Главная » 2 Распространение » Кто автор утопии. Утопия и антиутопия

Кто автор утопии. Утопия и антиутопия

Утопия и антиутопия как литературный жанр. Признаки жанров. Сравнение жанров. Утопия - это произведения об идеальном обществе. Антиутопия - это произведения об обществе, где все плохо: экология, правительство, преступность.

Утопия

Литературный жанр «утопия» — произведение об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны.

Слово «утопия» означает прекрасное, но невыполнимое будущее с элементом социальной мифологии, это абстрактная модель идеальной социальной системы, которая отвечала представлениям писателя о гармонии человека и общества. Корни жанра достигали фольклора, библии, философских трактатов и других произведений.

М. Бердяев назвал утопию «проклятием нашего времени». Появилось это слово по воле английского писателя и общественного деятеля Томаса Мора, который назвал написанную на латыни в 1515-1516 годах книгу «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В «Утопии»Томас Мор описал идеальное, с его точки зрения, государство, где все построено по законам разума, где все люди равны и уравнены во всем: в работе, отдыхе, даже одежде; где все регламентировано в и все подлежало строгому расписанию и соблюдению дисциплины. Утопия Мора - страна счастья, возможного на земле, к тому же была заселена обычными земными людьми, только очень разумно организованными.

Признаки

Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплотила в себе такие черты:

  1. осмысление социального идеала;
  2. социальная критика существующего строя;
  3. стремление бежать от мрачной действительности;
  4. попытки предсказать будущее общества.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий:

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год;
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год;
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год;
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы;
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год;
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год;
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год;
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год;
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год;
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы.

Главной проблемой утопической литературы в XX веке стала проблема осуществимости-неосуществимости утопии, которая, в общем, привела к появлению антиутопии.

Антиутопия

Антиутопия - это особый вид литературного жанра, или, как его иногда называют, «пародийный жанр».

«Антиутопия» — произведение об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки.

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Если утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисный время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопический роман - это роман, в котором раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка.

Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где было бы счастье для всех.

Признаки антиутопии:

  1. изображения определенного общества или государства, их политической структуры;
  2. изображение действия в далеком будущем (предполагается будущее);
  3. в поданный мир изнутри, через видение его отдельными жителями, ощущают на себе его законы и представлены в качестве ближних;
  4. показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, нивелирование личности;
  5. ведения повествования от имени героев, в форме дневника, заметок;
  6. отсутствие описания домашнего жилища и семьи, как места, где царят свои принципы и духовная атмосфера;
  7. жителям антиутопических городов присущи такие черты, как рационализм и запрограммированность.

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий:

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год;
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год;
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год;
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год;
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год;
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы;
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год;
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год.

Сходства и различия

Утопия и антиутопия имеют общее прежде всего в своем генезисе, их объединяет комплекс социально-политических проблем: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие, и другие, которые имеют философский характер. Существенной особенностью утопии и антиутопии является то, что они моделируют определенный тип государственного устройства. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентированы на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния человека и отношений между людьми в тех или иных условиях.

Утопия и антиутопия имеют общие черты и черты, которые отличают их друг от друга частности, такие черты отличия:

  • отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо;
  • в утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках;
  • утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности;
  • утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно.

Утопия говорит о позитивных чертах описанного в произведении общества, антиутопия выявляет его негативные черты и предупреждает читателей о них.

"Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой приведено в этой статье, - знаменитое произведение английского писателя и юриста, чье название стало нарицательным для всего жанра. Книга была впервые издана в 1516 году. Ее полное название - "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове "Утопия".

Первая книга

"Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.

Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.

При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково - человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.

Как стать успешным государством?

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание которой перед вами, отмечается, что каждое государство стремится иметь сильную армию и неограниченное количество золотых запасов, которые необходимы для содержания войск. Война же агрессорам необходима только для того, чтобы дать солдатам опыт в бою.

Рафаил ведет себя как истинный философ, отмечая, что всегда хочет говорить только правду, поэтому он предпочитает воздержаться от государственных дел. При этом мореплаватель с удовольствием рассказывает о государстве, чьи нравы, обычаи и законы пришлись ему по душе больше всего.

Вторая книга

Вторая книга "Утопии" Томаса Мора, с кратким содержанием которой вы можете познакомиться в этой статье, начинается с описания вымышленного острова. Он назван Утопия в честь его основателя - Утопа.

На этом острове существуют 54 города. Везде одинаковые учреждения, нравы и законы. Это обязательное правило. Центральное поселение - город Амаурот. Все земли на острове поровну распределены между областями. А городские и сельские жители раз в два года меняются местами. В деревню постоянно приезжают те семьи, которые до этого еще не работали на земле.

Вокруг Амаурота огромный и глубокий ров, сам город окружен башнями и бойницами. Он выделяется красотой и чистотой. Возле каждого дома разбит сад, при этом частная собственность упразднена до такой степени, что раз в десять лет жители Утопии меняются домами. Кому где жить выбирают по жребию.

Из произведения Томаса Мора "Утопия", краткое содержание на брифли есть, но вы его можете найти и в этой статье, мы узнаем, как организована система управления. Каждыми тридцатью семьями руководит филарх, а над десятью филархами стоит протофиларх. Всего на острове 200 протофилархов, которые выбирают себе князя для руководства страной. Он правит на протяжении всей жизни. А вот на всех остальных должностях перемены происходят ежегодно.

Занятия утопийцев

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, утверждается, что все утопийцы поголовно занимаются земледелием. В дополнение к этому у каждого есть какое-то свое уникальное ремесло, которое он передает детям и внукам по наследству.

При этом никого не заставляют заниматься чем-то определенным. Если ремесло, которое культивируется в его семье, ему не по душе, его переводят в семейство с нужным ему занятием.

Рабочий день на острове Утопия продолжается шесть часов. Все остальное время его жители посвящают изучению наук или домашним делам. Те, кто проявляет в науках особое усердие, выдвигается в разряд ученых. Только из этих людей выбирают представителей духовенства, дипломатов, послов и руководителей государства.

Быт жителей острова

В книге "Утопия" Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что во время работы все жители острова одеваются в шкуры. А на улицы выходят в плащах. При этом их цвет и крой у всех одинаков. Каждому выдается ровно одно платье на два года. В семье все слушаются старейшего.

Когда выясняется, что город перенаселен, то часть граждан отправляют в колонию, то же самое происходит в обратном случае. В центральной части каждого города расположен рынок. На него свозятся все товары и продовольствие. В любой день каждый желающий может взять себе все, что ему заблагорассудится. Всего и так в изобилии. Во дворцах регулярно проводятся общественные ужины и обеды.

Переезжать из города в город жители Утопии могут только с разрешения траниборов и сифогрантов. За самоволие в этом вопрос им грозит суровое наказание, а в случае повторного нарушения даже рабство.

Деньги и товары

В книге Томаса Мора "Утопия", читать краткое содержание вы можете в этой статье, описывается, что на острове есть все необходимое в нужном количестве и даже в избытке. Часть даже отдают малоимущим в другие страны, а остальное продают.

Деньги утопийцы применяют только во внешней политике, их они берегут на случай войны. При этом драгоценные металлы, например, золото и серебро, презирают. Из них делают кандалы, в которые заковывают рабов, а сами ими вообще не пользуются. В драгоценные камни играют дети, пока остаются маленькими. Повзрослев, они их оставляют.

Больших высот и успехов жители острова добились в искусствах и науках. Когда к ним приезжают в гости жители других государств, те подробно и детально знакомятся с их научными достижениями и культурой. Быстро все осваивают и развивают на своей территории.

В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание по главам есть в этой статье, утверждается, что вся жизнь жителей острова наполнена удовольствиями для тела и духа, а также добродетелями. Все отношения построены на справедливости и честности, во главу угла ставится помощь больным и немощным. Одно из главных удовольствий для утопийцев - здоровье. В тоже время они ценят силу, красоту и проворство.

Рабство в Утопии

В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.

Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них - основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.

Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.

Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.

Религия

В Утопии все жители вольны выбирать любую религию. Запрещено кого-то насильственно обращать в ту или иную веру. Большинство поклоняется единому богу, которого зовут Митра. При этом никто не страшится смерти. В "Утопии" Томаса Мора, краткое содержание с цитатами есть в этой статье, говорят, что "новая, еще более счастливая жизнь сулит встречу с богом".

Так заканчивает свой рассказ о далеком идеальном государстве Рафаил.

Покончить с утопиями - это и есть утопия.
Томас Молнар

Что ждет нас в будущем? По какому пути пойдет человечество? Возможно, люди, наконец, научатся на ошибках прошлых поколений и построят совершенное общество. Или изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно невыносимой. Фантасты не раз пробовали найти ответы…

Фантастика, о которой мы расскажем сегодня, посвящена двум противоположностям развития цивилизации. Утопия (utopia ) показывает общество с почти идеальным устройством, где все прекрасно. Антиутопия (dystopia ) изображает мир, в котором все, что могло пойти не так, именно туда и пошло. Как правило, точкой отсчета служит современная автору общественная модель. Утопия - ее сильно улучшенный образец, антиутопия - самый пессимистичный вариант.

Прекрасный новый мир

Томас Мор (портрет Х. Гольбейна) и одно из первых изданий «Утопии»

В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Термин греческий, от eu - благо и topos - место, буквально «благословенная страна» (другой вариант: u - нет и topos , «место, которого нет»). Широко известным термин стал после появления в 1516 году одноименной книги английского гуманиста и политика Томаса Мора , действие которой происходило на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд - всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Томас Мор не был фантастом, его труд - одновременно мечта об «идеальном» обществе и памфлет на современное ему социальное устройство. Создавая книгу, Мор частично опирался на диалог Платона «Государство». Развил идеи Мора итальянец Томмазо Кампанелла , чей «Город Солнца» (1602) также построен в форме рассказа мореплавателя, попавшего в мифический город. Здесь все общее, включая детей, чьим воспитанием занимается государство, трудиться обязаны все, а смыслом жизни служит научное и общественное совершенствование. В общем, ранняя утопия сродни детским фантазиям на тему «как здорово бы было!».

В утопии можно вычленить несколько течений, зависящих от вариантов трансформации общества. Особое распространение получила технократическая утопия , главный смысл которой - развитие науки и многочисленные изобретения. Управляют технократией ученые, наука носит характер абсолютного блага. Она не только цель существования социума, но и главное средство прогресса, ибо ее развитие служит поворотным пунктом для построения утопии. Идеальной роли науки посвящена незаконченная книга английского философа Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627). Многие прогнозы Бэкона выглядят настоящим пророчеством: воздухоплавание, подводные лодки, кино, радио и телевидение, криогеника, генная инженерия и даже энергетический «термояд». Не зря Бэкон считается одним из основоположников научного материализма! Катализатором происходящих в обществе позитивных изменений может оказаться и великое фантастическое изобретение. Например, в романе Игнатиуса Доннелли «Золотая бутыль» (1892) утопия становится возможной после изобретения прибора, производящего золото. Существует политическая утопия - попытка конструирования максимально совершенного государства за счет эффективного механизма власти. Или эволюционно-социологическая утопия , где достижения общества основаны на поступательной эволюции и самосовершенствовании людей.

Рай 2000 года по Эдварду Беллами

Одну из самых прославленных утопий сочинил американец , чей роман «Золотой век» (1888) повествует о человеке, который, погрузившись в летаргический сон, пробудился в социалистическом Бостоне 2000 года. Расцвет техники привел к всеобщему равенству и процветанию, деньги отменены, исчезла преступность, искусство используется в качестве терапии и для повышения производительности труда. Совершенная система образования вылепила людей, чьи помыслы направлены не на личное обогащение, а на общественное благо. При этом отношения в мире «золотого века» донельзя регламентированы, включая жесткий контроль государства над частной жизнью граждан. Через два года англичанин Уильям Моррис выпустил роман «Вести ниоткуда», чей герой также во сне переносится в будущую коммунистическую Англию, где царит всеобщее равенство и гармония с природой. В отличие от Беллами, Моррис делает свое идеальное общество подчеркнуто пасторальным. Технику здесь заменило кустарное производство, а люди живут общинами и в охотку занимаются разнообразным творчеством.

Пасторальная утопия Уильяма Морриса.

Идеи классических утопистов во многом послужили основой для концепции примитивного коммунизма, которая на практике раз за разом терпела крах: от относительно безобидных частных опытов Шарля Фурье и Роберта Оуэна до кровавых экспериментов Пол Пота.

Писатели 20 века относились к созданию утопии с большим скептицизмом, нежели их предшественники. Если в начале века Герберт Уэллс в романах «Современная утопия» (1903) и «Люди как боги» (1923) еще экспериментировал с вариантами технократического социализма, то ближе к середине столетия энтузиазм западных фантастов поугас.

Уже некоторые современники Уэллса полемизировали с социалистическими утопиями. Анатоль Франс , показывая в романе «На белом камне» (1905) как бы утопическое будущее, демонстрировал при этом явное недоверие к возможности его построения. Ведь люди слишком индивидуалистичны по природе, а попытка всеобщей уравниловки может привести к деградации человечества. Роман Александра Мошковски «Острова мудрости» (1922) - язвительная сатира на уэллсовские и любые другие классические утопии. Герой книги переносится на архипелаг, где на каждом острове находится своя утопия, на любой вкус: от буддистской до реакционной. И как же их можно совместить?

Постепенно утопия вновь вернулась на затерянные острова и в окутанные туманом сновидения: «Утерянный горизонт» Джеймса Хилтона (1933), «Островитянин» Остина Таппана Райта (1942), «Семь дней на Новом Крите» Роберта Грейвза (1949), «Остров» Олдоса Хаксли (1962), «Экотопия» Эрнста Калленбаха (1975). Западные фантасты переключились на произведения, где изображение якобы утопического общества оборачивается его критикой: «Венера плюс Икс» Теодора Старждона (1960), «Обездоленные» Урсулы Ле Гуин (1974), «Тритон» Сэмюэля Дилэни (1976), «Создание Утопии» Фредерика Пола (1979). Исключение - «коммунарский» цикл американца Мака Рейнольдса , убежденного марксиста, в чьих романах «Коммуна в 2000 году» (1974), «Башни Утопии» (1975), «После Утопии» (1977) показан мир технократического социализма.

Разноликая утопия Мака Рейнольдса и Теодора Старджона.

Самый «вкусный» коммунизм.

Последние серьезно выстроенные утопии 20 века появились в Советском союзе. Роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1957) - масштабное изображение коммунистического будущего на объединенной Земле. Главное достижение Ефремова - впечатляющий показ духовной жизни «нового человека» с изменившимся мировоззрением. Однако у книги Ефремова есть существенный недостаток: в его произведении социальный философ одержал решительную победу над литератором, поэтому роман местами откровенно нудноват. Зато у братьев Стругацких с литературным мастерством все в порядке. Их роман в новеллах «Полдень, XXII век (Возвращение)» (1962) - не просто панорама будущего, где сочными мазками нарисована грандиозная картина созидательной деятельности человечества. Это еще и яркие персонажи, надолго западающие в душу читателя. Так «вкусно» коммунизм еще никто не изображал! В мире Полдня действительно хотелось жить и работать!

Жива ли утопия сейчас, или ее нужно занести в вымершие фантастические виды? На Западе, похоже, именно так и произошло. Конечно, в развлекательной НФ частенько встречаются беглые наброски общества всеобщего благоденствия, но служат они лишь фоном для приключений героев. В России дело обстоит иначе. Классических утопий никто не пишет и у нас, однако модернизированные образчики жанра, приспособленные к требованиям времени, еще появляются. И если в «Плероме» Михаила Попова счастливое общество, победившее смерть, - лишь антураж психологической драмы, то цикл Романа Злотникова про Империю, созданную стараниями русского сверхчеловека, вполне укладывается в рамки политической утопии. Но специфической, чисто «нашенской». Имперская утопия - очень востребованная у нас фантастическая тема с отчетливым реваншистским привкусом. Почти идеальная Российская империя Вячеслава Рыбакова («Гравилет «Цесаревич») и Александра Громова («Исландская карта»), не менее благостный Советский Союз Андрея Максимушкина («Красный реванш», «Белый реванш»), Великая Ордусь Хольма Ван Зайчика (цикл «Плохих людей нет»), бесчисленные вариации Галактической Руси (от Александра Зорича до легиона посредственных писак). Россия благоденствует, остальной мир ест из наших рук, а поганые америкосы прозябают в полном ничтожестве… Лепота!

Хотели как лучше…

Истоки антиутопии, как и утопии, лежат в античности - в некоторых трудах Аристотеля и Марка Аврелия. Термин впервые употребил британский философ Джон Стюарт Милль в парламентской речи 1868 года. Однако элементы литературной антиутопии проявились значительно раньше. Например, третья книга «Путешествий Гулливера» (1727) Джонатана Свифта с описанием летающего острова Лапута фактически представляет собой технократическую антиутопию.

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством в течение длительного периода. Также антиутопия - «утопия навыворот», где идеальное, на первый взгляд, общество основано на антигуманном тоталитаризме. Наконец, антиутопия может оказаться вариантом постапокалиптики, где показано общество, рухнувшее вследствие внутренних противоречий.

Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы») и Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»). Из других ранних антиутопий стоит отметить «Внутренний дом» Уолтера Бесанта (1888): человечество достигает бессмертия, что приводит к полному застою; «Железную пяту» Джека Лондона (1907): американские трудящиеся стонут под властью фашиствующей олигархии; «Осужденные на смерть» Клода Фаррера (1920): бастующие рабочие уничтожаются жестокими капиталистами, а их места за станками занимают машины.

Жанр антиутопии расцвел после Первой мировой войны, когда на волне революционных преобразований в некоторых странах попытались воплотить в реальность утопические идеалы. Главной из них оказалась большевистская Россия, потому ничего удивительного, что первая великая антиутопия появилась именно здесь. В романе Евгения Замятина «Мы» (1924) описано запредельно механизированное общество, где отдельная личность становится беспомощным винтиком-«нумером». Ряд деталей тоталитарной системы, придуманной Замятиным, впоследствии использовался авторами всего мира: насильственная лоботомия инакомыслящих, зомбирующие народ СМИ, вездесущие «жучки», синтетическая пища, отучение людей от проявления эмоций. Из других заметных отечественных антиутопий 1920-х годов отметим «Ленинград» Михаила Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова. Среди зарубежных антисоциалистических произведений выделяются «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Эйн Рэнд (1938).

Замятин оказал огромное влияние на жанр антиутопии

Еще одна широко распространенная тема антиутопий тех лет - антифашистская, направленная в первую очередь против Германии. Уже в 1920 году американец Мило Хастингс выпустил провидческий роман «Город вечной ночи»: Германия отгораживается от всего мира в подземном городе под Берлином, где устанавливается «нацистская утопия», населенная генетически выведенными расами сверхлюдей и их рабов. А ведь НСДАП возникла лишь за год до этого! Любопытные антифашистские книги принадлежат перу Герберта Уэллса («Самовластие мистера Парэма», 1930), Карела Чапека («Война с саламандрами», 1936), Мюррея Константайна («Ночь свастики», 1937).

Мило Хастингс и его «Город вечной ночи» (из газеты Syracuse Herald)

Впрочем, доставалось и традиционному капитализму. Одна из вершин антиутопии - роман британца Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), где изображено технократическое «идеальное» кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии. Ради пресечения социального недовольства люди обрабатываются в особых развлекательных центрах или с активным использованием наркотика «сомы». Разнообразный секс всячески поощряется, зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными. Человеческая история подменена фальшивкой: летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда. В общем, капитализм, доведенный до абсурда…

Попытки построения «нового общества» подверглись беспощадному осмеянию в классических антиутопиях другого британца - Джорджа Оруэлла . Место действия повести «Скотный двор» (1945) - ферма, где «угнетенные» животные под руководством свиней изгоняют хозяев. Итог - после неизбежного развала власть переходит к жестокому диктатору. В романе «1984» (1948) показан мир недалекого будущего, разделенный тремя тоталитарными империями, которые находятся друг с другом в весьма неустойчивых отношениях. Герой романа - обитатель Океании, где восторжествовал английский социализм и жители находятся под неусыпным контролем спецслужб. Особое значение имеет искусственно созданный «новояз», воспитывающий в людях абсолютный конформизм. Любая партийная директива считается истиной в последней инстанции, даже если противоречит здравому смыслу: «Война - это мир», «Свобода - это рабство», «Незнание - сила». Роман Оруэлла не утратил актуальности и сейчас: «политкорректная диктатура» общества побеждающего глобализма в идеологическом отношении не так уж сильно отличается от нарисованной здесь картины.

Тоталитарные кошмары Джорджа Оруэлла

Близки к идеям Оруэлла более поздние «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (обе - 1953). Антиутопии сочиняли советские писатели-диссиденты: «Любимов» Андрея Синявского (1964), «Николай Николаевич» Юза Алешковского (1980), «Москва 2042» Владимира Войновича (1986), «Невозвращенец» Александра Кабакова (1989). Модернизированной версией антиутопии стал классический киберпанк , герои которого пытаются выжить в бездушной информационной технократии.

Ныне антиутопия продолжает оставаться востребованным направлением НФ, во многом смыкаясь с политической фантастикой. Ведь западное общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу («Королевская битва» Коушуна Таками, «Акселерандо» Чарльза Стросса). В трилогии Скотта Вестерфельда «Уроды» мир будущего погряз в гламуре: безупречная красота возведена в культ, и любой, кто пытается сохранить свои индивидуальность, становится парией. Антиглобалистская фантазия Макса Барри «Правительство Дженнифер» показывает мир, который почти полностью находится под управлением США. Думаете, грянул расцвет демократии? Дудки!

В Америке особый всплеск интереса к антиутопиям наступил после событий 11 сентября, когда под предлогом борьбы с террористами правительство повело наступление на права граждан. Уже лет пять из списков американских бестселлеров не исчезают книги Оруэлла, Хаксли, Брэдбери, Берджесса. Их страхи оказались небеспочвенны…

Тревоги отечественных авторов перекликаются с опасениями зарубежных коллег. «Мечеть Парижской богоматери» Елены Чудиновой - воплощенный кошмар победившего панисламизма. Вызывает тревогу сытый глобализм романа Михаила Успенского «Три холма, охраняющие край света»: хорошо живет на свете Винни-Пух - вот только зачем? А в нашумевшей «Войне за «Асгард» Кирилла Бенедиктова ультрацивилизованный «золотой миллиард» перестал тяготиться заботой обо всяких славянах, азиатах и прочих «недочеловеках». Согнать их в гигантское гетто - пусть дохнут и не мешают наслаждаться жизнью!

Мир меняется у нас на глазах - вот только в лучшую ли сторону?..

Большой брат смотрит за тобой

Десять книг утопии и антиутопии

  • Герберт Уэллс «Люди как боги»
  • Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Полдень, XXII век»
  • Евгений Замятин «Мы»
  • Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
  • Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»
  • Рэй Брэдбери «451 по Фаренгейту»
  • Владимир Войнович «Москва 2042»
  • Кирилл Бенедиктов «Война за «Асгард»

Утопия это - литературный жанр, в основе которого - изображение несуществующего идеального общества. Термин происходит от названия книги Томаса Мора «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1516). Однако автором первой утопии считается Платон, который разработал ее в диалогах «Государство», «Политик», «Тимей», «Критий». Уже в этих текстах проводится основной утопический принцип: подробное описание регулируемой общественной жизни. Структура утопии как жанра сложилась в западноевропейской литературе эпохи Возрождения. Известность получили: «Город солнца» (1623) Т.Кампанеллы - рассказ мореплавателя об идеальной общине, живущей без частной собственности и семьи, где государственная каста поддерживает развитие науки и просвещения, обеспечивает воспитание детей и следит за общеобязательным 4-часовым рабочим днем; «Новая Атлантида» (1627) Ф.Бэкона - о вымышленной стране Бенсалем, которой руководит «Соломонов дом», объединяющий собрание мудрецов и поддерживающий культ научно-технической и предпринимательской активности; «Иной свет, или Государства и империи луны» (1657) С.Сирано де Бержерака - о путешествии в утопическое государство на Луне, где продолжают жить Енох, пророк Илия, патриархи; «История севарамбов» (1675-79) Д.Вераса о посещении потерпевшим кораблекрушение капитаном Сиденом страны Севарамб, не знающей ни собственности, ни налогов. В 18 веке утопическая литература пополнилась книгой Морелли «Кодекс природы» (1755), в 19 веке вышли в свет ставшие весьма популярными романы «Через сто лет» (1888) Э.Беллами и полемизирующий с ним роман «Вести ниоткуда» (1891) У.Морриса. В 1898 появляется первая утопическая драма - «Зори» Э.Верхарна.

Литературная утопия в России

Литературная утопия в России зарождается в 18 веке - рассказ А.П.Сумарокова «Сон. Счастливое общество» (1759), роман М.М.Щербатова «Путешествие в землю Офирскую» (1784). В 19 веке это - повесть А.Д.Улыбышева «Сон», написанная на французском языке и в переводе на русский впервые опубликованная в 1928; «фантастический рассказ» Ф.М.Достоевского «Сон смешного человека» (1877). Русские утопии 20 века - «Через полвека» (1902) С.Ф.Шарапова, «Республика Южного Креста» (1907) В.Я.Брюсова, «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1911) А.А.Богданова. Революция дала новый толчок развитию фантастической и утопической литературы, благодаря чему появляются «Инония» (1918) С.А.Есенина, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» (1920) А.В.Чаянова, «Грядущий мир» (1923) Я.М.Окунева, «Дорога на океан» (1935) Л.М.Леонова и др. Наиболее заметной утопией литературного зарубежья первой волны стала книга «За чертополохом» (1922) П.Н.Краснова, в которой предсказывается постепенное превращение изолированной от остального мира России в экзотическую лубочную монархию. Далее развитие утопии как жанра в русской литературе прерывается до 1956, когда вышла в свет «Туманность Андромеды» И.А.Ефремова. Этот перерыв связан с тем, что литература социалистического реализма и так воспроизводила черты несуществующего, умозрительно конструируемого общества.

Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516 г.), в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage , 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории европейской литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» (он же впервые использует слово Утопия в значении «место, которого нет» в трактате «Государство» (427-347 гг. до н. э.)).

Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что такое утопия

    ✪ Томас Мор - Утопия

    ✪ Инквизиция и утопия. Томмазо Кампанелла (11)

    Субтитры

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует её в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует её с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки» . Также к утопиям относят идеи о построении коммунизма и, как конечная цель,- отсутствие денег и тюрем для заключенных.

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненый злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное Бердяев, Николай Александрович ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ, Гносеологическое введение. БОРЬБА ЗА ИСТИНУ. Сочинения

Характерные черты утопий

  1. Общество, которое они изображают, застыло в неподвижности; ни один утопист не изображает изобретённый им мир во временном протяжении.
  2. Все утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.
  3. В утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.
  4. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.
  5. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.
  6. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.
  7. В утопиях нет сатиры, так как там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее „совершенному“ и более свободному обществу.»

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии: Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с -


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта