Главная » 2 Распространение » Начальная форма глагола убился. Начальная форма глагола

Начальная форма глагола убился. Начальная форма глагола

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.

В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я - я делаю , если ты - ты делаешь .

Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно - есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня , сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.

Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола , она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).

Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).

Например:

перейти дорогу (рис. 2) - переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.

Рис. 2. Дети переходят дорогу () Идти - глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.

Учиться - глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.

Учить - невозвратный глагол (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик учит уроки ()

Вести (что делать? ) - несовершенный вид.

Отвести (что сделать? ) - совершенный вид.

Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.

Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть . Например:

петь - суффикс -ть (рис. 4)

Рис. 4. Дети поют ()

грести - суффикс -ти

умываться - суффикс -ть , который стоит перед -ся

Но иногда инфинитив заканчивается на -чь , которое возникло из сочетания -к или с -ти . Глагол стричь образовался так: было стригу + ти - стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти - пекти , а из слова пекти возникло печь .

Суффиксы -ти , -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив - это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс .

Формообразующие суффиксы -ть и -л-

печься (суффикс -чь- ) - пеклась (суффикс -л- )

стараться (суффикс -ть ) - старались (суффикс -л- )

Инфинитив - это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал , иду , глядит , вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:

бежать

идти

глядеть

Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.

Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:

продолжа…т

Для этого ставим его в начальную форму:

продолжить

Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и- , значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и - продолжаи т .

Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола - это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает? ), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:

продолжать (что делать? ).

А от неопределённой формы продолжить (что сделать? ) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида - продолжит (что сделает? ).

Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму - бежать (а не бегать ). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать? ), но значения у них отличаются. Бежать - это единичное действие, а бегать - повторяющееся (личная форма от него будет - бегает ). То же самое со словами:

одобрим - одобрить , а не одобрят ь. От слова одобрять мы образуем форму одобряем .

захаживает - захаживать , а не заходить , от которого личная форма - заходит .

Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.

В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.

Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:

глаголы на -ять: сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.

глагол на -ить: клеить.

С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека - Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка» .

Рис. 5. А.А. Зализняк ()

Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.

О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные , т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.

Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).

Или в роли дополнения:

Попросил (о чём?) отдать - дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.

Или в роли обстоятельства:

Пришли (зачем?) обсудить - обстоятельство цели.

Определением инфинитив тоже может быть:

Желание (какое?) высказать .

Сказуемым инфинитив тоже может быть:

Предупредить - это сказуемое.

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.

Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - и в форме рода.

Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.

В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
  1. Postnauka.ru ().
  2. Postnauka.ru ().
  3. Википедия ().

Домашнее задание

  • Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола .
  • Прочитайте слова и определите их начальную форму:

Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.

  • Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.

Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»

Тема урока : Начальная форма глагола

Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.

Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .

Формирование УУД .

Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.

Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок .

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1

2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .

II.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

Что такое глагол ?

Изменяется ли глагол по числам ?

Какие три времени имеет глагол ?

Как называется глагол на тувинском языке ?

Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?

Как изменяются глаголы на тувинском языке ?

2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)

А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .

Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .

Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .

III. Новая тема.

1. Работа по таблице.

Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.

Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)

Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.

IV. Закрепление новой темы.

Читайте действия и выполните движения. слайд 3

1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .

Что делать? Что сделать?

тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать

я должен (должна) решать решить

Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?

2. Составление диалогов по образцам. слайд 5

3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6

V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?

На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?

Назовите окончания глаголов неопределённой формы .

Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.

Выставление оценок учителем.

Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.

Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57

Публикации по теме:

«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.

Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.

Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.

Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.

Что такое начальная форма и как поставить в нее слово?

Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.

В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.

Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).

У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.

Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.

Начальная форма глагола

Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?

Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.

Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.

Что мы узнали?

Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта