Главная » 2 Распространение » Качество дошкольного образования в условиях фгос до. Качество дошкольного образования — это качество жизни

Качество дошкольного образования в условиях фгос до. Качество дошкольного образования — это качество жизни

Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

Татьяна Миганова
Доклад на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до»

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка .

Понятие «качество » многогранно и с позиции каждого его участника также трактуется по-разному :

Для детей - это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей - это эффективное обучение детей, то есть обучение по программам, хорошо готовившим детей к школе :

Обучение без утомления;

Сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

Успешность обучения;

Поддержание желания детей учиться;

Обеспечение возможности поступлении в престижную школу;

Обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография и т. д.)

Для воспитателей - это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения , родителями :

Успешное выполнение всех учебных программ всеми детьми;

Оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

Поддержание интереса детей к учебному процессу;

Успешное развитие детей в процессе их обучения;

Сохранение физического и психического здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

Обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это :

Высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения ;

Сохранение здоровья детей;

Рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

Успешность деятельности педагогов и детей;

Полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Таким образом , качество - это то , что удовлетворяет требованиям потребителя. Хотя, это не значит, что то, что не удовлетворяет потребителя, не является качественным . Один и тот же предмет, в одно и то же время может удовлетворять потребности одного потребителя и не удовлетворять потребности другого. Поэтому способность качества удовлетворять потребности относится не к сущности качества , а к уровню или варианту качества , которое достигается при создании услуг.

После вступления в силу ФГОС ДО , вся система управления дошкольной образовательной организацией и методическая работа, как компонент управления качеством этой системы , претерпела существенные преобразования и стала приводиться в соответствие с основными положениями (содержанием) этого документа.

Для управления качеством образования , нужно иметь ответы на три вопроса : первый – «что формировать, что воспитывать?» : второй – «как обучать, как воспитывать?» ; третий – «каков (достигнутый) уровень образованности и (или) социализованности?». И, когда мы говорим, «иметь ответы» , то это означает иметь инструментальное обеспечение, которым должен быть оснащен каждый педагог, отвечая на эти вопросы : «Что?» ; «Как?» ; «Каков?» .

Ответ на вопрос «Что?» соответствует стандартному содержанию образования и (или) социализации; ответ на вопрос «Как?» соответствует стандартному содержанию обучения и воспитания; ответ на вопрос «Каков?» соответствует стандартной образованности и (или) социализованности, которые и выступают «целевыми ориентирами» дошкольного образования .

Таким образом вся работа в ДОО должна быть ориентирована на увеличение качества образованности и (или) социализованности воспитанников, а это становится возможным за счет увеличения качества обучения и (или) воспитания, т. е. включения в образовательный процесс более эффективных, инновационных инструментов а) воздействия (форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания) и б) оценивания образованности и социализованности детей. И других «целевых ориентиров» у нас нет и быть не может; ведь и родители, и дети, и педагоги, и государство стремятся к все более высокому уровню образованности и социализованности всех граждан с самого юного возраста.

Генеральной задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования , в том числе дошкольного , является обеспечение его качества . Дошкольное образование в законодательном порядке провозглашено одним из уровней образования в нашей стране . В связи с этим нужно отметить, что современное дошкольное образование является :

Не присмотром и уходом, а образованием ;

Не школьным и дополнительным, а именно дошкольным , учитывающим специфику возраста;

Не дошкольным образованием вчерашнего дня , а современным дошкольным образованием , ориентированным на потребности семьи и общества.

Для дошкольного образования 2014 год стал поистине знаковым.

Впервые в российской истории разработан федеральный государственный стандарт дошкольного образования . Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, самым главным из которых является сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства , как важного этапа в общем развитии человека.

С целью внедрения стандарта на территории района разработаны необходимые нормативные документы.

Обеспечено научно-методическое сопровождение образовательных организаций .

Введение ФГОС ДО сопровождается внедрением в образовательный процесс организации следующих нововведений, реализация которых будет способствовать повышению качества образования :

психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей дошкольного возраста ;

определение требований к условиям реализации основных образовательных программ ;

использование деятельностных технологий;

планирование результатов образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования .

С целью получения оценки качества образования необходимо :

своевременно получить анализ и оценку информации;

выявить отрицательную динамику развития при ее наличии;

определить эффективные психолого-педагогические условия для коррекции .

В условиях реализации ФГОС ДО является наличие специальных умений у педагогов. Законом «Об образовании » определены различного вида оценки качества образования : внешняя оценка качества образования , внутренняя оценка качества образования , независимая оценка качества образования . Все эти оценки носят характер прозрачности и гласности оценивания результатов работы образовательной организации .

Руководителям , необходимо сконцентрировать усилия на создании материально-технических условий , соответствующих требованиям стандарта. Особое внимание необходимо уделить созданию условий для детей-инвалидов . Принять меры по удовлетворению растущего спроса населения на услуги логопедического характера.

На фоне положительных тенденций, происходящих в системе дошкольного образования , нас не могут не волновать несчастные случаи в детских садах области. Осознавая, что нет ничего ценнее, чем жизнь и здоровье ребенка, руководитель любой образовательной организации обязан создать все условия для безопасности детей.

Стандарт дошкольного образования утверждает точку зрения на

ребенка, как на человека «играющего» . В связи с чем дошкольным образовательным организациям при методическом сопровождении деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций к работе по новым стандартам дошкольного образования необходимо акцентировать внимание на использовании инновационных методов и игровых форм работы с детьми.

Другим важным направлением работы в системе дошкольного образования стало обеспечение его доступности, ликвидация очередности в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет в соответствии с Указом Президента РФ.

Следующей задачей, стоящей перед дошкольным образованием , является сопровождение родителей детей от 0 до 3 лет создание консультативных пунктов, где можно получить консультацию по обучению и развитию детей младшего дошкольного возраста .

Следующим шагом должно стать сокращение очередности в детские сады детей в возрасте до 3 лет.

Возникает необходимость постановки четких задач перед системой дошкольного образования . Первоочередными задачами в свете серьезных изменений, связанных с внедрением ФГОС , являются : повышение , создание материально-технических условий , т. е. дальнейшее проведение капитального и текущего ремонта дошкольных образовательных организаций , дальнейшее внедрение системы оценки качества дошкольного образования , повышение посещаемости через систему физкультурно-оздоровительной работы, увеличение количества образовательных услуг , предоставляемых организациями дошкольного образования , выход дошкольных образовательных учреждений на режим работы в рамках инновационной деятельности в тесном сотрудничестве с Институтом развития образования .

Повышению качества работы образовательных организаций , росту профессионализма педагогов способствует инновационная и экспериментальная деятельность. 273 ФЗ «Об образовании » рассматривает реализацию инновационных проектов и программ как одну из возможностей развития системы образования организации .

Сегодня необходим переход образовательных организаций из режима функционирования в режим развития. Каждая образовательная организация должна определить стратегию своего развития. Необходимо сделать так, чтобы инновации стали одним из приоритетных направлений деятельности детских садов района, давали стимул для движения вперед, способствовали повышению качества образования .

Помимо конкурсных мероприятий различного уровня, эффективной формой повышения квалификации педагогов, действенным средством обмена опытом призваны быть методические объединения педагогов. Практика показывает, что проблема повышения личностно-профессиональной компетентности педагога наиболее эффективно реализуется в активном участии педагогов в работе методического объединения.

Целью работы методических объединений является способствование роста профессионального мастерства педагогов, расширение профессионального кругозора, развитие творческой и профессиональной активности и инициативы, создание условий для возможностей перенимания опыта профессионального мастерства среди педагогов.

Позиционирование труда воспитателя может произвести только воспитатель, любящий свою профессию и дело, в большинстве своем, всей своей жизни. Но, имея хорошие результаты, нельзя останавливаться на достигнутом, нужно всегда стремиться к улучшению деятельности.

Мы знаем как и чему учить и воспитывать детей и глубоко убеждены, что при устойчивой поддержке со стороны государства, из стен наших детских садов будут выходить достойные граждан великой страны.

Мы с вами счастливые люди только потому, что нас дважды в год поздравляют с новым годом.

С наступающим новым учебным годом, уважаемые коллеги!

людмила тугова
Качество дошкольного образования - это качество жизни

По словам В. И. Слободчикова,

качество дошкольного образования -

это качество жизни ребёнка .

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования , в том числе и дошкольного . Вместе с тем дошкольное образование в представлениях граждан не входит в единую образовательную сеть и не является обязательным. По мнению общественности детский сад – скорее не институт образования , а место комфортного пребывания дошкольников .

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ ?

1. От качества работы воспитателя .

2. От отношений, которые сложились в коллективе.

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Еще одним существенным вопросом при формировании системы оценки качества образования является вопрос «А кто же ее проводит?» .

Оценка персонала ДОУ семьями дошкольников начинается еще до момента прихода ребенка в детский сад, причем информацией может послужить и личный опыт общения с сотрудниками, и не всегда объективное мнение других людей.

Семьи, в которых ребенок постоянно ходит в детский сад, отмечают, что просто быть под присмотром взрослых и «получать образование и воспитание у профессиональных педагогов» – это не одно и то же. Для родителей в данном случае важны те знания и профессиональные умения, которые демонстрируют в работе с детьми воспитатели и другие специалисты дошкольных образовательных учреждений .

Значимость для родителей дошкольников качества «человеческого ресурса» подтверждает тот факт, что среди причин выбора детского сада наибольший приоритет получают причины, так или иначе связанные с персоналом ДОУ. На первое место среди двадцати двух различных характеристик дошкольного образовательного учреждения семьи поставили такую причину выбора, как «здесь доброжелательно относятся к детям и родителям» (64,5% от общего количества участников анкетного опроса среди родителей дошкольников , чьи дети посещают ДОУ). На третьем месте – «хороший уход и присмотр за ребенком» (59,5%) . Следует отметить, что наличие специалистов различного профиля (психологов, логопедов и т. д.) больше чем для половины родителей (53,3%) является более существенным критерием при выборе детского сада, чем даже его удобное месторасположение (45,5%) или приемлемая родительская плата (23,4%) .

Для семей дошкольников важно , чтобы их ребенок, приходя в детский сад, чувствовал себя комфортно, чтобы его окружали внимательные и высококвалифицированные воспитатели и специалисты, способные помочь ребенку.

Таким образом , можно сделать следующий вывод : и личностные характеристики педагогов, и их квалификация являются для родителей предметом пристального внимания и оценивания.

Родители оперируют при оценке простыми, ясными для них категориями и понятиями.

В одних источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования , выступают следующие : удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения ; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение (см. Приложение 1. Анкета для родителей)

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам :

1. Образовательная деятельность

2. Развивающая среда

3. Психологический комфорт ребенка

4. Здоровьесберегающая деятельность

5. Удовлетворение потребности семьи

Во время оценки качества образовательной деятельности нельзя ограничиваться фиксацией наличия в группе (в детском саду) хорошо обученных, способных детей, а необходимо видеть каждого ребенка и оценить вклад каждой крупицы педагогического опыта в дело его развития. Педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия (см. Приложение 2. Диагностическая карта)

Значимые с точки зрения специалистов системы образования критерии и показатели могут не иметь того же смысла для родителей, быть им не совсем понятны, а значит, не важны.

При формировании системы оценки необходимо учитывать особенности данной ступени, которые определяют приоритетность объектов оценивания и наличие специфичных критериев оценки (см. Приложение 3. Оценочная карта)

Родители вне зависимости от деятельности органов управления образования , надзора и контроля в сфере образования самостоятельно , порой, не имея объективной информации и необходимых методик, проводят оценку качества дошкольного образования и деятельности педагогов и на ее основе делают свой потребительский выбор.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой . К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования . Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования .

Публикации по теме:

Педсовет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» Что такое ФГОС? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарты – социальная конвенциональная норма,.

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал Описывая систему своей работы при аттестации, в одном из критериев, я раскрывала принципы, которых придерживалась создавая предметно-пространственную.

Качество развивающей среды в физкультурном зале Качество организации развивающей среды в физкультурном зале. Соловьёва Н. В. творчески подходит к организации развивающей среды, опираясь.

Консультация для педагогов «Качество дошкольного образования» Качество дошкольного образования Качество дошкольного образования -это качество жизни ребёнка. В. И. Слободчикова Вопрос о качестве дошкольного.

Добро пожаловать! Добавляйтесь в друзья, очень рада буду знакомству. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворить.

Санникова Л.Н.
заведующий кафедрой дошкольного
и специального образования

Актуальность проблемы

В соответствии с новым Федеральным
Законом «Об образовании в РФ»
дошкольное образование
выделено как уровень общего
образования, соотвественно
государство теперь гарантирует не
только доступность, но и качество
образования на этой ступени

Обновление в нормативном сопровождении
деятельности ДОО приводит к
изменениям в различных аспектах
функционирования и развития
образовательного процесса.
Это касается и применения
педагогического мониторинга,
диагностики и других методов
исследования образовательной
деятельности в дошкольной организации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В настоящее время педагогические исследования
проблемы качества разрабатываются в
следующих направлениях:
понятие качества образования;
способы оценивания качества образования;
механизм управления качеством образованием;
информационные технологии, мониторинг и
качество образования,
система управления качеством образования и
др.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Международная организация по
стандартизации определяет качество как
совокупность свойств и характеристик
продукции или услуги, которые придают
им способность удовлетворять
обусловленные или предполагаемые
потребности

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Теория управления качеством исходит из
положения, что деятельность по управлению
качеством не может быть эффективной после того,
как продукция произведена; эта деятельность
должна осуществляться в ходе производства
продукции.
Возможна также деятельность по обеспечению
качества, которая предшествует процессу
производства.
!!! Эти два высказывания имеют большое значение
для выработки эффективной технологии
управления качеством дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

На сегодняшний день нет единых подходов
к определению параметров, по которым
можно было бы выявить качество
дошкольного образования, его
результаты.
??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ
можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

К основным параметрам оценки качества
дошкольного образования можно отнести
(И.Б.Едакова и др.)
1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы
из оценки качества образования так же
недопустимо, как недопустимо сводить всю
оценку качества образования только к ним;
2. показатели личностного развития, такие как
реативность, мотивация, произвольность,
любознательность, смекалка, степень
нравственной развитости и т.д.;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3. уровень готовности ребёнка к школе, что
является основанием преемственности с
ней и обеспечивает подготовку к
освоению программы первой ступени
общего образования;
4. психолого-педагогические условия
развития ребёнка в ДОУ. Оно
предусматривает создание специальных
условий;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

5. профессиональная компетентность педагога:
качество образовательной работы в детском
саду зависит от его мастерства, физического и
психического состояния, нагрузки и т.д.;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме.
Общественный авторитет детского сада
выступает прямым следствием результатов
образовательного процесса.
Это далеко не полный перечень параметров, по
которым можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Сложность оценки качества дошкольного
образования заключается в том, что много
субъектов, предъявляющих требования к нему
Для каждого участника (дети, родители,
педагоги, руководители)
образовательных отношений в ДОУ качество
дошкольного образования имеет
индивидуальную характеристику

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для детей: «хороший детский сад» - это где «много
играют» и обучение проводится в интересной для
них игровой форме;
Для родителей: эффективное обучение детей,
«обучение без утомления», гарантирующее
сохранение их здоровья психического, физического,
поддержание желания детей учиться и успешность
обучения, в том числе престижным предметам:
иностран. языку, хореографии

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для педагогов:
сохранение психического,физического здоровья
детей,
положительная оценка руководителями ДОО и
родителями,
успешное освоение ООП всеми детьми,
поддержание интереса дошкольников к
образовательному процессу и рациональное
использование учебного времени детей и рабочего
времени педагогов,
обеспечение образовательного процесса всеми
необходимыми пособиями и оборудованием

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для руководителей ДОО:
успешность деятельности педагогов и
воспитанников,
полное усвоение ООП,
сохранение здоровья детей,
подготовка детей к школе,
рациональное использование учебного времени
и рабочего времени педагогов,
высокая оценка деятельности педагогов
родителями и детьми и повышение престижа
ДОО

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для обеспечения качества недостаточно
констатации возникшего несоотвествия,
необходимо выявить и
проанализировать причины его
возникновения, а также спроектировать и
организовать мероприятия по
повышению уровня качества.
Именно в этом и заключается
управление качеством

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

ФЗ «Об образовании в РФ» статья 28.
Компетенция, права, обязанности и
ответственность образовательной
организации
п. 13 - проведение самообследования,
обеспечение функционирования
внутренней системы оценки качества
образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Оценка качества дошкольного
образования на современном этапе
осуществляется через
внешнюю и
внутреннюю оценку

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Вводится Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования, что согласно новому закону «Об
образовании в РФ» означает «совокупность
обязательных требований к дошкольному
образованию, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Остановимся подробнее на тех пунктах
Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования, которые напрямую касаются
проблемы педагогической диагностики и
мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

1.5. Стандарт направлен на достижение
следующих целей:
3) обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного
образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3.2.3. При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В том же пункте:
Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Там же:
При необходимости используется психологическая
диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты
(педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие
возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным
основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня
развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том
числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного)
задания посредством их включения в показатели качества
выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда
работников Организации.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Федеральные государственные
требования к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования определяли
необходимость включения в программу
такого раздела, как система
мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Федеральном государственном
образовательном стандарте
дошкольного образования в
качестве оценки индивидуального
развития детей предлагается
осуществлять педагогическую
диагностику (мониторинг)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

По ФГОС основная идея диагностики
– это давать оценку развитию
ребенка, но только сравнивая его с
самим собой.
Это позволяет увидеть динамику
развития ребёнка, скорректировать
работу воспитателя.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Рассмотрим основные положения,
касающиеся качества дошкольного
образования, представленные в
Примерной основной
образовательной программе
дошкольного образования
(одобрена решением от 20 мая 2015 года)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В пункте ПООП 1.3. Развивающее оценивание
качества образовательной деятельности по
Программе отмечается, что
оценивание качества образовательной
деятельности, осуществляемой Организацией
по Программе, представляет собой важную
составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее
усовершенствование

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки образовательной деятельности,
предусмотренная Программой, предполагает
оценивание качества условий образовательной
деятельности, обеспечиваемых Организаций,
включая психолого-педагогические, кадровые,
материально-технические, финансовые,
информационно-методические, управление
Организацией и т. д..
Программой не предусматривается оценивание
качества образовательной деятельности
Организации на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрена система мониторинга
динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка
в ходе образовательной деятельности;
карты развития ребенка;
различные шкалы индивидуального развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программа предоставляет Организации
право самостоятельного выбора (!!!)
инструментов педагогической и
психологической диагностики развития
детей, в том числе, его динамики.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрены следующие уровни
системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая
как профессиональный инструмент педагога с
целью получения обратной связи от
собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной
работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка Организации;
внешняя оценка Организации, в том числе
независимая профессиональная и общественная
оценка

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


должна быть сфокусирована на оценивании психологопедагогических и других условий реализации
основной образовательной программы в Организации в
пяти образовательных областях, определенных
Стандартом;
учитывает образовательные предпочтения и
удовлетворенность дошкольным образованием со
стороны семьи ребенка;
исключает использование оценки индивидуального
развития ребенка в контексте оценки работы
Организации;
исключает унификацию и поддерживает вариативность
программ, форм и методов дошкольного образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки качества дошкольного образования:
способствует открытости по отношению к
ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и
государства;
включает как оценку педагогами Организации
собственной работы, так и независимую
профессиональную и общественную оценку условий
образовательной деятельности в дошкольной
организации;
использует единые инструменты, оценивающие
условия реализации программы в Организации, как
для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Навигаторе образовательных программ
дошкольного образования на сайте
Федерального института развития образования
представлены вариативные образовательные
программы, в которых обозначены различные
подходы к проведению педагогической
диагностики, мониторинга в рамках освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Реализация программы «От рождения до
школы» предполагает оценку индивидуального
развития детей.
Такая оценка производится педагогом в рамках
педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Инструментарий для педагогической диагностики («От
рождения до школы») - карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
игровой деятельности;
познавательной деятельности;
проектной деятельности;
художественной деятельности;
физического развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«От рождения до школы»: карты
наблюдений детского развития с
рекомендациями по выстраиванию
индивидуальной траектории развития
каждого ребенка по всем возрастным
группам готовятся к печати в
издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В программе «Детство» отмечается
необходимость проведения и
педагогической диагностики и
педагогического мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


воспитателя детского сада преимущественно
направлена на
изучение ребенка дошкольного возраста для
познания его индивидуальности и оценки его
развития как субъекта познания, общения и
деятельности;
понимание мотивов его поступков, видение
скрытых резервов личностного развития,
предвидение его поведения в будущем

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: познание и понимание педагогом ребенка
дошкольного возраста как основная цель
педагогической диагностики в ДОО определяет
использование им преимущественно
малоформализованных диагностических методов:
наблюдение проявлений ребенка в деятельности и
общении с другими субъектами педагогического
процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются
анализ продуктов детской деятельности, простые
тесты, специальные диагностические ситуации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: педагогическая диагностика
достижений ребенка направлена на изучение:
деятельностных умений ребенка;
интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
личностных особенностей ребенка;
поведенческих проявлений ребенка;

сверстниками;
особенностей взаимодействия ребенка со
взрослыми

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: мониторинг в детском саду
направлен на отслеживание качества
дошкольного образования:
Качества результатов деятельности ДОО.
Качества педагогического процесса,
реализуемого в ДОО.
Качества условий деятельности ДОО.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество результатов деятельности ДОО
должно оцениваться по следующим параметрам:
степень освоения ребенком ОП, его образовательных
достижений с целью индивидуализации образования,
развития способностей и склонностей, интересов
воспитанников;
степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенности различных групп потребителей
(родителей, учителей, воспитателей) деятельностью
детского сада

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество педагогического процесса,
реализуемого в ДОО изучается через
отслеживание качества:
образовательной деятельности,
осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности и в ходе
режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности
детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации
основной образовательной программы
дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: оценка качества условий
деятельности ДОО предполагает анализ:
особенностей профессиональной
компетентности педагогов;
развивающей предметнопространственной среды детского сада

Методы сбора информации

Диагностика (определение)
Педагогическая диагностика – это процесс
распознавания различных педагогических явлений
и определение их состояния в определённый
момент на основе использования необходимых для
этого параметров.
Диагностика опирается на технико-методическую
оснащенность педагога
(!!! важно наличие инструмента оценки)

Методы сбора информации

Этапы диагностики
И.Ю. Гутник выделяет такие этапы диагностики:
Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
Планирование предстоящего диагностирования.
Выбор диагностических средств (критериев, показателей, методов).
Сбор информации о диагностируемом объекте.
Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации,
анализ, систематизация.
Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе
анализа достоверной информации.
Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и
оценка педагогического диагноза.
. Практическое использование результатов педагогической диагностики.

Методы сбора информации

Функции диагностики
Информационная;
оценочная;
управленческая;
ориентационная;
коррекционная
обслуживания научных исследований

Методы сбора информации

Принципы диагностики
Целостности;
главного звена;
объективности;
детерменизма;
анализа и синтеза

Методы сбора информации

Диагностика: способы сбора информации
По степени «вмешательства» в поведение педагога
выделяют:
пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование,
интервьюирование, анализ документации;
активные: диагностический эксперимент, анализ
конкретных ситуаций

Методы сбора информации

Мониторинг как система сбора
информации об объекте может включать
в себя диагностику.
Диагностика будет выступать по
отношению к мониторингу как метод
сбора информации

Методы сбора информации

Наблюдение - это целенаправленное и
планомерное восприятие явления,
процесса, объекта и др., результаты
которого фиксируются наблюдателем исследователем.
Сущность наблюдения - точная и
полная фиксация фактов с помощью всех
органов чувств и имеющегося жизненного
опыта, знаний и умений.

Методы сбора информации

Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на
исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор
необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как
фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с
использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации
(каков результат? какие выводы следуют из полученной
информации?)

Методы сбора информации

? что может выступить объектом
наблюдений в образовательном
процессе дошкольного учреждения
? какие параметры можно
использовать для наблюдения за
родителями, когда приводят и
забирают детей из детского сада

Методы сбора информации



I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением
сверстника, возникает по инициативе отдельных детей и т.д.).
2. Обсуждается ли замысел игры с партнерами, учитываются ли точки их зрения.
II. Содержание игры.
1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или
общественные взаимоотношения между людьми).
2. Насколько разнообразно содержание игры.
3. Сколько событий дети объединяют в один сюжет.
4. Каковы источники сюжетов игры (кино, мультфильмы, книги, наблюдения, рассказы
взрослых и др.). Насколько развернут сюжет.
III. Игровые роли и взаимодействие детей в игре.
1. Какие средства используют для взаимодействия с партнерами в игре (ролевая речь,
предметные действия, мимика, пантомимика).
2. Кто из детей и как руководит распределением ролей.
IV. Игровые действия и игровые предметы.
1. Используют ли дети образные игрушки, игровые атрибуты. Как?
2. Как воспринимается воображаемая ситуация, понимается ли ее условность.

Методы сбора информации

Схема наблюдения и анализа игровой деятельности старших дошкольников
(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
V. Игровые правила.
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры.
2. Следят ли за выполнением правил друг другом.
3. Как реагируют на нарушения правил партнерами по игре.
VI. Особенности конфликтов в игре.
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение
ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).
2. Каковы способы разрешения конфликтов.
VII. Роль взрослого в руководстве игрой.
1. Обращаются ли дети к взрослому в процессе игры и по поводу чего.
2. Предлагают ли принять взрослому участие в игре.
Результаты фиксируются по ходу наблюдения с указанием даты и места
обследования.

Методы сбора информации

Одним из активно используемых методов сбора
информации об индивидуальных достижениях
дошкольника явлется портфолио.
Портфолио своеобразной копилкой личных
достижений ребенка в различных видах
деятельности, портфолио дает возможность
педагогам фиксировать неповторимые
индивидуальные проявления детей в течение
всего времени пребывания их в дошкольном
учреждении

Методы сбора информации

Создание портфолио дошкольника - это
новая технология оценивания в которой
прежде всего, преодолеваются типичные
недостатки традиционной системы
оценивания:
субъективизм;
ограниченность;
недооценивание возможностей детей

Методы сбора информации

Структура портфолио дошкольника может
быть представлена тремя основными
блоками:
"Какой он (ребенок) хороший";
"Какой он умелый";
"Какой он успешный".
В каждом блоке есть разделы учебного
портфолио: раздел документов, раздел
работ, раздел отзывов

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя
следующие материалы:
сочинение родителей о ребенке;
размышления воспитателей о ребенке;
неформальная беседа "Расскажи о себе";
интервью у друзей, других детей;самооценка по тесту
"Лесенка";книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и
мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;
психолого-педагогическая характеристика ребенка;
корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту,
щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
благодарственное письмо родителям - за воспитание
ребенка; иллюстративные документы - фото-,
видеоматериалы.

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок умелый" включает в себя пакет
материалов:
анкеты для родителей;

Доклад

«Повышение качества дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС ДО»

Борисова Людмила Валентиновна,

заведующий МБДОУ «Солнечный»

Уважаемые коллеги!

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.

Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных

услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка.

Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования республики Мордовия и нашего района является повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ.

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

    обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными направлениями развития

    образования, с учетом федеральных государственных стандартов;

    активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

    внедрение менеджмента в деятельность руководителя детского сада.

ФГОС определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

    Совокупность образовательных областей

    Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность подрастающего человека»;

    Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией авторского коллектива по руководством Т.И.Бабаевой в группах общеразвивающей и комбинированной направленности.

Цель деятельности нашего детского сада по реализации основной общеобразовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

. программно- методическое обеспечение детского сада;

. кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

. материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты, оборудование);

. предметно-пространственная развивающая среда;

. инновационная деятельность;

. информационно-технологическое обеспечение деятельности учреждения.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования.

За короткий срок изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации.Считаю,что всё это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Уверена,что качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей. Мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы работы. В детском саду «Солнечный» проведены информационно - консультативные семинары, совещания при заведующем, педагогические часы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Большое значение, на мой взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности детского сада, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости в работе.И здесь мне особенно хочется отметить,что наш детский сад активно занимается качественным и красочным продвижением и обновлением своего сайта в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Жизнь детского сада широко представлена и в публикациях районной газеты.

В текущем учебном году по госстандарту мы приобрели средства ТСО (ноутбук,принтер со сканером,широкоформатный телевизор) для показа презентаций детям и их родителям в инновационном режиме работы.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе МРИО г.Саранск, в других регионах по дистанционной форме, по on-line форме через Интернет-это вебинары.

Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация предметно-пространственной развивающей среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Думаю,следует сделать акцент на том, что дошкольное детство- это наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития. Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового), проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше ДОУ типовое, поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. Для обес-печения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изоб-разительной, театрализованной, исследовательской, а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновле-ние материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ре-бенка оборудованы специальные центры: природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя ис-следования живой природы; мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, созда-телем уникальной поделки; центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием и игрушечным инвентарём. В этом году по всем возрастным группам приобрели наглядные,дидактические материалы,игрушки для работы с детьми, частично пополнили выносное уличное оборудование,существенно обновили методическую базу детского сада.

Ещё одним важным сигментом повышения качества образования я считаю создание благоприятных условий пребывания ребёнка в детском саду и проживания в нём полноценного дошкольного возраста.

В 2014г. благодаря содействию районной администрации в детском саду произвели частичную реконструкцию - сделали прачечный блок,включающий в себя стиральный,сушильный и гладильный цеха.Отремонтировали овощехранилище.

За два с небольшим года б лагодаря спонсорской помощи ООО « КЭТЗ БЛ-ГРУПП» и при личном участии директора предприятия Рудакова В.С. полностью заменены водопроводно-канализационные коммуникаций по всему периметру детского сада,установлено новое сантехническое оборудование во всех групповых ячейках детского сада (детские душевые поддоны с душевыми насадками,раковины,унитазы,ванную с нижним экраном в туалетную комнату ясельной группы).Во всех вспомогательных помещениях детского сада заменены водопроводные смесители.Во всех групповых ячейках отремонтированы туалетные комнаты.В помещениях частично заменены потолочные светильники.Отремонтировано парадное крыльцо детского сада,сделан облегчённый боковой витраж из голубого поликарбоната,что придаёт входу особую красоту, эстетику и очень нравится взрослым и детям.Отремонтирована электроплита(переключатели с жарочными панелями).Произведён капитальный ремонт спортивного зала ДОУ.Приобретено детское красочное и тёплое напольное ковровое покрытие в новый спортивный зал.Силами спонсора были утилизированы люминисцентные отходы,что особенно важно для охраны жизни и здоровья детей.

Силами сотрудников ведётся постоянная работа по благоустройству территории детского сада (регулярно проводится обрезка деревьев и кустов, упорядочиваются естественные теневые навесы,выкашивается трава, высаживаются и пропалываются цветы и др.),что очень важно для привития воспитанникам чувства эстетики и красоты.

В нашем детском саду большое внимание уделяется полноценному питанию детей.В тёплый и холодный периоды времени в рацион воспитанников вводится естественная витаминизация посредством фруктов,овощей и салатов.

Одним из главных залогов успешного воспитания и обучения ребёнка считаю оздоравливание. В этом аспекте в 2015 году с разрешения главного врача Ковылкинской межрайонной больницы детскому саду были выделены 3 бактерицидные кварцевые лампы,что позволяет обеззараживать помещения,где находятся наши дети во время их отсутствия,соблюдая при этом режим кварцевания жедневно проводится воздушная аэрация, двигательная,дыхательная и артикуляционна я гимнастика,босохождение ,динамические минутки.В период респираторных заболеваний - чесноко и лукотерапия .В тёплый период времени дети охотно принимают воздушные солнечные ванны и очень любят влажное растирание.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем материальное стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. В прошедшем учебном году наше дошкольное образовательное учреждение успешно принимало участие в республиканском конкурсе «Лгопед-профессионал»,в 2014г.мы заняли первое место в республиканском конкурсе по патриотизму «Растим патриотов России».В этом учебном году наш детский сад стал лауреатом республиканского смотра-конкурса «Зелёный огонёк» на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций Республики Мордовия.

Я твёрдо уверена; всё,что окружает ребёнка в детком саду и дома-в семье,это инструмент его развития и,главное,чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку,а был правильно подобран.Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.

Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для самых больших жителей Планеты.

Уважаемые коллеги,в преддверии нового учебного года искренне желаю Вам ярких педагогических побед,крепкого здоровья,талантливых воспитанников,понимающих родителей,внимания со стороны государства,личностного и профессионального роста!

Пусть Вашей мудрости,таланьа,чуткости,заботы и внимания хватит на каждого ребёнка,а Ваши всезнайки,непоседы и почемучки искренне любят Вас,гордятся Вами и доверяют Вам!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта