Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Все про этикет классный час. Классный час

Все про этикет классный час. Классный час

Классный час на тему «Этикет для меня"

Цели:

научить умению общаться с людьми; своду правил, регулирующих внешние формы поведения

развивать чувство такта, опираясь на мир чувств ребёнка, чтобы приобретённые понятия он соотносил с опытом своего поведения;

воспитание нравственных и эстетических качеств

Оборудование: картины звёзд, на которых написаны слова этикета, раздаточные карточки с записью ситуаций, карточки со значением слов ЭТИКА и ЭТИКЕТ, цветные полоски

Эпиграф:

Посеешь Поступок – пожнёшь Привычку, посеешь Привычку – пожнёшь

Характер, посеешь Характер – пожнёшь Судьбу

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Вступительное слово учителя

Прежде чем приступить к разговору по данной теме, выясним, что такое ЭТИКА и ЭТИКЕТ

Этика – одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности), которая помогает выработать свою жизненную ориентацию и даёт возможность оценить поступки свои и окружающих.

Этикет –слово французского происхождения– это соглашение между людьми о том, что является в обществе правильным и неправильным, что принято в обществе и что не принято, рассматривает главным образом поведение людей в повседневной жизни.

Придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

2. Работа с эпиграфом

Как вы думаете, почему так происходит?

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой

4. Игра «Закончи фразу»

Иметь опрятный, чистый внешний вид нужно потому, что…

Нельзя ходить злым и раздражительным, так как…..

Говоря бабушке, что она ничего не понимает, это свидетельствует о…

Деликатность может удержать человека от….

Здороваться первым, значит быть….(вежливым)

Так какими же качествами личности надо руководствоваться? (открывают звёзды, на которых написано: такт, вежливость и другие понятия

5. Поговорим о вежливости

Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Именно эти слова встречают вас при входе в школу. Вежливость - это умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику

6. Чтение стихотворения уч-ся

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придёт весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Но иногда, ребята, наше поведение, даже вежливое противоречит этикету.

будучи вежливым, не забывай о такте.

7. Разбор ситуаций

Ситуация 1:

Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.

Садитесь, пожалуйста!

Ну, что ты…Спасибо…Не надо…

Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.

В чём не прав мальчик?

Ситуация 2:

Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось". В чём не прав мальчик?

(вывешивают на доску звезду со словом ТАКТ)

Главное, чтобы при соблюдении деталей этикета, мы не забывали об искреннем, радушном и добром отношении к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.

8. Упражнение «Мелочи жизни»

Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете – зелёную.

Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это…

Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает – это….

Плакать по пустякам -…

Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами -…

Обещали позвонить по телефону бабушке и забыли -…

Вы опоздали на встречу -…

Глотать наспех завтрак -….

Каких карточек вы поднимали больше?

Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку

Часто мы спрашиваем друг у друга: какое у тебя настроение? И это не случайно. Наверное, вы сами замечали, что когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему-то кругом какие-то злые, а хорошего мы просто не замечаем

Простой рецепт на все случаи жизни дать трудно, но всё-таки можно попробовать.

Пронаблюдайте за собой в течение недели, отмечая символами своё настроение и я, Уверена, это повлияет на ваши отношения с окружающими, ведь не хочется иметь дело с человеком, который скисает от любой неприятности.

Ну и говоря о нашем этикете нельзя обойти стороной улыбку. Какая бывает улыбка?

И ещё один совет в этикете для меня: по мнению психологов это очень эффективно.

Упражнение 1 Выбери улыбку для себя (перед зеркалом)

Упражнение 2 Собери лоб в «гармошку»

Это вам поможет успокоиться, создать настроение и общаться с людьми.

9. Работа с эпиграфом

Воспитывай в себе привычку постоянно помнить об окружающих:

Не проталкивайся в толпе, помогая себе локтями;

Закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;

Не забывай говорить "волшебные слова";

Помоги пожилому человеку или малышу;

Если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;

Помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;

Помни: ты - человек, веди себя по-человечески!

«Что такое этикет» - Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово "этикет". Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

«Воспитанный человек» - Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

«Игры по этикету» - А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток - свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

«Леди и джентльмен» - Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: "Леди и джентльмены". Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

«Этикет поведения за столом» - История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

«Этикет для детей» - Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

Всего в теме 23 презентации

Классный час «Поговорим об этикете»

Цели:

познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.

воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.

развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.

Структура:

Складывается из трёх этапов.

проектировочный.

Подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.

2. исследовательский.

Работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.

3. рефлексивный.

Направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.

Нормы исследования.

теоретический этап (Кл. руководитель).

Практический (самостоятельная деятельность студентов).

Регламент проведения 40 - 45 минут.

Метод

Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.

Результат:

Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.

Введение

В человеке всё должно быть прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим - перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.

Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.

Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.

Алгоритм проведения

Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)

Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикеток и произошло слово «этикет».

В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.

В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять - таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?

Актуализация знаний ребят о правилах поведения.

А что вы знаете об этикете?

Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?

Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.

Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.

Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).

«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.

Исследование.

Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.

Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.

Задание для м/г - 1.

Действие первое «Привет, именинник!»

У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи - Илья и Настя.

Серёжа: «Ну наконец - то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»

Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»

Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.

Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».

Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.

Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.

М/г - 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.

Памятка 1 . Правила для гостей и хозяев.

Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.

Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.

Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Задание для м/г - 2.

Действие второе «Почему обиделась мама»

Подруга: «Алло, Катя, это ты?»

Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»

Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»

Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»

Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»

Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».

После прочтения диалога м/г - 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.

Памятка 2. Телефонный этикет.

На телефонный звонок отвечайте сразу.

Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.

Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.

Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»

Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.

Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.

Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.

Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи - «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.

Задание для м/г - 3.

Действие третье. В кинотеатре.

Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное, и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.

(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).

Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).

Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.

Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.

Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.

Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.

Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.

Задание для м/г - 4.

Действие четвёртое. Зав столом.

Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами, а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.

Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.

(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом» ).

Памятка 4. Поведение за столом.

В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.

Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.

Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку - в левой.

Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.

Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.

Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.

Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.

Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.

После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»

После классный руководитель подводит небольшой итог.

Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.

Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.

Рефлексия

Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе - это показатель результатов деятельности по содержанию.

В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»

Литература:

1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.

2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.

Цель: Сформировать представление учащихся о понятии «имидж», особенностях делового имиджа.

Форма : Мастерская общения.

Участники : Учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: Совместно со школьным библиотекарем уместно подготовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме. Можно предложить учащимся подготовить компьютерные презентации по теме классного часа.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Чтобы достичь успеха в жизни, надо многому научиться и многое познать.

Умение хорошо выглядеть — очень важный шаг на пути к этой цели. Наша внешность — первое, что бросается людям в глаза. Очень часто она или пробуждает в них желание познакомиться с нами получше, или, наоборот, начисто такое желание отбивает. Вряд ли неряшливо одетый человек вызывает желание продолжить общение с ним. А хороший администратор сто раз подумает, давать ли такому человеку работу?

А знаете ли вы, что одежда очень влияет на наше внутреннее состояние? Подсознательно человек давно стал воспринимать одежду как продолжение самого себя (как защитный слой или вторую кожу).

То, во что мы одеты, очень сильно сказывается на нас и наших поступках. Наверное, многие замечали, что в неудобной и некрасивой одежде мы чувствуем себя скованно, иногда даже подавленно, и, наоборот, красивое, комфортное платье внушает нам чувство самодостаточности и словно окрыляет нас.

Сегодня много говорят об имидже. Давайте попытаемся разобраться в том, что такое имидж, надо ли в вашем возрасте задумываться над тем, как создать свой имидж, как он может повлиять на ваше будущее.

Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому «image», что означает «образ, изображение, представление». Оно включает в себя умение общаться, говорить и особенно слушать. Это умение человека подать себя с наилучшей стороны, в лучшем виде продемонстрировать свои знания, умения, опыт. Словом, это то впечатление, которое человек производит на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

Сегодня способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Даже появилась новая профессия — имиджмейкер — специалист по имиджу.

Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в народе говорят: «По- одежке встречают...» Поэтому рекомендации по формированию имиджа делового человека мы и начнем с «одежки», с костюма.

Костюм деловой женщины

Итак, как должна одеваться деловая женщина? Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим, красные сапоги, красный берет, красный плащ, красный шарфик? Специалисты по имиджу не советуют это делать. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели красный костюм, должна быть еще какая-нибудь деталь красного цвета, например сумка.

Универсальной одеждой деловой женщины является костюм. Это может быть брючный костюм или пиджак с юбкой. Причем пиджак с юбкой все чаще становится наиболее предпочтительным. Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, нарядный брючный костюм или какой-то специально продуманный ансамбль. Вечерний наряд женщины выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для осени, зимы — из более темных, для весны, лета — из более светлых. Не рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень броской выработкой.

Очень важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаев, чтобы, во-первых, не чувствовать неуверенности, а во-вторых, не привлекать излишнего внимания окружающих к своей внешности. И уж, конечно, стараться не быть смешной. При необходимости лучше посоветоваться со специалистами.

Что украшает женщину? Прежде всего прическа, туфли, хороший маникюр.

Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой прической, в красивых туфлях, с умело подобранной к своему туалету сумкой и бижутерией всегда будет выглядеть нарядно. Даже в том случае, когда необходимо обновить свой туалет, а возникла проблема с деньгами, деловая женщина должна воздержаться от покупки дорогого платья (костюма), а отдать предпочтение туфлям и сумке.

Деловой женщине всегда нужно помнить, что не рекомендуется смешивать разные украшения (например, цепочку, бусы и брошь), допустим лишь гарнитур (кулон, серьги, кольцо). По правилам этикета нельзя:

Надевать на одну руку (на разные пальцы или на один) золотые и серебряные кольца.

Приходить на работу в брюках и кофточке: это Домашняя одежда.

Являться в офис в платье с глубоким декольте или в майке. Такие варианты возможны только в нерабочее время.

Носить подследники с босоножками, так как подследники служат только для того, чтобы надевать их в туфли вместо чулок (но не в официальном учреждении).

Приходить на работу в лосинах. Это одежда для спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п.

Держать носовой платок в рукаве платья или кофточки. Для этого существует сумочка или карман.

Костюм делового мужчины

Как это ни странно, но главный предмет в туалете мужчины — галстук. Следует помнить, что рисунок галстука не должен повторять рисунок костюма или рубашки, а с костюмом из пестрой ткани не сочетается пестрый галстук. По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма: рабочий, деловой и вечерний. И во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков.

Рассмотрим виды костюмов делового мужчины.

Рабочий костюм — это прежде всего обычный (повседневный) костюм: брюки и пиджак. Вполне допустимы джемпер, пуловер или свитер под горло, только не свитер с воротником, как для лыжной прогулки. Брюки и кожаный пиджак или хорошо сшитая куртка — приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или, например, к водолазке.

Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с бумагами, компьютером, калькулятором, за пишущей машинкой, составляет доклад или отчет, т.е. почти весь день проводит за рабочим столом. Если это руководитель и у него не запланированы совещания, встречи с партнерами, прием делегаций, он приходит на работу тоже в рабочем костюме.

Деловой костюм мужчины — это любого цвета брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук.

Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.

Многие мужчины любят носить брюки и пиджаки разного цвета. При этом брюки должны быть или черного цвета, или в тональности пиджака. Это как правило. Возможны и иные варианты (например, темно-зеленый пиджак и коричневые брюки).

Кроме этих правил, следует помнить следующее. Несколько лет назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали черные длинные пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а также с кедами и кроссовками.

Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (темно-фиолетовый, темно-бордовый и т.п.), но никак не красного цвета — это одежда служащих сферы быта, обслуживания, но не деловых людей.

Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в сочетании с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и обручальное кольцо должны быть на разных руках.

Сейчас многие молодые люди носят цепочки. И это стало нормой, при этом цепочка не должна быть видна. Если же ее носят поверх одежды (да еще с нательным крестом) — это проявление дурного тона.

Общим для делового имиджа и мужчины и женщины является безупречная обувь.

Разговор об имидже уместно дополнить информацией о манерах, жестах, осанке.

Когда вы стоите, надо избегать наклонного положения вперед, опускать голову, облокачиваться небрежно о стенку, мебель, в особенности на чей-то стул, не трястись.

Когда вы сидите, не следует раскачиваться на стуле, закидывать ногу за ногу, наваливаться всем корпусом на стол, опираясь на него локтями.

Психологи советуют: при общении не следует принимать высокопарный, сентиментальный или меланхолический вид.

Избегайте постоянной улыбки на лице или, наоборот, принимать вечно серьезное и полное презрения выражение лица.

Недопустимо во время разговора приводить себя в порядок (подкрашиваться, поправлять костюм, платье, прическу), часто крутить головой, водить во все стороны глазами.

И в заключение классного часа познакомьте учащихся с правилами общения, которые рекомендовал известный американский психолог Дейл Карнеги для того, чтобы добиться успеха в жизни:

«Поступайте так, и вас полюбит мир»:

При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.

Добивайтесь того, чтобы люди были заинтересованы сделать то, что вы предлагаете им сделать.

Не пытайтесь переделать человека для того, чтобы вам с ним было удобно жить.

Не критикуйте людей, это бесполезно.

Сообщая человеку о том, что он неправ, используйте дружеский подход (он быстрее изменит мнение), чем самое большое негодование.

Будьте внимательны к людям.

Чаще улыбайтесь».

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

БРЕЙН-РИНГ

Аверина Надежда Петровна

Дьячи 2012

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.

Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…

Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.

И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:

  1. «Что такое этикет»
  2. «Несложный этикет за столом»
  3. «В театре»
  4. «Приветствие»
  5. «Светское общение»

А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.

Основная часть

  1. Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
  1. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
  1. Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
  1. Форма: брейн – ринг.
  1. Подготовительная работа:
  1. группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
  2. каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
  3. вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
  4. выбирается жюри из преподавательского состава
  1. Правила игры:
  1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
  2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной).
  3. На обсуждение даётся максимум – минута.
  4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
  5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
  1. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
  1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
  1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
  2. кидаетесь к нему на помощь
  3. никак не реагируете
  1. Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
  1. извинюсь перед ней;
  2. отдам ей деньги;
  3. куплю ей точно такую же;
  1. Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
  1. сразу же;
  2. в антракте;
  3. по окончании любой песни
  1. Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
  1. да, мало ли что делает хозяин;
  2. нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
  3. только в кабинет начальника;
  1. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
  1. чокнуться с сидящим рядом;
  2. чокнуться со всеми;
  3. поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
  1. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
  1. промолчите;
  2. скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
  3. будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
  1. Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
  1. ничего;
  2. извинюсь;
  3. сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

Для I тура предлагались следующие вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

5. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/ нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место /

7. Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? / входит всегда первой дама /

2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

5. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

Для II тура предлагались следующие вопросы:

  1. Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/ первым следует здороваться мужчине/

2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/

2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

  1. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
  2. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
  3. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
  4. Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
  5. Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

Избегать/

  1. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

7. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором .

  1. Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
  2. Как должна одеваться женщина – преподаватель?
  3. Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
  4. Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
  5. Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
  6. Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 22 опрашиваемых:

  1. для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
  2. уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
  3. тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
  4. Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
  5. На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
  6. На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.

Для финала предлагались следующие вопросы:

1.Как положено есть птицу и дичь?

/ вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

1. Что нужно сделать если Вы уронили нож или вилку ?

/ не суетиться а спокойно попросить заменить их/

  1. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни?

/ в будни: с 8.00 до 10.00

В выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

3. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

/ нужно их положить крест накрест. Если закончили есть параллельно друг другу /

3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

/ Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

/ стоит, так как:

Нет бесполезной критики

Необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

4. Как лучше реагировать на комплимент?

/ скромно поблагодарить /

В заключении командирами команд проводиться сервировка стола

Заключение

Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.

Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.

И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Список используемой литературы

  1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
  1. Кобзева В.В « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /
  1. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.

4. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта