ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ!
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Слово о полку Игореве»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.
Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»
Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»
В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»
А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), "… Вновь я посетил..."
М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»
Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»
Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
И.А. Гончаров роман «Обломов»
Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».
А.Н. Островский пьеса «Гроза»
Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»
С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»
М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)
А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»
А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)
В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.
В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.
Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.
Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:
Досрочный период |
|
Основной день | Резервный день |
Основной период |
|
Основной день | Резервные дни 28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19 |
Осенняя пересдача |
|
1 пересдача | 2 пересдача 19.09.19 / 21.09.19 |
Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:
Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:
Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.
На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).
Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.
Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.
Объем развернутого ответа должен примерно составить:
Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.
Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.
На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:
Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:
Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:
Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».
Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.
С чего начать?
Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.
Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.
Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.
Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.
Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.
Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.
Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:
Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33
Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22
Минимальный балл (оценка 3) - 12
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.
Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.
Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:
Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,
Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,
Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:
Критерий 1 «Сопоставление произведений»;
Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;
Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.
Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:
Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,
Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,
Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,
Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,
Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Кодификатор конкретизирует перечень произведений (добавляется два или три произведения, которые традиционно изучаются в основной школе, т. е. включены в примерные и авторские программы и рекомендованные учебники). Все конкретизированные произведения помечены значком «*». Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы.
Если произведения не конкретизированы, то экзаменуемый может самостоятельно привлекать изученные им произведения для выстраивания литературных аналогий.