Главная » 1 Описание » В чём заключается деятельность старшего воспитателя в ДОУ. Из опыта работы старшего воспитателя детского сада по фгос

В чём заключается деятельность старшего воспитателя в ДОУ. Из опыта работы старшего воспитателя детского сада по фгос

Теоретическая сторона деятельности старшего воспитателя

Описание : "В статье я утверждаю кредо своей работы в надежде получить отклик, а всё ли так понимаю, так как стаж работы в должности старшего воспитателя всего 2 года"

В связи с тем, что с 1-го сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. А спустя год, по приказу Минобрнауки «дошкольники» дружно перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Я, как старший воспитатель постоянно нахожусь в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности моих педагогов. Особое внимание уделяю непрерывному обучению и профессиональному совершенствованию педагогов, их активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
Всё это делаю для того, чтобы наш коллектив в целом мог создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень в комфортных условиях и с большим желанием могут учиться в школе. Основными критериями оценки педагогического процесса является создание каждым педагогом самых нужных условий для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды, для реализации целей образовательного процесса, для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме. Считаю так же, что следует уделять внимание и соответствию содержания деятельности воспитателей:
1. Социальному заказу государства к данному типу учреждения;
2. Социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов).
3. Ещё я бы добавила вовлечение других специалистов учреждения и социума (музеи, библиотеки, клубы) в педагогическую работу.
Немаловажный этап моей деятельности как старшего воспитателя это постоянная работа по повышению компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Свои действия веду по направлениям:
-выявление и решение актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности,
-апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников.
Все эти действия необходимы мне для реализации плана намеченной работы на год как старшего воспитателя.
В течение 2-х лет, что я занимаю должность старшего воспитателя, я стараюсь содействовать развитию профессиональной компетентности каждого педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, личных качеств. Ведь рост педагогического мастерства воспитателя напрямую даёт нам высокий показатель качества образовательного процесса. Главное чтобы я смогла сформировать у педагогов умения самостоятельно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
В конце года обсуждаем всем коллективом результаты профессиональной деятельности педагогов, в том числе и мои. Проверку и отчёт веду по показателям:
1. Чёткость в организации профессиональной деятельности.
2. Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
3. Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
4. Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
5. Информационная обеспеченность каждого направления работы.
6. Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
7. Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
8. Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
9. Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
Сама же для педагогов стараюсь в полном объёме сообщать необходимую информацию, помогаю в обеспечении учебно-методическими комплексами. Направляю весь педагогический процесс на создание разнообразных видов методической продукции. Для меня важно, что совместная работа старшего воспитателя и коллектива в целом была продуктивной.

Современный старший воспитатель - это миссионер, умеющий убедить другого, поверить в то, во что верит сам, умеющий увлечь, повести за собой. Это единомышленник, умеющий сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был . Старший воспитатель - это творец, постоянно находящийся в творческом поиске. В должностные обязанности старшего воспитателя входит организация рациональной структуры в детском саду, направленной на обеспечение качества образовательного процесса. Это человек-дипломат, старающийся управлять своими чувствами, переживаниями, поведением, уважающий окружающих. Старший воспитатель - это мудрый и гибкий высокопрофессиональный специалист, изобретатель, новатор, источник идей, информации, ориентирующий всех в широком спектре . Также старший воспитатель является стратегом , владеющим искусством планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. Он тактик и разработчик программ, приёмов, способов достижения поставленных задач. Если сгруппировать все ДОУ, то получатся четыре основных блока.

Должностные обязанности старшего воспитателя

Первый блок - осуществление руководства дошкольным образовательным учреждением вместе с заведующим или с руководителем. Старший воспитатель вместе с заведующим руководит коллективом детского сада, участвует в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Основной фокус работы должен быть направлен на содержание и методы воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Также в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит комплектация групп учебными пособиями, играми, игрушками, организация сотрудничества с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Второй блок - старший воспитатель планирует образовательную и методическую работу. Прежде всего, это помощь в работе с детьми, помощь в аттестации и в формировании портфолио каждого воспитателя, планирование повышения квалификации воспитателей и помощь в организации их самообразования. Деятельность старшего воспитателя включает составление режимов и расписание образовательной деятельности по каждой возрастной группе в ДОУ, обобщает и транслирует опыт работы. Также старший воспитатель планирует, какой опыт будет обобщён и внедрён в этом учебном году, а какой в следующем.

Помимо этого, старший воспитатель планирует знакомство с тем новым, что появляется в педагогической теории и практике. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит планирует форм организации работы по преемственности со школой, с другими организациями, с родителями воспитанников детского сада. Также он анализирует состояние образовательной работы и осуществляет всевозможные виды контроля (тематический, оперативный, итоговый), принимая на его основе меры для повышения эффективности работы.

Третий блок должностных обязанностей старшего воспитателя связан с организацией методической работы. Каждый детский сад имеет свои особенности, и распределение должностных обязанностей - это прерогатива руководителя образовательного учреждения, который пишет и представляет должностные инструкции каждому сотруднику педагогического коллектива. Деятельность старшего воспитателя в ДОУ включает достаточно многообразную работу, в том числе комплектование научно-методической библиотеки и методического кабинета новыми разработками или пособиями, пополнение детской литературы, пособий. В обязанности старшего воспитателя ДОУ входит анализ - действительно ли то, что заявлено на обложке и в короткой аннотации, отражено в содержании издания - только при такой экспертизе ему следует приобретать то или иное научно-методическое пособие.

Четвёртый блок должностных обязанностей старшего воспитателя означает осуществление мониторинга. Под мониторингом, проводимым старшим воспитателем, понимается система контрольно-диагностической функции, которая выделена в управленческой деятельности. Ежегодно в годовом плане старшему воспитателю необходимо планировать систему контроля. Она включает в себя ежемесячные вопросы к оперативному контролю, тематический контроль по годовым задачам, психолого-педагогический мониторинг за реализацией содержания педагогического процесса.

Помимо этих четырёх блоков в обязанности старшего воспитателя ДОУ входит обеспечение взаимосвязи в работе детского сада, семьи, школы и других организаций.

Руководитель детского сада в зависимости от того, как распределяются обязанности внутри детского сада между всеми участниками педпроцесса, может снять какие-либо из обязанностей со старшего воспитателя. Решение о непосредственных обязанностях старшего воспитателя ДОУ принимается на основе квалификационной характеристики и должностная инструкция, которую разрабатывает заведующий или руководитель ДОУ.

Номенклатура методической документации старшего воспитателя

Информацию старшего воспитателя условно можно разделить на следующие блоки.

Работа с кадрами.
Научно-методическое обеспечение научно-воспитательного процесса.
Содержание воспитания и образования дошкольников.
Взаимодействие с семьей и общественностью.

Каждый из этих информационных блоков должен быть дополнен в соответствии со спецификой конкретного дошкольного учреждения.

Работа с кадрами

1. Сведения о кадрах
2. Сведения о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании сотрудников
3. Аттестация педагогических кадров
4. Сведения о самообразовании педагогов
5. Информация об участии педагогов в методической работе
6. Сведения о повышении квалификации сотрудников
7. Общественная работа сотрудников (связь с общественностью)

Научно-методическое обеспечение научно-воспитательного процесса

1. Образовательная программа ДОУ.
2. Инструктивно-директивные документы, литература, пособия и др.
3. План методических мероприятий на год (блок годового плана работы ДОУ).
4. Конспекты открытых занятий и режимных моментов.
5. Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обучения дошкольников.
6. Передовой педагогический опыт работы по разделам.
7. Информация о мероприятиях в методическом центре города (района).

1. Выстраивается в соответствии с разделами той программы, по которой работает дошкольное учреждение. Педагогический анализ этой информации предусматривает изучение состояния работы и объективную оценку результатов педагогического процесса.
анализы мониторинга


Готовность детей к обучению в школе. Преемственность в работе детского сада и школы.
Организация работы педагогов с детьми в подготовительной к школе группе, их родителями занимает особое место в планах детского сада.

Этот блок информационного обеспечения может включать следующие материалы:

1. Результаты обследования (диагностики) детей, поступающих в школу.
2. Система методической работы с воспитателями.
3. Практические материалы в помощь воспитателям.
4. Папки-передвижки для родителей («Готовимся к школе», «Растим будущего школьника», «Советы врачей» и т.д.).
5. План совместных мероприятий детского сада и школы.

Взаимодействие с семьями воспитанников и общественностью.

1. Сведения о составе семей воспитанников(полные, неполные, многодетные и т.д.).
2. Материалы по организации родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.
3. План работы с неблагополучными семьями.
4. План работы родительского комитета.

Приложение

табл. №1

Сведения о кадрах

№ п / п

Ф.И.О

Должность

Год

рождения

Домашний адрес

Паспортные

данные

Образование

Стаж работы

Тарификация

Высшее

Неполное высшее

Ср. спец.

Среднее

Общий

В данном учрежде-нии

Педагоги-ческий

табл. № 2

Сведения о награждениях, поощрениях и материальном стимулировании.

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Виды награждения,

поощрения

табл. № 3

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

План аттестации по учебным годам

Итоги аттестации

В какой форме представлены

Аттестация педагогических кадров

табл. № 4

Сведения о самообразовании педагогов ДОУ

№ п/п

Ф.И.О.

Должность

Тема самообразования

Форма и срок отчета

табл. № 5

Информация

об участии педагогов в методической работе

№ п/п

Ф.И.О.

Выступления на педсовете

Подготовка и проведение МО

Работа в творческой группе

Обобщение педагогического опыта

Участие в

Показ работы с

детьми

Представление опыта в печати, видеозапись и др.

Конференции

Семи

наре

Смотре-конкурсе

выставке

Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Как в имени человека изначально заложено некое значение, так и в названии профессии. Именно в слове «методист», в каждой букве - направление, содержание, суть нашей работы.
М иссионер - должен убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Е диномышленник. Основное желание старшего воспитателя - сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Т ворец - постоянно находится в творческом поиске.
О рганизатор - создание рациональной структуры ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Д ипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если не способен на компромисс. Мы должны стараться управлять своими чувствами, переживаниями и поведением, уметь уважать окружающих. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими и высокопрофессиональными.
И зобретатель - новатор, источник идей, информации.
С тратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Т актик - в нашей работе необходима разработка приемов, способов достижения поставленной цели.

Старший воспитатель - это стратег и тактик образовательного процесса.

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

  • планирование
  • методическое сопровождение
  • работа с коллективом
  • контроль
  • индивидуальное шефство;
  • наставничество;
  • консультирование
  • самообразование (самовоспитание).
  • моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя.
  • аттестация педагогических работников;
  • выступления перед аудиторией;
  • обобщение опыта работы.
  • проблемные консультации;
  • организация работы творческих групп;
  • «Школа молодого педагога»;
  • подбор организационно-деятельностных, ролевых игр для детей;
  • организация психолого-педагогических практикумов;
  • работа аттестационной комиссии;
  • организация взаимопосещений занятий;
  • организация методических посиделок; творческих мастерских; методических объединений специалистов;
  • модельные занятия.
  • Педагогические советы.
  • Психолого-педагогические семинары.
  • Педагогические часы.
  • Консультации.
  • Аукционы знаний, методических находок и идей.
  • Смотры-конкурсы
  • «Круглый стол».
  • Открытые занятия.
  • Конкурс методических находок.
  • Школа передового опыта «Диалог».
  • «Образовательный салон» и др.

Анна Шорина
Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность , к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании , развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления : касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно –образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций : определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели . Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее : цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие : управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя . Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например , если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям . Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется , прежде всего, умение работать с людьми.

Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя . Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе .

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности .

Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например , старший воспитатель говорит о том , что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей . При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например , получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя . Прежде чем требовать с воспитателей , старший воспитатель должен определить , над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель , и только потом – все воспитатели . Это и есть система непрерывного самообразования.

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя , который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель . Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей .

Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в :

Подборе кандидатов на должности воспитателей , их помощников, специалистов;

Создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

Формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

Стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

Создании имиджа ДОУ среди населения;

Выборе (разработке) образовательных программ для детей;

Организации образовательной, воспитательной работы с детьми ;

Организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

Развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

Развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно- воспитательную , методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ , предусматривая :

Предложения в план работы ДОУ;

Повышение квалификации воспитателей ;

Помощь воспитателям в самообразовании ;

Аттестацию воспитателей ;

Составление сетки занятий по возрастным группам;

Методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;

Обмен опытом работы сотрудников ДОУ;

Ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;

Развитие преемственности ДОУ и школы;

Совершенствование работы с родителями;

Комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;

Постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Организует учебно-воспитательную , методическую работу :

Готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;

Проводит для воспитателей открытые занятия , семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;

Организует работу творческих групп;

Своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной , методической работы;

Ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;

Комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;

Организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;

Проводит совместные мероприятия со школой;

Готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания ;

Своевременно оформляет педагогическую документацию;

Формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям .

Осуществляет контроль за работой воспитателей :

Систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы ;

По графику посещает занятия в группах;

Следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя , психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

Изучает планы воспитателей по самообразованию . Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе :

Наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности ;

Наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями , осуществляемой в режиме диалога;

Готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;

Стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;

Освоения культуры получения, отбора, воспроизведения , обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

Наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности .

По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен :

При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания , обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно -образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом ; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации : осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей , методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей , собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле : разрабатывать схему наблюдения за воспитательно -образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно -образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей ; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно -образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями , использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации : изучать педагогическое мастерство воспитателей , социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы , свою организаторскую деятельность ; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей ; регулировать ход воспитательно -образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении : владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности ; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям ; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ : Анализ, планирование, формирование и методы. – М.: ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия .)

2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ» .)

3. Старший воспитатель детского сада : Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта