Главная » 2 Распространение » День рождения. игорь-северянин - живопись и поэзия

День рождения. игорь-северянин - живопись и поэзия

Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из «владимирских мещан»), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 году сорока четырех лет.

Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали её также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826).

В 1896 году родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец.

Незадолго до смерти отца он побывал с ним на Дальнем Востоке, а в 1904 году поселился у матери в Гатчине.

Что касается учёбы, то Северянин закончил четыре класса Череповецкого реального училища.

Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая вдохновляла будущего поэта.

Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям «для отзыва». Всего издал их с 1904 по 1912 год 35. Но эти стихи особого отклика не имели.

Будущий известный поэт всегда очень много читал.

20 ноября 1907 года (этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.

В 1908 году стали, наконец, появляться первые заметки о стихах Северянина.

В 1909 году журналист Иван Наживин привез одну из брошюр («Интуитивные краски») в Ясную Поляну и прочитал стихи из неё Льву Толстому. Сиятельного графа и убеждённого реалиста резко возмутило одно из «явно иронических» стихотворений этой брошюры - «Хабанера II», начинавшееся так: «Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!..», после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну...

«С лёгкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие», - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду.

В 1911 году Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи».

Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 году триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда». Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (в 1911 году - «Пролог эгофутуризма»). В группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам.

Эгофутуристы в 1914 году провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту.

Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников «на Берлин», но быстро понял ужас происходящего и углубился в личные переживания, заполняя и дальше «дневник своей души».

27 февраля 1918 года на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран «королем поэтов». Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней «король» уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой «еловой» Тойле с ее тишиной и покоем, где он много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживл и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет. Это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был «как за каменной стеной», она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала – в прямом смысле этого слова. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов.

Но эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты.

Игорь-Северянин по-прежнему много пишет, он довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе «Соловей».

С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия...

В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: «Падучая стремнина», «Роса оранжевого часа» и «Колокола собора чувств».

Большую часть времени Северянин по-прежнему проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

В 1931 году выходит новый (по оценке специалистов выдающийся) сборник стихов поэта - «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг.

В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей И. Северянина по Европе, имевших шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось.

Небольшой сборник стихов «Адриатика» (1932) Северянин издал за свой счёт и сам же пытался распространять его.

Особенно ухудшилось его материальное положение к 1936 году, когда он разорвал отношения с Фелиссой Круут:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Всё тщета, всё тусклость, всё обман.

Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,

Чтобы кануть вместе с ней в туман...

В 1940 году поэт пишет, что «издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю».

…Поэт умер 20 декабря 1941 года в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там же на Александро-Невском кладбище.

На памятнике помещены строки его стихов:

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

____________________________________

Из анкеты 1916 года

Образование: получил в Череповецком реальном училище.

Лучшее воспоминание: директор Б.А. Тенишев, добрый, веселый, остроумный.

Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг)

Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер.

Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков.

Любимый художник: Врубель.

__________________________________

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Январь 1915. Петроград.

Игоря Северянина (1887-1941).

23 года прожил Игорь Северянин без родины, но до конца жизни его не покидала надежда вернуться. Поэт мыслями возвращался в свою прославленную молодость, вспоминал потерянную им Россию:

Я мечтаю, что Небо от бед

Избавленье даст русскому краю.

Оттого что я – русский поэт,

Оттого я по-русски мечтаю!

Игорь Васильевич Лотарев родился 16 мая 1887 г. в Петербурге, где и прошли его детские годы. С 1895 г. жил с отцом, Василием Петровичем, в Новгородской губернии. Поэт гордился старинной дворянской родословной матери, Наталии Степановны.

В 1908 г. он меняет настоящую фамилию на псевдоним. Первоначально свои работы поэт подписывал как Игорь-Северянин, указывая вторым именем на значение Севера в жизни и творчестве. С 1913 г. имя-псевдоним превратилось в фамилию.

И.Северянина несправедливо упрекали в некультурности и малообразованности, так как его официальное образование ограничивается четырьмя годами обучения в Череповецком реальном училище. Другом и наставником, поддерживающим творческие порывы сына, стала мать, к которой он вернулся в конце 1903 г. У Наталии Степановны часто бывали в гостях литераторы, музыканты и художники. Северянин так определяет свое призвание быть поэтом:

Из меня хотели сделать торгаша,

Но торгашеству противилась душа.

Смыслу здравому учили с детских дней,

Но в Безразумность влюбился соловей.

Настоящее признание принесла поэту вышедшая в 1913 г. книга «Громокипящий кубок», причиной успеха которой стала ее современность. Обстановка светских гостиных, облики прекрасных дам, шуршащих муаровыми платьями, летучие яхты и автомобили, «мороженое из сирени» соседствуют в ней с северными форелевыми реками и «одебренным» лесом.

Построением эта первая главная книга Северянина, воплотившая в себе тонкий поэтический слух, «композиторский» талант автора, напоминает музыкальное произведение. Не случайно стихотворные сонаты, увертюры, прелюдии, мелодические стихи, вошедшие в «Громокипящий кубок», привлекали внимание музыкантов. Среди них были выдающиеся современники поэта: композиторы Сергей Рахманинов и Сергей Прокофьев.

«Душой сегодняшнего дня» называл мировосприятие Игоря Северянина критик и поэт . «Может быть, в ней (душе) отразились все пороки, изломы, уродства нашей городской жизни …., но в ней отразилось и небо, еще синеющее над нами», — отмечал он. И. Северянин обладал тонким чувством природы, вдохновенно писал о ее красоте.

В восприятии современников имя Игоря Северянина часто ассоциировалось с книгой «Ананасы в шампанском» (1915 г.). Через 8 лет после ее выхода одна из почитательниц таланта поэта даже подала ему на десерт ананасы в шампанском. Автор книги смотрит на повседневную жизнь, как на романтическое путешествие, достойное изящной словесности. Он наслаждается жизнью и любит ее так, что иногда трудно заметить грань между лирикой и иронией.

«Неведомым паяцем», «поэтом экстаза и каприза» представлялся в сознании многих И. Северянин. Сложность мировоззрения поэта, его истинный талант скрывались за маской эпатажа, самолюбования, иронии над самим собой.

Обладающий исполнительским даром, Северянин выступал перед публикой в залах. Именно его избрали «Королем поэтов» в феврале 1918 г., хотя среди претендентов на это звание были такие известные поэты, как и К.Бальмонт. Это был пик славы Игоря Северянина, за которой впоследствии ему пришлось изведать безграничную печаль изгнанника.

Настроение всеобщего подъема, которое испытывал поэт в дни Февральской революции (период создания цикла стихотворений «Револьверы революции»), летом 1917 г. изменилось. Тогда он писал: «Что делать в разбойное время поэтам… Мы так неуместны, мы так невпопадны».

В конце 1917 г. И. Северянин уехал в Эстонию, поселился в поселке Тойла, поэтому после получения республикой независимости оказался в эмиграции. Живя вдали от России, поэт обратился к работе над мемуарами и автобиографическими романами в стихах, совершал гастрольные поездки в Париж, Берлин, Белград, Прагу и другие города.

В последние годы жизни поэта мучила ностальгия, он был готов вернуться на родину, писал письма, ждал помощи… В то же время его удерживало чувство самосохранения.

Умер поэт 12 декабря 1941 г., его могила находится в Таллине, на Александро-Невском кладбище.

Любовь к родине, легкость и песенная певучесть стиха – качества, определяющие цельность творческого пути Игоря Васильевича Северянина. И пусть возвращение поэта в нашу литературу задержалось, без его творчества трудно представить достаточно полно поэзию Серебряного века.


  1. Где и когда родился Северянин?

  1. Как звали его родителей, кем они были по проис­хождению?

  2. В каких автобиографических произведениях Севе­рянин рассказал о своем детстве и юности?

  3. Назовите писателей, книгами которых зачитывался юный Северянин.

  1. Каких русских поэтов называл Северянин своими литературными учителями и кумирами?

  2. Назовите первое, появившееся в печати стихотворе­ние Северянина. Где оно было напечатано?

  3. Какими литературными псевдонимами подписывал свои юношеские стихи Северянин?

  4. Какой «счастливый случай», «литературный выдвиг» (по выражению Северянина) принес ему в 1909 году скан­дальную известность как поэту?
10. Как называлось литературное объединение поэтов, созданноеСеверяниным в 1910 году?

11. Как называется первый стихотворный сборник Северянина, изданный в Петербурге в 1913 году и принесший ему небывалую славу?


  1. С поэтами какого литературно-художественного те­чения в 1914 году принял Северянин участие в поэтических выступленияхна юге России?

  2. Как называется труд Северянина по теории стихо­сложения, где он описывает десять изобретенных им стихоформ?

  3. Где и когда Северянин был провозглашен королем поэзии?

  4. Как называется поселок в Эстонии, где с 1918 года и до самой кончины проживал Северянин?

  5. Икона какого русского святого хранилась в эстон­ском домике поэта в Тойле?
17 . Какие стихотворные строки выбиты на могильном памятнике поэта на Александро-Невском кладбище в Тал­линне?

ОТВЕТЫ


  1. Игорь Васильевич Лота рев.

  2. В Петербурге, 4 (16) мая 1887 года.
3.- Отец - Василий Петрович Лотарев, происходил «из владимирских мещан», но сумел получить образование, стал военным инженером н дослужился до чина штабс-капитана.

Мать - Наталия Степановна Лотарева, урожденная Шеншина, принадлежала к дворянскому роду, в котором был, в частности, и Н. М. Карамзин. По линии матери (ко­торая в первом браке была замужем за генерал-лейтенантомГ. И. Домонтовичем) родственниками поэта были Александ­ра Михайловна Коллонтай (урожденная Домонтович) и вы­дающаяся певица Евгения Константиновна Мравинская (по сцене - Мравина).


  1. «Падучая стремнина» (1922), «Роса оранжевого часа»(1923), «Колокола собора чувств» (1923), в прозаических воспоминаниях «Уснувшие весны».

  2. Густав Эмар, Майн Рид, Александр Дюма и Виктор Гюго, А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. И. Гончаров и А. Н. Апухтин.

  3. Поэтов-лириков XIX века А. К. Толстого и А. М. Жемчужникова, Мирру Александровну Лохвицкую (1869 - 1905).
    В 1907 году, 20 ноября, (этот день Северянин потом ежегод­но праздновал) он познакомился со своим главным поэтическимучителем - Константином Михаиловичем Фофано­вым (1862-1911).

  1. Стихотворение «Гибель Рюрика», журнал «Досуг и дело», 1-го февраля 1905 года во втором (февральском) номере, под фамилией Игорь Лотарев.

  2. Игла, Граф Евграф Д" Аксанграф.

  3. Брошюра Северянина «Интуитивные краски» слу­чайно попала в руки Льва Толстого, который выразил воз­мущение стихотворением «Хабанера II». («Вонзите штопор в упругость пробки...»), об этом мгновенно написали мос­ковские газеты. С тех пор журналы стали охотно печатать стихи Северянина.
10. Эгофутуризм, куда вошли молодые поэты - Иван Игнатьев, Вадим Баян, Василиск Гнедов, Константин Олимпов (сын К. М. Фофанова), Грааль Арельский (С. С. Пет­
ров).

11 . «Громокипящий кубок».

Такого успеха не имела в России ни одна поэтическая книга. В 1915 году было напечатано уже 10 изданий сборни­ка. 31348 экземпляров - тираж для того времени фантасти­ческий.


  1. С кубофутуристамп. Выступления именовались «Олимпиада футуризма», в них принимали участие Влади­мир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский.

  2. «Теория версификации»; Северянин описывает де­сять изобретенных стихоформ - «миньонет», «поэметта», «лириза», «дизель», «квинтина» и другие.

  3. 27 февраля 1918 года на поэтическом вечере в Поли­техническом музее в Москве, второе место занял Владимир Маяковский.

  4. Рыбацкий поселок Эст-Тойле, на северо-восточном побережье Эстонии.

  5. Икона древнерусского князя Игоря Олеговича, в честь которого и было дано родителями, по святцам, имя Северянину.
17. Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Из стихотворения Северянина «Классические розы»
(1925).

Кто из русских писателей и поэтов изображен Северяниным в этих строках

1. Никем не превзойденный мастер.
Великий ритор и мудрец.
Светило ледовитой страсти

Ловец всех мыслей, всех сердец...

Великий лаборант, он каждый

Порыв усвоил и постиг

Он мучим неизбывной жаждой

Познанья всех вселенских книг.

2. Он в жизнь вбегал рязанским простаком,
Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

3. Сласть слез соленных знала Изергиль,

И сладость волн соленых впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой -

Цветов сердец зиждительная пыль.


  1. Он тщетно на земле любви искал:
    Ее здесь нет. Когда же свой оскал
    Явила Смерть, он понял: - Незнакомка...

  2. Предчувствовать грядущую беду
    На всей земле и за ее пределом
    Вечерним сердцем в страхе омертвелом
    Ему ссудила жизнь в его звезду.

  3. В его стихах - веселая капель,
    Откосы гор, блестящие слюдою,
    И спетая березой молодою
Песнь солнышку. И вешних вод купель.

7. Писатель балаклавских рыбаков,
Друг тишины, уюта, моря, селец,
Тинистой Гатчины домовладелец,

Он мил нам простотой сердечных слов…
8. Поет он гимны всем семи грехам,
Непревзойденный в митинговой глотке.
Историков о нем тоскуют плетки
Пройтись по всем стихозопотрохам...

9. Измученный в хождениях по мукам,
Предел обретший бежинским докукам,
Не очень забираясь в облака,
Смотря на жизнь, как просто на ракиту
Бесхитростно прекрасную, Никиту
Отец не променяет на века... :

10. Послушница обители любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел - до святости непоправим.

Ответы:

Кто из русских писателей и поэтов изображен Северяниным в этих строках


  1. В. Я. Брюсов, стихотворение «Брюсов».

  2. С. А. Есенин, стихотворение «Есенин».

  3. М. Горький, стихотворение «Горький».

  4. А. А. Блок, стихотворение «Блок».

  5. Л. Н. Андреев, стихотворение «Андреев».

  6. И. А. Бунин, стихотворение «Бунин».

  7. А. И. Куприн, стихотворение «Куприн».

  8. В. В. Маяковский, стихотворение «Маяковский».

  9. А. Н. Толстой, стихотворение «Алексей Н. Толстой».
10. А. А. Ахматова, стихотворение «Ахматова».
Из каких произведений эти строки

1. Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла - в башне замка - Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

2. Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
3. Вонзите штопор в упругость пробки, -

И взоры женщин не будут робки!..

Да, взоры женщин не будут робки, .

И к знойной страсти завьются тропки... :
4. В соборе чувств моих - прохлада,

Бесстрастье, благость и покой.

И высится его громада

Над всей небожностью людской.
5. Каретка куртизанки...

По хвойному, откосу спускается на пляж.

Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -

Блюстителем здоровья назначен юный паж.
6. Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упокоен:

Я повсеградно оэкранен

Я повсесердно утвержден!


  1. Всех женщин все равно не перелюбишь,
    Всего вина не выпьешь все равно...
    Неосторожностью любовь погубишь:
    Раз жизнь одна, и счастье лишь одно.

  2. Одни лишь раз живя на этом свете
    И ощущая землю только раз,
    Забудь о судьбах будущих столетий:
Вся жизнь твоя - в лучах раскрытых глаз

!
Ответы: Из каких произведений эти строки


  1. «Это было у моря».

  2. «Увертюра».

  3. «Хабанера II».

  4. «Колокола собора чувств» (автобиографический роман в 3 частях.

  5. «Каретка куртизанки».

  6. «Эпилог».

  7. «Голубой цветок».
8. «Не устыдись...» .

Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826) . Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец ; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату) , которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. аж 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры - "Хабанера II" , начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие", - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958) , вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну , собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов" . Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе"Соловей" . С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"! .

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы" , обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа:
Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...
"(В туманный день)"

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Известно из анкеты, заполненной поэтом в 1916 г., что его любимые поэты были: "в детстве - гр. А.К. Толстой, затем - Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер". Кроме того, А.М. Жемчужников (1821-1908) и, конечно, Ф.И. Тютчев (1803-1873), чьей строкой назван первый нашумевший сборник поэта.

Сам Игорь-Северянин писал свой псевдоним через дефис: как второе имя, а не фамилия. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древнерусского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царственным" именам и означало место особенной любви (как приложение "Сибиряк" в псевдониме Д.Н.Мамин). Но традиция писать "Северянин" как фамилию закрепилась так же, как традиция толковать поэта односторонне по его "экстазным" стихам...

Из анкеты - 1916 г.:

Образование: получил в Череповецком реальном училище.
Лучшее воспоминание: директор кн. Б.А. Тенишев , добрый, веселый, остроумный.
Издал 35 брошюр: (1904 - 1912 гг)
Любимые поэты: в детстве гр. А.К. Толстой, затем Мирра Лохвицкая, Фофанов, Бодлер.
Любимые композиторы: Амбруаз Тома, Пуччини, Чайковский, Римский-Корсаков.
Любимый художник: Врубель.
Очень много читал.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта