Окончания родительного падежа множественного числа – еще одна трудная тема для нашей речевой практики.
Как правильно выбрать то или иное окончание? Как сказать: нет чулок или чулков ? Без носок или носков?
Почему мы говорим армян , но монголов?
Как спросить правильно в магазине: 5 килограмм или килограммов ? апельсин или апельсинов ?
При выборе окончания следует руководствоваться следующими правилами.
Мужской род
1. Все названия парных предметов имеют нулевое окончание: ботинок, сапог, чулок, брюк, погон, ножниц .
Исключение : носков .
2. Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на -н, -р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, цыган, башкир, болгар.
Исключение: негров.
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание -ов : киргизов , калмыков , таджиков , узбеков , монголов , якутов .
Исключение: турок, бурят.
3. Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных они имеют нулевое окончание: партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан ;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания -ов : 10 гусаров , 5 гардемаринов , 6 гусаров , 7 уланов .
4. Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, грамм, килограмм, рентген, кулон ;
б) амперов , ваттов , граммов , килограммов , рентгенов , кулонов .
Усеченные формы (ампер, грамм
5. Имена группы "овощи – фрукты" имеют окончания -ов : апельсинов , мандаринов , бананов , помидоров , баклажанов .
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор ) характерны для разговорной речи.
Женский род
1. Существительные на -ля, -ня имеют нулевое окончание: вафель, кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь .
2. Некоторые существительные имеют окончание -ей : свечей , граблей , простыней .
Есть и вариантные формы: Игра стоит свеч, но: В доме нет свечей . Однако слово свеча здесь употреблено в прямом и переносном (фразеологическом) значениях (укажите, где какое).
3. Существительные на -ия имеют окончание -ий : аудиторий , академий , консерваторий .
Средний род
1. Ряд имен имеют нулевое окончание: яблок, плеч, блюдец полотенец, зеркал.
Обратите внимание на форму плеч (Платье с плечами и без плеч! )
2. Нормативными являются формы на -ий : побережий , захолустий , снадобий .
3. Существуют также формы на -ев:устьев , болотцев , верховьев , низовьев .
А как образуют родительный падеж те существительные, которые употребляются всегда только во множественном числе? Существительные, употребляющиеся всегда только во множественном числе (не имеющие рода), образуют родительный падеж с помощью различных типов окончаний:
нулевого: сумерек ; суток ;
-ов : заморозков ;
-ей : будней , яслей , саней .
Вопросы и задания
1. Какие факторы влияют на выбор окончания именительного падежа множественного числа имен существительных? Назовите их.
2. Как образовать множественное число от слов с элементом -ер/-ёр (дирижёр)? Из какого языка пришли к нам эти слова?
3. Приведите примеры, когда окончания -ы/-а служат для различия слов по значению.
4. Какое окончание в родительном падеже множественного числа имеют названия парных предметов (ботинки, брюки)? Как правильно сказать: нет носок или нет носков?
5. Какие из форм относятся к официально-деловому, а какие – к разговорному стилю речи: граммов, кулонов / грамм, кулон? помидоров, апельсинов / помидор, апельсин?
Родительный падеж необходим в русском языке для выражения разных отношений между явлениями мира: это может быть определение предмета через другой предмет (дом из дерева); действие и его субъект (шелест листвы), действие и его объект (строительство дома), действие и его место (гулять около дома), отсутствие предмета (нет ветра).
Любой падеж определяется по вопросу.
Если речь идёт о существительных, это зависит от категории одушевлённости или неодушевлённости. Родительный падеж отвечает на вопрос:
В таблице даны существительные в родительном падеже с предлогами. Именно эти предлоги употребляются с данным падежом имён существительных.
Не всегда бывает удобно поставить падежные вопросы. Когда существительное с предлогом в предложении обозначает время, образ, место, цель действия, тогда употребляется родительный падеж, вопросы которого будут обстоятельственными:
Классифицировать значения удобнее всего в таблице:
Существительные в родительном падеже имеют значение: |
||||
времени действия | образа действия | места действия | причины действия | цели действия |
после обеда среди дня до вечера | без печали без энтузиазма без огонька | из города возле школы из-под куста | с радости из любопытства из-за обиды | для работы для учёбы |
Как видно из таблицы, родительный падеж существительных с предлогами имеет широкий спектр употребления в качестве обстоятельства.
Как правильно:
Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.
Самая большая головная боль - форма родительного падежа множественного числа.
Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание - сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.
Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.
Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.
У этих существительных обычно выделяется нулевая флексия. А вот то, что перед окончанием определяется начальной формой (ед. ч, им. п.)
Стоит напомнить, что слова в именительном падеже отвечают на вопрос кто? или что? Родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?
В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.
Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:
родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего? |
||
нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган, | нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней | нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев |
при собирательном значении - эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет |
||
предметы |
||
чулок, сапог, валенок, опорок, погон, | путей, корней | кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков, |
единицы измерения |
||
100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат | семь пядей, 100 рублей | 10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов |
названия продуков |
||
нет макарон | много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов, |
Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.
Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.
Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:
Например:
К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:
Например:
Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.
Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.
Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.
Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные множественного числа.
В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание -ов.
Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:
Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:
Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:
Это относится и к слову "человек": несколько человек выступило в поддержку оппонента.
Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:
Сюда же относятся воинские названия:
И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.
Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:
Исключение: нет носков .
От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба . А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.
Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:
У некоторых из таких существительных бывает окончание -ей:
Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на -ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:
Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на -ий, а в разговорном - окончание -ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.
Без вариантов пишется - ий в следующих словах:
Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием -ев:
У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.
Без вариантов имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:
У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:
Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:
нулевое | -ов, -ев | -ей |
|
|
|
Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.
Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.
1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:
2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.
Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.
3. Образуйте по образцу слова:
4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).
1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).
2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).
3) Какая прелесть - запах от цветущих (вишни), (яблони)!
4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!
5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).
6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).
7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.