«Посидим в тишине» Елена Благинина
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
Хорошие детские стихотворения, по мнению многих психологов и педагогов, должны не только развлекать малышей, но и воспитывать – прививать важные мысли, знакомить с правилами поведения, а также учить новым словам и выражениям. Произведение Елены Александровны Благининой (1903 – 1989) «Посидим в тишине» удовлетворяет этим условиям.
Повествование в стихотворении ведётся от лица ребёнка, девочки младшего школьного возраста. Автор часто использует местоимение «я», так маленьким читателям легче примерить роль героини на себя.
Девочка рассказывает, что её мама прилегла поспать. Как заботливая дочь, героиня старается не побеспокоить сон уставшей родительницы, хотя ей самой спать не хочется. Поэтесса объясняет состояние девочки в виде беседы с солнечным лучом:
И сказала я лучу:
— Я тоже двигаться хочу!
Очень подробно лирическая героиня перечисляет, чем бы она могла занять себя, если бы не мамин отдых. Здесь и пение, и чтение, и подвижные игры с мячом, и шутки, которыми она могла бы себя рассмешить. Но девочка очень хорошо понимает, что не должна шуметь, и лучик света с ней соглашается:
— Ничего, шептал он будто,-
Посидим и в тишине!…
Поэтесса делает героиню близкой маленьким читателям с помощью эмоционально окрашенной прямой речи. В тексте много восклицаний: «Да мало ль я чего хочу!», «Ну, и я играть не стала!». Автор использует анафоры: «Я бы…», «Я б…», что придаёт строкам черты настоящей речи ребёнка. Кроме того, автор постоянно упоминает различные детские игрушки (мяч, волчок), занятия, которые любят дети. Это позволяет читателям ассоциировать себя с девочкой, а это в свою очередь помогает автору донести до детей свою мысль.
Главная идея произведения – отзывчивость и забота о матери. То, что родители должны заботиться о своих детях, известно всем. Но не менее важно научить малышей быть внимательными по отношению к тем, кто их любит и кого любят они сами. Поэтому-то маленькая героиня так спокойно соглашается с тем, что ей придётся на какое-то время отказаться от развлечений. Автор не зря приводит так много детских забав, так ярко описывает, как могла бы девочка повеселиться, в то время как отдых мамы обозначен буквально в двух словах. Поэтесса противопоставляет всевозможные игры девочки одному событию – сну матери, подчёркивая тем самым его значимость для ребёнка.
Конспект заучивания стихотворения в старшей возрастной группе.
Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"
Цель : Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.
Задачи: - Развивать интерес детей к художественной литературе.
Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям.
Формировать интерес к отгадыванию загадок.
Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Развивать речь как средство общения. - Формировать умения внимательно слушать стихотворения.
Воспитывать чуткость к художественному слову. - Отработать интонационную выразительность речи. - Поощрять рассказ детей о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.
Оборудование:
Книга Е. Благининой " Вот какая мама"; иллюстрации разных художников с изображением мам за работой; стихотворение Е Благининой" Посидим в тишине" ; цветные карандаши, альбомный лист А4.
Предшествующая работа:
С утра в книжном уголке ставлю книгу Е. Благининой" Вот какая мама". На мольберте размещаю иллюстрации разных художников с изображением мам за работой(стиркой, уборкой, готовкой и т.д.)
Дети, рассматривая книгу и иллюстрации, пытаются понять, о чём книга. В начале НОД интересуюсь у детей об их предположениях.
Ход занятия.
Вводная часть.
Загадываю детям загадку
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо –
Лучше всех на свете… (мама)
Правильно, ребята, конечно, мама. У ребёнка самое первое слово"мама"- потому что для ребёнка это самый добрый, самый ласковый, самый любимый человек! А ещё наши мамы самые трудолюбивые! Вы уже рассматривали иллюстрации, где мамы постоянно в работе. Несмотря на то, что мамы работают - кто в больнице, кто в школе, кто в магазине - они ещё справляются со множеством домашних дел. Мамам очень трудно, и вы должны мамам помогать: убирать за собой игрушки, поливать цветы, ухаживать за животными. А как вы помогаете вашим мамам?
Соня: Я помогаю маме протирать пыль.
Рита: Я мою посуду.
Олег: Я помогаю маме нести домой покупки.
Молодцы, ребята.
Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать её своим вниманием, заботой. И мамины глаза будут сиять от радости. Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.
Выразительно наизусть читаю стихотворение.
Стихотворение Е Благининой " Посидим в тишине"
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
Задаю вопросы на понимание идеи стихотворения.
Ребята, вам понравилось стихотворение? Дети: Да. - Как оно называется?
Рита: " Посидим в тишине" .
О ком стихотворение? Маша: О маме.
Почему девочка сидела в тишине и не играла? Соня: Потому что мама устала и девочка хотела, чтобы мама отдохнула.
Правильно, дети, молодцы.
Задаю вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения- в вопрос включаем слова из стихотворения,побуждаем при ответе применять авторские слова.
Почему мама спит? Настя: Она устала.
Кто крадётся по маминой подушке? Полина: Луч крадётся золотой.
Что сказала девочка лучу? Захар: Я тоже двигаться хочу!
Куда метнулся луч? Вика: Луч метнулся по стене.
Как вы понимаете фразу: луч крадётся золотой? Соня: Солнечный луч ползёт по маминой подушке.
Как это понимать:луч метнулся по стене? Тихон: Теперь солнечный луч пополз по стене.
Упражняю детей в выразительном исполнении этих строк.
Читаю повторно стихотворение с установкой на запоминание .
Послушайте стихотворение ещё раз, постарайтесь его запомнить. У нас скоро Мамин праздник и вы сможете прочитать наизусть стихотворение своим мамам, они очень обрадуются.
Вызываю детей для прочтения стихотворения(3-5 детей).
Если ребёнок запнулся, подсказываем, ребёнок повторяет(не допускаем длительных пауз)
Молодцы ребята, запомнили стихотворение и очень хорошо прочитали.
Предлагаю детям отдохнуть и провести физкультминутку :
"Веснянка"
Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу). Гори, гори, ясно, чтобы не погасло! Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу ).
Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте ).
А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте).
А цветочки подрастают. (дети медленно встают ).
Заключительная часть.
Ребята вам понравилась героиня этого стихотворения? Дети: Да.
Чем она понравилась, какая она? Полина: Она добрая и хорошая, она заботится о своей маме, и не может её огорчать.
Правильно ребята! И вы тоже должны любить и заботится о своей маме.
Ведь очень часто вы не думайте, что ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героина стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если вы не будете мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с вами в самые разнообразные игры.
Ребята, наше занятие закончилось, все очень внимательно слушали и отвечали на вопросы. И я надеюсь, что вы запомнили стихотворение и сможете рассказать своим мамам, и обрадуете их.
Последующая работа.
Предлагаю детям нарисовать картину, где они с мамами играют в разные игры, рисуют, лепят, читают, гуляют.
Чтобы дети не забывали стихотворение, периодически его повторяем.
Стихотворения известной русской поэтессы Елены Благининой – интересные и увлекательные. Они учат нас быть умными, послушными, любить своих родителей и радоваться детству.
Творчество Е. Благининой
Елена Благинина писала стихи о маленьких детях и их приключениях. Поэтесса посвятила всю свою жизнь работе над детской литературой. Ее стихотворения знают ваши бабушки и дедушки, ведь когда они были маленькими, Елена Благинина уже успела создать множество интересных стихов.
Стихотворения этой поэтессы очень легко учить наизусть, что может сделать каждый из вас. Елена Благинина была очень умной поэтессой – она знала много разных языков. Это помогло ей заниматься переводом детской литературы, написанной иностранными авторами, на наш родной русский язык.
Стихотворение «Посидим в тишине»
В самом начале произведения «Посидим в тишине» мы видим такую картину: усталая мама легла отдохнуть, а ее маленькая дочка сидела рядом и не хотела играть, чтобы не разбудить свою любимую мамочку. Игрушки маленькой девочки тоже молчали, так как маленькая хозяйка с ними не играла.
В комнате было очень тихо, однако вдруг на подушке, на которой спала мама, появился маленький лучик солнца. Он начал задорно бегать и танцевать по подушке. Девочка не выдержала и сказала лучику. что она хочет также прыгать и плясать как и он, а не сидеть без движений.
Ей очень хотелось вслух прочитать стих, играть с юлой, петь песенку, однако мама спит, и тревожить ее было бы плохим поступком. Лучик, выслушав девочку, сделал круг по стене, а потом остановился на ее лице, и тихо шепнул ей, что раз мама спит, то они с девочкой посидят в тишине.
Главная героиня стихотворения «Посидим в тишине»
Главная героиня стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» – маленькая девочка, которая очень сильно любит свою маму. Она, как и все дети хочет играть и прыгать, однако понимает, что мама проснется от шума. Мы видим, какая главная героиня добрая и хорошая, она заботиться о своей маме, и не может ее огорчать.
Ведь очень часто дети не думают о том, что их родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И дети, также как и главная героиня стиха «Посидим в тишине», должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают. Если дети не будут мешать отдыху своим родителям, то может быть они, после того как проснуться, будут играть вместе с ними в самые разнообразные игры.
(2
оценок, среднее: 1.00
из 5)
Есть стихи, которые сопровождают нас в детстве, но потом мы вырастаем из них. Проходит время, и мы читаем их своим детям, внукам и снова радуемся им как старым знакомым. Таковы стихи Елены Благининой, 110-летие которой мы отмечаем 27 мая.
Елена Александровна Благинина (1903-1989) родилась в селе Яковлеве Орловской губернии. В этих краях выросли Тургенев и Толстой, Фет и Тютчев, Бунин. Она была дочерью багажного кассира на станции Курск-I, внучкой священника. Первые стихи написала в восемь лет. Девочка собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же, в годы студенчества, в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, который основал поэт Валерий Брюсов.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Е. Благинина. «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», — вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями. Первая книжка для детей «Осень» вышла в 1936 году. В 1939 – сборник «Вот какая мама!», в 1940 – «Посидим в тишине». После войны появляются книжки «Радуга» (1948), «Огонёк» (1950), «Гори-гори ясно!» (1955).
Потом было много других книг: Елена Александровна прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Леси Украинки, Янки Купалы и Якуба Коласа, Натальи Забилы, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко.
Благинина принадлежит к художникам, фантазию которых волнует правда окружающей жизни. Она видит чудо во всём, что её окружает:
Мне жаль суровых и надменных,
Пусть мир их сложен, пусть богат.
Они чудес обыкновенных
Не видят, видеть не хотят.
Им хлеб – не всласть,
Вода – не в милость,
Им ночь – не в отдых,
День – не в свет.
В них как бы радуга затмилась,
Весь пыл её сошёл на нет.
А мы, не мудрствуя лукаво,
Стоим на страже простоты,
Даря налево и направо
Житейской радости цветы.
Высшим светом сияют для неё хлеб, вода, день, ночь, радость ходить по земле, слушать пение птиц, видеть красоту природы, и всё это находит отражение в её стихах.
Радуга
Дождик, дождик, не дожди,
Посидите в тишине, подумайте о жизни, о поэзии, обо всём, что дорого сердцу. Прочитайте своим детям, внукам, выучите с ними что-нибудь из замечательных стихов Елены Благининой. И обязательно познакомьтесь с очень доброй и философской сказкой «Чудесные часы».
Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
С добрым утром!
Чудесные часы
Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта.Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка.
Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса:
Начался падёж скота, Эльза! Слышала?
Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза!
Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды.Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал:
Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик - ни дать ни взять - сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо - хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали...
Услыхав про часы, Марта вспомнила, что у неё есть замечательные старинные часы. Только они давным-давно остановились.
А вы не часовщик? - спросила Марта.
Настоящий часовых дел мастер! - раскланялся старичок.
Марта пригласила старичка в дом. Она достала из сундука часы и показала их мастеру.
На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы.
Между тем болезнь скота разрасталась, и все в деревне очень беспокоились за своих коз.
Однажды вечером тётушка Марта пошла в лес за хворостом. Она быстро набрала большую вязанку и свернула на знакомую тропу - домой. Но тропа вдруг исчезла. Направо Марта увидела дерево, поваленное грозой, налево - большой круглый камень. Ни камня, ни дерева раньше тут не было. Вдруг слабо потянуло дымком, и Марта пошла в ту сторону, откуда шёл дым. Вскоре она увидела костёр, возле которого сидел часовщик, помешивая грибную похлёбку.
Добрый вечер, фрау Марта! - сказал часовщик. - Поужинайте со мной!
Урок литературного чтения
во 2 классе
Проверка
домашнего задания
Речевая разминка
Павел Башмаков
Елена Александровна
Благинина (1903-1989) - русский поэт, переводчик.
Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денёк почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, мёдом, тишиной...
Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.
Училась в Курской Мариинской гимназии и Курском пединституте. В 1921 году уехала в Москву. В 1925 окончила Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова в Москве. Несколько лет работала в экспедиции газеты «Известия».
Была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым. Похоронена на кладбище в подмосковном Голицине - там находился писательский дом творчества.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина.
«Ребята любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.
Лексическая работа (толковый словарь Ожегова)
ЗАГАДКИ
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке...
В ушках маминых сверкают,
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли-крошки
Украшения...
Край ее зовут полями,
Верх украшен весь цветами.
Головной убор-загадка -
Есть у мамы нашей...
Назовите-ка посуду:
Ручка прицепилась к кругу.
Блин испечь ей – ерунда
В брюхе у него вода
Забурлила от тепла.
Как разгневанный начальник,
Быстро закипает...
Это кушанье для всех
Мама сварит на обед.
И половник тут как тут –
Разольет в тарелки...
Пыль найдет и вмиг проглотит –
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит...
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него...
Домашнее задание
стр. 119 выразительное чтение