Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Какую роль играет пейзаж в произведении мцыри. В помощь школьнику

Какую роль играет пейзаж в произведении мцыри. В помощь школьнику

Таможня дает добро

Идея организовать в коллективе мероприятие, посвященное Дню таможенника .

Вы хотите отметить интересно и незабываемо День таможенника ? Тогда сценарий профессионального праздника «Таможня дает добро» вам подойдет.

* Продумайте место, в котором будет проходить мероприятие. Его вы можете назвать «Праздничная граница» и, кстати, оформить помещение нужно в соответствующем стиле. Придумать, что может изображать шлагбаум. Для этих целей можете покрасить швабру в красно-белый цвет.

* Также перед шлагбаумом будет пропускной пункт. Для этого поставьте стул, над стулом к стене будет прикреплена табличка «Пропускной пункт. Предъявить документы». На табуретке будет сидеть ваш коллега, одетый в форму таможенника, и проверять ваши документы.

* Теперь для каждого сотрудника сделайте приглашение. В нем укажите ФИО, а еще лучше, вклейте фотографию. Получится своеобразный паспорт, который сотрудники будут предъявлять при входе. Кстати, человек в форме пусть вооружится печатью и штампует документы.

* Не забудьте купить призы и подарки для ваших коллег. Например, это могут быть букеты-конфеты или подарки, которые вы сможете выбрать из раздела «Коллеге».

* Когда сотрудники пройдут вашу праздничную границу, приглашайте их к столу. Слово для поздравлений и подведения итогов работы за определенный период, предоставьте старшему по званию. Пример поздравлений для таможенников, вы можете посмотреть в разделе «Поздравления».

* Переходите к праздничной программе, начните с конкурса «Чужие вещи». На столе разложите любым удобным образом несколько разных предметов разного цвета, формы, фактуры, размера. Для каждой команды свой набор. Всех участников разделите на две команде. Каждая команда смотрит на разложенные наборы и запоминает расположение предметов. copyright - http://сайт Через 10 секунд все отворачиваются, пока ведущий перемешивает все предметы. Далее участники каждой команды должны восстановить порядок: так разложить предметы, как они лежали до того, как ведущий их перемешал. Та команда, которая быстрее расставит все по своим местам, побеждает в конкурсе.

* Немного творческого подхода в развлекательной программе не помешает, а наоборот позволит взглянуть на сотрудников другими глазами. Конкурс «Дама сдавала в багаж». Распечатайте заранее стихотворение «Дама сдавала багаж», затем на маленьких листочках напишите названия «персонажей», например: дама, диван, чемодан, саквояж и т.д. Далее каждой команде раздайте по одному экземпляру таких ролей. Таким образом, каждый участник команды получит свою «роль». Вы начинаете читать стихотворение Маршака, а участники команд должны своими действиями изображать то, о чем вы читаете, в зависимости от той роли, которая им досталась. Все действия совершаются без звуков и слов. Зрители выбирают победителями тех участников той команды, которая показала наиболее зрелищное представление.

* Следующий конкурс «Обыск с пристрастием». Для проведения этого конкурса вам потребуется заранее подготовится: подготовьте листы «запрещенных» к провозу вещей. Это должно быть что-то совершенно незаурядное, например: шарик для тенниса, зубная щетка, таблетки активированного угля и т.д. Далее возьмите эти запрещенные вещи и спрячьте их в огромных сумках, среди остального множества вещей. Разделите участников на две команды. Та команда, которая быстрее найдет все запрещенные вещи в своей сумке, побеждает в конкурсе.

* Можете провести шуточное награждение номинантов. Например «Зоркий глаз», «Человек-рентген» и так далее. Ну и конечно же вручение призов и танцы до упаду.

Таможенные воины.

Праздничный вечер ко Дню таможенника.

Действующие лица: П а р е н ь, таможенник; М ы т ч и к, таможенник; М у ж и к с б о р о д о й, путник; М у ж и к, приставший к обозу; С о т о в а р и щ и – 3 человека; В е д у щ и е

Звучит русская народная музыка. На сцене появляются несколько человек в рубахах, зипунах, лаптях.

Мужик с бородой (оглядывается) . Вот она, мытница. Эй, есть кто живой? (Обращается к сопровождающим.) Похоже, изба мытная…

Входит Парень в рубахе навыпуск.

Мужик с бородой. Мытчика кличь! Недосуг нам!

Появляется Мытчик – мужчина в кафтане.

Мытчик (строго) . Откуда, православные, вас Бог принес?
Мужик с бородой. Вологодские мы…
Парень . Кем зовешься-то? Идешь куда?
Мужик с бородой. Кузьмой Шорохом кличут теперича. Возы свои в Византию направляю. Три – с мягкой рухлядью – лисицей, бобром, а один медом груженый. А эти трое со мной.
Мытчик (показывает на пятого) . А это кто ж?
Мужик с бородой. А этот к нам присуседился.
Мужик (оправдывается) . Теперь много лиходеев бродит на дорогах, а так спокойнее…
Мытчик . Сам-то кто?
Мужик. Да тверской я, Малом зовусь, туда ж бреду.
Мытчик (к Кузьме) . Возов-то четыре? Плати по две деньги с воза да по одной деньге костков с сотоварищей. А с тебя (обращается к мужику) головщина будет.
Мужик с бородой. А у нас грамотка есть. (Протягивает.)
Мытчик (недовольно). Кем писана-то? (Не разворачивая, протягивает парню.)
Мужик с бородой. Князем нашим, Василием свет Дмитриевичем…
Парень (читает) . “А куда поедут двиняне торговати, ино им не надобе во всей моей отчине в великом княжении тамга, ни мыт, ни костки, ни гостиное, ни явка, ни иные никоторые пошлины”.
Мытчик . Ладно, проезжайте… Да смотри, Кузьма, на обратной дороге стороной не иди, а то никакая грамотка от заповеди не спасет…

Уходят в разные стороны, звучит музыка, на сцене появляются Ведущие.

Ведущий 1. Вот так все начиналось несколько веков назад.
Ведущий 2. Такие незнакомые слова: мыто, мостовщина, костки – на слуху все больше другие: таможенные пошлины, декларации, режимы…
Ведущий 1. Но, произнося эти термины, мы демонстрируем всего лишь свою эрудицию. А сегодня в зале собрались те, кто ежедневно имеет дело с их содержанием.
Ведущий 2. Ведь в нашем зале – специалисты, которые встретились, чтобы вместе отметить профессиональный праздник – День таможенника!

Ведущий 1. Отношение к людям в зеленой форме таможенника неоднозначно: их уважают и ненавидят, боятся и перед ними заискивают. Есть даже такая шутка: почему таможенники так любят друг друга? Потому что их никто больше не любит.
Ведущий 2. Но те, кто выбирают таможенную службу, прекрасно понимают, куда идут. Носить форму таможенника не только почетно, но и очень трудно, несмотря на то, что таможенное ведомство является федеральным государственным органом, представляет и защищает интересы государства.
Ведущий 1. А начиналось все с малого. 10 лет назад, в декабре в городе образован таможенный пост со штатной численностью 5 единиц. Пост осуществлял досмотр грузов и таможенное оформление отдельно следующего багажа граждан, выезжающих на постоянное место жительства за границу, и располагался в одном кабинете. А уже через год таможенный пост был преобразован в таможню и установлена ее штатная численность в количестве 24 единиц.
Ведущий 2. Встречайте тех, кто стоял у истоков таможни! (Называет фамилии, имена, отчества.)

На сцену под аплодисменты поднимаются работники таможни, которые трудились с первого дня ее основания, им вручают цветы и благодарственные письма, подарки.

Ведущий 1. Сейчас в составе таможни работают высокопрофессиональные специалисты, способные успешно решать поставленные задачи. Среди наших сотрудников 85% специалистов с высшим образованием, 19 человек заочно обучаются в вузах, а пятеро получают второе высшее образование.
Ведущий 2. Средний возраст сотрудников – 35 лет, так что можно говорить о молодежном коллективе.
Ведущий 1. А в этом году работать на таможню пришли дипломированные специалисты, обучавшиеся по специальности “таможенное дело”. Приглашаем молодых специалистов на сцену.

Звучит музыка, на сцену поднимаются молодые таможенники. Им вручают цветы, слова напутствия произносят те, кто стоял у истоков таможни. Под аплодисменты все спускаются в зал.

Ведущий 2. Наша таможня сегодня – это 20 отделов, 1 отделение, 1 отряд, 3 отдельных таможенных поста, разветвленная сеть пунктов таможенного оформления; это зона ответственности в 400 километров таможенной границы.
Ведущий 1. Главная же ценность таможни – ее коллектив, который состоит из высокопрофессиональных, грамотных специалистов таможенного дела в сочетании с молодыми, перспективными. Для вас выступает…

Ведущий 2. У большинства населения таможенник ассоциируется с пропускным пунктом на границе.
Ведущий 1. Но наша таможенная служба – это не застава с вышкой, а (зачитывает) многофункциональная, технически оснащенная, укомплектованная высококвалифицированными кадрами структура, которая вполне способна осуществлять регулирование внешнеэкономической деятельности и защищать экономическую безопасность России.
Ведущий 2. Без таможни сегодня уже невозможно представить нашу жизнь.
Ведущий 1. И мы приглашаем на сцену генерал-майора таможенной службы, начальника таможни (фамилия, имя, отчество).

Звучат слова поздравления.

Ведущий 2. А теперь – самый торжественный момент нашего праздника.

Звучат фанфары. Начальник таможни награждает сотрудников знаком “Отличник таможенной службы Российской Федерации”, вручаются цветы и подарки.

Ведущий 1. Для тех, чей вклад в защиту экономических интересов России сегодня получил достойную оценку, и всех вас звучит эта песня.

Исполняется концертный номер.

Ведущий 2. Телефон доверия сегодня действует на каждой таможне, и наша не является исключением.
Ведущий 1. Однако в связи с технической неоснащенностью зала у нас работает “почтовый ящик” доверия, в который вы можете опустить записки с информацией о фактах…
Ведущий 2. …достойного поведения ваших коллег и слова поздравлений им.
Ведущий 1. …информацию о предполагаемом перемещении…
Ведущий 2. …в течение и после праздника ваших товарищей по службе, подарков и поздравительных открыток.
Ведущий 1. А мы обязательно всю передаваемую вами информацию прочитаем, всех поздравим и даже попросим артистов присоединиться к вашим теплым словам.
Ведущий 2. Хотя, знаете, таможенная служба не воспета ни поэтами, ни музыкантами.
Ведущий 1. Пишут об этом больше те, кто связан с таможней по жизни.
Ведущий 2. Пост таможенный страны не делит
И не рвет нити общих дорог.
Тот, кто Родину любит и ценит,
Не работать в таможне не мог.
Интересы страны защищаем,
Контролируем грузов поток,
Без задержек товар оформляем,
Чтоб доставлен был срочно и в срок.
Ведущий 1. А что еще известно об этих людях, кроме того, что сейчас их около 500 человек и что это преимущественно молодежь?
Ведущий 2. Известно, что понятие “трудовая династия” имеет отношение и к таможенной службе.
Ведущий 1. И мы приглашаем на сцену трудовые династии…

Называет фамилии. Поднявшимся на сцену вручаются цветы, подарки.

Ведущий 2. Как правило, в таких случаях всегда интересуются: какой ваш общий трудовой стаж?
Ведущий 1. И звучат цифры: 40, 50, 60… Но наша служба молодая, и поэтому мы предоставим возможность назвать эти цифры тем, кто сидит в зале.

Сидящие в зале прелагают свои варианты, правильно ответившие получают призы.

Ведущий 2 (обращается к присутствующим на сцене) . Говорят, таможенники любят рассказывать друг другу анекдоты о своей нелегкой работе. А что обсуждаете вы за семейным столом? Можете ли вы поведать нам интересную историю, связанную с вашей работой?

После ответов представителей трудовых династий Ведущие предлагают им занять свои места в зале, объявляют следующий концертный номер.

Ведущий 1. В таможне абсолютно равнозначны и экономический блок, и блок таможенного оформления и таможенного контроля, и правоохранительный блок – все они работают в тесной связи: без этого таможня свои задачи не выполнит. А какие люди возглавляют наши отделы!

Ведущие называют руководителей отделов, которые в этом году отметили личные юбилеи или круглые даты. В зале им вручаются цветы. Звучит песня в исполнении художественной самодеятельности таможни.

Ведущий 2. В отделе таможенной статистики нам по секрету сообщили, что круче таможенников у нас в стране только налоговики – единственные, кто приносит в госказну больше денег, чем ГТК.
Ведущий 1. Но ни одна налоговая служба не имеет в своих рядах четвероногих.

Звучит песня “Стой, кто идет!”, на сцене появляются кинологи со своими питомцами.

Ведущий 2. Понятие “контрабанда” за последние годы сильно изменилось. Раньше мы знали, что контрабандно провозят ценности, предметы старины, валюту. Что провозят сегодня? Чему обучены собаки?

После разговора с кинологами Ведущие предлагают провести эксперимент и найти в зале “контрабанду”. Направляемые кинологами собаки “находят” несколько коробок тортов.

Ведущий 1. А эти сладкие призы, которые были обнаружены с помощью вашей службы, достанутся тому, кто продемонстрирует знание истории таможенного дела. Итак, викторина!
1. Как назывались должности в штате таможен в средние века? (Таможенный целовальник, взвешивавший товары и собирающий пошлины; таможенный подьячий, ведущий делопроизводство; таможенный голова, возглавлявший таможню.)
2. В таможне издавна было принято приносить присягу. В чем? (В верности и неподкупности.)
3. Позже в таможне появилась должность ларешного (ларечного) . Чем занимался этот человек? (Ведал ларем с собранными деньгами.)
4. Какое наказание за контрабанду существовало в России? (За ввоз табака – избивали и срамили, за ввоз спиртных напитков – секли кнутом.)
5. Таможенными делами ведали в Москве Большая таможня, Посольская новая таможня и еще одна организация, название которой было подсказано в том историческом действии, которое открывало наш праздник? (Мытная изба.)
6. Сколько таможенных сборов существовало в России в XVIII веке? (17.)
Ведущий 2. Сегодня хочется вспомнить и тех, кто работает на таможенных постах, – у них самая трудная служба. И они несут ее круглосуточно, не зная ни выходных, ни праздников.
Ведущий 1. И сегодня нельзя не назвать лучших из них. (Звучат фамилии, в зале вручаются цветы и подарки.) И пусть слова: “Наша служба и опасна и трудна” – написаны не о таможне, но они как нельзя точно описывают вашу деятельность.
Ведущий 2. Для вас, таможенные воины, поет…

Исполняется концертный номер, после которого Ведущие зачитывают записки, опущенные в “почтовый ящик” доверия, и объявляют еще 1-2 концертных номера.

Ведущий 1. Какой будет таможня завтра?
Ведущий 2. Позвольте, я отвечу. Если заглянуть в далекое будущее, а именно о таком завтра мне довелось читать фантастический роман, то таможенники будут не пошлины взимать, а подбирать экипажи для космических полетов. Кстати, я и цитату выписал: “Дело в том, что работа таможенника – это наука, а работа транспортника – это искусство. Через сотню лет, возможно, и она станет наукой. Прекрасно. Но сегодня человек, познавший тайны этого искусства, встречается все же реже человека, изучившего правила науки”.
Ведущий 1. За ваш труд на стыке науки и искусства, за честную, самоотверженную работу, настойчивость в решении поставленных задач, за оптимизм мы выражаем вам признательность от имени всего российского народа.
Ведущий 2. И присоединяемся к многочисленным поздравлениям, поступившим в адрес работников таможни, желаем дальнейших успехов вам в таком нелегком, но необходимом труде.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пейзажные зарисовки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок литературы в 8 классе (проверка знания текста, умения анализировать текст)

(урок 2 в системе уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова) Цели: проверяем знание текста, учимся понимать взаимосвязь между чувствами автора, лирического героя и читателя, развиваем творческие способности, воспитываем умение воспринимать прекрасное. Информационные источники: текст поэмы «Мцыри» (любое издание), альбом репродукций «М. Ю. Лермонтов». Урок проводится в компьютерном классе в связи с необходимостью использования графического редактора Paint .

1. Повторение: проверка знания текста Что значил для Лермонтова Кавказ? Вспомните, какие произведения Лермонтов посвятил ему (просмотр репродукций картин Лермонтова в альбоме). Пересказ сюжета поэмы «Мцыри». Какие эмоции вы уловили во время чтения? Переход к проверке домашнего задания: каким образом пейзаж в этом произведении помогает понять состояние лирического героя?

2. Проверка домашнего задания: чтение выбранных пейзажных зарисовок. Ты хочешь знать, что видел я На воле? – пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! В ущелье там бежал поток. Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок, Играть я в полдень уходит И взором ласточек следил, Когда они перед дождём Волны касалися крылом.

И было всё на небесах Светло и тихо. Сквозь пары Вдали чернели две горы. Наш монастырь из-за одной Сверкал зубчатою стеной. Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко… Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив; Лишь серебристой бахромой Вершины цепи снеговой Вдали сверкали предо мной Да в берега плескал поток.

Когда я стану умирать, И верь тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Азалий белых два куста… Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист! Там положить вели меня. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт, Пришлёт с прохладным ветерком… И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отёр внимательной рукой С лица кончины хладный пот И что вполголоса поёт Он мне про милую страну… И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну!..

3. Беседа о прочитанном: проверка умения ориентироваться в тексте Мы увидели разные картины природы как бы глазами главного героя. В какие моменты нам показаны яркие, жизнеутверждающие образы? Как поэт использует приём олицетворения? О каких особенностях мировоззрения лирического героя говорит его видение мира? Какие необычные эпитеты встретились в поэме? Чем удивил нас Лермонтов?

4. Исследование текста (письменная работа) Какие краски использует автор в пейзажных зарисовках? Какие образы привлекают внимание в первую очередь? Почему? Как настроение героя отзывается во всём, что видит он вокруг? Какие картины природы, увиденные Мцыри, произвели на вас самое глубокое впечатление? Почему?

5. Творческая работа (в графическом редакторе) Попробуйте создать картину, которая передаст ваши чувства после прочтения поэмы «Мцыри». Используйте краски и образы, о которых говорили во время подготовительной работы.

Результат проделанной работы: Альбом «Картины природы в произведениях М. Ю. Лермонтова»

Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды тёмных скал, когда поток их разделял

Внизу Арагва и Кура, Обвив каймой из серебра Подошвы свежих островов, По корням шепчущих кустов Бежали дружно и легко…

Уж луна Вверху сияла, и одна Лишь тучка кралася за ней, Как за добычею своей, Объятья жадные раскрыв. Мир тёмен был и молчалив

Трава меж ними так густа, И свежий воздух так душист, И так прозрачно-золотист Играющий на солнце лист!

После просмотра творческих работ: Посмотрим на репродукции картин самого Лермонтова. Получилось ли некоторое сходство в выборе красок, образов? Попробуем подобрать подписи к картинам М. Лермонтова из его же произведения.

Вид Тифлиса

Окрестности селения Караагач

Вид Пятигорска

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета

Крестовый перевал

6. Итог урока Каким образом М. Ю. Лермонтову удалось так полно передать чувства своего героя? Можем ли мы сказать, что природа в этой поэме – тоже в какой-то мере действующее лицо?

Домашнее задание Указать композиционные части поэмы. Выбрать эпизоды, характеризующие главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации к уроку литературы в 11 классе по теме "А. Блок. Поэма "Двенадцать" представлен большой материал, который иллюстрирует не только само произведение, но и эпоху революции в России. А со...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.

Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи «сыном гор», он попал в плен к русским, которые и определили его в монастырь. С этого момента Мцыри никогда не выходил за его стены. Но вот, в юном возрасте, он убегает из монастыря и проводит три дня на свободе.

Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: «На родину следа не проложить уж никогда». Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.

Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились…». Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины.

Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом. В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы - также чисто романтический эпизод в поэме:

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалостный, как стон,

Раздался вдруг…

Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: «Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков». Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть «во цвете лет, Едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой».

Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же – намного глубже. Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.

Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это – еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе – олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «глазами тучи я следил», «рукою молнии ловил».

Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.

Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:

В ущелье там бежал поток,

Он шумен был, но неглубок;

К нему, на золотой песок

Играть я в полдень уходил.

Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу.

ПЕЙЗАЖ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. Поэма М. Лермонтова «Мцыри» была завершена в 1839 году. Появлению её предшествовал интерес, проявляемый пи­сателем к судьбе человека, который обладая пылкой душой, вынужден томиться в неволе. Это произведение, по мнению некоторых критиков,- лучшее лермонтовское создание, рно «осталось непревзойденным».

Тема родины, а рядом с ней темы вольности и природы – основные в поэме. Они развиваются параллельно и неотдели­мо друг от друга. Уже первая строфа содержит намёк на то, как прочно сплетен в поэме мир человека и природы: …сливался, шумят,

Обнявшись, будто две сестры Струи Арагвы и Куры…

Место действия поэмы - Грузия. Здесь мы встречаем великолепные и очень натуральные картины природы это­го края, которые играют в произведении важную роль, так как величие и красота природы за стенами монастыря - то единственное, что напоминает герою его родину, что не не­сет примет плена. Так представление о свободе и родине сли­вается в сознании Мцыри в романтичную и яркую картину: горы, скалы, стремительные потоки… Сам герой близок ди­кой природе Кавказа:

Как серна гор, пуглив и дик,

И слаб, и гибок, как тростник.

Шли годы. Мальчик научился скрывать свои чувства и мечты. «Грозой оторванный листок», он не только тянул­ся всей душой к полузабытой родине - он дал себе клятву вернуться туда. Мир, который Мцыри наблюдал только с вы­сокой угловой башни,- солнце, поля, скалы - заставлял еще сильнее рваться на свободу. Гроза прозвучала синхрон­но с бурей чувств в душе юноши и могучим приливом сил. Сам себе он кажется исполином:

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил.

Он ощущает себя не просто пассивным созерцателем, но и активным участником процессов, которые переживает при­рода. Каждый ее уголок полон для юноши тайного смысла: Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

МЦыри понятны «все природы голоса». Припав к земле, он вслушивается в волшебный шепот кустов. Ему дано свы­ше угадывать тайные думы окрестных лесов и скал и наблю­дать за свободными и легкими облаками, которые «облачко за облачком» направляются туда, где родина юноши, туда, где виден «седой незыблемый Кавказ».

Вполне закономерно субъективное восприятие природы у Мцыри. Выси горных хребтов кажутся ему алтарями, куря­щимися в небе в час утренней зари. По его словам, небесный свод «в то утро был так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог…» Капли росы на растениях напоми­нают ему «следы небесных слёз» в цветущем первозданном саду, где кусты шепчутся между собой «о тайнах неба и зем­ли» и где все «волшебные голоса» соединяются в торжест­венном гимне. Бежав от «душных келий и молитв», Мцыри, охваченный нахлынувшими на него новыми впечатления­ми, восторгается окружающей природой. В ней, как в храме, юноша нашёл то, чего не могли дать ему монахи и цер­ковные песнопения.

Но природа не единообразна в своем воздействии на героя. Наступает момент - вторая ночь после побега, когда родные горы кажутся бесконечно далекими, а мир природы - полным враждебности и препятствий: «Всё лес был, вечный лес кру­гом, страшней и гуще каждый час…» А вот и реальная опас­ность: предстоит схватка с барсом. Мцыри полон воинской отваги, жаждой борьбы… Бой окончен. Юноша, «собрав ос­таток сил, побрел» по лесу, но свежий и многообещающий ропот дубрав был обманчив: рядом возникают стены нена­вистного монастыря. «В тюрьме воспитанный цветок», юно­ша не смог претворить в жизнь свою мечту о родине и сво­боде. В эти последние мгновения, проведенные Мцыри на воле, природа жестоко обходится с поверженным:

…палил меня

Огонь безжалостного дня.

Всё окружающее было полно равнбдушия к юноше-горцу:

Мир божий спал В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном.

Умирающий Мцыри сквозь обрывки впечатлений и вос­поминаний, в предсмертном бреду обращается к монаху, сви­детелю его исповеди, с последней просьбой:

Ты перенесть меня вели

В наш сад, в то место, где цвели

Акаций два куста…

Оттуда виден и Кавказ.

В умирающем теплится надежда, что родина вместе с про­хладным ветерком пришлет ему прощальный привет.

Невозможно говорить о герое поэмы Лермонтова «Мцы­ри», не касаясь его взаимоотношений с природой, которая вы­ступает в произведении в качестве единственного «партнера» героя. Ощущение своего родства с окружающим миром, со стихийными силами природы в сочетании с горячей любо­вью к родине, жаждой жизни и борьбы - таковы характер­нейшие черты Мцыри, гармонически сочетающиеся в его мо­гучей личности.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта