Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Космонавт аксенов был награжден званием. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г

Космонавт аксенов был награжден званием. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г

Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы ныне Гиблицкого сельского поселения Касимовского района Рязанской области. Русский. В 1949 году окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимов. В том же году переехал в город Калининград (ныне — Королёв) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.
В 1953-1955 годах учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуг (Полтавская область Украинской ССР). В 1955 году стал курсантом Чугуевского высшего военного авиационного училища лётчиков, но в 1956 году был уволен в запас. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности « Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
С 30 января 1957 года работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1 (ныне — ОАО « РКК „Энергия“ имени С. П. Королёва»). 18 августа 1957 года был переведён в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3-й категории, затем 2-й категории (с 9 октября 1957), 1-й категории (с 1 ноября 1959), инженером-конструктором (с 1 февраля 1962), старшим инженером-конструктором (с 1 июля 1963). С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90-м отделе, со 2 августа 1966 года — начальником группы 732-го отдела, с 7 августа 1967 года — начальником группы 731-го отдела ОКБ-1.
С 2 августа 1968 года — ведущий инженер, с 23 февраля 1970 года — начальник лаборатории лётных испытаний 731-го отдела ОКБ-1. Руководил лётно-испытательной лабораторией, созданной на самолёте Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолёте-тренажёре он совершил 250 полётов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз — в условиях лунной гравитации (около 40 мин).
Прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем только со второго раза. После этого проходил ежегодную медицинскую комиссию, так как заключение о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии о годности к специальным тренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.
С января 1974 года по январь 1976 года проходил подготовку к полёту на транспортном корабле 7К-С в экипаже вместе с Л. Д. Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полёте, затем, с 1974 года — для доставки экипажей на орбитальные станции. С января по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (изготовленной в ГДР), вместе с В. Ф. Быковским.

Первый полет

Экипаж « Союз-22» В. Аксенов (слева) и В. Быковский

С 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера КК « Союз-22», вместе с В. Ф. Быковским. Полёт проводился в рамках программы « Интеркосмос».
Позывной: « Ястреб-2».

Космонавты В. В. Аксенов и В. Ф. Быковский

Продолжительность полета составила 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.

Владимир Аксенов и Валерий Быковский после приземления спускаемого аппарата корабля « Союз-22»

С сентября 1976 по октябрь 1978 года продолжал подготовку в группе 7К-СТ ( « Союз Т»).
С октября 1978 по май 1980 года проходил подготовку в качестве бортинженера КК « Союз Т» по программе первого испытательного полета, вместе с Ю. Малышевым.

Второй полет

С 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера ТК « Союз Т-2» (6 -я экспедиция посещения), вместе с Ю. В. Малышевым.

Экипаж космического корабля « Союз Т-2»:
командир корабля подполковник Ю. В. Малышев (слева) и
бортинженер летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза В. В. Аксенов

Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом « Салют-6» — « Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции (Л. И. Попов, В. В. Рюмин).
Позывной: « Юпитер-2».
Продолжительность полета составила 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.

Общая продолжительность двух полётов в космос — 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 июня 1980 года за успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля « Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм Аксёнов Владимир Викторович награждён орденом Ленина и второй медалью « Золотая Звезда» (№ 110/II).

Звездный городок. Наши семьи у памятника Юрию Гагарину.
Семья Малышевых — Надежда Малышева, сын Андрей и дочь Наташа (слева).
Семья Аксеновых — Марина Аксенова, сыновья Валерий и Сергей (справа).

После полёта продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полётам. С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса № 3. Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей и орбитальных станций. Был отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.

Юрий Малышев, Владимир Аксенов и Алексей Леонов на праздничной встрече в Кремле

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990-1992 годах являлся генеральным директором НПО « Планета». В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров « Мосбизнесбанка».
В 1983-1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского фонда Мира, с 1992 года — заместитель председателя Международной Ассоциации фондов Мира, председатель постоянной комиссии по проблемам « Мир и устойчивое развитие». С 1996 года является председателем президиума общественной организации « Духовное движение России». С 2001 года является президентом научного фонда « Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Семейное положение:

Отец — Живоглядов Виктор Степанович, погиб в 1944.
Мать — Аксенова Александра Ивановна, (1907 — 1949), бухгалтер сельхозкооперации.
Брат — Аксенов Валентин Андреевич, 1940 г.р., начальник группы ЦНИИмаш.
Жена — Аксенова (Федорова) Марина Васильевна. 1937 г.р., начальник сектора НПО « Энергия», на пенсии.
Сын — Аксенов Валерий Владимирович, 1964 г.р., сотрудник МИДа.
Сын — Аксенов Сергей Владимирович, 1970 г.р., врач.

Общественно-политическая деятельность:

В 1983 — 1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского Фонда мира, с 1992 года — заместитель Председателя Международной Ассоциации фондов Мира (МАФМ), председатель постоянной комиссии по проблемам « Мир и устойчивое развитие» МАФМ.
С 1996 года является председателем президиума общественной организации « Духовное движение России».
С 2001 года является президентом научного фонда « Институт проблем безопасности и устойчивого развития».
Работает советником главы города Королев.

Почётные звания и награды:

Дважды Герой Советского Союза (28 .09.1976 и 16.06.1980),
Летчик-космонавт СССР (1976 год),
Заслуженный мастер спорта СССР.
Почётный гражданин Рязани (29 .11.1976).
Кандидат технических наук (1981 ).
Награжден двумя медалями « Золотая звезда» и орденами Ленина (1976 , 1980), медалью « Ветеран труда».
Награжден также золотой медалью « За заслуги перед наукой и человечеством» (ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР, 13.10.1976).
Награжден медалью « За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ № 436 от 12 апреля 2011 года).

Публикации:

Автор брошюры « Иллюзия безопасности», выпущенной издательством газеты « Патриот» (1999 ), посвященной проблемам применения ядерного оружия в современных военных доктринах.
Имеет более 10 изобретений.

Использованные источники:

1. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
2. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа: http://astronaut.ru
3. Владимир Викторович Аксёнов [Электронный ресурс].- 2014 - Режим доступа:

« Покоритель космоса»

Владимир Викторович Аксенов

летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,

Почетный гражданин Касимовского района.

Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, Почетный гражданин Касимовского района Владимир Викторович Аксенов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района. Детство его было нелегким, оно пришлось на военные годы.
Он очень рано потерял родителей и воспитывался у бабушки с дедушкой — Веры Федоровны и Ивана Прокофьевича Аксеновых. Они работали в Гиблицкой школе учителями русского языка и литературы. Именно они привили Володе любовь к чтению, музыке и стали для него достойным жизненным примером.

Первые шаги к успеху Володя сделал в родной школе. Он был одним из лучших учеников, о чем свидетельствует Похвальная грамота, полученная за окончание Гиблицкой школы в 1949 году. Володя знал, что хорошие знания ему необходимы для осуществления самой заветной мечты – быть летчиком. Поэтому следующей ступенькой в образовании стал Касимовский индустриальный техникум. Ему приходилось в любую погоду ходить пешком из Гиблиц в Касимов 30 километров и обратно.

В 1953 году Владимир Викторович окончил Мытищинский машиностроительный техникум, с 1953 по 1956 годы учился в военной авиационной школе и в Чугуевском военном авиационном училище летчиков, в 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. После увольнения из рядов военно-вооруженных сил он стал работать в конструкторском бюро, которым руководил Сергей Павлович Королев – человек, впоследствии признанный как основоположник практической космонавтики не только в СССР, но и в мире. Королевым был создан отряд космонавтов – испытателей, который входил в объединенный отряд космонавтов. Его основными задачами были испытание и оценка специально созданной техники в космическом полете. После длительного периода отбора и подготовки в 1973 году Аксенов был зачислен в этот отряд и затем выполнил два испытательных полета в космос.

С 15 – 23 сентября 1976 года Владимир Викторович Аксенов совместно с Валерием Федоровичем Быковским совершил первый полет в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз – 22». Полет производился по программе сотрудничества социалистических стран в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. На борту космического корабля была установлена многозональная фотоаппаратура, разработанная совместно специалистами ГДР и СССР. Программой полета предусматривалось также выполнение научно-технических, медико-биологических исследований и экспериментов.

За успешное осуществление полета и проявленные
при этом мужество и героизм Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая Звезда».

Второй космический полёт Владимир Викторович Аксенов совершил с 5 – 9 июня 1980 года совместно с Юрием Васильевичем Малышевым в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз Т – 2». Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно – исследовательским комплексом «Салют – 6» — «Союз – 36», на котором работал экипаж основной экспедиции. Перед экипажем стояла основная задача – произвести первые испытания в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного космического корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

За успешное проведение испытания в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм Владимир Викторович был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Он стал дважды Героем Советского Союза.

Все жители страны, а особенно земляки пристально следили за событиями в космосе. Сельчане от всего сердца желали космонавтам новых успехов, удачного выполнения программы полёта и мягкой посадки при приземлении.

Жители села Гиблицы обсуждали новости из космоса. Они радовались за своего земляка от всей души. В школе, где учился космонавт, учителя напутствовали выпускников быть такими же смелыми, настойчивыми как покоритель космоса Владимир Викторович Аксенов.

После космических полётов Владимир Викторович активно участвовал в международной научно-технической и общественно-политической деятельности. Для него открылась возможность побывать во многих странах, узнать их историю, культуру, религию, хозяйство, государственное устройство и дополнить свои знания о состоянии нашей планеты и её ресурсах.

Владимир Викторович Аксенов продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина в г. Королев. Он участвовал в тренировочных занятиях экипажей перед новыми космическими полётами.

В 1988 году Аксенов ушел из отряда космонавтов и стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов.

А с 1990 года работал Генеральным директором научно-производственного объединения «Планета», которое успешно работало по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем.

В 2009 году Владимир Викторович издал книгу «Дорогами испытаний». Она адресована широкому кругу читателей, которых интересует история космонавтики. Автор рассказывает о событиях, участником или свидетелем которых он был. Каждая глава – отдельная история о трудностях и их преодолениях, об ошибках и победах, которые встречались как в космических полётах, так и на Земле.

Достигнув космических высот, наш знаменитый земляк не забывает свою малую родину, часто навещает её, встречается с односельчанами, школьниками, участвует в районных мероприятиях. Отдыхает на родине душой, запасается новыми силами.

В Гиблицкой библиотеке собран большой материал о жизни и деятельности знатного земляка В. В. Аксенова, в средней школе оформлен уголок космонавтики, для которого многие экспонаты и документы подарены лично Владимиром Викторовичем и его друзьями по космическому отряду.

В честь Владимира Викторовича Аксенова в Касимовском районе ежегодно проводится легкоатлетический пробег р.п. Гусь-Железный – Гиблицы. Участники приезжают со всей Рязанской области.

Владимир Викторович внес большой вклад в освоение космоса. Он прошёл достойный путь от сельской семилетки до работы по созданию космических аппаратов и доказал, что обыкновенный деревенский мальчишка может достичь любых, даже космических высот.

МОСКВА, 1 июл - РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.

Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.

Гагарин и Аксенов вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах

"Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога", - вспоминает Аксенов.

По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.

Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия

Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.

Последние слова Гагарина

По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.

Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

До гибели Гагарина осталось несколько минут

"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.

По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.

Причины авиакатастрофы по версии Аксенова

"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.

Срыв в штопор и гибель экипажа

Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.

Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

Они не пытались катапультироваться из самолета

"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.

Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.

"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина до сих пор засекречены

Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.

Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки

Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.

"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.

Народные версии трагедии

Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

36-й летчик-космонавт СССР / России, 79-й космонавт мира.

Родился 01.02.1935г. в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области (РСФСР).

В 1953 году окончил машиностроительный техникум. Учился в военно-авиационной школе и Чугуевском военно-авиационном училище.

С 1957 года работал в ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия»). В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт.

С 1973 года в отряде космонавтов (3-й набор в отряд космонавтов НПО «Энергия»). Кандидат технических наук. Совершил 2 полета в космос общей продолжительностью 11 суток 20 часов.

1-й полет: 15-23.09.1976г. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-22» продолжительностью 7 суток 22 часа.

2-й полет: 05-09.06.1980г. в качестве бортинженера ЭП-6 на орбитальную станцию «Салют-6» (старт и возвращение на космическом корабле «Союз Т-2»).

Александр Кодылев

Наш земляк Владимир Аксенов

Лётчик-космонавт СССР.

Дважды Герой Советского Союза.

Заслуженный мастер спорта.

Кандидат технических наук, профессор.

Действительный член Международной академии наук информации, информационных процессов и технологий имени Винера, Международной академии духовного единства народов мира.

Президент Академии наук Союза России и Белоруссии имени С.П. Королёва.

Член Всероссийской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Государственной русской академии.

Генеральный директор НПО «Планета», 1990 –1992 гг.

Награждён: двумя орденами Ленина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (ЧССР), орденом Карла Маркса (ГДР), почётными медалями им. С.П. Королёва, Ю.А. Гагарина; лауреат золотой медали имени академика В.Ф. Уткина за 2005 год.

Владимир Викторович – почётный гражданин городов: Рязани, Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, с. Гиблицы Рязанской области, графства Джефферсон (штат Кентукки, США).

В. Аксёнов вёл большую общественную работу:

с 1977 г. – заместитель председателя Советского фонда мира,

с 1979 г. – заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,

с 1992 г. – заместитель председателя Международной ассоциации фондов мира,

с 1996 г. – председатель президиума общественной организации «Духовное движение России»,

с 2001 г. – президент научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Аксёнов – многократный участник международных научно-общественных форумов по линии ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП по проблемам конверсии, идеологии, культуры, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австрии.

Впервые я увидел космонавта Аксёнова в 1976 году после первого полёта, когда он, приехав в Рязань, встретился с коллективом научно-исследовательского института газоразрядных приборов. Открытый взгляд, завораживающая улыбка, спокойный рассказ о полёте в космос, о незабываемых зарубежных встречах произвели на нас неизгладимое впечатление. С тех пор прошло более 37 лет, но помниться, как собравшиеся в актовом зале сотрудники института не отпускали героя, наслаждаясь минутами встречи, После торжественной встречи В. Аксёнов побывал в лабораториях, где его ознакомили с разработками института. На фотографии хорошо видно, как доктор физико-математических наук В. Степанов демонстрирует В. Аксёнову работу гелий-неонового лазера.

Второй раз я встретился с Владимиром Викторовичем в феврале 2010 года в музее космонавтики ВВЦ в Москве на презентации его книги «Дорогами испытаний. Записки конструктора и космонавта – от первых спутников до нынешних дней».

Мне интересно было поближе познакомиться со знаменитым земляком, побеседовать с ним – человеком одного со мной поколения (разница в возрасте всего два месяца). У нас много общего. Холодное и голодное деревенское детство. Оба начинали самостоятельную жизнь с военного училища. Затем – «гражданка» учёба после работы и участие в разработке новой техники. Мне приятно было пообщаться с человеком, который своим трудом, пройдя сложные дороги испытаний, достиг высоты в профессии и жизни.

Презентация проходила в конференц-зале Музея космонавтики. В нём собрались космонавты, учёные, коллеги по работе, издатели, друзья, родственники, представители Правительства РФ, государственных и общественных организаций.

Как только Владимир Аксёнов выходит на трибуну – зал взрывается аплодисментами. Он такой же, как и много лет назад, улыбающийся, красивый, статный, подтянутый (закалка молодых лет – во время преддипломной практики в техникуме при заводе имени Сталина (ЗИЛ) он окончил школу бальных танцев при Дворце культуры предприятия). Только седина украшает годы.

Книга В. Аксёнова, представленная на презентации, как никакой другой документ характеризует личность автора. Он основывается на конкретных ситуациях, в которых был либо непосредственным участником, либо свидетелем их. В книге В. Аксёнов раскрывает страницы своей биографии на фоне развития космонавтики в СССР периода великих свершений.

«Лидирующие в мире, – подчёркивал Аксёнов, – мы шли нехожеными тропами науки.

Особенность: космонавтика времен Королёва по своим основным этапам познания решала всё впервые: что такое космос? Что такое человек в космосе? Что он может сделать, что не может? Какие этапы он должен пройти перед космосом? Поиск шёл в ошеломляющем темпе, который был задан Королёвым. Ни один полёт не повторялся, техника и задачи усложнялись. Каждый полёт мог быть отставлен по требованиям инструкций вчерашнего дня. Каждый раз Сергей Павлович определял степень возможного риска. Но риск не был слепым, а сотни раз выверенный шаг продуманной более сложной подготовкой космонавта к полёту. Он брал ответственность на себя. В него верили, и это устраивало всех: и космонавтов, и всех причастных к этому великому, малоизведанному делу, в том числе и руководство страны. ВЕЛИКАЯ ЛИЧНОСТЬ! Ни один председатель Госкомиссии перед запуском корабля в космос не шёл на заседание, предварительно не узнав мнение главного конструктора».

Выбор С.П. Королёва не был случайным. Он обладал уникальным умением объединить разных людей для решения грандиозных задач. «Ошибиться нельзя и спросить не у кого, – говорил Королёв, – любая ошибка инициировала поиск новых врагов. Всё было совершенно новым: и наука, и техника, и сложности человеческих отношений».

«Да, действительно, полностью был прав Вернер фон Браун, – замечает Аксёнов, – когда, отвечая на вопрос о причинах первенства СССР перед США на первых этапах становления космонавтики, сказал, что в Америке не было такой фигуры, как Королёв». В книге «100 великих учёных ХХ века», подготовленной в американском информационном центре, Сергей Павлович Королёв занял пятое место в мире и первое среди российских и советских учёных.

Правда о космосе

При обсуждении книги выступили коллеги-космонавты, учёные, издатели, друзья. Они отмечали правдивость в описании событий, сложность полётов, особенно огромную ответственность космонавтов-испытателей за судьбу новых пилотируемых кораблей и космических станций. Отмечалась смелость автора в решении не только технических вопросов в создании новой техники, но и в решении поистине государственных задач в области дальнейшего развития космонавтики, а также использования результатов космических исследований в народном хозяйстве страны.

Мне представляется интересным привести частично некоторые выступления.

Дочь С.П. Королёва – Наталья Сергеевна , – поздравляя с выходом долгожданной книги и 75-летием со дня рождения, отмечая молодость души юбиляра, энергичность, неиссякаемую энергию, доброжелательность, простоту, доступность, широту познаний, эрудицию, дружелюбие прекрасного исполнителя русских народных песен и романсов, пожелала ему крепкого здоровья.

Космонавт В. Поляков , проработавший в космосе в общей сложности 688 суток, отметил, что Аксёнов, позже назначенный директором НИИ метеорологии, занимаясь мониторингом Земли, воплощал мечту С.П. Королёва – «Космос должен быть созидательным». В.В. Аксёнов как конструктор и космонавт-испытатель принимал участие и внёс существенный вклад в создание корабля нового поколения «Союз-Т2», на котором все последующие поколения космонавтов успешно летают и выполняют поставленные задачи в течение 30 лет.

Б.А. Астафьев : «Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин написал книгу «Небо войны», В. Аксёнов – «Дорогами испытаний». Эти книги выдающихся патриотов, тончайших психологов, написаны людьми с замечательными качествами: им присущи справедливость, стойкость и трудолюбие. Книга Аксёнова написана так, как может написать профессионал, самый глубокий, самый мужественный, самый честный, самый эрудированный человек».

Интересный факт из его космической биографии, описанный в его книге: при первом старте в космос Аксёнов прошёл ещё один медицинский тест на общую профессиональную и психологическую устойчивость. Аксёнов – единственный из космонавтов, у кого был постоянный и неизменный пульс – около 64 ударов в минуту, и он не изменился до самого старта и при старте ракеты. Это мировой рекорд по уровню спокойствия перед стартом и на самом старте корабля.

В книге Аксёнов подробно рассматривает вопрос о роли личности С.П. Королёва в освоении космоса. Но Королёв творил историю не в одиночку. Вместе с ним беззаветно служили делу личности другого уровня, но тоже личности. В их числе наш земляк Владимир Викторович Аксёнов.

Путь к звёздам

Владимир Викторович Аксёнов родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы Касимовского района Рязанской области. Уклад жизни на селе требовал ежедневного постоянного труда, особенно это относилось к весенне-летним и осенним периодам. Во всех домашних и полевых работах всегда участвовали дети. Родителей Володя лишился рано. Воспитывали его дедушка и бабушка, и он участвовал во всех работах наравне со взрослыми. Разнообразие и постоянство сельского уклада создавали благоприятную атмосферу для здорового образа жизни.

После школы – учёба в машиностроительном техникуме, военном училище лётчиков, в политехническом институте. Но Аксёнов считает, что свое главное образование человек получает в ходе самой жизни, и длится учёба всю жизнь. Она зависит и от рода деятельности, и от людей, которые тебя окружают. Аксёнову в этом плане повезло.

С января 1957 года, после увольнения из рядов ВВС (в связи с сокращением), Аксёнов стал работать на одном из самых передовых предприятий Московской области, которым руководил Сергей Павлович Королёв – человек впоследствии признанный как основоположник практической космонавтики в СССР и в мире. Но одних условий работы совершенно недостаточно, чтобы новичок стал личностью. Для этого необходимо не только обладать редкой специальностью, но и постоянно учиться.

Факт из биографии Аксёнова: работая конструктором в сложнейшей отрасли, он сразу же, без отрыва от производства, поступает заочно в политехнический институт.

Две строки биографии вмещают насыщенный отрезок жизни молодого специалиста. Работа требует полной самоотдачи. Всё ново.

Учиться в такой обстановке – трудная задача, учитывая, что в 1958 году Аксёнов обзаводится семьёй. Жена Марина работала в том же ОКБ, где и Владимир. Ныне у них два сына: Валерий и Сергей, внук Александр и внучка Иванна. Но есть цель, есть желание, настойчивость, терпение – закалка детских лет сельского паренька. Как это характерно для нашего поколения.Как опытного и ответственного специалиста Аксёнова вскоре после окончания института переводят в лётно-испытательную службу предприятия и назначают техническим руководителем новых испытаний.

Отвечая за весь ход работ, он принимает личное участие в них, особенно в отработке методики и режимов испытаний в условиях невесомости, совершив 250 вылетов на самолёте лаборатории. Нарастающая сложность космических полётов требует проведения комплексных испытаний пилотируемых кораблей, способов управления полетом как для создания принципиально новых кораблей, так и для решения сложнейших задач по применению достижений науки в народном хозяйстве и оборонном комплексе страны. И среди первых кандидатов в космонавты-испытатели – Владимир Аксёнов.

В первом своём космическом полёте на корабле «Союз-22» (1976 г.) он в качестве борт-инженера вместе с командиром Валерием Быковским проводит испытания новой оптической системы МКФ-6, созданной учёными Академий наук СССР и ГДР, предприятием «Карл-Цейс».

Справка из статьи «Советский Космос в Работах Советских Художников. Ч.3 Космос на Службе Земли»
http://www.rusproject.org/node/273

«Многозонального фотографирования с орбиты - эксперимент «Радуга», выполненный в сентябре 1976 года космонавтами В. Аксеновым и В. Быковским на борту корабля «Союз-22». Аппаратура МКФ-6, работающая в шести диапазонах спектра, разработана специалистами СССР и ГДР.

На картине художник А. Соколов условно изобразил этот важный космический эксперимент.

Марка Почты СССР,
посвященная полету «Союз-22»


Успешное выполнение этой задачи позволило Владимиру Аксенову в дальнейшем на конкурсной основе стать директором Государственного НИИ по исследованию природных ресурсов Земли. Институт занимается проектированием и изготовлением автоматических космических аппаратов для исследования поверхности Земли методами дистанционного зондирования. Позже В. Аксёнова назначают генеральным директором нового предприятия НПО «Планета», в котором его институт ГОСНИИЦИП стал основным научным звеном.

Во втором космическом полёте (1980 г.) необходимо было провести испытание нового космического корабля «Союз-Т», проект конструкции которого предложил В. Аксёнов на основе результатов испытаний корабля в первом полёте. Такой полёт можно отнести к испытаниям высшей сложности. Первый полёт нового самолёта в авиации рождает новый самолёт, в космонавтике первый полёт рождает новый корабль. Экипажу в составе командира Юрия Малышева и бортинженера Владимира Аксёнова удалось преодолеть все отказы и «сюрпризы» первых испытаний и доказать право нового корабля на свою дальнейшую жизнь.

Позывной: «Юпитер-1».

Продолжительность полета составила 3 суток 22 часов 19 минут 30 секунд.

В 2010 году, в июне, этому кораблю исполнилось 30 лет. Все эти годы уникальный аппарат обеспечивает космические программы и является основным кораблём нашей и мировой космонавтики.

Взгляд в будущее

Взгляды в будущее В. Аксёнов излагает в своей работе «Россия в ХХI веке. Национальный путь развития» (М., Издательство газеты «Патриот», 1999 год). В предисловии от издателя отмечается, что Аксёнов очень разносторонний человек, являющийся одновременно и учёным, и практиком, обладающим глубокими познаниями и практическим опытом конкретной деятельности в самых разных сферах – в науке и производстве, в экономике и финансах, в юридической и политической областях, глубоко разбирающийся в вопросах культуры и религии, социологии и философии.

Тридцать два года работы на предприятии С.П. Королёва в конструкторских, проектных и испытательных подразделениях, на всех этапах зарождения и развития пилотируемой космонавтики, а затем четыре года работы в области автоматических систем по изучению Земли – на всех должностях от конструктора до генерального директора научно-производственного объединения – дали Аксёнову возможность приобрести неоценимый опыт, понимание организации работы больших производственных систем и экономики страны в целом.

Именно поэтому его суждения, как творчески одарённого человека, имеют практиче-скую направленность и показывают его способность выделить основные пути в решении задач.

Подтверждением характеристики Владимира Аксёнова, как личности, является его работа о национальном пути развития России в ХХI веке. Очень интересны его суждения по вопросам состояния российской космонавтики, обороноспособности страны, проведения независимой национальной политики, оценки современной ситуации в мире, проблем экологии, проблемы формирования человеческой личности с высокими моральными и нравственными качествами, по вопросам государственного устройства России, о государственных гарантиях, как об одном из необходимых условий жизни общества. В вопросах национальной экономики Аксёнов показывает, как нужно решать вопросы собственности, совмещения понятий собственности и ответственности, вопросы пользования природными ресурсами.

Подводя итоги обсуждения национального пути развития Аксёнов пишет: «Западные аналитики давно стремились понять загадочную (по их понятиям) русскую душу, но они, вероятно, не в силах осознать, что именно в ней, в загадочной русской душе, и имеется та генетическая духовность и неистребимое стремление к утверждению справедливости, которое отсутствует у прагматичного, результативного в материальных делах, направленного на извлечение из всего материальной выгоды и более примитивного в целом западного человека».

«Будущее человечества, – пишет в заключение В. Аксёнов, – неразрывно связано с духовным возрождением человека и общества, с созданием условий, обеспечивающих каждому человеку возможность его всесторонней жизни с достойным материальным обеспечением жизни каждого человека и его семьи. Историческая задача России – выиграть сражение с мировой финансово-экономической элитой, устанавливающей свои законы и свои порядки в мире, и встать на свой национальный путь, новый путь развития».

В предисловии к своей книге В. Аксёнов пишет: «Название книги «Дорогами испытаний» соответствовало моему представлению о человеческой жизни. У каждого человека его земная жизнь – это его испытания, которые встают перед ним не только в профессиональной деятельности, но и во всех жизненных ситуациях и проблемах, и которые каждый Человек должен преодолевать, выбирая пути выхода из любой ситуации в силу своих жизненных представлений, душевных и физических сил, в соответствии со своим характером и волей».

И по этой дороге, берущей начало в селе Гиблицы Рязанской области, он идёт без остановок в ногу со временем, пройдя через горнило испытаний, успешно преодолевая препятствия с упорством сельского паренька, без «волосатой руки» и толкателей. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой поднимался к верхней планке знаний и профессионального мастерства и, преодолев земное тяготение (в прямом и переносном смысле), вышел в космос на околоземную орбиту, завоевав признание в своей стране и мире. А широта познаний, неистребимое стремление к оптимизации не только технических (совершенствование конструкций космических кораблей и использование достижений космонавтики в народном хозяйстве), но и жизненных процессов, протекающих в человеческом обществе, позволили ему выразить свою точку зрения по вопросу национального пути развития России в ХХI веке.

11 июня 2011 года в городе Рязани на улице Циолковского установлен бюст лётчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза Владимиру Викторовичу Аксёнову. Мне посчастливилось участвовать в работах по созданию и установке бюста нашему знаменитому земляку.

Материалы с сайта Федерального космического агентства «Роскосмос»
http://www.federalspace.ru/10651/

5 июня 2010 года исполнилось 30 лет со дня запуска
модифицированного пилотируемого космического корабля «Союз Т-2»

30 лет назад, 5 июня 1980 года, с Байконура стартовал модифицированный пилотируемый космический корабль «Союз-Т». Основной задачей этого полета было проведение первых испытаний в пилотируемом режиме нового, усовершенствованного транспортного корабля типа «Союз Т», предназначенного для замены космических кораблей типа «Союз».

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова, летчика-космонавта СССР, Дважды Героя Советского Союза: «Таких полетов немного. Их количество соответствует количеству новых типов самолетов или космических кораблей…».

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Союз» с 1960-х и по настоящее время является Ракетно-Космическая Корпорация «Энергия».

Полету «Союза Т-2» предшествовало несколько лет кропотливой работы конструкторов, инженеров и ученых. Создание нового корабля возглавил Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев.

Буквально за год до первого пилотируемого полета своего корабля неожиданно для всех скончался… Главный конструктор Константин Давыдович Бушуев… Его смерть явилась огромной утратой … для всей мировой космонавтики».

«Союз» всегда был и по сей день остается «рабочей лошадкой» советской космонавтики. Корабль модифицировался практически постоянно. «Союз-Т» (Т-транспортный), совершивший первый полет в космос в 1980 году, отличался значительно усовершенствованными системами (цифровая ЭВМ, новая система управления, объединённая двигательная установка). За счет модификации спускаемого аппарата в состав экипажа «Союз-Т» могло входить до трех человек в скафандрах.

«Это был первый в мире космический корабль, в котором основные процессы управления осуществлялись через бортовой компьютер. В американской космонавтике кораблем, в котором все процессы также осуществлялись через бортовой компьютер, был космический корабль «Шаттл», который полетел через год после нашего корабля».

Испытывать «Союз» новой серии было поручено командиру корабля Юрию Малышеву и бортинженеру Владимиру Аксёнову. Экипаж отрабатывал различные режимы управления и новые бортовые системы транспортного корабля в пилотируемом варианте.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Наш позывной - «Юпитер»…

Снова за иллюминатором корабля Земля предстала в своем фантастически прекрасном виде. Юра увидел всю эту божественную красоту впервые и не скрывал своего восторга».


Во время полета «Союза-Т была осуществлена стыковка с космической станцией «Салют-6». В это время на станции находились космонавты Леонид Попов и Валерий Рюмин. С целью формирования рабочей орбиты экипаж корабля выполнил двухимпульсный манёвр. На первом этапе осуществлялось сближение КК «Союз Т-2» с орбитальным комплексом «Салют-6» в автоматическом режиме управления. Дальнейшее сближение и причаливание проводилось экипажем вручную. КК «Союз Т-2» состыковался со станцией 6 июня.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Это была первая в мире стыковка космических объектов, выполненная в полностью ручном режиме, без какого либо приборного обеспечения по измерениям параметров сближения и стыковки…

После нашей с Юрой стыковки ручные режимы… стали выполняться и в других полетах».

«Союз Т-2» отстыковался от комплекса «Салют-6» 9 июня и в этот же день в 12:38:30 приземлился 200 км юго-восточнее Джезказгана. Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «У поверхности Земли срабатывают двигатели мягкой посадки… Но у нас все пошло не так…

(Спускаемый аппарат) скакал прыжками по степи пять раз…

Такой «мягкой» посадки за все предыдущие, а потом оказалось, что и за все последующие полеты, еще не было».

Летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Юрий Васильевич Малышев не дожил до юбилея этого исторического космического полета. Он ушел из жизни 8 ноября 1999 года.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «Юрий Васильевич Малышев был действительно настоящим, цельным, русским Человеком с широкой душой и открытым Сердцем…»


Вскоре прекратят полеты американские шаттлы, и «внуки» того «Союза-Т» останутся единственными пилотируемыми транспортными кораблями в программе Международной космической станции.

Из воспоминаний Владимира Викторовича Аксенова: «…Задачи, решаемые в космических полетах - это общегосударственные и общечеловеческие задачи. Их необходимо решать не потому, что это выгодно кому-то, а потому, что это необходимо для общего продвижения вперед, для дальнейшего развития науки, накопления общечеловеческих знаний и опыта».

Аксёнов Владимир Викторович ‒ лётчик-космонавт СССР, 36-й космонавт СССР и 79-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз-22» и транспортного корабля «Союз Т-2».

Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы ныне Гиблицкого сельского поселения Касимовского района Рязанской области. Русский. В 1949 году окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимов. В том же году переехал в город Калининград (ныне ‒ Королёв) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.

В 1953-1955 годах учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуг (Полтавская область Украинской ССР). В 1955 году стал курсантом Чугуевского высшего военного авиационного училища лётчиков, но в 1956 году был уволен в запас. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

С 30 января 1957 года работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1 (ныне ‒ ОАО «РКК «Энергия» имени С.П.Королёва»). 18 августа 1957 года был переведён в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3-й категории, затем 2-й категории (с 9 октября 1957), 1-й категории (с 1 ноября 1959), инженером-конструктором (с 1 февраля 1962), старшим инженером-конструктором (с 1 июля 1963). С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90-м отделе, со 2 августа 1966 года ‒ начальником группы 732-го отдела, с 7 августа 1967 года ‒ начальником группы 731-го отдела ОКБ-1.

С 2 августа 1968 года ‒ ведущий инженер, с 23 февраля 1970 года ‒ начальник лаборатории лётных испытаний 731-го отдела ОКБ-1. Руководил лётно-испытательной лабораторией, созданной на самолёте Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолёте-тренажёре он совершил 250 полётов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз ‒ в условиях лунной гравитации (около 40 мин).

Прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем только со второго раза. После этого проходил ежегодную медицинскую комиссию, так как заключение о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии о годности к специальным тренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

С января 1974 года по январь 1976 года проходил подготовку к полёту на транспортном корабле 7К-С в экипаже вместе с Л.Д.Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полёте, затем, с 1974 года ‒ для доставки экипажей на орбитальные станции. С января по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (изготовленной в ГДР), вместе с В.Ф.Быковским.

Свой первый полёт в космос совершил с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-22», вместе с В.Ф.Быковским. Полёт проводился в рамках программы «Интеркосмос». Продолжительность полёта составила 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1976 года за успешное осуществление орбитального полёта на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм Аксёнову Владимиру Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С сентября 1976 года по октябрь 1978 года продолжал подготовку в группе 7К-СТ. С октября 1978 года по май 1980 года проходил подготовку в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т» по программе первого испытательного полёта, вместе с Ю.В.Малышевым.

Свой второй полёт в космос совершил с 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера транспортного корабля «Союз Т-2» (6-я экспедиция посещения), вместе с Ю.В.Малышевым. Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» ‒ «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции (Л.И.Попов, В.В.Рюмин). Продолжительность полёта составила 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.

Общая продолжительность двух полётов в космос ‒ 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 июня 1980 года за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

После полёта продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полётам. С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса № 3. Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей и орбитальных станций. Был отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990-1992 годах являлся генеральным директором НПО «Планета». В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров «Мосбизнесбанка».

Ведёт активную общественную деятельность. В 1983-1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского фонда Мира, с 1992 года ‒ заместитель председателя Международной Ассоциации фондов Мира, председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие». С 1996 года является председателем президиума общественной организации «Духовное движение России». С 2001 года является президентом научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Живёт в городе Москве.

Подполковник-инженер, лётчик-космонавт СССР (28.09.1976), инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса (17.07.1980), заслуженный мастер спорта СССР. Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1976, 16.06.1980), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011), а также орденом Карла Маркса (13.10.1976, ГДР). Награждён золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (Академия наук ЧССР).

Почётный гражданин Рязани (29.11.1976).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта