Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Как узнать о чем думает человек по жестам. Как научиться «читать» людей по их мимике и жестам

Как узнать о чем думает человек по жестам. Как научиться «читать» людей по их мимике и жестам


Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации


Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Невербальное поведение и жесты

  • Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
  • Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
  • Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
  • Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
  • Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
  • Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.

75 признаков языка тела по Максу Эггерту

Физический знак

Возможные значения

Движения кадыка

Тревога, ложь

Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п.

Неуверенность

Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку

Неуверенность

Руки и ладони открыты

Открытость, искренность

Руки скрещены на груди

Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения

Руки скрещены, одна держит другую

Неуверенность

Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер

Неуверенность

Съеживание

Желание защититься

Моргание (учащенное)

Глубокий вздох

Расслабление, согласие

Поглаживание подбородка

Обдумывание решения, оценка

Искренняя улыбка

Приветствие, стремление к сближению, одобрение

Потирание глаз

Смущение, усталость

Потухший взгляд

Скука, обдумывание

Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею)

Стремление скрыть правду или нервозность

Палец (дужка очков и др.) во рту

Оценка или ожидание под­тверждения

Направление носков ступней

Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собесед­нику, если тот привлекателен)

Притопывание

Поглаживание собеседника

Стремление к близости

Прихорашивание

Проявление интереса к собе­седнику

«Рубка» ладонью

Агрессивность

Обхват запястья руки за спиной

Полное доверие или наобо­рот - фрустрация

Рука покоится на голове

Заинтересованная оценка

Поглаживание шеи сзади

Ощущение угрозы или гнев

Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе

Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внима­ния мужчины

Стиснутые кулаки

Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки)

Руки за спиной

Уверенность, властность

Руки в карманах

Стремление выглядеть уверен­ным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения

Руки с раздвинутыми локтями на коленях

Использование пространства для демонстрации главенства

Руки раскрыты ладонями вверх

Покорность

Потирание ладоней

Надежда на успех

Руки сцеплены

Уверенность, расслабленность, самонадеянность

Опора на руки

Выражение власти путем использования пространства

Рукопожатие с обхватом локтя

Попытка демонстрации тесной дружбы

Протягивание руки ладонью вниз

Попытка оказать давление

Протягивание руки ладонью вверх

Признак подчинения

Рукопожатие, другая рука на плече

Попытка демонстрации близости

Рукопожатие с другой рукой сверху

Желание показать главенство

Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинако­вой силой

Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту

Рукопожатие с обхватом запястья

Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях

Жестикуляция перед лицом

Отрицательное отношение; ложь или нервозность

Усиленное дыхание

Страх или тревога

Наклон вперед

Интерес, одобрение

Скрещенные ноги

Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - при­знак комфортности

Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему

Знак одобрения или симпатии

Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой

Уверенность, главенство, поза соперничества

Носки врозь (мужчины)

Открытость или главенство

Ноги расставлены

Использование пространства для утверждения главенства

Кусание губ

Тревога, нежелание высказываться

Облизывание губ

Тревога, привлечение внимания

Поглядывание на часы

Желание уйти, скука, безраз­личие

Отзеркаливание

Прикрывание рта

Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее

Движение назад

Несогласие или тревога

Движение вперед

Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд

Стремление добиться согласия или подчинения

Ладони обращены вниз

Демонстрация власти

Ладони обращены вверх

Согласие, готовность слушать

Прихорашивание

Желание быть привлекатель­ным

Быстрый или резкий вдох

Удивление, шок

Сидение напротив друг друга

Позиция соперничества или обороны

Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу

Позиция сотрудничества

Улыбка одними губами

Покорность или неискренность

Улыбка во все лицо

Приветствие, доброжелательность, приглашение к призна­нию

Высокомерие или неискрен­ность

Речь свободная и быстрая

Страстность

Внезапное замедление речи

Поза во весь рост

Стремление к главенству, к привлекательности

Стиплинг

Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!»

Сжатые зубы

Фрустрация, гнев

Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк

Знак превосходства, главен­ства, властности

Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы

Поза сексуальной агрессии

Учащение тиков

Тревога

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация . В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем . В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение .

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели .

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения :

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то . Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером. Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы. Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.


Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты . Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч (!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция .

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Здравствуйте, дорогие дамы и господа! Сегодня мы будем говорить о том, как понять человека по жестам и мимике. Часто речь собеседника бывает очень убедительной и правдоподобной, но внутри мы все равно испытываем недоверие к говорящему. Скорее всего, недоверие связано с позой человека или его жестами. Ведь зачастую наше лицо или руки говорят намного красноречивей любой фразы, вырвавшейся изо рта.

Молчаливый разговор

Понимать язык тела очень похоже на то, что вы умеете читать мысли других людей. Психология этого направления заключается в том, что подсознательно наше тело принимает позы, отражающие наше настроение и желания.

Бывает только увидел человека и сразу думаешь, что он очень уверенный в себе, открытый и добродушный, Все это мы понимаем по его поведению, манере держаться, по тому, как он подает руку и улыбается в ответ.

Знания в данной области помогут вам не только понимать других людей, но и вести себя так, как вам того хочется. Хотите показаться более уверенным? Примите правильную позу. Хотите молча выразить симпатию партнеру? Стоит совершить буквально пару маневров и человек уже начинает догадываться о ваших чувствах.

Очень полезными подобные навыки становятся при деловых встречах. Они помогают понять доверяет ли вам клиент, чувствует ли конкурент себя уверенно в вашем офисе, как инвестор реагирует на новости о провале последней сделки.

Давайте выясним основные позы и жесты для некоторых эмоциональных состояний человека.



Уверенность.

Невербальное общение может рассказать вам, что человек сейчас чувствует себя уверенно и комфортно. Когда ладони открыты, то человек ничего не скрывает и проявляет искренность. Обхват руки за спиной может означать полное доверие к вам или же, наоборот, фрустрацию, зависит от контекста и других жестов.

Руки, находящиеся за спиной, так же говорят о спокойствии и уверенности. А вот руки в карманах говорят о стремлении показаться уверенным, этот жест призывает собеседника убеждать. Когда мужчина расставляет ноги носками врозь это тоже говорит о его уверенности.

Неуверенность.

Здесь мы можем перечислить весь список закрытых поз. Руки, скрещенные на груди, съеживание, стремление показаться меньше в размерах и так далее. Руки держатся за создаваемый барьер, сумочку, чашку.

Иногда женщины кладут ногу на ногу, находясь в комфортных для себя условиях. Важно замечать жесты в совокупности, а не по отдельности.

Властность.

Проявление власти может выражаться захватом территории. Как говорится, все средства хороши. Когда мужчина широко раскладывает руки на диване, обхватывая его, расставляет ноги, кладет руки на спинку другого стула и так далее.

Заметить властность человека можно и по его рукопожатию. Подача руки ладонью вниз означает попытку оказать давление. Когда человек при рукопожатии кладет свою руку поверх ваших сцепленных рук, он пытается показать свое главенство.

Распространенный властный жест для мужчины ноги в позе четверки, когда одна нога закинута на колено другой ноги. В целом обращенные вниз ладони могут служить признаком желания подчинить себе.



Симпатия.

Наблюдая за влюбленными, вы запросто заметите жесты и позы сближения. Люди тянутся друг другу, наклоны к собеседнику, прикосновения во время разговора.

Девушки, высказывая симпатию, часто поправляют прическу, играют с прядками волос, рисуют указательным пальцем на столе. Молодые люди направляют носки своих ботинок в сторону привлекательного собеседника.

Искренняя улыбка свидетельствует о стремлении к сближению, одобрении или просто приветствия приятного человека. Когда женщина упирается подбородком о раскрытые ладони, то она проявляет искренний интерес в собеседнике и старается понравиться.

Нога закинута на ногу таким образом, что вторая нога оказывается достаточно близко к собеседнику.

Тревога.

Часто по выражению лица можно заметить, что оппонент нервничает или находится в состоянии тревоги. Такими жестами будут покусывания или облизывания губ, частые прикосновения к себе, отстранение или движения назад, учащенное дыхание.

В дополнение

Помните, что не всегда можно понять о чем думает человек, только по одной позе. Всегда необходимо рассматривать всю картинку целиком. Уделять определенное внимание интонациям, темпу речи, степени знакомства и так далее.


Если вы хотите добиться большего доверия между собеседниками на переговорах, то поставьте их кресла с одной стороны стола рядом друг с другом. Позиция друг против друга часто наводит на соперничество и конфронтацию.

Кроме того, ученые доказали, что когда собеседник держит в руках горячий напиток, то он больше склонен доверять своему собеседнику и принимает более мягкие решения. Хотите поговорить с начальником и убедить его в своей правоте? Предложите ему выпить горячего чаю или кофе.

Хотите лучше разбираться в невербальном общении? Тогда вам будет крайне полезной книга «Как читать человека » Линизы Желпановой. А вот понять врет вам человек или нет вы сможете научиться благодаря статье « ».

Прибегаете ли вы к специальным приемам, чтобы казаться убедительнее? Часто ли вы обращаете внимание на язык тела своего собеседника?

Будьте внимательны и не забывайте про всю картинку целиком!

Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Тело человека, его походка, жесты, мимика, пантомимика дают ценнейшую информацию о характере человека. Как разнятся липа людей, так же разнятся их тела, походка и движении.

Наше тело состоит, как известно, из более чем 200 костей и более чем 500 мышц. С самого рождения и примерно до 1- 1,5 года ребенок общается с внешней средой через телодвижения. Показывая своим телом довольство и отвращение, просьбу и отказ, дискомфорт и блаженство, прося или требуя покормить, попоить, убрать или заменить одежду или пеленки, требуя ласки, поощрения, внимания и всего того, чем он живет. В это время ребенок общается с окружающим миром с помощью плача и улыбок, движений рук, ног и всего тела.

В соответствии с тем, что каждое движение вызывает или, наоборот, не вызывает ответной реакции со стороны взрослых, движения, жесты, позы запоминаются и повторяются снова и снова. Общаясь с внешним миром, ребенок позже закрепляет свою походку. В дальнейшем, когда идет формирование жестов, мимики, черты характера также отражаются и на формировании мышц.

Каждая из 200 костей соединена мышцами, мышцы находятся в расслабленном или напряженном состоянии. Уровень напряжения или расслабления мышц и создает ту неповторимую мозаику движений, походки, мимики и пантомимики разных людей. Поэтому определенному характеру и присущи определенные позы, жесты, походка, мимика и пантомимика.

С 70-х годов в психоанализе развивается целое направление лечения людей снятием напряжения и зажимов в мышцах. Это направление исходит из того, что, изменяя свое тело, мы можем изменить свой характер. Это направление получило название «биоэнергетический анализ» и «биоэнергетическая терапия». Биоэнергетик анализирует психологическую проблему пациента через строение его тела и движения, через снятие физиологического напряжения в сжатых или сведенных мышцах.

В процессе воспитания ребенка взрослые требуют от него соблюдения принятых норм поведения начиная от культурных и заканчивая социальными, которые определяются в детских яслях и садах, школах и лицеях. Ребенок привыкает скрывать свои намерения, чувства, желания, соответственно - движения, мимику, жесты. Скрывая свои чувства и намерения, придерживаясь социально желательных норм поведения, человек как бы приобретает вторую натуру. Поэтому по внешним проявлениям не так-то просто с первого взгляда понять характер человека. Один-два признака, будь то жест, движение или элементы какой-то позы, не могут дать объективной информации о характере человека.

Здесь нужен целый комплекс проявлений, связанных друг с другом, которые позволяют истинно судить о характере человека. Например, по улыбке трудно судить о том, что происходит в душе человека, улыбка может быть настоящей или «сквозь слезы». Когда «искусственная улыбка» у простого человека, у которого на душе кошки скребут, то эту «искусственность» можно распознать по позе, жестам, интонации голоса, но когда улыбается актер, актриса или профессиональный работник сферы обслуживания, то, чтобы понять эту улыбку, нужны профессиональные знания в этой области.

Двойственность натуры мешает понять характер человека не только окружающим, но и ему самому. Именно проявления «двойственной натуры», которая в той или иной степени существует у каждого из нас, определяют трудности познания характера. Например, добрый, безотказный человек иногда хочет казаться жестким, недоступным и неприступным и соответственно ведет себя.

Часто многие компенсаторные механизмы работают таким же образом. Многие «качки», культуристы, «строители тел» компенсируют свою внутреннюю слабость, боязнь, беззащитность внешней оболочкой неприступности, силы и мужества, как бы подчеркивая: «Смотрите, какой я сильный, вы не можете меня обидеть». Только опытный профессионал или пытливый любознательный исследователь, спрашивая себя, почему человек так себя ведет, чем вызвано его поведение, может разглядеть за внешне несокрушимой, сильной оболочкой нежную, ранимую душу.

Для понимания характера человека большое значение имеет многозначность жестов, пантомимика, мимика. Одни и те же проявления мимики, пантомимики могут иметь совершенно различные причины. И, наоборот, разные явления могут вызвать одинаковую реакцию и одинаковые движения. Поэтому взаимосвязь внешних проявлений характера носит сложный характер. Конечно, есть прямые указатели в позе, походке, мимике и движениях на свойства личности, но лучше, если одно проявление подтверждается еще несколькими. Если вы не знаете человека, важно понять, в каком состоянии он находится - обычное ли это его состояние или временное, он чем-то взволнован или переживает глубокий стресс. Сила явления, под действием которого находится человек, также имеет значение.

Почему же все-таки, несмотря на неоднозначность проявлений, мы можем судить о состоянии человека по внешним признакам? Потому что все подчинено законам. Любое наше внутреннее переживание, движение души, любая динамика чувств вызывают ответную реакцию в теле, мимике, походке,позе, движениях. Для тела ничего не проходит бесследно, внутреннее напряжение вызывает внешнюю реакцию - именно ту, которая свойственна данному душевному переживанию.

Многие внешние проявления внутренней жизни фиксируются и считываются нами постоянно в процессе жизнедеятельности. Но этот процесс протекает неосознанно, вся информация обрабатывается на бессознательном, невербальном уровне. Без осознания, понимания, обучения навыкам чтения языка тела эту информацию вербализовать трудно, потому что наш мозг обрабатывает ее на уровне «приятно - неприятно», «подходит - не подходит», «вызывает доверие - не вызывает».

Это такие ситуации, когда мы говорим: «Что-то не нравится мне в этом человеке», «Какой- то он скользкий или неприятный» и т. д. То есть мы не можем дать себе отчет, чем вызвана наша реакция, но внутренне информация уже обработана, наше бессознательное нам подсказывает по элементам невербального поведения, что этот человек нам неприятен. Или, наоборот, человек нам еще ничего не сказал, но уже вызывает симпатию.

Для понимания языка тела важную роль играют неосознанные, непроизвольные движения руки, тела человека, оговорки, которые дают неопровержимые доказательства внутренней жизни, состояния истинности или ложности высказывания, действия или намерения. Их можно сравнить с еле заметными штрихами в портрете, но именно они делают портрет схожим с оригиналом, подобно приправам, которые придают пикантный вкус еде.

Как же нужно рассматривать личность, чтобы понять ее характер? Во-первых, необходимо выделить ряд критериев для анализа и понимания языка тела. Первый критерий - это цельность натуры. Если какие-то части тела выделяются из общего фона, значит, с этим местом связаны какие-то проблемы.

Например, если мы видим асимметричное лицо, то есть один уголок рта выше другого, или при разговоре рот кривится в одну сторону, то можно заметить, что у этого человека рациональное и эмоциональное не в ладах друг с другом. Механизм, или физиологическая связь, заключается здесь в следующем: как известно, одна сторона полушария у нас отвечает за логическое мышление, а другая - за эмоции.

Когда человеку часто приходится идти на сделку с совестью во имя чего-то, например места на работе, получения каких- либо благ и т. д., внутренняя совесть постоянно мучит его, а ум его уговаривает, что это необходимо. Такая внутренняя борьба отражается на лице.

Если мы видим неестественную походку, когда в одну жесткую структуру связаны ноги, таз и поясница, то можно сказать, что у такого человека проблемы в сексуальной сфере. Дело в том, что накопленная в нижней части тела энергия, не находя выхода, создает сильное напряжение, что ведет к напряжению мышц ягодиц и, соответственно, создает неестественную походку.

Второй критерий - уместность и неуместность движений, поз в той или иной ситуации, напряженность или расслабленность. Например, идет важное совещание, все участники предельно напряжены и внимательны, а один из них, зевнув, откидывается назад. Ясно, что в данной ситуации такое поведение явно неуместно. Если это один из руководителей, значит, своим поведением он дает понять, что разговор надо заканчивать; если он имеет равный вес с другой стороной, то своим поведением показывает, что беседа его больше не интересует, что ему все уже понятно.

Следующий критерий - темп движений, который можно охарактеризовать как быстрый, медленный, спокойный, взрывной, ритмичный или, наоборот, аритмичный, рваный, переменный, скачкообразный и т. д.

Движения могут быть широкими, плавными, угловатыми, с малой амплитудой, закругленными, характеризующими направленность - вперед-назад, вверх-вниз, в сторону, а также расширение, сужение и т. д.

Каждое движение тела желательно как можно точнее описать, чтобы понять что оно означает. Чем полнее будут описаны проявления тела, тем более полным и правильным будет понимание характера внутреннего мира человека.

Другим важнейшим критерием в понимании языка тела является понятие напряженности. Здесь нужно различать состояние напряженности и мышечную напряженность. Состояние напряженности бывает сознательным и бессознательным. Например, мы поливаем цветы, а лейка довольно тяжелая, и мы чувствуем, какое напряжение вызывает у нас эта работа, начиная с мышц рук и заканчивая позвоночником и мышцами ног.

Другой пример: человек идет по улице, и вдруг раздается сильный удар или взрыв. Тогда все тело мгновенно, бессознательно напрягается. Когда человек пишет что-то серьезное, основательное, состояние напряжения отражается на его лице. Все, наверное, видели, как пишет первоклассник: его руки напряжены, тело - тоже, по мышцам лица видны усилия, которые он прикладывает. Он пишет не только рукой и головой, а «всем телом».

Противоположность напряжению - расслабленность. Во время состояния покоя, расслабленности человек более глубоко воспринимает музыку, произведение изобразительного искусства, природу. Только расслабляясь, он может отдыхать душой. Чем больше он расслаблен, тем больше он открыт для восприятия окружающих.

И, наоборот, чем больше он напряжен, тем больше закрыт. Чем сильнее напряжение, тем меньше по времени оно может длиться. Напряжение соревнований, например, чрезвычайно быстро изматывает даже великих спортсменов. Человек долго не может держать высокое напряжение. На примерах из мира спорта видно, что некоторые спортсмены не способны даже на определенное время сдержать высокое напряжение, поэтому «сгорают» до соревнований.

Мы рассматриваем понятие напряженности для понимания черт характера и состояния личности, то есть знакомим читателя с учением, в котором напряженность энергетическая и мышечная поставлены во главу угла. Это психоанализ В. Райха и А. Лоуэна.

Главную цель эти ученые видят в снятии напряжения в мышцах. Снимая напряжение в мышцах, они «лечат» характер человека, меняют его черты, снимают невроз, тем самым восстанавливая согласие человека с самим собой, потерянное ранее по тем или иным причинам. Для лучшего понимания этого приведем отрывок из книги А. Лоуэна «Язык тела».

«Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная женщина. На первом же сеансе меня поразила посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении.

Пациентка страдала от безрадостного существования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу поняла мое замечание относительно мрачности ее характера. Со слегка склоненной на бок головой и приподнятыми плечами тело ее приобретало выражение безропотной покорности, а лицо - мученической мрачности.

Прорабатывая положение тела, я на каждом сеансе тратил уйму времени, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение в затылке. Но всякий раз, когда я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя затем быстро и с готовностью успокаивалась и оживля¬лась. Я упорно продолжал эту работу и несколько месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере, в тот момент».

Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что это была легкая работа, В. Райх сравнивает процедуру биоэнергетического анализа и исправление неврозов с мельничны¬ми жерновами, которые пропускают через себя психоаналитика.

А. Лоуэн сравнивает саму процедуру психоанализа и биоэнергетического анализа с прохождением через ад, о чем пишет так: «Каждый из нас должен лицом к лицу встретить собственный ад и пройти его до конца, чтобы найти путь в рай и домой». А саму процедуру сравнивает с описанием Данте в «Божественной комедии», где Вирги- лию отводится роль психоаналитика, так как он уже ранее сталкивался с проблемами своего характера и успешно преодолел их, а Данте - роль пациента. Человеческие страдания изображены в виде Ада, они вызваны невротическими побуждениями, а в чистилище человек освобождается от всего невротического, чтобы затем получить радость и наслаждение жизнью в раю.

По другим, казалось бы, незаметным признакам можно определить такие характерные черты:

Недостаток дисциплинированности, беззаботность проявляются в расхлябанной походке, свободной, непринужденной сидячей позе;

Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в закрытой походке (когда руки и ноги сведены или, возможно, только руки или ноги), семенящая походка, посадка на краю стула (с готовностью вскочить), одна или обе руки в карманах, движения руками, закрывающие часть лица, покраснение, прерывистый голос, поиск предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать);

О внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разгово¬ру, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов - часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

Подчеркнуто широкая и медленная походка отражает желание выставить себя на показ, обратить на себя внимание. Театральные телодвижения, «гордая» поход¬ка говорят о завышенной самооценке, самовлюбленности.

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности; твердые, деревянные, марионеточные - о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности.

Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.


На что обращают внимание, когда составляют первое впечатление о человеке? В голову приходят разные варианты: одежда, телосложение, тембр голоса, поведение и… лицо. Да, на нем люди задерживают взгляд дольше всего. Черты лица являются своеобразной визитной карточкой и выдают полный набор характера человека. Некоторые в этом засомневаются, пока не вспомнят, что лицо состоит из мышц. А часто используемые мышцы оставляют на лице отпечаток прожитых эмоций и чувств.

Лицо расскажет не только о характере - оно откроет истину, если появился повод сомневаться в правдивости; передаст настоящие эмоции при лицемерии и, главное, лицо не обманет, в отличие от слов. В этом направлении психология шагнула далеко вперед. Теперь у каждого желающего, появилась возможность развить способность понимать невербальный язык человека.

Чтобы научиться читать сигналы лица и тела, для начала найдите ответ на вопросы - что такое мимика и как она связана с речью. В сети много информации на эту тему, но не вся она правдивая и исчерпывающая. В этом случае, лучше брать уроки у профессионалов в области психологии, чтобы не отложить в памяти бесполезный мусор.

Стоит обратить внимание на немецкого тренера по управлению - Веру Биркенбил. Она добилась успехов в области изучения работы мозга и разработала уроки на основе своих исследований.

Ее книга «Язык интонации, мимики и жестов» составлялась на протяжении нескольких лет, где Биркенбил озвучила результаты наблюдений и экспериментов с мимикой и жестами. Поэтому книга дает подробное описание процессов, происходящих с лицом и телом, когда человек испытывает эмоции.

Биркенбил относит к определению мимики изменения, которые происходят на лице, в том числе и психосоматику, движение головой, направление взгляда и позу.

В легкой и понятной форме, автор закладывает фундамент для понимания языка тела: книга построена в виде игры «вопросы и ответы». Дается определенная информация, а потом задания для закрепления. Вера Биркенбил описывает типы эмоций, а потом предлагает выбрать семейную фотографию и прочитать эмоции у всех членов семьи. Так что с помощью этой книги, новичкам станет гораздо проще шагать дальше и узнать, какие тайны скрывает психология.

Мимика и жесты в общении

Язык жестов и мимики сложен, поэтому одной книги недостаточно, чтобы верно его понимать. Часто выражение эмоций смешанное - в один момент появляется сигнал злости, тут же радости, а через секунду удивления. Так что, выделяя конкретную эмоцию, остается только угадывать, что же чувствовал человек на самом деле. Поэтому, после изучения основы, нужно научиться соединять все сигналы человека в одно целое.

Рассмотрим основные эмоции лица, часто присутствующие в разговоре:

  • Удивление. Является внезапной и короткой эмоцией. Мало кто знает, что удивление нейтрально, оно не относится к определению радости или печали. Дело в том, что на человека влияет следующая эмоция, которая заменяет удивление за доли секунд.

Признаки: Эмоция затрагивает три части лица и отличается внешними особенностями. Глаза широко распахиваются, при этом нижнее веко остается расслабленным. Слегка приоткрываются губы, и брови высоко поднимаются. Сдержанными людьми удивление выражается только бровями при нейтральном лице.

  • Страх. Ярко переживаемая негативная эмоция, которая вызывает изменения в организме человека. Кожа бледнеет и покрывается потом, резко увеличивается пульс, а руки вздрагивают. Эта эмоция сковывает человека и ему трудно двигаться. Страх истощает изнутри, поэтому он не может переживаться долгое время.

Признаки: Глаза открыты и напряжены. Нижнее веко немного подтянуто вверх. Брови приподняты, но не так сильно, как в случае с удивлением. Губы напряжены, и уголки губ опускаются вниз. Если о страхе говорят только глаза, значит страх слабый или контролируемый.

  • Отвращение. Люди по-разному переживают эту эмоцию. У одного она вызовет тошноту, а второй только слегка скривит лицо. Часто отвращение испытывается вместе с гневом. Гнев появляется на что-то или кого-то за вызванное отвращение.

Признаки: Главным образом отвращение передается носом и ртом - приподнимается верхняя губа, что приводит к сморщиванию носа. При сильном отвращении рот открывается, резко обозначая носогубные складки и напряженные щеки.

  • Гнев. Относится к опасным эмоциям, потому что провоцирует на причинение вреда. Во время вспышек гнева, эта эмоция перекрывает разум, и человек совершает поступки, о которых потом жалеет. Также, гнев влияет на соматические процессы организма - кожа краснеет, выделяются вены на лице и шее, а тело наклоняется в сторону обидчика. Продолжительность гнева зависит от самообладания. Чем сильнее внутренний контроль, тем меньше времени уйдет на то, чтобы прийти в себя.

Признаки: Обычно участвуют все части лица. Брови сдвигаются и образуют складки на лбу. Глаза могут быть прищурены или широко открыты. Рот либо плотно сжат, либо напряжен, словно человек хочет закричать.

  • Радость. Позитивная эмоция, от которой люди испытывают удовольствие. Значение радости у всех разное и вызывается в четырех случаях: Приятные ощущения; облегчение; улучшение; возбуждение.

Признаки: Губы растянуты, и уголки приподняты вверх. Щеки напряжены, носогубные складки явно обозначены, а на висках образованы морщинки.

  • Огорчение. Вызывается тремя причинами - разочарованием, утратой и ощущением безнадежности. Протекает пассивно. Лицо бледнеет, плечи опускаются, голова свешивается на грудь, а губы и щеки отвисают под действием собственной тяжести. Действие огорчения или печали может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет.

Признаки: Внутренние уголки бровей приподняты, веки расслаблены, уголки рта опущены вниз или дрожат.

Некоторые эмоции человека могут переплетаться друг с другом и образовывать смешанные. Например, злость может одновременно появиться вместе с печалью и отвращением. Тогда следует обратить внимание на мимику и жесты, которые появились в последнюю очередь.

В зависимости от искренности этих эмоций, различают виды мимики:

  • непроизвольная (вызванная рефлекторно);
  • произвольная (сознательная или как элемент искусства).

Жесты и мимика влюбленного мужчины

У человека, проявляющего симпатию, меняются мимика, жесты, интонации, поза и движение. Мужчина сам не понимает свои невербальные сигналы симпатии, но женская натура к ним очень восприимчива, поэтому женщина первая разгадывает, что означают эти сигналы.

  • Когда мужчина находится рядом с привлекательной ему женщиной, его тело неосознанно разворачивается в ее сторону. Он хочет казаться лучше, поэтому приглаживает волосы, поправляет часы, галстук или смахивает несуществующие пылинки с одежды.
  • Один из самых ярких жестов симпатии, это закладывание большого пальца за ремень брюк, чтобы придать значение своей половой принадлежности. Также он подчеркивает физическую силу перед женщиной, за счет занимаемого пространства - держит руки на бедрах или вытягивает вперед ноги.
  • В разговоре его интонации станут более низкими и грудными, а контакт глазами увеличится. Симпатия повлияет и на мимику. Мужчина станет чаще улыбаться, порой даже напряженно, глаза распахнуться шире и приоткроются губы.

Женская психология намного сложнее, поэтому она использует больше завлекающих приемов, начиная от поправления прически до покачивания бедрами и интимных взглядов.

Сериал «Обмани меня»

Для таких любителей снят научный сериал «Обмани меня», основанный на исследовании профессора Пола Экмана. Этот сериал является сложной работой, где ключевая нить психология людей и раскрытие преступлений, с помощью чтения мимики и жестов. Если прочитать книгу Пола Экмана по Теории Лжи, то можно лучше понять, что означают те или иные моменты, характеризующие сериал.

Главный герой уверен, что определение лжи видно в каждом человеке. На основании едва заметных признаков - мимики лица, интонации и жестов, доктор и помощники помогают в расследованиях полиции. Они анализируют, о чем говорят поза, учащенное дыхание и сердцебиение. Сериал наглядно показывает, что скрывает психология человека и как вычислить ложь, с помощью внимательного наблюдения.

Умение разбираться в мимике и жестах позволит изменить и вашу жизнь. Вы улучшите отношения с коллегами, станете ближе к родственникам. Научитесь отличать правду ото лжи и добьетесь успехов по карьерной лестнице. Удивительно, что каждый третий человек не придает значения этим навыкам.

Тем более что способов для получения информации достаточно много – книги, журналы, интернет, фильмы, документальные программы и даже сериалы. Не нужно идти на жертвы, чтобы сделать жизнь лучше - откройте новую страницу книги, и жизнь откроет новую страницу для вас!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта