Главная » 2 Распространение » Доклад на тему Культура речи. Ораторское мастерство учителя

Доклад на тему Культура речи. Ораторское мастерство учителя

Средства выразительности речи: тропы, стилистические (риторические) фигуры.

Художественные средства создания образности и выразительности речи.

ТРОПЫ (греч.поворот, обращение, направление) –слова или выражения, употребляемые в переносном значении. К их числу относят эпитет, метафору, метонимию, синекдоху, аллегорию, гиперболу, лилоту, иронию, перефраз.

Фигуры речи (стилистические, риторические) –словестные обороты, выступающие в качестве образно-выразительных, усилительных средств речи. Наиболее распространенные из них: анафора, эпифора, градация, инверсия, эллипсис, сравнение, риторический вопрос. Синонимы -также делают речь красочной, повторяют избежать повторения. Фразеологизмы тоже «как белка в колесе», «С жиру бесится», «бальзаковский возраст», «мал золотник, но дорог». Пословицы- народные выражения-учит человека делать то или иное: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь» и Поговорки -характеризуют какое-то жизненное явление с каким-либо юмором: «поспешишь-людей насмешишь».

12. Речевая культура-важнейшая составная часть общей культуры личности человека, э то визитная карточка любого человека, часть культуры народа. Имеет устную и письменную форму, четкую нормативность, систему стилей, состав выразительных средств. Основополагающим в речевой культуре является речь-самая яркая человеческая принадлежность жизнедеятельности каждого человека, представляющая уровень его общего развития и культуры. Речевая культура человека является одной из составных частей общей культуры, связана с культурой мышления, чувств, культурой поведения, во многом определяет качества нравственного воспитания личности, влияет на эффективность коммуникативной деятельности. Речевая культура вырабатывает умения отбирать и употреблять языковые средства в процессе речевого общения, помогает формировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Культура речи-совокупность и система коммуникативных качеств языка, соответствие индивидуальной речи языковым нормам. Культура-уровень развития общества, творческих сил и способностей человека

Культура речи педагога объединяет филологический и педагогич. факторы.

Реч.общение- базовое понятие культуры речи педагога, связанное с понятиями:

Цель общения

Предмет «общения»

- «участники общения»

Условия общения

Культура речи педагога объединяет филологический и педагогич. факторы.

Речевое общение – специфическая форма взаимодействия людей, обмен мыслями, сведениями посредством языка.

14.Виды речевого общения:

Фактическое и информационное

Вербальное и невербальное

Межличностное, групповое, массовое

Контактное и дистанционное

Официальное и неофициальное

Диологизированный монолог наиболее эффективен в образовательном процессе:

Воспринимается учащимися как образец речи

Способствует наилутшему восприятию содержащейся в тексте информации

Обращение

Текст – продукт вербального общения.

15. Значение невербального общения в педагогической деятельности Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.Основные компоненты невербального общения. 1. Пространственная структура общения.

Одним из первых описал нормы приближения человека к человеку американский антрополог Э. Холл:– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей – персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса – социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией 2. Взаиморасположение собеседников. – позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения– позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение 3. Мимика. Мимика играет особую роль в передаче информации. Существует шесть основных эмоциональных состояния – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. 4. Поза. – “Закрытая” (человек пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика. – “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.5. Жесты. (Прощания, приветствия, привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия, растерянности)При усилении переживаний увеличивается количество жестов, возникает общая суетливость.6. Голос. Такие характеристики голоса как тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние:– Высокий голос – энтузиазм, радость.– Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость. – Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие.– Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.Итак, учителю нужно уметь не только слушать, но и слышать интонацию ребенка, силу и тон голоса, скорость речи. Это поможет понять чувства, мысли, устремления учеников.7. Тактильные воздействия. К ним относятся рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д.

16. Компоненты техники речи: дыхание, голос, дикция. Виды дыхания. Правильное речевое дыхание. Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.Голос. Физическая основа звучности голоса - правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность, которая в свою очередь изменяет звуковую окраску голоса. Воспитать и поставить голос - это значит: а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания; б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука). Дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;б)упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука. Виды дыхания: Дыхание условно можно разделить на нижнее, брюшное или диафрагмальное, среднее, реберное, верхнее, ключичное, и полное, состоящее из комбинации этих трех видов. 1. Нижнее - это когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.2. Среднее - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх.3. Верхнее - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.4. Смешанное - «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких. Нижним дыханием в основном дышит мужская половина человечества. Верхним дыханием чаще всего дышат женщины. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя.2. Среднее - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх.3. Верхнее - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть.4. Смешанное - «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.Нижним дыханием в основном дышит мужская половина человечества. Верхним дыханием чаще всего дышат женщины. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное

18. Гигиена голоса педагога. Речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, является важнейшим инструментом деятельности педагога. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.Из-за повышенной нагрузки и, зачастую, неправильного использования голосового аппарата у педагогов часто бывают профессиональные заболевания, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса.Люди голосо-речевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда, а также подвижностью нервных процессов. Вследствие этого, следует бережнее относиться к своему голосовому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления, используя для отдыха каждую свободную минуту. После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.Для здоровой, нормальной работы голосового аппарата необходим спокойный психологический климат, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Важно знание и соблюдение правил нервно-психической гигиены, включающей мероприятия, укрепляющие и охраняющие нервно-психическую сферу.Необходимо "разогревать" и "остужать" свой голос. Перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования. Б ольшое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная или горячая пища. Чрезмерно кислая или солёная пища также раздражает слизистую оболочку. Очень вредно употребление спиртных напитков и курение, которые травмируют голосовые складки и делают их поверхность сухой, раздраженной. Голос становится менее выносливым, качество тембра изменяется. Очень вредно говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники.Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствоваться.

17. Коммуникативные качества голоса педагога: благозвучность,широта диапазона,гибкость и подвижность, полетность, эмоционально-образная выразительность. Педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, а также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.Голос, используемый в профессиональных целях, должен отличаться большей устойчивостью и способностью выдерживать длительную нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Параметры, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога. - благозвучность (чистота и ясность тембра);- широкий высотный диапазон (значитель ные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);

19. Ораторское мастерство как элемент культуры речевой деятельности педагога. Публичная речь-двухсторонний процесс взаимодействия оратора и слушателей. Речевая деятельность оратора направлена на достижение цели его публичного говорения.

Выполняет 3 функции: сообщение; воздействие; взаимодействие.

Устная речь педагога-важное средство профессионально-пед.деятельности.

Публичная речь педагога-речевая деятельность носящая устный и публичный характер и осуществляется для достижения цели; речевого воздействия и взаимодействия-ее можно определить как ораторскую деятельность.

Основные характеристики ораторской д-ти педагога:

Живое восприятие речи

Прямая коммуникация

Наличие обратной связи и точного адресата

Комплексное использование знаковых систем(вербальная и неверб.)

Проявление личностных качеств оратора

Эмоциональное воздействие оратора.

Ораторское мастерство-комплекс ораторских способностей,значений, умений и навыков по подготовке и произношению речи, способов и форм ее построения с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию и взаимодействия с нею.

Ораторская деятельность педагога-характеризуется по типовым, видовым и жанровым признакам.

Типы речи: монологическая и ораторская речь, как диалог.

Виды речи: информативная; агитационная речь по специальному поводу.

Жанры речей: публичная, лекция, доклад, консультация, беседа, диспут, полемика.

20. Типы речей: монолог, диалог, полилог. Монолог можно определить, как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи. Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.Диало г - это разговор двух или нескольких лиц. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, но на практике же любой диалог имеет свою концовку. Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью. Полило́г - разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников. В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

21 . Каждый вид речи обладает отличительными признаками: Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события, развитие события, конец события. Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать,; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

22 . 1) Социально-политическое ораторское -это доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь.

2) Академическое отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логичностью. В данном виде представлены такие жанры ораторского искусства как научный доклад, лекция, сообщение, обзор.

3) Судебное встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.

4) Социально-бытовое - отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь;

5) Богословско-церковное представляют ораторские жанры проповеди и других церковных речей.

Психолого-педагогические основы ораторского мастерства.

Всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей. Риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности. Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Выступление должно быть логическим. Логика ораторской речи – качество мышления, которое проявляется как способность определенно (ясно и недвусмысленно излагать содержание основных идей, рассуждать непротиворечиво, последовательно переходить от одной мысли к другой и доказательно, приводя аргументы, научные факты и цифры). Оратор должен учитывать реакцию аудитории на сказанное, а также удерживать внимание слушателей. Внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Речевые ошибки дают еще один отрицательный психологический эффект. От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала.

24. Технология подготовки, построение и проведение публичной речи. Широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, приковать внимание, пробудить интерес. Оратор должен объявить тему. И начать свою речь доброжелательно, устанавливая зрительный контакт со слушателями и приковывая внимание к речи. Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:- интригующее начало;- прерывистое развертывание тезиса;- вопросно-ответный ход рассуждения; - контрастное сопоставление аргументов;- экспрессивное заключение. Речевые средства: - использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;- использование разностилевой, экспрессивной лексики; - художественность изложения; - интонационная выразительность, варьирование силы, высоты голоса, темпа речи; психологические паузы. Методические средства:- рассмотрение проблемных ситуаций; - выделение основных моментов речи:- полемический характер изложения;- зрительный контакт с аудиторией; - использование наглядности, технических средств;- использование обращений к аудитории для возобновления внимания. От мастерства оратора зависит, в значительной степени, и уровень понимания слушателями излагаемого материала.

27.Структура публичной речи После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи: вступление, главную часть, заключение. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается вначале или конце сообщения. Вступление Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса, во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. С помощью этого предложения устанавливался контакт со слуш-ми. Есть много видов вс.: Может быть использован наглядный пример, Использовать известную слуш-лям цитату, Можно обозначить проблему, которая нуждается в разрешении и т.п. В главной части излагается основной материал, разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слуш-ли подводятся к необходимым выводам. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции –логическуюпоследовательность и стройность изложения материала . Способы изложения материала Сначала можно показать менее важные моменты, а затем, переходя к кульминации, в конце выдвинуть самые веские из них. Материал м-быть преподнесен в хронологическом порядке. Хорошо разбить речь на составные, логически последовательные части. Можно использовать изложение типа «причина» и «следствие», или для того, чтобы назвать проблему и затем показать пути ее разрешения. Можно интересно составить речь на основе доводов «за» и «против» по отношению к главной теме. Методы изложения материала: -- Индуктивный метод – Дедуктивный метод – Метод аналогии –Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы -- Ступенчатый метод – Исторический метод. Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения Сущ. несколько видов заключения речи: º последовательно подытожить главные пункты речи, ºМожно исп-вать закл-е с практическим исп-нием. В нек-ых речах лучше всего исп-вать закл-е, к-ое побуждает к действию. Зак-е также м- быть сделано в виде кульминации - достижения самой важной мысли, к-ая должна остаться в памяти слушателя. Конец речи должен закруглить ее, т. е. связать ее с началом

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Словосочетание «блестящий оратор» звучит так пафосно, как будто речь идёт минимум о Цицероне, никто не назовёт блестящим оратором учительницу младших классов. А зря.

Ораторское искусство в работе педагога - залог эффективного и интересного обучения. Если вы читаете лекции, если вам предстоит публичное выступление, если вы хотите научиться удерживать внимание любой аудитории: от учеников третьего «А» до коллег на курсах повышения квалификации - этот материал для вас.

7 советов учителям, лекторам, ораторам и тем, кто только хочет ими стать:

1. Будьте источником энергии

Это самое простое правило: вам должно быть самому интересно то, что вы рассказываете. Уставший и откровенно скучающий педагог может даже полёты в космос описать как скучную рутину. Если вы не хотите отвлекаться на периодически доносящийся из аудитории храп старшеклассников, вспомните, что вам нравится в собственном предмете. Иногда люди устают или даже выгорают, учителям это особенно знакомо, но, заходя в класс, нужно помнить, что именно ваш собственный энтузиазм больше всего может на детей повлиять. Гораздо приятнее слушать человека, у которого горят глаза, который испытывает явное удовольствие от того, что делится своими знаниями. Пусть это уже третья одна и та же лекция за день, нужно понимать, что именно эти дети сейчас её услышат впервые, и от вас зависит, обратят они на неё внимание или нет. Ответная реакция класса, который вы смогли увлечь своим активным интересом, бесценна! Вполне возможно, что вашу усталость как рукой снимет, ведь вы получите взамен на то, что выложитесь по полной, столько же или даже больше эмоций.

2. Находите особый подход к каждому классу

Да, лекция одна и та же для всей параллели. Но все люди, и, уж конечно, дети, любят чувствовать себя особенными. Поэтому каждый раз готовьте своё выступление под конкретных людей. Находите особенности, приводите примеры из жизни класса, старайтесь завлечь учеников рассказами о них самих. Если вас ждёт публичное выступление, то стоило бы узнать хотя бы примерно, что будет за аудитория, чтобы постараться быть с ними на одной волне, приводить примеры, которые будут близки и понятны. Потому что если старшеклассникам говорить про песочницы, они моментально закатят глаза и нырнут в свой телефон, а непонятный сложный профессиональный сленг очень быстро заставит восьмилетку обратить внимание на что-нибудь попроще и попривычнее, например, косички одноклассницы. Все любят слушать о себе, даже если это «о себе» притянуто за уши. Смотрите, «глубина Байкала - 1642 метра» - это сухой факт, который не имеет к школьникам никакого отношения. А переведите эту цифру вот что-то понятное. Сколько это в десятиэтажках? В Оптимусах Праймах? На сколько это больше, чем общий рост всего класса? Дети уже считают, улыбаются и запоминают. Более практичный вариант - всегда имейте в голове заготовленный ответ на вопрос «Зачем нам это знать?» и мысленно отвечайте на него.

3. Будьте уверены в себе

Начинающие ораторы чаще всего сталкиваются с проблемой нервов: куда деть руки, куда смотреть, куда бежать. Выдохните.

Во-первых, смотреть нужно в глаза ученикам. Конечно, если вы по каким-то причинам выступаете на сцене и вас ослепляют софиты, то никакого зрительного контакта не выйдет, и тогда лучше смотреть поверх голов зрительного зала. Но в школьных аудиториях такой приём будет неуместен, он сигнализирует о вашей отрешённости и незаинтересованности. Идеальный вариант - смотреть на конкретных людей, задерживаться на каждом на несколько секунд, чтобы успеть полностью произнести какую-то фразу. Дольше чем 20 секунд на одного ученика лучше не смотрите - это уже как-то неловко, он смутится, а остальные почувствуют напряжение.

Во-вторых, как бы банально не звучало, ведите себя естественно. Не размахивайте руками, стоя в проходе между партами, как стюардесса, не заламывайте руки, не держите руки в карманах и не звените мелочью, не теребите украшения - кольца, серёжки, не кусайте губы, не щёлкайте ручкой, не прикасайтесь постоянно к лицу. В общем, не делайте ничего того, что может быть расценено как нервный тик. Дети прекрасно считывают все эти невербальные признаки неуверенности, это может поставить под угрозу ваш авторитет. Как этого избежать? Обращайте внимание на себя тогда, когда вы расслаблены, например, в компании друзей. Смотрите, вы спокойно сидите в одной позе довольно долго и меняете её по естественным причинам, и вам не кажется, что вы выглядите глупо. Так что старайтесь гнать от себя неврозы и вести себя спокойно.

4. В меру используйте инфографику

То, что инфографика полезна - неоспоримо. На любом тренинге по искусству публичных выступлений вам будут советовать использовать графики и таблицы, это хорошо. Но нужно помнить, что визуальная часть лекции или урока - всего лишь помощь, а не основной источник информации. Если вы перегружаете презентацию цифрами или текстами так сильно, что вам самим приходится постоянно обращаться к слайду и разбирать его, внимание учеников будет притупляться. Идеальный вариант - необходимые визуализации особенно сложных моментов плюс фотографии вперемежку с шутливыми картинками.

5. Научитесь владеть своим голосом

Аудитория гораздо лучше реагирует на низкий спокойный голос. Слишком высокий вызывает раздражение. Медленный тягучий рассказ красивым низким голосом усыпляет. Высокий голос, но зато с живыми интонациями, грамотными паузами, заинтересовывает. Паузы нужно делать до или после произнесения чего-то важного, перехода от одного ключевого момента к другому, между вступлением, основной частью и выводом. Артикуляция тоже требует особого внимания: во время лекций гораздо сложнее выговаривать сложные слова и фразы, тем более в течение часа. И нужно найти свой темп - записывать свои выступления и лекции и работать над ошибками.

Комфортный тембр, акцентирующая интонация, специальные паузы, чёткая дикция - всему этому можно научиться, специальных упражнений - полный интернет. Главное, как и всегда, помнить, что эффективность упражнений зависит от регулярности.

6. Зацепите аудиторию с самого начала

Все должны сразу понять: урок начался. Если вы в начале извиняетесь за опоздание, или еще хуже - оправдываетесь, что-то уточняете по расписанию, тихо переговариваетесь с первыми партами - внимание рассеивается. Если это публичное выступление, то лучше всего начать с броской фразы, которая моментально замотивирует слушать вас дальше. Конечно, это не значит, что нужно произносить любую достаточно скандальную реплику. Например, слова «Я люблю ЕГЭ» безусловно заинтересуют ваших слушателей, но такой откровенный каминаут нужно будет еще и оправдать. Можно начать с актуальных событий, истории из жизни, опроса или шокирующей статистики - посмотрите лучшие выступления TED, там можно много интересных приёмов подметить. Но всё это, конечно, про большие выступления, каждый сорокапятиминутный урок начинать с жизненной истории будет лишним. В любом случае, начало урока или лекции должно быть чётким, ясным и по возможности мотивирующим.

7. Разрешайте задавать вопросы по ходу лекции, а не только в конце

Такой подход встречается реже, чем популярный «сначала вы меня слушаете, а в конце задаёте вопросы». Произнося эту фразу, вы как будто сами себя защищаете и расписываетесь в неуверенности. Любая лекция гораздо лучше усваивается в виде дискуссии или беседы. А еще лучше, если в начале занятия вы ставите проблему и по ходу урока стараетесь её решить. Но такие лекции довольно рискованные для неопытных преподавателей. Есть вероятность, то беседа повернёт не туда. Или что со всеми вопросами по ходу урока можно не успеть донести весь материал. Ничего страшного, вы всё это можете контролировать простейшими «давайте вернёмся к...» или «а почему вы не обратили внимание на …». Да, выступление или занятие перестанет быть бенефисом одного учителя, но разве это плохо?

Ну что, готовы сразить всех своим фееричным выступлением? Практика, практика и только практика! Сами увидите, как разительно отличается дисциплина в обычном классе и на вашей яркой захватывающей и мотивирующей лекции.

Культура речи. Ораторское мастерство
учителя.
Подготовила: учитель географии
Бордачёва Л.К.
Известный педагог А. С. Макаренко писал: «С детьми нужно разговаривать так, чтобы из общения с вами они почувствовали вашу культуру, ваше терпение, вашу личность».
В большей мере это относиться для нас – педагогов, которым для успешной педагогической деятельности просто необходимо быть профессиональным оратором. Слово – могучее оружие в умелых руках. Никакая книга, никакой журнал не заменят никогда живое слово.
Для формирования профессионального мастерства - умение говорить для педагога – вопрос большой и важный.
Эрудиция -
вот важнейшее качество учителя как оратора. В наше время нам приходится иметь дело с самыми разнообразными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать « немного о многом» и «много о немногом».
Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень.
Об учителе географии говорят так: «Географу не обязательно быть ходячей энциклопедией, но он должен развивать в себе энциклопедическую любознательность». Ведь, ни ораторская школа, ни тренинги, не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.
В преподавании предметов гуманитарного цикла важно еще само слово. Заранее продуманное разнообразие приемов и форм обучения оказывают решающее влияние на формирование познавательного интереса к предмету география. Например, рассказывая о минеральных богатствах Урала, можно привести слова П. П. Бажова из сказки о «хозяйки Медной горы»: «Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому на всяких языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат».
Рассказывая о климатических поясах и типах климата можно прочитать стихи: например:
«Буря мглою небо кроет и « Мороз и солнце – день чудесный»
Вихри снежные крутя»
Эти строчки дают понятие о двух разных типах погоды
А слова персидского поэта Саади: «Все земли пред тобою убоги…. О, пустыня!» - могут заставить учеников размышлять и спорить.
В процессе обучения и воспитания необходимо особое внимание уделять средствам общения, прежде всего - речи. Педагог должен в совершенстве владеть культурой речи, чтобы в процессе своей деятельности быть образцом для детей, поскольку именно посредством речи осуществляется общение с ними. Он должен владеть грамотной речью, соблюдать нормы русского литературного языка: Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников,
В отличие от представителей других профессий, педагог должен владеть речью как основным средством воздействия на личность учащихся, передачи им своих знаний. Поэтому, речь учителя должна отвечать определённым требованиям:
– речь должна быть содержательной и эмоциональной...
– по звучанию ровной, приятной на слух и отвечающей требованиям акустики;
– речь должна выполнять коммуникативную, интерактивную функции одновременно.
Простота и ответственность, естественность и доброжелательное отношение к учащимся, коммуникабельность - все эти качества проявляются по-разному, в зависимости от индивидуальности педагога, но они должны стать заслоном от высокомерия и неуважительного отношения учителя к ученику.
– в речи должны быть пословицы, поговорки, фразеологические выражения;
– речь должна помогать педагогу в проблемных ситуациях, активизировать учащихся, а не подавлять их;
В процессе работы педагог должен пользоваться литературным языком, его произношение должно отвечать нормам фонетики и дикции, а также требованиям слушания, чтения и говорения.
Значимость речевых способностей для педагога очень велика, поскольку он должен посредством речи и с помощью мимики и жестов уметь точно выражать свои мысли и намерения.
В процессе занятий речь учителя должна быть направлена на учащихся, должна способствовать развитию их интереса к теме урока, обсуждаемым вопросам и используемым средствам наглядности - только тогда смысл учебного материала будет доступен учащимся.
Речь учителя должна активизировать мыслительную деятельность учащихся, их внимание. Для этого педагог должен уметь задавать вопрос, умело подводить учащихся к нужному ответу, обращать их внимание на определённые элементы с помощью таких слов: посмотрите сюда, обратите внимание на это, подумайте и другие. Уместны также шутка, лёгкий смех, удачное сравнение с персонажами сказок и мультфильмов. Всё это помогает сделать уроки интересными, насыщенными и улучшает успеваемость школьников.
Речь учителя должна быть точной, образной, яркой, эмоциональной, без стилистических и фонетических ошибок. Замедленная, слишком тихая речь быстро утомляет детей и усыпляет их. Одни педагоги говорят быстро, другие медленно, лучше всего говорить в среднем темпе, чтобы ученики успевали воспринимать информацию. И еще неправильное произношение затрудняет восприятие того, о чём говорит учитель.
Часто повторяющиеся выражения, слова, жесты раздражают учеников, отвлекают их.
И в заключении хотелось бы сказать, что если педагог:
Отлично знает свой предмет и у него высокая эрудиция;
Он постоянно стремиться добиваться глубоких и прочных знаний у обучающихся;
Всегда доброжелателен и тактичен;
Требователен и справедлив, то успех его педагогической деятельности ему гарантирован.

ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА
«О себе - радиожурналист (25 лет в эфире р/ст «Маяк»), преподаватель (преподавательский стаж 11 лет - начиная с 2005 года сотрудничаю с гуманитарными факультетами различных вузов Москвы, включая родной журфак МГУ). Для вас - сочинения, изложения, доклады, эссе и т.д. – научу писать любые тексты легко, содержательно, интересно. А также повышение грамотности, словарный запас, красивая речь. И ещё, готовлю абитуриентов к творческому конкурсу по журналистике. Индивидуальный подход, доброжелательное отношение, высокая эффективность. Работаю с разными возрастными категориями - школьниками 6-11 классов, абитуриентами, студентами, аспирантами, будущими журналистами, бизнесменами и т.д Всему чему научила профессия, с удовольствием передаю своим ученикам: - всем тем, кто любит журналистику так, как люблю её я, расскажу, покажу, как находить темы для своих публикаций, как разрабатывать эти темы, писать качественные тексты. Научу, как работать над интервью, как делать репортаж и другим тонкостям профессии. - очень важно уметь хорошо говорить, выступать на публике. Для этого надо побороть страх, говорить эмоционально, внятно, логично, красивым голосом. На занятиях скучно не будет: необходимая теория и много практики. При желании – трудоустройство – сотрудничество с электронными СМИ, сайтами и порталами.»

ДАРЬЯ ИГОРЕВНА
«1998-2012 - год артистка театра с 2007 года - преподавательская деятельность. Педагог - режиссёр, актёрское мастерство, сценическая речь 2009 год - Арт- директор, режиссёр - постановщик театра мод "Триумф"
 2010 год - режиссёр и руководитель экспериментального театрального проекта.
 2010 год - педагог по актёрскому мастерству и сценической речи, режиссёр - постановщик, организатор досуговых мероприятий в общеобразовательной школе. Руководитель школьного театра " Изумруд ". С 2008 года ведущий педагог по актерскому мастерству и сценической речи в сфере моды. С 2010 года мастер-тренер по личностному росту. Проведение семинаров, мастер-классов, индивидуальные занятия; Работа в досуговых учреждениях. Съёмки в кино (обширная фильмография); Профессиональная ведущая мероприятий; Проведение и организация мероприятий любого уровня; Проведение и подготовка презентаций, Ключевые навыки: -Профессиональное образование (РАТИ-ГИТИС, ЯГТИ). -Разработка и адаптация образовательных программ и тренингов для разных возрастных групп. -Владение основами психологии. -Владение целевым мотивированием (разнообразные возрастные группы). -Обучение и развитие. -Ведение переговоров. -Ведение презентаций. -Дистанционное обучение. -Управление проектами. О себе: Я профессиональная актриса, модель plus-size (работа с Европой и Россией), педагог актёрского мастерства и сценической речи, ведущая мероприятий, а также презентаций и тренер личностного роста.»

ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
«Готовлю абитуриентов и студентов для поступления в профильные вузы и для сдачи экзаменов. Работаю с детьми от 5 лет: снятие зажимов тела и внутренних психологических.Более эффективная альтернатива психологам.Ставлю сценический голос,убираю акцент.Так же в процессе развивается творческое мышление и воображение.Работаю с подростками и взрослыми людьми,связанными с другими профессиями.»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Информативно-речевое воздействие педагога)

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности.

Ораторская деятельность педагога - это завершенное развернутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при определенной цели и логическом обосновании.

Предложим технологическую картину обеспеченности педагогического ораторского искусства.

Конструирование содержания базируется на древней античной формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Тезис - любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждение всегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему - «Вода»: ...Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент - это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания - именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления.

Например, педагог произносит суждение «Красота начинается там, где нет ничего лишнего» и выдвигает аргумент: «Отсутствие лишних деталей позволяет нам видеть главное в предмете, воспринимать истинное содержание предмета, и тогда его форма точно отражает содержание - что и предстает перед нами как гармония формы и содержания, то есть красота». Ученики поражены услышанным. А педагог предлагает им бросить на пол клочок бумаги и поглядеть, как изменится интерьер комнаты и наше самочувствие...

Современные технические средства позволяют широко применять музыкальное сопровождение для предъявляемого наглядного материала.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов: натуральный предмет (например, живой заяц), графическое изображение предмета (например, рисунок моста), художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена), рассказ а реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах), факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы), символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца), а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда- как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Например, педагог заявляет тему разговора - «Творчество - единственный способ саморелизации «Я». Планом такой беседы станет поочередно выдвигамые понятия: «Я» - «саморелизация» - «разные способы самореализации» - «творчество» - отличительные свойства творчества». Такая последовательность позволит следовать за мыслью оратора и согласиться с его общим выводом.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Нетрудно перечислить длинный ряд понятий, которые даже среди взрослых людей понимаются по-разному.

Например, такие понятия, как «свобода», «дисциплина», «справедливость», «смелость», «счастье», «долг», «чистоплотность», «джентельмен», «порядочность» и другие.

Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия. Если педагог собирается говорить о каком-либо явлении, он должен предложить слушателям свой вариант лексического значения понятия. При этом неплохо проговорить и другие значения, которые на время разговора исключаются оратором.

Например, педагог-оратор предлагает рассмотреть процесс приобретения детьми жизненного опыта. Первоначально следует определить, что имеется в виду под словом «опыт», исключить понимание под «опытом» «научного эксперимента»...

Предположим, педагог объявляет своим вопросом «воспитание гражданственности». Необходимо тут же очертить ракурс рассмотрения: с точки зрения этики или же политики предполагается данное рассмотрение заявленного понятия.

Скажем, педагог с детьми планирует разговор о взрослости. Открыв толковый словарь, убеждается в ряде значений этого слова. Теперь ему предстоит, развернув перед слушателями семантический веер, избрать объектом рассмотрения одно из значений.

Надо помнить, что любое определение выстраивается таким образом, что сначала указывается на его отношение к более широкой группе предметов - «подведение под широкое понятие» (скажем, стул - это мебель.., совесть - этическая ктегория...), а затем выделяется существенный признак предмета, наличие которого и делает предмет тем, чем он является (например, «Совесть - этическая категория, указывающая на способность человека со- ведать о самочувствии и сопереживать самочувствию другого человека при каких-либо действиях субъекта»).

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Организация работы оратора складывается из следующих организационных блоков:

  • - обустройство оратора (подготовка места работы, расположение стола, стула, кафедры, доски, мела и прочих средств, а "также расположение приготовленного наглядного материала);
  • - пластический образ оратора (свободная, открытая, расположенность к слушателям и доброжелательная мимика, некоторый наклон в сторону слушателей);
  • - предъявление и демонстрация наглядного материала (совпадение момента предъявления с произнесением понятия, общедоступность восприятия материала, инструкция для восприятия материала, фиксированность расположения материала для последующего к нему обращения, пластическое отражение отношения к демонстрационному материалу);
  • - при современных технических средствах использование фонозаписи, видеозаписи, диапозитивов, кинофрагментов; такая демонстрация нуждается в предварительной проверке незадолго до начала выступления оратора; хорошо прибегать к помощи ассистента; не исключается вариант просьбы о помощи к аудитории;
  • - работа с доской и графическое обозначение рассматриваемого материала или анализируемой идеи (чистая доска, четкость записи, логичность распределения записей, понятность символических знаков, аккуратность и доступность всех записей для всех слушателей).

Наряду с требованием наглядного материала стоит требование использования художественных средств в тексте выступления оратора, назначением которых является создание образной картинки явления:

  • - эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);
  • - метафоры, которая создают яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);
  • - сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (выцослив, как сорняк, красивая, как нежная незабудка, дорогой, как «Мерседес», работает упорно, как маленький трактор в поле, голоса детей, как колокольчики);
  • - аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);
  • - фрагмента художественного произведения или целостного произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов людей - тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным фоном.

Технология взаимодействия со слушателями предполагает следующее:

  • - педагогическую инструментовку совместной работы со слушателями (общая позиция «Мы», риторические вопросы, апелляция к воспоминаниям, вопросы и ответы, фиксация состояния, согласия, реагирования, характера работоспособности слушателей, анализ и оценка общей совместной работы);
  • - просьба о помощи и оказание помощи в случае необходимости (просьба в оборудовании занятия, в ассистировании оратору, в отклике на материал, в более удобном расположении и другое);
  • - поло-ролевую дифференциацию слушателей (при обращении, при вопросах, при апелляции к воспоминаниям);
  • - соблюдение элементарных поведенческих норм, принятых в современной культуре, таких, как «правило одного голоса», тишина в аудитории, соблюдение чистоты, исключение дополнительных видов деятельности (беседа с соседом, питание, чтение газеты, вышивание и другое);
  • - этику взаимодействия со слушателями (обращение и приветствие слушателей, положительное подкрепление в адрес слушателей).

Этические нормы взаимоотношения людей играют продуктивную роль во взаимодействии «оратор - группа». Поэтому педагог, отправляясь на встречу с группой, наряду с тщательной отработкой содержания и методики подачи информации, продумывает также и те моменты, где отношение к публике (группе) выступает ярко, выпукло в качестве объекта внимания всех участников совместной работы. В первую очередь, таким моментом являются минуты встречи: обращение, приветствие, положительное подкрепление в адрес всех присутствующих.

Это выглядит примерно так: «Дорогие друзья, добрый день! Благодарю за честь работать в такой умной и доброжелательной группе...»

Немаловажное значение будет иметь завершение выступления, поэтому педагог и этот момент хорошо продумывает: благодарность в адрес слушателей, выражение удовлетворения работой, добрые пожелания, прощание.

А это выглядит примерно следующим образом: «Спасибо. Мне понравилось с вами работать. Буду рад встретиться с вами вновь! До свидания, уважаемые слушатели! Всего хорошего...»

В том случае, если со стороны группы звучит вопрос, оратор благодарит за вопрос, прежде чем ответить. Такая же благодарность направляется при замечаниях, добавлениях, репликах или выраженной благодарности слушателей. Подчеркнем: возраст публики не имеет значения, благодарность направлена и в адрес ребенка, поставившего вопрос оратору.

Не исключена возможность сопровожения ее положительным подкреплением в адрес активного слушателя. Оратор говорит: «Красивый вопрос. Благодарю вас», или «Очень интересное добавление. Я рад, что работаю с такой просвещенной и умной группой».

Поза оратора - это поза открытая для взаимодействия со слушателями, поэтому ей присущи все черты позы, характерные для общения: отсутствие «замков», «платье доброжелательности», «диагональ» (хотя именно оратору приходится инструментовать «вертикаль» как некоторый временный уход от слушателей в целях наибольшей сосредоточенности на материале изложения), отсутствие угрожающих поз и прочее.

Включая в текст высказывания других авторов, непременно следует сопроводить имя автора некоторыми сведениями о нем: национальное представительство автора, период творчества, название произведения, на которое ссылается оратор или из которого приводится цитата. Надо четко отграничить цитату от последующего текста выступления оратора (иногда для этого специально добавляют слова «конец цитаты»), В случае, если оратор избирает форму косвенной речи, тоже нужно подчеркнуть интонационно завершенность ссылки на другого автора. Неплохо, если трудная для звукового восприятия фамилия приводимого автора будет написана на доске (экране).

В финально-аккордной части выступления очень важно следующее:

  • - завершить выступление итоговой благодарностью («Спасибо»), она означает, что выступление завершено;
  • - подвести итоги совместной работы («Итак,

мы с вами...»);

  • - произвести общий вывод («Таким образом, можно сказать, что...»);
  • - выяснить, не остались ли неясными какие-то из вопросов («Нетли сомнений..?» или «Осталисьли вопросы поданной проблеме?»).

Не надо пугаться, когда кто-то из слушателей заявляет, что не согласен с оратором. Достаточно «обрадоваться» тому, что существуют иные мнения, и заявить, что мир был бы скучным, будь все люди одинакового мнения. Такое заявление обычно обескураживает, успокаивает некоторых слушателей, сохраняет авторитет оратора, а главное - формирует терпимость к разнообразию личностных проявлений в обществе.

Разумеется, следует произнести обращение при прощании («Дорогие друзья, до свидания!»).

Не забыть произнести добрые пожелания в адрес слушателей («Всего хорошего!»).

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления. Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

Вопросы для углубленного осмысления

  • 1. Составьте фрагмент выступления на тему... «Дождь» по формуле «тезис - аргумент - иллюстрация». Произнесите вслух и предложите слушателям^) повторить ваш тезис, ваши аргументы и приведенную вами иллюстрацию.
  • 2. Подберите и запишите ряд слов. Произносите их поочередно, одно слово из данного ряда произносите как «вкусное». А теперь представьте, что это слово есть тема вашего выстуления: как вы его произносите, когда объявляете тему вашего сообщения?
  • 3. Предположим, тема вашего выступления - «топор». Задайте ракурсы рассмотрения: с позиции рабочего инструмента; с позиции режущего средства; с позиции строительства дома; с позиции техники безо- пасноти. Как будут выглядеть ваши выступления при изменении ракурса?
  • 4. Проследите положение рук во время общения с людьми или во время спокойного расположения на кресле в транспорте: остерегайтесь «замка», постарайтесь держать руки свободными, несмещенными, ладонями развернутыми в сторону собеседника. Очень скоро вы заметите, что руки вам «не мешают».
  • 5. Время от времени воображайте, что кончики ваших ушей соединены с плечами палочкой, - держите осанку. Зафиксируйте изменившееся состояние. Скоро прямая осанка станет привычной для вас.
  • 6. Поупражняйтесь в художественных приемах описания таких явлений, как шум леса, крик детей на спортплощадке, глаза детей во время интересного рассказа, езда на велосипеде, белый снег на ветвях елок, чистая школьная доска.
  • 7. Попробуйте рассказать домашним, что вы видели на улице. Следите за тем, чтобы не было лишних слов, чтобы ваши суждения имели аргументы, а описания были красочными. Отметьте реакцию слушателей.
  • 8. Когда вы принесете в дом какой-либо новый предмет, используйте ситуацию для упражнения в демонстрации наглядного материала: положите предмет на руку, продемонстрируйте всем, покажите мимически, как вам нравится предмет, найдите ему достойное место. А затем - оцените свою работу по реакции своих домашних слушателей.
  • 9. Когда будете свободны от домашних хлопот, расположитесь удобнее и оглядитесь: вас окружают привычные веши. Найдите для каждой из них определение, вложите в найденное определение ваше отношение. Например, вы говорите: «трудяга-копьютер», «мудрый книжный шкаф», «старенький услужливый ковер».
  • 10. Приготовьте первую фразу вашего предполагаемого ораторского выступления. Произнесите ее «на голосовых связках», затем переводите голос в нижний регистр, потом вновь вернитесь к верхнему регистру. Определите изменение эмоционального фона сказанного вами.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта