Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Образование при екатерине 2. Российское образование при Екатерине II

Образование при екатерине 2. Российское образование при Екатерине II

Якоби В.И. — Первое торжественное собрание Академии художеств

Екатерина II проводила реформу образования вдохновляясь идеями просвещения. Согласно её пониманию, для процветания государства жизненно необходимым являлось повышение качества и количество знаний у подданных. Понимая колоссальный масштаб страны и неповоротливость как государственного аппарата, так и предрассудков общества, императрица вводила новые законы постепенно. В первую очередь образовательные программы вводились для представителей дворянства и горожан. Отдельное внимание уделялось проблеме брошенных и беспризорных детей.

Причины и цели образовательной реформы

  • Следование идеям просвещенного абсолютизма
  • Необходимость повышения квалификации подданных
  • Решение проблемы детей-сирот

Хронология нововведений и ключевые моменты

В 1763 году Иван Иванович Бецкой был назначен главным советником Екатерины II в сфере образования - эта фигура стала основной во всех вопросах школьных реформ екатерининской эпохи.

1764 - год начала строительства «Воспитательного дома для подкидышей и беспризорных детей» . Императрица выделила на строительство 100 тысяч рублей и определила ежегодное финансирование в 50 тысяч. Кроме того, сам Бецкой выделил более 150 тысяч, а известный меценат П. А. Демидов пожертвовал около 200 тысяч рублей. Предполагалось обучение воспитанников различным ремеслам, подготовка к общедоступной трудовой деятельности. Обучающиеся выпускались вольными людьми.

Воспитательный дом

В этом же году было организовано первое образовательное учреждение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, расположившееся в Петербурге при Смольном монастыре. В нём предполагалось обучение девочек с возраста 5-6 лет, преподавание им хороших манер, языков, различных художественных искусств.

Институт благородных девиц

Воспитанница

Было учреждено еще одно училище для мальчиков при Академии художеств.

В 1765 открыто училище для мальчиков при Академии наук.

Кадетский корпус

В 1766 году Екатерина II совместно с Бецким разработала документ «Новый устав сухопутного кадетского корпуса» . Созданный под влиянием идей таких европейских просветителей, как Монтескье, Руссо и Монтень, устав предполагал 10-12 летнее воспитание детей, принятых в возрасте 5-6 лет. Особенность образовательного процесса, предлагаемого Бецким, заключалась в практически полной изоляции учеников от влияния внешней среды (были позволены лишь нечастые свидания с родственниками внутри образовательного учреждения).

Несмотря на то, что устав создавался для воспитанников кадетских корпусов, его элементы предполагалось использовать для преподавания в гражданских образовательных программах.

Согласно уставу, все предметы разделялись на четыре категории:

  • Руководствующие к познанию прочих наук (логика, математика, основы физики, механика, красноречие, география, история)
  • Предпочтительно нужные гражданскому званию (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственная экономия)
  • Полезные (общая и экспериментальная физика, воинское искусство, тактика, химия, артиллерийское дело и теория защитных укреплений)
  • Художества (все виды искусства - лепка, рисование, танцы, фехтование, архитектура и т.д.)

Коммерческое училище

В 1772 году было открыто Императорское Коммерческое училище для купцов и разночинцев, а также Санкт-Петербургский Воспитательный дом .

Еще одним известным деятелем, повлиявшим на становление российского образования, стал Федор Иванович Янкович де Мариево - сербохорватский педагог, разработавший систему преподавания для славянского населения Австро-Венгрии.

Созданная по указу Екатерины II в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» разработала к 1786 году «Устав народным училищам Российской Империи» .

Вводилась классно-урочная система обучения. Основой образовательного процесса полагалось воспитание в учениках добросовестности, трудолюбия и прилежания. При этом категорически запрещалось причинение физического ущерба. В качестве наказаний предпочтительнее было использовать лишение приятных вещей - прогулок, участия в совместных играх и т.д.

Согласно уставу, учреждались два типа училищ - малые и главные, кроме них существовали приходские училища.

Малые училища принимали на два года обучения. Преподавалось письмо, нумерация, рисование, чистописание - то, что должен знать грамотный человек.

Главные училища подготавливали на протяжении пяти лет по гораздо более обширной, многопредметной программе - курсы естественно-научных дисциплин, языки, архитектура и другие искусства.

Таким образом сформировалась трехзвенная структура учебных заведений для городского сословия - приходские - малые - главные училища.

Для функционирования новой системы необходимы были учительские кадры, поэтому из главного училища впоследствии выделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.

Екатерина II планировала запуск проекта организации сельских школ и обеспечение минимальным образованием вне зависимости от сословия или пола. Тем не менее, крестьянство так и осталось не затронутым образовательной реформой. Опасалась ли императрица недовольства дворян, или же сочла казну неспособной вынести дополнительную нагрузку - остаётся неизвестным.

Результат образовательной реформы Екатерины II Великой

  • Положено начало становления общеобразовательных учреждений
  • Введена классно-урочная система
  • Появились первые женские образовательные учреждения
  • За время царствования Екатерины II разные виды школ окончили около 190 тысяч детей.

Несмотря на столь существенный вклад в пропаганду культуры и знаний, нельзя назвать образовательную политику Екатерины II до конца успешной. Даже не считая оставшегося не у дел крестьянства (до 90% населения Российской Империи), большая часть дворян пользовалась услугами индивидуальных преподавателей, приглашаемых из-за границы, либо отправляли своих детей в заграничные учебные заведения. Многие приходские школы существовали только на бумаге. Главные и малые училища находились под контролем Приказов общественного призрения - хроническая нехватка средств сказывалась на качестве методических материалов и материальной базы в целом, что снижало общий уровень подготовки как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, императрица не допускала посягательств на собственное понимание идей просвещения. Видный деятель, публицист и издатель большей части книг (в том числе учебников) того времени — Н. И. Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость по личному указу Екатерины II.

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и т.п. задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

2.1 Образовательная реформа Екатерины II

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России". Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

Екатерина внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка. Отсюда, кстати, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил «из уважения к правам и свободе личности» и устранял «из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения» (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение.

За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ – малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и краткая география России, а в главной – подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания.

Для системы общеобразовательных школ нужно было подготовить учителей. Для этой цели в 1783 году в Петербурге было открыто Главное народное училище, от которого через три года отделилась учительская семинария – прообраз педагогического института.

Екатериной II по австрийскому образцу была проведена педагогическая реформа. В 1780-х годах была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине началось системное развитие женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, бибилиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

Московский Воспитательный дом

В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге - Воспитательные дома для беспризорных детей (в настоящее время здания Московского Воспитательного дома занимает Военная академия им. Петра Великого), где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещенные не только на границах, но и на дорогах, ведущих, в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов».

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию. Основано по инициативе И. И. Бецкого в соответствии с указом Екатерины II в 1764 году в Санкт-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре (проектировавшемся Растрелли), под названием «Воспитательное общество благородных девиц».

В институт принимали дочерей дворян и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение словесности, истории, географии, иностранным языкам, музыке, танцам, рисованию, светским манерам и др. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре возраста по 3 года каждый.

Ученицы были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте - кофейного, во втором - голубого, в третьем - серого и в старшем возрасте - белого. По окончании института шесть лучших выпускниц получали «шифр» - золотой вензель в виде инициала императрицы, который носили на белом банте с золотыми полосками.


Как свидетельствует история, XVIII век проявил себя как период господства просветительской идеологии. Первыми сформулировали основные положения просветительской концепции французские ученые. По их мнению, обеспечить совершенное общественное устройство могла теория разделения законодательной, судебной и исполнительной властей, их независимость друг от друга.

XVIII век –это и начало нового этапа в истории России. Содержанием его было вызревание в недрах феодализма капиталистического уклада, формирование русской нации на базе великорусской народности. Изменения в социально-экономической сфере составили основу изменений в культурном процессе, определили их особенности. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

Наиболее решительный поворот в сторону европеизации произошел в период правления Екатерины II и ходом выполнения ее реформ. В стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке благодаря усилиям Петра I превратилась в мощную европейскую державу, где утверждался капиталистический уклад экономического развития государства. Но развиваться в полной мере ему мешали абсолютистский строй, крепостничество, расширение прав и привилегий господствующих сословий. Абсолютизм препятствовал прогрессивному развитию страны, что в свою очередь обостряло социальные противоречия. С одной стороны, рост капиталистических отношений усиливал значение купечества, с другой - самодержавие лишало его рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. Результатом являлось обострение противоречий между купечеством и дворянством.

Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что способствовало росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева. Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество. В полной мере этот вопрос встал в период правления Екатерины II. Каково же было социально-экономическое состояние и развитие России в эпоху правления Екатерины II?

Екатерина II Великая (1729-1796) – немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. С 1745 - жена великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. С 1762 года Екатерина II - российская императрица. Пришла к власти в результате государственного переворота, и правила, опираясь на высшее дворянство и гвардию, в течение 34 лет.

В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования: «Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие её отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось сторгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному».

Екатерина вступила на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещенного абсолютизма и реформ, необходимых для модернизации страны а, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были постепенность, последовательность, учет общественных настроений. Политика Екатерины II характеризовалась в основном сохранением и развитием тенденций, заложенных её предшественниками. В правление Екатерины Россия вела многочисленные войны, территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель - Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др.

В экономическом отношении территориальные приобретения Екатерины II имели огромное, можно сказать, колоссальное значение для развития России в будущем. Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств внесло в экономический быт страны фактор огромнейшей важности. Лишь с тех пор Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы. И действительно, уже в 1779 году вывоз пшеницы из главных портов (кроме остзейских) превышал вывоз 1766 года в девять с лишним раз. Несмотря на сильное распространение хлебопашества на юге России, цены на хлеб удерживались довольно прочно благодаря развитию хлебной торговли. А это обстоятельство, в свою очередь, поощряло дальнейшее развитие земледелия на юге, который теперь усиленно колонизировался.

Население страны возросло с 23,2 млн (в 1763) до 37,4 млн (в 1796), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов.

В правление Екатерины влияние Российской империи выросло настолько, что, по выражению канцлера Безбородко, «ни одна пушка в Европе без нашего позволения выстрелить не смела».Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства.

В то же время не вполне законный путь к власти мешал Екатерине провести более радикальные реформы. Царица была не в состоянии создать независимое правосудие, отменить крепостное право, учредить подобие парламента, так как эти меры вызвали бы возмущение аристократии, посадившей ее на трон. Поэтому приоритетами внутренней политики Екатерины были улучшение жизни благородного сословия, а также развитие образования, поощрение наук, искусств и промышленности.

XVIII в. занимает важное место в истории русской культуры. Определяющим в ее развитии становится светское направление. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникают периодическая печать и журналистика. Происходит становление новой, ориентированной на запад поэзии, драматургии и прозы.

Екатерина II в развитие культуры и искусства в России внесла существенный вклад. Она была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.

Всю культуру екатерининского «золотого века» пронизывали идеи Просвещения: все то, что способствовало усовершенствованию человеческой культуры - наука, театр, распространение образования, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой. Ряд достижений в них получает статус мировых шедевров. Отметим, что сама Екатерина была высокообразованным (по европейским меркам) человеком, уже пятнадцати лет читала Платона, Цицерона, других классиков. Позднее она изучала новейшую французскую литературу, преимущественно энциклопедистов, хорошо читала и комментировала произведения Вольтера, Дидро, Деламбера, особенно почитала Монтескье, вела оживленную переписку с Вольтером, была хорошо знакома с английской и испанской литературой.



Во время правления Екатерины II»

Цель занятия: проанализировать основные мероприятия внутренней и внешней политики в период правления российской императрицы Екатерины II и оценить их управленческую эффективность.

Обеспечение: конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время: 2 часа.

План занятия:

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов».

2. Антиправительственное восстание под руководством Е. Пугачева: причины, ход, результаты.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам».

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Приход к власти Екатерины II и окончание «эпохи дворцовых переворотов» .

Императрица Екатерина II (урожденная немецкая княжна Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская) вошла в отечественную историю как «Екатерина Великая» и является, пожалуй, самой известной женщиной-правительницей России. Она пришла к власти в результате дворцового переворота 28 июня 1762 г., в ходе которого был сначала отстранен от власти, а затем погиб при невыясненных обстоятельствах её законный супруг Петр III. Непосредственными исполнителями переворота была группа офицеров гвардейских полков, по разным причинам симпатизировавших Екатерине и недовольных политикой Петра III – братья А. и Г. Орловы, Г. Потёмкин, Ф. Хитрово и др. Однако, вопреки ситуации частой смены правителей, характерной для «эпохи дворцовых переворотов», её правление было очень длительным. Екатерина II правила Российской империей на протяжении 34 лет, с 1762 г. до своей смерти в 1796 г. Также можно с уверенностью утверждать, что это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая женщина, которая проводила самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, заметно укрепила международный авторитет Российской империи в мире и существенно расширила её территорию. Её власть по-прежнему основывалась на принципах абсолютизма, однако под влиянием передовых европейских тенденций того времени она пыталась представить свою политику как «просвещенный абсолютизм », постоянно декларируя свое стремление к проведению «разумных» реформ, направленных на достижение блага всех подданных. Согласно одному из источников, при вступлении на престол Екатерина II так сформулировала задачи своего правления: 1) просвещать нацию, которой должно управлять; 2) ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы; 3) учредить в государстве хорошую и точную полицию; 4) способствовать расцвету государства и сделать его изобильным; 5) сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

2. Антиправительственное восстание под руководством Емельяна Пугачева: причины, ход, результаты .

Самым массовым антиправительственным выступлением периода правления Екатерины II стало восстание 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева , в котором наиболее активно приняли участие яицкие казаки, крепостные и государственные крестьяне, «работные люди» с мануфактур, народы Поволжья, Башкирии и Калмыкии. Восстание началось на территориях, прилегающих к реке Яик (сейчас носит название Урал), где находились станицы яицкого (уральского) казачества. В рассматриваемый период вследствие целого комплекса причин яицкое казацкое войско утратило свое значение для обороны южных границ Российской империи от набегов кочевников с территории Средней Азии. Вследствие этого государственные органы власти вели последовательную политику по сокращению как политических прав казаков (отмена выборности старшины), так и по ликвидации их традиционных экономических занятий (в устье реки по распоряжению правительства были сооружены искусственные заграждения, препятствовавшие продвижению рыбы из Каспийского моря в верховья). Активизацией протестных настроений в этом регионе воспользовался Емельян Иванович Пугачев (1742-1775) – выходец из донских казаков, прежде участвовавший в Семилетней и русско-турецкой войне и обладавший незаурядными лидерскими качествами. Для придания легитимности своих притязаний на власть он объявил себя чудесным образом спасшимся императором Петром III . Помимо яицких казаков, составивших начальное ядро отрядов Пугачева, к нему стали примыкать крестьяне, недовольные усилением крепостного гнета, работавшие в очень тяжелых условиях рабочие мануфактур и заводов, а также поволжские татары, башкиры, калмыки и другие народы Поволжья и Урала.

Активная фаза восстания началась в сентябре 1773 г., когда на стороне Пугачева, называвшего себя Петром III, выступила значительная часть яицких казаков. Осенью его отряды, уже насчитывающие до 30 тыс. человек, одержали несколько побед над регулярными войсками и начали осаду Оренбурга и Уфы. Ближайшими сподвижниками Пугачева являлись бывший мастеровой Афанасий Соколов («Хлопуша») , яицкий казак Иван Зарубин («Чика») , руководитель башкирских конных отрядов Салават Юлаев . Повстанцы, с одной стороны, имели значительные людские ресурсы за счет недовольных властью, однако были плохо вооружены и зачастую отличались слабой дисциплиной. Екатерина II отправила для подавления восстания крупные правительственные войска, и, чтобы солидаризироваться с дворянами Поволжья и Урала, объявила себя «простой казанской помещицей». Осада Оренбурга затянулась на полгода и оказалась безрезультатной, а в крупном сражении 22 марта 1774 г. под Татищевой крепостью правительственные войска разгромили силы восставших.

После этого Пугачев с остатками своего войска отступил на восток и продолжил свою деятельность на территории горнозаводского Урала и Башкирии. В июле 1774 г. пополнив ряды своих сторонников, Пугачев с 20-тысячным войском смог захватить часть Казани, но затем вынужден был снова отступить. Однако под контролем восставших оказались довольно крупные города Саранск и Пенза. К тому времени была завершена очередная русско-турецкая война и у властей появилась возможность направить в зону восстания многочисленные правительственные войска, в числе командующих которыми был выдающийся военачальник А.В. Суворов. Для расширения числа своих сторонников в этой сложной ситуации 31 июля 1774 г. Пугачев от имени императора Петра III обнародовал манифест, в котором провозглашал освобождение крестьян от крепостной зависимости и всех податей , в то время как дворян надлежало «ловить, казнить и вешать». Была предпринята попытка организации из восставших полноценной армии с разделением на полки, овладением основами военной подготовки, введением ответственности за дезертирство и мародерство. Однако отряды восставших так и не смогли на равных противостоять регулярным правительственным войскам, наладить жизнеспособные органы власти на подконтрольных территориях. Действуя под девизом народной борьбы с произволом чиновников и помещиков, восставшие сами нередко совершали грабежи и насилие по отношению к местным жителям, особенно к зажиточным слоям населения. В августе 1774 г. отряды Пугачева безрезультатно атаковали Царицын, но смогли на непродолжительное время взять под свой контроль Саратов. Однако вскоре Пугачев был схвачен находившимися при нем яицкими казаками и 12 сентября 1774 г. был выдан властям. После этого руководителя восстания доставили в Москву, где после следствия и обвинительного заключения в январе 1775 г. он был публично казнен на Болотной площади путем четвертования.

Восстание 1773-1775 гг. показало, с одной стороны, достаточно широкое недовольство внутренней политикой Екатерины II среди беднейших слоев населения. Однако оно также продемонстрировало, что восставшие, идя по пути гражданской войны и «самозванства», не смогли захватить власть вооруженным путем, а тем более предложить реалистичный и способный консолидировать общество план преобразований в Российской империи, поэтому их поражение выглядит вполне закономерным. Для предотвращения повторения подобных восстаний в будущем был предпринят комплекс мероприятий, связанный с предпринятым в 1775 г. разукрупнением губерний (увеличение их количества с 20 до 50), реформированием полицейских органов, а также расширением прав дворянства и зажиточного городского населения, являвшихся главной опорой самодержавия.

3. Социальная опора монархии в период «просвещенного абсолютизма». «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам» .

Население России во второй половине XVIII в. стремительно росло за счет различных факторов: если в 1763 г. оно составляло 23 млн. чел., то к концу правления Екатерины II достигло 37 млн. чел., основную массу которых составляли крепостные и государственные крестьяне. Городскими жителями было менее 10 %, хотя по мере развития мануфактурного производства и торговли социально-экономическое значение городов постепенно возрастало. При этом господствующее положение в обществе на тот момент занимало дворянство, которое при своей немногочисленности (менее 1 % населения) имело юридически закрепленный привилегированный статус, было максимально интегрировано во все органы государственной власти, отличалось наивысшим организационным и образовательным уровнем. Екатерина II считала дворян опорой своей власти и продолжала начатую её предшественниками политику по расширению их полномочий.

21 апреля 1785 г. была обнародована подписанная Екатериной II «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства ». В первую очередь этим документом были подтверждены положения провозглашенного Петром III манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762), освобождавшего дворян от обязательной службы, а также все прочие их привилегии, существовавшие на тот момент. Кроме того, дворянству предоставлялся целый ряд новых прав и полномочий:

· Создавались органы дворянского самоуправления (губернские и уездные дворянские собрания во главе с выборным «предводителем дворянства»).

· В отношении дворян запрещалось применять телесные наказания.

· Дворянство освобождалось от обязательства размещать и содержать в случае необходимости военные части (т.н. «постой»), в то время как все остальные социальные слои, даже самые малообеспеченные, вынуждены были нести эту повинность.

· Дворянство имели исключительные права собственности на землю, в том числе на «недра» (т.е. на пользование полезными ископаемыми), и в то же время могло заниматься всеми видами предпринимательства.

· Запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.

· Основанием для лишения дворянства могло быть только совершение уголовного преступления из определенного списка, включавшего всего несколько позиций, который не мог быть расширен.

· Судить дворян мог только «суд равных».

· Наименование высшего сословия в стране изменялось – теперь вместо «дворянство» оно носило название «благородное дворянство», информация о всех потомственных дворянах фиксировалось специальными родословными книгами.

На вновь присоединенных территориях бывшей Речи Посполитой, Войска Запорожского, Крыма и Кавказа представители региональной элиты (шляхтичи, казацкая старшина, беи и мурзы) уравнивались в правах с российским дворянством, что должно было сделать их опорой новой власти на местах.

Одновременно с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» была обнародована также «Грамота на права и выгоды городам » (или «Жалованная грамота городам »), регламентировавшая положение горожан, которых в то время также называли «городскими обывателями» или «мещанским сословием». Были введены новые выборные городские учреждения (городские думы, состоящие из выборного городского головы и шести гласных), расширен круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: 1) «настоящие городские обыватели» – владельцы городской недвижимости из числа дворян, чиновников, духовенства; 2) купцы, разделенные на 1, 2 и 3 гильдии в зависимости от оборота их предпринимательской деятельности; 3) ремесленники, записанные в ремесленные цехи; 4) иностранцы и иногородние граждане; 4) именитые граждане; 5) посадские люди – все прочие жители города, «кормящиеся промыслами или рукоделием».

Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты – органы сословного городского самоуправления, отдельно избирались суды для дворян и для городского населения. «Жалованная грамота городам» завершила формирование в России т.н. «городского общества», которое состояло из обывателей, принадлежащих к податным сословиям, то есть к купцам, мещанам и ремесленникам. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

4. Территориальные приобретения в годы правления Екатерины II. Ликвидация Крымского ханства и присоединение его территории к Российской империи .

В период правления Екатерины II значительно расширились границы Российской империи, в основном, в западном и южном направлениях. Продвижение на Запад было связано с т.н. разделами Речи Посполитой , которая ко второй половине XVIII в. находилась в состоянии глубокого кризиса. К концу XVIII в. это государство полностью прекратило свое существование, а его территория оказалась включенной в состав Российской империи, Австрии и Пруссии. По первому разделу Речи Посполитой в 1773 г. Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская). По второму разделу 1793 г. Российская империя присоединяет Минскую, Волынскую и Подольскую области. Наконец, по третьему разделу 1795 г. в состав государства вошли литовские губернии (Виленская, Ковенская и Гродненская), верхнее течение Припяти и западная часть Волыни. Тогда же было присоединено к Российской империи герцогство Курляндское.

Более сложной задачей было продвижение Российской империи на юг и его закрепление на берегах Черного моря, главным противником которого выступала Османская империя. Решению этой задачи способствовала победа в русско-турецкой войне 1768-1774 гг . В 1771 г. российская армия под руководством генерал-аншефа, князя В.М. Долгорукова (впоследствии получившего титул «Крымский») вступила на территорию Крымского полуострова. Крымский хан Селим III Гирей вынужден был бежать в Османскую империю. Новый хан Сахиб II Гирей подписал 1 ноября 1772 г. с князем Долгоруковым Карасубазарский договор , по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России, под российский контроль переходили Керчь, а также крепости Кинбурн и Еникале.

10 (21) июля 1774 г. был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор , по которому Османская империя вынуждена была признать Крымское ханство независимым государством, а также контроль России над Керченским проливом. Однако османские правители рассматривали этот мир как временную уступку и в будущем предполагали восстановить свой протекторат над Крымским ханством. Многие положения Кючук-Кайнарджийского договора реально не выполнялись. Кроме того, турецкий султан, являясь верховным халифом, сохранял в своих руках религиозную власть и имел формальное право утверждать новых ханов, что оставляло ему возможность политического влияния на обстановку реального давления на Крымское ханство. Фактически одновременно с подписанием Кючук-Кайнарджийского договора на крымском побережье возле Алушты высадился турецкий десант под руководством нового претендента на ханский престол – Девлет IV Гирея . В окрестностях города произошло сражение турецких войск с российскими войсками под командованием М.И. Кутузова , которые не позволили неприятельскому десанту продвинуться вглубь полуострова. Часть крымскотатарской элиты по-прежнему ориентировалась на Османскую империю, в то время как другая часть была настроена пророссийски.

В ноябре 1776 г. на территорию Крымского ханства вновь были введены российские войска, с помощью которых в 1777 г. ханский престол удалось занять пророссийски настроенному Шахин-Гирею (Шагин-Гирею), в то время как Девлет IV Гирей бежал в Стамбул. По просьбе Шахин-Гирея российские военные формирования остались в Крыму, расположившись у Ак-Мечети. Новый хан попытался провести реформы по европейскому образцу (в т.ч. военную и административно-территориальную реформу), однако они встретили жесткое противодействие со стороны консервативной части населения, особенно у мусульманского духовенства. Неоднократно предпринимались попытки вооруженным путем сместить Шахин-Гирея с ханского престола, однако все они предотвращались российскими войсками, которыми на тот момент командовал А.В. Суворов.

В 1778 г. по указанию наместника Новороссийской, Азовской, Астраханской и Саратовской губерний князя Григория Потёмкина с помощью российских войск был осуществлен переход в российское подданство и переселение христианского населения Крыма на территорию Приазовья. С одной стороны, это решило проблему заселения этих плодородных земель, ранее входивших в состав Войска Запорожского. С другой стороны, вывод из Крыма христиан в количестве более 30 тыс. чел., которые прежде жили в крымских городах и занимались ремеслом и торговлей, резко сократил финансовые поступления в ханскую казну, что сделало Шахин-Гирея ещё более зависимым от помощи со стороны России. На протяжении последующих лет со стороны Османской империи неоднократно предпринимались попытки высадить десант на территории Крыма, а со стороны противников Шахин-Гирея – сместить его с ханского престола.

В конце 1782 г. стало очевидно, что развитие ситуации в Крыму и геополитические интересы России требуют иного решения. В этих условиях Г. Потёмкин обратился к императрице Екатерине II с меморандумом, в котором он подробно высказал свою точку зрения на сложившуюся ситуацию, настаивая на необходимости присоединения Крыма к Российской империи.

8 (19) апреля 1783 г. Екатерина II подписала Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» , однако первоначально он был тайным и не подлежал публичному оглашению. Мероприятиями по его реализации в Крыму по поручению императрицы руководил лично Г. Потемкин. Шахин-Гирей был фактически отстранен он власти, крымскотатарской знати и населению было предложено перейти в российское подданство. 28 июня (9 июля) 1783 г. – в день очередной годовщины восшествия Екатерины II на престол, Манифест о присоединении Крыма был наконец обнародован . В нем гарантировалась защита интересов местного населения в политических, экономических, религиозных вопросах, предоставление им равных прав с другими российскими гражданами. Состоялась торжественная присяга крымскотатарской знати новой правительнице, которую принимал Г. Потёмкин на вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром. Таким образом, окончательное присоединение территории Крымского ханства носила бескровный характер и являлась следствием политического компромисса. 28 декабря 1783 г. при подписании с Россией «Акта о мире, торговле и границах обоих государств» Османская империя вынуждена была признать новый, российский статус, отменявший 3-ю статью Кючук-Кайнарджийского мирного договора о независимости Крымского ханства. Большинство европейских государств, за исключением Франции, также признали изменение территориальной принадлежности Крымского полуострова.

Летом 1783 г. на берегу Атхиарской бухты появились первые постройки будущей главной военно-морской базы России на Черном море. Первые несколько месяцев поселение носило название Ахтиар , но в феврале 1784 г. Екатерина II своим указом дала ему новое имя – Севастополь , повелев создать здесь «военный порт с адмиралтейством, верфью, крепостью и сделать его военным городом». Также в 1784 г. территория бывшего Крымского ханства, включающая материковую и полуостровную части, была преобразована в Таврическую область с центром в городе Симферополь , основанном возле Ак-Мечети. Согласно указу «О составлении Таврической области из семи уездов и об открытии присутственных мест в городах оной» область была разделена на 7 уездов: Симферопольский, Левкопольский, Евпаторийский, Перекопский, Днепровский, Мелитопольский и Фанагорийский. Присоединение Крыма имело огромное геополитическое, военно-стратегическое и экономическое значение для Российской империи, оно стало одним из важнейших достижений, которые обычно связывают с именем Екатерины II.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

2. На какие сословия опиралась власть Екатерины II? Оправдана ли была такая политика?

3. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие Российской империи в екатерининскую эпоху. Можно ли назвать её политику в этом направлении реформаторской, или она была консервативной?

4. Какова была екатерининская политика в сфере образования и в отношении православной церкви?

5. Почему стало возможно массовое восстание под руководством Емельяна Пугачева и почему оно закончилось поражением?

6. Как изменились границы Российской империи в период правления Екатерины II, за счет чего были достигнуты такие существенные приращения?

7. Какова была политика Екатерины II по отношению к бывшим землям Речи Посполитой и Запорожской Сечи?

8. Почему именно при Екатерине II было ликвидировано Крымское ханство, а территория Крымского полуострова вошла в состав Российской империи? Могло ли это историческое событие состояться раньше? Кто из окружения императрицы сыграл особенно значимую роль в присоединении Крыма и его интеграции в состав российского государства.

9. Приведите примеры внешнеполитических поражений и просчетов Екатерины II (если они были).

10. Действительно ли правление Екатерины II можно назвать «просвещенным абсолютизмом», а саму императрицу – «великой»? Какую роль она сыграла в отечественной истории?

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Екатерина II и российское дворянство.

2. Выдающиеся российские полководцы и флотоводцы в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.

3. Шахин-Гирей – последний крымский хан.

4. Фаворит императрицы Г.А. Потемкин и его роль в истории России и Крыма.

5. Путешествие Екатерины II в Крым.

6. Судьба Емельяна Пугачева: от рождения до казни.

7. Разделы Речи Посполитой и новая геополитическая карта Восточной Европы.

8. «Золотой век»?: Екатерининская эпоха в русской литературе и искусстве.

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Деловая игра с использованием методов case study и «мозгового штурма» на тему: «Можно ли считать Екатерину II высокоэффективным менеджером?».

В ходе семинара студенты-«эксперты» на основе заранее подготовленной информации рассказывают о трех конкретных ситуациях (кейсах), связанных с правлением Екатерины II (регламент каждого из 3-х выступлений «экспертов» – 10 минут). Выступление «экспертов» должно содержать максимальное количество фактов, но не содержать их оценок и интерпретаций. Остальные студенты делятся на две группы – «сторонников» и «критиков» Екатерины II. После описания каждого кейса студенты в течение 15-20 минут методом групповой дискуссии и мозгового штурма выявляют сильные и слабые стороны мероприятий, предпринятых Екатериной II в данной ситуации, а также предлагают свои варианты возможных действий в данной ситуации. Сам «эксперт», рассказывавший о соответствующем кейсе, в ходе обсуждения не может давать оценки деятельности Екатерины II, а может делать только фактологические уточнения, если такая необходимость возникает во время дискуссии.

Для обсуждения берутся следующие кейсы:

Кейс № 1 . Подавление крестьянско-казацкого восстания под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.).

Кейс № 2 . Издание в 1785 году «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованной грамоты городам»: содержание документов, цели их принятия, последствия для внутреннего развития страны.

Кейс № 3 . Борьба с Османской империей и Крымским ханством, присоединение территории Крымского полуострова к Российской империи (события 1774-1783 гг.).

Список терминов и понятий:

«Просвещенный абсолютизм», «пугачевщина», секуляризация.

Список персоналий:

Екатерина II, А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, В.М. Долгоруков, Е.И. Пугачев, С. Юлаев, Шахин-Гирей.

Хронология:

1762, 28 июня – свержение императора Петра III в результате дворцового переворота и возведение на престол его жены Екатерины II Алексеевны

1764 – окончательное упразднение гетманства на Левобережной Украине и Слобожанщине

1765 – указ о праве помещиков ссылать крепостных крестьян в Сибирь

1769 – выпуск ассигнаций (первых бумажных денег в России)

1770 – победы русских войск под командованием П. А. Румянцева при Ларге и Кагуле

1771 – занятие русскими войсками под командованием В.М. Долгорукова Крыма

1772 – 1-й раздел Речи Посполитой между Российской империей, Пруссией и Австрией. Присоединение к России белорусских земель и польской части Ливонии

1773-1775 – крестьянско-казацкое восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1774, 10 (21) июля – подписание Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей как результат русско-турецкой войны 1768-1774 гг., признание Османской империей независимости Крымского ханства

1774, август – окончательное поражение Пугачева под Царицыном, выдача его правительственным войскам

1775 – издание «Учреждения для управления губерний Российской империи», разделение страны на 51 губернию

1783, 24 июля – Георгиевский трактат – договор о добровольном принятии Картли-Кахетинского царства (Восточная Грузия) под покровительство Российской империи

1785 – «Жалованная грамота дворянству» и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи»

1791, 29 декабря – Ясский мир с Османской империей, официальное признание ей присоединения Крыма к Российской империи

1793 – 2-й раздел Речи Посполитой, переход к Российской империи большей части Правобережной Украины и Белоруссии (с Минском)

1794 – подавление русскими войсками восстания Т. Костюшко в Польше

1795 – 3-й раздел Речи Посполитой, присоединение к Российской империи Литвы, Курляндии, Западной Белоруссии и Западной Украины (кроме Галичины)

1796 – смерть императрицы Екатерины II и начала правления императора Павла I

Литература:

Основная литература:

  1. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2015. - 680 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 235-271.
  2. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. - М. : Проспект, 2014. - 303 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 88-99.

Дополнительная литература:

  1. Екатерина II Великая, О величии России / Екатерина II Великая. - М. : Директ-Медиа, 2012. - 96 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55725(22.08.2016).
  2. Елисеева О.И. Екатерина Великая / О.И. Елисеева. – М. : Молодая гвардия, 2010. – 190 с.
  3. Исторический лексикон. Россия. XVIII в. / сост. Г.В. Якушева, И.И. Илизаров, А.Б. Каменский, Э.С. Львова и др. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 837 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38660 (22.08.2016).
  4. Ключевский, В.О. Императрица Екатерина II (1729-1796) / В.О. Ключевский. - М. : Директ-Медиа, 2010. - 117 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41245 (22.08.2016).
  5. Леонтьева, Г.А. Практикум по истории России XVIII века / Г.А. Леонтьева, А.П. Синелобов. - М. : Прометей, 2013. - 338 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=212629 (22.08.2016).


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта