План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Кататься
Люби
Началась пахота (Пришвин).
Началась
На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.
В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я - я делаю , если ты - ты делаешь .
Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно - есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня , сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.
Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола , она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).
Например:
перейти дорогу (рис. 2) - переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.
Рис. 2. Дети переходят дорогу () Идти - глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.
Учиться - глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.
Учить - невозвратный глагол (рис. 3).
Рис. 3. Мальчик учит уроки ()
Вести (что делать? ) - несовершенный вид.
Отвести (что сделать? ) - совершенный вид.
Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.
Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть . Например:
петь - суффикс -ть (рис. 4)
Рис. 4. Дети поют ()
грести - суффикс -ти
умываться - суффикс -ть , который стоит перед -ся
Но иногда инфинитив заканчивается на -чь , которое возникло из сочетания -к или -г с -ти . Глагол стричь образовался так: было стригу + ти - стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти - пекти , а из слова пекти возникло печь .
Суффиксы -ти , -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив - это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс -л .
Формообразующие суффиксы -ть и -л-
печься (суффикс -чь- ) - пеклась (суффикс -л- )
стараться (суффикс -ть ) - старались (суффикс -л- )
Инфинитив - это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал , иду , глядит , вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:
бежать
идти
глядеть
Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.
Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:
продолжа…т
Для этого ставим его в начальную форму:
продолжить
Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и- , значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и - продолжаи т .
Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола - это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает? ), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:
продолжать (что делать? ).
А от неопределённой формы продолжить (что сделать? ) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида - продолжит (что сделает? ).
Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму - бежать (а не бегать ). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать? ), но значения у них отличаются. Бежать - это единичное действие, а бегать - повторяющееся (личная форма от него будет - бегает ). То же самое со словами:
одобрим - одобрить , а не одобрят ь. От слова одобрять мы образуем форму одобряем .
захаживает - захаживать , а не заходить , от которого личная форма - заходит .
Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.
В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.
Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:
глаголы на -ять: сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.
глагол на -ить: клеить.
С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека - Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка» .
Рис. 5. А.А. Зализняк ()
Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.
О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные , т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.
Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).
Или в роли дополнения:
Попросил (о чём?) отдать - дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.
Или в роли обстоятельства:
Пришли (зачем?) обсудить - обстоятельство цели.
Определением инфинитив тоже может быть:
Желание (какое?) высказать .
Сказуемым инфинитив тоже может быть:
Предупредить - это сказуемое.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.
Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - и в форме рода.
Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.
В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).
Список литературы
Домашнее задание
Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.
Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»
Тема урока : Начальная форма глагола
Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.
Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.
2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .
Формирование УУД .
Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.
Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.
I.Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок .
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1
2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .
II.Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
Что такое глагол ?
Изменяется ли глагол по числам ?
Какие три времени имеет глагол ?
Как называется глагол на тувинском языке ?
Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?
Как изменяются глаголы на тувинском языке ?
2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)
А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .
Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .
Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .
III. Новая тема.
1. Работа по таблице.
Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.
Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)
Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.
IV. Закрепление новой темы.
Читайте действия и выполните движения. слайд 3
1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .
Что делать? Что сделать?
тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать
я должен (должна) решать решить
Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Составление диалогов по образцам. слайд 5
3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6
V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?
На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?
Назовите окончания глаголов неопределённой формы .
Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.
Выставление оценок учителем.
Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.
Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57
Публикации по теме:
«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.
Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.
Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.
Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.
Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.