Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Концепция социального научения. Прогнозирование и обучение в образовании

Концепция социального научения. Прогнозирование и обучение в образовании

Теория социального научения.

7.1.Различные точки зрения на научение.
В американской психологии считается, что теории социального научения – это самое значительное направление в исследовании развития детей.
Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности.
Центральной проблемой социального научения является проблема социализации. Социализация – это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Социализация происходит в процессе или в результате научения: Так, например, новорожденные похожи, а уже в 2-3 года разные.
Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления. Третья форма научения: научение через наблюдение, имитацию (представление себя на месте модели), идентификацию (заимствование у другой личности).
В теории социального научения рассматриваются не только «как» происходит социализация, но и «почему» она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.
Первое поколение – Н.Миллер и Дж. Доллард. Они разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение, как животного, так и человека является следствием некоторых первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но не угашаны.
Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как, то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникающей реакции.
Научение – это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению, если в репертуаре человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок. С помощью подражания лидеру, можно уменьшить количество проб и ошибок. Через наблюдение поведения лидера. Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, неспособного к высшим психическим функциям (процессам). С их точки зрения ребенок – это миф! Отсюда задача родителей: социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе. Мама играет решающую роль, она пример человеческих отношений. Четыре ситуации, которые могут служить источником конфликтов: кормление; приучение к туалету; сексуальная идентификация; проявление агрессивности.

7.2.Воспитание и развитие.
Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития (влияние родителей).
Три фазы развития ребенка:
1.фаза рудиментарного поведения – основывается на врожденных потребностях и научение в раннем младенчестве (в первые месяцы);
2 фаза вторичных мотивационных систем - основывается на научение внутри семьи (основная фаза социализации);
3 фаза вторичных мотивационных систем; основывается на научение вне семьи (выходит за пределы раннего возраста и связана с поступлением в школу);
По Сирсу, центральный компонент научения – это зависимость (от контактов с другими). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. Физически ребенок зависит от нее с рождения (забота). Психологическая зависимость после нескольких месяцев с момента рождения и сохраняется во взрослой жизни.
Психологическая зависимость проявляется в поисках внимания: быть рядом. Подкрепление – получение внимания. При каких обстоятельствах формируется у ребенка зависимое поведение?
1) Оперантное поведение мамы (уход за ребенком);
2) развитие у матери и ребенка социальных ожиданий;
Ожидания у ребенка это опосредованная, внутренняя реакция на сигналы, исходящие от матери: невыполнение – фрустрация, сердитый плач.
1фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием;
2 фаза – со второй половины 2-го года жизни и до поступления в школу;
Мама помогает в усвоении ребенком большинства зрелых форм поведения. Действия ребенка становятся самомотивированными (вести себя так, как от него ожидают другие). Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности.
На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями (ролевая игра).
Пять форм зависимого поведения:
Наиболее существенное значение имеет участие в уходе за ребенком каждого из родителей.
1. «Поиск негативного, отрицательного внимания» - привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости – прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений со стороны матери (к девочке), сильное участие отца. То есть отец не доверяет матери. Девочек отцы любят, а мальчиками пренебрегают.
2. «Поиск постоянного подтверждения» - извинения, просьбы, обещания, поиск защиты, комфорта. Эта форма зависимого поведения прямо связана с высокими требованиями обоих родителей.
3. «Поиск позитивного внимания» - более зрелая форма зависимого поведения; усилия на получение одобрения от окружающих.
4. Форма поведения «пребывание поблизости» - это постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей (взрослых). «Незрелая» зависимость. Нежелание взрослеть – инфантильность.
5. «Прикосновение и удержание». Родители не требовательны – инфантильность. Должны быть средние: ни слишком сильное, ни слишком слабое давление;

7.3. Критические периоды социализации.
Как известно, Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. С другой стороны, Лоренс обратил внимание на важность критических периодов для образования первичных связей у животных. В американской психологии период максимальной способности к импринтингу был назван критическим периодом или критическим возрастом. Исследования показали, что помимо времени появления первой реакции, для запечатления важна интенсивная практика молодого животного, которая повышает устойчивость реакции следования за матерью. Был сформулирован «закон усилия», согласно которому сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период запечатления. Были разработаны критерии продолжительности критических периодов: начало периода определяется зрелостью двигательных способностей; конец – развитием реакции страха.
Критический период для социализации определяется появлением поведенческих механизмов, которые поддерживают контакт между животными. Например, реакция цепляния у обезьян; следование в стаде; махание хвостом; улыбка у младенца. Они сопровождаются ответными реакциями взрослых членов вида. Развитие привязанности останавливается, когда возникает реакция страха, которая заставляет избегать контактов. Например, в 8 месяцев ребенок – по отношению к незнакомцу.
Первоначально исследователи концентрировали внимание на критическом периоде первичной социализации. Под социализацией понимались привязанность к членам своего сообщества, которая зависит, главным образом, от общения с другими членами группы. Социализация у собак – с 3 до 10 недель щенок восприимчив к социальным влияниям; первичная социализация определяет, к какому именно существу прочно привяжется это животное.
По отношению к детям было высказано, что существуют два критических периода социализации:
1) в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми, когда учится зависимости;
2) в 2-3 года – когда он приучается быть независимым в определенных важных отношениях;
Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около 6 недель, достигает максимума в 4-5 месяцев – сознательная улыбка. Были выделены также критические периоды обучения. Их еще называют сензитивными периодами для обучения. Если обучение не происходит в этот период, то оно может никогда не произойти.

7.4.Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.
Б. Скиннер подчеркивал, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Поведение человека можно «сделать» и осуществить контроль над ним. Главное понятие концепции Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление усиливает поведение. Награда не обязательно способствует этому.
Подкрепление может быть положительным (работа – деньги; ребенок – одобрение взрослых) и отрицательным (надоевшая работа – чтобы избежать гнева взрослых; человек – лекарство, закрепить боль). Первичное подкрепление (пища, вода, холод, жара и т.д.) и условное (первоначально нейтральный стимул, который приобрел подкрепляющую функцию благодаря сочетанию с первой формой подкрепления). Скиннер различает отрицательное подкрепление и наказание. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, а наказание подавляет его. Наказание может осуществляться путем лишения положительного подкрепления или осуществления отрицательного (лишение ранее обещанного удовольствия, лишение прав). Однако меры наказания часто не подавляют нежелаемое поведения. Скиннер выступает против наказаний. Он считает, что наказание не имеет устойчивого эффекта, ибо нежелаемое поведение может возобновиться (если наказание отсрочено). Наказание может дать быстрый, но непродолжительный эффект. Скиннер отдает предпочтение использованного положительного подкрепления. Он считает, что дети будут охотнее вести себя правильно, если их хорошее поведение будет замечаться и одобряться родителями. Что же может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять. Акцентировать внимание на хорошем поведении.

7.5.Роль подражания в формировании нового поведения.
Основное внимание исследователями уделялось феномену научения через подражание. По их мнению, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого. Подкрепление необходимо для того, чтобы усилить и сохранить поведение, сформированное благодаря подкреплению. Процедура визуального научения особенно эффективна для усвоения нового социального опыта. Научение посредством наблюдения важно потому, что с его помощью можно регулировать и направлять поведение ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образцам. Лабораторные исследования показали, что дети смотрели фильм с агрессивным поведением взрослых, с различными последствиями (вознаграждения и наказания); после просмотра детям давались игрушки, похожие на те, которые использовались в фильме; агрессия проявлялась больше у детей, которые смотрели фильмы, где поведение взрослых получало вознаграждение; где было наказание – агрессия уменьшалась.
Четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:
1. Внимание ребенка к действию модели. Требования к модели: ясность, различимость, аффективная насыщенность, функциональное значение.
2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
3. Двигательные навыки, позволяющие воспроизвести то, что наблюдатель воспринимает.
4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнять то, что он видит.
Таким образом, признается роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания. У ребенка в результате наблюдения поведения модели строятся «внутренние модели внешнего мира». Испытуемый наблюдает образец поведения или узнает о нем, но не воспроизводит его до тех пор, пока не возникнут соответствующие условия.
Теория социального научения признает, что влияние модели определяется информацией, которую она в себе содержит.
Научение – это стихийно совершающейся процесс. Количественный процесс накопления навыков, связей, приспособлений.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект,2000.-623с.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими (Пер. с англ.). - М., 1993.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Теория социального научения»:
1. Дайте определение понятию научения.
2.Назовите три фазы развития по Р.Сирсу.
3. Что имеется в виду под критическим периодом социализации.
4. Чем по Б. Скинеру определяется поведение человека.

В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи:

  1. Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы.
  2. Поведение человека формируется посредством наблюдения за окружающими его людьми и на основе их опыта.

Имитационное научение

Дети наблюдают за поведением окружающих их людей и копируют это поведение. Это наглядно показано в эксперименте с куклой Бобо (Bandura, 1961).

Индивиды, за которыми наблюдают, называются «модели». В обществе дети окружены большим количеством влиятельных моделей: родители и родственники, воспитатели и учителя, друзья и даже герои мультфильмов. Данные модели предоставляют собой образцы поведения, которые наблюдает и имитирует ребенок, например, образцы мужского и женского, просоциального или асоциального поведения.

Дети обращают внимание на некоторых из этих людей или персонажей и кодируют их поведение. Позже они могут сымитировать (т.е. скопировать) поведение, которое они ранее наблюдали. Они могут копировать поведение вне зависимости от приемлемости для того или иного пола, однако существуют доказательства тому, что ребенок скорее воспроизведёт поведение, которое считается адекватным для его пола.

Во-первых, дети более склонны обращать внимание и имитировать тех, кого они считают похожим на себя. Логично, что ребенок с большей долей вероятности будет имитировать поведение людей одного с ним пола.

Во-вторых, окружающие ребенка люди отреагируют на поведение, которое ребенок имитирует, или положительным подкреплением или наказанием. Если ребенок имитирует поведение одного из родителей и получает положительное подкрепление, скорее всего, он продолжит вести себя подобным образом. Если родитель видит, как маленькая девочка успокаивает своего плюшевого мишку, и говорит ей, что она очень добрая и хорошая, вероятнее всего, она повторит это поведение. Ее поведение было подкреплено, а значит, усилено.

Подкрепление может быть внешним или внутренним, позитивным или негативным. Если ребенок хочет получить одобрение родителей или сверстников, такое подкрепление является внешним. Желание почувствовать радость в связи с одобрением является внутренним подкреплением. Он будет вести себя таким образом, при помощи которого он получит одобрение, потому что любой ребенок желает одобрения.

Позитивное (или негативное) подкрепление не будет иметь большого влияния, если внешнее подкрепление не соответствует потребностям человека. Важным фактором как положительного, так и отрицательного подкрепления является то, что оно обычно ведет к изменению поведения.

В третьих, ребенок, как правило, учитывает, что происходит с другими людьми, при принятии решения, копировать их поведение или нет. Ребенок учится, наблюдая за последствиями поведения других людей. Например, если младшая сестра видит, что старшую хвалят за то или иное поведение, скорее всего, она повторит это поведение. Данное явление получило название викарного (замещающего) подкрепления.

Это относится к приверженности определенной модели поведения, обладающей качествами, которые расцениваются как желаемые и ведущие к похвале. У каждого ребенка найдется несколько ролевых моделей, с которыми он себя идентифицирует. Это может быть человек из его непосредственного окружения, например, родитель или старший сиблинг, а также вымышленный персонаж, герой фильма и т.д. Мотивация идентифицировать себя с определенной моделью заключается в желании обладать присущими им качествами.

Таким образом, ребенок идентифицирует себя с другим человеком (моделью) и перенимает наблюдаемое поведение, ценности и убеждения этого человека.

Термин «Идентификация», использованный в теории социального научения имеет схожие черты с термином Фрейда «Эдипов комплекс». Они оба предполагают интернализацию посредством перенимания поведения другого человека. Тем не менее, термин «Эдипов комплекс» предполагает, что ребенок может идентифицировать себя только с родителем одного с ним пола, в то время как теория социального научения допускает идентификацию с любым человеком или персонажем.

Идентификация отличается от имитации тем, что она предполагает перенимание нескольких образцов поведения, в то время как имитация обычно подразумевает один образец поведения.

Связующие процессы

Теорию социального научения (ТСН) часто называют мостиком между традиционной теорией обучения (бихевиоризмом) и когнитивным подходом. Это связано с тем, что ТСН фокусируется на том, как ментальные (когнитивные) факторы задействованы в обучении.

В отличие от Скиннера, Бандура (1977) придерживается мнения, что человек является информационным процессором, который обдумывает взаимосвязь между собственным поведением и его последствиями. Обучение посредством наблюдения было бы невозможно, если бы оно не включало в себя действие когнитивных процессов. Данные ментальные факторы являются связующим звеном в процессе обучения, определяющими приобретение новой реакции.

Таким образом, ребенок не автоматически наблюдает поведение модели и имитирует его. До непосредственной имитации происходит мыслительная деятельность, и данное обдумывание называется связующим процессом. Оно происходит между наблюдением поведения (стимулом) и решением имитировать или не имитировать его (реакцией).

Бандура выделяет четыре связующих процесса:

  1. Внимание : То, насколько мы замечаем поведение. Поведение, которое ребенку захочется воспроизвести, должно привлекать его внимание. Мы ежедневно наблюдаем множество различных моделей поведения и многие из них не удостаиваются пристального внимания. Таким образом, внимание играет ключевую роль в том, будет ли перениматься та или иная модель поведения.
  2. Сохранение : Это то, насколько хорошо поведение запоминается. Человек может наблюдать то или иное поведение, но не запоминать его, что очевидно затрудняет имитацию. Получается, что для имитации важно, чтобы поведение было запечатлено в памяти для дальнейшего воспроизведения. Данный процесс значим, так как социальное обучение не происходит немедленно. Даже если поведение воспроизводится вскоре после наблюдения, это подразумевает задействование памяти.
  3. Воспроизведение : Способность воспроизводить поведение, продемонстрированную моделью. Мы ежедневно видим большое количество образцов поведения, которым хотели бы последовать, однако это не всегда возможно. Мы ограничены своими физическими способностями и по этой причине, даже желая воспроизвести то или иное поведение, можем быть неспособны сделать это.
  4. Мотивация : Желание воспроизвести поведение. Подкрепление или наказание, следующее за поступком, анализируются наблюдающим. Если он считает, что выгоды перевешивают затраты, тогда, скорее всего, он воспроизведет это поведение. Если викарное подкрепление поведения не станет достаточно важным для наблюдателя, он не станет его имитировать.

Критическая оценка

Модель социального научения принимает во внимание когнитивные процессы и учитывает ту роль, которую они играют в конечной реакции, то есть в выборе имитировать поведение или нет. Данная теория предлагает более глубокое объяснение тому, как человек обучается, используя связующие когнитивные процессы.

Тем не менее, хотя оно может объяснить проявление поведения, оно не учитывает мысли и чувства человека, задействованные при этом. За поведением скрывается большое количество когнитивного контроля. Например, не все люди, которые в детстве подвергались плохому обращению и жестокости, станут перенимать данное поведение.

По этой причине Бандура улучшил свою теорию и переименовал ее в «Социально-когнитивную теорию» в 1986 году. Данная теория представляет собой лучшее объяснению тому, как человек учится на социальном опыте.

Некоторые критики теории социального научения ссылаются на то, что она в основном опирается на окружение человека. Неверно было бы объяснять поведение человека в терминах исключительно природы или воспитания. Попытки подобных объяснений ведут к недооценке сложности человеческого поведения. Скорее всего, оно представляет собой взаимосвязь между природой (биологией) и воспитанием (окружением).

Открытие зеркальных нейронов представляет собой биологическое подтверждение теории социального научения. Хотя исследование зеркальных нейронов пока еще в зачаточном состоянии, обнаружение их у приматов может представлять собой нейрологическую базу для имитации. Данные нейроны активируются не только, когда обезьяна сама делает что-либо, но и когда наблюдает за действием своих сородичей.

Подготовлено по материалам: Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Prentice-Hall, Inc.

Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Bandura, A. Ross, D., & Ross, S. A. (1961). Transmission of aggression through the imitation of aggressive models. Journal of Abnormal and Social Psychology, 63, 575-582

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: Бандура, теория социального обучения, бихевиоризм, семья, дети, родители

В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление. Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь. Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

  1. Поведенческий потенциал : каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.
  2. На поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность , с какой, по мнению человека, определенное подкрепление произойдет после того или иного поведения в определенной ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).
  3. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то - похвалу, уважение со стороны других, кто-то - деньги, кто-то более чувствителен к наказанию и т. п.).
  4. На поведение человека влияет тип его личности, его локус контроля , он либо экстернал, либо интервал - т. е. чувствует ли он себя «пешкой» или считает, что достижение целей зависит от собственных усилий. Экстерналы приписывают ответственность за все происходящие с ними события другим людям и внешним обстоятельствам.

Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события своей жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений, поскольку они изначально больше зависят от внешних обстоятельств.

Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:

  1. Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха , результата, служат основанием социального признания.
  2. Поведенческие реакции приспособления, адаптации - это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.
  3. Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).
  4. Техники избегания - поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.
  5. Агрессивные поведенческие реакции - это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.

Теория социального научения показывает, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Этого возможно добиться благодаря имитации, подражанию, идентификации, которая представляет собой важнейшую форму научения. Идентификация - это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Люди могут учиться, наблюдая, или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет эти действия - таково научение через наблюдение или пример (А. Бандура).

В схему «стимул-реакция» А. Бандура включает четыре промежуточных процесса, позволяющих объяснить, как подражание приводит к формированию новой реакции:

  1. Внимание ребенка к действию модели-образца для подражания. Требования к модели - ясность, различимость, эмоциональная привлекательность, функциональное значение.
  2. Память, сохраняющая информацию о воздействиях модели.
  3. Наличие у ребенка необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков, позволяющих воспроизвести то, что он воспринимает у модели подражания.
  4. Мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, что он видит у модели подражания.

Ребенок в раннем детстве ощущает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие; он начинает осваивать действия, приносящие удовлетворение ему и устраивающие его родителей, и обучается действовать, «как другие».

Бандура, предлагая свою социально-когнитивную теорию, отмечает, что хотя на поведение человека влияет внешнее и социальное окружение, оно также является продуктом деятельности человека. Это значит, что люди своим поведением могут изменять окружение, влиять на свою среду и собственное поведение. Человек способен представить символически и осознать последствия, исход своих действий, заранее предпринять необходимые меры предосторожности, сформировать образы желаемых будущих результатов и бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы достичь желаемых результатов (такова способность человека к саморегуляции, к научению через наблюдение и моделирование).

Люди формируют образ определенной поведенческой реакции, наблюдая поведение модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Поведение модели сохраняется в памяти человека благодаря образному (мысленные визуальные образы) и вербальному кодированию (наблюдая модель, человек может повторять про себя увиденный порядок действий). Польза от наблюдения успехов и поражений других бывает такой же, как от собственного непосредственного опыта. Наблюдаемые или косвенные последствия чужих действий (наказания или поощрения) часто играют важную роль в регуляции нашего поведения.

Косвенное подкрепление происходит в том случае, когда наблюдатель видит действие модели с последующим результатом:

  • косвенное позитивное подкрепление (наблюдатели затем ведут себя так же, как наблюдаемые ранее модели, потому что те достигли успеха, получили положительное подкрепление);
  • косвенное наказание (наблюдатель видел, что модель была наказана после своих действий, в результате и он сам не склонен повторять такие действия).

Люди оценивают свое поведение, поощряют, или критикуют, или наказывают себя. Бандура назвал этот процесс самоподкреплением: человек поощряет себя тем, что находится в его распоряжении всякий раз, когда он добивается установленной им самим нормы поведения. Саморегуляция поведения включает процессы самонаблюдения, самооценки и самоподкрепления (самопоощрение или самокритика, самонаказание).

В 90-е гг. XX в. Бандура ввел в свою теорию и понятие самоэффективности . Люди способны осознавать и оценивать уровень своих способностей, выстраивать успешное поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации, оценивать свою эффективность. Осознающие самоэффективность прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем сомневающиеся в своих возможностях. Активно осваиваемые знания, действия, прошлый опыт успехов являются мощным источником самоэффективности. Также человек может убедить себя в том, что он обладает необходимыми способностями и умениями для успешного достижения цели, и тем самым поднять свою самоэффективность. Он с большей вероятностью добьется успеха, если не напряжен и спокоен, т.е. эмоциональное состояние прямо влияет на самоэффективность.

Бихевиористы выявили факторы, мешающие человеку управлять своим поведением. Во-первых, наказание - препятствие для развития человека, так как запрет (отрицательная функция) не объясняет, что нужно делать, как вести себя. Жертва наказания, выполняя внешние требования и избегая угроз, проблему не решает, и она рано или поздно опять проявится, а человек снова совершит неправильные действия. Во-вторых, большую роль играет незнание причин. Если мы хотим понимать истинные причины поведения, необходимо отказаться от множества слов, которые ничего не объясняют; т. е. оправдания, объяснения человеком своих действий не соответствуют подлинным причинам поведения.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Отход от классического бихевиоризма

В американской психологии считается, что теории социального научения -- это самое значительное направление в исследовании развития детей.

В конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ -- исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. В 1941 г. Н- Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин "социальное научение".

На этой основе вот уже более полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации. Социализация -- это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального "гуманоидного" состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года -- это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия -- результат научения, они не врождены.

Существуют разные концепции научения. При классическом обуславливании Павловского типа испытуемые начинают давать один и тот же ответ на разные стимулы. При оперантном научении по Скиннеру поведенческий акт формируется благодаря наличию или отсутствию подкрепления одного из множества возможных ответов. Обе эти концепции не объясняют, как возникает новое поведение. А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию -- третья форма научения. Одно из проявлений имитации -- идентификация -- процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.

В теории социального научения рассматривается не только, "как" происходит социализация, но и "почему" она происходит. Особо рассматривается удовлетворение биологических потребностей ребенка матерью, подкрепление социального поведения, имитация поведения сильных личностей и тому подобные воздействия внешнего окружения.

В области социального научения работает уже несколько поколений ученых. Эволюция теории социального научения представлена на табл. 4. Для этого направления характерно стремление к синтезу разных подходов в изучении социального развития. Из табл. 5 наглядно видно, что это направление, как оно развилось в США, было движением к осознанию общей теории, а не отдельной областью знаний.

Рассмотрим кратко вклад, который внесли в концепцию социального научения представители первого, второго и третьего поколений американских ученых.

Н. Миллер и Дж. Доллард первыми проложили мост между бихевиоризмом и психоаналитической теорией. Вслед за 3. Фрейдом они рассматривали клинический материал как богатейший источник данных; по их мнению, психопатологическая личность лишь количественно, а не качественно отличается от нормального человека. Поэтому изучение поведения невротика проливает свет на универсальные принципы поведения, которые труднее выявить у нормальных людей. Кроме того, невротики обычно продолжительное время наблюдаются психологами и это дает ценный материал длительного и динамичного изменения поведения под влиянием социальной коррекции.

С другой стороны, Миллер и Доллард -- психологи-экспериментаторы, владеющие точными лабораторными методами,-- обращались и к механизмам поведения животных, исследуемых с помощью экспериментов.

Таблица 4. Эволюция теории социального научения (цит. по Р. Кэрнсу) 1900-1938 Предшественники 1938-1960 Первое поколение 1960-1970 Второе поколение 1970 -- по н. вр. Третье поколение Психоанализ Социальное научение Социальное научение и развитие личности Интеракционныи анализ 3. Фрейд Р. Сирс А. Бандура Г. Петтеосон Дж. Уайтинг Р. Уолтерс А. Ярроу Теория научения Н. Миллер Р. Белл И. П. Павлов Дж. Доллард Анализ поведения В. Хартуп Э. Торндайк Дж. Роттер С. Бижу Дж. Уотсон Дж. Гевирц Социально-когнитивный анализ К. Халл Оперантное обусловливание В. Мишель Э. Толмен Б. Скиннер Е. Маккоби Дж. Аронфрид Когнитивные теории Дж. Болдуин Структуры социального окружения Ж. Пиаже X. Рауш Теория поля Р. Парк К Левин Ю. Бронфенбреннер

Миллер и Доллард разделяют точку зрения Фрейда о роли мотивации в поведении, полагая, что поведение как животного, так и человека является следствием таких первичных (врожденных) побуждений, как голод, жажда, боль и т.д. Все они могут быть удовлетворены, но отнюдь не угашены. В соответствии с бихевиористской традицией Миллер и Доллард определяют силу побуждения количественно, измеряя, например, время депривации. Помимо первичных, существуют вторичные побуждения, включающие гнев, вину, сексуальные предпочтения, потребность в деньгах и власти и многие другие. Самые важные среди них -- страх и тревожность, вызванные предшествующим, ранее нейтральным стимулом. Конфликт между страхом и другими важными побуждениями служит причиной неврозов.

Таблица5 Схема основных направлений в изучении социального развития (пит. по Р. Кэрнсу)

Социальное научение Когнитивное развитие социология Генетический психоанализ Генетическая психобиология Основные задачи Научение социальному поведению Когнитивный контроль за социальным поведением Эволюция социального поведения Развитие патологии поведения Взаимосвязь поведения и биологии Основные популяции Нормальные дети дошкольного и школьного возраста От младенцев до подростков Взрослые Беспозвоночные и позвоночные животные Пациенты Млекопитающие(нечеловекообразные) и птицы Методы Кратковременные поведенческие эксперименты Интервью Вербальные оценки Естественное наблюдение Контролируемое наблюдение Наблюдение Клиническое изучение Физиологические и поведенческие эксперименты Основные понятия Имитация Социальное подкрепление Концепция стадий Саморазвитие Врожденный контроль Видеотипичные паттерны Запрограммирограммированная привязанность Депривация Тревожность Двунаправленная организация Реципрокныи контроль

Трансформируя фрейдовские идеи, Миллер и Доллард замещают принцип удовольствия принципом подкрепления. Подкрепление они определяют как то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникнувшей реакции. С их точки зрения, подкрепление -- это редукция, снятие побуждения или, используя термин Фрейда, драйва Научение, по Миллеру и Долларду,-- это усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека или животного нет соответствующей реакции, то ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания уменьшить количество проб и ошибок и приблизиться к правильному ответу через наблюдение поведения другого.

В экспериментах Миллера и Долларда выяснялись условия подражания лидеру (при наличии или отсутствии подкрепления). Эксперименты проводились на крысах и детях, причем в обоих случаях были получены сходные результаты. Чем сильнее побуждение, тем больше подкрепление усиливает стимульно-ответную связь. Если нет побуждения, научение невозможно. Миллер и Доллард считают, что самоудовлетворенные самодовольные люди -- плохие ученики.

Миллер и Доллард опираются на фрейдовскую теорию детских травм. Они рассматривают детство как период преходящего невроза, а маленького ребенка как дезориентированного, обманутого, расторможенного, неспособного к высшим психическим процессам. С их точки зрения, счастливый ребенок -- это миф. Отсюда задача родителей -- социализировать детей, подготовить их к жизни в обществе Миллер и Доллард разделяют мысль А.Адлера о том, что мать, дающая ребенку первый пример человеческих отношений, играет решающую роль в социализации. В этом процессе, по их мнению, четыре наиболее важные жизненные ситуации могут служить источником конфликтов. Это кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка Ранние конфликты невербализованы и поэтому неосознанны. Для их осознания, по мнению Миллера и Долларда, необходимо использовать терапевтическую технику 3 Фрейда. "Без понимания прошлого невозможно изменить будущее",-- писали Миллер и Доллард

Воспитание и развитие

Известный американский психолог Р. Сирс изучал отношения родителей и детей, находясь под влиянием психоанализа. Будучи учеником К Халла, он разработал собственный вариант соединения психоаналитической теории с бихевиоризмом. Он сосредоточил внимание на изучении внешнего поведения, которое может быть измерено. В активном поведении он выделял действие и социальные взаимодействия.

Действие вызывается побуждением. Как и Миллер и Доллард, Сирс исходит из того, что первоначально все действия связаны с первичными, или врожденными побуждениями. Удовлетворение или фрустрация, которые возникают в результате поведения, побуждаемого этими первичными драйвами, ведет индивида к усвоению нового опыта. Постоянное подкрепление специфических действий приводит к новым, вторичным побуждениям, которые возникают как следствие социальных влияний.

Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития: поскольку оно протекает внутри диадической единицы поведения, постольку адаптивное поведение и его подкрепление у индивида должно изучаться с учетом поведения другого, партнера.

Рассматривая психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, сублимация и др.) в контексте теории научения, Сирс главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детского развития. Основываясь на результатах своих исследований, он выступает за просвещение родителей: каждый родитель, естественно, будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать; важно, как и насколько родители понимают практику воспитания.

Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Анализ процесса социализации, факторов, определяющих и направляющих приобретение социального опыта и норм поведения, определил содержание концепций широкого круга ученых, особенно во второй половине XX в.

Одним из первых обратился к этим проблемам Д.Г.Мид (1863-1931). После окончания Гарвардского университета (1888), где он изучал психологию и философию, Мид стажировался в Европе. Вернувшись в Америку, работал у Дьюи в Чикагском университете, где и получил в 1894 г. степень доктора психологии.

Мид в своих работах впервые обратился к проблеме личности, показав, каким образом рождается осознание своего «Я». Он доказывал, что личность человека формируется в процессе его взаимодействия с другими людьми, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в его жизни. Так как в общении с разными людьми субъект играет разные «роли», его личность представляет собой своего рода объединение различных ролей, которые он постоянно «на себя принимает», причем язык имеет важнейшее значение.

Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря социальному взаимодействию, общению и языку оно у него развивается, он учится играть роли и получает опыт социального взаимодействия. Этот опыт позволяет ему объективно оценить свое поведение, т. е. у него возникает осознание себя как социального субъекта. Большое значение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила игры. Таким образом, идея «Я» возникает из социального окружения, и вследствие существования множества социальных сред существует возможность развития множества разных типов «Я».

Теория Мида называется также теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет совсем не так, как ее играет ребенок, которого «сдали» в школу только потому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль - ребенка в своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развить произвольность поведения, овладеть теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т. е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие обобщенный другой было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их соблюдать в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им отклоняться от нормы.

Мид впервые обратился к проблемам социального научения и оказал значительное влияние на многих выдающихся психологов, особенно на Г. Салливана.

Большой интерес представляют исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами данного направления. Эта проблема была в центре научных интересов Д.Долларда (1900-1980). После окончания Внсконсинского университета и получения докторской степени он начал работу в Йельском университете, где увлекся идеями Халла. Его целью было соединить теорию подкрепления и психоанализ. Уже в своих первых работах он высказал идею о связи агрессии с фрустрацией, которая легла в основу его теории фрустраций . Согласно этой теории, сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые явились результатом прошлых фрустраций) может привести к их сложению и создать очень мощную агрессивность. Доллард также предположил, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. Однако в настоящее время это широко распространенное мнение подвергается сомнению и считается спорным.

Лучшим своим трудом Доллард считал книгу «Личность и психотерапия» (1950), написанную в соавторстве с Н. Миллером.

Научные интересы Н.Миллера (р. 1909) были связаны с разработкой проблем мотивации, влечений и природы подкрепления. В его экспериментах, направленных на исследование мотивации, были изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Разработанные им принципы обучения социально-адаптивному поведению легли в основу его концепции психотерапии, рассматриваемой как процесс приобретения более адаптивных социальных и личных навыков. Работы Миллера лишили психотерапию сугубо медицинской ауры и обеспечили ей рациональное обоснование, базирующееся на принципах бихевиорального научения.

В своих совместных книгах «Социальное научение и имитация» (1941), «Личность и психотерапия» Доллард и Миллер предприняли попытку интерпретации основных понятий Фрейда (зависимость , агрессия, идентификация, совесть) в терминах теории научения. Доллард и Миллер стремились создать психотерапию, основанную на принципах теории социального научения; этому предмету была посвящена большая часть исследований Долларда в 50-х годах XX в. В их работах впервые были разработаны основы концепции социального научения, включающей понятие навыка, заложившей фундамент для теории социального научения 60-х годов.

Одним из первых термин социальное научение использовал Д.Б.Роттер (р. 1916). Он специализировался в области химии, но интерес к психологии и встреча с А.Адлером привели его в аспирантуру университета в Иллинойсе. После службы в качестве военного психолога во время Второй мировой войны он занимался научной и преподавательской работой в различных университетах США.

Главные исследования Роттера связаны с изучением индивидуальных различий в представлениях людей об источниках подкрепления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Он ввел понятие ожидания , т.е. уверенности (или субъективной вероятности) в том, что определенное поведение в данной психологической ситуации будет подкреплено. Часть людей уверена, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля . Другая часть считает, что подкрепления -дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом контроля.

Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом контроля не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и физически. Было показано также, что локус контроля закладывается в детстве и в значительной мере определяется стилем воспитания. Роттер разработал широко применяемый тест «Шкала интер-нальности-экстернальности», а также ряд других популярных личностных тестов.

Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988). Бандура родился и получил среднее образование в Канаде, затем переехал в США, где окончил университет Айовы, получив в 1952 г. докторскую степень по клинической психологии. С 1953 г. он начал работу в Стэндфордском университете, где познакомился с трудами Миллера и Долларда, оказавшими на него значительное влияние.

В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес привел к программе исследований, посвященной изучению механизмов обучения. Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.

Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления , основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.

Исследования показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве.

Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, особенно у детей. Так, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии вне дома. Исследования Бандуры и его первого аспиранта Р.Уол-терса причин агрессивности в семье продемонстрировали роли вознаграждения и подражания в формировании определенных моделей поведения у детей. При этом Уолтерс пришел к выводу о том, что разовые подкрепления более эффективны (во всяком случае при развитии агрессии), чем постоянное.

В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности , умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.

Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения. Были разработаны планы занятий, направленных на снижение агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по 45 минут каждый, проводимых индивидуально или группой. На индивидуальных занятиях обсуждаются альтернативы агрессивному поведению, используются видеофильмы, проблемные игры. На групповых занятиях проигрываются различные варианты поведения с помощью ролевой игры в близких к жизни ситуациях. Кроме того, в занятиях участвовал «образцовый ребенок», который уже «приобрел набор хорошо скорректированных навыков социального поведения» и поведению которого начинают подражать дети.

Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента. Эти методы нашли широкое применение не только в образовании или лечении, но и в бизнесе, помогая адаптации к сложным производственным ситуациям.

Вклад Бандуры в развитие и современную модификацию бихевиоризма несомненен и признается всеми учеными, считающими его наиболее значительной фигурой этого направления в конце XX в.

Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, несмотря на различные (и часто серьезные) критические замечания со стороны представителей других направлений. Хотя в течение последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой школы остались неизменными. Это идея о преимущественно прижизненном характере психики (хотя в настоящее время признается и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости исследовать главным образом доступные эксперименту и наблюдению реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение не отрицается), а также убежденность в возможности воздействовать на процесс формирования психики рядом продуманных технологий.

Уверенность в необходимости и возможности направленного обучения, формирующего определенный тип личности, а также методы, осуществляющие процесс научения, являются одним из самых важных достоинств этого направления. Теории научения (оперантного, социального, ролевого), а также различные тренинги, позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта