Главная » 1 Описание » Сохранение многообразия видов. Проблема сохранения биологического разнообразия планеты

Сохранение многообразия видов. Проблема сохранения биологического разнообразия планеты

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи:

Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Применять умения работы с компьютером,

Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

    Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

    Презентация.

    Распечатки материала.

Содержание урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

Защита презентаций обучающихся;

Тесты (самопроверка). Оцените (по желанию) всю свою деятельность на уроке (поставьте оценку в лист «контроля усвоения материала» и сдайте с тестом учителю).

Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

    Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаемым

б)неисчерпаемым

в)возобновимым

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Основные вопросы. Какие факторы влияют на разнообразие природы? В чем заключается проблема сохранения природного разнообразия на Земле?

Проблема сохранения природного разнообразия на Земле. При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли, возникает проблема сохранения природного разнообразия . Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Рис.6.8 . Основные факторы изменения биоразнообразия и природных комплексов(определите по схеме, какие основные факторы оказывают на разнообразие природы в умеренном поясе? . Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания . Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания. Природное разнообразие – это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. Каждый участок Земли выполняет свою функцию на Земле. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Природоохранные территории. В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от воздействия хозяйствования. Для сохранения природы организуются особо охраняемые территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограничено охраняемые . В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8% от площади государства.

Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природным лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира около 2% площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники Астраханский, Ильменьский (Россия).

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский, Мамонтова пещера, Секвойя и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения.

Первым национальным парком Беларуси стала Беловежская пуща , биосферным – Березинский. К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники – участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

1.Какие функции выполняют заповедники, национальные парки? *2. Объясните проблему сохранения природного разнообразия. **3. Опишите природные зоны местности своего проживания. **4. Сформулируйте проблему создания охраняемых территорий почв.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообра-зие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает раз-нообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие - это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сооб-ществ и экологических процессов в биосфере. Необходимо по-нимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий пред-мет для изучения.

Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за «отсутствия притока свежей крови» вследствие, например, разде-ления некогда единого ареала на части, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, в первую очередь антропогенных. Снижение биоразно-образия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к нарушению их го-меостаза, в конечном счете - к их уничтожению

Поддержание биоразнообразия необходимо по многим при-чинам , не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промыш-ленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богат-ство окружающего нас мира

По наиболее взвешенным оценкам биологов, на Земле имеет-ся около 10 млн. видов живых- организмов. Систематики дали на-звание только 1,4 млн. видов. Существует невообразимое множе-ство пока еще «неопознанных» микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.

Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Централь-ной и Западной Африки, а также Латинской Америки характери-зуются наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтоже-ния лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех же районах. Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропи-ческих лесов (территория, в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропи-ческих лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропиче-ских лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% - к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение по-следующих 25 лет будут обречены на уничтожение еще 15% ви-дов, обитающих на Земле. Леса умеренного климата характери-зуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Следует иметь в виду, что существует разница между «собственно вымиранием» и «обреченностью на вымирание». Не-которые виды могут продолжать свое существование на протяже-нии нескольких поколений, но в итоге они исчезают из-за влияния факторов, неопасных для видов с нормальной численностью, на-пример, из-за неурожая, эпизоотии, разрушения мест обитания, уничтожения кладок яиц и т. д. Иными словами, когда численность видов или популяций высокая, шансов выжить у них значительно больше, чем у малочисленных видов или популяций.

Разрушение мест обитания - не единственная причина сни-жения биоразнообразия. К другим причинам относится фрагмен-тация. Так, для выживания некоторых видов, например, журав-лей, одно огромное болото имеет значительно большее значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Некоторым хищникам, например, волкам, для охоты нужны об-ширные территории

Под снижением биоразнообразия понимается не только уменьшение числа видов, живущих на данной территории, но и качественные изменения экосистем, когда взамен одних видов по-являются другие, не характерные для местных природных сооб-ществ. Важную роль в этом процессе может играть интродукция - перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. При отсутствии на новом месте жительства естественных врагов вид начинает бурно размножаться, вытесняя другие виды. В таких случаях интродукция может привести к снижению биоразнообразия. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции - появление коло-радского жука в Европе и кролика в Австралии.

В Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро, отмечается, что «утрата биоло-гического разнообразия на планете продолжается главным обра-зом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию».

Основные причины утраты биологического разнообразия, от-меченные в Конвенции, включают:

возрастающую численность населения;

возрастающее потребление ресурсов;

пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;

плохо продуманную государственную политику в области использования природных ресурсов;

негативное влияние международной торговли;

несправедливое распределение ресурсов;

непонимание или игнорирование значения биологиче-ского разнообразия.

Образ жизни пещерного охотника привел к уничтожению не-которых видов животных, например, мамонтов и шерстистых но-сорогов. Земледелие уже во времена древних цивилизаций стало причиной экологических катастроф - образования пустынь и све-дения лесов на громадных территориях. Но в последние десятиле-тия влияние человека на природные сообщества многократно усили-лось, значительно превышая их способность к самовосстановлению.


Изменился качественный,состав жертв: если в предыдущие века с лица Земли были стерты, главным образом, виды, представляющие интерес для охотников, то теперь в Красные книги попадают и на-секомые, и рептилии, и прочие, не представляющие промыслового интереса, живые существа. В них уже не стреляют ради вкусного мяса или красивых перьев: их попутно, вместе с сорняками, губят ядохимикатами, у них отнимают места обитания введением интроду- цированных видов, вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением и орошением земель, разработкой полезных ископаемых, строительст-вом дорог и городов, загрязнением окружающей среды.

Вопросы и задания

1.В чем заключается проблема биологического разнообра-зия?

3.Приведите основные положения Конвенции о биологи-ческом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).

4.В чем основные причины снижения биоразнообразия?

Биологическое разнообразие

Лекция 7 " Сохранение биологического разнообразия "

ЭКОЛОГИЧНО : Сохранение биоразнообразия (рус .)

Международный день биологического разнообразия

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Согласно этой конвенции, биологическое разнообразие включает 3 взаимосвязанных понятия: 1) генетическое разнообразие особей вида, определяющее его жизнеспособность; 2) количество видов и соотношение количества их особей в природных сообществах, 3) разнообразие экосистем (экологических систем) - участков земель или вод с их живым населением, постоянно обменивающимся веществами и энергией с местом своего обитания. Животные являются важной составляющей природных сообществ живых организмов в экосистемах. В 1992 г в столице Кении, г. Найроби, была подписана международная Конвенция о биологическом разнообразии, принятая многими странами, в том числе и Россией.

Cлайд 4

Каждая экосистема характеризуется особым соотношением организмов, принадлежащих к различным биологическим видам. Состав этих видов и соотношение их особей характеризуют биологическое разнообразие экосистемы. Если из состава сообщества полностью исключить (или, наоборот, добавить) несколько видов (или даже хотя бы один вид), это может привести к значительному, а порой – даже катастрофическому изменению свойств всей экосистемы. Тропические леса и коралловые рифы – классические примеры наземных и водных экосистем с исключительно высоким уровнем биологического разнообразия Состав и соотношение видов живых организмов в сообществе («биологическое разнообразие») во многом определяют качество окружающей природной среды. Поэтому сохранение состава видов животных и количества их особей в экосистемах является важнейшей природоохранной задачей.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Разрушительная деятельность человека привела к тому, что биоразнообразие Земли и, в том числе, разнообразие животных стало быстро уменьшаться. Большую роль в этом сыграли уничтожение мест их обитания, хищническая эксплуатация природных ресурсов, загрязнение вод, воздуха и земель, намеренное или нечаянное расселение человеком биологических видов в несвойственные им места. Снижение биологического разнообразия под воздействием человека продолжается. Это может привести к опасным необратимым изменениям свойств всего живого сообщества Земли и, из-за этого, к сильным изменениям условий жизни. Сохранение разнообразия жизни на Земле вообще и разнообразия животных, в частности, является необходимейшим условием нашего выживания. Поступление загрязняющих веществ в воздух называется «выбросом», в воду – «сбросом»

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Развитие системы биосферных резерватов имеет три основные цели: 1) сохранить естественное биоразнообразие; 2) регулярно наблюдать естественные изменения ненарушенных участков природы, чтобы на этом фоне можно было выявлять изменения, привнесенные в других местах человеком; 3) обучать и готовить здесь специалистов-экологов в полевых условиях. Некоторые заповедники, сохраняющие в первозданном виде типичный участок какой-либо природной зоны, включаются в международную систему биосферных резерватов. Биосферные резерваты – эталоны самых различных природных зон Земли в их естественном состоянии. Они являются достоянием всего человечества. Как известно, заповедник – это участок земель или вод, который полностью и на неограниченное время освобождается от хозяйственного использования и от иных воздействий человека. Заповедная система России

Cлайд 16

Cлайд 17

МЕЖДУНАРОДНЫЕ БИОСФЕРНЫЕ РЕЗЕРВАТЫ В СССР и России статус международных биосферных резерватов приобрели многие уже существовавшие к тому времени заповедники. Ведь многие идеи отечественных учёных, положенные в основу создания наших природных заповедников, также были направлены на создание такой сети ненарушенных эталонов разных природных зон. Сейчас в мире существует уже несколько сотен биосферных заповедников. Из них 28 находятся на территории Российской Федерации, например: Название резервата Субъект РФ Природная зона Площадь, тыс. га Астраханский Астраханская область полупустыни 68 Баргузинский Республика Бурятия горная тайга 374 Воронежский Липецкая, Воронежская обл. лесостепь 31 Кавказский Краснодарский край, Карачаево-Черкесская республика, Адыгея. высокогорье, субтропические леса 280 «Кедровая Падь» Приморский край хвойно-широко-лиственные леса 18 Приокско-Террасный Московская обл. широколиственные, хвойно-широко-лиственные леса 5

Биологическое разнообразие (БР)– это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

Заповедник. Национальный парк. Памятник природы Охраняемые ландшафты и приморские виды. Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.

Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта