Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Чему не учит современная школа. Умение управлять своим временем

Чему не учит современная школа. Умение управлять своим временем

Что мы узнали о деньгах в школе? Вы когда-нибудь задумывались, почему в школе мы не получаем практически никаких знаний о финансах? Что это: упущение или намеренное действие?

Независимо от уровня благосостояния, образования и социального статуса, все мы пользуемся деньгами. Нравится нам это или нет, но они оказывают колоссальное влияние на жизнь в сегодняшнем мире.

Одним из первых, кто поднял этот вопрос, был Джон Тейлор Гатто

Автор книг «Оружие массового обучения», «Фабрика марионеток». Ему трижды присваивали звание «Учитель года» в Нью- Йорке и один раз в штате Нью-Йорк. В 1991 году Гатто ушел с работы, сказав: «Я не могу больше преподавать в таких условиях. Если вам известна какая-нибудь должность, где я мог бы зарабатывать себе на жизнь, не уродуя детей, дайте мне знать».

Д.Т.Гатто считал, что «школьная система предназначена не для того, чтобы учить детей думать самостоятельно или поддерживать господствующую идею, что мы все свободны. На самом деле она основывается на прусской модели, которая специально была разработана для противоположных целей - научить детей выполнять все, что им прикажут. Покладистые и послушные ученики превратятся в наемных работников, которые будут счастливы работать на богатых людей, или в солдат, готовых пожертвовать своей жизнью, чтобы защитить чужое богатство».

Всем известно, что обладание большими деньгами дает свободу, время, самостоятельность в принятии решений, власть, влияние. А значит, человек перестает быть наемным работником, слепо подчиняться властям. Он управляет своей жизнью и деньгами сам.

Роберт Кийосаки в своей книге говорит: «Одна из причин нынешнего финансового кризиса заключается в том, что большинство людей не в состоянии отличить хороший совет от плохого. Они не могут отличить добросовестного консультанта от мошенника. Не могут отличить хорошую инвестицию от плохой. Большинство людей учатся в школе лишь для того чтобы найти потом хорошую работу, платить налоги, купить дом, накопить денег и отдать их финансовому «эксперту». Очень многие выходят из школы, даже не зная, в чем состоит разница между акциями и облигациями, между пассивами и активами. Многие не знают, почему привилегированные акции называются привилегированными, а взаимные фонды - взаимными.

Подавляющее большинство людей считают, что долг - это плохо, и даже представить себе не могут, что он может открыть им путь к богатству. Долг в состоянии во много раз увеличить рентабельность вложений, но лишь в том случае, если вы ясно представляете себе, что делаете. Очень немногие люди знают, в чем состоит разница между приростом капитала и денежным потоком, и какое из этих двух понятий связано с меньшим риском. Большинство просто слепо верит, что надо хорошо учиться, чтобы получить приличную работу, но при этом не понимает, почему наемные работники платят больше налогов, чем предприниматели. Существуют фундаментальные и простые финансовые концепции, однако по какой-то причине школа не включает в свои учебные планы предмет, который необходим для достижения успеха в жизни, - умение обращаться с деньгами.

Есть свидетельства, что на Рокфеллера большое впечатление произвела прусская система образования, которая была направлена на то, чтобы выпускать хороших наемных работников и хороших солдат, слепо следующих распоряжениям типа «Либо ты это сделаешь, либо ты уволен» или «Передай мне свои деньги на сохранение, а я их вложу от твоего имени».

Результат сегодня налицо:

Даже те, кто имеет хорошее образование и стабильный заработок, совершенно беспомощны в финансовых вопросах. Без элементарных познаний в денежных вопросах финансовая безопасность в долгосрочной перспективе практически невозможна.

Так почему же в школах ничего не рассказывают о деньгах? Да простят меня сейчас наши уважаемые преподаватели. Но не напоминает ли социалистическая система образования прусскую, когда ученикам необходимо было прививать пассивное подчинение властям. Цель была и остается той же - воспитать граждан, готовых к производительному труду под присмотром начальства, которые не ставят под сомнения действия властей и не пытаются вырваться за рамки своего класса.

Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование.
Марк Твен

Почему сегодня важно иметь знания о деньгах?

Давайте посмотрим, когда деньги для человека стали необходимостью.

Во времена, когда люди вели кочевой образ жизни, занимались охотой, жили племенами, деньги и земля не являлись ценностью. Главное, чтобы была добыча, пещера и вождь племени. Затем наступила аграрная эпоха, когда люди занялись сельским хозяйством и животноводством. Ценностью стала земля, а деньги по прежнему не имели особого значения. В качестве средства товарообмена выступал бартер. Потом пришла индустриальная эпоха. В это время появляется наемный труд. Труд работников обменивается на зарплату. Рабочее место становится символом финансовой безопасности. Людей из поколения моих родителей ждет «светлое будущее», гарантированная пенсия от государства, сбережения надежно лежат в банке.

Сейчас мы живем в век информации. Мы получаем ее отовсюду – интернет, телевидение, пресса, телефон, компьютер и т.д., что создает информационную перегрузку. Именно в это время деньги, а точнее, знания о них приобретают особое значение. Проблема состоит в том, что система образования до сих пор не вышла из индустриальной эры. А мышление большинства интеллектуалов и образованных людей до сих пор базируется на том, что деньги не так уж важны. Очень многие представители этих слоев населения по сей день руководствуются устаревшими представлениями о деньгах. Но финансы значат сегодня очень многое. Можно с уверенностью утверждать – тот, кто владеет новыми знаниями о деньгах, владеет деньгами.

Вывод: деньги – это знания

Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения.
Осия 4:6

Сегодня мы становимся свидетелями настоящего финансового истребления людей, которые, пользуясь старыми правилами игры, копят деньги и всеми силами ликвидируют долги. Они считают инвестиции рискованным занятием, хотя куда большую опасность представляет собой отсутствие финансовых знаний и опыта.

Есть 3 вида образования, которые необходимы человеку для жизни:

  • Общее. Мы учимся читать, писать, считать.
  • Профессиональное. Мы получаем профессию.
  • Финансовое. Мы должны научиться, как заставить деньги работать на нас. Школьная система достаточно хорошо справляется с общим и профессиональным образованием, но совершенно беспомощна в плане финансового просвещения.

Роберт Кийосаки написал: «Когда меня спрашивают, какой предмет я ввел бы в школьную программу, если бы руководил системой образования, я отвечаю: «Я бы добился того, чтобы учащиеся выходили из школы, разобравшись во взаимоотношениях между налогами, долгами и инфляцией». Если они это поймут, у них будет более надежное будущее. Богатыми вас делают не серебро, золото и недвижимость, а то, что вы знаете о серебре, золоте и недвижимости».

Есть такое понятие «запаздывание отдачи»

Это разница во времени между появлением новой идеи и началом ее использования в данной отрасли. В компьютерной индустрии запаздывание отдачи составляет примерно год, в космической – два года. В мире бизнеса две области имеют самое долгое запаздывание отдачи – это образование и строительство – 50 лет! Поэтому очень важно в финансовом образовании получать знания, которые актуальны и работают именно сейчас.

Как в законе Мура, информация и технология удваиваются каждые 18 месяцев. Это значит, что нам нужно удваивать объем своих знаний каждые 18 месяцев, иначе мы останемся далеко позади.

В век информации не так важно, ЧТО вы изучаете, как то, КАК БЫСТРО вы это изучаете и применяете. Помните: через 18 месяцев информация станет неактуальной.

Я ищу человека, который идет по жизни с поднятыми от удивления бровями, который не растерял тягу к новому, запал, амбиции, который хочет стать лучше и постоянно учится.
Уоррен Беннис

Предлагаю задать себе несколько вопросов:

  1. Сколько книг о деньгах вы прочитали за последний месяц?
  2. Сколько семинаров или курсов на эту тему вы посетили за последние полгода?
  3. Какой процент от общей информации за последнюю неделю был о том, как зарабатывать весело, легко, получая удовольствие от того, что делаешь?
  4. Если вы решились изменить свои взгляды на те, которые будут сохранять и умножать ваши деньги, чьи советы могли бы вам пригодиться?

И помните, наша жизнь, наши финансы находятся в наших руках. Мы сами несем ответственность за свое обучение и знания, которые мы имеем или не имеем.

Не останавливайтесь на достигнутом! Не довольствуйтесь тем, что есть! Двигайтесь вперед к новым знаниям, к новым навыкам, к новым вершинам!

Хочешь узнать больше, как жить и богатеть? Тогда регистрируйся на онлайн-тренинг Ицхака Пинтосевича " " и узнай все секреты финансовой свободы!

Помните песню “Чему учат в школе”?

Книжки добрые любить и воспитанными быть

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

А вот о том чему не учат в школе и что с этим делать расскажет наш новый автор!

Оно может и так, но есть один навык, супер-важный, как оказалось, по жизни, которому в школе не только не учат, а скорее активно отучают. А он корень стольких побед, а когда чахнет, то и многих бедствий.

Потеряла запись источника этой цитаты: “Первые пять лет жизни ребёнка мы отводим на то, чтобы он научился ходить и говорить. Последующие десять, чтобы он сидел и молчал.” [перевод с английского автора].

Так выстроена наша система образования. Взрослые, думаю, из самых лучших побуждений, составили список того, что важно узнать юному члену общества, и настаивают, чтобы он этот список освоил.

Результат этого подхода плачевен тем, что мы тем самым отучаем его от самонаправления. Мой сын в школе (в обычной, вовсе не плохой, школе) научился распознавать, чего он не хочет: сидеть на скучных уроках, слушать про непонятно зачем-ему-нужный – что в его мире означает ненужный – список дат 16-го века . Ну и так далее. И научился отключаться от внешнего мира, занятого непонятно чем непонятно зачем, от окружающего его мира, который навязывает ему информацию, не заботясь пояснить, а для чего она нужна.

Хочу перемен или Линия наименьшего сопротивления

По счастью, научить меня “книжки добрые любить” моему школьному детству таки удалось. Книга Роберта Фрица “Линия наименьшего сопротивления” (Robert Fritz “The path of least resistance”) попала мне в руки всего несколько лет назад. Его фраза о том, что информация, не привязанная к конкретной задаче, бессмысленна и отфильтровывается мозгами автоматически, пронзила меня воспоминаниями детства. А ведь я была “любопытной губкой”, которой всё было интересно. Если даже у меня всплыли яркие воспоминания отвержения от напичкивания информацией “не про что”, то какого же должно быть мальчикам, которым свойственна гораздо более интенсивная фильтрация на важно-неважно. И выдумать задачку, чтобы продемонстрировать применение информации, помогает мало.

Фриц описал создающююся ситуацию так: у вас много “инструментов” (навыков, информации), которыми вы умеете пользоваться, но которым у вас нет применения, то есть, считайте, под кодовым названием “хлам”. И проследил последствия – вы не умеете и не привыкли исходить из поставленной задачи, и находить, или даже изобретать, инструменты, которые могут выполнить её. При встрече с подобной задачей у вас высокая вероятность испытывать ощущение бессилия, стресса, даже гнева, а также позыв спрятать голову в песок: “Это мы не проходили, это нам не задавали.”


Повторите этот цикл достаточно раз, и для вас любая “непройденная” (=новая, незнакомая) задача будет неприятна. Свои интеллектуальные способности вам будет соблазнительно использовать на то, чтобы её избежать, объяснив, почему этим не надо заниматься. Что проще всего сделать, отрицая любые свои интересы, кроме тех, на которые уже налеплена кнопка.

А молодняку тут ещё подбрасывают жару: кем ты хочешь вырасти, чем ты хочешь в дальнейшем заниматься? Голову в песок, и песню включить:

Тили-тили трали-вали

Это мы не проходили

Это нам не задавали

Такое направление развития юных мозгов устраивает компании компьютерных игр, может даже и многие другие компании, но не меня. Кстати, этим компаниям только пользователи такие нужны, а в работники они наверняка выискивают себе из тех, кто сумел избежать этой участи – а иначе на что они годны? Отвечаем: на выполнение инструкций, но не на выбор самостоятельно проложенного маршрута.

Что такое образование

Когда-то на вопрос внучки-подростка, что означает слово “образование”, мой дедушка перевёл его на латынь = “education”, корнем которого он назвал древне-греческое слово “educe” (которое до сих пор существует и на английском, можете проверить). “Educe” означает “выявлять, развивать”. Развитие умственных способностей никак не может обойти обучению мышлению, и в частности подходам к новым областям, к незнакомым задачам.

В последствии, я не поленилась найти и трактацию слова школа = “school”. Само слово “school” на английском раньше означало просто “стая, косяк рыбы”, то есть школа была местом сборища деток, где их выпасали.

Современные переводы глагола “to school” скопировала сегодня из Google Translate:

обуздывать, дисциплинировать, приучать, школить, отчитывать, обучать, посылать в школу, и т.д.

Только на предпоследнем месте стоит “давать образование”, перед “собираться косяками”.

Откуда ноги растут?

Копаясь вокруг всего да этого, наткнулась я на интересные, но не очень знаменитые, детали западной истории. Образование для детей богатых существовало издавна, а вот “общее образование”, по крайней мере в Англии, было введено по ходу развития индустриальной революции, и с очень определённой целью: у Британской Империи, за счёт распространения территории и индустрии, создалась острая нехватка грамотных чиновников, администраторов, писарей, конторских служителей и т.д. Потому ранние версии “общего образования” были рассчитаны именно на создание нового класса чиновников – грамотных людей (подчеркну – не самоосознанных, образованных, самостоятельных людей, а армии “выполнителей” с канцелярскими навыками). С этой задачей система справилась, и справляется, достаточно успешно.

С тех пор уже много голосов твердят о том, что общему образованию нужно сдвинуться с мёртвой точки натаскивания выполнителей, что обществу не хватает людей с выдумкой, предпринимателей, первопроходцев, умеющих и поставить и достичь цели. Книга Фрица – результат многолетнего опыта выявления тех самых мыслящих, деятельных, творческих созидателей – и среди уже-разочарованных юных сердец, и из рядов почти-отчаявшихся странников постарше.

Свой “моторчик” заводить

Все мы знакомы с людьми, у которых собственный “моторчик” явно включён, и с другими, у кого он кашляет, простаивает, или даже настолько атрофирован, что кажется, что он проржавел, или отсутствует вовсе. И так легко считать, что у некоторых моторчик просто от рождения установлен, а другим, ну увы, меньше повезло от бога/генетики.

Но я не могла смириться с мыслью, что моему сыну просто “не дано” стать автором своих начинаний, вести активную жизнь, выбирать свой путь. Мой сын, тем временем, был из-рук-вон убедительной иллюстрацией проблемы, описанной Фрицем. На вопрос “А чего ты хочешь?” он не мог ответить. Совсем. На одной стороне страницы – длинный список, чего он хочет избежать, а на другой, отведённой на список его вожделений – пустое место.

Своими действиями, своими выборами занятий, он только подчёркивал дефицит. Без угроз, не из под палки, предоставленный собственным позывам, он усаживался на диванчик, включал экран, и отключался. Человека в полном смысле этого слова тут было ещё не разглядеть. “А чего ты хочешь?” – “Не знаю.”

Мучило меня в этой картине не только то, что траекторию дальнейшего не-до-развития легко просчитать. Гложило меня ещё и осознание, что у меня не было под рукой метода, как включить его моторчик, что я терялась в догадках, как накачать этот мускул самой. И потому размышления и опыт Фрица я читала в режиме “не оторвать”.

Фриц, по образованию композитор, в какой-то момент заинтересовался параллелью творческого процесса так-называемых “творческих профессий” – живописи, музыки и т.д. – и творческого процесса в любых других начинаниях. Скажем, как случаются открытия науки, как инженер выстраивает планы на подвесной мост, какого никто ещё никогда не строил. Словом, как ведут себя первопроходцы любого жанра.

По мнению Фрица, все творческие начинания начинаются именно с задачи, для выполнения которой у вас нет уже готового инструмента или методики. Это как-бы мир школы наоборот. Вот у нас есть задача, а формулы/теоремы, кем-то уже доказанной и т.д. – нет. Вот где уже надо мозговать! Вот где просыпается моторчик!

А вот и второй новый ракурс: Фриц считает, что умение понять, чего ты хочешь – не автоматическая, рефлекторная, функция, а именно умение, навык, который может развиваться или атрофироваться. А развить задачу от общих мечтаний, вынашивать её до более конкретных очертаний, вплоть по составления плана, готового к выполнению, это пилотаж покруче.

А как-же узнать, чего ты хочешь? Можно ли развить этот навык нарочно? Фриц предлагает такую проверку кандидатов в список пожеланий: “Если было бы возможно, ты бы взял?” (If you could have it, would you take it?)

Что, ларчик так просто открывался?

Примеряю: видение сына, горящего проектами – взяла бы, с руками оторвала бы! Зачёт.

Так что, ларчик действительно так просто открывался? Есть клин, который частенько влезает даже на этой ранней стадии: наши представления о том, что возможно. Чтобы моторчик не сбивал, нужно, чтобы вы могли, хотя бы временно, отступиться от расчётов того, что вы считаете “выполнимым”. Интересно то, что вопрос выполнимости не отменяет ваших пожеланий.

Вот моя мечта видеть сына, целенаправленно идущего к собственной цели – это же пустые выдумки, такого в грустной “настоящей” жизни не бывает. Можно сразу поставить крест на таких “пустых” мечтаниях. Строка за строкой пересказов Фрица разговоров с людьми на эту тему бежали перед моими глазами, и мне пришлось признаться, что я сама привыкла душить свои помыслы рассказами о том, что мечты сбываются только в сказках. Тогда какой смысл настаивать, чтобы сын свои замыслы прорабатывал в жизнь, если я свои быстренько готова законсервировать под соусом “нереально”.

Сильное впечатление произвело на меня ещё одно наблюдение Фрица: не шибко важно, каков первый замысел, ему не нужно быть из темы “светлого будущего” и процветания всех народов. Пусть это будет приобретение первой кожаной куртки. Вера в свои силы и навыки успешного создания желанного результата, в его опыте, открывают диапазоны следующим задумкам. От “хочу купить кожаную куртку” к “хочу закончить школу с хорошими отметками”, или “хочу наладить более гармоничные отношения в семье”, или “хочу поступить в выбранный университет, потому что там лучше преподают предмет, который меня интересует”, или ” хочу организовать группу сьёмок видио-блога” происходит естественным путём. Ведь если можешь создавать весёлое и хорошее – дальше можно веселее и шире.

Передать всё драгоценное из книги Фрица – задача вне рамок этой статьи. Скажу лишь, что и дальнейшие ступени процесса создания (ну и созидания) описаны Фрицем с неожиданными подсказками и подмогой, отточенными годами вопросов и затруднений живых людей.

Обратно в будущее

С момента моей первой встречи с книгой Фрица сыну исполнилось ещё парочку лет. Его “мускулы” дерзать задумками развиваются потихоньку. Вот в математике задача из темы “не проходили” всё ещё ставит его в тупик. Хотя он уже меньше оспаривает мои заигрывания на тему “А если к задачке из школы подойти, как к собственной? Если считать, что учителя тебе в помощь, а ты сам рулевой своего образования?”

А есть и перемены более конкретные:

  • Вот уже больше года он подрабатывает себе на карманные деньги выступлениями по цирковому искуству
  • С прошлого лета вступил в драм-кружок, где набрал себе кучу новых друзей, которые, с подачи моего сына, устроили себе канал на Ютубе, где они выставляют короткометражные кино собственного производства
  • В прошлом марте мой сын прочитал короткую лекцию по психологии на местной конференции TEDx

Если бы можно было показать этот список той мне, мечтавшей о невозможном!

Ей пришлось бы поднапрячься и чтобы поверить своему будущему: лекция на конференции, выступления на сцене, новые друзья. Роль советчика и наставника, и не только сыну. Роль, награда которой – разделять гордость успехов друзей и подруг, глаза которых так недавно заливались слезами безнадежности.

Уже не ждать перемен

Закончу опять песней. “Мы ждём перемен” Виктора Цоя звучало по стране, когда моя семья собиралась уезжать за границу.

И я много лет с тех пор тоже ждала перемен. Название книги Роберта Фрица о том, как и воде, и жизни, свойственно течь по проложенному, или устоявшемуся, руслу – и о том, как прокладывать новые русла. О том, как можно не ждать новой системы образования, а дополнять её пробелы по надобности, о том, как можно браться за задачи, готовых решений для которых ещё может и не существует. Может даже и о том, как, если фантазией поднапрячься, можно в космосе летать чуть ли не на ложках и верёвке, что ни в каком учебнике не описано – но зачем русским об этом рассказывать, мы ведь и сами на выдумки горазды.

Чему не учат в школе?

Как каждого родителя поход ребенка в школу — это одновременно и счастье, и хлопоты. С одной стороны, ребенка необходимо «собрать» к школе — купить ранец, костюм, обувь, тетради, ручки и еще много других принадлежностей. Радостно же родителям от того, что ребенок сделает наконец первые шаги к своему будущему, к своей карьере и счастью. Ведь именно школа дает тот минимум базовых знаний, который необходим ребенку.

В школе учат музыке, математике, литературе и многому другому. Но что это дает ребенку в жизни. Конечно, прилежный ученик будет знать мораль басней Крылова, будет уметь складывать и умножать, получит знания по нотной грамоте. Но пригодится ли ему это в жизни.

Горькая правда заключается в том, что 95 % всего обучающего материала, который дают ребенку в процессе обучения, совершенно не применима в жизни. Более того, изучив этот материал, во взрослой жизни все знания будут забыты, ведь они потеряют актуальность. И вправду, зачем слесарю первого разряда знать нотную грамоту? А менеджеру среднего звена абсолютно необязательно читать произведение «Мастер и Маргарита».

Настоящим знаниям, которые пригодятся человеку вне зависимости от его жизненного пути, в наших школах не учат. Многие учителям абсолютно безразлично, что будет знать ребенок, а что — нет. Для них главное отчитать нужный объем материала, получить свою скромную зарплату, после чего продолжить «шпиговать» детей откровенным информационным мусором.

Множество уважаемых людей во всем мире в своих трудах не раз подчеркивали отсутствие значения среднего образования для достижения успеха в жизни. К примеру, известный инвестор и предприниматель Роберт Т. Кийосаки написал свой бестселлер, разошедшийся по всему миру миллионными тиражами. Назывался этот бестселлер «Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу».

Вот лишь некоторые цитаты из книги:

1. Традиционное образование зиждется на поощрении учащихся, признанных способными в систематическом "пропалывании сорняков", т.е. "тупых" учеников. Она не является системой, нацеленной на образование всех, кто в нее приходит. Она нацелена на выбор "самых способных" и их обучение. Вот почему существуют тесты, отметки, программы для одаренных, программы для слаборазвитых и ярлыки. Это система классифицирования, дискриминации и разделения.

2. Мы должны заново переоткрыть для себя все истины, а не просто принимать их навязывание со стороны.

3. Детей интересует оценка, а не знания. Наша система образования учит тому, что быть правым важнее истинных знаний. Она приветствует правильные ответы и наказывает за ошибки.

4. Единственная причина того, почему я счастлив в своей жизни и никогда не волнуюсь из-за денег в том, что я научился проигрывать. Вот почему я сумел добиться в жизни успеха.

Роберт знает, о чем говорит. Если бы это говорил человек, ничего не добившийся в жизни — можно было бы подумать, что человек бредит. Однако, Роберт не единственный из успешных людей, который утверждал, что среднее образование больше портит детей, нежели приносит им пользы.

Учась в современной средней школе, ребенок учится быть роботом, смотреть на мир взглядом учителя и не формировать собственное мнение. Окончив школу, перед подростком встает важный вопрос — выбор будущей профессии. И тут начинается самое интересное — при выборе специальности в университете ребенок начинает теряться и сомневаться. Причина этих сомнений в том, что ребенок не знает своего места в жизни, не знает своих предпочтений. Но разве не должна этому учить школа? Естественно, должна. По факту же, ничего подобного не происходит. И на этом все беды не заканчиваются.

Когда у ребенка в университете начинают спрашивать о важном деятеле либо событии, выходящего за рамки школьной программы — он молчит. Это до слез напоминает робота — если робот нашел в базе данных ответ — он его выдал, а не нашел — тут и до перегорания транзисторов недалеко. А школьная программа в наших школах, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, чему же не учит школа?

1. Умение находить взаимопонимание с окружающими. В школе учат алгоритмам, но ни один алгоритм не способен в полной мере описать поведение и восприятие человека. В результате, многие окончившие школу не способны элементарно общаться с другими людьми, находить с ними взаимопонимание. Да, некоторые учителя учат детей: «Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам!». Просто браво! За годы педагогической практики книга Дейла Карнеги таки была прочитана.

Все в этой фразе верно, но на практике подобное отношение к людям не дает результата. Причина в том, что не только на этом следует строить взаимоотношения с окружающими. Следует внимательно слушать человека, уважать его интересы, не обсуждать человека, принимать его таким, какой он есть, быть искренним и честным, всегда держать данное слово. И так далее, и так далее... Всему этому должна учить ребенка школа. Учит? Вопрос риторический.

2. Задавать вопросы. Каждый ребенок рождается любознательных. Его мама и папа не успевают сосчитать количество заданных им вопросов «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Но, пойдя в школу, у ребенка внезапно теряется желание задавать вопросы. Почему так происходит? Дело в том, что ребенок знает — если я задам вопрос, меня ждут или грубый отказ, или «двойка». Таким образом, ребенок предпочитает смолчать.

Как это проявляется во взрослой жизни. Допустим, на предприятии, где работает бывший ученик среднеобразовательной школы, проводят инструктаж по технике безопасности. В конце инструктор задает вопрос: «Всем все понятно?». В ответ — тишина. Ну что же — молчание знак согласия. И вот, по вине работника происходит несчастный случай. Он хотел задать вопрос, ведь далеко не все было понятно, однако — «спасибо» школе, вопрос так и не был задан.

Вместо того, чтобы карать учеников за вопросы, учителя обязаны их поощрять.

3. Принимать решения и нести за них полную ответственность. Это едва ли не важнейшее качество в наглую забывается школой. В результате, во взрослой жизни человек упускает тысячу прекрасных возможностей, просто побоявшись в нужное время взять на себя ответственность и принять верное решение. Еще одна сторона недостатка этого качества — человек принимает решение, которое оказывается неправильным и приводит к убыткам компании. Что дальше делает человек — признает свою ошибку и пытается ее исправить? Как бы не так. Он пытается найти крайнего, чтобы спихнуть вину на него. В школе этот поступок может и остаться безнаказанных, однако во взрослой жизни подобное поведение жестоко карается. Либо человек, которого подставили, отомстит обидчику, либо его накажет судьба, и с ним однажды поступят точно также.

4. Трудолюбие. В жизни каждый человек должен любить то, чем он занимается — только таким образом достигается успех. Он не должен думать: «Ну вооот, опять это нужно делать...», а делать свою работу с удовольствием. Труд облагораживает человека.

Что на этот счет думает школа? А ничего — всем безразлично, что ребенок любит, а что нет. Есть общеобразовательная программа, и ей необходимо следовать. Нравится тебе химия или нет, понимаешь ты ее или нет — не сделаешь домашнее задание, получишь «неуд». Когда же ребенок пытается освоить предмет, но у него не выходит, ему необходима помощь преподавателя. Однако, этой помощи он не получает. В результате, после очередной неудовлетворительной оценки страдает самооценка самого ученика — тут уж не до трудолюбия.

Это же справедливо и для отличников — сделал домашнее задание, и знаешь, что получишь «пятерку». Остальное неважно. Зачем узнаваться что-либо новое, к чему то стремиться? Это ведь никак не будет замечено или поощрено преподавателем.

5. Умение отстаивать свою позицию и правоту. С первых же классов детям внушают, что учитель всегда прав. А если учитель не прав — смотри выше. В результате, учитель может нести откровенную ересь, и ученик может знать об этом, но он смолчит. Как это так?? Сморить с учительницей? Да перед тобой же Сенека в юбке! Кстати, кто такой Сенека, в школе так же не учат.

Каждый человек обязан уметь отстаивать свою правоту, если на кону стоит что-то очень важное для него. В противном случае, человек из ведущего превращается в ведомого. Ему можно будет внушить любое мнение, которое никак не перекликается с его мнением. В конце концов, на работе на него будут спихивать все обязанности, так как он самый тихий и никогда не возражает.

6. Способность быть гибким. Тут и вовсе у школьного образования полнейший провал. Можно начать с того, что сама школьная программа в наших странах не гибкая — во всем мире нужны высокие технологии и научные открытия, а в наших школах вместо этого предпочитают провести урок истории.

Второе. Детей не учат быть гибкими и приспосабливаться к условиям изменяющейся среды. Если еще 30 лет назад судьба окончивших школу была предрешена — они знали, кем и где они будут работать, то сегодня перед человеком открыто множество возможностей. Но жизнь очень переменчива, и та профессия, которая была популярна год назад, уже через неделю может оказаться невостребованной. Человек должен уметь менять свои приоритеты, учиться чему-то новому, постигать не постигнутое ранее. Но он этого не делает.

На вопрос «Почему вы выбрали карьеру переводчика?» многие отвечают «Ну не знаю... наверное, это престижно...». В идеале, именно школа должна учить детей понимать, какие навыки важны и что может быть полезным в будущем. Но она этого не делает. А жаль.

7. Быть независимым. Ни один школьный предмет не учит ребенка, что нужно быть независимым, что только свобода может подарить настоящее удовлетворение. В результате, окончив школу, человек становится зависимым от всех — от родителей, от начальника, от друзей и т.д.

8. Умение разрешать конфликты. Впервые об этом качестве многие узнают на предмете «Конфликтология» в университете. Да и то только те, у кого этот предмет преподается. Умение разрешать конфликты — прекрасная способность, отличающая по-настоящего взрослого и ответственного человека от ребенка. Если вы не умеете разрешать конфликты, вы постоянно находитесь в стрессовых ситуациях и ни с кем нее разговариваете — вы либо уже со всеми перессорились, либо избегаете этой печальной перспективы.

Нельзя избегать общения с людьми только лишь потому, что не умеешь разрешать конфликты. Этому не учат в учебниках — умение разрешать конфликтные ситуации отрабатывается на практике, а потому такой предмет обязан быть введен в каждой школе, но... увы, его нет и в ближайшей перспективе не предвидится.

9. Умение доводить начатое дело до конца. Мало начать дело, важнее — довести начатое до логического завершения. Многие люди не умеют это делать — их этому не учили в школе. Оттого они приобрели репутацию безответственных людей, на которых нельзя положиться.

10. Умение справляться с трудностями, стрессом и депрессией. Многие окончившие обучение в школе дети подвержены депрессиям — они не знают, какой путь им выбрать, что приводит к упадку настроения и нежеланию что-либо менять в своей жизни. Нередко депрессия доводить до пристрастия к алкоголю и даже суициду. Но всего этого бы не произошло, если бы школа учила детей справляться с любой затруднительной ситуацией и не опускать руки при первой же неудаче. К тому же, депрессией и стрессами также можно управлять, однако если где и можно этому научиться — то явно не за школьной партой.

Несмотря на то, что перечень навыков, которым не учат в школе, далеко не полон — мы остановимся на этом. Ведь и так понятно, что важных жизненных знаний и умений в школе не получить.

Возникает вопрос — где получить эти знания? Естественно, главная роль в этом отводится родителям. Ведь вряд ли ребенок сам найдет в газете объявление о проведении обучающих курсов и посетит их.

Именно родители должны с раннего возраста учить ребенка нести ответственность за свои слова и поступки, развивать навыки командной работы, учить ребенка справляться с неприятностями с гордо поднятой головой, вырабатывать в ребенке критическое мышление, учить его постоять за себя и еще многое другое. Однако, большинство родителей отводят ребенка в школу и полагают, что там его всему научат. У них же есть своя работа — ей они и уделяют все свое время и внимание.

Остановитесь, так нельзя! Поймите, что без вашего активного участия школа превратит вашего ребенка в робота, который только и сможет, что выполнять монотонную работу. Если вы желаете своему ребенку счастья — принимайте активное участие в его развитии, и он отплатит вам своими успехами.

Многие родители считают, что, отправив ребенка в школу, могут спокойно заниматься своими делами – учителя научат всему. Так ли это на самом деле? Подготовлен ли выпускник школы к взрослой жизни во всех ее проявлениях, аспектах?

Да, школьная программа направлена на то, чтобы ученик был грамотным, образованным. Ему дают определенную сумму знаний, но жизнь намного шире этого. Выпускник, получив аттестат, стоит растерянный перед огромным, распахнувшим свои объятья миром взрослой жизни. Как Илья Муромец на распутье дорог. Куда идти, что делать и как?

Чему же не учит школа?

К сожалению, получаемые в школе знания никаким образом не пересекается с обычной жизнью. Ребенок обитает как бы в двух мирах: в школе, где его чему-то зачем-то настойчиво учат, и в обычной реальной жизни. Они идут параллельно. Почему? Разве то, что изучают по математике, физике, химии, географии и т.д. нельзя привязать к окружающему ребенка миру, чтобы ему было интересно, увлекательно учиться, чтобы он понимал, что знания действительно важны и нужны.

Дети не умеют сформулировать и высказать свое мнение, сделать доклад, защитить проект. Ребенок не может строить сложные предложения, только очень короткие. Предметов, предполагающих устное и письменное изложение изученного материала или своих размышлений, в школе много, а рассказать своими словами – не под силу, в лучшем случае наизусть. Потому что тогда думать не надо: вызубрил, рассказал на уроке и тут же благополучно забыл. К сожалению, домашнее задание задается таким образом, что выполнить его можно и просто выучив. А если бы, например, задавая очередной параграф, ставили проблемный вопрос, ответить на который можно только глубоко продумав материал, да еще и правильный ответ возможен не один, а несколько – вот тогда ребенок действительно заинтересовался бы предметом, глаза бы горели любопытством.

Школьника не учат рационально распределять свое время. Поэтому свободные от уроков, кружков, секций, курсов часы тратятся бездарно – бесценное время улетает в никуда, причем ежедневно. В результате дела не сделаны, материал не выучен, задачи не решены. И ребенок усталый и нервный. А почему? Не умеет управлять временем. Научить планированию — должно быть первоочередной задачей школы. Так же как уметь логически мыслить, видеть закономерности и устанавливать связи между явлениями. Это основа основ, фундамент успешного усвоения и понимания школьной программы. К сожалению, с этим неумением выпускник выходит и во взрослую жизнь.

Как правильно отдыхать? Под этим часто понимают ничегонеделание, сидение в интернете или перед телевизором. А в результате – чрезмерная усталость. Почему не проводится систематическое обучение правильному, качественному отдыху?

Очень важно иметь и элементарные медицинские знания. Но этому вообще не уделяется внимание. А ведь такие знания, умения и навыки жизненно необходимы в любом возрасте.

Дети юридически не грамотны, не знают своих обязанностей и прав, законодательство.

Не учат в школе и общаться, идти на компромисс, выходить из конфликтной ситуации, договариваться. Этому ребенка обучает жизнь, а не высококвалифицированные педагоги. Как найти друзей? Как построить свою крепкую семью? Как быть хорошими родителями? Это ответственные жизненные шаги, и надо знать основы построения семейных отношений, умения не потерять дружбу. Где этому научат, особенно если ребенок живет в неблагополучной семье?

Не обучают и ставить жизненные цели, определять приоритеты. Для чего учится ребенок, ходит в школу, на различные дополнительные занятия? Спросите. Если ребенок будет честно отвечать, а не так как от него ожидают, то услышите: «Так положено. Все учатся хотя бы 9 классов», «Стараюсь учиться хорошо, чтобы не слушать нудных нотации родителей» и т.д. Умение ставить цели и достигать их определяет и всю дальнейшую жизнь юного человека. Будет она интересной, энергичной, насыщенной, красочной или унылой, безынициативной, вялотекущей, наполненной жалобами и обидами.

Не обучают ребят и рационально пользоваться деньгами. Откуда они берутся в семье, какие статьи расходов обязательны ежемесячно, раз в полгода, в год? Нужно ли вести учет денежных средств? Этому с удовольствием учились бы школьники.

Так как многое остается вне школьной программы, заботливые родители должны научить ребенка всему этому сами. Тогда он вырастет инициативным, уверенным, будет смело принимать обдуманные решения и нести ответственность за них. Не так ли?

«Если б знал, где упал – соломки подложил бы», – гласит народная мудрость. Смысл этой пословицы прост – всех бед не предусмотришь. И тем не менее люди пытаются кое-что сделать для того, чтобы обезопасить себя.

Человек чистит зубы утром и вечером. Это не избавляет его от визитов к стоматологу, и все же его зубы лучше, чем у того, кто вовсе не заботится о своем здоровье. Человек делает утреннюю зарядку и закаляется. Это не избавляет его от болезней, и все же он здоровее и крепче, чем тот, кто зарядки не делает. И даже простудившись, такой человек переносит болезнь гораздо легче, чем его незакаленный сосед.

Мы уже привыкли к тому, что забота о своем здоровье приносит кое-какие плоды. Полезная вещь профилактика! Но ведь не все проблемы человека связаны со здоровьем! Есть проблемы преступности – каждый из нас на протяжении жизни сталкивается с тем, что кого-то из его знакомых обокрали, ограбили, избили… Да и сами мы время от времени становимся жертвами преступлений. Это приносит огромную боль, оставляет травмы физические и душевные, не забывается десятилетиями!

И здесь возникает вопрос – возможна ли с нашей стороны какая-то профилактика в этой сфере? Можем ли мы что-то делать, чтобы подобных неприятностей в нашей жизни становилось меньше?

Автор книги «То, чему не учат в школе (как не стать жертвой преступления)» утверждает – можем. Он много лет проработал в милиции города Днепропетровска, изучил проблему всесторонне и уверен – многие удавшиеся преступления есть плод неосведомленности и беспечности самих потерпевших. А значит, если люди будут знать, как именно совершаются самые распространенные преступления, преступлений будет меньше!

Если человек будет знать, как именно мошенники обманывают доверчивых прохожих на улице, то его самого не обманут! Если человек будет знать, где именно квартирные воры ищут спрятанные хозяевами деньги, то он положит свои кровно заработанные в другом месте, и воры не найдут их! Если женщина будет знать, что золотая цепочка с кулоном притягивает грабителя как магнит, то она не станет надевать ее, если выходит на улицу одна, и цепочку у нее не отнимут!

Более того – автор дает рекомендации, как именно поступать, если беда все-таки случилась. Если жертва преступления вовремя позвонит в полицию, сумеет сохранить или хотя бы не уничтожить следы, которые оставили преступники, то вероятность раскрытия преступления увеличивается во много раз! А значит – больше вероятность вернуть утраченное имущество и наказать обидчика.

Не стоит думать, что эта книга обогатит какой-то информацией самих преступников – к сожалению, все, что нужно знать для осуществления своей преступной деятельности, эти люди знают и так. А если какие-то тонкости криминалистики не известны всем преступникам мира, то из этой книги они этих тонкостей не узнают – автор был осторожен, и молчал там, где надо молчать. А вот простых граждан эта книга способна нужными знаниями обогатить. А значит – защитить.

Да, конечно – защититься от всех напастей невозможно. Но если читатель примет к сведению простейшие рекомендации, данные в этой книге, он все же будет лучше защищен от тех, кто привык жить за чужой счет. И даже если беда случится, он не будет мучиться годами, виня во всем себя. Ведь он сделал все, что мог.

Введение

Дорогие читатели!

Я – бывший украинский милиционер. Несколько лет я работал экспертом по наркотикам (на самом деле, должность эта называется иначе, но суть работы я указал правильно, а официальное название – путанное и мудрёное, так что приводить я его не буду), и ещё несколько лет – экспертом-криминалистом в одном из центральных райотделов города Днепропетровска.

За это время я имел возможность хорошо изучить наиболее часто встречающиеся виды преступлений (кражи, грабежи, т. д.) и всегда поражался, насколько мало подготовлены обычные люди к встрече с такой бедой, как совершённое в отношении них уголовное преступление.

К сожалению, многие удавшиеся преступления – плод неосведомлённости и беспечности самих потерпевших. Как часто излишне экономные люди лишались своих сбережений только потому, что ставили на бронированные двери своих квартир дешёвые замки! Как часто излишне доверчивые женщины сами отдавали свои деньги в руки первых встречных проходимцев! Как часто излишне беспечные мужчины оставляли автомобиль на ночь у подъезда, а утром удивлялись, видя разбитое стекло и не видя магнитолы и барсетки!..

В этой книге я попытался рассказать всё, что знаю о преступлениях, с которыми сталкивался сам. Конечно, мой рассказ не полон – например, я ничего не пишу о преступлениях экономических, так как никогда не работал по этой линии, а значит – не разбираюсь в вопросе. Но думаю, что и та информации о кражах, мошенничествах, грабежах, которую читатель почерпнёт на страницах этой книги, может оказать ему хорошую службу и помочь уберечься от многих бед. Все приведённые в книге примеры – реальные случаи из жизни реальных людей, вот только имена я по понятной причине изменил.

Разумеется, в этой книге я не выложил весь багаж своих милицейских знаний – книга написана для того, чтобы уберечь простых людей от преступников, а не для того, чтобы обогатить начинающих воров и грабителей ценной информацией. Поэтому я сознательно не описывал, как устроены известные мне отмычки, какие следы, кроме общеизвестных, может оставить на месте преступления вор и т. п.

Читателю также следует помнить, что я – милиционер из Днепропетровска, поэтому не всё, сказанное в этой книге, может совпадать с происходящем в вашем городе. Но я не думаю, что различия существенны: современный преступный мир – плод преступного мира СССР, а в те времена вор из Одессы и вор с Камчатки имели все шансы встретиться где-нибудь в солнечном Магадане и, коротая срок на нарах, детально обменяться накопленным опытом.

В общем – вперёд, дорогие читатели! Я сделал всё возможное, чтобы книга была интересной, ну а в том, что она полезна, можете не сомневаться. Читайте сами и делитесь прочитанным с близкими: то, что знает о преступлениях милиционер, должен знать каждый, и может быть, тогда любители поживиться за чужой счёт будут не так сильны в нашем обществе!

Глава 1. Кражи

Прежде чем начать, рассмотрим некоторые термины, с которыми читатель будет постоянно сталкиваться на страницах этой книги, и различия между которыми могут быть ему непонятны, если только он не дока в уголовном праве.

Итак, кража – это тайное похищение чужого имущества. Если у вас вытащили из кармана кошелёк, а вы этого не видели – это кража. Если вы всей семьёй отправились гулять в парк, а вернувшись в квартиру, обнаружили, что здесь уже кто-то побывал и вынес всё за исключением стен – это тоже кража. Если вы проснулись утром и обнаружили, что ночью из вашей машины вырвали магнитолу, предварительно разбив стекло, – это опять-таки кража.

Грабёж – это когда имущество похищают открыто. Если у вас из рук вырвали сумку, или у вас на глазах умыкнули мобильный телефон, который вы неосмотрительно оставили на столе в офисе, – это грабёж.

Разбой – это тот же грабёж, но с применением насилия, опасного для жизни потерпевшего, либо с применением оружия. Если у вас содрали с шеи золотую цепочку – это грабёж, но если перед этим вас попотчевали по голове кастетом, или хотя бы этим самым кастетом потрясли перед носом – это разбой.

Мошенничество – это когда вас обманули, и вы отдали злодею свое имущество сами. Например, если вы, польстившись на красивые обещания, вручили какому-то гражданину свои деньги взамен на акции не существующих золотых приисков, то действие этого гражданина (смывшегося на следующий день в заморские страны) расценивается уголовным кодексом как мошенничество.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта