Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Дидактические игры для развития математических представлений дошкольников. Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Дидактические игры для развития математических представлений дошкольников. Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Просмотр содержимого документа
«"ФЭМП через игровую деятельность"»


  • «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А .

  • Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи: 1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. 2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

  • Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я как воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

  • Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально­волевых качеств. Все психологические новообразования берут начало в игре Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте.



  • 1.Это счетные палочки ­ с их помощью можно знакомить ребенка с формами .

  • 2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств. Это игры: «Что лишнее», «Найти фигуру»

  • 3. Эффективны игры -­ головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

  • 4. Целесообразно использовать загадки математического содержания. 5. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход .

  • Так же в работе по ФЭМП используются дидактические игры. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление

  • В заключении можно сказать Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания

что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…

Татьяна Жесткова
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой деятельности детей старшей группы

Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность детей старшей группы

Образовательная область : «Познание» .

Виды деятельности :

Познавательно-исследовательская;

Коммуникативная;

Продуктивная;

- игровая ;

Трудовая;

Музыкальная.

Цель : решение образовательных задач через самостоятельную деятельность детей .

Образовательные задачи :

Развивать логическое мышление;

Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы : какой и сколько;

Закреплять знания детей о геометрических фигурах и формах ;

Упражнять детей в конструировании , моделировании предметов по рисунку и схеме ;

Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой, ножницами.

Развивающие задачи :

Развивать творческое мышление, инициативу и самостоятельность, воображение, мелкую моторику рук;

Развивать познавательный интерес.

Воспитательные задачи :

Воспитывать желание справиться с трудным заданием, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

Интеграция образовательной деятельности :

Познание;

Коммуникация;

Художественное творчество;

Социализация;

Безопасность;

Предварительная работа :

Рассматривание с детьми картин и фотографий с изображением деревьев и цветов;

Конструирование и моделирование предметов по рисунку , схеме;

Рисование предметов , сочетающих в себе различные геометрические фигуры;

Поделки из природного материала .

Материал : счетные палочки Кюизнера, логические блоки Дьенеша, образцы для выставки, схемы, иллюстрации, бумага, клей, кисточки, природный материал , ножницы, пластилин, игрушки (Лунтик, Чебурашка, Машенька, письмо от Красной Шапочки) .

Техническое сопровождение : магнитофон.

Ход игры:

I. Дети стоят на ковре в кругу. Педагог предлагает каждому по очереди назвать свое имя.

Воспитатель :

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо – раз, два, три.

А теперь пойдем налево – раз, два, три.

В центре круга соберемся – раз, два, три.

И на место все вернемся – раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем

И опять играть начнем.

Сегодня, ребята, у нас необычные гости, вам всем они хорошо знакомы. Это персонажи из мультфильмов, которые пришли к нам со своими трудностями».

Лунтик : «Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за советом. У моего друга Кузи день рождения, но я не знаю, что ему подарить».

Воспитатель : «Ребята, поможем Лунтику, устроим выставку картин и научим его конструировать предметы при помощи цветных палочек Кюизнера. Дети, которые хотят выкладывать картины – подарок Кузе, пройдите к центру математики .

А Машеньке срочно требуется помощь. Во время урагана Мишкин дом пострадал и потекла крыша. Давайте сконструируем для Мишки и Машеньки новые дома из блоков Дьенеша.

Вот еще один гость Чебурашка. Он тоже строит дом для своих друзей. Заказал строительные материалы но забрать и привезти их на строительную площадку не на чем. Предлагаю вам , мальчики, стать работниками сборочного цеха, который выпускает грузовые машины. Возьмите чертежи и иллюстрации, проходите в игровой центр с крупными и мелкими конструкциями, приступайте к работе.

Пришло письмо от Красной Шапочки. Она очень просит прислать ей образцы бус из геометрических фигур. Образцы нарисуем, а также сделаем для нее подарок – поделку из природного материала . В уголке творчества есть все необходимое для работы».

II. Дети самостоятельно занимаются деятельностью по своему выбору . Во время их работы звучит спокойная музыка.

III. Воспитатель с персонажами проходит вдоль столов и рассматривает поделки ребят.

Воспитатель : «Какие замечательные картины, дома и рисунки получились у детей . Нашим гостям очень понравились ваши работы, расскажите о них.

Предлагаем Лунтику подарить Кузе все картины.

Чебурашка доволен грузовым транспортом, уточняет какие геометрические формы ребята использовали .

Машенька интересуется количеством этажей в доме у каждого строителя и обещает передать Красной Шапочке замечательные подарки из природного материала и рисунки бус из геометрических фигур».

Персонажи : «Спасибо ребята за гостеприимство и помощь. А нам пора возвращаться к своим друзьям. Вы такие молодцы! Мы еще придем посмотреть, что еще вы умеете делать. До свидания».

Дети наводят порядок в игровых уголках .

Список используемой литературы

1. Светлова И. Е. Логика. – М.: Издательство ЭКСМО, 2006.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Москва. Просвещение. 1985.

3. Ерофеева Т. И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников/ Под редакцией А. А. Столяра. М., 1998.

4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности . Мозаика-Синтез. Москва. 2010.

Публикации по теме:

«Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Педагогический коллектив нашего детского сада проводит работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Освоения правил.

Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Размер геометрических фигур, один-много, больше-меньше». Задачи: Закреплять знания предметов по длине: длиннее - короче. Совершенствовать.

Актуальность темы исследования. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность.

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением слуха Формирование элементарных математических представлений в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных.

Конспект занятия «Формирование элементарных математических представлений» «МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8 Динского района» Образовательная область: познавательное развитие. Конспект Непосредственной.

Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
  2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
  3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

  • игры с предметами
  • настольно-печатные игры
  • словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало?", " Сколько?", " Путаница?", " Исправь ошибку ", " Убираем цифры ", " Назови соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра " Считай, не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", " Число, как тебя зовут?", " Составь табличку ", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

«Математическая ромашка» : Учить счёту в пределах 10; «Пазлы» : Учить натуральному ряду чисел; «Сколько?» : Учить счёту в пределах 10; «Убираем цифры» : Учить оперировать числами в пределах 10.

«Найди лишнее» : Учить оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия; Пазлы «Изучаем цифры и счет» : Учить соотносить число с количеством предметов; «Весёлый счёт» : Учить счёту в пределах 10.

«Считай, не ошибись» : Учить порядку следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.

Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", " Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима» . При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида» и т. д. В начале каждого занятия проводит ся игровая минутка: любую игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: " Найди похожую ", " Расскажи про свой узор ", " Мастерская ковров ", " Художник ", " Путешествие по комнате " и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

«Радуга» : Учить правильно называть цвета радуги, помочь запомнить их расположение.

«Фотография» : Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях. «Домик для цветных карандашей» : Учить ориентироваться в пространстве; «Расскажи про свой узор» : Учить употреблять слова для обозначения положения предметов; «Собери букет» : Учить ориентироваться в пространстве.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?"

(поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.) . Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого) , на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

«Подбери по форме» : Учить различать одинаковые фигуры разных цветов; Учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему признаку. «Геометрические фигуры» : Учить находить подходящие геометрические фигуры и собирать их из частей.

«Зонтики» : Учить подбирать определённые геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику. «Снеговики» : Учить собирать разнообразных снеговиков из геометрических фигур. «Варежки» : Учить правильно подбирать геометрические фигуры к образцу. «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» : Учить правильно определять цвет и форму геометрических фигур.

«Цветные столбики» : Учить распознавать и группировать фигуры по цвету и форме. «Волшебные фигуры» : Учить находить одинаковые фигуры по цвету и форме. «Подбери по форме» : Учить обследовать предметы, выделять их цвет и форму.

«Мячики» «Волшебные фигуры» : Учить сопоставлять по размеру; «Матрёшки» : Учить сопоставлять по размеру.

«Цветные карандаши» : Учить различать цвета и находить их сочетание в картинках. «Найди сходства» : Учить различать цвета и объединять предметы в группу по какому-либо признаку.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как " Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", " Мельница ", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

«Колпачки» : Учить собирать предметы по величине; «Пирамидки» : Учить собирать предметы по величине и по цвету. «Бусы» : Учить чередовать предметы по величине, форме, определенным признакам.

«Ёжики» : Учить подбирать соответствующие цвета; «Составь цепочку» : Учить различать фигуры и устанавливать закономерность в их расположении.

«Пазлы: Учить находить нужные формы предметов.

«Шнуровки» : Учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы.

«Развивающие рамки» : Учить сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение.

Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)

При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры.)

Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.

На базаре ёжик накупил сапожек:
Сапожки по ножке себе,
Поменьше немножко жене,
С пряжками сыну,

С застёжками дочке,
Всё уложил в мешочке.

Так сколько купил ёжик пар сапожек? (4)

Навыки счета отрабатываются при использовании считалок

Жили - были сто ребят.
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,

Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.

Один в поле не воин.
- Семеро одного не ждут.
- Первый блин всегда комом.
- Второй Родины не бывает.

Помогут пословицы и при изучении временных представлений.

Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
- Не суйся, пятница, на перед четверга.

Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:

Январь – году начало, зиме – середина.
- Ни в марте воды, ни в апреле травы

В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Галина Левицкая
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность

Семинар-практикум

"Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность .

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

(В. А. Сухомлинский)

Цель : повышение уровня знаний педагогов по .

Задачи :

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр .

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .

Актуальность проблемы : в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста .

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал , более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра . Игра способствует умственному развитию дошкольника .

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В соответствии с ГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника , хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста .

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников :

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста .

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника , его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей , целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений .

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения .

Дидактические игры делятся на :

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы :

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры по формированию элементарных математических представлений , которые я использую в своей работе.

Наглядный материал «Цифры» .

Цель : Сделать обучение наглядным, зрительные образы, и включить ребенка непосредственно в практическую деятельность .

Задачи :

деятельность .

дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность .

Материал : карточка с изображением цифры, количество палочек, руки с необходимым количеством пальцев, предметов .

Игра «Математические пазлы » .

Цель :

Систематизировать знания детей чисел от 1 до 5 ;

Закреплять навыки счета в пределах 5 ;

Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности;

Пробуждать интерес к предмету через игру

Задачи :

Закрепление счета от 1 до 5;

Акцентировать внимание на месте числа в ряду других чисел;

Способствовать развитию логического мышления : умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля.

Выполнять задания поискового характера;

Учиться применять знания в измененных условиях;

Способствовать воспитанию у обучающихся чувства товарищества и дружбы; привитию интереса к счету.

Игра «Когда это бывает» (части суток)

Цель : Учить детей использовать в игре свои знания о частях суток, их последовательность, названия, характерных признаках, связанные с природными явлениями и деятельностью людей .

Материал : карточки с частями суток (утро, день, вечер, ночь, карточки с действиями.

Игра «Когда это бывает» (времена года)

Цель :

Знать времена года и называть их в определенной последовательности ;

Находить, соответствующие данному времени года картинки;

Развивать зрительную память, внимание, речь;

Любить природу в разное время года.

Задачи :

Учить определять время года по его характерным признакам;

Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

Упражнять детей в составлении короткого рассказа : «Что изображено на картинке и когда это бывает» ;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

Материалы :

Картины с изображением разного времени года;

Карточки с изображениями характерными признаками того или иного времени года.

Игра «Поросята и серый волк» .

Цель. Развитие пространственных представлений . Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки : «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка : Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Физкультминутка "На зарядку становись!"

Эй, ребята, что вы спите!

На зарядку становитесь!

Справа – друг и слева – друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левой ногой!

Влево шаг! И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг – назад и два – вперед!

Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернемся,

Снова за руки возьмемся.

Во саду ли, в огороде

У Ивана ослик бродит.

Выбирает, выбирает,

Что сначала съесть – не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Впереди крыжовник зреет,

Позади малина спеет.

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква.

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва.

Ослик глубоко вздохнул…

И без сил на землю лег.

Картинки «Ориентировка в пространстве»

Цель : Формирование пространственно-временных представлений .

Задачи :

Научить находить предмет в пространстве , определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п.

Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Игры - договорки» (словесная игра)

Цель : учить по описанию, называть геометрическую фигуру.

Материал : загадки о геометрических фигурах, геометрические фигуры.

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг.

Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобою не пустится вскачь.

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник) .

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность :

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал) .

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд ,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник) .

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие.

Ответ : Фигуры

«Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру»

Цель : закреплять геометрические фигуры, учить выкладывать фигуры из счетных палочек.

Материал : счетные палочки, большие геометрические фигуры.

«Поезд с геометрическими фигурами»

Цель : подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме , отправлять нужную фигуру в подходящий вагончик.

Материалы : вагончики с белыми пятнами геометрических фигур, локомотив, геометрические фигуры разного цвета.

Игра «Нарисуй картинку палочками»

Цель : Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

Материал : счетные палочки, карточки.

Игры – головоломки.

Цель : Учить выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

Задачи : Развитие пространственных представлений , конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность, мелкую моторику; воспитывает терпение и усидчивость.

Материал : квадрат, разрезанный по условию.

Игра «Зверюшки на дорожках» .

Цель : Формирование основ логического мышления, ориентировка на символы; развивать навыки использовать символы по организации своей деятельности .

Материал : набор карточек с изображением зверей, игровые карты с изображением значков, карта-образец.

Игра «Разрезные картинки» .

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета , учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета , складывать картинку, разрезанную на 4 части и более.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х и более частей. Предметы и игрушки , соответствующие изображениям на картинках.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз)

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз, (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз, (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза, (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках) .



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта