Фотография из книги А.А. Щуки "Физтех и физтехи", стр. 101
(повторена там же на стр. 378).
Вдохновлённый замечательным сайтом о Кореневе в "Живом журнале"
http://nimmerklug.livejournal.com/245393.html
и форумом на сайте "Новости космонавтики"
Я решил собирать и публиковать материалы о Георгии Васильевиче.
Альберт Стасенко, профессор МФТИ, вспоминает:
Я слушал его лекции где-то в конце 50-х. Тензорное исчисление приятно ласкало самолюбие физтеха.
А его потёртая кожаная куртка и шлем пилота делали его (для меня, жителя города Жуковского) вообще
родным человеком. Позднее, помнится, в 1963 году, я пригласил его в качестве оппонента по кандидатской.
Он просмотрел мою диссертацию и сказал: "Вы – шляпа, давно пора". И мы стали друзьями. Я бывал у него
на его старой московской квартире, где-то в районе улицы Кирова. Как-то, рассматривая его библиотеку,
наткнулся на плакатик:
Не шарь по полкам жадным взглядом.
Здесь книги не даются на дом.
Тот безнадёжный идиот,
Друзьям кто книги раздаёт.
Позднее я многократно убеждался в справедливости этого предостережения. Бывал и на его даче в посёлке
Отдых (ул. Желябова, 19), за железной дорогой от города Жуковского. Он делил её со старым приятелем
по репрессиям. Георгий Васильевич рассказывал, что до войны (кажется, в 1929 году) проехал на авто всю Америку
с востока на запад. Дороги были ужасные: просёлок, пыль. Потом Тухачевский писал ему похвальные рецензии
на его предложения об управляемых снарядах. Потом он сидел в шарашке вместе с Туполевым и другими
приличными людьми. На учёный совет в ЦАГИ их водили в сопровождении "попки". "Попка" оставался в коридоре, и
учёные выходили поглазеть на него. В начале войны шарашку перебазировали в Омск. Георгий Васильевич жил
под одной крышей с Туполевым. Тот не хотел ходить за дровами в своё дежурство: "Я скоро выйду, а вы ещё посидите".
А потом, при переправе через Иртыш, он провалился под лёд, и "попка" бросился спасать его, как родного брата, –
иначе зачтут побег! Георгий Васильевич рассказал, что после возвращения в Москву ему показали все доносы на него,
предложили возбудить дело.
– Почему же Вы отказались?
– Но тогда пришлось бы посадить другую половину России.
Он попросил меня просмотреть его докторскую диссертацию об управлении городским транспортом (к этому времени
он получил даже права вождения трамвая). Когда он переселился на Юго-Запад Москвы (улица Удальцова, дом 4),
мы с приятелем каждый год бывали у него на дне рождения (начало мая). Он рекомендовал просто запомнить номер
его квартиры 287, как сто пол-литров (по 2 руб. 87 коп. – классический инвариант).
Помню, он твёрдо сказал: "Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все.
И трудолюбивые тугодумы – тоже". Признаюсь, в глубине души эта мысль меня несколько порадовала...
А вот ещё его высказывание, которое я сохранил в своих заметках: "Надо писать. Всё равно время уйдёт
на плевание в потолок".
Что и говорить – великий русский человек, с тяжёлой судьбой, судьбой вечных "перестроек" России.
В Википедии о Г.В. Кореневе написано довольно скупо:
Коренев, Георгий Васильевич (1902-1980) – специалист по механике и управлению, преподаватель кафедры
теоретической механики Московского физико-технического института.
Избранные труды:
Г. В. Коренев, Введение в механику управляемого тела, М.: Наука, 1964. – 568 с. Имеется английский
перевод: G.V. Korenev, The mechanics of guided bodies, London: Iliffe Books Ltd., 1967. – 551 p.
Г. В. Коренев, Цель и приспособляемость движения, М.: Наука, 1974. – 528 с.
Г. В. Коренев, Введение в механику человека, М.: Наука, 1977.
Г. В. Коренев, Целенаправленная механика управляемых манипуляторов, 1979.
Г. В. Коренев, Очерки механики целенаправленного движения, 1980.
Г. В. Коренев, Тензорное исчисление, М.: Издательство МФТИ, 2000. – 240 с. – ISBN 5-89155-047-4.
Коренев и Королёв
На сайте "Pseudology" приводится беседа Юрия Борисовича Румера с журналистом А.Г. Раппопортом
14 апреля 1978 г., Новосибирский Академгородок. То-есть ещё при жизни Георгия Васильевича.
Там, в частности, заходит такой разговор:
А.Г.: А кто такой Коренев?
Ю.Б.: Это был, по-видимому, очень способный ракетчик и учёный. Коренев Георгий Васильевич.
Когда он говорил, все, включая Сергея Павловича, буквально смотрели ему в рот. Он тоже сидел, причём
в более суровых условиях, чем мы. Он очень смело себя вёл, дерзил тюремному начальству, от работ
некоторых вообще отказывался. И из заключения вышел позже всех. Когда его освободили, он узнал
телефон Королёва, который тогда уже был крупным руководителем, позвонил ему. Королёв сказал:
"Считай, что ты уже у нас работаешь, я высылаю за тобой сейчас машину, а все подробности мы обсудим
при встрече, которой я буду очень рад". Когда машина подошла к проходной, Королёв по телефону передал
через водителя извинения: у него совещание какое-то, оно вот-вот закончится и он просит Георгия
Васильевича подождать в машине. Коренев подождал ровно 20 минут, потом вышел из машины и ушёл,
заявив шофёру: "Много чести для Сергея, чтобы я ждал его больше 20 минут!" Видимо, его характер
так и не изменился…
А.Г.: И что же с ним было дальше?
Ю.Б.: Он исчез, к Королёву идти работать отказался, я слышал, что он преподавал в каком-то московском
вузе одно время, кажется, в МГУ, а потом его следы потерялись…
А.Г.: Очень интересно!
(смотри ссылку 1 внизу, в конце текста)
Kоренев – заключённый учёный. Работа в шараге
На форуме "MaxPark" известный блоггер Николай Таурин публикует любопытный документ:
Заявление Г.М. Маленкову от бывшего главного конструктора систем управляемых по радио
самолётов-снарядов КБ-1 Г.В. Коренева
001760сс/оп - 1
Сов. Секретно (Особая папка)
Председателю Совета Министров Союза ССР
товарищу Маленкову Г.М.
от Коренева Георгия Васильевича,
Москва, Потаповский переулок, д. 9/4, кв. 98.
Телефон К-7-88-16.
Заявление
Не зная подсудности дела С. Берия (сына Лаврентия Берия Серго – пояснение), я обращаюсь к Вам с просьбой
о восстановлении меня в авторских правах, нарушенных деятельностью С. Берия. С. Берия совершил у меня
плагиат двух родов.
Во-первых, он использовал мои научные работы в своём дипломном проекте, кандидатской и докторской
диссертациях, одновременно запретив мне добиваться учёных степеней. Обстоятельства этого плагиата подробно
изложены в протоколе моего допроса в Прокуратуре Союза ССР.
Во-вторых, он использовал мою изобретательность и инициативу, как бывшего главного конструктора систем
управления по радио самолётов-снарядов, в своей деятельности в КБ-1, запретив мне выступать
со своими предложениями.
Все свои предложения я должен был докладывать ему, а он пускал их в дело от своего имени.
Обстоятельства этого изложены в моём докладе на имя товарища Хрущёва, находящемся в настоящее время
у товарища Хруничева. Поэтому я прошу Вас о восстановлении моих авторских прав на следующие работы:
1. На общую и авиационную часть дипломного проекта С. Берия (самолёт-снаряд с турбореактивным
двигателем и стреловидным крылом, веса, высоты, дальности, скорости, траектории, т. е. основные тактические
параметры системы "Комета").
2. Совместно с Н.С. Кошляковым (кинематика в трёх измерениях) и П.О. Вороновым (теория аппаратуры наведения) –
на кандидатскую диссертацию С. Берия.
3. Совместно с П.О. Вороновым (теория аппаратуры самонаведения) – на докторскую диссертацию С. Берия.
4. На разработанную мною динамику системы "Комета" (т.т. II-VII технического проекта).
5. На разработанную мною и впервые в Союзе применённую к системе "Комета" теорию рассеивания
управляемых снарядов (т. VII технического проекта).
6. На разработанную мною и впервые в Союзе применённую на практике к системе "Комета" методику исследования
динамики управляемых снарядов при помощи массовых вычислений (т. III технического проекта). Эта методика
приобретёт особое значение, когда у нас в Союзе появятся, наконец, мощные вычислительные машины электронного типа.
7. На применение мною в 1939-1940 гг. метода Хевисайда (операторного частотного метода) и исследованию движения
самолёта. Сохранились две неопубликованные (из-за секретности) статьи. Свидетели: академик Некрасов А.И.,
профессор Румер Ю.Б., инженеры завода № 156 МАП (Министерства авиационной промышленности – пояснение)
Куролесова Е.И. и Голубчикова С.П. Операторный метод сейчас широко (и, к сожалению, неправильно) применяется в КБ-1.
8. На систему управляемого самолёта-снаряда, в комплексе с самолётом-носителем ДБ-3 (Ильюшин), разработанную
мною в 1941-1943 гг., вначале совместно с С.П. Королёвым (ныне главный конструктор ракет дальнего действия) и
Л.С. Терменом, и с конца 1941 г. самостоятельно. Проект имеется в IV Спецотделе МВД СССР. Стапели, штампы,
приспособления, чертежи и весь задел были уничтожены Г.Я. Кутеповым при возвращении завода № 288 из Омска
в Москву в 1943 г. В 1946-47 году я пользовался оставшимися у меня в то время материалами по этой системе при работе
над темой, послужившей основой для системы "Комета".
9. На систему борьбы с надводными кораблями путём применения самолётов-снарядов, сбрасываемых
с самолёта-носителя и наводимых при помощи инфракрасного луча. Эта работа проделывалась мною как главным
конструктором, моими сотрудниками и кооперированными предприятиями с 1934 по 1937 гг. В качестве
самолёта-носителя был применён ТБ-3 (Туполев). В 1936 г. в торпедном варианте (без луча, который задержался
разработкой в Центральной Радиолаборатории в Ленинграде) система удачно прошла комплексные испытания
в присутствии специальной комиссии Реввоенсовета. По результатам испытаний Правительством было принято
решение о запуске в 1937 г. опытной серии. Мой опыт разработки системы и проведения комплексных испытаний
был использован С. Берия без указания моей роли в этом деле и, наоборот, с хитро задуманным и ловко проведённым
нарастающим оттиранием меня от работы.
Там же Николай Таурин сообщает источник – Российский государственный архив социально-политической истории
РГАСПИ, ф. 82, оп. 2, д. 1448, л. 29-33.
(смотри ссылку 2 внизу)
На одном компьютерном форуме пользователь вспоминает:
Георгий Васильевич не рассказывал, за что сидел, может и сам не знал.
Там же, по ходу, приводятся известные стихи:
"За что сижу, по совести, не знаю,
Но прокуроры видимо правы.
Итак, сижу я в Туруханском крае,
Где при царе бывали в ссылке Вы.
...
Вы здесь из искры раздували пламя.
Спасибо Вам, я греюсь у костра".
(Из песни И. Алешковского, которую исполнял В. Высоцкий
"Товарищ Сталин, Вы большой учёный…")
(смотри ссылку 3 внизу)
Г.В. Кисунько в своей книге "Секретная зона. Исповедь генерального конструктора"
упоминает, что (примерно в 1951 году):
Совсем недавно несколько человек заключённых было и в теоретическом отделе, но они были досрочно
освобождены (без снятия судимости) и теперь продолжали работать в этом же отделе "вольнонаёмными", среди них –
член-корреспондент АН СССР Николай Сергеевич Кошляков, завлабораторией Георгий Васильевич Коренев и
начлаборатории Сергей Михайлович Смирнов.
(смотри ссылку 4)
На сайте Н.А. Балонина отмечается факт отсутствия фотографий Г.В. Коренева:
Томаса Гревилля изображение, увы, не нашёл. Как и фото Г.В. Коренева, автора "целенаправленной механики",
человека сложной драматической судьбы.
(смотри ссылку 5)
Преподавательская работа Г.В. Коренева
На Интернет-сайте Кафедры теоретической механики Московского физико-технического института
устанавливается место работы Г.В. Коренева в составе кафедры:
Колоритной личностью был и профессор Георгий Васильевич Коренев – известный учёный-механик,
написавший после отбытого им длительного несправедливого заключения четыре монографии по механике
управляемого движения.
(смотри ссылку 6)
Думаю, следует попытаться найти какие-то анкетные сведения о Г.В. Кореневе
именно в Московском физико-техническом институте.
Новой, интересной страницей в жизни Г.В. Коренева стала его работа по созданию и организации
деятельности Заочной физико-технической школы при МФТИ.
На сайте Федеральной заочной физико-технической школы при МФТИ прекрасный отзыв о Школе
написал профессор А.Г. Асланян 9 октября 2006 года:
Создание ЗФТШ, его развитие, его колоссальный успех – всё это базируется, на мой взгляд, на четырёх "китах":
- мощная инициатива снизу;
- востребованность в обществе;
- лидер-организатор Г. В. Коренев;
- бессменный директор Т.А. Чугунова.
Трудно переоценить на этапе организационного оформления ЗФТШ роль Георгия Васильевича Коренева.
Сейчас, оглядываясь назад, пытаюсь понять, в чём причина успеха Георгия Васильевича, какие качества
сыграли решающую роль?
Во-первых, талантливый человек, крупный учёный. Он мне рассказывал, что, будучи студентом, на экзамен
по механике принёс две тетради: толстую со всеми решёнными задачами из задачника Мещерского и
тонкую, в которой были собраны задачи с неправильными ответами, которые он исправил...
Несомненное свидетельство и таланта, и трудолюбия, и настойчивости. Было это в середине 20-х годов
прошлого столетия. А уже после войны по заданию партии и правительства организовал и возглавил
разработку и создание зенитных управляемых реактивных снарядов. И довёл до серийного производства.
За три года! И получил Сталинскую премию. Никаких бесконечных сдвигов сроков вправо, так модных
в последние годы...
Организаторский талант. Не будучи чиновником, он хорошо разбирался в психологии чиновника, знал,
как надо с ними взаимодействовать. Не ленился ходить по кабинетам московских чиновников,
однажды взял и меня с собой. Самое ценное для меня было по дороге туда и обратно: он рассказывал
очень много интересного.
Бескорыстное служение делу. Если бы телегу (деньги) он ставил впереди лошади (дела), то ничего бы
не было создано. "Телеги" (денег) вообще не было.
И, наконец, активность, работоспособность. Ведь он ещё читал лекции (к которым готовился очень
тщательно, каждую лекцию готовил за две недели, печатал на машинке, хотя читал без "бумажки"),
занимался научными изысканиями. Помню, он рассказывал мне о том, что работает над созданием
робота-водителя трамваев. И даже на некоторое время пошёл работать водителем, чтобы лучше
понять тонкости вождения. Основательность, высочайшее качество – во всём, за что брался этот
замечательный человек. И в фундамент ЗФТШ он заложил эти принципы.
(смотри ссылку 7)
В книге А.А. Щуки "Физтех и физтехи" в разделе "Школьный факультет – ФЗФТШ"
рассказывается о создании Заочной физико-технической школы в 1966 году.
Можно выделить там следующие интересные фразы:
Как говорил один из основателей ЗФТШ, профессор Георгий Васильевич Коренев,
"первая из целей – научить ребят работать".
Только усилиями профессора Георгия Васильевича Коренева удалось наладить
такой конвейер. (Пояснение: конвейер системы преподавания: рассылки заданий,
обработки ответов и снова высылки тетрадок с правками и новыми заданиями).
Авторитет Георгия Васильевича Коренева укрепил позиции ЗФТШ
прежде всего на Физтехе.
И, наконец, в этом разделе книги приводится фотография Г.В. Коренева! Низкого
качества, явно давнишняя, с подписью:
Коренев Георгия Васильевич
один из основателей ЗФТШ,
доцент
Именно эта фотография использована мной, с благодарностью, здесь в качестве
заглавной иллюстрации.
В этой же книге "Физтех и физтехи" в разделе "Кафедра теоретической механики"
по поводу Г.В. Коренева повторяется текст из Интернет-сайта этой кафедры,
с упоминанием "колоритной личности", и,
кроме того, приводится та же фотография Г.В. Коренева, только с подписью "профессор".
(смотри ссылку 8)
В газете МФТИ "За науку" № 22 от 19 декабря 2011 года доцентом кафедры вычислительной математики
Людмилой Стрыгиной написана добрая, эмоциональная статья "Необыкновенные физтеховские
преподаватели", в которой, в частности, говорится:
Никогда не забудутся лекции А.Н. Тулайкова по теории вероятностей, семинары Г.В. Коренева
по теоретической механике и его лекции по управляемым снарядам и тензорному исчислению.
До конца своей жизни (Г.В. Коренев безвременно скончался в августе 1980 г.) Георгий Васильевич
вдохновенно работал в области целенаправленной механики – своего детища (напомню, что
детищем Георгия Васильевича является и первый управляемый по радио самолёт, и… всем известная
ЗФТШ МФТИ). Начиная с 1975 года мне посчастливилось работать под непосредственным
руководством Георгия Васильевича, послушать созданный им замечательный курс тензорной механики
(он читался в МГУ) и непосредственно ощутить на себе обаяние его незаурядной личности.
Никогда не забудутся часы, проведённые в его гостеприимном доме, за чашкой чая в кругу его
аспирантов, наполненные столь содержательно, что они сделали мою жизнь интереснее и богаче.
(смотри ссылку 9)
Прекрасно сказано!
На сайте Дома учёных и специалистов Реховота (Израиль) приводится сообщение доктора наук Игоря Когана:
Идея Прони (использования людей в качестве компьютера), насколько мне известно, была реализована.
По крайней мере в Советском Союзе в послевоенные годы. На Физтехе преподавал в 50-е годы доцент Коренев
Георгий Васильевич. Имя это почти забыто. Скажу о нём несколько слов. Он был многолетним соратником
С.П. Королёва и во многом разделил его судьбу. После войны он участвовал в разработке самолёта-снаряда.
Разработка требовала множества расчётов. Георгий Васильевич распределил их между двумя бригадами девушек.
Точнее, не распределил, а продублировал. Каждая бригада делала одни и те же расчёты. Только после полного
совпадения результатов, считалось, что результаты правильные, и переходили к следующему этапу.
Однако, Г.В. недооценил сообразительности девушек.
Они быстро разобрались и решили, зачем угробляться? Пока одна группа считала, вторая отдыхала, а потом просто
списывала результаты. Коренев быстро обнаружил эту уловку и стал давать бригадам различные исходные данные –
с некоторым коэффициентом. Получив результаты, он пересчитывал их и лишь затем использовал в работе.
(смотри ссылку 10)
Широко известен афоризм Г.В. Коренева, вошедший в сборник "Физики всё ещё шутят":
Когда студенты однажды пожаловались на обширность материала, который к тому же быстро
забывается, профессор Георгий Васильевич Коренев ответил им афоризмом:
– Учтите, образованность это то, что остаётся после того, как вы забудете всё, чему вас учили.
(смотри ссылку 11)
Мои личные (Е.К. Никонова) воспоминания о Г.В. Кореневе
Как-то, в конце 1960-х годов, в Военно-инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, с которой я проводил
совместную научно-исследовательскую работу, порекомендовали мне встретиться с учёным Кореневым, о котором
я до этого практически ничего не знал, и дали мне адрес его дачи в посёлке Отдых, что рядом с городом Жуковским,
по другую сторону от железной дороги. Возможно, что-то говорили о том, что "он сидел", но не помню точно.
Адрес оказался неточным, я поискал, но никого не нашёл. Некоторое время спустя, совсем по другому поводу,
я провожал свою знакомую к её родственнице, жившей на даче тоже в Отдыхе. Случилось событие, которое помнится
мне, как будто это было вчера. Летний вечер на даче, женщины говорят и никак не наговорятся, я в томительном
ожидании рассматриваю небогатую библиотеку, как вдруг в соседней комнате послышался непонятный, но вполне
отчётливый зловещий шёпот: "Чивычка хороший! Фима дура! Чивычка политический!" Я вздрогнул. Потом оказалось,
что это был попугай, невесть откуда сюда недавно залетевший. И тут я почему-то, по какой-то интуиции, спросил
у родственницы моей знакомой, может быть она знает, не живёт ли где-то здесь учёный по фамилии Коренев.
"Как же, его дача здесь недалеко", – был ответ. На следующий день я отправился по указанному адресу и в приятном,
открытом дворе, под прекрасными, стройными соснами встретил интереснейшего человека. Это был Георгий Васильевич
Коренев. Мы сразу понравились друг другу. При новых встречах он охотно рассказал мне всё (точнее, многое), что
с ним происходило в жизни: про работу в авиации и ракетостроении, про его несправедливое заключение, про его
отношения с начальством, преподавание на Физтехе, про свою лётную кожанку, ещё довоенную. Я спросил его,
не было ли у него попугая. – Нет, никогда не было. – Значит, подумал я про себя, где-то в этом районе есть ещё один
человек с неординарной судьбой, этот хозяин странного попугая... Только теперь я понимаю, что Георгий Васильевич
не стал ничего рассказывать мне о Королёве, тогда это была запретная тема, о том, что Королёв тоже сидел и что,
как пишут теперь, когда говорил Коренев, все, включая Сергея Павловича, буквально смотрели ему в рот.
Совершенно очевидно, что это умолчание характеризует Георгия Васильевича только с положительной стороны.
В один из дней я показал Кореневу свой научный труд в виде отпечатанного отчёта и получил исчерпывающие
рекомендации, как сделать из него диссертацию. Георгий Васильевич поделился со мной своими мыслями,
драгоценным опытом, дал ряд полезных советов, просто рассказал всю последовательность моих дальнейших действий:
с кем консультироваться, кого потом просить быть моим официальным оппонентом и так далее.
Затем Георгий Васильевич дал мне замечательную машинописную рукопись находившейся в печати его книги
по тензорному исчислению – как говорится, всё, что у него было под рукой. Более строгой и в то же время ясной и
доходчивой книги по математике я не встречал, пожалуй, ни до, ни после.
Бывал я у Коренева несколько раз и на его московской квартире. Я рассказал ему о своей работе, но он не выразил
особого желания вникать в мою тренажёрную науку, несколько экзотическую, по его словам, "перевёрнутую с ног на голову",
что, в общем-то, справедливо. Его больше интересовали дела с реальной системой управления, точнее, органами ручного
управления и системой индикации пилотируемого космического аппарата. Я связал его со специалистами соответствующего
подразделения нашего предприятия, прежде всего с руководителем подразделения, моим лучшим другом и бывшим моим
соседом по общежитию. Знаю, что у них получилась обоюдополезная совместная научная работа. Они даже доработали
Антропологический атлас двухсотлетней давности.
К сожалению, наши пути с Георгием Васильевичем разошлись каким-то образом, в суматохе событий, и я не знаю
его дальнейшей судьбы, не слышал о его кончине.
Цель этой публикации – вернуть из забвения и сохранить память об этом незаурядном Человеке,
с трудной, необыкновенной судьбой.
Ссылки:
1.
интервью Ю.Б.Румера о Кореневе на сайте "Pseudology":
http://www.pseudology.org/Rappoport/Rumer_YB.htm
Это интервью повторяется на форумах "Новости космонавтики" и "MaxPark":
http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum9/topic3753/
Примечание:
Юрий Борисович Румер (1901-1985) – советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук
(диплом ВАК № 1). Труды по квантовой механике и оптике. Друг Л.Д. Ландау. С 1938 по 1953 гг. сидел.
2.
сайт форума "MaxPark"
http://maxpark.com/user/3613970432/content/310549
3.
компьютерный сайт:
4.
Кисунько Г. В., Секретная зона: Исповедь генерального конструктора. – М.: Современник, 1996.
http://libbabr.com/?book=3535
http://velizary.ru/pg00083.htm
Примечание:
Григорий Васильевич Кисунько (1918-1998). Один из создателей советской системы противоракетной обороны.
В 1950-1961 гг. работал в специальном бюро СБ-1 (в Москве на Соколе), позднее переименованном в КБ-1.
Герой Социалистического труда (1956).
5.
сайт Н.А. Балонина:
http://mathscinet.ru/balonin/index.php?help=0
6.
Интернет-сайт Кафедры теоретической механики МФТИ:
http://mipt.ru/education/chair/teormeh.html
http://mipt.ru/education/chair/teormeh.html?xsl:print=1
http://mipt.ru/kafedra/teormeh.html
7.
сайт Федеральной заочной физико-технической школы при МФТИ:
отзыв о Школе профессора А.Г. Асланяна
http://www.school.mipt.ru/Feedback.asp?Page=18
Примечание:
Асланян Адольф Григорьевич
окончил МФТИ, доктор физико-математических наук, профессор. Автор более 100 научных трудов и публикаций.
Имеет два авторских свидетельства. Преподавал в МФТИ и МИРЭА. В соавторстве написал книгу (в трёх частях)
для абитуриентов "Математика – это просто". Последние 10 лет преподаёт математику школьникам в США, помогая
подготовиться к сдаче тестирования. Таким образом, Адольф Григорьевич имеет опыт работы как в парадигме
"классического русского образования", так и в парадигме ориентированной на сдачу "стандартизированных тестов".
http://eftsh.ru/maths/prep-sostav
То же самое о Школе, только более кратко, профессор А.Г. Асланян (один из "кирпичиков" в основании ЗФТШ,
как он подписался) написал в газете МФТИ "За науку" № 28 от 28 октября 2006 года
http://za-nauku.mipt.ru/hardcopies/2006/1766/a_2oookd.html
8.
Щука А.А., Физтех и физтехи. Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Физматкнига, 2011.
10.
сайт Дома учёных и специалистов Реховота (Израиль)
доклад "История компьютера в лицах" 8 июня 2010 года на Беньямин:
http://rehes.org/lst1/lst1_38.html
11.
афоризм Г.В. Коренева, вошедший в сборник "Физики всё ещё шутят":
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3338/
http://dimrub.livejournal.com/480426.html
12 августа 2013 года – редакция переработанная и дополненная
5 сентября 2013 года – переработанная редакция
В конце января в Большой гостиной Дома ученых НЦЧ РАН состоялся вечер воспоминаний, посвященный 70-летию МФТИ. Воспоминания об одном преподавателе Физтеха, основателе ЗФТШ МФТИ - Георгии Васильевиче Кореневе - опубликовала доктор физ.-мат. наук Светлана Николаевна Бурарова в «Черноголовской газете» от 16 февраля 2017 года.
Судьбы виражи
Посвящается Георгию Васильевичу Кореневу
Как только на вечере зазвучали физтеховские песни, сразу вспомнилась молодость с замершими цветными водопадами Кольского полуострова, мохнатые заснеженные озера Карелии, ледники Тянь-Шаня. А еще - целина, прыжок с парашютом… много прыжков. Ни с чем не сравнится восторг, когда стоишь на крыле самолета и ждешь: вот самолет сбросил газ… вираж - и ты в воздухе, за который надо крепко держаться. Эти впечатления, сохранившиеся на всю жизнь, были бы неполными, если бы не дружба с дочерью Г.В. Только много позже придет осознание упущенного: рядом близко прошел удивительный человек, о котором мало, что известно, и я имела возможность узнать, но не сделала этого.
Прибор, внедренный через шесть лет. Арест
…1929 г., полковник Коренев во главе советской делегации в Италии. Цель - купить два радиоуправляемых катера. (Поясним: после Первой мировой войны Германии запрещено иметь свое вооружение, и оно размещено в Италии.) Кайзер запретил сделку, и наше правительство ставит задачу - разработать систему управления своими силами. Задача решена, но уже в трехмерном исполнении, система пригодна для самолетов! В те годы Георгий Васильевич работал директором сразу двух научно-исследовательских институтов: в Чкаловском и в Ленинграде, которые курировал Тухачевский. Не задолго до ареста Г.В. вызвали к Сталину (перед решением технической проблемы вождь всегда советовался со специалистами), и вместо 15 минут встреча затянулась на 40. На прощание Сталин спросил: "Мешают? Не будут мешать!" Вспомнила рассказ Г.В. о решении спора Тухачевского с Ворошиловым о преимуществе техники. (Тухачевский несколько лет пытался объяснить, что кавалерия не может быть главной силой в будущей войне). В Могилеве на учениях конный взвод переправлялся вброд через ручей. Пролетевший По-2 побрызгал сверху меркаптаном ("Мы отравим весь мир меркаптаном...." - так начинается гимн химиков). Это совершенно безвредное вещество, но сильно и плохо пахнущее. Люди и кони разбежались, и почти неделю отмывались от этой пакости.
В 1937-м Г.В. арестовали вместе со всей исследовательской группой, на свободе остался один аспирант. В это время проходили последние стендовые испытания разработанного группой прибора. Что это за прибор, я узнала много позже, когда разбирала книги - на них есть пометка: "Из книг Г.В. Коренева" - для передачи в Физтех.
Горизонт виден!
Среди книг, в стопке старых газет меня привлекла статья одного из коллег Коренева. В ней шла речь о бывшем аспиранте. Во время войны он работал на авиационном заводе, который был эвакуирован в Саратов. Там - то, в 1943 (!) году, в один из пасмурных дней, этот человек догадался, какой именно ПРИБОР проходил испытания на стенде в 37-м перед самым арестом Георгия Васильевича! Истребители (наши и немецкие) не летали в пасмурные дни, т. к. летчики, не видя горизонт, не могли выполнять фигуры высшего пилотажа, необходимые в бою. Прибор на основе гироскопов давал возможность "видеть" горизонт. Были подняты архивные документы - и уже через два месяца прибор запустили в серийное производство. С 1943 г. советские самолеты летали в любую погоду! А бывший аспирант в 43-м стал кандидатом наук, после войны работал в МАИ и, к сожалению, не нашел мужество признать авторство научной группы Коренева, что надолго задержало признание невиновности ученых.
Предыстория «Кометы»
Георгий Васильевич отсидел в тюрьме 10 лет. Жена Коренева Александра Михайловна не отказалась от мужа: из института, где она преподавала физику, ее уволили, и женщине пришлось работать ткачихой, содержать дочь и старшую сестру мужа. Вышел на свободу Георгий Васильевич в 1947 г., а буквально на следующий день его забирает Берия. Так совпало, что Сталин в это время подписал приказ о создании первой управляемой крылатой ракеты. Просматривая список будущих участников проекта, Сталин отметил, что среди имен одни военные: "Я помню, был до войны специалист по управлению - Коренев". Берия сказал Г.В.: "Мой сын - формальный начальник проекта, а ты (Берия всех называл на ты) - непосредственный исполнитель и ответственный за весь проект. В Евпаторию через Сибирь отправились 300 девушек с арифмометрами, которые выполняли все необходимые расчеты. "Комета" была разработана и испытана на Украине. Все участники проекта получили Сталинские премии.
Наш преподаватель
Сталин умирает, Берию расстреливают, а Георгия Васильевича - был врагом народа, стал другом сына Берии - выгоняют без права работать. Семья голодает... В такой ситуации Г.В. обращается в ЦК партии и получает разрешение на преподавательскую деятельность. Так в нашей группе в 1957 г. на семинарских занятиях появляется новый преподаватель в поношенной кожаной лётной куртке. Невысокого роста, голос спокойный, мысль излагает кратко, точно. На одном из занятий увидела на его брюках разрыв - настолько износился материал. В перерыве нашла булавку, отнесла его дочери Лиде, которая только что перевелась из Университета на Физтех. Вот с этой булавки и началась наша многолетняя дружба. В первое посещение их дома меня поразила обстановка: такое количество книг я видела только в библиотеках, но главное - отношение домочадцев между собой. Александра Михайловна боготворила Лидусю и Юрчека (так она звала мужа), оберегала, заботилась о них и поддерживала, создавала все условия для работы и отдыха. В МФТИ Георгий Васильевич создает новое направление в области научных основ робототехники в противовес кибернетики - целенаправленную механику. Объект, снабженный "искусственным интеллектом", самостоятельно выбирает оптимальную траекторию, запрограммированную для взаимодействия - встречи или ее предотвращения - с другим объектом. Для того чтобы продемонстрировать один из примеров работы механики, Георгий Васильевич два месяца даже водит трамвай на Чистых прудах! Удивительный человек, Георгий Коренев! Великолепная память, обширные знания. Вклад его в науку велик. Совместная работа с Институтом океанологии приводит к разработке подводных роботов; заочная физико-техническая школа при МФТИ - это его детище. Последнюю свою книгу [“Целенаправленная механика управляемых манипуляторов”. М.: "Наука" 1979 г.] докончить Георгий Васильевич не успел, это сделала его ученица - Е.В. Александрович.
Я желаю всем физтехам здоровья, творческого долголетия и обычного семейного счастья.
Светлана Буравова, д.ф.-м. н., ИСМАН
Воспоминание Альберта Стасенко , профессора МФТИ.
Георгий Васильевич рассказал, что после освобождения и возвращения в Москву, ему показали все доносы на него, предложили возбудить дело. "Почему же Вы отказались? - Но тогда пришлось посадить другую половину России"..... Помню, он твердо сказал: "Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все. И тугодумы трудолюбивые - тоже".
КОРЕНЕВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
(C) собирательный рассказ истории Балонин Н., Кулеш Д.
Жил и интенсивно работал в напряженное время для страны, царское и сталинское (1904–1980). Создатель механики воли – математического направления, выражающего волю движения человека математическими уравнениями сжатия вокруг цели, так называемого аркана . В отличие от теории управления (математической кибернетики) уравнения Г.В. более точны, они нелинейны. Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все. И тугодумы трудолюбивые – тоже (Коренев Г.В.). Коренев Г.В., член группы авиаторов, работавших с Роберто Бартини, знаменитым авиационным инженером из Италии (ОКБ-86).
1 ноября 1923 года на Центральном московском аэродроме состоялась торжественная передача Красному Воздушному Флоту боевых машин, составивших авиаотряд "Ультиматум" (ответ Керзону). Вскоре здесь же было передано еще девятнадцать самолетов, построенных на средства, собранные трудящимися . Эту авиационную эскадрилью назвали именем В. И. Ленина. В распоряжении пилота было всего три прибора: авиационный компас, измеритель воздушной скорости с трубкой Вентури и манометр, показывавший давление масла в системе смазки двигателя. Высотомер, или, как его называли, альтиметр, в виде металлического анероида в кожаном чехле ремешком пристегивался к ноге выше колена.
Аэроплан!.. Растопырив крылья, он стоял посреди поля скелетно тощий и прозрачный. Узенькие деревянные планочки и металлические трубки стянуты стальными струнами. На подкосе слева и справа по два маленьких колесика, похожих на велосипедные. Когда летчик влез на сиденье, механик отскочил в сторону, мотор затрещал, и толкающий пропеллер бешено завертелся, обращаясь в пыльный верещащий круг. Все забилось крупной дрожью. Казалось, еще мгновение – и аппарат брызнет своими осколками, винтами и гайками во все стороны. Но он поскрежетал, погудел, содрогаясь, и замер. А потом случилось дивное: из-под хвоста повалил фиолетовый дым, самолет ужасно выстрелил и вперевалку, по-птичьи, побежал по земле. Когда колеса его отдернулись от земли, весь он, колыхаясь, утробно урча, роя воздух, начал плавно, с натугой возноситься, уходить в небо. Все вокруг было видно как на ладони, и я с интересом наблюдал: вот речка тянется к городу, вот дорога к нашему аэродрому...
Богданов-Бельский, чай в прикуску
В школе Красного Воздушного Флота произошли значительные перемены. Среди слушателей второго приема нашлись энтузиасты, загоревшиеся идеей развития аэронавигации. Новое здание школы позволило улучшить лабораторную базу и приступить к разработке курса. Через нашего выпускника С. А. Данилина мы получали сведения о развитии Центральной аэронавигационной станции научно-испытательного института Главвоздухофлота. К этому времени над школой взял шефство Наркомат путей сообщения. Нам ввели новую красивую авиационную форму, пошили костюмы из весьма добротного материала. А вскоре при школе сформировали авиационный отряд на английских самолетах ВЕ-2Е, который систематически обеспечивал полетами всех слушателей и преподавателей.
Приказом Реввоенсовета научно-опытный аэродром был преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА, сыгравший впоследствии исключительно большую роль в развитии авиации. Восстанавливались и расширялись авиационные заводы, лаборатории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), академия Воздушного Флота имени Н. Е. Жуковского. Прежнее аэронавигационное бюро при нем было реорганизовано – развернуто в аэронавигационный отдел для испытания авиаприборов и методов воздушной навигации. Начальником этого отдела назначили Бориса Васильевича Стерлигова. Из числа аэронавигаторов второго и третьего выпусков нашей школы на преподавательской работе осталось несколько слушателей, увлеченных научной работой, в том числе Г. В. Коренев и Г. С. Френкель. Позже они были переведены в НИИ ВВС.
Георгий Васильевич Коренев был знатоком аэронавигационной техники, неумолимым в требованиях к авиаприборостроителям. Будущий доктор физико-математических наук, он разработал проблему измерения воздушной скорости полета, проанализировал закономерность этого процесса в зависимости от плотности воздуха. С появлением автопилотов Коренев с жаром включился в работу по совершенствованию этих приборов.
Георгий Семенович Френкель также обладал прекрасными способностями и глубокими знаниями физико-математических наук, умел толково применять их в аэронавигации. В разгар борьбы за инструментальное самолетовождение Френкель выступил со статьей "Здравый смысл в штурманском деле". Впоследствии ее основные идеи преобразились в такие важные элементы специальной подготовки, как приближенные расчеты в уме и штурманский глазомер. Теория проблемы барометрического определения высоты в полете была им разработана досконально, и труд издали в качестве учебного пособия. В аэронавигационном отделе НИИ Френкель руководил полетными исследованиями. Интересную монографию "Магнитный компас на самолете" составил преподаватель нашей школы П. А. Михайловский. Базой для нее послужили соответствующие труды по морской навигации. Вскоре были изданы учебные пособия по аэрологии и авиационной астрономии.
Над решением многих вопросов этой молодой науки заставил задуматься и отважный перелет экипажа "Страны Советов". Подробное сообщение о маршруте Москва - Нью-Йорк сделал у нас в школе по возвращении из Америки штурман Б. В. Стерлигов. Почти год ушел на подготовку и выполнение этого дальнего перелета. В аэронавигационном отделе НИИ велась разработка и испытание техники, позволяющей решать задачи слепого вождения самолетов. Автопилотом системы Ниренберга, предназначенным для АНТ-4 (ТБ-1), занимался Г. В. Коренев. Аппаратуру для слепой посадки со щупом создавали С. А. Данилин и летчик В. М. Жарновский. Позднее к ним присоединился известный радиоспециалист Н. А. Корбанский. Закончилась подготовка к изданию "Руководства по воздушной навигации", разрабатывалось первое наставление по аэронавигационной службе, в котором была попытка узаконить организацию новой службы, технику, терминологию, разные способы определения аэронавигационных элементов, правила подготовки и выполнения полета. Впервые здесь применялось слово "штурман" вместо "летчик-наблюдатель".
После войны Георгий Васильевич – специалист по механике и управлению, преподаватель кафедры теоретической механики Московского физико-технического института МФТИ , создатель самостоятельного научного направления.
Георгий Васильевича вспоминают. Ранние годы прошли в Ленинграде, в авиационном бюро, отсюда интерес к технической тематике и, позднее, профильная работа и книги. В те годы Георгий Васильевич работал директором сразу двух научно-исследовательских институтов: в Чкаловском и в Ленинграде. За управляемый по радио самолет ТБ-1 , осуществленный по его идеям и руководством в 1933 г., награжден орденом Ленина (Постановление от 6 ноября 1933 г.). Была создана опытная эскадрилья таких самолетов в Ям-Едрово. Эта работа обеспечивает приоритет Советскому Союзу в управлении тяжелыми самолетами по радио.
В послевоенные годы авиационную тематику сменяет робототехника, которой он занимается с аспирантами, Еленой Александрович и Еленой Бирюковой, разрабатывая математические модели движений руки и глаза. В группу по роботам входят Сергей Армишев и Александр Сидоров. В конце страницы есть ссылка на воспоминания Светланы Николаевны Буравовой об этом периоде. Совместная работа с Институтом океанологии приводит к разработке подводных роботов; заочная физико-техническая школа при МФТИ – это его детище.
Книги Коренева по робототехнике
Страна "подходила к робототехнике", отсюда высадки роботов на Луне и на Марсе, памятные по книжке Носова о Незнайке магнитофоны-бормотофоны, роботы-автоматы по продаже газировки с сиропом на улицах, манипуляторы Коренева и его автоматический трамвай, который начинает сбываться только сейчас в виде транспорта без атрибутики вождения вручную.
Роботы начала века
Причина популярности в стране, отчасти, такая же, как и у , книжная. Мацкевич, ренесанс его детского увлечения, писал для радиокружков, для пионеров. В 70-е годы были заметны книги (учебники, пособия) для студентов по механике роботов Г.В. Коренева, теории матриц Ф. Р. Гантмахера, теории управления А.А. Воронова. Осталась неизданной и затерялась на кафедре его труд, Тензорная механика . Стоило бы ее найти. Книгу о целенаправленной механике управляемых манипуляторов в восьмидесятых выводит в свет его ученица – Е.В. Александрович.
Экзамен принимает Георгий Васильевич Коренев,
организатор ЗФТШ, преподаватель кафедры теоретической механики. 1973 год
ИСПОЛНЕНИЕ С УШКАМИ, АЛЕКСАНДРОВ И.А.
РАЗМЕЩЕНИЕ В КОМНАТЕ, ГАЙКОВ Б.С.
2D–АНИМАЦИЯ
В конце января в Большой гостиной Дома ученых НЦЧ РАН состоялся вечер воспоминаний, посвященный 70-летию МФТИ. Хочу рассказать об одном преподавателе Физтеха - Георгии Васильевиче Кореневе.
Как только на вечере зазвучали физтеховские песни, сразу вспомнилась молодость с замершими цветными водопадами Кольского полуострова, мохнатые заснеженные озера Карелии, ледники Тянь-Шаня. А еще - целина, прыжок с парашютом… много прыжков. Ни с чем не сравнится восторг, когда стоишь на крыле самолета и ждешь: вот самолет сбросил газ… вираж - и ты в воздухе, за который надо крепко держаться. Эти впечатления, сохранившиеся на всю жизнь, были бы неполными, если бы не дружба с дочерью Г.В. Только много позже придет осознание упущенного: совсем близко прошел удивительный человек, о котором мало что известно, и я имела возможность узнать его, но не сделала этого.
Прибор, внедренный через шесть лет. Арест
…1929 г., полковник Коренев во главе советской делегации в Италии. Цель - купить два радиоуправляемых катера. (Поясним: после Первой мировой войны Германии запрещено иметь свое вооружение, и оно размещено в Италии.) Кайзер запретил сделку, и наше правительство ставит задачу - разработать систему управления своими силами. Задача решена, но уже в трехмерном исполнении, система пригодна для самолетов! В те годы Георгий Васильевич Коренев работал директором сразу двух научно-исследовательских институтов: в Чкаловском и в Ленинграде, которые курировал Тухачевский. Незадолго до ареста Г.В. вызвали к Сталину (перед решением технической проблемы вождь всегда советовался со специалистами), и вместо 15 минут встреча затянулась на 40. На прощание Сталин спросил: "Мешают? Не будут мешать!"
Вспомнила рассказ Г.В. о решении спора Тухачевского с Ворошиловым о преимуществе техники (Тухачевский несколько лет пытался объяснить, что кавалерия не может быть главной силой в будущей войне. Безрезультатно.) В Могилеве на учениях конный взвод переправлялся вброд через ручей. Пролетевший По-2 побрызгал сверху меркаптаном ("Мы отравим весь мир меркаптаном..." - так начинается гимн химиков). Это совершенно безвредное вещество, но сильно и плохо пахнущее. Люди и кони разбежались, и почти неделю отмывались от этой пакости.
В 1937-м Г.В. арестовали вместе со всей исследовательской группой, на свободе остался один аспирант. В это время проходили последние стендовые испытания разработанного группой прибора. Что это за прибор, я узнала много позже, когда разбирала книги (на них есть пометка: "Из книг Г.В. Коренева") для передачи в Физтех.
Горизонт виден!
Среди книг, в стопке старых газет меня привлекла статья одного из коллег Коренева. В ней шла речь о бывшем аспиранте. Во время войны он работал на авиационном заводе, который был эвакуирован в Саратов. Там-то, в 1943 году, в один из пасмурных дней, этот человек догадался, какой именно ПРИБОР проходил испытания на стенде в 37-м перед самым арестом Георгия Васильевича! Истребители (наши и немецкие) не летали в пасмурные дни, т.к. летчики, не видя горизонт, не могли выполнять фигуры высшего пилотажа, необходимые в бою. А прибор на основе гироскопов давал возможность "видеть" горизонт! Были подняты архивные документы - и уже через два месяца прибор запустили в серийное производство. С 1943 г. советские самолеты летали в любую погоду! А бывший аспирант в 43-м стал кандидатом наук, после войны работал в МАИ и, к сожалению, не нашел в себе мужества признать авторство научной группы Коренева, что надолго задержало признание невиновности ученых.
Альберт Стасенко, профессор МФТИ, вспоминает:
Георгий Васильевич рассказал, что после освобождения и возвращения в Москву ему показали все доносы на него, предложили возбудить дело. “Почему же Вы отказались?” - “Но тогда пришлось бы посадить другую половину России”…
Помню, он твёрдо сказал: "Это подлое заявление, что в науке нужны только блестящие гении. Нужны все. И трудолюбивые тугодумы - тоже"…
Что и говорить - великий русский человек, с тяжёлой судьбой, судьбой вечных "перестроек" России.
Предыстория “Кометы”
Георгий Васильевич отсидел в тюрьме 10 лет. Жена Коренева Александра Михайловна не отказалась от мужа: из института, где она преподавала физику, ее уволили, и женщине пришлось работать ткачихой, содержать дочь и старшую сестру мужа. Вышел на свободу Георгий Васильевич в 1947 г., а буквально на следующий день его забирает Берия. Так совпало, что Сталин в это время подписал приказ о создании первой управляемой крылатой ракеты. Просматривая список будущих участников проекта, Сталин отметил, что среди имен одни военные: "Я помню, был до войны специалист по управлению - Коренев". Берия сказал Г.В.: "Мой сын - формальный начальник проекта, а ты (Берия всех называл на ты ) - непосредственный исполнитель и ответственный за весь проект. В Евпаторию через Сибирь отправились 300 девушек с арифмометрами, которые выполняли все необходимые расчеты. "Комета" была разработана и испытана на Украине. Все участники проекта получили Сталинские премии.
Наш преподаватель
Сталин умирает, Берию расстреливают, а Георгия Васильевича - был врагом народа, стал другом сына Берии - выгоняют без права работать. Семья голодает... В такой ситуации Г.В. обращается в ЦК партии и получает разрешение на преподавательскую деятельность. Так в нашей группе в 1957 г. на семинарских занятиях появляется новый преподаватель в поношенной кожаной лётной куртке. Невысокого роста, голос спокойный, мысль излагает кратко, точно. На одном из занятий увидела на его брюках разрыв - настолько износился материал. В перерыве нашла булавку, отнесла его дочери Лиде, которая только что перевелась из Университета на Физтех. Вот с этой булавки и началась наша многолетняя дружба. В первое посещение их дома меня поразила обстановка: такое количество книг я видела только в библиотеках, но главное - отношение домочадцев между собой. Александра Михайловна боготворила Лидусю и Юрчека (так она звала мужа), оберегала, заботилась о них и поддерживала, создавала все условия для работы и отдыха.
К сожалению, в моем детстве было по-другому, меня постоянно ругали, принуждали заниматься музыкой. Наверное, не напрасно, ругали… На первом юбилее МФТИ, который проходил в театре Красной Армии, я аккомпанировала Боре Федосову, исполнявшему “Рондо Сен-Санса”, а номер готовил Саша Раевский.
В МФТИ Георгий Васильевич создает новое направление в области научных основ робототехники в противовес кибернетики - целенаправленную механику. Объект, снабженный "искусственным интеллектом", самостоятельно выбирает оптимальную траекторию, запрограммированную для взаимодействия - встречи или ее предотвращения - с другим объектом. Для того чтобы продемонстрировать один из примеров работы механики, Георгий Васильевич два месяца даже водит трамвай на Чистых прудах!
Удивительный человек, Георгий Коренев! Великолепная память, обширные знания. Вклад его в науку велик. Совместная работа с Институтом океанологии приводит к разработке подводных роботов; заочная физико-техническая школа при МФТИ - это его детище. Последнюю свою книгу (“Целенаправленная механика управляемых манипуляторов”. М.: "Наука" 1979 г. ) докончить Георгий Васильевич не успел, это сделала его ученица - Е.В. Александрович.
…Я желаю всем физтехам здоровья, творческого долголетия и обычного семейного счастья.
С.Н. БУРАВОВА, д.ф.-м. н., ИСМАН
Не может быть двух мнений - много было на физтехе знаменитых академиков и генералов, но в начале семидесятых годов самым ярким и популярным преподавателем был Георгий Васильевич Коренев. Его курс теоретической механики был одним лучших среди всех курсов, читавшихся в МФТИ. (Первым был, кончено, курс общей физики Д. В. Сивухина, а его учебник вообще, по моему мнению, стоит на одном уровне с Фейнмановскими лекциями - но это другая история). Конспекты лекций Коренева по механике продавались (небывалый на физтехе случай) не то за 15, не то за двадцать рублей (деньги немалые). Его курс по выбору «Тензорный анализ» вызывал живейший интерес. Ни о ком не ходило столько легенд как о нём, причём легенд героического характера.
В эпоху массовых нарушений социалистической законности он, как стали говорить в эпоху восстановления ленинских норм законности, разделил судьбу многих - был арестован и потом сидел в шарашке. Его арест был предметов некоторых легенд. Одна, связывающая его с дерзостью по отношению в железному наркому Л. М. Кагановичу приведена ниже. Другая рассказывала, что перед самой войной Г.В. был в командировке в Германии. По возвращении его вызвали на Лубянку, и задали вопрос, что он делал на Принц-альбрехт-штрассе 8, то бищь в гестапо. На что Коренев возразил, что на этой улице посещал советское торгпредство. Ему велели подумать и придти ещё раз. При новом визите разговор повторился с точностью до слова. И визитов было довольно много. В конце-концов Коренев не утерпел и дал следователю табуреткой по башке, после чего и был арестован. Эта легенда крайне малоправдоподобна, но она была и характеризует мнение студентов о Г.В.
Лекции он читал великолепно, и был страстным апологетом индексной формы записи, утверждая, что векторная запись такая же архаика, как и запись уравнений по компонентам. Он рассказывал о каком-то знаменитом учёном NN (забыл о ком), который отстаивал компонентную запись на том основании, что она экономит мозговое вещество,и позволяет отдохнуть, пока человек переписывает одно и то же для х-компоненты, у-компоненты и т.д. Тут он воспламенялся говорил, что NN заботясь о мозговом веществе пренебрегает более ценной вещью, временем , которой мы наделены гороздо более скупо, чем мозговым веществом.
Была у него довольно своеобразная шкала научных заслуг (высказываемая, разумеется, в неявной форме). Величайшими учёными всех времен и народов были Ньютон и Коренев (точнее, конечно, Коренев и Ньютон), которые никогда не ошибались. Почетное второе место занимал Лагранж, который ошибся всего один раз (в чем состояла эта ошибка не помню, но совершенно точно, что она была только одна). Далее шел Эйлер, который ошибался более одного раза. В большим уважением Г.В. относился к Суслову и Некрасову, которых, помнится, числил своими учителями. Ну, и ещё довольно хорошим учёным был Эйнштейн, потому что придумал суммирование по индексам.
Очень гордый и независимый по отношению в высостоящим он всегда чрезвычайно уважительно разговаривал со студентами, и притом имел двухбалльную систему оценок - отлично и хорошо. Надо было очень постараться, чтобы получить у него трояк.
Вероятно по лагерной привычке он всегда, независимо от погоды, был одет в одну и ту же кожаную старую-престарую куртку. И только однажды летом, в неимоверную жару, я видел его в армейской рубашке. Появление Г.В. в рубашке произвело немыслимый фурор, но вскоре все заметили, что неизменная куртка висит на спинке стула.
Как ни странно, в сети практически нет ничего о Георгии Васильевиче Кореневе, и я решил собрать здесь всё, что имеется.
Профессор Дмитрий ПОСПЕЛОВ:
Георгий Васильевич Коренев - выдающийся механик, основатель нового научного направления - механики целенаправленного движения. Удивительный сплав компетентности, трудолюбия, скромности и несгибаемой воли.
Мне вообще везло с учителями, а, вспоминая о Георгии Васильевиче Кореневе, не могу не высказать особого уважения памяти этого потрясающего человека. Георгий Васильевич читал нам теоретическую и аналитическую механику, тензорный анализ и вел научный семинар по механике человека.Его ученики знали о том, что он, несмотря на огромные достижения и авторитет, был незаслуженно репрессирован и долгие годы работал в так называемой "шарашке". Георгий Васильевич не очень любил обсуждать эти темы - говорил, что ему жалко времени, хотя к гуманитарным проблемам относился уважительно и вполне серьезно. И лишь однажды он рассказал нам, что послужило причиной ареста.
Георгий Васильевич никогда не занимался тем, чего не знал досконально. Разрабатывая в 30-е годы системы управления авиационной техники, он сел за штурвал и выучился управлять самолетом. Когда в конце шестидесятых годов его уговорили заняться разработкой организации системы городского общественного транспорта, он взял в Академии наук направление и в группе с 19-20-летними девушками прошел полный курс обучения специальности водителя трамвая. Никто в его группе не знал, что это доктор наук, профессор - думали, что старичок на пенсии хочет подработать. Добросовестно пройдя практику, сдав "выпускной экзамен" и получив направление на работу, он вернулся к своей традиционной деятельности. Именно благодаря безусловной компетентности, его авторитет среди коллег был непререкаемым и известен он был самому высокому начальству.
В 1935 году наркомом путей сообщения СССР стал Лазарь Моисеевич Каганович.
А в это время его брат Михаил Моисеевич был начальником Главного управления авиационной промышленности Наркомтяжпрома, в чьем ведении работал Г.В. Коренев. Лазарь Моисеевич был очень деятельным человеком, ему, например, принадлежит одна из главных заслуг в создании облика Московского метрополитена, но энергии хватало и на другие задачи.
Для консультации по одной из таких задач был запрошен специалист из авиационной промышленности, в то время - средоточия авторов новейших достижений в самых новых направлениях наук. Таким специалистом был Георгий
Васильевич Коренев, он и был направлен для оказания необходимой помощи.
Далее попытаюсь воспроизвести диалог,который запомнил из рассказа Георгия Васильевича.
Первый вопрос, который задал "железный нарком", был следующий.
- Знаешь ли ты, какое расстояние проходит паровоз перед тем, как остановиться?
- Знаю, - ответил Георгий Васильевич, - примерно 1 километр.
- Правильно, - удивился нарком компетентности авиационного специалиста в чужой для него области. - Но у нас возникла идея - было бы крайне полезно сделать паровоз, который останавливался бы мгновенно. Можно так сделать?
- Можно.
- А как?
- Надо перед паровозом построить железобетонную стену.
- Но ведь тогда паровоз разрушится!
- А он всегда разрушится при мгновенной остановке. По второму закону
Ньютона, ускорение, умноженное на массу, - сила. Поскольку ускорение при этом пропорционально скорости и обратно пропорционально времени до остановки, если паровоз остановить мгновенно, сила будет бесконечно большой, и паровоз сломается обязательно.
(Мгновенно ничего сделать нельзя, но если при скорости 72 километра в час остановить паровоз массой в 50 тонн за секунду на него будет действовать сила в 100 тонн - примечание автора).
- По Ньютону? - переспросило начальство.
- Да сейчас все "по Айнштейну" считают! Будешь делать паровоз "по Айнштейну"?
- Нет, - ответил Георгий Васильевич, - по Эйнштейну считать паровоз не буду.
- Без тебя сделаем, - закончил разговор нарком.
Георгия Васильевича вскоре после этого арестовали. Паровоз "по Айнштейну", естественно, так и не построили, но я не слышал, чтобы как-то наказали кого-то из авторов этой идиотской идеи.
Из интервью Ю. Б. Румера:
А кто такой Коренев?
- Это был, по-видимому, очень способный ракетчик и учёный. Коренев Георгий Васильевич. Когда он говорил, все, включая Сергея Павловича, буквально смотрели ему в рот. Он тоже сидел, причём в более суровых условиях, чем мы. Он очень смело себя вёл, дерзил тюремному начальству, от работ некоторых вообще отказывался. И из заключения вышел позже всех.
Когда его освободили, он узнал телефон Королёва, который тогда уже был крупным руководителем, позвонил ему. Королёв сказал: "Считай, что ты уже у нас работаешь, я высылаю за тобой сейчас машину, а все подробности мы обсудим при встрече, которой я буду очень рад". Когда машина подошла к проходной, Королёв по телефону передал через водителя извинения: у него совещание какое-то, оно вот-вот закончится и он просит Георгия Васильевича подождать в машине.
Коренев подождал ровно 20 минут, потом вышел из машины и ушёл, заявив шофёру: "Много чести для Сергея, чтобы я ждал его больше 20 минут!" Видимо, его характер так и не изменился…
- И что же с ним было дальше?
- Он исчез, к Королёву идти работать отказался, я слышал, что он преподавал в каком-то московском вузе одно время, кажется, в МГУ, а потом его следы потерялись…
Два отрывка тз книги Я. Голованова «Королев»:
Георгий Васильевич Коренев с товарищем получил задание "отстрелять" кабину Ту-2 трофейными немецкими пулеметами. Им выдали четыре пулемета, две тысячи патронов, выделили автомобиль, и они поехали на край аэродрома... с одним "попкой", вооруженным древней винтовкой.
— Слушай, парень, - крикнул Коренев, установив пулеметы, — часом, не знаешь, кто кого охраняет?
Королев оживленно беседовал с соседями по нарам - Георгием Кореневым и Львом Терменом. Они договорились, что втроем будут делать радиоуправляемую пороховую ракету - бить фашистские танки...
Однако, несмотря на предельную загруженность, когда никакого свободного времени физически не существовало, Королев не забыл разговора в теплушке о радиоуправляемой ракете. Он ходил с этим предложением к Кутепову, Балашову, писал им докладные записки и, в конце концов, добился, что ему выделили комнату, двенадцать вольнонаемных, в основном девчонок-чертежниц, и ракету эту они втроем начали делать, но, увы, работа продолжалась недолго. Коренева перевели в Куломзино к Томашевичу, а Термена отозвали в радиошарашку в Свердловск. Союз распался. Королев еще больше помрачнел.