Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Современные проблемы науки и образования.

Современные проблемы науки и образования.

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется.

Работоспособность - характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение конкретного времени.

в Зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма, умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, что способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшению снабжения мозга кислородом и тому подобное (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов).

На работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностных факторов относятся тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами.

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младше школьники, тем заметнее колебания динамики их работоспособности, на это не следует обращать внимание, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальная работоспособность и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис. 2.1).

Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройка на нужный динамический стереотип, достижение требуемого уровня вегетативных функций организма. ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженнее работа, тем короче эта фаза. Так, за тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а по умственной работы 1,5-2,5 часа. У учеников по сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы детей.

Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимый рабочий динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождающаяся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. При благоприятных условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может продолжаться 70-75% рабочего времени.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижения работоспособности), характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе).

Для некоторых видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т. зв. фаза конечного порыва.

Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или во время ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, гаммированием чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем вираженішою есть фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамики работоспособности существенно меняется.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности, который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальной (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и др). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе утомляемость, поэтому нагрузки надо уменьшать (рис. 2.1).

Работоспособность учащихся изменяется в течение дня. Так, у большинства младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности наблюдается после первого урока и продолжается до третьего. В конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке стоит изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьем-м - самые сложные, а потом опять легкие.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по сложности; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложено такое распределение учебных предметов по степени сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, природоведение, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. Утомительными есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным есть урок чтения, поскольку процесс формирования навыков чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условиях (18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т. зв. "голубей", "жаворонков" и "сов". "Голубям" свойственна двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 час., в 14-15 час. работоспособность уменьшается, в 17-18 час. снова растет, понижаясь вечером. "Совы" продуктивнее всего работают в вечерние часы, а "жаворонки" - в утренние.

Работоспособность учащихся изменяется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена за начало недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования свидетельствуют, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное эмоциональным ожиданиям дней отдыха. За такими принципами изменяется работоспособность детей и в течение учебного года.

Рассмотренная динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются встигаючими в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей в определенной степени могут изменять динамику работоспособности. Кроме того, чем младше школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короче период оптимальной устойчивой работоспособности.

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организмапри их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этимработоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышениеработоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.


Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

33. Утомление и переутомление. Фазы утомления на уроке. Роль учителя в предупреждении утомления и переутомления .

При активной умственной работе возрастает потребность мозга в питательных веществах, возникает кислородный дефицит, снижающий жизнедеятельность мозга, в результате чего наступает утомление или переутомление, проявляющееся снижением восприятия и работоспособности.

Утомление - это состояние организма, вызванное работой, при которой временно понижается работоспособность, изменяются функции организма и появляется субъективное ощущение усталости. Снижение работоспособности не всегда является симптомом утомления. Например, неблагоприятные условия труда (нарушение температурного режима, монотонный шум, недостаточное освещение и т.д.) могут вести к снижению работоспособности. Утомление, субъективно ощущаемое как усталость, появляется у каждого человека, как правило, к концу рабочего дня. Субъективными симптомами утомления являются: тяжесть в голове и конечностях; вялость, разбитость и общая слабость; трудность выполнения работы.

К характерным объективным признакам утомления следует отнести: ослабление внимания к выполняемой работе и окружающей среде; неспособность к выработке новых полезных навыков и ослабление ранее приобретенных автоматических навыков; нарушение координации функций и замедление темпа выполняемой работы; нарушение рабочего ритма и возникновение лишних движении. Следовательно, утомление приводит к возникновению в мозговых центрах охранительного торможения, предотвращается «функциональное истощение» и обеспечивается восстановление работоспособности человека. Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Здесь важно эмоциональное состояние работающего в отношении выполняемой им гы. Если работа приятная и имеет большую социальную значимость, то усталость у работающего может не проявляться в течение длительного времени. В то же время при бесцельной, бесплатной, малоприятной работе усталость может возникнуть тогда, когда объективно утомление еще далеко не наступило.

Таким образом, утомление - это нормальное физиологическое состояние организма. Физиологические процессы, приводящие к утомлению, биологически полезны, так как они являются стимулятором восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности в ходе упражнения, т.е., наступив сегодня, оно ставится предпосылкой роста работоспособности завтра. Работа с умеренным утомлением дает человеку хороший аппетит и содействует хорошему ночному сну.

Переутомление - состояние, при котором даже длительный сон в полной мере не восстанавливает работоспособность. Та работа, которая выполнялась раньше легко, теперь выполняется с трудом, требует напряжения.

Настроение при этом мрачное, возникает раздражительность; падает интерес к жизни, растет недовольство. Человек нередко вступает в споры, конфликтует, него появляется чувство общей усталости еще до начала работы; отсутствует интерес к ней. Возникает апатия, снижается аппетит и кружится и болит голова.

Как видно из вышеизложенного, утомление является закономерной физиологической реакцией организма на выполнение любой работы. Однако целью физиологии является разработка такого комплекса мероприятий, которые бы способствовали более позднему появлению выраженных признаков утомления и обеспечивали длительную работу человека без существенного сниже-|вия работоспособности.

В процессе обучения утомление вызывает не только сама работа, но и ряд других факторов.

Как сохранить работоспособность учащихся на уроке
достигать определенных результатов.
Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его
динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот
термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой
работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность
действовать целенаправленно,
что
работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма.
Например, работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом
сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15­20 минут урока число неслушающих,
вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей
катастрофически быстро растет. Кажется: еще секунда – и собрать их внимание будет просто
невозможно. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма ребенка. Он как бы
отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно,
попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только
рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности
позволяет отодвинуть утомление.
Известно,
Рассмотрим основные закономерности умственной работоспособности. Эти закономерности
мы должны не просто знать – их необходимо учитывать при организации педагогического процесса,
на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю.
В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной
работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период
оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы,
двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение
некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы
возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент не
отрегулировать, не откорректировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же
интенсивностью, то наступит утомление и резко упадет работоспособность. Если внимательно
разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели, то мы найдем
все эти периоды. Например, возьмем урок: первые 3­5 минут – врабатывание. Но этот период
можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь
внимание детей к предстоящей работе. Затем – оптимум, период самой высокой
работоспособности. Сколько он продолжается? 10­15 минут, но этот период можно удлинить, если
чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. В то же время
необходимо помнить, что высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы
не может продолжаться более 20 минут. Далее наступает следующий период – компенсаторная
перестройка. Пора детям дать передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка,
дыхательная гимнастика, минуты релаксации, гимнастика для глаз и т.д. После такого отдыха
обеспечено еще 5­10 минут эффективной работы, и, кроме этого, к концу урока не будет очень
резкого спада работоспособности.
Сегодня я хочу предложить вам несколько вариантов физкультминуток, пальчиковых игр,
дыхательных упражнений.
Физкультминутки, пальчиковые игры
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
(Постукивание подушечками пальцев по парте)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают)

Чищу овощи для щей.
(Хлопаем в ладоши)
Сколько нужно овощей?
(Разводим руки в стороны)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
(Массируем пальцы левой руки)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо.
(Массируем пальцы правой руки)
Раз! Два! Три!
(Хлопаем в ладоши)
Огонь зажжен.
(Потираем ладошки)
Кочерыжка, выйди вон.
(Стучим кулачками)
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивают подушечками пальцев
по парте)
Нашу руку разогнем,
Вверх ладонью повернем,
Пальцы на себя потянем –
Выгибать запястье станем.
(По очереди выгибают запястья)
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
А бумажка загорится.
(Трут ладонью о ладонь)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Пальчик наш привык к порядку.
Утром делает зарядку:
Раз – наклон, два – наклон.

Вот как ловко скачет он.
«Я сильней наверняка!» ­
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» ­
Спорит левая в ответ.
(Сцепляют руки в «замок» и тянут в
разные стороны)
Мы ногами топ­топ,
Мы руками хлоп­хлоп!
Раз, два, три, четыре –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть­чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из­под ладошек.
И направо! И еще
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг­скок, прыг­скок,
Мы глазами миг­миг,
Мы плечами чик­чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз –два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули!
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Поскакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево­вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»
Мы осанку исправляем:
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спину вы держите –
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите –
Раз и два, раз и два!
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко­легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем,
А потом решать начнем.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

ПОДБОРКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(Методика Е.М.Мастюковой)
«Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок
распускается). Возвращение в исходное положение – выдох. Медленно, 4­6 раз.
«Поднимаем выше груз»
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках.
Выполнение: медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. Возвращение в исходное
положение – выдох, 6­8 раз.
«Лес шумит»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: наклон вправо – вдох. В исходное положение – выдох, наклон влево – вдох, в
исходное положение – выдох, 5­6 раз.
«Травушка колышется»
выдох, 4­5 раз.
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.
Выполнение: поднять руки вверх, плавно покачать кистями рук – вдох, опустить руки вниз –
«Травушка растет»
И.п.: стоя на коленях, руки к плечам.
Выполнение: поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох. Опустить руки на плечи
– выдох, 3­5 раз.
«Грибок»
И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).
Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад – вдох
(грибок вырос), в исходное положение – выдох, 6­8 раз.
«Насос»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.
Выполнение: глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит
вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На вдохе вернуться в исходное положение; то
же влево. 4­5 раз в каждую сторону.
«Вертолет»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Выполнение: глубоко вдохнуть, не меняя положение рук; повернуться вправо – выдохнуть;

Недельная динамика умственной работоспособности учащихся

У школьников 4, 6, 7 и 9 классов в первый день недели заметна фаза врабатывания в учебную деятельность, в то время как у учащихся 5, 8, 10 и 11 классов понедельник является днем высокой работоспособности. Снижение учебной активности, следовательно, работоспособности у школьников 4, 6 и 7 классов приходится на четверг, у учащихся 5, 8-11 классов - на пятницу.

Неустойчивость работоспособности в течение недели наблюдается у школьников 6, 7 и 9 классов, у них отмечены волнообразные колебания работоспособности. У учащихся 6 и 7 классов наблюдается пик работоспособности в среду и второй небольшой подъем в пятницу. У школьников 9 класса колебания работоспособности в течение недели выражены в меньшей степени, выявлялись два ее подъема - во вторник и в четверг. умственный работоспособность школьник

Нестабильность работоспособности является отражением напряженности регуляторных процессов в организме подростков, свидетельствует о функциональном напряжении, возникающим под воздействием учебной нагрузки, о невозможности быстрого восстановления функций у учащихся названных возрастных групп.

Дневная динамика умственной работоспособности учащихся:

У учащихся разного возраста динамика умственной работоспособности в течение учебного дня в разные дни недели различна при наличии определенной закономерности. Так, в динамике умственной работоспособности учащихся 11-13 лет отражается, что их организм с трудом мобилизует внутренние адаптационные резервы для достижения высоких результатов в процессе длительной напряженной работы. Если в понедельник в средних классах (5-7) снижение работоспособности наблюдается на 4-ом уроке, а пик работоспособности приходится на 2-3 уроки, то во вторник работоспособность нестабильна - спад работоспособности приходится на 3 и 5 уроках с подъемом на 4 уроке. В среду и в четверг работоспособность удерживается на стабильном уровне до 5 урока, затем снижается. В пятницу и субботу она снижается уже на 3 уроке. Таким образом, наиболее продуктивными для обучения днями недели у школьников 5-7 классов являются вторник и среда, в понедельник работоспособность выше, чем в пятницу.

В 8 классе по сравнению с 5-7 происходит некоторая стабилизация работоспособности: с понедельника по четверг спад ее наблюдается на 4-ом уроке, в пятницу и субботу - на 3-ем. В 9 и 10 классах динамика работоспособности сходна, в разные дни недели ее снижение наблюдается на разных уроках: в понедельник, вторник и четверг работоспособность снижается на 5-ом, в среду и пятницу - на 4-ом уроке, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках. В 11 классе, при более высоком уровне работоспособности, чем у школьников другого возраста, динамика ее благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу - на 4-ом, в субботу - на 3-ем. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Достоверность разницы работоспособности по учебной активности учащихся средних и старших классов между понедельником и вторником несущественна. Согласно исследованиям, понедельник является днем высокой работоспособности, хотя по показателям учебной активности коллектива за учебный день в понедельник первый урок отмечался как урок врабатывания. Анализ динамики работоспособности в процессе урока показывает, что на первом уроке период врабатывания длиннее, чем на последующих, но в дальнейшем учебная активность учащихся повышается и утомление наступает позже, за счет чего суммарная активность учащихся на первом уроке изменяется несущественно по сравнению со вторым и третьим уроками. На втором и третьем уроках период врабатывания короче, учебная активность школьников выше. В другие дни недели на первом уроке период врабатывания короче, чем на первом уроке в понедельник.

В недельной динамике работоспособности у учащихся разных классов наблюдаются различия. У школьников 4 класса пик работоспособности приходится на вторник, второй подъем работоспособности наблюдается в пятницу. У учащихся 5-7 классов пик работоспособности приходится на среду. В 9 классе наблюдаются два подъема работоспособности - во вторник и четверг. В 8, 10 и 11 классах работоспособность с понедельника по четверг удерживается на стабильном уровне, снижение работоспособности происходит с пятницы. Наиболее непродуктивными для учебной работы являются пятница для учащихся 5-8 классов и суббота для учащихся всех классов.

Дневная динамика умственной работоспособности школьников разных классов в разные дни недели различна. У школьников средних классов (5-7) наблюдается нестабильность умственной работоспособности в течение учебного дня так же, как и в течение учебной недели: в понедельник работоспособность снижается на 4 уроке, во вторник снижается дважды - на 3 и 5 уроках, в пятницу и в субботу - на 3-ем. В 8 классе снижение работоспособности наблюдается с понедельника по четверг на 4-ом уроке, в пятницу и субботу на 3-ем уроке.

В 9 и 10 классах в понедельник, вторник и четверг снижение работоспособности наблюдается на 5-ом уроке, в среду и пятницу -на 4-ом, в субботу - на 4-ом и 3-ем. В среду и пятницу наиболее продуктивно учащиеся работают только на первых трех уроках.

В 11 классе динамика работоспособности благоприятна для учебного процесса: с понедельника по четверг, когда спад работоспособности происходит на 5-ом уроке, в пятницу работоспособность снижается на 4-ом уроке, в субботу - на 3-ем. У учащихся, для которых характерна слабая и средне-слабая сила нервной деятельности, в процессе учебной работы наблюдаются более выраженные неблагоприятные сдвиги умственной работоспособности, что может сказываться на результатах их обучения и состоянии здоровья.

Физическая работоспособность. Утомление, его физиологические основы и профилактика переутомления.

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Понятие об утомлении . После длительной, чрезмерной, а также во время монотонной или напряженной работы наступает утомление. Характерным проявлением утомления является снижение работоспособности. Развитие утомления связано прежде всего с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушением проведения нервных импульсов в синапсах.
Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Неинтересная работа быстрее вызывает наступление утомления. Дети утомляются при длительной неподвижности и при ограничении двигательной активности.
После отдыха, работоспособность не только восстанавливается, но и часто превышает исходный уровень. И. М. Сеченов впервые показал, что восстановление работоспособности при наступившем утомлении происходит значительно быстрее,не при полном покое и отдыхе, а при активном отдыхе, когда происходит переключение на другой вид деятельности.
Биологическое значение утомления, развивающегося у детей и подростков в процессе учебной и трудовой деятельности, двояко: это охранительная, защитная реакция организма от чрезмерного истощения функционального потенциала и в то же время стимулятор последующего роста работоспособности. Поэтому требования гигиены к организации учебно-трудовой деятельности детей и подростков направлены не на то, чтобы исключить появление у школьников утомления, а на то, чтобы отдалить его наступление- оградить организм от отрицательного влияния чрезмерного утомления, сделать отдых более эффективным.
Утомлению предшествует субъективное ощущение усталости, потребность в отдыхе. В случае недостаточного отдыха утомление, постепенно накапливаясь, приводит к переутомлению организма.
Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.
Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебной и внеклассной работы, трудовой деятельности, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания.

Умственная работоспособность. Гигиена умственного труда школьников

Все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.
У здоровых детей 6 - 7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Гигиена умственного труда школьников. Дети более подвержены умственному переутомлению в связи с недостаточной зрелостью нервной системы. Переутомление характеризуется головной болью, головокружением, быстро наступающей слабостью, покраснением конъюнктивы глаз и ушных раковин ("уши горят"), понижением аппетита, нарушением сна, повышением температуры тела, ухудшением памяти, рассеянностью, раздражительностью, плаксивостью. Если у школьника наступило переутомление, его нужно обязательно показать врачу, так как такое состояние может предшествовать развитию нервно-психического заболевания.

Суммарная дневная нагрузка учащихся не должна превышать 7-8 ч в сутки.

Гиподинамией (или "двигательным голодом") страдает большинство школьников. До 82-85 % дневного времени учащиеся находятся без движения (сидят). При сложившейся ситуации уроки физкультуры компенсируют около 11 % необходимого суточного движения школьников. Гигиеническая гимнастика дома и в школе перед началом занятий, физкультпаузы на уроках, высокая активность на уроках физкультуры, подвижные игры на переменах, 10-15 минутные перерывы для физических упражнений при выполнении домашних заданий помогут школьнику преодолеть недостаток в движении.

Возрастные особенности детей и динамику их работоспособности нужно учитывать при составлении расписания уроков. Наиболее высокая работоспособность у школьников младших классов на 1-2-м уроках, у средних и старших - на 2-3-м уроках. Поэтому учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, и контрольные работы следует планировать на эти часы. Работоспособность учащихся понижается в последующие часы, особенно если уроки сдваиваются.

Следует учитывать и тот факт, что в субботу и понедельник работоспособность обычно ниже, чем в другие дни.

Правильно организованный с психофизиологических позиций урок также влияет на состояние умственной работоспособности учащихся.

Если при входе в класс учитель улыбается, оптимистически настроен, у него четкий и достаточно громкий голос, он эмоционален при изложении нового материала, чередует виды деятельности учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, последние сохраняют во время урока хорошую работоспособность. Однообразные многочисленные замечания, призывающие школьников к тишине, раздражение учителя, окрики утомляют учеников и вызывают нежелание заниматься.

Недопустима практика увеличения объема домашних заданий на понедельник, так как она исключает необходимый отдых, в котором так нуждаются школьники к концу недели.

В поддержании достаточной умственной работоспособности велика роль гигиенического состояния учебных помещений: температурный режим и чистота воздуха (классы должны на переменах проветриваться, во время уроков - открываться окна и форточки-фрамуги в коридорах), уровень освещенности и оптимальное сочетание цвета помещения и мебели.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта