Главная » 2 Распространение » Как определить принадлежность к определенному стилю речи. Определение стилевой принадлежность текста

Как определить принадлежность к определенному стилю речи. Определение стилевой принадлежность текста

Чаще всего используют в материалах средств массовой информации для того, чтобы проинформировать людей о каком-либо событии.

К нему постоянно в своей работе обращаются журналисты, например, при написании репортажа, заметки, статьи или корреспонденции. Довольно-таки часто прибегают и ораторы, так как главной их целью является контакт с аудиторией, чего легче добиться, используя этот стиль разговора.

Главной особенностью является то, что он рассчитан на широкий круг аудитории, то есть используется доступная лексика, речевые обороты и средства выражения языка.

Основными чертами есть его экспрессивная окраска, оценочные суждения, логичность, точность.

Для текстов характерно использование нейтральной лексики, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской, речевых оборотов, повторов.

Можно использовать при написании текстов с достаточно разной тематикой: политика, образование, экономика, культура.

Публицистический стиль ставит перед собой две функции:

  • Проинформировать людей свежими новостями;
  • Повлиять на их мнение, что касается какой-нибудь актуальной проблемы.

Художественный

Сфера использования – художественная литература.

В первую очередь, характеризуется образностью высказываний и эмоциональной окраской слов. С помощью слова поэт создает некий образ, с помощью которого должен повлиять на читателя.

Главной особенностью является использование различных фигур речи и средств художественной выразительности, которые создают эстетическую функцию.

К таким средствам относятся: метафоры, эпитеты, метонимии, эпифоры, анафоры, градации, парадоксы, риторические вопросы и многие другие.

Разговорный

Общение людей в неформальной обстановке, когда они имеют возможность выразить свои чувства и эмоции.

Достаточно часто используется просторечная лексика и жаргонизмы. Чаще всего используют в устной речи, дополняя разговор мимикой, жестами, использованием окружающей среды.

Основные характеристики: эмоциональность, простота высказываний, экспрессивность, конкретность, образность. Очень часто, кроме разговорных выражений, используют фразеологизмы.

Научный

Сфера использования: доклады, рефераты, научные работы, учебники, диссертации.

Что касается особенностей, то к ним относятся: наперед продуманные и правильно сформулированные высказывания, монологический характер, нормированная речь, умеренное использование языковых средств.

Научный текст можно охарактеризовать такими прилагательными: логичный, последовательный, точный, ясный.


Если говорить о лексике, то для нее характерно использование терминологии, статистики, фактов, цифры и даже фразеологизмы, основой которых являются термины.

Операционная система MS‑DOS – среда однозадачная, то есть программа, работающая под управлением MS‑DOS, захватывает все ресурсы компьютера и не отдает их для работы других программ, пока его работа не будет завершена . Впрочем, в системе MS‑DOS существует особый класс программ, называемые резидентными. Обычно это небольшие служебные программы, которые, будучи запущенными , работают в фоновом режиме незаметно для пользователя. К таким программам относятся, например, программы русификации клавиатуры. Они перехватывают прерывания от клавиатуры и обрабатывают их, в результате чего мы имеем возможность переключать клавиатуру для ввода русских и английских букв. Драйвер мыши в системе MS‑DOS – это тоже резидентная программа, работающая по выделенным для нее прерываниям. Несколько десятков раз в секунду она перехватывает управление у работающей программы и «проверяет», не произошло ли смещение мыши или нажатие ее кнопки. (По материалам учебной литературы)

Упражнение 10. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род, число, падеж; б) имя прилагательное – качественное, относительное, притяжательное; в) глагол – наклонение, время, число, лицо; г) причастия и деепричастия.

Молекулярная физика и термодинамика – разделы физики, в которых изучаются макроскопические процессы в телах, связанные с огромным числом содержащихся в телах атомов и молекул. Для исследования этих процессов применяют два качественно различных и взаимно дополняющих друг друга метода: статистический (молекулярно-кинетический) и термодинамический. Первый лежит а основе молекулярной физики, второй – термодинамики. Молекулярная физика – раздел физики, изучающий строение и свойства вещества, исходя из молекулярно-кинетических представлений, основывающихся на том, что все тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном хаотическом движении. Законы поведения огромного числа молекул, являясь статистическими закономерностями, изучаются с помощью статистического метода. Термодинамика – раздел физики, изучающий общие свойства макроскопических систем, находящихся в состоянии термодинамического равновесия, и про­цессы перехода между этими состояниями. Термодинамика не рассматривает микропроцессы, которые лежат в основе этих превращений. Этим термодинамический метод отличается от статистического.

Задание 2. Расскажите о морфологических особенностях научного стиля.

Упражнение 11. Проанализируйте лексические и грамматические особенности данного текста. Определите стиль и подстиль текста. Свой выбор аргументируйте.

Подключение к устройствам Вluetooth

Вluetooth.– это технология беспроводной связи на небольших расстояниях, которая позволяет устройствам обмениваться информацией в радиусе 8 метров. К числу распространенных устройств Вluetooth. – относятся наушники для разговора и прослушивания музыки, гарнитуры и другие портативные устройства, включая ноутбуки.

Существует несколько профилей Вluetooth., которые определяют функции и стандарты связи для соответствующих устройств. Список поддерживаемых планшетным ПК профилей можно найти в руководстве пользователя.

Чтобы подключиться к устройству необходимо включить на телефоне модуль Вluetooth. Если подключение осуществляется впервые, требуется выполнить сопряжение устройств, чтобы установить между ними защищенное соединение. В дальнейшем они будут соединяться автоматически.

Чтобы продлить время работы от батареи, отключайте Вluetooth., когда не используете эту функцию. В некоторых местах использование Вluetooth. может быть запрещено. В частности, эта функция отключается при переходе в режим полета.

Упражнение 12. Прочитайте текст. Определите, по каким признакам его следует отнести к научному стилю. Проанализируйте лексику, выпишите: а) термины; б) общенаучные слова. Определите тип связи, использованный в данных предложениях. Скажите, какие конструкции обеспечивают последовательность и связность изложения мыслей.

Для написания и понимания научного текста важны все его компоненты, но особого внимания заслуживает формулирование заголовка. Заголовок (название) научного текста - это особая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков: название общего характера; название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики; названия, отражающие особенности авторской постановки вопроса. При создании и оформлении заголовков следует учитывать некоторые рекомендации.

Заголовок не должен сокращать или расширять объём информации, которая заключена в тексте. Заголовки разделов, глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Заголовок не должен включать избыточные слова; общие понятия, не имеющие прямого отношения к тексту; узкоспециальные и своеязычные (А.А.Реформатский) термины; сокращённые слова и условные обозначения; химические, физические и технические формулы. К тому же, в заголовках не допускаются переносы слов. Точку в конце заголовка не ставят. (По материалам учебной литературы).

Упражнение 13. Прочитайте заголовки. Определите, какие тексты они называют: собственно научные, научно-популярные, учебно-научные и пр. Аргументируйте свой ответ.

«Фотосинтез», «Теория рациональных ожиданий», «Минералы», «Развитие отечественной металлургии», «Сложноподчиненное предложение», «Мост в науку», «Тепловое расширение твердых тел», «Экос – значит «дом», «К вопросу формирования «языковой компетенции», «Прочность», «Ученый и его школа», «Третий закон Ньютона».

Упражнение 14. Прочитайте текст. Определите тему текста, дайте тексту заголовок. Определите, к какому стилю он относится, аргументируйте свою точку зрения. Перескажите текст.

Одним и важных признаков (качеств, свойств) научного текста считается логичность. Согласуясь с этой особенностью, все части научного текста должны быть жёстко взаимосвязаны тематически, по смыслу; они должны быть объединены последовательно, выводы должны вытекать из фактов, излагаемых в тексте. С точки зрения лингвистической это осуществляется типичными средствами. Одним из наиболее распространенных способов связи предложений является соединение рядом стоящих предложений при помощи повторяющихся существительных (лексический повтор).

Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями предложения или между предложениями внутри абзаца описываются при помощи конструкций: ввиду того что (этого), в силу того что, в результате, вследствие чего, следовательно, в связи с чем, поскольку, в таком случае, следовательно и под. Если необходимо сопоставить или противопоставить некие информационные блоки, рекомендуется оформлять это с помощью таких средств: с одной (другой) стороны; наоборот, напротив, но, хотя, однако, а; не только, но и: так же; в противовес сказанному и другие. Обобщение, вывод формулируются с использованием следующих вводных конструкций: итак, следовательно, таким образом, словом, вообще говоря, из этого следует... На последовательность указывают вводные слова сначала, прежде всего, потом, далее; во-первых, во-вторых, наконец и т.д. Пояснения, иллюстрации, уточнения, выделение частного случая осуществляются введением в текст конструкций: например, так, к примеру, только, лишь, особенно, в частности, причём. Для введения обобщающей информации используются такие, к примеру, конструкции: рассмотрим следующие случаи, приведём пример, рассмотрим, сравним.

Упражнение 15. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю речи. Проанализируйте грамматику, выпишите: а) отглагольные существительные на ие/-ние; б) глаголы в личной форме, определите их вид и время; в) причастия и деепричастия. Определите, какие средства используются составителями для объединения данных предложений в единый текст.

Ключевые слова

Одним из наиболее актуальных способов представления научного текста являются ключевые слова – КС. Увеличивающийся информационный поток делает необходимым... поиск наиболее оптимальных средств, облегчающих доступ к важной информации, закодированной в данном тексте.

Известно, что главные смыслы текста содержатся вопределенных словах, словосочетаниях, конструкциях. Слова, определяющие содержание текста и являющиеся носителями его основного смысла называют ключевыми. Ключевые слова – наиболее значимые и существенные лексические единицы, необходимые для понимания содержания текста, вычленения основной информации. Именно они имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, являются опорными при составлении плана текста, определении микротем. В части организации поисковых систем ключевые слова также очень важны, поскольку именно эти несколько базовых лексических единиц являются теми смысловыми вехами, с помощью которых поисковая система понимает, о чем идет речь в искомом материале. Она воспринимает тог запрос, в соответствии с которым следует выводить статью в качестве результата поиска.

Как же определить, какие слова являются ключевыми? Существуют определенные признаки ключевых слов.

1) частотность, повторяемость в данном тексте;

2) семантическая близость к теме текста (это могут быть синонимы, родо­видовые конструкции, слова, словосочетания);

3) информационная насыщенность (слова, передающие максимум информации на минимальном пространстве; иными словами, это, в первую очередь, термины).

Научный текст очень нелегко понять. Обычно научный текст рассчитан на восприятие подготовленного человека. Для точного и правильного понимания текста необходимы действия многих составляющих, одним из которых является следующий процесс: текст сворачивается в объёме в некий «кокон» и хранится в долговременной памяти человека, воспринимающего текст в виде набора ключевых слов. Добавим, что в зависимости от объёма воспринимаемого текста список ключевых слов и словосочетаний может составлять 5-10 единиц.

(по материалам статьи: Москвитина Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте. Вестник ЧГПУ. Филология и искусствоведение// 2009, С. 277 - 285.)

Упражнение 16. Определите, к какому функциональ­но-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, приведите доказательства. Найдите ключевые слова текста. Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.

Множество квадратов состоит из четырехугольников, обладающих следующими свойствами: все стороны каждого из этих четырехугольников равны между собой и, по крайней мере, один из углов такого четырехугольника прямой. Множество сфер состоит из замкнутых поверхностей, каждая из которых обладает следующим свойством: все точки этой поверхности находятся на одном и том же расстоянии от одной точки, называемой центром сферы. Определение приведенных выше в виде примеров бесконечных множеств (множества четных чисел, множества квадратов, множества сфер) по существу сводилось к выделению их из других, более общих множеств (множества целых чисел, множества четырехугольников, множества поверхностей). Это выделение одних множеств из других, более общих, производилось на основании следующего критерия: элементы выделенного множества должны были обладать некоторыми специфическими свойствами (делиться на 2, иметь равные стороны и прямой угол и т. д.), которыми обладают не все элементы более общего множества. (По Л. И. Бабушкину)

предмета".Выпиши их и выполни морфологический разбор двух слов.
В отдалённых улицах и закоулках города дребезжал весьма странный экипаж,наводивший недоумение насчёт своего названия.Он не был похож ни на тарантас,ни на коляску,ни на бричку,а был скорее похож на толстощёкий выпуклый арбуз,поставленный на колёса.Щёки этого арбуза,то есть дверцы,носившие следы жёлтой краски,затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков,кое-как связанных верёвками.Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов,валиков и просто подушек,напичкан мешками с хлебами,калачами и кренделями из заварного теста.

текст-описание, художественный стиль
В отдалённых улицах-предм. и закоулках-предм. города-предм. дребезжал весьма странный-призн.предм. экипаж-предм.,наводивший недоумение-предм. насчёт своего названия-предм.Он не был похож ни на тарантас-предм.,ни на коляску-предм.,ни на бричку-предм.,а был скорее похож на толстощёкий-признак предм. выпуклый-призн.пр. арбуз-пред.,поставленный на колёса-предм.Щёки-предм. этого арбуза-предм.,то есть дверцы-предм.,носившие-призн. следы-предм. жёлтой-призн. краски-предм.,затворялись очень плохо по причине-предм. плохого состояния-предм. ручек-предм. и замков-предм.,кое-как связанных-призн. верёвками-предм.Арбуз-предм. был наполнен ситцевыми-призн. подушками-предм. в виде-предм. кисетов-предм.,валиков-предм. и просто подушек-предм.,напичкан мешками-предм. с хлебами-предм.,калачами-предм. и кренделями-предм. из заварного-призн. теста-предм.
из заварного теста:
заварного-прил. н.ф.-заварной относит., полное ед.ч. Р.п. теста (какого)-заварного-опред.(~~~)
теста-сущ. н.ф.-тесто нариц. неодуш. ср.р. 2скл. ед.ч. Р.п. из (чего)-теста-доп.(----)

Упражнение 78. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово - это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение , а другие - несколько: дом, нос, отметка, путь . Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти . Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly - «многое» и sema - «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора - это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) - и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха - это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) - списки лиц (списки людей); голова (часть тела) - отчаянная голова (человек).

Упражнение 79. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

  • В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание)...
  • Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач)...
  • В связи с этим автор касается (выделяет)...
  • Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами...
  • По мнению автора, ...
  • Как отмечает (считает) автор, ...
  • Вместе с тем, как подчёркивает автор, ...
  • Особое внимание уделяется...
  • Важное значение имеет...
  • Далее освещается проблема (вопрос)...
  • Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает): «...».
  • В этой связи раскрываются также причины...
  • Касаясь причин..., автор подчёркивает, что...
  • Во-первых,... во-вторых,... в-третьих,...
  • Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах:...
  • В следующей главе прослеживается...
  • Здесь подчёркивается...
  • Примером этого могут служить...
  • При этом подробно освещается роль...
  • В частности, отмечается, что...
  • Подчёркивается исключительная важность...
  • Этот тезис иллюстрируется примером.
  • «...», - указывает в связи с этим автор.
  • Это положение подкрепляется, в частности, примером...
  • В заключение автор делает вывод...
  • В итоге делается следующий вывод: «...».


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта