Главная » 2 Распространение » ___________________________________________ Личностный блок ___________________________________________. Эмоционально – личностный блок

___________________________________________ Личностный блок ___________________________________________. Эмоционально – личностный блок

Александр Александрович Блок (1880–1921) — поэт, один из самых выдающихся представителей русского символизма. По отцу, профессору-юристу, потомок обрусевшего выходца из Германии, придворного врача (въехал в Россию в середине XVIII в.). По матери — из русской дворянской семьи Бекетовых. Потомки врача Блока принадлежали к состоятельному, но со временем оскудевшему служилому дворянству. Прадед по матери был «большим барином и очень богатым помещиком», к старости потерявшим почти все свое состояние. Со стороны обоих родителей Блок унаследовал интеллектуальную одаренность, склонность к занятиям литературой, искусством, наукой, но наряду с этим и несомненную психическую отягощенность: дед по отцу умер в психиатрической больнице; характер отца отличался странностями, стоявшими на грани душевного заболевания, а иногда и переступавшими за нее. Это вынудило мать поэта вскоре после его рождения покинуть мужа; последняя сама неоднократно лечилась в лечебнице для душевнобольных; наконец и у самого Блока к концу жизни развилось особое тяжелое нервно-психическое состояние — психостения; за месяц до смерти его рассудок начал омрачаться. Раннее детство Блока прошло в семье деда по матери, известного ботаника, общественного деятеля и поборника женского образования, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова. Зиму маленький Блок проводил в «ректорском доме», в Петербурге, лето — «в старом парке дедов», «в благоуханной глуши маленькой усадьбы» — подмосковном имении деда, сельце Шахматове.
После вторичного выхода матери замуж за офицера, Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, девятилетний Блок вместе с матерью переехал на квартиру отчима, в казармы, расположенные в фабричном районе. По окончании гимназии, отталкивавшей Блока от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. В гимназии и в первые годы университета Блок очень увлекался театром, «готовился в актеры». «Сочинять стихи» начал, по его собственным словам, «чуть ли не с пяти лет»; «серьезное писание началось около 18 лет». Стихи Блока еще до появления в печати получили широкое распространение в небольших кружках преимущественно московской молодежи, объединенных именем и идеями только что умершего философа и поэта Вл. Соловьева. В этих кружках юношу Блока уже склонны были считать «первым из русских поэтов современности». Впервые стихи Блока были напечатаны в 1903, в петербургском журнале Мережковских «Новый путь» и одновременно в Москве, в альманахе «Северные цветы», изд-ва «Скорпион». В том же 1903 Блок женился на дочери университетского товарища деда, соседа его по Шахматову, знаменитого химика Менделеева, — Л. Д. Менделеевой. К этому же времени относится личное знакомство и тесное сближение Блока с Андреем Белым и возглавлявшимся последним мистически настроенным кружком «аргонавтов», несколько более раннее сближение с Мережковскими, знакомство с Брюсовым и московскими символистами. Революция 1905 сразу захватила Блока; в одной из уличных демонстраций он нес красное знамя впереди толпы. Поэт однако быстро охладел; «в революцию — по его собственным словам, — он не пошел», тем не менее события 1904–1905 оставили в Блоке свой след: им написано несколько стихотворений на революционные темы, лирическая драма «Король на площади». Важно, что с этой как раз поры «равнодушие к окружающей жизни» сменилось в нем, по свидетельству биографа, «живым интересом ко всему происходящему». В конце 1904 в издательстве «Гриф» вышел первый сборник стихов Блока — «Стихи о Прекрасной Даме». Из опасения затруднений со стороны духовной цензуры сборник был пропущен через провинциальную цензуру в Нижнем-Новгороде. «Стихи о Прекрасной Даме» были восторженно встречены в кружках «соловьевцев» и «аргонавтов»; однако широкую популярность принес Блоку не этот сборник, а вторая книга стихов — «Нечаянная радость» (1907) в в особенности лирическая драма «Балаганчик» (она была поставлена в 1906 Мейерхольдом в театре Коммиссаржевской). К этому времени Блок становится литератором-профессионалом: сотрудничает в ряде журналов, печатает стихи, статьи, рецензии, выпускает сборник за сборником своих новых произведений. Живет Блок в Петербурге, вращаясь гл. обр. среди литературной интеллигенции — представителей и сторонников «нового искусства» («Среды» Вячеслава Иванова, религиозно-философское общество) и в кругах театрально-артистической богемы (театр Коммиссаржевской и др.). Помимо поездок с матерью в Германию (Bad-Nauheim) Блок предпринял три заграничных путешествия — в Италию, Бретань и на юг Франции. В результате этих путешествий возникли последовательно «Итальянские стихи» (1909), драма «Роза и крест» (1912) и поэма «Соловьиный сад» (1915). В 1916 Блок выпустил под своей редакцией и со вступительной статьей собрание стихотворений Аполлона Григорьева. Вскоре после этого Блок был призван на военную службу, однако благодаря хлопотам друзей назначен не в действующую армию, а табельщиком инженерно-строительной дружины Союза земств и городов. На фронте (под Пинском) Блок оставался до марта 1917. Вернувшись в Петербург, работал в Чрезвычайной следственной комиссии при Временном правительстве: редактировал стенограммы показаний бывших царских министров. Февральскую революцию Блок встретил с радостными надеждами. Октябрьский переворот — восторженно. Высшего подъема революционная настроенность Блока достигла в январе 1918, когда им была написана знаменитая, переведенная на многие яз., поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция», в которой Блок призывал своих собратьев-интеллигентов «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» слушать «великую музыку будущего», «величавый рев и звон мирового оркестра» — «слушать Революцию». Все эти произведения Блока были напечатаны в изданиях левых эсеров; не входя в их партию, он им особенно в это время сочувствовал. Одним из первых среди писателей Блок начинает работать в советских учреждениях: председательствует в репертуарной секции ТЕО, состоит членом редакционной коллегии изд-ва «Всемирная литература» (редактирует сочинения Гейне). С 1919 работает в качестве председателя режиссерского управления Большого драматического театра. В 1919 принимает близкое участие в организации «Вольной философской ассоциации» (Вольфила), в 1920 — в организации Петр. отдела Всеросс. союза поэтов, председателем которого одно время состоит. Работает в правлении Союза писателей. Годы вслед за 1919 отмечены в Блоке резким упадком настроения, апатией, подавленностью, мрачным отчаянием. Одновременно ухудшается физическое состояние Блока. В мае 1921 Блок заболевает воспалением сердечных клапанов. 7 авг. 1921 он скончался.

Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).

В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов.

Творчество

В биографии Блока первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
В 16 лет Александр Блок занимался актерским мастерством, стремясь покорить сцену.

В 1903 году Блок женится на дочке знаменитого ученого Д.И. Менделеева – Л. Д. Менделеевой. В неё которую также был очень влюблен Андрей Белый , на этой почве у них с Александром Блоком возник конфликт.

В следующем году были впервые напечатаны стихи Блока, вышедшие в сборнике под названием «Стихи о прекрасной даме».

В 1909 году Блок с женой уезжают отдохнуть в Италию и Германию. За творчество того периода Александра Александровича Блока приняли в общество «Академия». В котором уже состояли Валерий Брюсов , Михаил Кузмин, Вячеслав Иванов, Иннокентий Анненский .

Кратко говоря, творчество Блока содержит несколько направлений. Для ранних его произведений свойственен символизм. Дальнейшие стихи Блока рассматривают социальное положение народа. Он глубоко переживает трагическую участь человечества («Роза и крест»,1912), затем приходит к мысли об обязательном возмездии (цикл «Возмездие» 1907-1913, цикл «Ямбы» 1907-1914).

Одним из известнейших стихотворений Блока является «Ночь, улица, фонарь, аптека».

Блок также питал интерес к детской литературе, написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки» (оба – 1913 г.)

Последние годы жизни и смерть

Во время революции Блок не эмигрировал, стал работать в издательстве города Петрограда. Революционные события в Петербурге нашли отражение в биографии Александра Блока в стихотворениях, поэмах («Двенадцать»,1918 г.), статьях.

Перед смертью поэт часто болел. На запрос о выезде из страны для лечения и последующее ходатайство Максима Горького политбюро ЦК РКП(б) ответило отказами. После такого решения Блок отказался принимать пищу и лекарства, уничтожил свои записи.

Живя в Петрограде среди нищеты, Александр Блок скончался от болезни сердца 7 августа 1921 года.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

А вы хорошо знаете краткую биографию Блока? Пройдите тест и узнаете!

Поражавший всех своей неуемной верой в будущее России и людей. Любящий и страждущий объять необъятное, человек с широкой душой и трагичной жизнью. Жизнь и творчество Блока заслуживают внимания своей полнотой и трогательностью.

Биография поэта

Блок Александр Александрович, год рождения 1880, 28 ноября. Место рождения - Петербург. Его родители: отец - А.Л. Блок, работал юристом в университете в Варшаве, мать - А.А. Бекетова, дочь знаменитого ученого-ботаника.

Родители мальчика развелись еще до его рождения, поэтому вырасти в полной семье у него не получилось. Однако дедушка по материнской линии А.Н. Бекетов, в семье которого и вырос Александр, окружил ребенка должной заботой и вниманием. Дал ему хорошее образование и старт в жизни. Сам А.Н. Бекетов был ректором университета в Петербурге. Высоко моральная и культурная атмосфера окружающей обстановки наложила свой отпечаток на формирование мировоззрений и воспитание Блока.

С самого детства в него заложена любовь к классике русской литературы. Пушкин, Апухтин, Жуковский, Фет, Григорьев - это те имена, на чьих произведениях маленький Блок рос и приобщался к миру литературы и поэзии.

Обучение поэта

Первой стадией получения образования для Блока стала гимназия в Петербурге. После ее окончания в 1898 году он поступает в Петербургский университет на отделение юристов. Заканчивает юридическое обучение в 1901 году и меняет направление на историко-филологическое.

Именно в университете он окончательно принимает решение углубиться в мир литературы. Также это желание подкрепляется красивой и живописной природой, среди которой расположено имение его деда. Выросший в таком окружении, Александр навсегда впитал в себя чуткость и тонкость мировосприятия, и отразил это в своих стихах. С этих пор и начинается творчество Блока.

Со своей матерью Блок поддерживает очень теплые отношения, его любовь и почтение к ней безгранично. Он до самой смерти матери постоянно посылал ей свои произведения.

Внешний облик

Их бракосочетание состоялось в 1903 году. Семейная жизнь складывалась неоднозначно и сложно. Менделеева ждала огромной любви, как в романах. Блок же предлагал умеренность и спокойствие быта. Результатом стало увлечение жены его другом и единомышленником, Андреем Белым, поэтом-символистом, который сыграл не последнюю роль в творчестве самого Блока.

Работа в течение жизни

Жизнь и творчество Блока складывались таким образом, что он, помимо литературы, принимал участие во вполне житейских делах. Так, например:

    был активным участником драматургических постановок в театре и даже видел себя актером, однако литературное поприще привлекло его больше;

    два года подряд (1905-1906 гг.) поэт является непосредственным свидетелем и участником революционных митингов и демонстраций;

    ведет свою колонку обзора литературы в газете "Золотое руно";

    с 1916-1917 гг. отдает долг Родине, проходя службу под Пинском (инженерно-строительная дружина);

    входит в состав руководства Большого ;

    по приходу из армии устраивается на работу в Следственную комиссию чрезвычайного характера по делам царских министров. Работает там редактором стенографического отчета до 1921 года.

    Раннее творчество Блока

    Свой первых стих маленький Саша написал еще в пять лет. Уже тогда в нем читались задатки таланта, который нужно было развивать. Чем Блок и занялся.

    Любовь и Россия - две любимые темы творчества. Блок писал очень много и о том, и о другом. Однако на начальном этапе развития и реализации своего таланта больше всего его привлекала любовь. Образ прекрасной дамы, который он повсюду искал, захватил все его существо. И земное воплощение своим представлениям он нашел в Любови Менделеевой.

    Тема любви в творчестве Блока раскрывается настолько полно, ясно и красиво, что трудно это оспорить. Поэтому неудивительно, что его первое детище - сборник стихов - называется "Стихи о Прекрасной Даме", и посвящен он его жене. Большое влияние при написании этого сборника стихов на Блока оказывала поэзия Соловьева, учеником и последователем которого он и считается.

    Во всех стихотворениях сквозит ощущение Вечной женственности, красоты, естественности. Однако все выражения и обороты, применяемые в написании, носят иносказательный, нереальный характер. Блок уносится в творческом порыве в "миры иные".

    Постепенно тема любви в творчестве Блока уступает место более реальным и насущным проблемам, окружающим поэта.

    Начало разочарования

    Революционные события, разлад в семейных отношениях, с треском проваливающиеся мечты о чистом и светлом будущем для России заставляют творчество Блока претерпевать явные изменения. Следующий его сборник носит название "Нечаянная радость" (1906 год).

    Все больше он высмеивает символистов, к которым себя уже не относит, все сильнее и циничнее относится к надеждам на лучшее впереди. Он участник революционных событий, который находится полностью на стороне большевиков, считая их дело правым.

    В этот период (1906 год) выходит его трилогия драм. Сначала "Балаганчик", спустя какое-то время "Король на площади", а завершает это трио испытывает горькое разочарование от несовершенства мира, от своих обманутых надежд. В этот же период он увлекается актрисой Н.Н. Волоховой. Однако взаимности не получает, что добавляет его стихам горечи, иронии и скепсиса.

    Андрей Белый и другие ранее единомышленники по поэзии не принимают перемены в Блоке и критикуют его нынешнее творчество. Блок Александр остается непреклонен. Он разочарован и глубоко опечален.

    "Трилогия вочеловечения"

    В 1909 году у Блока умирает отец, с которым он не успевает попрощаться. Это накладывает еще больший отпечаток на его душевное состояние, и он решает объединить свои самые яркие на его взгляд произведения в одну поэтическую трилогию, которой дает название "Трилогия вочеловечения".

    Так творчество Блока в 1911-1912 годах ознаменовалось появлением трех сборников стихотворений, которые носят поэтичные названия:

    1. "Стихи о Прекрасной Даме";

      "Нечаянная радость";

      "Снежная ночь".

    Годом позже он выпускает цикл любовных стихов "Кармен", пишет поэму "Соловьиный сад", посвященные его новому увлечению - певице Л.А. Дельмас.

    Родина в творчестве Блока

    Начиная с 1908 года, поэт позиционирует себя больше не как лирик, а как воспеватель своей Родины. В этот период он пишет такие стихотворения, как:

      "Осенняя волна";

      "Осенняя любовь";

    • "На поле Куликовом".

    Все эти произведения пропитаны любовью к Родине, к своей стране. Поэт одновременно показывает две стороны жизни в России: нищету и голод, богомольность, но в тоже время дикость, необузданность и вольность.

    Тема России в творчестве Блока, тема родины - одна из самых основополагающих во всей его поэтической жизни. Для него Родина - это нечто живое, дышащее и чувствующее. Поэтому ему слишком тяжело, непомерно тяжело даются происходящие события Октябрьской революции.

    Тема России в творчестве Блока

    После того как революционные веяния захватывают весь его дух, поэт практически полностью теряет лирику и любовь в своих произведениях. Теперь весь смысл его произведений направлен на Россию, его родину.

    Свою страну Блок олицетворяет в стихах с женщиной, он делает ее практически осязаемой, настоящей, будто очеловечивает. Родина в творчестве Блока принимает настолько масштабное значение, что больше о любви он не пишет никогда.

    Веря в большевиков и их правду, он испытывает жестокой, почти убийственное для него разочарование, когда видит результаты революции. Голод, нищета, разгром, массовое истребление интеллигенции - все это формирует в сознании Блока острое неприязненное отношение к символистам, к лирике и заставляет отныне творить произведения только с сатиристической, ядовитой насмешкой над верой в будущее.

    Однако при этом любовь его к России настолько велика, что он продолжает верить в силу своей страны. В то, что она поднимется, отряхнется и сумеет показать свою мощь и славу. Творчество Блока, Маяковского, Есенина в этом схоже.

    В 1918 г Блок пишет поэму "Двенадцать", самое скандальное и громкое из всех своих произведений, вызвавшее массу кривотолков и разговоров о ней. Но поэта критика оставляет равнодушным, зарождающаяся депрессия начинает поглощать все его существо.

    Поэма "Двенадцать"

    Автор начал писать свое произведение "Двенадцать" в начале января. В первый день работы он даже не делал перерыва. В его записях сказано: “Внутри дрожит”. Потом написание поэмы приостановилось, и закончить ее поэт сумел только 28 января.

    После выхода в свет этого произведения резко переменилось творчество Блока. Кратко охарактеризовать это можно следующим образом: поэт потерял себя, наступил застой.

    Основная мысль поэмы каждым признавалась по-разному. Кто-то видел в ней поддержку революции, насмешку над символистическими взглядами. Кто-то, напротив, сатирический уклон и издевку над революционными порядками. Однако сам Блок при создании поэмы имел в виду и то и другое. Она противоречива, как и его настроение на тот момент.

    После издания "Двенадцать" все и без того слабые связи с символистами были разорваны. От Блока отвернулись почти все близкие друзья: Мережковский, Вяч, Прищвин, Сологуб, Пяст, Ахматова и другие.

    В Бальмонте к тому времени он разочаровывается сам. Таким образом, Блок остается практически один.

    Послереволюционное творчество

    1. "Возмездие", которое он так и писать.

    Революция прошла, а горечь от разочарования большевистской политики наросла и усилилась. Такой разрез между тем, что было обещано, и тем, что делалось в результате революции, стал для Блока невыносимым. Можно охарактеризовать творчество Блока кратко в этот период: не пишется ничего.

    Как будут писать впоследствии о смерти поэта, "его убили большевики". И это действительно так. Блок не сумел побороть в себе и принять такое расхождение между словом и делом новой власти. Не сумел простить себе поддержку большевиков, свою слепоту и недальновидность.

    Блок переживает сильнейший разлад внутри себя, полностью уходит в свои внутренние переживания и терзания. Следствием этого является болезнь. С апреля 1921 года по начало августа болезнь не отпускает поэта, терзая его все сильнее. Лишь изредка выходя из полузабытья, он пытается утешить свою жену, Любовь Менделееву (Блок). 7 августа Блок скончался.

    Где жил и творил поэт

    Сегодня биография и творчество Блока увлекают и вдохновляет многих. А место, где он жил и сочинял свои стихи и поэмы, превратилось в музей. По фотографиям мы можем судить об обстановке, в которой работал поэт.

    Внешний вид поместья, в котором проводил время поэт, вы можете увидеть на фото слева.

    Комната, в которой поэт провел последние горькие и тяжелые минуты жизни (фото ниже).

    Сегодня творчество поэта любят и изучают, им восхищаются, признают его глубину и целостность, необычность и яркость. Россия в творчестве Блока изучается на школьных занятиях, по этой теме пишут сочинения. Это дает полное право назвать автора великим поэтом. В прошлом символистом, затем революционером и на закате просто глубоко разочаровавшимся в жизни и власти несчастным человеком с горькой, тяжелой судьбой.

    В Санкт-Петербурге установлен памятник, увековечивающий имя автора в истории и отдающий должное уважение его неоспоримому таланту.

Л.А. Колобаева

В последнее время все чаще говорят о драматизме поэзии - говорят критики, историки литературы, поэты. М. Алигер, отвечая на анкету «Вопросов литературы», сказала: «...Блок научил меня тому, что сила и выразительность поэзии заключается прежде все­го в ее драматизме…».

Эта мысль вряд ли верна относительно поэзии вообще, но верна в отношении к Блоку.

Острейшее ощущение трагически непримиримых противоречий жизни присуще уже лирике второго тома собрания его стихотворений и заполняет собой стихи третьего. Образ «бездны разорванной в клочья лазури» - символ «разорванного» сознания, раздвоенной человеческой личности, теряющей себя во внутренней вражде противоположных стремлений, когда разум презирает чувства, а страсти смеются над разумом и долгом и ставят им ловушку.

Все это как будто совсем не похоже на то, что обещала поэзия Блока вначале. Однако это не так. Такими символами является не только Прекрасная Дама, но и Дон-Жуан (потом к ним добавится наиболее значительный - символ Куликова поля, Родины). Их смена, столкновение и внутренняя связь полны смысла. Вдумаемся в него.

Однако уже несколькими годами позже, на следующем этапе своего пути (1904-1908) поэзия Блока стала поэзией разуверений. Встреча поэта с живой реальностью в эпоху первой русской революции, в момент, когда социальные, классовые, политические противоречия российского общества были раскалены до взрыва, пока их не разрешившего, разбудила поэта от его «розовых снов», расколов идеальную цельность его личности и миросозерцания. На лирику Блока после «Стихов о Прекрасной Даме» можно смотреть под углом зрения разных проблем - стихийности, эстетства, уклонения от «пути» и т. п. И все эти и подобные обольщения Блок действительно узнал и прошел. К тому же в творчестве Блока этого периода можно отчетливее увидеть теперь и искушение «нигилизмом», духом отрицания и иронии.

Высокие идеальные начала жизни - те, которым Блок поклонялся прежде, - обесцениваются в глазах Блока, кажутся ему лживыми или бессильными, ничтожными: «некого любить», нечему «служить», не во что верить, некому даже «изменять» (как он скажет позже, в 10-е годы: «...нет счастья, нет измен...»). Ироническое мирочувствование (во второй период его творчества) грозит стать сплошным, закрывающим весь его горизонт, хотя Блок и сопротивляется этому. «Кривая» усмешка в художественном мире Блока появляется даже в картине неба, окрашивает собой природу:

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск.

(Характерен этот прозаический, даже технизированный образ «диска», заменяющий традиционно-поэтическую «луну».)

Художественный образ у Блока этого периода - образ реальный и в то же время призрачный, зыбкий, мерцающий, образ двуликий. Причем если раньше, в «Стихах о Прекрасной Даме», подобная символистская двуплановость образа была мистически возвышающей (в видимом, земном, человеческом поэту нужно было прозреть чудо, нечто бесконечное и безусловное), то теперь она, напротив, развенчивающая, горько-отрезвляющая, ироническая. Его поэзия движима отныне желанием уличить Город в его «безысходных обманах», в фальшивой жизненной игре, когда люди и вещи стано­вятся оборотнями:

Здесь ресторан, как храмы, светел,
И храм открыт, как ресторан...

Иронией и страданием одновременно, чувством «сораспятия» (по выражению Л.И. Тимофеева) переполнены пронзительные блоковские диссонансы, входящие в его лирику в эту пору, образы-парадоксы, соединяющие то, что не может и не должно соединяться, сочетания-кощунства, свя­тотатства, по существу неожиданно и убийственно точные - «кадило» становится «зловонным», красный фонарь публичного дома облачается «ризой»:

Там, на скале, веселый царь Взмахнул зловонное кадило, и ризой городская гарь Фонарь манящий облачила!

Ища по-прежнему «бесконечно красивых», желая безграничного добра, лирический герой в человеческой личности встречает лишь половинчатость - получувства, полукрасоту, получистоту, полусилу. Кошмарным видением преследуют его образы человеческой неопределенности - не белого, не черного, не молодого, не старого – образ «стареющего юноши»:

И в дождливой сети - не белой, не черной - Каждый скрывался - не молод и не стар.

В лирически пережитой, прочувствованной до дна духовной половинчатости обособленной личности, в приговоренное ее на «полусуществование» Блок угадал опаснейшую болезнь века, и поэтическое ее выражение стало одним из самых значительных открытий его психологической лирики.

Спасение Блока от «нигилизма» и эстетства (а они почти всегда рядом) заключалось не только в романтическом максимализме, безмерности его требований к действительности, но прежде всего в том, что Блок всегда помнил об истоках своей поэзии: знал о существовании единственной любви, безусловного идеала и цельности личности, - изведал всю силу «памяти об отчизне», как, символически обобщая, он все это называл. Недаром характернейший для зрелого Блока структурный тип лирического стихотворения - это исповедь о таком состоянии, когда сквозь переживаемое сейчас, в настоящем, прорывается (глухо, подавленна или непосредственно, в полный голос) - укором, сожалением, болью или надеждой - «напев» этой памяти. (Именно так построены стихотворения «Утро в Москве», «Когда-то гордый и надменный...», «Все, что память сберечь мне старается...», «Я вижу блеск, забытый мной...» и многие другие.)

Поэтический дон-жуанизм Блока весьма настойчив и своеобразен. Но нужно иметь в виду не только прямое обращение поэта к образу Дон-Жуана (в стихотворении «Шаги командора», 1910-1912 гг.; в поэме «Возмездие» и др.), но и косвенное - в широком контексте любовной лирики поэта, многообразно варьирующей ситуацию дон-жуанства.

Дон-Жуан является в литературе рубежа веков не только у Блока. Можно назвать такие произведения, как «Дон-Жуан. Отрывки из ненаписанной поэмы» К. Бальмонта (1898), «Отвергнутый Дон-Жуан. Драматическая трилогия в стихах» С. Рафаловича (1907), критические и историко-литературные статьи «Тип Дон-Жуана в мировой литературе» Бальмонта (1903), «Дон-Жуан» графа Алексея Толстого. Историко-литературный этюд» Маргариты Соломон (1907) и др.

Это не просто случайность. Хотя можно было смеяться, как это делал автор «Возмездия», над старомодностью и неуместностью Дон-Жуана в нынешнем веке, его загадка явно задевала Блока и его современников.

Символ Дон-Жуана приходится кстати в кризисные моменты жизни - жизни человеческой личности и общества - в пору «распутий». Когда каждому предстоит выбор и решение, но решение дается слишком трудно, оно еще не принято, и потому в мифе о Дон-Жуане необычайно притягательной становится бесконечность стремлений и возможностей, неспособность смириться с неизбежной односторонностью всякого решения.

К. Бальмонт пытается романтизировать в своем Дон-Жуане именно это - вечный мятеж страстей, нескончаемый любовный поиск - поиск красоты. Преодолеть временность, конечность каждого конкретного человеческого чувства, продлить его «миг», по Бальмонту, невозможно, да и не нуж­но. Поэтому мудрость состоит в том, чтобы уметь свободно отдаться переходам, переменам чувств. Под стать Дон- Жуану в его лирике и женская суть (а в ней тайна самой жизни), символизированная образом женщины «с прочь глядящими глазами», образом «змеиной неверности». Изменчивость, многообразная игра форм жизни и есть высшая ее поэзия и красота, утверждает К. Бальмонт.

Но драматизм Дон-Жуана - разрушающая и разрушительная энергия характера - осмыслен в его поэзии крайне поверхностно. В герое «Отрывков из ненаписанной поэмы» мы видим отнюдь не страдание от невозможности найти в реальности желанный высший образец красоты, но скорее упоение процессом вечной чувственной игры. В конечном счете бальмонтовский Дон-Жуан (если его брать широко - как личность определенного типа во всей его лирике) даже не тот, за кого его выдает автор. И в этом, разумеется, причина художественной слабости образа. Однако в нем есть и некоторый объективный художественный смысл. Полная психологическая непредсказуемость, неожиданность проявлений бальмонтовского героя выражает не столько неудержимую стихию чувств, сколько самолюбивое желание личности такую «стихийность» в себе культивировать. «Любить? - Любя, убить - вот красота любви...»; «Приблизься: тебе я всю правду скажу, /А может быть, только ужалю...»; Но согрею ль я другого или я его убью,/ Неизменной сохраню я душу вольную мою...». Такова логика всех маленьких «дон-жуанов» нашего века, «дон-жуанов»-коллекционеров, когда - в эпоху рационализма - эмоциональная стихия мельчает, в качестве редкости дорожает в цене и потому иногда симулируется, изображается личностью.

Художественная суть образа Дон-Жуана в поэзии К. Бальмонта - по замыслу «трагедия эстетизма» - в действительности не трагедия, а мелодрама самовлюбленности и самоутверждения индивидуалистической личности.

Блоковский же Дон-Жуан поистине глубок и трагичен. Трагическое начало, губящее других и гибельное для него самого, акцентировано. Стихотворение Блока о Дон-Жуане недаром названо «Шаги Командора». В легенде о вечном любовнике поэтом выделено именно это - не прелесть обольщения и любовной игры, не ликование страсти, а час расплаты, возмездия, ужас приближающейся встречи с Командором, со смертью. Перед нами Дон-Жуан не обворожительный, не всепобеждающий, даже не смелый и не свободный, а охваченный страхом:

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Однако еще более важно другое. О противоречиях этого мирового литературного типа однажды (тем же Бальмонтом) было верно замечено: «Не то отталкивает нас в Дон-Жуане, что он любил многих женщин, а то, что он смешал любовь с обманом». Блоковский же Дон-Жуан поражает нас тем (и в этом его глубокая, хотя и трагичная человечность), что в нем - в отличие от всех мировых «дон-жуанов» - нет ни тени фальши. Он гибнет и губит, но не обманывает. И он сам - главная жертва. Весь отдаваясь любовному «пожару», «игре трагических страстей», он всегда готов к самоотдаче, к самоказни, к тому, чтобы безжалостно выдать себя на пытку. Так, жестоким самосудом звучит последняя строфа «Унижения» (1911):

Ты смела! Так еще будь бесстрашней!
Я - не муж, не жених твой, не друг!
Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце - острый французский каблук!

Художественная неповторимость и притягательность блоковского Дон-Жуана еще и в том, что в хмелю страстей он верен думе о любви навсегда, не развенчал ее, живет воспоминаниями о ней и все измеряет ею: «Разве это мы звали любовью?» (Курсив Блока.- Л. К.). Как ни парадоксально, его Дон-Жуан в своей сокровенной глубине остается рыцарем Прекрасной Дамы, бесконечно от нее далеким, но внутренне нераздельно с ней связанным. И в этом парадоксе поэт прозревает одну из действительных духовных драм своей эпохи (драмы, пожалуй не знавшей до XX в. такого размаха!) - разделение личности на «внутреннего человека» и «внешнего» - того, кто еще удерживает «в уме», про себя, высокие желания чего-то цельного, гармонического, устойчивого, и - того, другого, реализующегося в действиях, в жизненной практике, каждый день уступающего прихоти случая и в итоге разбитого на куски.

Так, в любовной лирике Блока, даже в пределах «дон-жуанского» ее мотива, просматривается складывающаяся в его творчестве концепция трагической личности, трагического гуманизма. Поэт признает неизбежность и правоту свободы, «мятежа» чувств, даже «произвола» личности и одновременно - необходимость принятого ею высшего, надличного «закона», но пока не в состоянии их примирить.

И в каждом сердце, в мысли каждой -
Свой произвол и свой закон...

В 10-е годы поэт создает образы огромной художественной силы, образы трагического одиночества личности. Особенно выделяется среди них стихотворение «Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь...», отмеченное самим автором как «очень важное». Образ сильной личности предстает в облике женщины-«кометы» - свободной, «ничьей» и отверженной. При всем таинственно космическом, вселенском колорите стихотворения, запечатленная в героине женственность далека от Вечной женственности Прекрасной Дамы. Мы угадываем здесь реальную, вполне земную женскую судьбу, близкую к судьбе тех русских женщин, которые (подобно прототипу героини стихотворения актрисе Л.А. Дельмас) уже тогда искали творческой активности, дерзали войти в искусство, в театр, в общественную жизнь. Это женственность той, что посмела стать самостоятельной и независимой, за что и наказана, обречена на трагическое одиночество.

Сама себе закон - летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе - лишь красный облак дыма,
Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!

Именно в самозаконности личности, не ведающей «орбит», источник ее неизъяснимой прелести, но и ее вины:

Здесь - страшная печать отверженности женской
За прелесть дивную - постичь ее нет сил...
И в зареве его - твоя безумна младость...
Всё - музыка и свет: нет счастья, нет измен...
Мелодией одной звучат печаль и радость...
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен . (Курсив Блока. - Л. К.)

Личность права, ступая на свой, никем не вычисленный, опасный, даже неправильный путь. Это, по Блоку, бунт против неправого устройства всей жизни: «Все так ужасно, что личная гибель, зарывание своей души в землю - есть право каждого. Это - возмездие той кучке олигархии, которая угнетает весь мир». Но человеку не миновать и тяжкой расплаты за свой «произвол», уклонение от «орбит».

Оправдывая первое - спонтанную волю личности к жизни «в полную меру», вплоть до соблазна «вседозволенности», проклятой Достоевским, Блок, конечно, не может на этом остановиться. Вновь и вновь в его лирике возникает сопротивление эгоцентрическому беззаконию личности и поиск смиряющего его высшего, надличностного начала, приобщающего к всеобщему, мировому, народному.

Трагическим пафосом насыщены стихи Блока о счастье - такие, как «И вновь - порывы юных лет...» (1912), «Миры летят. Года летят...» (1912), «Ты жил один! Друзей ты не искал...» (1914).

В авторе этих стихов - в отличие от многих поэтов-модернистов, как пошлость презревших надежду человечества на счастье, а также в отличие от связанных с этой средой философов-идеалистов типа Н. Бердяева или С. Булгакова - нет ни тени интеллектуалистского высокомерия в отношении к эвдемонизму.

И тем не менее в стихах Блока несомненна отчаянная горечь отрицания личного поиска счастья:

И вновь - порывы юных лет,
И взрывы сил, и крайность мнений...
Но счастья не было - и нет.
Хоть в этом больше нет сомнений!
Пройди опасные года.
Тебя подстерегают всюду.
Но если выйдешь цел - тогда
Ты, наконец, поверишь чуду,
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на пол-жизни не хватило...

Объяснение всего этого не только в мысли Блока, созвучной идее Лермонтова, о гордом отказе личности от блаженства невечного, преходящего: «не можем сохранить Неумирающего счастья...».

Блоковское отрицание «счастья» глубже, трагичнее. Счастье виновно не только в своей слабости, временности, но в том, что на нем в этом «страшном мире» непременно лежит тень эгоистического начала, инстинкта обладания, присвоения и обособленности - печать принципа «мое!». Подлинная духовная зрелость, свобода личности и состоит в готовности отказаться от самовластного «мое!» и принять необходимое «наше», связь с миром:

И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь.

В отношении к счастью лирического героя А. Блока выражена вся трагическая раздвоенность личности. С одной стороны, горечь «несбыточной мечты», а с другой - неотступное вопрошание «сердца» все о том же, о счастье, и возвращение на круг надежды.

Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - который раз?

В художественном постижении подобного упрямства, непримиримости человеческой души, твердящей о счастье вопреки «годам», «мирам», «придуманным причинам», Блоком-гуманистом открыт некий, пусть еще неразгаданный, но вечный, непреложный и правый ее «закон».

Одной из вершин трагического гуманизма А. Блока стал его «Соловьиный сад» (1915).

Нужно во многом пересмотреть толкование «Соловьиного сада», ставшее у нас привычным. Неверно усматривать смысл поэмы в идее однозначного торжества долга - возвращения героя к трудной, но достойной, трудовой жизни. В действительности это поэма с непримиримым конфликтом и трагическим исходом.

Все произведение пронизывает пафос несогласованности двух жизненных начал, двух путей бытия - жизни на скалистом берегу, жизни вечного работника, терпящего все тяготы мира («зной», тесноту, обездоленность, скуку и однообразие существования), и «сада» счастья, с его символами изобильной красоты («лишних роз»), услады искусством, любовной страстью. Сюжетное движение поэмы в сложном взаимодействии этих «краев». Между ними не только разительное несходство и чуждость, но и тайна неизъяснимой тяги друг к другу, словно между двумя берегами: когда стоишь на одном, манит другой, противоположный. Именно так происходит с героем: когда он на своем трудном пути, его соблазняет соловьиный напев, когда же в «соловьином саду», он слышит зов моря и к нему возвращается.

Но почему так происходит? В чем Блок видит причину блужданий героя? Причина его бегства из «сада» - не разочарование. Напротив, «соловьиный сад» лучше, краше самой мечты героя:

Чуждый край незнакомого счастья
Мне открыли объятия те,
И звенели, спадая, запястья
Громче, чем в моей нищей мечте.

«Чары» соловьиного сада навсегда захватывают душу героя, ему не забыть этого «края».

Не случайно также беззвучию скалистого берега (до заключительных частей поэмы) противостоит звучность «соловьиного сада». В «саду» «не смолкает напев соловьиный, что-то шепчут ручьи и листы...», «кто-то тихо смеется», раздается «сладкая песнь», сама любовь переливается в звуки - в звон спадающих запястий. И все это соединяется в образ «звенящего сада». Многозвучность его - символ полноты, радостного разнообразия жизни.

Но в каждом из этих миров есть и своя крайняя односторонность, своя «вина». Это, с одной стороны, безрадостность, суровость, однообразие существования, символизированного, в частности, образом бесконечного повторения, круговращения пути работника с осликом:

Донесем до железной дороги,
Сложим в кучу, - и к морю опять...

А с другой стороны - замкнутость «соловьиного сада», его эгоистическая огражденность от «дольнего горя», рождающие «сиротство» души героя.

Потому в нем и пробуждается тяга назад, к морскому простору, который теперь, к финалу, уже озвучен и так мощно, что в «шумах прилива», в «рокотании моря» глохнет «соловьиная песнь». И тем не менее возвращение героя на круги своя, к суровому долгу, труду и самообузданию, - не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Ибо это потери действительных, необходимых человеку благ - свободы чувств, счастья любви, наслаждения искусством, красотой, многообразием жизни.

В поэме выражена идея трагической несовместимости этих двух «берегов» жизни. Сущность индивидуального и социального российского бытия в эту пору преломлялась у Блока, по его собственным словам, в «трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего...»: действительности и искусства, народа и интеллигенции, политики и духовного творчества.

В поэме слышится также общечеловеческий философский вопрос: «наслаждение или долг?» (если использовать формулу экзистенциалистской философии Киркегора). И ответ остается дилеммой: «или - или...».

Жизнь личности «меж двух огней» Блок стремится художественно осознать и в историческом аспекте. В поэме «Возмездие» духовный облик и «родовая» история героя, дворянского интеллигента, отмечена печатью «двоеверья». В таком «двоеверьи» смешались преданность национальной «старине» («живая память старины») с нигилизмом («то нигилист в косоворотке...»). И подчеркнем: подобное - родовое, так сказать, - свойство Блок оценивает с удивительной социальной прозорливостью, приближаясь к горьковской оценке общественной и духовной «промежуточности» русского интеллигента-либерала, с его зависимостью от двух традиционных в нашей истории авторитетов - веры в народ и, условно, в «доброго царя».

Подобное состояние «меж двух огней», абстрагируясь в романтическом сознании Блока, превращается у него в черту русской истории вообще, в черту национального характера.

Где же и в чем ищет Блок разрешения опутывающих жизнь противоречий? Что для него может быть «достойного» в этом «страшном мире», в реальной российской действительности эпохи между двух революций? Довольство «сытых»? Проклятье каторжного труда? Могущество бездушной техники? Довольство мещан всех рангов было изобличено поэтом еще в дни пятого года («Сытые»). «Жалкая» сила технического идола - погоня за «рекордом»- развенчана им в «Авиаторе» («И жалкий мировой рекорд!»). Не спасает современную личность и «бред любви», потому что страсть отделилась от любви, стала всего лишь «черствой чувственностью» (выражение А. Белого), чувством зимним, вьюжным, не греющим душу, отнимающим у человека свободу и «память об отчизне».

Но Блок не был бы Блоком, если бы остановился перед этим - перед неразрешимостью «человеческой задачи». Поэт - в «вечном бою» с самим собой. С трагической концепцией личности и трагическим гуманизмом, с «Соловьиным садом» спорят другие его произве­дения, и прежде всего стихотворный цикл «Родина» (1907-1916). Здесь брезжат просветы, намечаются выходы из тупиков.

Цикл стихов «Родина» был создан напряжением творческой воли поэта - устоять перед отчаянием в «страшном мире», не отдать ему на поругание самого святого («Как не бросить все на свете, не отчаяться во всем...»). Художественная мысль А. Блока здесь поистине бесстрашна. Поэт пытает себя последними вопросами и пределами - смертным часом (такова ситуация «Последнего напутствия») и воспоминанием об утре человеческой жизни («Снится - снова я мальчик...»); тишиной уединенного «старого дома» и желанием слиться с «тысячью жизней», с ветром истории; постылой очевидностью («Грешить бесстыдно, непробудно...») и сказкой и «снами» души.

Оригинальность блоковского подхода к патриотической теме состоит не только в многоаспектности, «полифоничности» ее рассмотрения. Художественное сознание Блока синтетично - это мышление противоположностями: образный поток движется как бы по множеству меридианов от полюса к полюсу, в стремлении охватить всю сферу целиком.

Однако исследователи нередко не­вольно недооценивают целостность замысла, когда выдвигают в качестве главных одни стихотворения - «Россия», «Русь моя...», «На поле Куликовом», «Новая Америка», «Коршун», - те, что прямо связаны с темой Родины, - и отодвигают на второй план, словно не замечают, другие - «Ветер стих, и слава заревая...», «Сны», «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...» и пр. - те, что кажутся слишком личными, частными.

Известно, что в строе блоковских стихов о Родине образы «Русь моя» и «Жена моя» - всегда близко, всегда рядом. Вдумываясь в это, понимаешь, что подобная близость - больше, нежели поэтическая аналогия, метафора, выражающая страстную интимность патриотического чувства Блока. Эти две любви - к единственной женщине и к единственной на Земле стране, Родине - два высших божественных зова жизни, две главные человеческие необходимости, которые, по Блоку, имеют общую природу, некие общие законы. И та, и другая любовь драматичны, в каждой свое неизбежное страдание, свой «крест», и поэт «бережно» несёт его через всю жизнь:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...

Драма той и другой любви имеет, в глубине своей, и какие-то общие пути исхода, разрешения. Исход зависит от умения связать начала и концы бытия, понять его как целое. И один человек, и вся страна, оглядываясь назад, на прошлое, могут найти в критически» моментах своей истории - моментах крайнего напряжения и возвышения духа, как Россия в памяти о Куликовом поле, - надежду на прорыв трагического круга противоречий, на разрешение неразрешимого: «и невозможное возможно...».

Возвращаясь к минувшему, к памяти - индивидуальной и исторической, - А. Блок ищет подтверждения своих надежд на будущее. Реальная их опора для поэта прежде всего народный характер. Своеобразие народного характера видится А. Блоку в его трагическом «отсвете», отражающем великие трудности русского исторического пути, его «вечного боя»:

От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть...

Ключевые слова: Александр Блок, русский символизм, поэты серебряного века, критика на творчество Александра Блока, критика на стихи Александра Блока, анализ стихов Александра Блока, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века

Личностные опросники позволяют получить информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне – от его физического и психического состояния до его морально – этических, общественных взглядов и характера межличностных отношений. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки.

При проведении профессионального психологического отбора в качестве обязательной методики эмоционально - личностного блока с целью определения группы профессиональной пригодности кандидатов рекомендуется применять многоуровневый личностный опросник «Адаптивность».

МЛО «Адаптивность» предназначен для изучения адаптационных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических, социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям дисциплины, правопорядка, суицидальным попыткам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

Опросник включает следующие шкалы:

Достоверность;

Поведенческая регуляция;

Коммуникативный потенциал;

Моральная нормативность;

Личностный адаптивный потенциал.

При необходимости получения дополнительной информации об эмоциональных и характерологических особенностях, коммуникативных качествах и направленности личности предлагается использовать следующие методики:

1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л.Н. Собчик.

Представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Основным отличием данного варианта методики от широко распространенного в нашей стране другого варианта опросника (Ф.Б. Березин) является его выраженная психологическая, а не психопатологическая направленность. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора, профориентации, комплектования коллективов и расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата.

2. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину.

Методика является первым вариантом оригинального теста ММРI. Основным отличием данной методики от варианта, предложенного Л.Н. Собчик, является значительно более жесткая медицинская направленность теста, отсутствие возможности работы с дополнительными шкалами и более короткая процедура тестирования, что имеет немаловажное значение при массовом отборе кандидатов

3. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16 PF).

Факторный личностный опросник – одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, дающих многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционными факторами. В отличие от многих других личностных опросников, опросник 16 PF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы, найти компенсаторные механизмы поддержания психического здоровья. Наиболее адекватными сферами применения опросника являются психолого–педагогическое консультирование, профессиональное консультирование и отбор.

4._Методика диагностики личностной и реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Методика предназначена для измерения тревожности и как личностного свойства, и как состояния. С помощью данного опросника определяется личностная и ситуационная тревожность.

5. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация В.Г. Норакидзе).

Опросник предназначен для измерения уровня тревожности.

6. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Эти черты являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Данный опросник позволяет определить эти акцентуации, т.е. выраженность отдельных черт характера, которые можно отнести к крайней психической норме. При неблагоприятных обстоятельствах они могут привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

7. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они выделяются в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Оcтуда: оценка и сила. Данная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью методики Т. Лири выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

8. САН (самочувствие, активность, настроение).

Три основные составляющие психоэмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Данная методика является разновидностью опросников состояний и настроений и позволяет исследовать особенности психоэмоционального состояния. Разработана В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай и М.П. Мирошниковым.

9. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу.

Тест разработан на основе дифференциально – психофизиологической концепции Павлова – Теплова и направлен на измерение трех основных характеристик нервной системы: уровня и силы процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности.

10. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 1).

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремления к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремления проявлять инициативу и т.д.).

11. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК).

Методика предназначена для определения уровня субъективного контроля личности – характеристики степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки. Эта характеристика определяется по месту локализации человеком контроля за значимыми для себя событиями и оценивается по шкале локуса контроля: интернальность – экстернальность.

12. Методика измерения ригидности.

Ригидность является чертой личности, относимой психологами к числу важнейших. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Данная методика позволяет определить выраженность ригидности, как тенденции к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособности изменить личную точку зрения.

13. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выражать именно в терминах чувств и эмоций. Данная методика призвана обнаружить доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера.

14. Проективные тесты «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ), «Дом, дерево, человек» (ДДЧ).

Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, определяющими процесс рисования. Проективные методики предназначены для измерения не психологической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой. Порождаемый образ фантазии фигуры человека, несуществующего животного связан с «Я - образом» субъекта, уровнем притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. Рисунок связан с метафорами речи. То, что содержится в рисунке (место расположения, детали и их взаимоотношения), переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. В рисунке «Дом» исследуется целостный образ, оценивающий положение в семье. Рисунок «Дерево» относится к личности испытуемого, его конкретным проблемам, очень часто скрытым от самого человека.

15. Методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви.

Проективная методика исследования личности. Позволяет охарактеризовать систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего и противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к прошлому и будущему. Позволяет выявить испытываемые человеком страхи и опасения, чувство осознания собственной вины.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта