Главная » 2 Распространение » Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Конспект занятия на тему звук и буква а

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Конспект занятия на тему звук и буква а

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»


Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «И»

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.

6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.

Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».


Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).



Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: - Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: - Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед : - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед : - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Поощрение детей. Прощание.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте

Тема: Звук [а], буква А.

Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:

Давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);

Познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;

Познакомить с отличием звука от буквы;

Учить выделять звук из ряда гласных звуков;

Закрепить знания детей фруктов;

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную, мелкую моторику;

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.

Артикуляционная гимнастика.

А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.

- «Улыбка» – «трубочка»

- «Лопаточка»

- «Иголочка»

- «Лопаточка» – «Иголочка»

Молодцы. Отложите зеркала в сторону.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:

Послушайте и назовите первый звук в словах:

автобус, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.

Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])

Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].

2. Уточнение артикуляции звука.

Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.

Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.

3. Игра «Поймай звук»

Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.

4. Игра «Длинный – короткий»

Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.

5. Пальчиковая гимнастика.

Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька - для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

6. Работа на раздаточных листах.

Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

7. Знакомство с буквой А.

Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.

Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

III. Итог занятия.

Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня )

Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а] )

Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

А с какой буквой мы познакомились?

Каким цветом обозначается звук [а]?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Давайте попрощаемся с куклой Аней.

Наше занятие окончено.


Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетической стороны речи и фонематического восприятия. Проводится во II период обучения.

Цели:

коррекционно-обучающие закреплять навык чёткого произношения звука [У]; учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять понятие «гласный звук»; познакомить с буквой «У»;

коррекционно-развивающие – развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.

Материалы и оборудование: кукла Уля, игрушечный поезд, звуковички, картинка «Малыш плачет», картинка «Улитка», демонстрационная буква «У», счётные палочки.

Ход работы

1. Логопед вносит в кабинет куклу.

– Это Ульяна.

Шла Ульяна по тропинке

И грибы несла в корзинке,

Вдруг услышала: «У – у!»

Кто же воет там в лесу? (Волк.)

— Покажите, как испугалась Уля?

— А теперь покажите, как воют волки? (Ууу!)

2. Введение в тему .

— Каким именем мы назвали куклу?

— Какой первый звук вы услышали в слове «Уля»?

— Где мы можем услышать звук [У]? (Воют волки, ветер воет…)

— Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У], познакомимся с буквой «У».

3. Характеристика звука [У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушечный поезд.

— Какой сигнал подаёт машинист? (Ууу!)

— Поезд гудит: «Ууу!»

— Произнесите звук [У].

— Что стало с вашими губами? (Вытянулись в трубочку.)

— Попробуйте спеть звук [У]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поётся, тянется).

— Каким цветом мы обозначим звук [У]? (Красным.) На доску крепется красный звуковичок.

4. Дидактическая игра «Поймай звук».

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [У]:

— у, а, и, о, у, ы, у, э, у…;

— уа, уи, ау, аи, иа, иу…

5. Звуковой анализ.

— Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку: малыш плачет.

— Как вы думаете, как плачет малыш? (Уа). Давайте повторим.

— Сначала малыш кричит звук [У], а затем – звук [А], и у него получатся [УА]. Первый звук [У], второй — [А].

Логопед выкладывает схему слова «Уа» на доске, дети – на столах.

— А теперь давайте попробуем поменять звуки местами. Что получилось? (Ау).

— Кто кричит: «Ау»!?

6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

— С какого звука начинается слово «улитка»?

7. Знакомство с буквой «У».

— Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. На что похожа буква «У»?

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У»!

8. Выкладывание буквы «У» из счётных палочек.

9. Подведение итогов занятия

– Молодцы ребят! Вы все самостоятельно справились со всеми заданиями! Ульяна говорит вам: «Большое спасибо! До свидания!»

учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 28 «Журавлик»

г. Губкин, Белгородская область, Россия

Тема: Звук «Х». Части тела.

Цель: Познакомить детей со звуком «Х», закрепить части тела.

Задачи:

Коррекционные:

Формировать речевое дыхание, артикуляционную, мелкую (использование мяча-ёжика) и общую моторику.

Развивающие:

  1. Закреплять навыки выделения нужного звука из слов, чёткое проговаривать (в слогах, в словах, в предложениях), запоминать и называть слова.
  2. Закреплять умение строить диалог.
  3. Активизировать словарь через введение прилагательных и глаголов.
  4. Развивать умение соотносить речь и движения (стихи, потешки, хоровод).

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.
  2. Приобщать детей к народному творчеству через шутки, потешки, песни, танцы, народные костюмы и окружающие предметы.

Оборудование:

  1. Предметные картинки со звуком «Х» (хомяк, хобот, хвост, муха, яхта, петух, ухо, пух, мох, кухня). Картинки с изображением хвостов животных (собачий, лисий, заячий, кошачий, волчий, медвежий, львиный, беличий, лошадиный, козий).
  2. Трафареты, листы бумаги, карандаши, мяч-ёжик, сундучок.

Ход занятия:

Организационный момент

  1. (Дети в русских народных костюмах заходят в зал, становятся полукругом).

Логопед: Как вы нарядно одеты! Девочки в сарафанах, мальчики в косоворотках. Вы собрались в гости? а к кому?

Дети: К Хозяюшке!

Логопед: Когда мы идём в гости, о чем надо помнить?

Дети: Быть нарядными, улыбаться, дарить хорошее настроение и подарки!

Логопед: Правильно, подарки! Мы с вами сейчас давайте в подарок надуем большие шары.

Гимнастика на дыхание. (Дети выполняют движения руками, имитируют надувание шаров).

Эй, мышонок, посмотри Надуваем быстро шарик

Надуваем мы шары: Он становится большой!

Синий, красный, голубой! Вдруг, шар лопнул – воздух вышел

Выбирай себе любой! Стал он тонкий и худой.

Молодцы ребята, хорошие у вас шары получились! Посмотрите на полянку, что это такое?

Дети: Волшебный сундучок!

Логопед: Хотите узнать откуда он взялся и что в нём спрятано? Это сундучок от Хозяюшки, а в нём волшебные картинки и мячик. Нужно угадать какой один и тот же звук встречается в словах (логопед показывает и называет по очереди картинки голосом выделяя звук «Х»).

Дети угадывают звук.

Произношение звука «Х»:

Б) по одному

В) характеристика звука «Х»

Г) автоматизация звука «Х» в слогах

Логопед: Правильно, это звук «Х». А как наш язычок его произносит, давайте посмотрим в зеркале. Где находится язычок? Язычок смотрит вниз. Что происходит с зубами и ртом? (Губы улыбаются, а рот приоткрыт).

Дети произносят звук по очереди, а затем все вместе, зрительно контролируя артикуляцию.

Логопед: Ребята, звук «Х» - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Глухой или звонкий?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Логопед: Что будет, если соединить согласный звук «Х» с гласными звуками «А», «О», «У».

Дети: Сочетание «ХА», «ХО», «ХУ».

Логопед: Чтобы лучше запомнить сочетания мы под музыку их прохлопаем. Сначала четыре раза тихо, а на пятый – громко. А потом наоборот.

Логопед: Интересное задание для вас Хозяюшка приготовила. Теперь можно в путь собираться. Какое сейчас время года? Что нужно одеть, мы же пойдём в лес по сугробам.

(Дети называют время года, зимнюю одежду, говорят и показывают).

Логопед: Ребята, на что похож снег?

Дети: На пух!

Под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение.

Белый пух, снежный пух,

Всё, всё, всё в пуху вокруг

Пух на шапках, пух на шубках,

Пух на бровках, пух на губках.

Как щекотно ух!

А что щекочет – пух!

Логопед: Ребята, мы, наверное, с вами заблудились, здесь какие-то кочки. Попробуем их перепрыгнуть. А домик Хозяюшки в другой стороне? Посмотрите, где он стоит?

Дети перепрыгивают в сторону домика.

  1. Около домика их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Хозяюшка: Здравствуйте мои любезные, вы шли издалека? Что нового увидели, расскажите последние новости?

Развитие диалогической речи.

(Дети становятся в круг, разбиваются на пары, говорят и показывают).

– На улице две курицы – Ослик, ослик,

С петухом дерутся Где твой хвостик?

Две девицы-красавицы -Хвостик мой пошёл гулять

Смотрят и смеются, Он вернётся ровно в пять!

– Ха – ха – ха, ха – ха – ха!

Как нам жалко петуха!

Хозяюшка: Всё-то вы знаете! А что такое хвост?

Дети: Это часть тела животного.

Хозяюшка: Тогда помогите мне узнать чей это хвост?

Дети садятся за стол. Рассматривают картинки с изображением хвостов животных и по очереди их называют.

Логопед: Мы Хозяюшка ещё и загадки умеем отгадывать.

Домик плавает и ходит, Он носом в землю постучит

Травку щиплет, воду пьёт Взмахнёт крылом и закричит,

Вы не знаете ребята Кричит он даже сонный,

Кто та в домике живёт. Крикун неугомонный.

(Дети отгадывают загадки, называя где «спрятался» звук «Х» в отгадках).

Определение места звука в слове.

Хозяюшка предлагает детям обвести по трафаретам отгадки и заштриховать их.

Развитие мелкой моторики.

Дети дарят свои рисунки на память Хозяюшке.

Хозяюшка: Ребята, части тела животных вы назвали, а части тела человека вы знаете?

Логопед: Мы не только их знаем, но и показать сможем.

(Дети рассказывают стихотворение и показывают части тела).

Есть на пальцах наших ногти

На руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове,

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски

И глаза что так близки.

Щёки, нос и две ноздри

Губы, зубы посмотри!

Подбородок под губой,

Вот что знаем мы с тобой!

Логопед: Много вы частей тела знаете, а знаете ли вы, что каждая из них выполняет свою функцию – работу. Здесь нам и пригодится волшебный мячик-ёжик. Каждый подумает и скажет, что можно делать: руками, ногами, зубами.

(Дети передают мяч по кругу, называя глаголы-действия).

Логопед: Пока вы играли, не забыли новый звук и слова с этим звуком?

(Дети припоминают слова со звуком «Х»).

Хозяюшка: Ребята я тоже знаю слово и в нём тоже есть звук «Х». Это слово – хоровод. Где в этом слове «спрятался» звук «Х».

Логопед: Ребята, мы с вами тоже знаем, что такое хоровод, давайте покажем.

Дети встают в хоровод, поют, выполняют хлопки, имитируя движение игры на дудке, танца.

На зелёном лугу, их вох!

Раз нашёл я дуду, их вох!

То не дудка была, их вох!

Веселуха была, их вох!

Стал я в дудку играть, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали все подпевать, их вох!

Стали в дудку играть, их вох!

Цель:
1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .
2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.
2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .
3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.
4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.
5. Учить детей составлять предложения.
6. Развивать память, мышление, воображение;
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети становятся около магнитной доски
Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:
Если стали дни короче,

И уже длиннее ночи,
В снег укуталась земля-
Значит, к нам пришла …
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Какое сейчас время года?
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.
(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)
Затем логопед просит детей сесть на свои места.
2. Сообщение темы занятия.
Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?
Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.
Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук.
3. Характеристика и артикулирование звука С
Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?
Д е т и: Губы, зубы, язык.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?
Д е т и: Внизу.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.
Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.
Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.
Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Д е т и: Синим цветом.
Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить, что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.
Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись «Вьюга». Играем музыка.
ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК
Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?
Д е т и: Снегопад.
Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?
Д е т и: Да.
4. Произношение звука С в слогах.
Логопед берёт первую снежинку и читает задание.
Снежный ком лови, а потом ты повтори,
И ко мне опять верни!
Логопед читает цепочки слогов и бросает детям «снежный ком». Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно «снежный ком» логопеду.
СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА
АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ
СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ

5. Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.

Логопед читает задание на второй снежинке.

Снеговику ты помоги,

Все его картинки назови.

Лишнюю картинку убери.

Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.

Д е т и: Лиса.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.

Д е т и:Санки.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.

Д е т и: Ананас.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.

Д е т и: Дом.

Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.

Дети закрывают картинку «дом» белым кружком.

Логопед читает задание на третьей снежинке.

Оставшиеся картинки назови,

И где слышится звук С – определи!

Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?

Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?

Д е т и: Звук С слышится в начале слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?

Д е т и: Звук С слышится в конце слова.

6. Физкультминутка.

Логопед читает задание на четвёртой снежинке.

Вместе с нами веселитесь,

Потанцуйте и покружитесь.

Мы снежинки, мы пушинки,

(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)

Покружиться мы не прочь –

(Поворот на месте)

Мы снежинки - балеринки,

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

Мы танцуем день и ночь.

(Ставить правую потом левую ногу на пятку)

Мы деревья побелили-

(Потрясти кистями над головой)

Крыши пухом замели.

(Опускать руки вниз)

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

(Показать на землю, развести руками)

7. Звуковой анализ слова САНИ.

Логопед читает задание на пятой снежинке.

Голубые карточки возьмите

И слово сани разберите.

Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.

8. Составление деформированных предложений.

Логопед читает задание на шестой снежинке.

Вы ребята, помогите,

Предложения все правильно скажите.

Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.

Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)

Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)

Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)

9. Итог занятия.

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта