Главная » 2 Распространение » Архитектурная физика. «На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно»

Архитектурная физика. «На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно»

Транскрипт

1 Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» АРХИТЕКТУРНАЯ ФИЗИКА СВЕТОТЕХНИКА И АКУСТИКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС для студентов специальности «Архитектура» Составители Н. В. Ощепкова, М. Н. Войтик, О. И. Ковальчук Под общей редакцией Н. В. Ощепковой Новополоцк 2007

2 УДК 72.01:53(075.8) ББК я73 А 87 Рекомендован к изданию методической комиссией инженерно-строительного факультета Рецензенты: И. Г. МАЛКОВ, д-р архитектуры, проф., зав. каф. архитектуры промышленных и гражданских сооружений Белорусского государственного университета транспорта; В. А. ГРУЗДЕВ, д-р техн. наук, проф., зав. каф. физики УО «ПГУ»; Г. И. ЗАХАРКИНА, канд. архитектуры, доцент, зав. каф. архитектуры УО «ПГУ» А 87 Архитектурная физика: Светотехника и акустика: учеб.-метод. комплекс для студ. спец «Архитектура» / сост. Н. В. Ощепкова, М. Н. Войтик, О. И. Ковальчук; под общ. ред. Н. В. Ощепковой. Новополоцк: ПГУ, с. ISBN Состоит из двух учебных модулей, изучаемых в пятом семестре: «Архитектурная светотехника» и «Архитектурная акустика». Объединение содержательного материала этих модулей в одну книгу объясняется единой расчетно-графической базой и общими физическими законами и обусловлено рабочей программой дисциплины на один семестр. Основой создания УМК является концепция междисциплинарных связей. Разработан кафедрой физики УО «ПГУ» и кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции БНТУ. Продолжает серию «Интегративное образование», издаваемую в УО «ПГУ». Предназначен для студентов, аспирантов и специалистов архитектурно-строительного профиля. УДК 72.01:53(075.8) ББК я73 ISBN Ощепкова Н. В., Войтик М. Н., Ковальчук О. И., составление, 2007 Оформление. УО «ПГУ»,

3 ВВЕДЕНИЕ Архитектурная физика изучает теоретические основы и практические методы формирования архитектуры под воздействием солнечного и искусственного света, цвета, тепла, движения воздуха и звука, а также природу их восприятия человеком с оценкой социологических, гигиенических и экономических факторов. Эта наука является фундаментом, на котором базируются важнейшие положения основных строительных документов СНиПов и ГОСТов, регламентирующих комфортность, плотность и экономичность застройки. Традиционное образование, ориентированное на предметное изучение и блочное построение дисциплины, в условиях быстро развивающихся и высокотехнологических производств требует обновления содержания и разработки новых методов изложения инженерных дисциплин. Благодаря великим открытиям второй половины XX века в области естественных наук созданы условия для развития интегративных процессов, синтеза научных знаний, а также комплексного исследования объектов. Поэтому при изучении курса «Архитектурная физика» используются все компоненты научного познания и реализуются междисциплинарные связи различных форм и типов. Архитектурная физика находится на стыке таких наук, как астрономия, метеорология, климатология, тепло- и светотехника, и тесно связана с эстетикой, психологией, гигиеной, социологией и экономикой. В системе современных знаний постоянно увеличивается значение и роль физических знаний. С одной стороны, знание концептуальных проблем естествознания и законов физики является общенаучной теоретической базой, без которой невозможна деятельность современного специалиста. С другой стороны, владение основными физическими понятиями, законами и принципами способствует развитию интеллектуальных качеств студента, формированию его мировоззрения, привития навыков творческой работы. Дисциплина «Архитектурная физика» имеет своей целью: формирование представлений об актуальности проблемы экологизации современной архитектуры; изучение основных понятий и законов архитектурной климатологии, теплотехники архитектурной светологии и цветоведения, а также архитектурной акустики; подготовка специалиста, способного успешно реализовать современный уровень знаний при проектировании, строительстве и реконструкции зданий различного назначения; ознакомление с архитектурными и физическими методами модельного и натурного исследования, формирование умения выделить конкретное физическое содержание в прикладных задачах и проблемах. 3

4 Задачи изучения дисциплины «Архитектурная физика» следующие: создание теоретической подготовки, позволяющей будущим архитекторам ориентироваться в потоке научной и технической информации; овладение методами решения и оценки качества архитектурного проекта на всех стадиях его разработки; информация о новейших открытиях и перспективах их использования в профессиональной деятельности архитектора; Для адаптации традиционного изложения курса «Архитектурная физика» к современным условиям в рабочую программу введен раздел «Формальная аналогия оптических и акустических явлений» что позволило избежать повторений и систематизировать учебный материал по темам «Колебания», «Волны», «Способы описания взаимодействия изучения с веществом». Учебно-методический комплекс (УМК) разработан как система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств и способов обучения на основе учебной программы и дидактических приемов высшей школы, необходимых и достаточных для реализации требований образовательного стандарта. Предполагается, что УМК по дисциплине «Архитектурная физика» будет способствовать системному решению задач: осуществление необходимых технологий организации процесса обучения; организация системы контроля результатов обучения; обновление содержания и разработка новых методов изложения курса. Для реализации педагогической системы в данный УМК заложены следующие функции: методическое обеспечение курса «Архитектурная физика» (разделы «Архитектурная светотехника», «Архитектурная акустика»); дидактические средства обучения, объединенные конечными целями обучения; реализация междисциплинарных связей различных форм и типов; предъявление знаний концептуальных проблем естествознания и фундаментальных законов физики с целью развития интеллектуальных качеств студента, формирование его мировоззрения, привитие навыков творческой работы. Основой УМК является образовательный стандарт (РД РБ) специальности Г «Архитектурная физика» (ТД J.008/тип) и рабочая программа дисциплины «Архитектурная физика» для специальности «Архитектура». В качестве базового учебника был выбран новейший учебник по архитектурной физике, подготовленный коллективом МАрхИ под редакцией проф. Н.В. Оболенского . 4

5 Для студентов УМК предлагает: рекомендации по выбору учебников и методических пособий, необходимых для достижения целей обучения при минимизированном бюджете времени; рекомендации по самоорганизации и содержанию самостоятельной работы, как наиболее эффективной формы обучения; методические материалы для различных форм учебного процесса; критерии оценки знаний по 10-бальной системе; положение рейтинговой системы текущего и итогового контроля знаний. Для преподавателей УМК может оказаться полезным при адаптации курса «Архитектурная физика» к учебным программам других специальных дисциплин в связи с развитием интегративных процессов и синтеза научных знаний. УМК может избавить от рутинной работы по подготовке индивидуальных заданий и материалов контроля, а так же позволит унифицировать оценку знаний, умений и навыков. УМК построен по модульно-блочному принципу. Учебный модуль представляет собой единицу курса, основанную на рассмотрении физической модели или на совокупности физических явлений, относимых к единому классу. В свою очередь учебный модуль состоит из учебных блоков, формируемых на тех же принципах, но с большей детализацией. Как и УМК, каждый модуль и блок представляют собой завершенный элемент в структуре учебного курса. В каждом из них указаны цели обучения, приведено технологическое и методическое обеспечение, указаны формы текущего и итогового контроля с элементами самоконтроля. В данном УМК рассматриваются электромагнитные волны и волновые процессы в упругих средах. Объединение механических и световых волн в одном УМК обусловлено возможностью единого подхода их описания, несмотря на различие их физической сути. Это позволяет значительно сократить бюджет времени для изучения волновых процессов. Настоящее издание охватывает два модуля: «Архитектурную светотехнику» и «Архитектурную акустику». Каждый из них содержит учебную и методическую программы, перечень рекомендуемой литературы с указанием рекомендуемых разделов; краткое содержание теоретического материала, примеры решения проектировочных и расчетно-графических задач; методическое руководство к выполнению курсовой работы, составленное по разделам учебника , а так же варианты исходных данных для расчетной части курсовой работы. В рамках УМК издание дополнено методическими указаниями к выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Архитектурная физика» и методическими указаниями и расчетными заданиями к курсовой работе по разделу «Архитектурная акустика». 5

6 МОДУЛЬ 1. АРХИТЕКТУРНАЯ СВЕТОТЕХНИКА В современной архитектуре выразительные решения достигаются профессиональным сочетанием естественного и искусственного света, применением новейших светотехнических и строительных материалов и конструкций, разработкой оригинальных оптических систем, новых архитектурных форм и, в конечном итоге, рождением характерных образов. В данном учебном модуле рассматриваются основные законы, закономерности и принципы архитектурной светологии науки о светоцветовой среде как основе восприятия архитектуры. Модуль содержит три учебных блока, связанных единством метода изложения. В первом блоке рассматриваются физические основы фотометрии. Приводятся характеристики глаза как зрительного анализатора. Показана органическая взаимосвязь света и архитектурной формы . Во втором блоке излагаются основы архитектурной светотехники науки о проектировании, расчетах и нормировании световой среды в городах и отдельных зданиях разного назначения . В третьем блоке рассматриваются особенности светового климата, вопросы о единстве и взаимодействии утилитарных, эстетических и гигиенических функций света. В этом же блоке излагаются теоретические основы и практика проектирования световой архитектуры с учетом взаимодействия света с пространством, формой, пластикой и цветом . Для приобретения запланированных в модуле навыков в учебных блоках даны примеры решения типовых расчетно-графических задач. Учебный блок «Световая среда» - Светоцветовая среда и ее характеристики - Цель и задачи архитектурной светотехники - Основы фотометрии и светотехники - Шкала электромагнитных волн Учебно-методическая структура модуля Модуль 1. «Архитектурная светотехника» Учебный блок «Инсоляция и светозащита» - Инсоляция. Оптическая теория естественного освещения - Системы естественного освещения помещения - Методы расчета естественного освещения помещения - Солнцезащита и методы светорегулирования Учебный блок «Световой климат» - Световой климат. - Нормирование и проектирование естественного освещения. - Искусственное освещение. Осветительные приборы нового поколения. - Комбинированное и совмещенное освещение. 6

7 Методическая программа модуля Тема занятия Тип занятия Вид занятия Часы 1. Световая среда основа восприятия архитектора. Свет, зрение, архитектура формирование новых знаний 2. Основные величины, единицы формирование и законы фотометрии. Методы новых знаний фотометрии. 3. Цель и задачи архитектурной светотехники. формирование Солнечная радиация. Сани- новых знаний тарно-гигиенические требования 4. Анализ продолжительности инсоляции формирование территории в зависимости от ори- новых знаний ентации зданий 5. Оценка инсоляции помещений зданий формирование на фасадах различной ориентации новых знаний 6. Выбор формы и размеров окна. формирование Солнцезащитные системы. новых знаний 7. Классификация солнцезащитных формирование и светорегулирующих средств. новых знаний 8. Расчет солнцезащитных устройств. углубление и систематизация навыков 9. Метод проекции Калотты. формирование новых знаний и углубление знаний 10. Световой климат. КЕО. формирование новых знаний 11. Проектирование естественного формирование освещения. Метод А.М.Данилюка. новых знаний 12. Светотехнические характеристики формирование бокового освещения. новых знаний 13. Особенности проектирования системы естественного освещения помещений промышленных и общественных зданий. 14. Моделирование солнцезащитных устройств в условиях Беларуси. формирование новых знаний занятие проверка результатов обучения лекция лабор. работа лекция лабор.работа 1 1 лекция 1 лекция 1 лекция 1 лекция 1 лекция 1 лекция лабор.работа 1 лекция 1 лекция 1 лекция 1 лабор.работа лекция 1 лекция 1 Итоговое занятие 1 7

8 УЧЕБНЫЙ БЛОК «СВЕТОВАЯ СРЕДА» ВВЕДЕНИЕ В учебном блоке «Световая среда» рассматриваются физические основы светотехники и некоторые физиологические аспекты зрения. Термины и определения светотехнических величин приведены в глоссарии. В современной фотометрии применяются различные методы измерения характеристик электромагнитного излучения и световых величин, в том числе измерения интенсивности излучений и потоков заряженных частиц. При этом используются два вида величин: энергетические величины, которые характеризуют энергетические параметры оптического излучения по его действию на технические приемники излучения (фотоэлементы и т.д.); визуальные величины, которые характеризуют физиологические действия света и оцениваются по воздействию на глаз (исходят из так называемой средней чувствительности глаза) либо по действию на селективные приемники излучения с заданной спектральной чувствительностью. Для успешного изучения учебного материала данного блока студент должен в рамках программы средней школы: иметь представление: об электромагнитной природе света; об основных фотометрических единицах; обладать навыками: фотометрических измерений; математической обработки результатов измерений. Учебная программа блока Содержание блока Форма подготовки Литература 1. Светоцветовая среда и ее характеристики. лекция Цель и задачи архитектурной светотехники. самостоятельная 2. Основы фотометрии и светотехники. лекция Шкала электромагнитных волн. самостоятельная Цели обучения Студент должен знать Студент должен уметь критерии оценки световой функции определять спектральный состав света искусственных источников света основные фотометрические единицы рассчитывать значение фотометрических величин для ламп накаливания и источников света нового накопления распределение световых потоков при отражении, поглощении и пропускании пользоваться люксметром и монохроматорами 8

9 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 1. Свет, зрение и архитектура Свет излучение оптической области спектра, которое вызывает биологические, главным образом зрительные реакции. Цвет особенность зрительного восприятия, позволяющая наблюдателю распознавать цветовые стимулы (излучения), различающиеся по спектральному составу. Световая среда совокупность ультрафиолетовых, видимых и инфракрасных излучений, генерируемых источниками естественного и искусственного света; это важнейшая составляющая жизненной среды живых организмов и растений, определяемая световыми потоками источников света, трансформируемыми в результате взаимодействия с окружающей предметной средой, которая воспринимается по распределению света и цвета в пространстве. Рассматривание цветных поверхностей при изменении уровня яркости в пределах, соответствующих области дневного зрения, сопровождается изменением цветового ощущения, которое особенно заметно при солнечном освещении поверхностей (фасадов, деталей). Это явление архитектуры определяют словами «солнечный свет съедает цвет». Зрение чрезвычайно сложный процесс. Химические и электрические явления в сетчатке глаза, передача нервных импульсов по зрительному нерву, деятельность клеток в зрительных зонах мозга все это составные части процесса, называемого зрением. Человеческому глазу присущи дефекты и ограничения, свойственные всякой оптической системе. Однако широкие пределы чувствительности глаза, его способность приспосабливаться к различным условиям распределения яркости в поле зрения позволяют оценивать глаз как наиболее совершенный орган чувств. Способность глаза реагировать как на весьма слабые, так и на интенсивные раздражители объясняется наличием в сетчатке глаза двоякого рода элементов колбочек и палочек, воспринимающих световые раздражения (табл. 1). Глаз, подобно оптической системе, дает наилучшие изображения для точек, которые расположены близко к оптической оси. Центральное зрение отличается от периферического тем, что оно позволяет судить о спектральном составе света. Это свойство глаза обогащает возможности архитектора оценивать пространство распределения света с помощью не только количественных, но и качественных характеристик, определяемых спектральным составом света. 9

10 Характеристика глаза Светочувствительные элементы Способность реагировать на яркость Спектральная чувствительность к излучениям Способность к восприятию цветов Способность к различению деталей Характеристики зрительного анализатора Таблица 1 Дневное Сумеречное Ночное (периферическое) (центральное) зрение зрение зрение Колбочки Колбочки + палочки Палочки Высокие яркости, L > 10 кд/м 2 Максимальная к желтозеленому [λ = 555 нм, V (λ) = 1,0] с уменьшением к красному [λ = 710нм, V(λ) = 0,0021] и фиолетовому Хорошее различение цветов Высокая разрешающая способность Малые яркости, Очень малые яркости, 0,01 < L < 10 кд/м 2 L < 0,01 кд/м 2 Максимальная к голубовато-зеленому (λ = 520 нм) с уменьшением в длинноволновой и коротковолновой частях спектра Голубые и зеленые светлеют, красные темнеют Малая разрешающая способность Максимальная к зеленовато-голубому [λ = 510 нм, V"(λ) = 1,0] с уменьшением к красно-оранжевому и фиолетовому Цвета не различаются, черно-белое видение Отсутствует Периферическое зрение с более высокой (в тысячи раз) чувствительностью к свету обладает меньшей четкостью видимости. Максимум чувствительности при сумеречном зрении сдвинут из желто-зеленой части спектра (при центральном зрении) в сине-зеленую при почти полной потере чувствительности палочек в красной части спектра. Такое изменение чувствительности глаза к излучениям различных участков спектра при переходе от больших яркостей к малым известно под названием эффекта Пуркинье. Эффект Пуркинье имеет большое практическое значение при выборе уровня освещенности на улицах городов и в зданиях, а также при отделке зданий и интерьеров, освещаемых источниками с различной цветностью излучения. Субъективная (воспринимаемая глазом) яркость зависит не только от действительной яркости и яркостных контрастов, но и от условий адаптации глаза. Различают темновую адаптацию, наблюдаемую при переходе от большой яркости к малой, и световую при обратном переходе. 10

11 Египетские мастера Нового царства ввели в архитектуру движение, открыли красоту световых контрастов и полутонов. Прием световой адаптации широко использовался в архитектуре барокко. Отчетливо выраженная тенденция к яркостным контрастам особенно характерна для этого стиля в решении интерьера. Используя в соборах и церквях контраст ярких поверхностей центральных нефов и алтарей с сумраком боковых нефов, зодчие барокко добились впечатления движения и беспредельности пространства. Глаз не только реагирует на высокие яркости и сопутствующие им контрасты, но и «охотится» за ними, выделяя наиболее яркие и контрастные участки поля зрения. Этой свойство глаза следует учитывать в архитектурной композиции. Световая композиция русского храма как бы «втягивает» посетителя в него, ведет его к центру и заставляет затем поднять голову кверху к светоносному куполу, внутренняя поверхность которого, наиболее яркая, являет собой и живописную кульминацию интерьера. Появление, изменение и исчезновение раздражателя главный источник зрительного ощущения. Установлено, что к постоянно действующим раздражителям глаз привыкает настолько, что их не замечает. Это испытываешь, например, идя вдоль улицы, освещенной типовыми фонарями. Когда в окружающем пространстве отсутствуют архитектурные доминанты, а также резко контрастирующие с фоном или друг с другом объекты, зрительная ориентация человека затрудняется. Различают две задачи, связанные с учетом оптических свойств глаза человека. Первая задача не допустить всякого рода оптические обманы, которые искажают художественный образ, масштаб, пропорции и архитектонику интерьеров зданий и сооружений; вторая использовать оптические иллюзии для архитектурных целей (увеличение или уменьшение глубины пространства, использование живописных средств светоцвета для изменения пластической отделки фасадов, интерьеров, устранение геометризма в архитектуре и др.). Опыт показывает, что степень оптических искажений и иллюзий во многом предопределяется условиями освещения здания или интерьера и яркостью поля адаптации и позиции наблюдателя. Задачи освещения не могут быть решены без творческого учета особенностей превалирующего в данной местности природного освещения, которое наиболее привычно и комфортно для человека. В современной световой архитектуре зданий и интерьеров часто встречаются оптические искажения, возникающие вследствие иррадиации. Особенность вечернего освещения его высокая контрастность, которая возникает из-за отсутствия рассеянного света неба. Так, например, даже 11

12 днем при контрастном солнечном освещении искажается восприятие колонны. На основании сопоставления кривых видимости и освещенности цилиндра было доказано, что возникают зрительные эффекты уплощения и излома цилиндрической колонны. Подобные оптические искажения присущи вечернему освещению, обладающему, как правило, резкими светотеневыми контрастами. Отсутствие полутеней и рефлексов приводит к тому, что цилиндрическая поверхность, освещенная сбоку, воспринимается ломаной; освещенная же лучами, направление которых совпадает с направлением зрения наблюдателя, такая поверхность воспринимается плоской. Чтобы приблизить светотеневой контраст вечернего освещения фасада к привычным контрастам, характерным для естественного освещения, следует световые приборы разделить на две группы: первая из них должна быть подобна солнцу, заливающему детали им светом; вторая выполняет роль рассеянного света неба, смягчающего контраст светотени. Первую группу приборов располагают выше освещаемых зданий; вторую группу можно располагать на земле. При обозрении предмета различают две стадии: первую называют видимостью объекта; эта стадия характеризуется 75 % вероятностью увидеть предмет без возможности различения его формы; вторая стадия различимость характеризуется способностью глаза видеть форму предмета. Первое, что мы замечаем, яркость, цвет и светотень, которые, по существу, определяют первое впечатление и позволяют нам оценивать окружающую обстановку, здание и его детали. Рассматривая одно и то же здание на различных естественных фонах (небо, деревья) и в разную погоду, мы убеждаемся в том, что восприятие его резко изменяется при переходе от ясного солнечного дня к пасмурному, исчезают определяющие форму контрасты светотени, искажаются глубинность пейзажа и объемность здания, пропадает пластика. Глаз не только оптический прибор, позволяющий видеть предметы, но и анализатор, дающий возможность получать впечатления, возбуждающие мысли и эмоции, на основании которых рождаются суждения и оценки. Как оптический прибор глаз человека обладает рядом особенностей. Так, зона бинокулярного видения в вертикальной плоскости приблизительно равна 120, в горизонтальной 180, зона монокулярного видения по горизонтали составляет 40 (справа и слева). Порог видимости наблюдаемого предмета оценивают минимальной разностью яркостей фона и предмета, которую называют разностным порогом L. В отличие от разностного порога относительное значение пороговой яркости, определяющее порог различимости, называют пороговым контрастом предмета с фоном. Величину, обратную этому порогу, называют контрастной чувствительностью глаза. 12

13 Согласно закону, открытому Вебером и уточненному Фехнером, субъективное восприятие любого увеличения яркости определяется числом разностных порогов в оцениваемом приросте яркости. Закон говорит о том, что едва ощутимый прирост зрительного восприятия А есть функция разностного порога [ А = f (L/L)], а субъективное восприятие увеличения яркости какой-либо поверхности оценивается числом разностных порогов, укладывающимся в рассматриваемом приросте яркости. Яркость, субъективно воспринимаемая глазом, то есть количественное выражение уровня зрительного ощущения, называют светлотой. Светлота пропорциональна яркости, то есть по Веберу Фехнеру: где В = c lgl, В светлота; L фотометрическая величина яркости; с коэффициент пропорциональности, зависящий от выбора единиц. Отношение минимальной разности яркостей (определяющей порог различения предмета) к яркости фона и называют пороговым контрастом. Значение порогового контраста, так же как и разностного порога, зависит от яркости поля адаптации, углового размера и формы предмета и времени наблюдения. При высоких освещенностях глаз способен различать яркости, отличающиеся одна от другой на 1 2 % (например, глаз может различать яркости, равные 33 и 35 кд/м), а при низких контрастная чувствительность резко уменьшается (например, в темную звездную ночь для различения яркости двух смежных поверхностей необходимо, чтобы перепад между ними был не менее 55 %; яркости поверхностей должны отличаться более чем в 1,5 раза одна от другой). При малых яркостях закон Вебера Фехнера не соблюдается. При заданном контрасте объекта с фоном порог различимости этого объекта определяется минимальным угловым размером (разрешающим углом). Значение, обратное разрешающему углу, называют остротой различения (в медицине остротой зрения). Условно считают разрешающую способность глаза нормальной, если он видит предмет с угловым размером, равным 1 мин; это соответствует отношению абсолютного размера к расстоянию до глаз 1: Архитектору при решении пространственных задач важно знать порог глубины, характеризуемый минимальной разностью параллактических углов между зданиями, которые обеспечивают заданную вероятность различения их при различной удаленности от наблюдателя. 13

14 Значение глубины выражается в угловых секундах по формуле: δ пор = b l / l, где b расстояние между центрами зрачков глаз наблюдателя (основание стереоскопического зрения); l расстояние от ближайшего здания до наблюдателя; l максимальное расстояние между двумя зданиями, видимыми как различно удаленные от наблюдателя. 2. Основные величины, единицы и законы Фотометрией называется раздел оптики, в котором рассматриваются измерения энергии, которую переносят электромагнитные световые волны. В архитектурной светологии рассматриваются действия на глаз и другие оптические приборы электромагнитных волн видимого диапазона. Для характеристики этого действия вводятся следующие величины, характеризующие свет с точки зрения переносимой им энергии: световой поток, сила света, освещенность. Световым потоком Ф называется мощность видимого излучения, которая оценивается по действию этого излучения на нормальный глаз. Иными словами, Ф есть энергия световых электромагнитных волн, переносимая в единицу времени через некоторую площадь поверхности и оцениваемая по зрительному ощущению. Для монохроматического света, соответствующего максимуму спектральной чувствительности глаза (λ = 5500 А), световой поток равен 683 люменам (лм) если мощность излучения равна одному ватту. Точечным источником света называется источник, линейные размеры которого значительно меньше, чем расстояние от него до точки наблюдения. Такой источник излучает сферические электромагнитные волны. Силой света (силой излучения) I точечного источника называется величина, численно равная световому потоку, который этот источник создает в единичном телесном угле. Если точечный источник равномерно излучает свет по всем направлениям, то: I = Ф полн / 4 π, где Ф полн есть полный световой поток источника света, то есть мощность излучения, создаваемая источником по всем направлениям, энергия света, которая за единицу времени переносится сквозь произвольную замкнутую поверхность, охватывающую источник света (рис. 1). 14

15 Освещенностью Е некоторой поверхности называется отношение светового потока Ф, которая падает на площадь S поверхности, к величине этой площади: Е = Ф / S. Освещенность Е в каждой точке экрана, на который падает свет, пропорциональна интенсивности электромагнитной световой волны в этой точке. Освещенность, которую создает точечный источник с силой света I на поверхности, удаленной на расстояние r от источника, описывается законом освещенности от точечного источника: 2 Е = I cos i / r, где i угол падения лучистого потока, отсчитанный от нормали к поверхности. Оптическая часть электромагнитного спектра лучистой энергии включает в себя области ультрафиолетового, видимого и инфракрасного излучения. Шкалу электромагнитных волн в приложении студенту предлагается изучить самостоятельно. Ультрафиолетовым является излучение, длины волн λ монохроматических составляющих которого меньше длин волн видимого излучения и больше 1 нм. По данным Международной комиссии по освещению (МКО), различают следующие области ультрафиолетового излучения: УФ-А с длинами волн нм; УФ-В с длинами волн нм; УФ-С с длинами волн нм. Видимое излучение (свет) непосредственно вызывает зрительные ощущения. Нижняя граница спектральной области видимого излучения лежит между 380 и 400 нм, верхняя между 760 и 780 нм. Инфракрасным называют излучение, длины волн монохроматических составляющих, которого больше длин волн видимого излучения и меньше 1 мм. По данным МКО, различают следующие области инфракрасного излучения: ИК-А с длинами волн нм; ИК-В с длинами волн 1,4 3 мкм; ИК-С с длинами волн 3 мкм 1 мм. Различают монохроматическое и сложное видимое излучение. Монохроматическое излучение характеризуется очень узкой областью частоты (или длин волн), которая может быть определена одним значением частоты (или длины волны). Сложное излучение характеризуется совокупностью монохроматических излучений разных частот. Пример сложного излучения дневной свет. 15

16 Под спектром излучения понимают распределение в пространстве сложного излучения в результате его разложения на монохроматические составляющие. Действуя на глаз, излучения, имеющие разную длину волны, вызывают ощущение того или иного цвета. Приближенные границы цветных полос видимого излучения студенты определяют экспериментально в лабораторной работе «Изучение дисперсного спектра на двойном монохроматоре». Для представления о распределении светового потока, излучаемого источником в пространстве, пользуются кривыми распределения силы света (рис. 2). Эти кривые строятся обычно в полярных координатах следующим образом: сила света в разных направлениях откладывается в принятом масштабе на радиусах-векторах, проведенных из центра. Концы векторов, соответствующих значениям силы света в разных направлениях, соединяют и таким образом получают замкнутую поверхность; часть пространства, ограниченная этой поверхностью, называется фотометрическим телом силы света. Для большинства источников света и осветительных приборов фотометрическое тело симметрично относительно некоторой оси. Такие источники света и осветительные приборы называют симметричными. Кривые силы света в плоскостях, проходящих через ось симметрии, называют продольными кривыми силы света. Для симметричных источников света и осветительных приборов обычно строят половину продольной кривой силы света (от 0 до 180). Классификация светильников по кривым силы света приведена в лабораторной работе «Измерение силы света и светового потока электрических источников света». При оценке качества световой среды решающее значение имеет яркость свечения источника света и освещаемых им поверхностей. Яркость световая величина, которая непосредственно воспринимается глазом; она представляет собой поверхностную плотность силы света в заданном на правлении, которая определяется отношением силы света к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную тому же направлению. Различают два частных случая определения яркости L: 1) яркость в точке М поверхности источника в направлении светового луча, определяется по формуле: L = I / Acos θ, где I сила света в направлении I; А элемент светящей поверхности, содержащей точку М; Acos θ сила света, приходящаяся на единицу площади проекции; 16

17 2) яркость в точке М поверхности приемника (например, глаза или фотоэлемента) в направлении I представляет собой отношение освещенности Е, создаваемой в этой точке приемника в плоскости, перпендикулярной направлению I, к телесному углу Ω, в котором заключен световой поток, создающий эту освещенность (нормальная освещенность, приходящаяся на единицу телесного угла) (рис. 1): L = E / Ω. Единица яркости кандела на квадратный метр (кд/м 2). В общем случае яркость светящей поверхности различна в разных направлениях, поэтому яркость, подобно силе света, характеризуется значением и направлением. Поверхности, обладающие одинаковой яркостью по всем направлениям, называются равнояркими излучателями. К ним относятся, например, оштукатуренные и матовоокрашенные поверхности потолка и стен, осветительные приборы в виде шара из молочного стекла и др. Рис. 1. Схема к определению телесного угла света Рис. 2. Продольные кривые силы света источников Для плоской равнояркой во всех направлениях поверхности (при I θ = I cosθ) справедливо соотношение: Iθ L = = I / A = const. Acosθ 17

18 Сравним значения яркости для некоторых светящих элементов. Луна при полнолунии 2500 кд/м 2 ; Небо в зените в полдень (при различной облачности) кд/м 2 ; Солнце в зените 1, кд/м 2 ; Пламя стеариновой свечи кд/м 2 ; Люминесцентные лампы кд/м 2 ; Лампы накаливания (100 Вт) (0,5 15) 10 6 кд/м 2 ; Ксеноновые лампы 1, кд/м 2. Между яркостью и освещенностью поверхности, равномерно рассеивающей падающий на нее свет, существует важнейшая зависимость: L = Eρ/ π, где ρ коэффициент отражения. При световом потоке, проходящем через рассеивающее стекло с коэффициентом пропускания τ, яркость стекла определяется по формуле: L = Eτ/ π. По характеру распределения световых потоков, отраженных поверхностью или пропущенных телом, различают следующие основные их виды: а) рассеянное (диффузное) отражение от оштукатуренной поверхности потолка и стен или пропускание света молочным стеклом (рис. 3); б) направленное отражение или пропускание, например, при отражении света от зеркал и полированных поверхностей металла или пропускание света через оконное стекло (рис. 4); в) направленно-рассеянное отражение, например от поверхностей, окрашенных масляной краской, или пропускание света матированным стеклом. Более детально распределение световых потоков описано в глоссарии «Архитектурная светотехника». При направленном и направленно-рассеянном отражении света характеристикой распределения яркости в различных направлениях служит коэффициент яркости, определяемый из соотношения: r = L L, α α / o где L α яркость поверхности под углом к перпендикуляру на эту поверхность; L o яркость идеально рассеивающей поверхности, имеющей коэффициент отражения ρ = 1 и одинаковую освещенность с исследуемой поверхностью. 18

19 В общем случае для поверхностей, диффузно отражающих свет, коэффициент яркости равен коэффициенту отражения: r = L π / E или L = r E / π. α α α α Освещенность поверхности представляет собой плотность светового потока, то есть отношение светового потока Ф, падающего на элемент поверхности, содержащей данную точку, к площади этого элемента А: Е = Ф / А. Рис. 3. Схема, характеризующая диффузное отражение (а) и диффузное пропускание (б) света Рис. 4. Виды отражения света зеркальными (а) и блестящими (б) поверхностями Единица освещенности люкс (лк); 1 лк равен освещенности, создаваемой световым потоком в 1 лм, равномерно распределенным на поверхности площадью 1 м. Об освещенности, равной 1 лк, можно судить по следующим примерам: освещенность горизонтальной поверхности при лунном освещении (полнолуние) составляет 0,2 лк; минимальная освещенность на проезжей части улиц (посередине между фонарями) равна 1 0,5 лк. Освещенность, создаваемая точечным излучателем (рис. 5) с заданным распределением силы света, определяется по формуле: Eм = I cos α / d, где I сила света, кд; d расстояние от источника света до точки М, в которой определяется освещенность. Если излучателем является светящая линия, например, ряд люминесцентных ламп, то освещенность на расстоянии d пропорциональна d 1, а не d 2, как в случае точечного излучателя. 2 19

20 Студенту предлагается самостоятельно изучить шкалу электромагнитных волн (табл. 2). Следует обратить внимание на параметры видимой области и сравнить их с значениями, полученными в лабораторной работе «Изучение дисперсионного спектра на двойном монохроматоре». Рис. 5. Схема к определению освещенности от точечного источника света Шкала электромагнитных излучений Таблица 2 Тип излучения Характеристика рентгеновское ультрафиолетовое γ-излучение излучение излучение Длина волны λ, м Волновое число, 1/λ, см Частота ν = с/λ, Гц с = м/с скорость света Энергия кванта, Е = hν, эв, h постоянная Планка, h = 6, Джс Характеристическая температура, К θ = hν / К, К = 1, Дж К, постоянная Больцмана Источник излучения Способ получения излучения Метод регистрации Ядерная реакция превращения элементарных частиц Радиоактивный распад, космические процессы, ускорители Гейгеровские и сцинтилляционные счетчики, ионизационные камеры, камера Вильсона, пузырьковая, фотографический метод. Переходы внутренних электронов. К-захват. Атомные процессы при воздействии элементарных частиц. Рентген. трубка. Космические процессы, ускорители плазмы. Глаз, фотоэлементы и фотоумножители, фотографический метод Переходы электронов на К, L уровнях. К-захват. Процессы при воздействии элементарных частиц. Переходы в молекулах. Дуговой и искровой разряды. Раскаленные тела. 20

21 Окончание табл видимая инфракрасное излучение микроволновое радиочастотное низкочастотное область излучение излучение излучение (7,4-4,0) (1,35-2,5) ,1 0,001 0, (4-7,5) ,7-3, и менее (2,0-3,6) и менее Переходы валентных электронов Колебание молекул и атомов (в близкой Вращение молекул. Переворот спина электрона. Переворот спина ядра. в атомах и ИК). Вращение моле- молекулах кул (в далекой ИК). Раскаленные тела. Горячие нити. Магнетроны, клистроны, трубки с бегущей волной. Фотоэлементы. Металлические и полупроводниковые болометры. Фоторезисторы. Болометры, термостолбики, СВЧ-диоды. Радио- и телекоммуникационные устройства. Эл.контуры, генераторы переменного тока. Радиотехнические устройства. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЛЕКЦИОННЫМ ЗАНЯТИЯМ 2. Основы фотометрии и светотехники Лекция Лабораторная работа 21 Вопросы лекции Форма обучения Лит. Вопросы для самоконтроля 1. Светоцветовая Лекция самостоятельное 1. Дайте определение световой среды. среда и ее характеристики изучение 2. Перечислите функции света. 3. Что такое цветовая среда? Приведите примеры различных приемов освещения. 4. Что такое яркость в точке источника света? 5. Что такое яркость в точке приемника света? Приведите примеры яркости некоторых освещенных и самосветящих поверхностей. 1. Что называется лучистой энергией? В каких единицах она измеряется? 2. Что называется лучистым потоком? 3. Перечислите составляющие оптического спектра. 4. Какими способами изучается спектральный состав излучения? 5. Дайте определение силы света и определение фотометрическому телу силы света. 6. Как связаны яркость и сила света равнояркой поверхности? 7. Приведите примеры диффузного, направленного и направленно рассеянного отражения.

22 УЧЕБНЫЙ БЛОК «ИНСОЛЯЦИЯ И СВЕТОЗАЩИТА» ВВЕДЕНИЕ Учебный блок «Инсоляция и светозащита» является одним из важнейших в курсе архитектурной физики. Это обусловлено, во-первых, неразрывностью связи человека с окружающей средой. Во-вторых, этот раздел является основой при изучении других дисциплин. Поэтому материал этого блока, по сравнению с первым блоком, предлагается на лекции и не выносится на самостоятельное изучение. Закрепить теоретический материал предлагается в курсовой работе. В рамках программы средней школы материал не изучался. Вместе с тем для изучения этого блока требуется наличие у студентов необходимых знаний и умений. Студенты: должны знать: законы освещенности; понятие телесного угла и единицу его измерения; законы геометрической оптики, понятие светового луча; иметь представление: о небесном своде и горизонте; о солнечной радиации и ее зависимости географической от широты, времени года и прозрачности воздуха; о спектральном составе солнечного излучения. Учебная программа блока Содержание блока Форма подготовки Литература 1. Оптическая теория естественного светового поля. лекция, самост. 2. Системы естественного освещения помещений. лекция 3. Методы расчета естественного освещ. помещения. лекция, самост. 4. Солнцезащита и светорегулирование в городской застройке и помещении. лекция 5. Моделирование инсоляции. Новейшие технологии светорегулирования. лекция «Естественное освещения помещения» Курсовая работа студент должен знать закон проекции телесного угла; закон светотехнического подобия; способ светотехнического моделирования принцип нормирования КЕО Цели обучения студент должен уметь решать комплексные задачи; рассчитывать освещенность поверхностей в определенное время года на заданной широте; определять КЕО и времени использования естественного света для проектируемого помещения; определять требуемую площадь и расположение светопроемов; пользоваться нормированными документами. 22

23 В лабораторный практикум данного учебного блока включены работы «Исследование условий инсоляции городской застройки и зданий» и «Экспериментальное определение и проверочный расчет коэффициента естественной освещенности» (КЕО)». КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Введение Естественное и искусственное освещение городов и отдельных зданий и сооружений может и должно быть только «архитектурным», то есть выполнять одновременно экологическую, эстетическую и экономическую функции. Широкое понятие комфортности освещения связано главным образом с обеспечением благоприятной видимости и восприятия архитектурных форм, пространства и объектов человеком. При выборе приемов и систем освещения в процессе разработки архитектурного проекта можно условно выделить два этапа. На первом этапе решают следующие задачи: в соответствии с нормами выбирают необходимые уровни освещенности с учетом особенностей зрительной работы (размер объектов различения, светлота фона, контраст между объектами и фоном и т.п.); обеспечивают неравномерность, контрастность и направленность освещения, способствующие наилучшей видимости объектов различения и светомоделировке их формы; определяют спектр и динамику освещения, обеспечивающие требуемую цветопередачу и эмоциональную атмосферу; устраняют или ограничивают ослепленность и дискомфорт, возникающие при попадании в глаза прямых или отраженных лучей солнца, неба или источников искусственного света; выбирают расположение световых проемов, осветительных приборов и отделочных материалов, обеспечивающее комфортное распределение яркостей и цвета в пространстве. Второй этап проектирования включает решение архитектурной сверхзадачи создание архитектурного светового образа, который возникает в результате взаимодействия архитектуры и света. В интерьерах этот образ зависит от назначения помещений. Так, в зрительных залах архитектурный световой образ должен создавать впечатление праздничности и торжественности; в музеях и картинных галереях ощущение отрешенно- 23

24 сти от внешнего мира и сосредоточенности; в производственных помещениях иллюзию естественности световой среды. В современной архитектуре выразительные решения достигаются искусным сочетанием естественного и искусственного света, применением новейших светотехнических и строительных материалов и конструкций, разработкой оригинальных оптических систем, новых архитектурных форм и, в конечном итоге, рождением характерных образов. 1. Системы естественного освещения помещений Существуют три системы естественного освещения помещений: боковое, верхнее и комбинированное освещение. Эта классификация положена в основу нормирования естественного освещения. Система бокового освещения подразделяется на одно-, двух-, трехстороннее и круговое освещение. Система верхнего освещения может быть обеспечена различными устройствами от полностью светопропускающего покрытия до точечных фонарей и световых шахт. Система комбинированного естественного освещения представляет собой комбинацию бокового и верхнего освещения. Если любая из этих систем не обеспечивает требуемого уровня освещения и его качества (комфортности), то она может быть дополнена искусственным освещением. Такая система получила название совмещенной. Выбор архитектором систем освещения определяется, прежде всего, назначением помещения. Основными задачами проектирования естественного освещения зданий являются: 1) выбор типа, размеров и расположения световых проемов (в стенах и покрытиях), при которых в помещениях обеспечиваются нормированные показатели освещения; 2) защита рабочих зон помещения от слепящей яркости прямых и отраженных лучей солнца; 3) согласование выбранных светопроемов и их расположения с архитектурными требованиями к освещению, способствующими выявлению пространства, тектоники, ритма, цветового решения и характерного образа сооружения. При выборе типов окон и фонарей и их расположения в пространстве цеха необходимо учитывать большую архитектурную роль этих деталей интерьера, которые вносят свой ритм в членение пространства, способст- 24

25 вуют выявлению его глубины, а также во многом определяют художественную тектонику помещений. По характеру распределения прошедшего в помещение светового потока окна и фонари подразделяются на три вида (рис. 6): первый вид (рис. 6, а) характеризуется отчетливо выраженной направленностью светового потока, который четко выделяет формы рассматриваемой детали благодаря образующимся собственной и падающей теням, то есть обладает наилучшим светомоделирующим эффектом; световые проемы второго вида (рис. 6, б) создают в помещениях так называемое бестеневое освещение благодаря двустороннему или многостороннему освещению объектов в интерьере или применению в светопроемах светорассеивающих материалов (стекла, пленки, решетки и т.п.; обозначены штриховыми линиями); для третьего вида естественного освещения (рис. 6, в) характерно использование отраженного света, который создается скрытыми от наблюдателя окнами; этот прием освещения создает иллюзию открытого проема и зрительно увеличивает глубину пространства. Рис. 6. Классификация приемов естественного освещения по характеру светораспределения 25

26 Примеры использования отраженного света в архитектуре показаны на рис. 7. Рис. 7. Приемы использования отраженного света: а в трапезной Симонова монастыря (Москва); б, в в промышленных зданиях; г в картинной галерее Задачи проектирования естественного освещения зданий определяются их художественным образом и назначением. Классификация зданий в зависимости от требований к световой среде приведена в табл. 3. Естественное освещение зданий, относящихся к I группе, целесообразно решать так, чтобы свет подчеркивал архитектурное значение центральных (главных) помещений, акцентировал оси и членение пространства, служил своеобразным гидом при движении посетителей от вестибюля к центру здания. В основных помещениях зданий II группы свет используется как эффективное средство акцентирования внимания на объекте восприятия (картине, скульптуре, сценической или спортивной мизансцене, панораме и т.д.), то есть как бы без персонификации его роли в окружающем архитектурном пространстве. Для этого применяется неравномерное распределение света в помещении и используется эффект темновой адаптации глаз наблюдателей, располагающихся в зоне пониженной яркости. 26

27 Таблица 3 Классификация зданий по требованиям к световой среде Группа зданий I II III IV Требования к световой среде Определяются в основном идейно-художественными задачами Функциональные с учетом зрительной адаптации посетителей Определяются высокими требованиями к обеспечению условий зрительной работоспособности в сочетании с эстетическими и гигиеническими требованиями Определяются в основном психологическими, эстетическими и гигиеническими требованиями Примеры 1. Здания мемориальной архитектуры. 2. Здания парламентов, судов, власти. 3. Дворцы культуры, науки и искусства. 4. Культовые сооружения. 1. Панорамы, диорамы. 2. Картинные галереи и музеи. 3. Выставочные здания. 4. Спортивные залы. 1. Здания высших и средних учебных заведений. 2. Школы. 3. Здания проектных и научно-исследовательских институтов. 4. Производственные здания и офисы. 1. Здания лечебных учреждений, санаториев и домов отдыха. 2. Здания детских учреждений. 3. Жилые дома. Демонстрационные залы в зависимости от экспозиции подразделяются на два вида: в первых преобладают плоскостные экспонаты (картины, гобелены и т.п.), во вторых объемные (скульптура, оборудование). При проектировании картинных галерей необходимо предусматривать выполнение следующих требований: а) обеспечение достаточно интенсивной освещенности картин, которая характеризуется средним значением КЕО на плоскости картины в пределах 1,5 2 %; б) соблюдение определенного отношения среднего КЕО на плоскости картины е к к значению КЕО на вертикальной плоскости, проходящей через глаз наблюдателя, е в; численное значение отношения е к / е в должно быть больше единицы и не превышать 10; в) соблюдение определенного отношения среднего значения КЕО на горизонтальной плоскости в зале е г на уровне глаз наблюдателя к среднему значению КЕО на поверхности картины е к; численное значение отношения должно быть меньше единицы; г) полное устранение инсоляции помещений во избежание разрушительного действия на картины прямого солнечного света, особенно его ультрафиолетовой составляющей; 27


Основные светотехнические понятия и их практическое применение В природе существует множество электромагнитных волн с различными параметрами: рентгеновские лучи, γ-лучи, микроволновое излучение и др. (см.

УТВЕРЖДАЮ светотехнического.е. Железникова Вопросы для ГЭК по направле товки 11.03.04 «Электроника и наноэлектроника» Основы светотехники. 1. Волновые и квантовые свойства излучения. Оптическая область

1. Классификация осветительных приборов 2. Типы осветительных приборов для освещения помещений 3. Типы осветительных приборов для освещения улиц и площадей 1. Классификация осветительных приборов Осветительные

Лабораторная работа по теме «Оптика» Прохождение света через дисперсную систему сопровождается такими явлениями как поглощение, рассеяние, преломление и отражение. Особенности этих явлений для коллоидных

КРУТИК Михаил Ильич, МАЙОРОВ Виктор Петрович ЛЮМЕНЫ, КАНДЕЛЫ, ВАТТЫ И ФОТОНЫ. РАЗЛИЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ РАЗЛИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАМЕР НА ОСНОВЕ ЭОП И ПЗС Авторы этой статьи

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Великобритании СОГЛАСОВАНО на заседании МС (Зубов С.Ю.) «10» сентября 2014 УТВЕРЖДАЮ директор школы

2.Пояснительная записка. Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 1089 «Об утверждении

3 Цель работы: ознакомиться с отражательной дифракционной решеткой. Задача: определить с помощью дифракционной решетки и гониометра длины волн линий спектра ртутной лампы и угловую дисперсию решеткит Приборы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС (базовый уровень) 4 ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 35 часов 4.1 Элементарный электрический заряд. 1 Знать: 4.2 Закон сохранения электрического заряда Закон Кулона 1 понятия: электрический

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ 33 г. ТОМСКА. Новикова Ольга Анатольевна Геометрическая оптика Методическая разработка (План урока) Томск 2006 Новикова О.А., 2006 СОШ 33 г. ТОМСКА, 2006

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» УТВЕРЖДАЮ Декан ИСФ Бабкин В. И. 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Лекция 3 АКУСТИКА план лекции ЗВУК. ПРИРОДА ЗВУКА ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА. ЗАКОН ВЕБЕРА-ФЕХНЕРА ЗВУКОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ. ШКАЛА УРОВНЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ. ШКАЛА УРОВНЕЙ

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Лабораторная работа 5 Определение постоянной Ридберга Ярославль 2005 Оглавление 1. Краткая теория........................... 3

Использование светодиодных светильников для освещения внутренних помещений. Требования нормативных документов по освещенности, цветопередаче и спектру излучения источников света. Технический директор ООО

Тур 1 Вариант 1 1. Точка движется по оси х по закону х = 8 + 12t - 3t 2 (м). Определите величину скорости точки при t = 1 с. 2. Тело массой m = 1 кг движется по горизонтальной поверхности под действием

Лабораторная работа 1 ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ЗРЕНИЯ Цель работы - изучение свойств зрения и исследование поля зрения с помощью кампиметрического метода. Зрение является для человека основным источником сведений

Федеральное агентство по образованию Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра общей и строительной физики РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ЕСТЕСТВЕННОЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ БОКОВОМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» Кафедра электроэнергетики О.П. БАЛАШОВ, Н.А.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПОРОГА СЛЫШИМОСТИ С ПОМОЩЬЮ АУДИОМЕТРА АП-02 Приборы и принадлежности: аудиометр. Цель работы: изучить устройство аудиометра, ознакомиться с методом определения порога слышимости,

11 класс 1 Условие Солнце и Луна в фазе первой четверти одновременно заходят за горизонт На какой широте находится наблюдатель? Рефракцией и параллаксом Луны пренебречь 1 Решение Изобразим конфигурацию

ПОТЕНЦИАЛ. РАБОТА СИЛ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ Потенциал, создаваемый точечным зарядом в точке A, находящейся на, если положить потенциал на бесконечности равным нулю: φ(). Потенциал, создаваемый в

Рабочая программа по физике 11 класс (2 часа) 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая общеобразовательная программа «Физика.11 класс. Базовый уровень» составлена на основе Примерной программы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДИСПЛЕИ РАБОЧЕЕ МЕСТО ОПЕРАТОРА ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЕ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ГОСТ 50923-95 Дата введения 1997-07-01 Предисловие

СПЕКТРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В МИКРОСКОПИИ Н.А. Колтовой ЦП ОАО РЖД, Москва Рассматривается применение микроскопа-спектрофотометра в медицине для диагностики. Анализируемый спектральный диапазон от ультрафиолета

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 41 «Гармония» с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа Самара РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет физика Класс 9 Количество часов

Лабораторная работа 3.15. ДИФРАКЦИОННАЯ РЕШЕТКА КАК СПЕКТРАЛЬНЫЙ ПРИБОР А.И. Бугрова Цель работы: Экспериментальное определение периода и угловой дисперсии дифракционной решетки как спектрального прибора.

Свет в конце туннеля Принципы освещения спортивных объектов и сооружений Создание высококачественного и рационального освещения спортивного сооружения сложная задача. Осветительные установки должны обеспечивать

Тема 16. Электрическое освещение Вопросы темы. 1. Основные понятия и единицы измерения (световой поток, сила света, освещённость и светимость, яркость поверхности). Кривая силы света. Нормы освещённости

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.08 ИЗУЧЕНИЕ СПЕКТРОВ АТОМОВ РТУТИ И НЕОНА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКРАНИРОВАННОГО ЗАРЯДА ЯДРА АТОМА НЕОНА 1. Цель работы Целью настоящей работы является изучение линейчатых спектров атомов,

12.5.13. Физика Механические явления распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова Краткие данные по физиологии органа зрения Доцент Байкенов М.Т. Основной функцией зрительного анализатора животных является восприятие света,

ЛЕКЦИЯ 4 Приемники света Все приемники света можно разделить на две большие группы: биологические (глаз) и фотоэлектрические. В качестве элемента средства измерения в системах ОНК могут использоваться

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО» В.И. Кочубей СПЕКТРОФЛУОРИМЕТР

ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ В ОПТИКЕ. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПЛАЗМОН-ПОЛЯРИТОНА НА ГРАНИЦЕ РАЗДЕЛА ДВУХ СРЕД Верхотуров А.О., Еремеева А.А. Современная оптика, сильно изменившаяся после появления лазеров

1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Источники света» является повышение профессионального уровня и компетенции слушателей в области энергетической эффективности электрических установок

Лабораторная работа 47 Определение длины световой волны при помощи интерференционных колец Лабораторная работа 47 Определение длины световой волны при помощи интерференционных колец Цель работы: изучение

И. В. Яковлев Материалы по физике MathUs.ru Принцип Гюйгенса В кодификаторе ЕГЭ принцип Гюйгенса отсутствует. Тем не менее, мы посвящаем ему отдельный листок. Дело в том, что этот основополагающий постулат

Интерференция от протяженного источника света Получение интерференционной картины в оптическом диапазоне возможно только в случае, когда интерферирующие волны исходят из одного источника В схеме Юнга свет

8. Характеристики и свойства гармонических волн 07 19 Источником гармонических волн являются гармонические колебания. Собственно говоря, волна и представляет собой колебание, распространяющееся в пространстве.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 ИЗУЧЕНИЕ ДИСЛОКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МЕТАЛЛА МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОЙ МИКРОСКОПИИ 1. Цель работы 1.1. Освоить методику определения плотности дислокаций по точкам выхода и методом секущих.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ ЖИДКИХ СРЕД С ПОМОЩЬЮ РЕФРАКТОМЕТРА Теоретическое введение Основные понятия и законы геометрической оптики Во многих областях, имеющих важное практическое значение, например

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Лабораторная работа 1 Определение разрешающей способности микроскопа и глаза Ярославль 013 Оглавление 1. Вопросы для подготовки

НЕГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕЙ ЦИРКУЛЯЦИИ АТМОСФЕРЫ ВЕНЕРЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ К. Г. Орлов 1, И. В. Мингалев 1, А. В. Родин 2 1 Полярный геофизический институт Кольского научного центра РАН (E-mail:

Кафедра экспериментальной физики СПбГПУ, Работа 3.6 ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ СВЕТА ВВЕДЕНИЕ М. Ю. Липовская Ю. П. Яшин Скорость света является одной из основных констант нашего мира и определяет предельную скорость

4 ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРИ НАЛИЧИИ ПРОВОДНИКОВ Проводники электричества это вещества, содержащие свободные заряжённые частицы. В проводящих телах электрические заряды могут свободно перемещаться в пространстве.

Пояснительная записка При составлении программы были использованы следующие правовые документы федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, утвержденный

Графический редактор GIMP: Первые шаги. Иван Хахаев, 2008 Глава 14. Инструменты цвета Инструменты цвета предназначены для коррекции различных характеристик цвета (яркости, насыщенности, контрастности и

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике базового уровня и соответствует федеральному государственному

Аннотация к рабочим программам по физике 7-9 класс (основное общее образование) Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад

Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск 68 www.a.ru/scece/rudy/ УДК 537.87+6.37 Решение задачи рассеяния на протяженных цилиндрических телах различного сечения Гиголо А. И. * Кузнецов Г. Ю. ** Московский

5 Проводники в электрическом поле 5 Проводники Проводниками называются вещества, в которых при включении внешнего поля перемещаются заряды и возникает ток Наиболее хорошими проводниками электричества являются

18 Сергей Никифоров, к. т. н. [email protected] Реальный цвет и виртуальный индекс его передачи В статье предлагается рассмотреть связь одного из качественных показателей белого света индекса цветопередачи

Преобразование Фурье в оптике В математике доказывается что любую периодическую функцию () с периодом Т можно представить рядом Фурье: a a cos b s где / a cos d b s d / / a и b - коэффициенты ряда Фурье

Оптические каустики и их метаморфозы. Подосинникова Анастасия Анатольевна учащаяся средней школы 70 г. Саратова, 11 класс, 2003 г. Научный руководитель: проф. А.П. Кузнецов Работа доложена на школе-конференции

Региональный этап Всероссийской олимпиады по астрономии 6 года Условия задач 9 класс 1. Может ли созвездие Южного Креста (склонение около 6) наблюдаться в северной части неба? Если да, то в каких районах

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4.8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТУННЕЛЬНОГО ЭФФЕКТА НА СВЧ Ц е л ь р а б о т ы: Ознакомление с основными закономерностями туннельного эффекта на СВЧ-модели. П р и б о р ы и п р и н а д л е ж н

Системы светодиодного освещения Инновационный свет в бюджетных организациях Содержание Свет. Основные понятия Классификация источников света Ламповые источники света. Недостатки и преимущества ламповых

Технический бюллетень TB 02 Интерференционные полосы в стеклопакете Интерференционные полосы это ряд тусклых, неравномерно распределенных, почти параллельных линий, которые имеют сероватый или радужный

  • Рассмотреть роль понятий «устойчивость», «прочность» и «жесткость конструкций» при создании сложных конструкций

  • Применить знания, полученные при изучении данной темы, в объяснении окружающих явлений

    • 1. История создания памятника Петру I как задача о равновесии

    • 2. Рассмотрение проблемы в общем виде: как обеспечить равновесие предмета?

    • 3. Загадка Пизанской башни

    • 4. Падающие башни мира

    • 5. Требования к конструктивным элементам зданий и сооружений

    • 6. Выводы, д/з



    • Во дворе мастерской строители возвели помост, имитирующий пьедестал. Лучшие берейторы на лучших скакунах взлетали на этот помост. Сотни раз они повторяли эти взлеты, пока, наконец, скульптор не понял, что удержать вздыбленную лошадь на двух опорах ему не удастся.


    • На каждой парте у Вас находятся спичечные коробки

    • Постройте из них вертикальные конструкции со смещенными относительно друг друга коробками на максимально возможную высоту, и так, чтобы они не падали

    • Дайте ответ: какое условие надо выполнить при строительстве, чтобы конструкция была высокой и не падала


    • 1.Тело (конструкция, сооружение) находится в положении устойчивого равновесия, если линия действия силы тяжести никогда не выходит за пределы площади опоры – значит, следует увеличить площадь опоры.

    • 2. Вероятность выхода вертикальной линии за границы площади опоры снижается, если центр тяжести расположен низко над площадью опоры, т. е. соблюдается принцип минимума потенциальной энергии (принцип неваляшки)- значит, следует понизить центр тяжести.

    • 3. А теперь выскажите предположения:

    • Что надо сделать для того, чтобы удержать всадника в скачущем положении


    • Решение очевидно: для усиления устойчивости фигуры необходимо увеличить площадь ее основания, то есть создать еще одну точку опоры. Таково мнение наших учеников.

    • А вот решение скульптора: под задними копытами коня появляется третья точка опоры – змея, символизирующая поверженных врагов России.


    • Несмотря на свой наклон, пизанская башня не падает, т.к. отвесная линия, проведенная из центра тяжести не выходит за пределы основания.


    • Высота башни 54,5м. Вершина башни отклонена от вертикали на 4,5 м.

    • Равновесие нарушится и башня упадет, когда отклонение её вершины от вертикали достигнет 14 м.


    • Сложите на краю стола книги стопкой так, чтобы верхняя книжка выступала над нижней. Укладывайте книги одна на другую до тех пор, пока ваша «Пизанская башня» не начнет заваливаться. Убедитесь, что падение книг началось, когда центр тяжести стопки книг вышел за пределы нижней книги.


    • Полагают, что во всем мире около 300 падающих башен. Из них башня церкви в г.Зуурхузен (Германия) занимает первое место по углу наклона, далее- Пизанскаябашня, Болонская Гаризенда, Косая башня Невьянска на Урале. Правда, некоторые «призовики» были выпрямлены реставраторами, например минареты Улугбека В Самарканде.


    • «Падающие» башни есть в Пизе, Болонье, в Афганистане и др. местах.

    • В Болонье рядом высятся две знаменитые «падающие» башни из простого кирпича. Более высокая башня (высота 97 м, вершина отклонена на 1,23 м от вертикали), продолжает наклоняться и ныне. Вторая -достигает половины высоты своей соседки и наклонена ещё сильнее (её высота 49 м, отклонение от вертикали 2,4 м).




    • На фото две башни. Слева- башня церкви в г. Зуурхузен в Гемании. Угол отклонения от вертикали 5,19 градуса. Справа- пизанская башня. Угол её отклонения 4.95 градуса.




    • Архитектурные сооружения должны возводиться на века.

    • Конструктивные элементы (деревянные, каменные, стальные, бетонные и т.п.), воспринимающие основные нагрузки зданий и сооружений должны надёжно обеспечивать прочность, жёсткость и устойчивость зданий и сооружений.



      Прочность - способность материала сопротивляться разрушению, а также необратимому изменению формы (пластической деформации) при действии внешних нагрузок. Прочность зависит не только от самого материала, но и от вида напряжённого состояния (растяжение, сжатие, изгиб и др. Повышение прочности материалов достигается термической и механической обработкой, введением легирующих добавок в сплавы, радиоактивным облучением, применением армированных и композиционных материалов.


    • Груз S, опирающийся на клинообразный средний камень свода, давит вниз с силой А, но сдвинуться вниз камень не может; он только давит на соседние камни. Сила А разлагается по правилу параллелограмма на две силы С и В. Таким образом, сила, давящая снаружи, не может разрушить свод.


    Опыт 1

    • Опыт 1

    • Возьмем обычный лист бумаги формата А4 , скрутим его в трубку и склеим, сделаем так же еще с тремя листами, поставим их вертикально и положим на них как можно больше одинаковых книжек, чем больше книжек тем сильнее прогибаются листы и ломаются.


    Опыт 2

    • Опыт 2

    • Возьмем гофрированный (сложенный «гармошкой») лист бумаги формата А4 , скрутим его в трубку и склеим, сделаем так же еще с тремя листами, поставим их вертикально и положим на них как можно больше одинаковых книжек, этот опыт показывает, что такое строение наиболее устойчивое и может выдерживать большую нагрузку, чем в опыте 1.


    • Первая в нашей стране телебашня (проект В.Г. Шухова).Особенностью конструкции является то, что все их элементы работают только на сжатие. Это обеспечивает прочность сооружения. Ажурность конструкции скрадывает вес башни. При такой высоте (148,3 м) это самое легкое сооружение.


    • Увеличение жёсткости изгибаемой балки и вертикальной колонны.

    • 1. Если положить лист бумаги на две опоры, то он легко прогнётся даже под своей тяжестью.

    • 2. Если изменить его форму, то можно значительно увеличить жёсткость такой конструкции.


    • Жёсткость балки определяется профилем её сечения и материалом. Если лист бумаги сделать в виде короба или П - образной формы или профилю придать форму двутавровой балки, то жёсткость значительно возрастёт.

    • Деформацию изгиба уменьшают разного вида подпоры, подкосы.


    • Чем выше архитектурное сооружение, тем строже требования к его устойчивости.

    • Причиной устойчивости Эйфелевой башни в Париже и многих других высотных сооружений является близкое к земле расположение центра масс сооружения.


    • «На устройство подошвы и поддела ни трудов, ни иждивения жалеть не должно».

    • Фундамент – это в полном смысле слова основа здания. Расчёты фундаментов основаны прежде всего на учёте силы давления на грунт: при данной массе сооружения давление уменьшается с ростом площади опоры. Отсутствие должного внимания к этим зависимостям могут подвести строителей. Например, Останкинская башня по первоначальному проекту должна была опираться на 4 «ноги».




    • Поставим один на другой 15 – 20 пустых спичечных коробков так, чтобы получить из них ровную прямую колонну. Она будет очень неустойчива: Малейшего толчка достаточно, чтобы колонна рассыпалась.



      Составим колонну из тех же спичечных коробков, устанавливая их так, чтобы каждый верхний коробок был немного сдвинут относительно нижнего, на который он опирается. Создается такое впечатление, что колонна очень неустойчива и вот - вот упадет. Но оказывается, что она может простоять, не падая, столько же, если не больше времени, что и первая, прямая колонна.




    У неваляшки внутреннее устройство со смещенным вниз центром тяжести.

    • У неваляшки внутреннее устройство со смещенным вниз центром тяжести.


    • На использовании законов статики на Тайване возведено самое высокое здание: 101 этаж поднимается на 508- метровую высоту, а внутри него – гиганский демпфер, который держит небоскреб в положении устойчивого равновесия.


    • В основе созданных человеком архитектурных композиций лежат результаты многосторонних исследований.

    • В данном проекте учащимися рассмотрены проблемы равновесия, устойчивости, прочности и жесткости конструкций.


    Изготовить модель неваляшки

    • Изготовить модель неваляшки

    • Построить Останкинскую башню из бумаги, картона, дерева…


    • 1. Абышева Н.А. Авторская программа предпрофильного межпредметного курса «Физика и искусство» Газета «Физика» 1 сентября №2 2006г

    • 2. Я.И. Перельман «Занимательная физика» Москва «Наука» 1982г.

    • 3. И.Л. Юфанова «Занимательные вечера по физике в средней школе» Москва «Просвешение» 1990г.

    • 4 И.Я. Ланина «Внеклассная работа по физике» Москва «Просвещение» 1977г.

    • 5. М.И. Блудов «Беседы по физике» Москва «Просвещение» 1984г. Часть 1


    В учебнике рассматриваются теоретические основы формирования комфортной светоцветовой, тепловой и акустической среды в городах и зданиях. Излагаются методы нормирования, расчёта и проектирования ограждающих конструкций, освещения, инсоляции, солнцезащиты, цветового решения, акустики, звукоизоляции зданий и борьбы с городскими и производственными шумами. Для студентов архитектурных вузов и факультетов.

    Предисловие.5

    Введение. Предмет и место архитектурной физики в творческом методе архитектора... 7

    Часть I. Архитектурная климатология. . 12

    Глава 1. Климат и архитектура...12

    Глава 2. Климатический анализ.15

    Часть II. Архитектурная светология..46

    Глава 3. Светоцветовая среда - основа-восприятия архитектуры.46

    3.1. Свет, зрение и архитектура..46

    3.2. Основные величины, единицы и законы...63

    Глава 4. Архитектурное освещение..71

    4.1. Системы естественного освещения помещений..73

    4.2. Световой климат. 87

    4.3. Количественные и качественные характеристики освещения.96

    4.4. Нормирование естественного освещения помещений.99

    4.5. Расчет естественного освещения помещений.110

    4.6. Оптическая теория естественного светового поля..121

    4.7. Источники искусственного света и осветительные приборы...129

    4.8. Нормирование и проектирование искусственного освещения.158

    4.9. Совмещенное освещение помещений.173

    4.10. Нормирование и проектирование освещения городов..177

    4.11. Моделирование архитектурного освещения. 196

    Глава 5. Инсоляция и солнцезащита в архитектуре.205

    5.1. Основные понятия...205

    5.2. Нормирование и проектирование инсоляции застройки.209

    5.3. Солнцезащита и светорегулирование в городах и зданиях..219

    5.4. Моделирование инсоляции. 238

    5.5. Экономическая эффективность нормирования инсоляции

    И солнцезащиты.242

    Глава 6. Архитектурное цветоведение. . 244

    6.1. Основные понятия...244

    6.2. Систематизация цветов. Колориметрическая система МКО... 254

    6.3. Воспроизведение цвета...258

    6.4. Нормирование и проектирование цвета.. 266

    Часть III. Архитектурная акустика 286

    Глава 7. Звуковая среда в городах изданиях.286

    7.1. Основные понятия...286

    7.2. Звук и слух.292

    7.3. Основные закономерности распространения звука и шума. 297

    Глава 8. Шумозащита и звукоизоляция в городах и зданиях..304

    8.1. Источники шума и их характеристики.304

    8.2. Нормирование шума и звукоизоляции ограждений..313

    8.3. Проектирование шумозащиты и звукоизоляции.321

    8.4. Моделирование шумозащиты и звукоизоляции.364

    8.5. Технико-экономическая эффективность мероприятий по шумозащите и звукоизоляции. . . 366

    Глава 9. Акустика залов..368

    9.1. Основные акустические характеристики залов.371

    9.2. Оценка акустического качества залов.378

    9.3. Общие принципы акустического проектирования залов.384

    9.4. Залы для речевых программ. 398

    9.5. Залы для музыкальных программ..404

    9.6. Залы с совмещением речевых и музыкальных программ..411

    9.7. Моделирование акустики залов. . 418

    9.8. Системы озвучания залов..425

    Приложения..430

    Предметно-именной указатель.438

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Учебник по архитектурной физике издается под таким названием впервые и является развитием учебника «Основы строительной физики», изданного в 1975 г. проф. Н. М. Гусевым, основателем кафедры строительной физики МАрхИ.

    Новое название учебника и кафедры не случайно. Актуальность проблемы экологизации современной архитектуры ныне признана во всем мире, а поскольку свет, цвет, климат и звук являются основными факторами, формирующими комфортность искусственной окружающей среды (архитектуры), вписываемой в естественную среду (природу), эта проблема имеет огромное значение для развития качественно нового этапа в капитальном строительстве и массовой урбанизации.

    Естественна поэтому и необходимость экологизации высшего архитектурного образования. По существу, архитектурная физика является второй частью новой дисциплины, которую должен изучать современный архитектор, - «Архитектурная экология». Первая часть этой дисциплины - «Архитектурное природопользование» («Охрана окружающей среды») включает основы защиты живой и неживой природы от воздействия на нее урбанистической деятельности человека, принявшей ныне глобальный характер, что вызывает обостренную озабоченность во всем мире.

    Архитектурная физика изучает теоретические основы и практические методы формирования архитектуры под воздействием солнечного и искусственного света, цвета, тепла, движения воздуха и звука, а также природу их восприятия человеком с оценкой социологических, гигиенических и экономических факторов.

    Кроме того, эта наука - фундамент, на котором базируются важнейшие положения основных строительных документов - СНиПов, регламентирующих комфортность, плотность и экономичность застройки.

    Архитектурная физика как часть архитектурной экологии (а ныне одной из важнейших и обязательных частей проекта является его экологический раздел) непосредственно помогает определить качество проекта на всех стадиях (а следовательно, и качество архитектуры) по нескольким основным группам критериев¹: 1) комфортность городских пространств и интерьеров зданий и их функциональность; 2) надежность (долговечность) сооружений; 3) выразительность (композиция, светоцветовой образ, масштабность, пластика и т.п.); 4) экономическая эффективность (особенно при индустриальном строительстве).

    Все эти критерии в значительной степени предопределяются при проектировании профессиональным учетом светоклиматических и акустических параметров среды и элементов зданий.

    Следовательно, архитектурная физика имеет самые непосредственные связи с профилирующими дисциплинами - «Архитектурное проектирование» , «Теория, история и критика архитектуры» и «Архитектурные конструкции», а также с системой государственной экспертизы проектов. Архитектурная физика находится на стыке таких наук, как астрономия, метеорология и климатология, а поскольку архитектура служит для обеспечения жизнедеятельности человека и представляет основные материальные и культурные фонды любой страны, эта наука тесно связана с гигиеной, эстетикой, психологией, социологией и экономикой.

    Содержание учебника отвечает современному уровню развития этой науки и учитывает многолетний опыт ее преподавания в Московском архитектурном институте, дискуссии, проведенные в последние годы в научных изданиях нашей страны и за рубежом, правительственные постановления по экологическим и градостроительным вопросам и программы Академии наук России по биосферным и экологическим исследованиям.

    В каждой из основных частей учебника приводятся примеры проектирования комфортной среды из отечественной и зарубежной архитектурной и градостроительной практики.

    Изучение курса сопровождается выполнением студентами учебноисследовательских работ, связанных с архитектурным проектированием городов и зданий. Для адаптации расчетных работ к реальным условиям творческой работы архитектора в учебнике приведены графические, табличные и справочные материалы.

    Основные разделы учебника завершаются списками литературы, с помощью которых студенты и аспиранты могут расширить свои знания и освоить методы научно-исследовательских работ по архитектурной физике.

    В учебнике использованы действующие нормативные документы и результаты новейших исследований отечественных и зарубежных ученых в области архитектуры, градостроительства, архитектурной физики и экологии.

    Предисловие, введение и главы 3 и 5 написаны Н.В. Оболенским, главы 1 и 2 - В.К. Лицкевичем, глава 4 - Н.В. Оболенским и Н.И. Щепетковым, глава 6 - И.В. Мигалиной, главы 7 и 8 - А.Г. Осиповым, глава 9 -Л. И. Макриненко.

    ¹ По аналогии с критериями Витрувия «польза, прочность, красота» (обратим внимание на то, что даже Витрувий говорит о красоте здания только после пользы и прочности).

    Скачать книгу . Книга выкладывается в научных и образовательных целях.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта