речи и боязнь насмешек есть лишь следствия заикания. Бесполезно лечить болезнь, не воздействуя на ее причины. Ох, как часто, видя страдания заики, мы жалеем его, стараемся оградить, уберечь, входим в положение. И тем самым совершаем непростительную ошибку. Мы вселяем в него надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, не прилагая усилий. А между тем основу лечения заикания составляет требовательность - психолога к пациенту, пациента к самому себе. Только преодолев боль и пройдя тернистый путь до конца, можно ожидать полного выздоровления.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Думаю, что знаю, почему практические психологи так не любят работать с заикающимися детьми. Просто они не понимают, с чего начать. Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство. Школьным психологам я не рекомендую сразу браться за терапию длительных и сложных форм заикания, лучше начать с легких форм, ибо, как сказал один великий философ: «Главное - не вылечить, а не навредить!»

Прежде чем засучив рукава браться за дело, нужно помнить одно важное правило - не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить заикание, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. На основе своего опыта я могу заключить, что излечение заикания только на 30% зависит от квалификации психолога и на
70% – от желания пациента.

Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет) или стал заикаться совсем недавно. Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.

НАЧИНАЕМ ТЕРАПИЮ

«Представь, что ты не умеешь ходить. Стыдно, но ты хочешь научиться, поэтому обратился за помощью в спортивную секцию. Я - тренер, ты - мой подопечный. На наших тренировках я буду учить тебя основным правилам хождения: равновесию, осанке, ритму. Здесь под моим руководством ты будешь только осваивать приемы, но отрабатывать их будешь самостоятельно. Я не стану подгонять тебя и постоянно контролировать. По полученным результатам я увижу, сколько времени и сил ты потратил. Не жди от меня готовых рецептов, ты их не получишь. Приготовься проявить самостоятельность, смекалку, ответственность за поступки и помни, пока ты сам не отважишься «бросить костыли» неуверенности в себе, тебе никто не поможет» - приблизительно с таких слов я начинаю занятия по терапии заикания.

Вначале ребенка нужно научить технике релаксации. Это поможет ему избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей. Расслабление мышц похоже на открытие клетки с птицами. Приходит ощущение свободы, легкости и спокойствия. Такое состояние помогает ребенку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстро забывать неудачи.

Релаксация проводится два раза в день по 5–10 минут, утром и вечером. Время и частоту релаксации можно увеличивать по мере необходимости. Начинается она с принятия удобной позы лежа или сидя в кресле. Глаза необходимо закрыть и под тихую музыку погрузиться в приятные мысли и ощущения. Для этого ребенок должен представить симпатичную картинку: цветы в вазе, красивый горный пейзаж или вспомнить что-то радостное. В релаксации могут участвовать и взрослые, например родители, совместный вариант особенно подходит для маленьких детей.

После проведения релаксации ребенку необходимо выполнить ряд двигательных упражнений. Для рук подойдут «кулачки» - сжимание и разжимание пальцев, для ног «ножницы» - выпрямленные ноги развести в стороны и расслабленные уронить на пол. Для туловища можно использовать «стирку» или «спортсмена». Самыми важными упражнениями в комплексе являются «лягушата» (растягивание губ в улыбку) и «упрямый язык». Они направлены на тренировку органов артикуляции, мышц шеи, непосредственно задействованных в говорении. Кроме этого, научившись по собственному желанию напрягать и расслаблять мышцы, ребенок может снять нервное возбуждение в сложной для него ситуации. Например, глубоко вдохнув и выдохнув, понять, какие мышцы у него напряжены, и расслабить их.

Многие заикающиеся дети не знают правил речи. Почему люди, в отличие от животных, научились говорить? Дело тут не столько в объеме мозга, сколько в привычной мелочи, на которую никто не обращает внимания, - люди умеют дышать через рот! Когда нужно высказаться, мы, не задумываясь, набираем в легкие воздух. Заики же не знают основных речевых законов, отсюда их неминуемые срывы и ошибки. Правила речи таковы: прежде подумай, потом скажи; говори только на выдохе в спокойном темпе; помни о гласных звуках; делай паузы; ставь смысловые ударения; в разговоре смотри на собеседника.

Последнее правило вызывает у заикающихся детей и подростков особые трудности. Речевые дефекты часто толкают их на ссоры, обиды и отчуждение. Заик называют злыми, мрачными, подозрительными. Часто, промолчав в школе, ребенок не может сдержаться дома и срывает зло на близких людях. На занятиях я учу детей правильно вести себя в конфликтных ситуациях: разволновался - возьми «тайм-аут», спроси, чем вызвал неодобрение, если виноват, попроси прощения, используй юмор. Одна улыбка чего стоит! Ей можно выразить удовольствие, превосходство, зависть, назидание и неодобрение. На моих занятиях дети пишут себе плакаты со словами: «Ищи все возможности войти в положение того, с кем общаешься» или «Злоба - это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».

Огромное значение для заикающихся детей и подростков имеют психотерапевтические беседы. Темы могут быть разными. Можно прочитать рассказ о находчивости человека или рассказать смешной случай. Порой нужно просто выслушать ребенка и ободрить, ответить на возникшие вопросы. Дети думают, что, научившись говорить без запинок, сразу станут интересными собеседниками, лидерами коллектива. Но кроме правильной речи, нужно обладать разносторонними знаниями, которые будут востребованы другими людьми. Для этого необходимо много читать, узнавать, запоминать. Лечение заикания - это только начало большого пути по исправлению себя.

Марина КУЗЬМИНА, психолог

Публикация статьи произведена при поддержке дезинфекционной службы «Дезслужба Гранд Сервис». Дезинфекционная служба города Москвы «Дезслужба Гранд Сервис» предоставляет профессиональные услуги дезинфекции, дератизации и дезинсекции. Специалисты дезинфекционной службы в самые краткие срок и по выгодной цене помогут избавиться от клопов, блох, крыс, мышей и тараканов, уничтожат муравьев, короедов, комаров, и микробы вирусов. Большой опыт успешной работы, современное оборудование, эффективные препараты и бесплатное гарантийное обслуживание всех проводимых работ обеспечивают выполнение услуг соответствующих самыми высокими стандартами качества и надежности. Узнать больше о предложении дезинфекционной службы «Дезслужба Гранд Сервис» можно по адресу www.dezinfektor.msk.ru

Авторы первой отечественной методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного возраста Н. А. Власова и Е. Ф. Pay строят нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей.

Н. А. Власова различает 7 видов речи, которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками: 1) сопряженная речь, 2) отраженная речь, 3) ответы на вопросы по знакомой картинке, 4) самостоятельное описание знакомых картинок, 5) пересказ прослушанного небольшого рассказа, 6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам), 7) нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

Е. Ф. Pay видит задачу логопедической работы в том, «чтобы, путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию». Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

На первом этапе предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация. На втором этапе дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед. На третьем, завершающем этапе детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни

В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Pay положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика являлась одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы.

Своеобразная система коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности была предложена Н. А. Чевелевой. Автор исходит из психологической концепции о том, что развитие связной речи ребенка осуществляется путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями), а затем на протяжении дошкольного периода контекстная и ситуативная формы речи сосуществуют (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). Поэтому последовательность речевых упражнений с заикающимися детьми усматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям и включает в себя следующие формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.

Система последовательного усложнения речи предусматривает также постепенное усложнение объекта деятельности через увеличение числа отдельных элементов работы, на которые распадается весь трудовой процесс при изготовлении поделок.

Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов:

Пропедевтический. Основная цель - привить детям навыки организованного поведения, научить слышать немногословную, но логически четкую речь логопеда, ее нормальный ритм, временно ограничить речь самих детей.

Сопровождающая речь. В этом периоде допускается собственная речь детей по поводу одновременно совершаемых ими действий. Наибольшую ситуативность речи обеспечивает постоянная зрительная опора. При этом она усложняется в связи с изменением характера вопросов логопеда и соответствующим подбором поделок.

Завершающая речь - дети описывают уже выполненную работу или часть ее. Путем регулирования (постепенного увеличения) интервалов между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного достигается разная сложность завершающей речи. При постепенном уменьшении зрительной опоры на выполненную работу осуществляется последовательный переход к контекстной речи.

Предваряющая речь - дети рассказывают о том, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи предусматривает рассказы детей о всем процессе изготовления той или иной поделки, их вопросы и ответы о своей деятельности, высказывания по собственному желанию и т. д.

В методике Н. А. Чевелевой реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе ручной деятельности на основе одного из разделов «Программы воспитания и обучения детей в детском саду».

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

При прохождении программы массового детского сада с заикающимися детьми предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановку некоторых тем занятий, удлинение сроков изучения более трудных тем и др.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором - предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова - при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Методика В. И. Селиверстова преимущественно рассчитана для работы с детьми в медицинских учреждениях (в амбулаторных и стационарных условиях) и предполагает модификацию и одновременное использование разных (известных и новых) приемов логопедической работы с ними. Автор считает, что работа логопеда всегда должна быть творческой и поэтому в каждом конкретном случае необходим разный подход к детям в поиске наиболее эффективных приемов преодоления заикания.

В предложенной автором схеме последовательно усложняемых логопедических занятий с детьми выделяются 3 периода (подготовительный, тренировочный, закрепительный), в процессе которых речевые упражнения усложняются в зависимости, с одной стороны, от степени самостоятельности речи, ее подготовленности, громкости и ритмичности, структуры, а с другой - от разной сложности речевых ситуаций: от обстановки и социального окружения, от видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение.

В зависимости от уровня (порога) свободной речи и особенностей проявления заикания в каждом конкретном случае задачи и формы речевых упражнений различаются для каждого ребенка в условиях логопедической работы с группой детей.

Обязательным условием логопедических занятий является их связь со всеми разделами «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» и прежде всего с игрой как основным видом деятельности ребенка-дошкольника.

Значение дифференцированных психолого-педагогических методов воспитания и обучения раскрыто в методике Г. А. Волковой.

Система комплексной работы с заикающимися детьми 2-7 лет состоит из следующих разделов: 1) методика игровой деятельности (система игр), 2) логоритмические занятия, 3) воспитательные занятия, 4) воздействие на микросоциальную среду детей.

Система игр, составляющая собственно содержание логопедических занятий, включает следующие виды игр: дидактические, игры с пением, подвижные, с правилами, игры-драматизации на основе стихотворного и прозаического текста, игры в настольный теннис, пальчиковый театр, творческие игры по предложению логопеда и по замыслу детей. На занятиях с детьми в первую очередь реализуется принцип игровой деятельности.

Условно выделяются следующие этапы: обследование, ограничение речи детей, сопряженно-отраженное произношение, вопросо-ответная речь, самостоятельное общение детей в разнообразных ситуациях (различных творческих играх, на занятиях, в семье, программного материала детского сада (с изменением последовательности прохождения тем) и направлено на осуществление коррекционных, развивающих и воспитательных целей. Занятие строится в едином сюжете таким образом, чтобы все его части отражали программное содержание.

Направленность рассматриваемой методики в отношении заикающихся детей от 2 до 4 лет и детей от 4 до 7 лет различна. В первом случае стоят задачи не столько коррекционного, сколько развивающего обучения и воспитания детей. В этом возрасте логопедическая работа имеет профилактический характер. В работе с заикающимися детьми от 4 до 7 лет ведущее значение приобретает коррекционная направленность логопедического воздействия, поскольку сформированные в процессе индивидуального развития личностные особенности влияют на характер речевой деятельности заикающегося и определяют структуру дефекта.

Методика игровой деятельности направлена на воспитание личности и на этой основе - на устранение дефекта.

В практике логопедической работы с заикающимися детьми (методика И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенский) игры и игровые приемы используются для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия: режима относительного молчания; воспитания правильного речевого дыхания; общения короткими фразами; активизации развернутой фразы (отдельных фраз, рассказа, пересказа); инсценировок; свободного речевого общения.

Таким образом, совершенствование логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного возраста обусловило к 80-м годам XX в. разработку различных методик. Речевой материал логопедических занятий усваивается дошкольниками в условиях поэтапного воспитания речи: от сопряженного произношения до самостоятельных высказываний при назывании и описании знакомых картинок, пересказе прослушанного небольшого рассказа, рассказывании стихотворений, ответах на вопросы по знакомой картинке, самостоятельном рассказывании об эпизодах из жизни ребенка, о празднике и т. д.; в условиях поэтапного воспитания речи от режима молчания до творческих высказываний с помощью игровой деятельности, дифференцированно используемой в работе с детьми от 2 до 7 лет; в условиях воспитания самостоятельной речи (ситуативной и контекстной) с помощью ручной деятельности.

Логопед обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся детей, их индивидуально-психологическими особенностями. Указанные методики логопедического воздействия на заикающихся дошкольников разработаны в соответствии с «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», являющейся обязательным документом как для массовых детских садов, так и для специальных речевых детских садов и речевых групп при массовых детских садах. Методики направлены на организацию логопедической работы в рамках «Программы воспитания детей в детском саду», поскольку в конечном итоге заикающиеся дети, усвоив навыки правильной речи и знания, определенные программой, далее обучаются и воспитываются в условиях нормально говорящих сверстников. Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое расстройство и связанные с ним отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п., помогает заикающемуся ребенку социально адаптироваться в среде правильно говорящих сверстников и взрослых.

Влияние средового фактора и личностных качеств ребенка на протекание и коррекцию заикания

Заикание известно, наверное, столько же, сколько существует человечество. В последние десятилетия наметились некоторые новые тенденции в изучении и коррекции заикания самых разных форм, зависящих от механизма образования и восприятия пациентом своего речевого дефекта.

Многие ученые, исходя из учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и рассматривая заикание как логоневроз, отмечают, что оно чаще возникает и развивается у детей с нервно-психическими отклонениями.

Исследования лаборатории логопедии НИИ дефектологии под руководством Р.Е. Левиной определили новый подход к проблеме устранения заикания у дошкольников. Различные проявления заикания у детей связываются с условиями их общения, особенностями общего и речевого поведения, эмоционально-волевой сферой, рассматриваются, как расстройство речи с преимущественным нарушением ее коммуникативной функции (Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелёва и др.).

Успешно разрабатывается принцип изучения заикания во взаимосвязи с другими сторонами психической деятельности. В частности, ставится вопрос о преодолении заикания у дошкольников путем воздействия на внеречевые процессы, влияющие на функционирование речевой деятельности. Особое внимание при этом обращается на коррекцию нежелательных черт общего и речевого поведения, эмоционально-волевой сферы заикающихся детей, таких как неуравновешенность, импульсивность в поведении и речи, слабость волевого напряжения, неорганизованность, несамостоятельность.

Заикание - это не только медико-педагогическая проблема. Огромное влияние на протекание заикания и его коррекцию оказывают личностные и социальные факторы. Подтверждением правильности этого вывода служит то, что устранением негативных черт характера, изменением отношения окружающих к ребенку можно значительно улучшить его речь, а иногда и полностью избавить от заикания.

При поступлении ребенка в логопедическую группу логопеду необходимо изучить документацию: педагогическую и речевую характеристику, медицинскую выписку из истории развития, параллельно проводя наблюдение за ним, отмечая его контактность, степень речевой активности. Особенно интересны его личные качества: наличие или отсутствие воли, выдержанности, умение строить отношения с окружающими.

Несомненно, информация о ребенке поступает от родителей и близких. Беседуя с ними, логопед получает информацию о развитии ребенка, его характерных особенностях, умении строить отношения с окружающими. Все это важнейшие факторы в успешной коррекции заикания. Только самым тщательным образом обследовав ребенка, изучив его окружение, жизнь, можно составлять индивидуальный план коррекции общего и речевого развития. В план могут быть включены следующие пункты: занятия с психологом, консультация психиатра, занятия спортом, музыкой, фитотерапия и многое другое.

Приступая к коррекции заикания , можно не ограничиваться традиционными логопедическими занятиями, а стараться устранить негативные черты характера ребенка, наладить его отношения с окружающими. Таким образом, каждая минута пребывания ребенка в группе становится коррекционной.

Рассмотрим на примере поведения некоторых детей, посещавших логопедическую группу.

Саша К. 5 лет. Поступил в группу с диагнозом «Заикание тоно-клонической формы, средней степени тяжести, ФФНР».

Анамнез: компенсированная гидроцефалия, расщепление верхней губы, короткая подъязычная связка, плоскостопие.

Несмотря на все беды, свалившиеся на ребенка, он имел достаточно высокий уровень интеллектуального развития, но физически был очень слабым и болезненным, слабой была его и нервная система. Мальчик пребывал в постоянном напряжении, часто плакал, долго ни с кем не мог подружиться. При всем том сущей бедой стал для него явно завышенный уровень притязания к жизни и окружающим. Он хотел «все и сразу». Он везде и всюду должен был быть первым и главным, начиная от одевания на прогулку и кончая ведущей ролью в игре.

Поскольку физическое и психическое состояние мальчика не соответствовало уровню его притязаний, он постоянно находился в состоянии психологического дискомфорта, часто выливающегося в истерику, что провоцировало тяжелую степень заикания.

Ошибка родителей состояла в том, что они поддерживали в нем стремление всегда и во всем быть первым, не учитывая при этом его возможностей. В беседе с ними необходимо было убедить их, что на данном этапе важно укрепить физическое состояние мальчика, его нервную систему, научить радоваться тому, что он имеет уже сегодня, а не «рваться в облака».

Провели курс медикаментозного и физиотерапевтического лечения, назначенный детским психиатром, с ребенком проводились занятия физкультурой. Одной из основных задач логопеда, психолога, воспитателя в данной ситуации являлась ежедневная, кропотливая работа над улучшением характера ребенка. Необходимо было убедить ребенка в том, что ни один человек на земле не может всегда и во всем быть первым, научить его радоваться тому, что он просто вышел на прогулку и неважно - первый или пятый.

Совместный с родителями труд дал свои результаты. К концу учебного года мальчик заметно подрос, окреп, стал спокойнее, веселее, общительнее, а главное, уже не рвался в «первые». Заикание практически исчезло. Учился с большим желанием, первый класс закончил на «4» и «5». Высокий уровень интеллектуального развития дал ему возможность без особого труда по многим направлениям обгонять своих сверстников и действительно становиться первым. Рецидивов заикания не было.

Сережа А. 6 лет. Поступил в группу с заключением «Заикание тоно-клонической формы, тяжелой степени. Произношение в норме».

Анамнез не отягощен. У Сережи наблюдалось раннее бурное развитие речи (в полтора года - фраза), которое еще и форсировалось. Мальчик с высоким уровнем интеллектуального развития, информирован не по возрасту, речь его насыщена терминами из географии, ботаники, математики. (Брат мальчика учится в шестом классе, уроки готовят вместе.) Семья неблагополучная, папа злоупотреблял алкоголем. Частые скандалы и ссоры создавали в семье хронически напряженную обстановку.

Обследовав мальчика и среду, в которой он проживал, специалисты пришли к выводу, что заикание носило явно невротический характер и было обусловлено хронической психической травматизацией. Свое «черное дело» сделало и раннее, форсированное развитие речи, чрезмерная, не по возрасту, информированность. Программа С.А. Мироновой для него явно не подходила, так как слова расскажи, повтори, назови были для него просто провокаторами заикания. Если в свободной речи мальчик, увлекшись рассказом, мог практически не заикаться, то на занятиях дело доходило до курьезов. Показывая картинку с нарисованным попугаем, логопед просит: «Сережа, назови, кто это?» Сережа: «П… п… п…». Сосед не выдерживает, подсказывает: «Попугай». Сережа (без единой запинки!): «Да подожди ты, я сам знаю, меня ведь спросили!» - и снова начинает: «П… п… п…».

Детский психиатр назначил Сереже успокаивающие препараты, физиотерапевтическое лечение. Педагоги совместно с психологом разработали индивидуальную программу психо-логопедагогической коррекции. В свою очередь на беседу пригласили папу. Ему объяснили, какой у него умница сын, как он страдает от поведения отца и неустроенности в семье. Папа изумился тому, что заикание ребенка напрямую связано с его пьянством. Он был уверен, что заикание - это самостоятельное, неизлечимое заболевание. Ему и маме порекомендовали чаще бывать с сыном, создать спокойную обстановку в семье, посещать занятия и утренники в группе. Конец истории - как в сказке. Папа перестал злоупотреблять выпивкой, начал уделять внимание сыну. Отношения в семье стали налаживаться, постепенно угасало и заикание. Мальчика наблюдали в течение 3 лет после выписки. Учился он в школе на «отлично», заикание проявлялось очень редко, в моменты сильного волнения.

Марина К., 5 лет. Поступила в группу с заключением «Заикание клоно-тонической формы средней степени тяжести, общее недоразвитие речи III уровня, задержка психического развития».

Анамнез: врожденный гипотиреоз, пиелонефрит. Девочка отстает в физическом и психическом развитии,слаба, пуглива, замкнута. Внешне Марина очень мила - белокурая девочка с маленьким кукольным личиком, большими голубыми глазами, пропорционально сложена, всегда опрятно одета и причесана. С самого рождения девочки родителей заботило ее физическое здоровье. Ее постоянно лечили, оберегали от простуды, физической нагрузки, волнений. Делали за нее буквально все. Она была для родителей прелестной «куклой», игрушкой. И как-то не заметили, что девочке уже 5 лет, а в психическом и речевом развитии она «застряла» где-то на уровне 3 - 4 лет. Специалисты рекомендовали родителям постепенно освобождать Марину от гиперопеки, предоставлять ей большую самостоятельность, обратить особое внимание на ее психическое развитие.

В группе в первую очередь специалистами была организована работа по преодолению речевого недоразвития.

Марина очень трудно шла на контакт с детьми, взрослых же просто боялась. Необходимо было побороть этот страх. На индивидуальных занятиях с логопедом вела себя спокойно, раскованно, но с появлением в кабинете третьего лица снова замыкалась, не могла вымолвить ни слова.

В упорном труде прошло несколько месяцев и наконец результаты стали очевидны. Марина овладела произношением всех звуков, выучила несколько стихотворений, стала более самостоятельной и уверенной. Ей давали несложные поручения, при выполнении которых необходимо было общаться с другими людьми (отнести, принести что-либо, позвать няню, логопеда). Важно отметить: вначале поручения были такого характера, что можно было обойтись без слов, а затем уже необходимо было применять речь. Девочка с удовольствием принимала участие в играх, развлечениях, уже претендовала на ведущую роль. К концу первого года обучения задержка психического и речевого развития была преодолена. Марина могла самостоятельно сходить в магазин за хлебом и молоком. Заикание постепенно, но стабильно шло на убыль.

Еще одно событие закрепило успех в преодолении проблемы. У Марины появился братик. Роль старшей сестры и маминой помощницы ей очень понравилась. Она с удовольствием помогала маме ухаживать за малышом, становилась все более уверенной и смелой. Со слов мамы - рецидивов заикания не было.

Подобным образом можно рассказать о каждом поступающем в логопедическую группу заикающемся ребенке , обладающем своим характером, привычками. И это нелегкая задача - избавить его от всего, что отрицательно влияет на речевое развитие. Застенчивого ребенка нужно сделать общительным, заносчивого - скромным. злого - добрым. Ведь только избавившись от отрицательных черт характера, от пагубно влияющей отрицательной среды, дети могут избавиться от заикания.

Многолетняя работа логопедов, врачей, психологов, воспитателей в теснейшем контакте с родителями и людьми, окружающими ребенка, показала, что это направление в комплексе с традиционными логопедическими занятиями не потеряло свою актуальность и по сей день.

В настоящее время существует ряд логопедических методик по устранению заикания. Их можно рассматривать в зависимости от возраста заикающихся: работа с дошкольниками, школьниками, подростками и взрослыми.

В специализированных стационарах заикающиеся дети находятся 3--4 месяца. Примерно месяц составляет подготовительный период, 1,5--2 месяца -- тренировочный и около месяца -- закрепительный.

Особенностью этой системы является то, что курс лечения делится на 3 цикла. Первоначально дети находятся на лечении 2 месяца (первый цикл), затем следует месячный перерыв; после чего снова 1,5 месяца лечения (второй цикл) и 2,5 месяца -- перерыв; наконец, последний (третий цикл) -- 1 месяц лечения и окончательная выписка ребенка из стационара.

Первый цикл (2 месяца, 48 занятий) -- активная перестройка речи. Оптимальная цель первого цикла -- полностью реализовать задачи подготовительного и тренировочного периодов. По времени реализации схематично это выглядит так: 6 занятий -- обследование и знакомство с детьми; 20 занятий -- подготовительный период; 22 занятия -- тренировочный период.

С первого дня пребывания ребенка в стационаре и до начала тренировочного периода для детей создается щадящий режим.

В дни обследования дети находятся на постельном режиме под наблюдением воспитателя и медицинской сестры, которые организуют спокойные игры, занятия, читают сказки, прослушивают пластинки и т.д. . Речевое общение детей резко ограничено; разрешается только в необходимых случаях и только шепотом.

В это же время проводится первичная магнитофонная запись речи детей . Логопед разучивает с детьми речевую зарядку, проводит успокаивающие и стимулирующие беседы. Комплектуются группы детей для индивидуальной логопедической работы.

Собственно, с обследования речи детей и с максимального ограничения их речи начинается подготовительный период логопедической работы. Задачи и формы подготовительного и тренировочного периодов изложены выше.

Особенности их в стационаре будут выражаться лишь в следующем:

1) В условиях стационара нет возможности в тренировочный период предусмотреть усложнение речевых ситуаций вне его.

2) Перед окончанием первого цикла лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми проводится только одно сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Оно как бы подытоживает достигнутые результаты работы над речью ребенка.

3) Логопедическая работа в стационаре тесно связывается с воспитательской. Логопеды свои коррекционные занятия строят на материале, рекомендованном «Программой» воспитания детей дошкольного возраста, используют формы проведения занятий и игр для обычных дошкольных учреждений. В свою очередь воспитатели общеобразовательные занятия и воспитательные мероприятия соотносят с логопедическими задачами. На своих занятиях воспитатели ориентируются на речевые возможности каждого ребенка; своевременно информированные об успехах ребенка на логопедических занятиях, они закрепляют результаты логопедической работы с ним на воспитательных занятиях и в общережимные моменты.

4) Весьма своеобразна работа с родителями. Прерывность курса лечебно-педагогической работы в стационаре требует известной логопедической осведомленности родителей, чтобы в перерыве между циклами лечения ребенка не сорвать достигнутые результаты и закрепить их. С этой целью в течение первого цикла пребывания ребенка в стационаре с родителями один раз в неделю (в субботу или воскресенье) проводится занятие по логопедическому минимуму.

Первое занятие. Лекция-беседа о заикании у детей, об особенностях лечения в стационаре, о роли родителей в этом процессе.

Второе занятие. Лекция-беседа о психологических особенностях заикающихся детей, о комплексе лечебно-педагогической работы с заикающимися (с характеристикой поведения и лечения в данное время каждого ребенка. В беседе принимает участие врач-невропатолог).

Третье занятие. Беседа о направленности логопедических занятий, о логопедических приемах. Открытое логопедическое занятие (родители присутствуют на занятиях с той группой детей, где нет их ребенка). Обсуждение этого занятия.

Четвертое занятие. Присутствие родителей на открытом логопедическом занятии с детьми (в группе, где находится их ребенок). Обсуждение этого занятия.

Пятое занятие. Беседа о результатах устранения заикания у детей за первый цикл их пребывания в стационаре (используется сравнительная магнитофонная запись), о задачах, стоящих перед родителями на полуторамесячный перерыв в лечении их ребенка (даются отдельно рекомендации каждому родителю).

Каждое занятие с родителями завершается свиданием с ребенком. Это стимулирует обе стороны: родителей к занятиям по логопедическому минимуму, детей к хорошей речи и поведению, чтобы порадовать родителей своими успехами. Логопедам необходима такая работа, так как появляется возможность тренировать речь ребенка в усложненных условиях. Все это требует тщательно продуманной системы проведения всего родительского дня, вплоть до вопросов и ответов между родителями и ребенком.

Выпуск детей из стационара оформляется красочно, радостно, в виде веселого утренника.

В течение 1,5 месяцев перерыва в лечении ребенка родители должны создать для него дома необходимое отношение со стороны окружающих, организовать ежедневное проведение речевых зарядок и занятий по указаниям логопеда, соблюдать предписание врача.

Второй цикл (1,5 месяца -- 36 занятий) -- подкрепляющая терапия. 8 занятий этого цикла отводятся для тренировки правильной речи ребенка на здоровых участках речи (подготовительный период) и 28 занятий -- для закрепления навыков правильной речи и поведения в разной ситуации, в процессе разной деятельности, на разном по сложности речевом материале (тренировочный период).

Логопедические занятия в подготовительный период этого цикла начинаются с восстановления элементов правильной речи, с разучивания новой речевой зарядки. Детям демонстрируется их речь, записанная в начале первого цикла лечения и перед их выпиской из стационара.

Обращается внимание на успехи, которые они сделали за первый цикл лечения. Одновременно ведется наблюдение за ребенком: что сохранил, что приобрел за время пребывания дома. Логопедические занятия начинаются с первого дня.

В тренировочный период этого цикла (примерно с середины его) предусматривается сокращение времени логопедических занятий до 1,5--1,40 (вместо 2--2,30). Специальные логопедические занятия постепенно заменяются общеобразовательными. Занятия проводятся, как и прежде, логопедом, но основная цель занятий постепенно меняется -- логопедические задачи сменяются общеобразовательными. Логопедическое занятие, таким образом, постепенно превращается в логопедизированное воспитательное занятие.

Индивидуальная логопедическая работа по устранению сопутствующих недостатков речи проводится с детьми параллельно с общими занятиями.

В конце тренировочного периода проводится сравнительно-обучающее магнитофонное занятие. Настоящая речь сравнивается с первичной записью, сделанной при поступлении ребенка на первый цикл лечения. Выписка из стационара оформляется в виде утренника-концерта. Участвуют все дети.

Интенсивность занятий с родителями во втором цикле лечения несколько снижается. Родительские дни устраиваются 1 раз в 2 недели.

Первое занятие. Обсуждение результатов работы родителей с ребенком (высказывание каждого родителя). Открытое логопедическое занятие с его обсуждением.

Второе занятие. Обсуждение результатов лечебно-воспитательной работы с ребенком в стационаре (выступления логопеда и врача). Открытое логопедическое занятие с его обсуждением.

Третье занятие. Прослушивание сравнительной магнитофонной записи речи детей в настоящее время и первичной при поступлении на первый цикл лечения. Рекомендации логопеда, врача по работе с ребенком в домашних условиях после его выписки.

Задача родителей: в течение 2,5 месяцев перерыва в лечении закрепить у ребенка в домашних условиях навыки правильной речи и поведения, приобретенные им в стационаре. Ежедневные речевые зарядки и занятия, строгое выполнение рекомендаций логопеда и врача -- в этом залог успешной работы родителей.

Третий цикл (1 месяц -- 24 занятия) -- закрепление навыков правильной речи. Он состоит из подготовительного периода (3 занятия), тренировочного (5 занятий) и закрепительного (16 занятий).

На первых занятиях проводится изучение ребенка; демонстрируются магнитофонные записи речи детей при поступлении на первый цикл лечения и перед выпиской после второго цикла; разучивается новая речевая зарядка; отрабатываются и восстанавливаются элементы правильной речи на ее здоровых участках.

В последующие 5 занятий интенсивно проводятся речевые упражнения разной сложности и в разных ситуациях. После чего, не меняя сложности упражнений, логопедические занятия постепенно заменяются воспитательскими с их задачами и спецификой проведения. В закрепительный период логопедический стационар для дошкольников напоминает обычный круглосуточный детский сад, где в группе работают как бы два воспитателя: один -- утром, другой -- вечером. Отличительной его чертой является малокомплектность группы и обязательная логопедизация всех занятий с детьми. Перед окончанием лечения проводится последнее магнитофонное сравнительно-обучающее занятие. К выпуску детей готовится праздничный концерт, в котором принимают участие все дети.

Работа с родителями в этом цикле не отличается от предыдущего -- занятия по той же схеме один раз в две недели.

В заключение отметим, что преимущества изложенного выше курса лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми в условиях стационара выражаются в следующем:

1) Без удлинения срока пребывания заикающегося ребенка в специализированном стационаре увеличивается время логопедической работы с ним. Ребенок фактически находится под наблюдением в течение 9 месяцев.

2) Переход ребенка из своеобразных условий специализированного стационара в домашние осуществляется не резко, а постепенно.

3) В случаях успешной коррекционной работы с ребенком появляется возможность ограничить срок его пребывания в стационаре, т.е. провести только первый и третий цикл лечения или второй и третий для детей, уже ранее занимавшихся с логопедом. Таким образом, различная направленность каждого цикла позволяет учесть индивидуальные особенности детей, варьировать необходимые формы лечебно-педагогической работы с ними. Это в свою очередь разрешает увеличить и пропускную способность специализированного стационара.

4) Предложенная система, с одной стороны, способствует более тесному контакту логопеда и родителей и, в частности, значительно активизирует роль родителей в коррекционно-воспитательной работе с ребенком.

5) С другой стороны, теснее переплетается взаимодействие логопеда и воспитателя. Логопед, последовательно перестраивая логопедические занятия, включает общеобразовательные задачи, более глубоко представляет себе общие задачи воспитательной работы с детьми. Это существенно отражается и на его руководстве работой воспитателя в стационаре; конкретизируются задачи логопедических и общеобразовательных занятий и режимных моментов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта