Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Викторина про зиму для начальной школы. Интересные факты о зиме для детей

Викторина про зиму для начальной школы. Интересные факты о зиме для детей

Канушина Наталия
Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы

Цель : обучение детей совместной работе в команде в условиях соревнования.

Задачи :

Определение уровня знаний детей по теме : «Зима» ;

Умение отгадывать загадки; подбирать слова признаки;

Развивать внимательность;

Развивать умение совместной командной игре;

Обучение методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции) .

Необходимый материал : эмблемы, фланелеграф -2, фломастеры, эмблемы команд разрезанные на 4-6 частей, 2-е пары лыж, 2-е косички, 2 куба, 2 обруча, картинки с зимующими и перелетными птицами, грамоты.

Ход игры.

Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине : «Зимушка-Зима » .

Играть сегодня будут две команды, команда «Снежинки» , команда «Снеговики» . Приветствуем участников игры .

Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри (выбирается жюри из представителей администрации и родителей) .

Послушайте правила игры :

Оценкой за правильный ответ будут очки, которые члены жюри будут выставлять командам. Чья команда наберет больше очков, та и будет считаться победителем;

Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит;

Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать;

Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

И так у нас 2 команды. Команда «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание получаете по 1 очку.

Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку, загадка для обеих команд :

Снег на полях, лёд на реках

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

Молодцы ребята! Отгадали загадку.

1. А теперь первое задание рисунок команд, выполняют задание капитаны. Выходите капитаны к фланелеграфу : перед вами на столе фломастеры и лист бумаги. Вы должны нарисовать символ своей команды. Ваша задача нарисовать ни столько быстро, сколько красиво и качественно, используя фломастеры. Начали.

А теперь покажите свои рисунки. Жюри оценит ваши работы.

2. Второе задание «Отгадай загадку!» : вам необходимо отгадать загадки о зиме.

Ведущий : загадка для команды «Снеговики» .

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь :

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь (снежинка) .

Ведущий : Загадка для команды «Снеговики» .

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез (снег) .

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады (мороз) .

Ведущий «Снеговики» .

Я прозрачна, как стекло,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – уголки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто же я такая? (снежная баба)

Ведущий : следующая загадка для команды «Снеговики» .

Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Деревянных два коня,

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (лыжи) .

Ведущий : молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Слово предоставляется жюри.

3. И так, третье задание игра «Собери эмблему»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат эмблемы, 1-й ребенок надевает лыжи подбегает, берет одну часть, возвращается назад, передает эстафету, бежит следующий и т. д., чья команда, быстрее соберет свою эмблему, побеждает в игре.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

4. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

Заданное слово команды «Снежинка» . «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т. д.

Заданное слово для команды «Снеговики» . «СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т. д.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

5. «Зимняя разминка» .

Ведущий : о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды «Снежинка» .

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом – вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Ведущий. Разминка для команды «Снеговики» .

«Мы теперь мечтатели :

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

6. Задание «Назови и покажи птиц» .

Ведущий : вопрос команде «Снежинка» . Осенью птицы улетели на юг, как они называются? Каких перелетных птиц вы знаете?

Перелётные, (ласточка, скворцы, грачи, дикие гуси, дикие утки, журавли) .

Ведущий : вопрос команде «Снеговики» . А птицы, которые остались у нас, как они называются? Каких зимующих птиц вы знаете ?

-- Зимующие , (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, голуби, снегири) .

Ведущий : мы все вместе поиграем.

7. Совместная игра «Похлопаем, потопаем!»

Ну-ка дети, дайте мне ответ, так зимой бывает или нет? (если бывает - хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами) .

Листопад, снегопад, капель, метель, мороз, жара, вьюга, холод, трава, гололед, стужа, радуга, иней.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру

8. Задание для команд : «Назови ласково» . Слова команде «Снежинка» .

А) Зима - зимушка .

Б) Снег - снежок.

В) Лед - ледок

Г) Снежинка – снежиночка.

Д) Горка – горочка.

Слова команде «Снеговики» .

А) Ветер – ветерок.

Б) Ком – комочек.

В) Метель - метелица

Г) Санки – саночки.

Д) Снеговик – снеговичок.

9. Ведущий : в следующем задании, примут участие капитаны команд. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если капитан команды ответить не сможет, то помогают остальные участники.

Вопросы команде «Снежинка» .

1. Назовите по порядку зимние месяцы.

2. Что падает с неба в зимнее время?

3. Во что можно играть только зимой?

4. Какой праздник бывает только зимой?

Вопросы команде «Снеговики» .

1. Назовите первый месяц зимы?

2. Из чего состоит лед и снег?

3. Что происходит с водоемами?

4. Какое время года наступает после зимы?

Слово предоставляется жюри подведение итогов.

Награждение всех участников игры медальками .

Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Викторина для учащихся начальных классов

ГБС(К)ОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ. КАЛИНИНСКАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ: РЯЗАНЦЕВА В.Г. 2012-2013 УЧ.ГОД

Внеклассное мероприятие: Викторина «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся, развивает творческую инициативу и творческие способности младших школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую память обучающихся, способствует активизации инициативы и творческого самовыражения школьников.

Цели и задачи:

Обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

Развивать творческие способности учащихся;

Воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

Воспитывать любовь животным и бережное отношение к родной природе;

Развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к поиску нового.

Ход мероприятия:

Ведущий: - Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести викторину. А чему она посвящается, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

Назовите-ка, ребятки,

Кто хозяюшка загадки?

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Снег мешками валит с неба

И вокруг сугробы снега.

Снегопады и метели

На наш Славянск налетели.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла… (Зима)

Слайд 1

Ведущий: - В нашей викторине будут принимать участие две команды. (Представление команд и жюри)

Ну, что, команды готовы к соревнованию? Начинаем!

Слайд 2

1 задание: «Признаки зимы»

Выберите только признаки зимы:

(сосульки, листопад, мороз, гроза, снег, дождь, иней, град)

А какие признаки зимы мы наблюдаем у нас на Кубани?

2 задание: «Назови зимние месяцы»

- Выберите из данных названий месяцев только зимние:

(ноябрь, февраль, август, декабрь, март, сентябрь, январь, июль)

Игра «»Баба Яга»

3 задание: «Пословицы»

Слайд 3

Названия, каких зимних месяцев пропущены в этих пословицах:

… месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)

… год кончает, зиму – начинает. (Декабрь)

… году начало, зиме – середина. (Январь)

Расположите названия зимних месяцев в порядке их наступления в природе.

Ведущий:

Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?

Слайд 4

Физминутка: «Зимние забавы»

1.Катание на лыжах.

2.Игра в снежки.

3.Лепим снеговика.

Ученик:

Снежную бабу слепили на славу:

Всем детям на радость, себе на забаву.

В снежки поиграли, в снегу повалялись,

На лыжах катались и звонко смеялись.

Ведущий:

Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям нашим меньшим»? (Ответы детей)

Слайд 5

Ученик:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

4 задание: Зимующие птицы»

Выберите из данных названий птиц только тех, которые остаются с нами зимовать:

(скворец, снегирь, ласточка, сорока, грач, голубь, стриж, ворона, дятел, воробей)

Ведущий: -Ребята, как вы думаете, все звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей ). А вот кого еще можно встретить зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки .

Игра «Кто соберет больше шаров»

5 задание : Конкурс загадок «Лесные жители»

Слайд 6

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (Лиса)

*Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -…(Лось)

*Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка)

*Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…(Волк)

*Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Ребята, но не для всех зима такая страшная. Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.

Слайд 7

6 задание: - Назовите зимние праздники.

(Новый год, Рождество, Святки, Коляда)

Слайд 8

Ведущий: - Во все времена, во всех странах, художники, фотографы, музыканты, писатели, поэты в своих произведениях искусств, старались передать неповторимую красоту зимы, её чарующее волшебство.

Ребята, как вы думаете, что делают художники для того, чтобы показать нам всю красоту русской зимы? (Ответы детей)

А что для этого делают композиторы?

Как изображают зиму фотографы?

Что делают писатели? Вспомните, какие рассказы о зиме вы

Читали?

А теперь, давайте, послушаем, как описывают зиму поэты в своих

Стихотворениях.

7 задание: Конкурс стихов о зиме.

8 задание: Кроссворд «Зимушка-зима».

1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)

2. В небе звездочкой летела,

На ладошке каплей стала. (Снежинка)

3. Холодное лакомство. (Мороженое)

4. Ни проехать, ни пройти -

Куча снега на пути. (Сугроб)

5. Теплая, пушистая защита от морозов. (Шуба)

6. Растет зимой, не летом

И сверху вниз при этом. (Сосулька)

7. Красавица какая,

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Елка)

8. Новогоднее украшение на макушке елки. (Звезда)

9. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

10. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы и заросли роз? (Мороз)

11. С нее сани едут сами. (Горка)

9 задание: «Скороговорки»

* Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.

* Везет на горку Саня

За собою сани.

Ехал с горки Саня

А на Сане сани.

* Купили Егорке

Салазки для горки,

Всю зиму, Егорка,

Катайся на горке.

Ведущий:

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая “да” иль “нет”.
В снежки играем мы с друзьями?
Грибы по лесу собираем сами?
С горки на санках катаемся?
В деревне на речке купаемся?
По лесу на лыжах бродим?
А много цветов находим?
В саду своем грядки копаем?
И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Подведение итогов:


Зимняя викторина с ответами для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальной школы МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов и воспитатели для проведения внеклассных мероприятий, посвященных зимнему времени года для учащихся начальных классов.
Цель Ориентация на здоровый образ жизни.
Задачи:
-Показать детям привлекательность зимних месяцев.
-Приобщить детей к здоровому образу жизни.
-Воспитать эстетическое отношение к русским народным обычаям;
Подготовка Дети находят материал об истории зимних забав в России и других странах.

Викторина

Зимние забавы
Александра Ксандра
К нам Зима пришла,
С собой холод принесла.
Слышен смех детворы,
Много игр у Зимы.

Ледяного блюдца блеск
Станет радостью для всех.
И надев свои коньки,
Нарезают все круги.


У мальчишек есть хоккей,
Быть в команде веселей.
Шайба – черная юла.
Ждут болельщики гола.


Что за снежные мячи
Катят дружно малыши?
Есть морковка, угольки.
Стоят стражники Зимы.


В белой шубке горка
В гости ждет тебя.
Бери санки и скорей
С ветерком промчись по ней.


Зимняя баталия для всех;
Две команды, снег и смех.
И летят вокруг снежки.
Победители все мы.


Ровно стелятся две ленты,
Две блестящие змеи.
Это лыжников приметы,
Вдалеке они видны.


Летит с неба белый пух,
Мягко падает вокруг.
Словно кто-то наверху
Вспомнил старую игру.

В Новый Год ждут чуда
Взрослые и детвора.
В центре елочка горит,
От нее каток блестит.


Дед Мороз в санях спешит,

Время опоздать не разрешит.
Бьют часы двенадцать раз.
Год свой сделал первый шаг.


У Зимы забав немало,
Научись ценить их рано.
И тогда в ответ Зима
Даст веселья на года.


1.Как называется одна из самых известных русских забав, когда сражаются две армии?
(Взятие снежного городка)


У картины Сурикова

Сибирской зимушки румянец
На лицах смелых казаков.
Вот ярый сердцем красноярец,
Что на коне летит лихом.
Под крики зрителей ломает
Ледовый панцирь - нет стены!
И рыхлый снег как будто тает
Под диким натиском братвы.
Сибирской удали румянец
Так свеж на лицах казаков.
2.Что могли брать в руки для обороны осаждаемые?
(Метлы,


лопаты,


сыпали на врагов ведра со снегом)


3.Когда команды делились по половому признаку,что должны были делать женщины, а что мужчины?
(Женщины- обороняли крепость, а мужчины наступали)



4.Как называли человека, который давал команду начинать и заканчивать штурм?
(Городничий)


5.Какая другая спортивная забава тоже называлась "Взятие городка"?
(Доставание призов с вертикально вкопанных в землю столбов)


6.Какие могли быть призы?
(Отрезы материи


сапоги)


7.Зачем столбы обливали холодной водой?
(Для усложнения, чтобы было трудно забраться. Столб на морозе покрывался льдом, становилось скользко)
8.Как чествовали победителя?
(Натирали снегом)


9.Как устрашали сбрую коней, когда в старину катались на санях?
(Металлическими бляшками, разноцветными нитями, бумажными цветами, лоскутками ткани и бахромой)


10.Как наряжались катающиеся?
(В свои лучшие одежды: медовые шубы и шапки, вышитые рубахи и сарафаны, шали, новые валенки)


11.Кто катался с утра, а кто ближе к вечеру?
(Молодежь каталась с утра, а семейные пары ближе к вечеру)



12.Что использовали для катания с горы?.
(Санки,рогожи, шкуры, ледянки, катульки, корежки-деревянные корыта)



13.Почему коньки так называются?
(У первых коньков передняя часть была украшена конской головкой)


14.Из чего делали первые коньки?
(Из костей животных)


15.Кто усовершенствовал конструкцию коньков?
(Пётр первый, он жестко соединил лезвие с обувью, прибил коньки прямо к сапогам)


16.Где в России был открыт первый общественный каток?
(В Санкт-Петербурге в Юсуповском саду)
На катке
Вечер. Музыка играет.
На катке полно ребят.
Ель нарядная сияет,
Огоньки кругом горят!
Режем острыми коньками
Серебристый гладкий лёд,
И сверкает огоньками
Белых хлопьев хоровод.


17.Почему забава называется "Царь горы"?
(На вершине снежной горы стоит "Царь"-опытный борец, которого пытаются столкнуть вниз молодые поединщики)



18. Какая игра в старину напоминала игру хоккей с мячом?
(Клюшки)

«Зимушка – зима»

Викторина для учащихся 2 – 3 классов

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.

Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.

Станция 1. Поэтическая.

Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».

«Зима»

В мягких беленьких сапожках

Подошла зима к окошку,

Постучала: «Вот и я!

Вы скучали без меня?

Я пока сюда спешила,

Землю пухом всю укрыла,

Уложила спать зверюшек:

И медведя, и лягушек.

Сшила белые пальтишки

Целой армии зайчишек.

Шубку рыжую лисе -

Вот она во всей красе.

Застеклила пруд и речку,

Затопила всюду печки.

Вот как много было дел,

Ваш черёд теперь поспел.

Завтра утром спозаранку

Доставайте лыжи, санки

И блестящие коньки,

Чтоб бежать вперегонки,

И морковку тоже надо

Подыскать для снежной бабы.

Приготовьте щёчки ваши -

Завтра их я вам раскрашу.

Припасите визг и смех -

Буду ждать на горке всех!

(Н. Кнушевицкая)

    Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?

Укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.

2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)

3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)

4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)

5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?

(катание на лыжах, коньках, санках).

Станция 2. Загадочная.

    Назовите – ка, ребятки

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт;

Мы встречаем Новый год! (декабрь)

    Поле чёрно – белым стало:

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц – подскажи.

    Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны, то метели,

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну так что за месяц это?

(февраль)

    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт,

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что скажи за месяц это? (январь)

    Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

    Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)

    Сито большое, сито голубое,

Сеет – веет белый пух

На леса, дома, на луг. (небо и снег)

    Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (санки)

    Рыбам зиму жить тепло –

Крыша – толстое стекло. (лёд)

    В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)

    Он всё время занят делом,

Он не может зря идти,

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути. (снег)

    Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

    Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

    Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосульки)

    Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (вьюга)

    И не снег, и не лёд,

    И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

    Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

    В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья,

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт. (иней)

    Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

    Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

    Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. (снегирь)

    Мои новые дружки и блестящи и легки.

И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)

    Две курносые подружки

не отстанут друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

обе песенки поют. (лыжи)

    Чудо – дворник перед нами,

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)

    Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (шарф)

    Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился. (варежки)

    Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

Не замёрзнем мы с тобой.

В них мы бегаем зимой. (валенки)

    Я мохнатый, я кудлатый.

Я зимой над каждой хатой.

Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)

    Бабушка седа – бела,

Зимой всем мила,

А как лето наступает,

Про бабушку все забывают. (печь)

Станция 3. «Зимняя литературия»

Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.

1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?

(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).

2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».

Кто оказался один на улице зимним вечером ? (Каштанка. А. П. Чехов.)

3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)

4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)

5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».

Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)

6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».

Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)

7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».

Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)

Станция 4. «Словообразовательная»

Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.

Рагу, чеснок - снегурочка

Рамка, сад - маскарад

Лава, кран - карнавал

Ода, бор - борода

Карл, лист - кристалл

С, пена, год - снегопад.

Станция 5. «Зимнее ассорти».

Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»

1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)

2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)

3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)

4. низкая температура воздуха (холод)

5. выделанная шкура пушного животного (мех)

6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)

7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)

8. сказочная снежная девушка (снегурочка)

9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)

10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)

11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)

12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)

13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)

14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?

(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)

15. Назовите самый снежный месяц (февраль)

Станция 6. «Выбери ответ»

1. от чего страдают птицы зимой?

А). От холода В). От ветра

Б). От голода Г). От снега

2.Какая из этих птиц – перелётная7

А). Дятел В). Малиновка

Б). Воробей Г). Голубь

3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?

А). Дым В). Море

Б). Река Г). Корабль

4. Какого цвета зимой заяц – русак?

А). Белого В). Чёрного

Б). Серого Г). Рыжего

5. При какой температуре замерзает вода?

А). -5 градусов В). – 10 градусов

Б). – 1 градус Г). 0 градусов

6. Какого числа самый короткий день в году?

Станция 7. «Составительная»

Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.

СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…

Станция 8. Азбука народной мудрости.

Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.

    Зима морозная - ….. лето жаркое

    Зима снежная - …. лето дождливое

    Зимою вьюга - …. летом ненастье

    Дым столбом - …. к морозу

    Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет

    Январю – морозы, февралю - …. метели.

    Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.

    Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.

    Много снега - …. много хлеба.

    Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.

Использованная литература:

    Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.

    Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.

    Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.

Составитель: Белоусова, О. И., воспитатель


Название: Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, викторины, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад «Ёлочка»
Месторасположение: г. Кудымкар Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край

Викторина «Что мы знает о зиме» в подготовительной группе.

Цель: Формировать умение детей содействовать и сотрудничать в условиях командной игры.

Задачи:

Закреплять знания детей о зиме, природных явлениях, народных приметах.

Развивать мышление, внимание, память.

Активизировать словарный запас, формировать культуру речи.

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдение за природой, отгадывание загадок о зимних явлениях природы, знакомство с пословицами и народными приметами, прослушивание музыкальных произведений «Метель», «Декабрь», «Январь», «На Тройке».

Ход занятия:

Участники викторины, дети подготовительной группы, заранее делятся на команды и выбирают капитана. По жребию команда выбирает тему из 3 предложенных — «Приметы зимы», «Животные и птицы», «Сказочная зима ». Жюри оценивает ответы команд и за каждый правильный ответ присуждает 1 очко. Первой начинает команда, придумавшая больше прилагательных к слову «зима» (снежная, злая, вьюжная и т.п.)

Тема «Приметы Зимы»

1.Какой месяц год кончает, а зиму начинает?(декабрь)

2. Назовите зимние месяцы в календарной последовательности (декабрь, январь, февраль)

3. Какие былые мухи появляются зимой в природе?(снег)

4.Сколько лучей у снежинки? (6)

5. Какой правитель придумал празднование Нового года в России зимой?(Петр 1)

6. Какой месяц в народе называли «студень», «сечень» и «просинец»? (январь)

7. Закончи поговорку «В декабре день помер, а в январе …» (воскрес)

8. Закончи поговорку «Много снега – много …» (хлеба)

9. О каком месяце говорят: сеет, веет, мутит, крутит, рвет и метет? (февраль)

10. Какие праздники отмечают зимой? (Новый год, Рождество, День Святого Валентина, День Защитника Отечества)

Тема «Животные и птицы»

  1. Чем зимой медведь на ежа похож? (впадают в спячку оба)
  2. Чем бурый медведь запасается на зиму? (подкожным жиром)
  3. Какое из лесых животных каждую зиму сбрасывает рога? (лось)
  4. Какая птица выводит птенцов в феврале? (клест)
  5. Чем питается зимой заяц? (веточками и корой деревьев)
  6. Кто из лесных жителей умеет петлять?(заяц)
  7. Кто из лесных жителей мышкует? (Лиса)
  8. Какие запасы делает на зиму белка? (орехи, грибы, ягоды)
  9. Какие животные на зиму меняют окрас? (заяц)
  10. Какая птица глотает камешки, чтоб перетирать грубую пищу? (глухарь)

Тема «Зима в сказках»

  1. Назовите автора стихотворения «Белая береза» (С.Есенин)
  2. Какое произведение Г. Х. Андерсена описывает повелительницу снега и льда, похитившую мальчика? (Снежная Королева)
  3. В какой сказке действие происходит зимой: Теремок, По-щучьему велению, Гуси-лебеди?(По щучьему велению)
  4. В какой сказке волк ловил хвостом рыбу в проруби? (Лиса и волк)
  5. Какие животные устроили зимовье? (Бык, баран, свинья, гусь, петух)
  6. У кого была ледяная избушка? (лиса)
  7. Какая девочка во время русской народной забавы превратилась в облако? (Снегурочка)
  8. Назовите родину Деда Мороза? (Великий устюг)
  9. С кем сравнивает зимние деревья К. Чолиев в стихе «Деревья спят» (деревья спят совсем как люди)
  10. Назовите автора сказки «Мороз Иванович»? (Владимир Одоевский)

Итог: Подсчитывается количество очков у каждой команды и определяется победитель. Вручаются заранее подготовленные грамоты и сладкие призы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта