Главная » 2 Распространение » Буквы непроизносимых согласных в корне слова примеры. Комплекс упражнений на орфограмму "непроизносимые согласные в корне слова"

Буквы непроизносимых согласных в корне слова примеры. Комплекс упражнений на орфограмму "непроизносимые согласные в корне слова"

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

но пишутся в тетрадке.

В русском языке есть слова, имеющие сочетания трёх или четырёх согласных, один из которых Д,Т,Л,В не произносится. Это, например, сочетания стн, здн, стл, вств, нтск, ндск в словах доблестный, поздно, счастливый, здравствуйте, дилетантский, голландский. Для проверки непроизносимого согласного необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы этот согласный слышался отчётливо:

Не слышен звук –

Так проверяй,

опас?ный => опасен => опасный
грус?ный => грусть => грустный

Злост ный, неизвест ный,

Мест ный, уст ный, чест ный.

Груст ный и ненаст ный,

Радост ный, несчаст ный.

Сол нце, чув ство, празд ник,

Серд це и проказн ик,

Лест ница и звёзд ный,

Здрав ствуйте и позд ний.

От слов с непроизносимыми согласными необходимо отличать слова, в которых непроизносимых согласных нет , например: вкусный, гласный, искусный, косный, опасный, ровесник, словес-ность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства.

Вкусный, гласный, интересный ,

безопасный и небесный,

И чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный –

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте.

Задания:

1.Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.

парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка

прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

2.Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.

звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

3.От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.

город – городской
дети –

ярость –

грусть –

ненастье –

несчастье –

капуста –

уста –

честь –

лесть –

4.Вставьте пропущенные буквы.

Лес...ница, праз...ник, окрес...ность, сер...це, чес...ность, со...нце, поез...ка, мес...ность, чу...ство, извес...ность, капус...ник, де...ство.

5.Вставь пропущенные буквы.

Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з....лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

Тест «Непроизносимые согласные».

1. Укажи слово с непроизносимой согласной Т:
1) опас...ность
2) мес...ный
3) чудес...ный

2. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) со...нце
2) ненас...ный
3) интерес...ный

3. в каком слове есть непроизносимый согласный В?
1) уча...ствовать
2) чу...ство
3) путеше...ствовать

4. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) окрес...ность
2) небес...ный
3) ужас...ный

5. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) чес...ный
2) радос...ный
3) вкус...ный

6. В каком слове нет непроизносимого согласного Т?
1) учас...ник
2) рес...ницы
3) счас...ливый

7. Укажите слово с непроизносимой согласной Т:
1) пас...бище
2) сер...це
3) поз...ний

8. В каком слове нет непроизносимого согласного?
1) звёз...ный
2) ярко блес...нул
3) здра...ствуйте

Здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мы с вами поговорим о звуках, которые умеют мастерски играть в прятки. И прятаться у них получается так здорово, что эти звуки ищут многие тысячи мальчишек и девчонок, а также взрослых тёть и дядь.

А что же это за звуки такие?

Давайте прочитаем с вами вот эти слова: хруст, честь, звезда . Выделим в них корень.

Хруст – хрустит. Корень хруст . А ещё есть слово «хру[сн]ул». Стоп-стоп. В словах «хруст» и «хрустит» мы видим букву Т и слышим звук [т]. А вот в слове «хру[сн]ул» этого звука нет. Но корень в однокоренных словах должен быть одинаковым . Так понятно звук [т] спрятался. А вот буква Т в слове «хрустнул» должна встать на своё место. Хруст-нул.

Слово «честь». Однокоренное к нему – «честен». Корень честь или чест . Но если мы произнесём слово «честный», то в нём тоже исчезнет звук [т].

Звезда – звёздочка. Корень звезд или звёзд . Звёздный. Ну вот спрятался звук [д].

Друзья мои, обратите внимание! В середине слова «хрустнул» пишутся три согласные буквы подряд – С, Т, Н. И в слове «честный» тоже стоят три эти буквы. И в слове «звёздный» есть три согласные буквы подряд – З, Д, Н.

А если попробовать произнести такие сочетания согласных слитно? Стн, здн Попробуйте сами. Трудно произносятся? Конечно! Попробуем выговорить их в словах. ХрусТнул, чесТный, звёзДный. Звуки [т] и [д] приходится буквально выталкивать. Гораздо проще произнести эти слова без звуков [т] и [д]. Вот они и прячутся, когда мы произносим слова. Но буквы Т и Д в словах «хрустнул», «честный» и «звёздный» писать надо обязательно!

Да, в русском языке довольно много слов, в которых стоят три или даже четыре согласных подряд . Например, в словах «солнце», «сердце», «здравствуй», «чувство», «лестница» и во многих других Именно в таких сочетаниях из трёх или четырёх рядом стоящих согласных часто один из звуков прячется – тесно ему среди такого количества согласных, и расталкивать их он не хочет. Поэтому скромно за ними прячется. Называются такие «скромные», играющие в прятки звуки, непроизносимыми согласными . А находятся они чаще всего в корнях слов .

Как же определить, есть в слове непроизносимый согласный или нет ?

Давайте прочитаем несколько слов и определим, какое одинаковое сочетание звуков у них есть:

Счастливый, честный, местность, прелестный, лестница. Ну что, вы услышали? В каждом из этих слов есть сочетание букв С, Т, Н . А звучит это сочетание вот так: [сн] или [с н ] .

Теперь прочитаем следующую группу слов: поздно, звёздный, выездной, праздник.

В этих словах сочетание букв З, Д, Н произносится как [зн] или [з н ] . Ну а в таких словах, как «чувство», «здравствуйте» есть сочетание четырёх согласных подряд – В, С, Т, В . А звучит это сочетание так: [ств] . В нём прячется первый согласный [в].

В слове «сердце» – буквы Р, Д, Ц . Прячется звук [д]. И сочетание звуков здесь – [рц].

В слове «солнце» три буквы подряд – Л, Н, Ц . Но мы слышим два звука – [нц].

Итак, друзья мои, если в слове вы слышите сочетания и некоторые другие, будьте осторожны. Такие звуковые сочетания нам подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой.

Как же узнать, есть ли в словах с такими сочетаниями непроизносимый согласный ? Ну конечно же, подобрать проверочное слово , в котором этот согласный хорошо слышен. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное. Давайте найдём проверочные к тем словам, которые уже прозвучали на уроке.

К слову «хрустнул» отлично подойдёт проверочное слово «хрустит», в котором слышен звук [т]. .

Счастливый. Проверочное слово «счасТье».

Честный – проверочное слово «чесТен».

Местность – месТо.

Прелестный – прелесТи.

Лестница… м-м-м. Несмотря на то, что есть слово «лесенка», в котором буква Т не пишется, в слове «лестница» её надо писать. Это словарное слово. Его просто надо запомнить. Предполагают, что произошло слово «лестница» от слова «лезТь». Лезть по лестнице. Но в слове «лезть» стоит буква З, хотя и слышим звук [с], а в слове «лестница» – буква С. И буква Т в нём сохранилась.

Рассмотрим следующую группу слов.

Поздно. Проверочное слово «опозДать».

Слово «звёздный» проверяем словом «звезДа».

Выездной. Проверочное слово «езДить».

Ну а слово «ПРАЗДНИК» вы, конечно, помните. Это словарное слово.

Сердце – серДечко.

Солнце – соЛнышко.

Слово «здравствуйте». Друзья мои, мы недавно говорили про исконно русские слова с сочетанием -оро- и подобные древнеславянские слова с сочетанием -ра-. Город – град, ворота – врата. Когда мы говорим: «Здра вствуйте!», мы желаем человеку здоро вья. А вот солдаты, например, здороваются так: «Здравия желаем!».

И слово «здравствуйте» можно проверить словом «здраВие».

А вот слово «чувство» надо запомнить. В нём, как и в слове «здравствуйте», есть непроизносимый согласный В.

Ну, пожалуй, на этом и остановимся.

Ой, я вспомнил.

Я вам рассказал, что если в слове мы слышим сочетания звуков [сн], [с"н"], [зн], [з"н"], [ств], [нц], [рц] , то надо быть очень внимательными. Ведь они подсказывают, что, возможно, там спрятался ещё один звук, который необходимо обозначить буквой. Я сказал «возможно», а не «обязательно». Ведь существуют и такие слова, в которых слышны такие же сочетания звуков, но непроизносимого согласного там нет . Например, слова «опасный », «ужасный », «чудесный », «прекрасный » и некоторые другие. При проверке в этих словах звук [т] не появляется.

Опасный – опасен, ужасный – ужасен, чудесный – чудесен, прекрасный – прекрасен. Я с этими словами даже вот такие строчки сочинил:

«Я думал, что лес ужасный, опасный.

Но оказалось – чудесный, прекрасный ».

Или, допустим, слово «вкусный», которое проверяется словом «вкусен », «интересный – интересен ».

Конечно, это далеко не все слова, в которых мы слышим сочетание [сн], и букву Т в них писать не надо. Только проверочные слова помогут вам разобраться – есть в слове непроизносимый согласный, или его нет.

А сейчас давайте повторим то, что вам надо сегодня запомнить.

Правописание слов, в которых слышим сочетание звуков [сн], [с"н"], [зн], [з"н"], [ств], [нц], [рц] и др. надо проверять.

Для проверки надо изменить слово или подобрать однокоренное .

Если в проверочном слове появится ещё один согласный, значит, в проверяемом слове есть непроизносимый согласный.

Если в проверочном слове нет ещё одного согласного, значит, его нет и в проверяемом слове.

А ещё, друзья мои, постарайтесь запомнить словарные слова лесТница, чуВство и интЕресный.

Я же прощаюсь с вами. До новых встреч.

Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

Задание 2. Д :

A.злос…ный нарушитель;

B.окрес…ные леса;

C.громоз…кий шкаф;

D.редкос…ный экспонат;

E.хлёс…кая речь.

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.прекрас…ное настроение;

B.чудес…ный день;

C.безопас…ность движения;

D.прелес…ная девушка;

E.обстановка глас…ности.

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.встреча ровес…ников;

B.дружба сверс…ников;

C.интерес…ный собеседник;

D.искус…ная мастерица;

E.блес…нуть в вышине.

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В :

A.че…ствовать героев;

B.уча…ствовать в турнире;

C.я…ственно слышать;

D.вкусные я…ства на столе;

E.ше...ствовать над классом.

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д :

A.Беда завис…ника в его зависти.

B.Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев ) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко ) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов ) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен ) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров ) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой ) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов ) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин ) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов ) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн ) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич )

Буква непроизносимого согласного в корне слова
Планируемый результат: применять правила правописания
Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
Безопасный и небесный.
Этих слов не забывайте,
И чудесный, и прекрасный,
Букву «т» в них не вставляйте!

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.
Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.
Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.
Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.
Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
Тростник, прелесный, властный,
Доблестный, ненасный.
Окрестный, усный, месный,
Чудестный, неизвестный.

2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.

3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
Д. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.

5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
Д. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.

6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
Д. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.

7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
Д. вкусные я…ства на столе;
E. ше...ствовать над классом.

8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
Здешний житель –
Пасмурный день –
Печальная картина –
Правдивый ответ –

13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка
прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
Участвовать, участник, участие.
Грустить, грусть, грустинка, грустный.
Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
Крест, крестик, окрестности, окрестные.
Молвить, молва, безмолвствовать.
Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
Счастье, счастливый, счастливчик.

17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Вестник –
Прелестный –
Ненастный –
Тростник –
Здравствуйте –
Свистнуть –
Окрестности –

18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Капустный (________________) ____________.
Областной (_______________) ______________ .
Звёздное (____________) _______________ .
Безжалостный (________________) _____________ .
Доблестный (______________) ___________ .
Известный (______________) _______________ .
Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Опоздать: поздний звонок.
Гигант: _______________________ статуя.
Радость: ______________________ встреча.
Голландия: ________________________ тюльпаны.
Сладость: _________________________ мечты.
Тягость: __________________________ впечатления.
Честь: ___________________ слово.
Корысть: _____________________ цели.

20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

24. Вставьте пропущенные буквы.
Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

25. Вставьте пропущенные буквы
Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город –
(Счастье) встреча –
(Гигант) завод –
(Честь) поступок –
(Прелесть) картина –
(Ярость) ветер –
(Капуста) котлеты –
(Ненастье) погода

27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице –
Житель данной местности –
День праздника –
Человек, который получил известность –

28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен (какой?)
Чудесен (какой?)
Опасен (какой?)
Прекрасен (какой?)
Интересен (какой?)
Вынослив (какой?)
Ужасен (какой?)
Ясен (какой?)

29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
__________ матери лучше ___________ греет.
Беда _________ в его зависти.
Человек трудолюбивый – самый _______ .
Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

33. Спишите, исправив ошибки.
Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
  • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

· буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

· конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн

· перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

· в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

· в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

· в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

· в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

Трудности избранного пути.

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

Грамматическая тема: Слог.

Лексическая тема: Медицинская этика.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Слог.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).



Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Лексическая тема: Казахстанская медицина.

План лекции.

1 Правила переноса слов в русском языке.

2.Развитие медицине в Казахстане.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта