Главная » 2 Распространение » Дуб распускается диктант. Контрольный диктант «Звуки осеннего леса»

Дуб распускается диктант. Контрольный диктант «Звуки осеннего леса»

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тишину.
Ветер — бессменный дворник леса. Разметал он по полянам разноцветные листья, шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле. Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.
Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель. (95 слов)

(На основе книги Д. Зуева «Времена года» )

Дуб — удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью.
Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму.
Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки.
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь.
Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова)

(По Г. Снегиреву )

Транспорт — великое изобретение. Он помогает нам в жизни. Машинисты поездов, водители автобусов делают все, чтобы мы чувствовали себя в вагоне, в автобусе удобно. А мы?
Вечер. Холодный ветер гонит поземку. Рядом с остановкой находится детский сад. На остановке стоят женщины с детьми. Подкатывает автобус, и из него выходят люди. Середина автобуса светлеет, и мы видим свободные места. Женщины подхватывают малышей и устремляются к дверям. Напрасно они пытаются втиснуться в машину, потому что у дверей в автобусе стоят школьники. Они плотно забили переднюю и заднюю площадки и не дают войти. Мамы провожают автобус грустными глазами, а малыши жалобно плачут.
Кто виноват? (100 слов)

(По Б. Бушелевой )

Несколько лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде интересные часы. Каждый час на циферблате открываются черные створки, а за ними появляются герои народных сказок.
Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты познакомишься с куклами разных стран. В зимнем саду увидишь дерево с чудесными птицами. В водоеме плещутся рыбки.
«Как здесь красиво!» — говорят ребята.
Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, желтыми, зелеными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места.
Раздается звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери. Стихает шепот, и спектакль начинается. (99 слов)

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

(По И. Соколову-Микитову )

5 класс.

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.
В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.
Наступает ночь. Полная тишина. Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.
Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге.
Март - последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

Грамматическое задание:

    Произведи синтаксический разбор предложения

1 вариант

Хрустнул снежный наст, затрещал сушняк.

2 вариант

Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами.

    Произведи звукобуквенный анализ

1 вариант

Хлопьями

2 вариант

Ночью

Дуб.

Дуб - удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния ударит в него, опалит огнем, и все равно весной распустятся на его черных ветках зеленые листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе пожухнут, свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь, за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подобрала желуди, припрятала и забыла о них, а они проросли. (109 слов)

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Синтаксический разбор предложения «Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле».

листочки

3. Разобрать слова по составу: «удивляешься», «опадают», «дубовой», «листочки»

4. Фонетический разбор слова «осенью».

2 вариант

1. Синтаксический разбор предложения В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.

2. Морфологический разбор слова желудями

3. Разобрать слова по составу: «распустятся», «чернеет», «трубочки», «растут»

4. Фонетический разбор слова «деревьев».

РУССКИЙ ЯЗЫК. 6 КЛАСС.

ИТОГОВЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

Июльская гроза.

Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе. Раскаты грома дополняли музыку июльской грозы.

Вспышки молний делали грозу более таинственной и страшной для шестилетнего человека, который сидел в полутемной комнате. На коленях у него лежал притихший котенок. Взрослых в доме не было. При каждой вспышке мальчик и котенок вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в ноги и руки мальчика.

Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла все звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии.

По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Там будто кто-то приоткрыл серую дверь, и яркая полоса бирюзового цвета вытянулась в небе.

Мальчик и котенок бросились на улицу.

Грамматическое задание.

Произведи предложенные разборы.

1вариант.

Дождь бил по стеклам, по жестяным крышам, по деревянным перилам балкона, журчал (3) в водосточной трубе .(4) Шестилетнего (2)

2вариант.

Кот жмурился (3) и впивался когтями в ноги и руки мальчика. (4) Водосточной (2)

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

7 класс.

Чудесная ночь.

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год
Шепот, шорохи, таинственный перезвон - признаки приближающейся прелестной сказки.
Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.
(121 слово)

(По А. Иллюминаторской )

Грамматическое задание:

1 вариант

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2 вариант

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

    Найди в тексте наречие, произведи морфологический разбор.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

8 класс.

Приближение ночи.

Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова) (По А. Куприну )

Грамматическое задание:

    Произведи синтаксический разбор предложения.

1 вариант

Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно.

2 вариант

Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

2 . Во всех предложениях укажи грамматическую основу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (100 слов) / По Э. Шиму

Грамматическое задание:
  1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
  2. Поставьте глаголы трудились, увидишь в неопределенную форму.
  3. Обозначьте морфемы в словах передвигаться, кротовую, (на) бороздках .
II вариант
  1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  2. Поставьте глаголы насыпали, запутались в неопределенную форму.
  3. Обозначьте морфемы в словах расположились, свечками, свободного .
  4. Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.

Контрольный диктант «Звуки осеннего леса»

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не опали листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме.

В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов. (99 слов) / По Е. Носову

Грамматическое задание:
  1. Произведите синтаксический разбор предложения
    1 вариант - В таком лесу...;
    2 вариант - Между ними расстилается....
  2. В этом же предложении укажите глагол, назовите его морфологические признаки.
  3. Выпишите по два глагола
    1 вариант - несовершенного вида
    2 вариант - совершенного вида.
  4. Найдите глагол с чередующейся гласной в корне, объясните выбор буквы в этом слове.

Диктант «Белка»

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.

Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.

Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма. (120 слов)

Грамматическое задание:
  1. Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы-исключения.
  2. Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.
  3. Подчеркните синонимы к слову белка .

Диктант «Дуб»

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли. (101 слово) / По Г. Снегирёву

На этой страничке мы - 7 гуру - собрали для вас диктанты пот теме "Однородные члены предложения". Обратите внимание, что предложения в них и простые, и сложные, повторите эти темы перед работой над диктантом. Обращайте внимание не только на расстановку знаков препинания, но и на изученные орфограммы, потому как оценка снижается за любую ошибку, а не только за ту, которая относится к теме диктанта.

Тексты диктантов для 4 класса

Родина моя

Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Суворов и Кутузов. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы.

Слова для справок: освобождение, (под) предводительством.

Грамматические задания

  1. Найдите предложения с однородными членами. Составьте схему одного из них (на выбор).
  2. Укажите известные вам части речи над словами последнего предложения.
  3. Укажите падеж имён существительных в третьем предложении.

Белая куропатка

Зимой в заснеженной тундре падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мёрзлые ягоды. Там же спасаются птицы в пургу. Зимой куропатки белые, а брови у них красные. Весной они надевают праздничный наряд. Подуют тёплые ветры. Начнут таять снега. Придёт лето. Летом куропатки снова меняют наряд.

(58 слов) (Г. Снегирёв)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение с однородными сказуемыми.
  2. Выписать из диктанта слово с непроизносимой согласной. Написать проверочное слово.
  3. Разобрать по составу слово НАРЯД. Написать ещё два слова с таким же составом.

Дюймовочка

Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. На озере ребята купались, плескались, веселились. Отряд шёл бодро, уверенно и легко. Солнце осветило луг, поле, речку, разбудило бабушкиного петушка. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Грамматическое задание

  1. Обоснуй постановку знаков препинания между однородными членами предложения.
  2. Обоснуй правописание выделенных орфограмм.

Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков похожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары. Они не просто летают, жужжат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы, травы, кусты и деревья радуют меня. Успокаивает писк. Рокот, гудение природы. Я чувствую себя счастливым.

Грамматическое задание

  1. Выпиши из текста только предложения с однородными подлежащими.

Пернатый рекордсмен

Колибри живут в Америке. Это самые маленькие птички на Земле. По размеру и радужному оперению они похожи на бабочек.
Крошечные пернатые населяют равнины, горы, тропические леса. Красота и стремительность полёта маленьких птиц удивляет и восхищает. Колибри умеют летать в любых направлениях. Эти крошки способны останавливаться в воздухе и развивать самую большую в мире птиц скорость.
Питаются колибри цветочным нектаром. При этом сладкий сок птицы пьют, зависая перед чашечкой цветка.

Слова для справок: колибри, нектаром.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор четвёртого и пятого предложений.
  2. Разберите по составу слова: радужный, полёт, сладкий.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова пьют.

Как заяц волка обманул

Увидел волк зайца, стал его преследовать. А заяц поскакал к деревне. Ведь утром вол туда не побежит.
Но волк приближался всё ближе и ближе. Того и гляди схватит. Заяц уже слышит дыхание волка.
Вдруг заяц увидел дыру в заборе и проскочил в неё. Спрятался в крапиве. Волк в дыру голову просунул и застрял.
Тут вышел из сарая мужик, ударил волка поленом. Тот взвыл от боли и побежал к лесу.

Слова для справок: собираем, растут.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор третьего и пятого предложений.
  2. Разберите по составу слова: (с) дедушкой, (за) грибами, (в) ельнике.
  3. Подберите к словам гриб, лист однокоренные слова. Корни слов обозначьте.

Гнездо – это птичий дом. Каких только не бывает гнёзд на свете! Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей и ворон гнёзда сложены из сучков. У ремеза гнездо сплетено из мха и паутины. У ласточек слеплено из земли. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, а внутри выстлано пухом, перьями или шерстью. Каждую весну большинство птиц вьёт гнёзда заново.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
  2. Выписать из диктанта два слова с разделительным Ь.

В лес за грибами

Ветер несёт листья по кочкам, оврагам, лугам, полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу. Наступила грибная пора.
После дождя и взрослые, и дети устремились в лес за грибами. Дед Степан нёс большую корзину. Он мастер собирать грибы. Я заглядывал под каждый кустик, пенёк. У меня была маленькая корзинка. В корзинке у меня лежали лисички, подосиновики и белые грибы. Мы вышли на старую вырубку. Вся она была усыпана опятами.

Слова для справок: устремились, корзинка, опятами.

Грамматическое задание

  1. Выписать и разобрать по членам 4 и 9 предложения.
  2. Списать предложение, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть однородные члены.

1 в. – Вет..р п..дул (со) страшной силой пов..лил старую б..рёзу и сорвал крышу с сарая.

2 в. В д..ревне мы всегда собираем м..лину а потом с удовольствием едим вкусн..е варен..е.

Вот из яичек вылупились птенцы. Жизнь птиц после этого резко меняется. Ведь в гнезде появились голодные рты. Птенцы дневных птиц вылупляются на свет днём, а ночных – ночью. У певчих и хищных птенцы вылупляются слепые и слабые. У гусей, уток птенцы рождаются бойкими, глазастыми, пушистыми. От рождения они умеют и ходить, и плавать.
Родители греют птенцов в холод, прикрывают и от дождя, и от жгучего солнца, смело кидаются на врагов.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение с однородными второстепенными членами.
  2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.
  3. Написать два слова с Ъ.

За грибами

Мы с дедушкой Гришей любим ходить в лес за грибами. Он интересно рассказывает о жизни грибного царства, о маленьких хитростях тихой охоты. В светлой берёзовой роще мы собираем подберёзовики и белые. В молодом ельнике много рыжиков, маслят и груздей. На опушках под листьями прячутся подосиновики, сыроежки, лисички, волнушки. У пеньков дружными семьями растут опята.
Дед учит меня отличать съедобные грибы от ядовитых, узнавать лесных птиц по голосам, запоминать лекарственные растения.

Слова для справок: ведь, поленом.

Грамматические задания

  1. Найди в тексте однородные сказуемые, подчеркни их.
  2. Дайте характеристику второго предложения.
  3. Найдите в тексте местоимения, определите падеж.

Около нашего дома растёт рябинка. Это деревце нарядно выглядит в любое время года. Весной рябина цветёт. Её мелкие цветочки собраны в большие кисти, словно букеты. Летом рябинка одета в пышное платье из ажурных листьев и маленьких бусинок созревающих ягод. Осенью красавица наряжается в яркий сарафан из золотой парчи и украшает себя искусным ожерельем спелых ягод. Тяжёлые гроздья этих чудо-ягод зима укроет мохнатыми шапками, а на рябинке заблестит шубка из сверкающего инея.

Слова для справок: сарафан, (из) парчи, ожерелье.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор шестого предложения.
  2. Выпишите из текста четыре слова с разделительным ь. Вспомните и напишите четыре слова с разделительным ъ.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова гроздья.

Город в городе

На живописном волжском берегу раскинулся древний Городец. Издавна его жители славились мастерством да трудолюбием. На всю Россию были известны городецкие пряники, роспись, вышивки, игрушки, кружева.
Потомки мастеров бережно хранят традиции предков. В современном Городце на набережной красуются бревенчатые избы и сказочные терема. Это знаменитый Город мастеров. Здесь народные умельцы знакомят гостей города с искусством золотой вышивки, лозоплетения, росписи и резьбы по дереву. Тут можно попробовать самому слепить свистульку, расписать дощечку, поработать на гончарном круге.

Слова для справок: лозоплетенья.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор седьмого предложения.
  2. Подчеркните грамматическую основу в пятом предложении.
  3. Разберите в первом предложении имена прилагательные по составу.

Тайна вечной красоты

Как удивителен небесный свод в ясную ночь! На тёмном бархатном покрывале яркими огоньками сверкают миллиарды звёзд. Они искрятся и мерцают голубым, белым, красным, жёлтым цветом.
С древних времён это загадочное разноцветье вдохновляет людей. О звёздах мы знаем много древних мифов, легенд, сказок. Чарующей звёздной бездне поэты посвящают стихи. К далёким светилам человек устремляется в самых смелых своих мечтах.
Как и много веков назад, людей восхищает и завораживает величественная красота звёздного неба, его вечная тайна.

Слова для справок: мерцают, вдохновляет, завораживает.

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Дайте характеристику первому предложению по цели высказывания и по интонации.
  3. Выпишите из текста словосочетание прил. + сущ., в котором в главном и зависимом словах есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».

Плащ-невидимка

В дикой природе многие животные проявляют чудеса маскировки. Во время охоты или спасаясь от хищников, эти фокусники так умело прячутся, словно вмиг накидывают на себя сказочный плащ-невидимку. И тогда среди снежных сугробов становится трудно заметить полярную сову, белого медведя или зайца-беляка. В изумрудных травах и листьях спрячутся зелёные гусеницы, кузнечики, лягушки, ящерицы. На фоне густой листвы и солнечных бликов затеряются пятнистый олень, леопард и жираф.
Защитная окраска помогает животным стать невидимыми, а значит, выжить.

Слова для справок: гусеницы, невидимыми.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматические основы в четвёртом и пятом предложениях.
  2. Разберите по составу слова: пятнистый, защитная, окраска.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова выжить.

Вчера и сегодня

Наши предки всегда жили в тесном единстве с природой. Наблюдения за движением солнца и звёзд помогали им определять сроки полевых работ. Глядя на полёт ласточек, на дым костра, на солнечный закат, люди предсказывали жару, похолодание или ненастье.
В век бурного развития техники нам открылись новые возможности. Сегодня о погоде на ближайшие дни можно узнать по телевидению или в Интернете.
И только немного жаль, что мы теряем способность также внимательно и пристально, как наши прадеды, вглядываться в родную природу.

Грамматические задания

  1. Подчеркните в третьем предложении однородные члены.
  2. Выпишите из текста три одушевлённых и три неодушевлённых имени существительных.
  3. Выпишите из текста слово с разделительным ь. Подберите к нему синоним.

Эльбрус - высочайший пик Европы. Это древний спящий вулкан. У горы две вершины: Восточная и Западная. Круглый год они покрыты вечными льдами и снегами. Могучие ледники Эльбруса дают начало бурным рекам. Пробивая себе путь через каменистые ущелья, с вышины горных склонов несут свои воды Кубань и приток реки Терек.
Во все времена народы, жившие у подножия Эльбруса, слагали о славной и могучей горе-исполине песни и легенды. Величием и красотой «двуглавого колосса» восхищались русские поэты Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Слова для справок: исполин, колосс, восхищались.

Грамматические задания

  1. Подчеркните в четвертом предложении однородные члены.
  2. Подберите к словам год, гора, река по два однокоренных слова. Корни слов обозначьте.
  3. Выпишите из текста три слова, в которых количество букв и звуков совпадает. Укажите, сколько в словах звуков и букв.

Удивительные рыбы

Рыбы путешествуют. Они путешествуют большими косяками в поисках пищи, зимовки или икрометания.
Самое длинное и удивительное путешествие совершают угри. Из рек угри спускаются к морю. Из моря плывут в Атлантический океан. Из океана в Саргассово море. Это море без берегов посредине океана! Там угри мечут икру.
Личинки угрей подхватывает тёплое течение Гольфстрим и несёт к берегам родной Европы. В пути личинки вырастают в маленьких угрей. Они находят реки своих родителей. В этих реках рыбки становятся взрослыми и повторяют путь своих предков.

(82 слова) (по Н. Сладкову)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. В первом предложении третьего абзаца указать род и число имён прилагательных.

Уральские горы

Наши предки называли Уральские горы Каменным поясом. Горная цепь и правда узкой лентой протянулась от берегов Северного Ледовитого океана до степей Казахстана.
Скалистые уступы и невысокие хребты густо заросли лесами. Среди дубов и берёз, пихт и елей живут медведь, лось, соболь, заяц. В таёжных дебрях прячутся тетерев, рябчик, кедровка. Со склонов гор стремительно бегут чистые реки. Между горных вершин блестят зеркала голубых озёр.
В Уральских горах открыты богатые месторождения полезных ископаемых. Здесь добывают железную и медную руду, соль, нефть, уголь, золото, драгоценные камни.

Грамматические задания

  1. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях второго абзаца.
  2. Выпишите из текста три слова с орфограммой «Непроверяемый безударный гласный в корне слова»

За оградой двора древнего славянина начинался дремучий лес. Такой лес сохранился теперь только в Сибири и на Севере. Лес давал людям дичь, ягоды и грибы. В хозяйстве славян из дерева изготовляли почти всё. Люди делали и дома, и посуду, и прочую утварь. Славяне в лесу выделяли особые деревья. Эти деревья были непомерной высоты или толщины. Они считались хранителями и помощниками славянского селения. Такие деревья до сих пор украшают наши леса. Теперь их называют памятниками природы. Самыми уважаемыми деревьями были дуб, берёза, сосна.

(83 слова) (по М. Семёновой)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение с однородными подлежащими.
  2. Выписать из диктанта одно существительное с мягким знаком после шипящей. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Первое предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.

Машины на службе у человека

Всего лишь несколько десятков лет назад в нашей стране преобладал ручной труд. В селе и деревне мужчины вручную обрабатывали поля, косили косами траву, ворошили граблями и вилами сено. На фермах женщины сами доили коров, ухаживали за птицей. В городах на заводах и фабриках многое выполнялось вручную.
Со временем ручной труд заменяли машины. Образ жизни людей тоже изменился. На полях теперь работают современные комбайны и тракторы. На заводах и фабриках тяжёлую работу за людей выполняют роботы. Даже в домашних делах нам помогают машины.

Слова для справок: лишь, преобладал, вручную, многое.

Грамматические задания

  1. Найдите во втором предложении однородные члены. Подчеркните их. Укажите части речи.
  2. Выпишите словосочетания с вопросами из предпоследнего предложения. Укажите падеж зависимых слов в словосочетаниях.
  3. Выпишите из текста по одному имени существительному, прилагательному, глаголу. Разберите их как части речи.

У Веры был бельчонок Рыжик. Он часто садился на плечо и когтями разжимал кулачок у девочки. Там он искал орехи. На Новый год Вера повесила на ёлку игрушки, орешки и вышла принести свечки. Малыш приблизился к ёлке, схватил один орех, спрятал, а второй затащил под подушку. С этого дня зверёк делал запасы. Увидит семечки и набивает полные щёки. Приехал папин знакомый из сибирской тайги и всё объяснил. В этом году в тайге не уродились кедровые орешки. И птицы, и белки переселились за горные хребты. Но как Рыжик узнал об этом?

(91 слово) (по Г. Снегирёву)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными второстепенными членами.
  2. Выписать из диктанта одно имя собственное. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Разобрать по составу слова: ШИШКИ, КЕДРОВЫЕ, ОРЕШКИ.

У меня долго жила сова-сплюшка и стала ручной. Она любила сидеть без движения и дремать. Посадили её на раму картины. Сидит на раме. Незнакомые люди принимали её за чучело. Даже свои стирали пыль с вещей и машинально проводили тряпочкой и по ней. Сплюшка спокойно сидела на руле мотоцикла. Все её принимали за тряпичный талисман. Выезжали за город, сажали её на сучок. Она не оживлялась и на сучке. Сидела, дремала и ждала угощения. Сколько раз её забывали! Приедут домой. Где сплюшка? Вернутся в лес, а она на том же месте спит спокойно.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными сказуемыми.
  2. Выписать из диктанта три слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Написать проверочные слова.
  3. Выписать из диктанта по одному имени существительному, прилагательному, глаголу. Указать части речи.

Беличье гнездо

Часто белки живут в дуплах деревьев. Но если нет подходящего жилища, рыжая хозяюшка сама смастерит гнездо. Дом белочка построит из веток высоко на ели или сосне. Он будет похож на большой шар с узкой лазейкой. Внутри пушистый зверёк застелет гнездо мягкой перинкой из сухой травы и клочков шерсти. Прочный и надёжный домик осенью защитит от ледяного ветра и холодного дождя. Зимой закружит по лесу метель, затрещит мороз. Маленький зверёк свернётся в гнезде клубочком и прикроет вход хвостиком. Тепло будет белочке в уютной квартирке.

Слово для справки: застелет.

Грамматические задания

  1. Подчеркните однородные члены в пятом и шестом предложениях.
  2. Выпишите из текста синонимы к слову белка.
  3. Выпишите из текста три имени существительных с проверяемыми безударными гласными в корне. Докажите правильность написания.

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.
Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и легким. Как все радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

Грамматическое задание

  1. Подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи: вариант 1 – в четвертом предложении, вариант 2 – в третьем предложении.
  2. Сделайте звуко – буквенный разбор слов: вариант 1 – дождь, вариант 2 – яростно.
  3. Обозначьте ударение в словах.

Хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.

Дары лета

Лето - удивительная пора. Сколько чудесных открытий дарит нам природа! Спешат друг за дружкой летние месяцы, и у каждого - свой сюрприз.
Июнь радует взгляд пёстрым разнотравьем лугов. Нарядный ковёр соткал он из ромашек, колокольчиков, васильков, клевера.
В середине лета в лесах и садах поспевают ягоды. Щедрой рукой наполняет июль наши лукошки земляникой, черникой, малиной, смородиной.
Грибная пора наступает в августе. Подберёзовики, боровики, рыжики, лисички, подосиновики, сыроежки, волнушки - всё это грибное богатство можно встретить в прохладной тиши лесов.
Благодарны люди летней поре да щедрость за изобилие.

Слово для справки: изобилие

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор предложений третьего абзаца.
  2. Разберите по составу слова: рыжики, сыроежки, прохладный.
  3. Выпишите из текста три имени существительных с парными согласными в корне. Докажите правильность написания.

Для детей и взрослых

Произведения Сергея Владимировича Михалкова любимы нами с раннего детства. Ещё малышами мы с увлечением читали стихи про дядю Стёпу, про упрямого Фому, про бычка по кличке Фантазёр. Вместе с героями Михалкова мы переживали за Федю Финтифлюшкина, за оставленного без присмотра щенка, за бедного Костю.
Но мастер слова создавал не только стихи и басни для детей. Сергей Михалков - один из авторов текста Государственного гимна Российской Федерации. С высоких и гордых слов поэта начинается и заканчивается каждый день в нашей стране, открываются торжественные и праздничные мероприятия.

Грамматические задания

  1. Подчеркните однородные члены в последнем предложении.
  2. Подчеркните в первом абзаце все имена собственные.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова читаем.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта