Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Дыхание. система дыхания

Дыхание. система дыхания

Марианна Головчиц
Конспект занятия «Органы дыхания» в старшей группе

Программное содержание :

Систематизировать знания детей о строении и назначении органов дыхания .

Закрепить с детьми представления об органах дыхания и отметить важное значение их для человека;

Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка , грудная клетка, рёбра, лёгкие)

Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними;

Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и вызывать негативное отношение к вредным привычкам

Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать.

Материалы и оборудование : картины-схемы : лёгких; органов дыхания ; карточки с проблемными ситуациями, воздушные шарики, бумажные салфетки (на каждого ребёнка, зеркало.

Ход занятия

Звучит запись письма от Доктор Пилюлькина

Доргие дети старшей группы , хочу пригласить вас ко мне в лабораторию

Воспитатель входит в группу с детьми и приветствует гостей.

Доктор Пилюлькин приглашает детей к себе лабораторию и предлагает надеть белые халаты. Обращает внимание детей на специальное оборудование в его лаборатории.

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы считаете, для чего так много цветов?

Ответы детей. Чтобы было красиво, приятно пахло…

Доктор Пилюлькин. Правильно, цветы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем , а вырабатывают кислород, который нам так нужен для дыхания .

Мы рассмотрим органы дыхания по порядку .

Доктор Пилюлькин. Ребята, а может ли человек долго находиться без воздуха?

Давайте проверим, так ли это.

Попробуйте глубоко вдохнуть, закройте ладошкой и рот и нос.

Почему не смогли долго быть без воздуха?

Ответы детей. Нечем будет дышать, человек задохнётся …

Доктор Пилюлькин. Действительно человек без воздуха жить не может

Это очевидно!

Вывод : Человек не может жить без воздуха.

Ребёнок :

Правильно ребята :

Без дыханья жизни нет ,

Без дыханья меркнет свет .

Дышат птицы и цветы

Дышим я, и он, и ты.

Доктор Пилюлькин. Действительно, без воздуха человек не может прожить, мы дышим постоянно и днём и ночью. Вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

А чем мы вдыхаем воздух , каким органом ?

Отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы,

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (НОС)

Доктор Пилюлькин. Давайте проследим, куда движется воздух при дыхании . Для этого рты закрыли. Сделайте глубокий-глубокий вдох через нос и почувствуйте, куда движется воздух? Выдох. Ещё вдох.

Куда сначала попадает воздух?

Ответы детей. В нос.

Скажите, а может ли воздух попасть в рот?

Для этого сделайте вдох - ртом, а выдох- носом.

Ответы детей. Можем?

Доктор Пилюлькин. Да можно, но хочу вам сказать, что в воздухе летают мелкие частицы пыли,и если мы будем так дышать, то эта пыль окажется внутри нас. (В наших лёгких) .

Опыт 2 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Я приглашаю вас рассмотреть свой нос.

Возьмите зеркало и рассмотрите свой нос.

Загляните внутрь. Что вы там видите?

Ответы детей. Нос и ноздри.

Доктор Пилюлькин. В носу есть два канала, как они называются?

Ответы детей. Ноздри. В носу воздух согревается.

Доктор Пилюлькин. Какого цвета стенка носа внутри?

Ответы детей. Розовые.

Доктор Пилюлькин. А знаете почему? (Потому, что там много кровеносных сосудов) .

Доктор Пилюлькин. Что вы ещё заметили?

Ответы детей. Волоски.

Как думаете, зачем они нужны?

Ответы детей. Волоски задерживают пыль и другие мелкие частицы.

Вывод : Наш нос находится на лице. Нос состоит из ноздрей, внутри он разовый и имеются волоски, которые задерживают пыль.

Доктор Пилюлькин. Давайте возьмём в руки «контейнер» откройте его и определите, чем пахнет.

Ответы детей. Чесноком, лимоном, апельсином, духами …

Доктор Пилюлькин. Если бы не наш нос, как бы мы могли наслаждаться приятными запахами.

А еще нос первым сообщит мозгу о загрязнённом воздухе (газ, химические запахи, дым)

Влад знает хорошее стихотворение про нос, и вам его прочитает.

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

Я ничего не знаю.

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то,

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю.

Это нос доложил :

Кто-то купил апельсины,

И во-он туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит :

«Погуляем, я очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной.

Он говорит :

«А знаешь пахнет уже листвой»

Вывод : Да ребята наш нос очень важный и нужный орган , он наш помощник

в определении запаха.

Доктор Пилюлькин. Ребята, вы немного устали, давайте мы отдохнём.

Физминутка "Солнышко"

Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)

Всех детишек приласкало

Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди) .

Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз) .

Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)

Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам) .

Гладит ушки, (Растирать ладонями уши) .

Гладит ручки, (Растирать ладони) .

Вот. (Поднять руки вверх) .

Доктор Пилюлькин. Предлагаю подойти к доске и рассмотреть схему попадания воздуха в наш организм .

Куда воздух бежит из дыхательной трубки ?

Ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, похожие на воздушные шарики.

Они расширяются когда мы вдыхаем и сжимаются когда выдыхаем

Опыт 4 (Исследование)

Доктор Пилюлькин. Давайте, обследуем, как устроена грудная клетка.

Какая на ощупь грудная клетка? (Дети обследуют на себе, и убеждаются, что грудная клетка ребристая) .

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса и глубоко вдохните воздух. Почувствовали, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие.

А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Итак, мы сказали, что воздух из дыхательной трубки бежит в лёкгие. Покажите, куда воздух идёт из дыхательной трубки .

Доктор Пилюлькин. Нос, рот, дыхательную трубку , рёбра мы может увидеть или почувствовать. А лёгкие не можем, они находятся внутри и защищены ребрами. Давайте рассмотрим легкие на рисунке. Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит.

Схема вдоха и выдоха (вдох- синими магнитами, выдох-жёлтыми)

Вывод : Под грудной клеткой расположены два лёгких.

Мультимедиа (Ноутбук) видео идущего человека с нормальным, ровным дыханием , и бегущего человека, который после того как остановился –дышит тяжело, глубоко через рот.

Доктор Пилюлькин. Как вы думаете, почему так по-разному дышат люди?

Ответы детей. Бегущий человек напрягается, прилагает больше усилий. А человек который просто идёт, он не напрягается, дыхание ровное , спокойное.

Доктор Пилюлькин. Очень важно тренировать свой организм и легкие , чтобы при небольших нагрузках не задыхаться .

Что мы с вами делаем, чтобы наши лёгкие были тренированные?

Ответы детей. Делать гимнастику, быть на свежем воздухе, прыгать на скакалке и заниматься спортом

Доктор Пилюлькин. Давайте проведём небольшую игру, и на примере увидим, как работают наши лёгкие.

Опыт 5 «Шарики»

Детям раздаются шарики и они должны надуть при помощи выдоха.

Вот какие красивые шарики у вас получились, чем сильнее ваши лёгкие, тем больше получились шарики. Молодцы!

Вывод : Так работают и ваши лёгкие, вдыхают воздух - расширяются, выдыхают воздух- сужаются .

Доктор Пилюлькин. Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких?

Ответы детей. Курение, грязный воздух.

Доктор Пилюлькин. Правильно, очень вредно для легких курение, загазованный воздух.

Ответы детей. От неприятного воздуха человек начинает кашлять.

Доктор Пилюлькин. Здоровый человек начинает кашлять, если чувствует в воздухе запах дыма, пыли или газа.

Кашель очищает верхние дыхательные пути , даже если мы поперхнемся крошкой.

Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды или есть на ходу!

Игра "Что хорошо для дыхательной системы , а что вредно?"

Перед вами лежат картинки, на них изображены ситуации, когда человек бережёт свое горло, нос, рот и легкие, а когда наоборот, наносит большой вред своему здоровью. Разложите карточки на два поля (черное и белое : вред-польза) и объясните свой выбор.

(Дети раскладывают карточки на двух мольбертах и объясняют.)

Доктор Пилюлькин. Ребята назовите органы дыхания ,заполняя картину. (Дети называют и показывают на картине (правильно прикладывая органы дыхания ) : нос, рот, дыхательная трубка , легкие).

Из всех опытов и исследований мы можем вывести правила здоровья

итак какие правила для сохранения здоровья мы с вами запишем?

1. – Заниматься спортом.

2. – Делать зарядку каждый день.

3. - Гуляйте на свежем воздухе.

4. Закаляться.

5. – Ежедневно употреблять в пищу полезные продукты,

овощи и фрукты.

6. – Дышать чистым свежим воздухом.

7. – Личная гигиена.

Доктор Пилюлькин. Всё что вы мне сказали, я записал и хочу подарить вам эти «Правила здоровья» и пожелать вам :

Чаще улыбаться, по пустякам не огорчаться.

Всегда иметь здоровый вид,

Вовек не знать, где что болит.

Вы очень хорошо сегодня потрудились и я для вас приготовил сюрприз

(отдаёт воспитателю поднос Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, Занимайтесь спортом, с сюрпризом).

Дыхательная система имеет большое физиологическое значение. С её помощью в организм поступает кислород, необходимый для процессов окисления, и выделяется углекислый газ, являющийся конечным продуктом обменных процессов организма. При окислении продуктов питания освобождается необходимая организму энергия. Условно в дыхании выделяют три основных процесса:

а) Обмен газов между окружающей средой и лёгкими (внешнее дыхание).

б) Обмен газов в лёгких между воздухом и кровью.

в) Обмен газов между кровью и тканевой жидкостью (внутреннее дыхание).

В системе выделяют дыхательные пути , по которым воздух циркулирует в лёгкие и дыхательную систему (лёгкие ), где происходит газообмен.

Носовая полость. ( cavitas nasi ).

Разделена костно-хрящевой перегородкой на две части. В полости находятся извилистые носовые ходы, в слизистой которых много кровеносных сосудов. Функции:

1. Согревание вдыхаемого воздуха.

2. Железы слизистой связывают и обезвреживают микроорганизмы и пыль, увлажняют воздух. Реснички гонят пыль назад из полости

3. Обонятельная функция.

Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями (хоанами). Из глотки воздух проходит в гортань .

Гортань. ( larynx ).

Расположена на уровне 4 –6 шейных позвонков. Снаружи заметна по характерному выступу (адамово яблоко – кадык – щитовидный хрящ). Вверху глотка, внизу трахея . Образована несколькими подвижно соединёнными хрящами в виде колец (9 хрящей). Вход в гортань закрывает надгортанный хрящ . Он препятствует попаданию пищи при глотании. По форме полость гортани напоминает песочные часы.

В среднем отделе между хрящами натянуты голосовые связки (plicae vocales ). Они ограничивают голосовую щель . В щель проходит выдыхаемый воздух из лёгких. Форма щели меняется в зависимости от степени натяжения голосовых связок и положения хрящей.

В спокойном состоянии (когда молчим) щель имеет треугольную форму и достаточно велика. При разговоре связки натягиваются, сближаясь между собой. Выдыхаемый воздух с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, в результате возникает звук. Чем короче связки, тем выше их звук.

Частота колебаний зависит от силы натяжения и может быть от 80 до 10000 Гц (минимум 20,6 Гц).

Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа и зависит от положения губ , нижней челюсти (зуб) и языка , мягкого нёба . Имеются значительные возрастные и половые особенности. У женщин гортань расположена выше и 1/3 меньше.

Трахея.( trachea ).

Начинается от гортани, расположена от 7 шейного до верхнего края 5 грудного позвонка, где раздваивается (в лёгкие ). Идёт перед пищеводом, спереди и с боков ограничена хрящевыми полукольцами (в результате просвет всегда открыт), полукольца соединяются связками и мышцами. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу . Полукольца называют ещё – С –образные хрящи. Трахею изнутри выстилает мерцательный эпителий с железистыми клетками. Длина до 12 см.

Трахея разветвляется на 2 главных бронха, образованных хрящевыми кольцами. Бронхи входят в левое и правое лёгкое.

Лёгкое.( pulmo ).

Правое и левое лёгкое расположены в полости грудной клетки . Эта полость отделена от брюшной полости особой мышцей – диафрагмой . Форма лёгких – уплощенный конус с закруглённой верхушкой, выступающей над I ребром. Делятся анатомически на доли, в правом – 3, в левом – 2 доли (место под сердце сердечное вырезка ). Снаружи легкое покрыто соединительно-тканной оболочкой – плеврой . Плевр – две: наружная – пристеночная , она сращена со стенкой грудной клетки, и лёгочная (висцеральная ) плевра, покрывающая легкие. Между ними – плевральная полость, в ней серозная жидкость (для смазки) и отрицательное давление (9 – 30 мм рт ст). Между правым и левым плевральными мешками располагается комплекс органов – средостение. В них расположены – тимус, сердце, трахея и сосуды .

Главные бронхи , войдя в лёгкие, делятся на более мелкие бронхи (соответственно долям на 2 и3 бронха). Каждый бронх многократно делится на ещё более мелкие трубки – бронхиолы . Образуется своеобразная структура – бронхиальное дерево , хрящ постепенно исчезает, диаметр уменьшается (меньше 1 мм). Бронхиолы заканчиваются многочисленными альвеолярными ходами, а они гроздьями тонкостенных лёгочных пузырьков – альвеол . Их кол-во 600 – 700 млн., общая площадь = до 150 м 2 . Толщина стенок около 0,0001 мм. Наружная стенка альвеол густо оплетена кровеносными капиллярами. Внутри стенки выделяют особое вещество – сурфактант (препятствует слипанию и обезвреживает микробов).

Физиология дыхания .

В стенках альвеол идет газообмен между воздухом и венозной кровью. Газообмен происходит за счёт диффузии и разницы в парциальном давлении газов.

Давление кислорода воздуха = 105 мм рт ст, а кислорода крови = 40 мм рт ст.

Давление диоксида углерода воздуха = 40 мм рт ст, в крови = 47 мм рт ст.

В результате в стенках альвеол кровь из венозной превращается в артериальную.

Дыхательные движения .

Ввод и вывод воздуха осуществляется за счёт растягивания или сокращения лёгких. Поскольку они не имеют собственной мускулатуры, поэтому свой объём изменяют пассивно, вслед за изменением объёма грудной клетки . Это происходит вследствие ритмичного сокращения дыхательных мышц – межрёберных и диафрагмы.

1. Вдох . Сокращаются межрёберные мышцы ребра поднимаются вверх, грудина отдаляется от позвоночника. Сокращается диафрагма – купол становится плоским, опускается вниз. Грудная клетка увеличивает свой объём – лёгкие растягиваются вслед за ней.

2. Выдох. Межрёберные мышцы и диафрагма расслабляются и возвращаются в прежнее положение. Вследствие этого объём грудной клетки уменьшается, и воздух из лёгких выталкивается. При глубоком вдохе и выдохе также участвуют мышцы груди и брюшной стенки.

Объём легких.

Жизненная ёмкость лёгких – это тот объём воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха = 3500 мл. Он складывается из следующих величин:

а) Дыхательный объём . Кол-во воздуха при спокойном дыхании =500 мл.

б) Дополнительный объём . После спокойного вдоха, человек может дополнительно вдохнуть ещё 1500мл.

в) Резервный объём . После нормального выдоха ещё выдохнуть 1500 мл.

Сумма трех величин и составляет жизненную ёмкость лёгких.

г) Остаточный объём . После первого вдоха при рождении и до смерти при любых условиях лёгкие полностью не освобождаются от воздуха. Этот объём = 1000 – 1500 мл.

д) Мертвое (вредное) пространство . Воздух в воздухоносных путях в газообмене не участвует. Объём = 500 мл – 360 мл = 140 мл.

Вдыхаемый воздух. Выдыхаемый воздух

Кислород= 20% Кислород = 16%

Диоксид углерода = 0,03% Диоксид = 4%

Азот = 79% Азот =79% + пары воды и около 200 ядов.

Регуляция дыхания .

1. Нервная . В продолговатом мозгу находятся две группы нейронов (дыхательный центр ), их деятельность вызывает ритмичную смену вдоха и выдоха. Центр состоит из двух частей – центр вдоха и центр выдоха . Когда возбуждается центр вдоха, то он передает возбуждение по нервам на сокращение дыхательных мышц – происходит вдох. При этом он тормозит центр выдоха. Затем в центрах происходит смена нервных процессов на противоположные. Хотя работа дыхательного центра автоматическая, он контролируется КБП, следовательно, человек может произвольно затормозить или ускорить дыхание. Здесь же расположен и синхронно работает с дыхательным центром – центр управления речи. Кроме этого центр осуществляет и некоторые рефлексы – «захватывание духа» и защитные – чихание и кашель.

2. Гуморальная регуляция .

Нейроны дыхательного центра чувствительны к концентрации диоксида углерода. Если в крови, омывающей дыхательный центр, избыток диоксида, то повышается возбудимость нейронов и дыхание становится частым и глубоким. Обратное действие при недостатке углекислого газа.

Частота дыхательных движений в покое = 14 – 20 в минуту (минутный объём дыхания – МОД ).

Возрастные особенности органов дыхания.

В пренатальном периоде собственные органы дыхания плода не работают, кислород идёт через плаценту. С первым вдохом лёгкие расправляются и начинают ритмично работать с частотой 40 – 60 раз в мин.

В процессе онтогенеза значительно увеличивается масса и объём лёгких. Слизистые у детей нежнее, суше и богаче сосудами, лёгкие менее эластичны (отсюда опасность патологий). Изменяется частота и глубина дыхания, ЖЕЛ достигает к 16 – 17 годам функционального уровня взрослых, процент используемого кислорода у детей меньше. Произвольная регуляция дыхания совершенствуется параллельно развитию речи и приближается к уровню взрослого только к 11 – 12 годам.

План – конспект урока.

Тема: Строение органов дыхания.

Цель: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, развивать и корректировать зрительную память, внимание. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Основные понятия: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, брони, легкие.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Средства обучения: плакат «Система органов дыхания», презентация «Строение органов дыхания», песочные часы, груз массой 5 кг, рабочие тетради.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Задание 64-65 в рабочей тетради на стр. 24.

Фронтальный опрос класса:

    какое влияние оказывает алкоголь на здоровье человека?

    какое влияние оказывает никотин на здоровье человека?

3. Изучение нового материала.

Слайд 1.

Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.

Тем не менее, люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.

Вопрос классу: Почему они погибли?

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Вопрос классу: что такое органы дыхания?

Органы дыхания - это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Слайд 2.

Записать в тетрадь число, классная работа и тему урока.

Слайд 3.

Вопрос классу: как вы думаете, что такое дыхание? (ответы учащихся)

Слайд 4.

Записать в тетрадь:

Дыхание - это поступление в организм кислорода при вдохе и выделение углекислого газа при выдохе.

Рассказ учителя о строении органов дыхания.

Путь воздуха начинается с носовой полости .

Слайд 5.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания.

Слайд 6.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Слайд 7.

Строение гортани. Гортаньимеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок . Нижняя пара участвует в голосообразовании.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

Слайд 8.

Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

Слайд 9.

Вопрос классу: Приносит ли курение пользу?

Слайд 10.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Слайд 11.

Вопрос классу: Какое влияние оказывает курение на женский организм?

Слайд 12.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение.

Физминутка – измерить количество дыхательных движений в спокойном состоянии. Сделать 10 приседаний, измерить количество дыхательных движений. Сравнить.

Слайд 13.

Повторить строение дыхательной системы по плакату.

4. Закрепление изученного материала.

С помощью учебника на стр. 78-79, заполнить таблицу «Органы дыхания».

Слайд 14.

Органы дыхания

Значение

Носовая полость

Носоглотка

Слайд 15.

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 16.

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 17.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

Слайд 18.

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает .

Слайд 19.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Слайд 20.

Что означают эти пословицы?

Один курит, а весь дом болеет.

Курить много табака - поубавится ума.

Курить - здоровью вредить.

Кто табачье зелье любит - тот сам себя губит.

Заядлого курильщика муха крылом перешибёт.

Хочешь жить - умей дышать.

Вывод: курение вредит нашему организму

Слайд 21.

5. Запись домашнего задания.

2 группа – стр. 77-80 вопросы, знать новые понятия

6. Итоги урока. Выставление оценок. Рефлексия.

Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии

МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

Цель урока:

Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.

Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.

Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.

Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)

На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий

– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.

– Сформулируем основные цели нашего урока

Перед началом урока на доске записан план урока:

I. Строение и функции органов дыхания.

II. Выполнение лабораторной работы.

III. Решение биологических задач

IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.

V. Подведение итогов урока.

Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).

Строение и функции органов дыхания.

Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.

1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?

2.Как возникают звуки речи?

3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?

4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?

Выполнение лабораторной работы.

Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"

Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.

Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.

Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:

Мальчики 13-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .

Девочки 8-16лет:

ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .

Форма отчётности:

Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.

Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.

Сделайте выводы:

1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?

2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.

3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.

4) Результаты запишите в лист с работой.

Огласите результаты проведённой работы.

Показатели ЖЁЛ подростков

Возраст (лет)

ЖЁЛ мальчиков

ЖЁЛ девочек

Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:

Максимально вытянуть вверх руку с шариком

На этой высоте переложить шарик в другую руку

На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Решение задач.

Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.

1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?

Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.

2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?

Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.

3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?

Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)

4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?

Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.

Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)

1.Первая помощь утопающему

2.Помощь при удушении, заваливанию землей

3.Клиническая и биологическая смерть

4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:

«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).

Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика

Заболевания

курильщиков

Из всего сказанного какой следует вывод?

Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)

Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)

    Подведение итогов урока

По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!

(звучит музыка)

«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»

Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.

Выставление оценок за работу в группах.

Литература.

Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.

Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.

Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.

Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.

В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.

Приложение 2

Фамилия Имя ученика

Лабораторная работа

Строение и функции органов дыхания.

Первая помощь

Памятка руководителю группы

Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.

Выполнение лабораторной работы:

Прочти ход выполнения работы;

Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;

Сделай выводы по работе;

Огласи полученные результаты.

Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.

Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.

Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.

Примечание:

"+" - полный правильный ответ

"+" - правильный, но не совсем точный ответ

"?" - неполный ответ

"^" – дополнение

Приложение 3

Познание мира

ТЕМА: «Органы дыхания. Лёгкие и их работа».

ЦЕЛИ: формировать понятие об органах дыхания, их функции и о значении дыхания для организма; познакомить с правилами гигиены дыхания, объяснить необходимость выполнения этих правил; развивать мышление, память, внимание, любознательность, содействовать воспитанию сотрудничества, самоконтроля.

Оборудование: таблица по теме, модель органов человека.

ХОД УРОКА

    Орг.момент. Сообщение темы урока.

    Проверка домашнего задания. Кроссворд.

        1. Самый крупный кровеносный сосуд, идущий от сердца. (аорта)

          Сосуды, несущие кровь от сердца ко всем органам и тканям. (артерии)

          Что кровь уносит из организма (забирает в лёгких)? (углекислый газ)

          По каким сосудам тёмная кровь возвращается в сердце? (вены)

          Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества в каждую клетку нашего организма? (капилляры)

          Этот мышечный мешок находится в левой части грудной клетки и действует как насос. (сердце)

          Что несёт артериальная кровь каждой клеточке? (кислород)

          Эта жидкость снабжает все органы в организме человека кислородом, питательными веществами и витаминами. (кровь)

9-10 Это наносит огромный вред работе сердца. (курение, алкоголь)

Ключевое слово: Что необходимо для хорошей работы сердца? (тренировка )

    Усвоение нового материала.

1. Предположение.

Как кровь получает кислород?

Работа в группах.

2. Формулирование темы и целей урока.

3. Наблюдение.

Понаблюдайте за своим дыханием.

Сделайте вдох и выдох.

— Что происходит при вдыхании?

— Что происходит при выдыхании?

— Какой воздух мы вдыхаем, а какой выдыхаем?

4. Объяснение учителя.

Когда мы дышим, в наш организм поступает кислород, который нужен нам как важнейший для жизни газ. Наш мозг может жить без него не более 5 минут. Все клетки, из которых состоит тело, поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Наш дыхательный аппарат состоит из двух лёгких. Проходя из носа и рта в лёгкие, воздух проходит в них по каналам, постепенно уменьшающимся в размерах. Эта система каналов похожа на дерево вверх ногами (ствол, ветви, листья), где ствол - это трахеи, ветви - бронхи, листья - альвеолы. Благодаря дыханию мы можем говорить, так как оно заставляет вибрировать голосовые связки, как струны гитары, и производить звуки.

Мы делаете вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он быстро проходит через носовую полость и попадает в дыхательное горло - трахею. Она устроена довольно хитро. Когда мы что-нибудь глотаем, трахея закрывается маленькой заслонкой, чтобы пища не попала ненароком в лёгкие. А когда мы делаем вдох - закрывается глотка, и воздух бежит не в желудок, а в лёгкие.

Но если мы вздумаем закричать или захохотать, глотая пищу, заслонка может вовремя не закрыться, крошка или капля попадёт в трахею, и нам придётся долго кашлять, пока она оттуда не вылетит.

Дыхание

Лёгкие (1) похожи на воздушный насос, который приводится в действие мышцами груди. Лёгкие раздуваются, впуская воздух, и сокращаются, выпуская его, как воздушный шарик. Когда мы делаем вдох, воздух проходит изо рта и носа в трахею (2), потом в две широкие трубки — бронхи (3), которые разветвляются на более мелкие бронхи (4). Изнутри бронхи покрыты крохотными ресничками. Эти влажные реснички захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею. В лёгкие должен поступать совершенно чистый воздух. Бронхи выполняют роль фильтра. Самые маленькие бронхи оканчиваются альвеолами, похожими на миллионы воздушных пузырьков. Рядом с альвеолами проходят маленькие кровеносные сосуды. Кровь забирает кислород и выбрасывает в альвеолу углекислый газ, который мы выдыхаем.

Вдох и выдох.

Дыхательное движение не подчиняется воле человека. мы дышим, не думая об этом. Но можно вдыхать и выдыхать сильнее или ненадолго задерживать дыхание. Когда мы делаем вдох (А), мышцы груди раздвигают рёбра, грудная клетка и лёгкие расширяются и вбирают в себя воздух. Когда мы делаем выдох (Б), мышцы расслабляются, рёбра сдвигаются, лёгкие сжимаются и воздух выходит.

Наблюдение.

ВЫПОЛНИТЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО ВДОХОВ И ВЫДЫХОВ ЗА 1 МИН

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД

5. Загадка.

ВОТ ГОРА, А У ГОРЫ

ДВЕ ГЛУБОКИЕ НОРЫ.

В ЭТИХ НОРАХ ВОЗДУХ БРОДИТ,

ТО ЗАХОДИТ, ТО ВЫХОДИТ. (Нос)

6. Предположение.

— Почему носовую полость можно назвать фильтром, печкой, контролёром, сторожевым постом организма?

Кровеносные сосуды слизистой оболочки носовой полости выполняют как бы роль водяного отопления, подогревая вдыхаемый воздух до температуры тела. Соприкасаясь со слизистой, вдыхаемый воздух увлажняется и очищается от частиц пыли, которая оседает на тонкий слой слизи, покрывающий эту оболочку. Нервные окончания обонятельных нервов осуществляют «контроль» химического состава вдыхаемого воздуха, это единственный орган, способный воспринимать запахи.

Объясните смысл следующего гигиенического правила:

Нельзя человека

Закупорить в ящик.

Жилище проветривай

Лучше и чаще. (Маяковский)

7. Составление правил гигиены дыхания и мер по предупреждению заболеваний органов дыхания.

Работа в группах.

Составить слово из букв:

Что наносит сильный вред органам дыхания?

Ируекне (курение)

Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживёт и несколько минут. В помещении, где собирается много людей, трудно дышать, в воздухе становится меньше кислорода. Портит воздух, делает его непригодным для дыхания и табачный дым. В воздухе помещения всегда есть пыль. При разговоре, кашле и чихании больных людей в воздух попадают микробы, поэтому не забывайте чаще проветривать свою комнату и класс. Больше гуляйте в лесу, на полях и лугах. в парках и скверах и других местах, где много зелени. Там воздух особенно чистый и свежий, содержит больше кислорода.

Находясь в помещении, запомните основные правила:

Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном.

Не чистите в помещении одежду и обувь. Чаще мойте полы и стирайте пыль с предметов влажной тряпкой.

Перед входом в комнату тщательно вытирайте ноги.

При кашле, и чихании закрывайте рот платком.

    Закрепление.

1. Чтение текста учебника с пометками.

— Что узнали нового?

2. Загадка.

ДВА ВОЗДУШНЫХ ЛЕПЕСТКА,

РОЗОВЫХ СЛЕГКА,

ВАЖНУЮ РАБОТУ ВЫПОЛНЯЮТ

И ДЫШАТЬ НАМ ПОМОГАЮТ. (Лёгкие)

    Итог урока.

Назовите и покажите органы дыхания.

    Домашнее задание.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта