Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных, производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и прежде всего к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.
Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К.Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют люди, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи.
К нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям может привести неадекватность самооценки. В поведении это проявляется выбором слишком трудных или слишком легких целей, повышенной тревожностью, неуверенностью в своих силах, тенденцией избегать ситуации соревнования, некритичностью в оценке достигнутого, ошибочностью прогноза и т.п.
Рассмотрим более подробно, что такое самооценка и уровень притязаний.
Наша самооценка является оценочной составляющей нашей Я-концепции. Что такое Я-концепция? Концепция - это некоторая теория. В нашем случае - это теория... «Я». То есть теория, описывающая - кто я такой и как я к этому отношусь.
То есть Я-концепция - это система, состоящая из представлений человека о себе и его отношений к этим представлениям. Чаще всего в Я-концепции выделяют три элемента:
Уровень притязаний: основные понятия, диагностические процедуры и экспериментальные феномены. Связь уровня притязаний с самооценкой.
План ответа
Уровень притязаний.
Методика исследования.
Методика Ф. Хоппе.
Опросники.
Эксперименты Хоппе.
Ответ:
Уровень притязаний.
Уровень притязаний – сообщаемая экспериментатору и принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известному, более или менее освоенному решению задач. ; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.
Характеризует:
1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;
2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;
3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.
Различают частный и общий уровень притязаний.
Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.
Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:
1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;
2) снизить их, чтобы избежать неудачи.
Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Методика исследования.
Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:
Высота уровня притязания: высокий – низкий
Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный
Динамика – как изменяется уровень притязания.
Методика Хоппе.
Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.
Эти методики строятся по следующей экспериментальной схеме: испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и его поведением в зависимости от успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со слишком высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.
Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.
Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме: на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова: "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.
Ф. Хоппе подчеркивал, что в такой обстановке было возможно получать информацию о притязаниях участников исследования непосредственно в ходе его проведения. Поведение испытуемых в ходе опыта, их спонтанные высказывания тщательно протоколировались.
Ф. Хоппе оценивал уровень притязаний, опираясь на три источника:
1. Прямые указания испытуемых на их уровень притязаний
2. Экспрессивные проявления, свидетельствующие о переживании успеха и неудачи
3. Поведение участников эксперимента
В одной из модификаций методики Ф. Хоппе, используемой в настоящее время, в качестве стимульного материала выступают карточки с напечатанными на них анаграммами. Испытуемому предъявляются шесть рядов по шесть карточек с заданиями в каждом. Ему сообщается, что сложность заданий возрастает от первого ряда к шестому. От сложности задания зависит количество баллов – оно равно номеру ряда. Баллы испытуемый набирает только в случае успешного выполнения задания, в противном случае за задание ему выставляется ноль. Цель участники эксперимента – получить наибольшее количество баллов. Время решения ограничено (2 минуты на каждое задание). Вся эта информация также доводится до сведения тестируемого до начала эксперимента. Тестируемый имеет право взять карточку из любого ряда (всего 10 карточек). По тому, какие задачи он выбирает, как реагирует на успех и неудачу, и определяется его уровень притязаний.
Основные термины:
Уровень притязаний предполагает цель, имеющую внутреннюю структуру,(например, когда кидают дротики – попасть в 10 это идеальная цель). Уровень цели действия обычно берется как критерий уровня притязаний индивида. Цель действия – это та цель, которую нам сообщает индивид, после того как уже получил результат после первого действия.
Иногда цель действия приближается к иделальной цели, иногда удаляется – это будет называться внутренним несоответствиемЕсли сравнивать уровни целей – то мы получим целевое несоответствие.
Результат действия можно назвать величиной достижения разница между уровнем притязания и величиной достижения – несоответствие достижения (от него будет зависеть успех или неудача)
Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.
Тест Шварцландера "Исследование уровня притязаний" (вариант В. и И. Буяновых) представляется как проверка моторной координации. Этот тест является экспресс-методикой и позволяет быстро (буквально за несколько минут) определить уровень притязаний человека.
Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по общему количеству проб. Ему необходимо поставить крестики в максимальном количестве квадратиков в одном из прямоугольников за определенное время. Предварительно его просят назвать количество квадратов, которое он предполагает отметить за 10 секунд. После каждой пробы испытуемый подсчитывает количество реально отмеченных им квадратиков. Время от пробы к пробе уменьшается на 1 секунду.
При обработке результатов сопоставляется количество крестиков, которое испытуемый предполагал отметить, с их реальным количеством. Таким образом – по специальной формуле – определяется целевое отклонение. В зависимости от него выявляется уровень притязаний человека – чем меньше целевое отклонение, тем выше уровень притязаний (от нереально низкого до нереально высокого).
Есть и другие методики, направленные на диагностику уровня притязаний. Например, тест "Решетка мотивации достижений" Н. Шмальта позволяет рассчитать показатель "чистой надежды", по которому можно судить о том, что преобладает у данного испытуемого – надежда на успех или боязнь неудачи, или же они сбалансированы.
Опросники.
Кроме экспериментальных методик исследования уровня притязаний в распоряжении психологов имеются специально разработанные опросники.
В качестве примера можно привести вариант методики В. Гербачевского, предложенный К. Малышевым и предназначенный для оценки уровня притязаний руководителя. С ее помощью можно определить мотивационные компоненты, связанные с уровнем притязаний, непосредственно в ходе эксперимента. Методика позволяет выявить опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение "Я" индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний, а также роль разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм притязаний.
Эта методика включает в себя 54 вопроса-утверждения. Испытуемый заполняет опросник во время выполнения той или иной деятельности – после выполнения какого-то ее этапа. Инструкция и сам опросник выдаются испытуемым до начала эксперимента. При обработке результатов ответы переводятся в баллы с помощью специального ключа для каждого из 18 компонентов мотивационной структуры и происходит их диагностика. Анализ результатов проводится с учетом того, что при решении проблемы актуализируются различные потребности и мотивы. Исходя из них, человек оценивает трудность задания и прогнозирует свой успех или неудачу.
Достоинством этой методики является ее высокая надежность и валидность, а недостатком – отсутствие нормативных данных. Результаты каждого теста по себе ничего не говорят, для получения выводов они сопоставляются с результатами данной группы.
Методики Т. Элерса – "Диагностика личности на мотивацию к успеху" и "Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач" также являются опросниками. Первый состоит из 41 вопроса. Ответы обрабатываются в соответствии с ключом. В зависимости от количества набранных баллов определяется уровень мотивации к успеху – от низкой до слишком высокой. Второй опросник включает в себя список слов из 30 строк по 3 слова в каждой строке. Испытуемый должен выбрать одно из 3-х слов, которое наиболее точно его характеризует. Для подсчета баллов дается ключ. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше мотивация к удаче. Результаты, полученные по этим двум опросникам, рекомендуется анализировать в совокупности. Тогда можно получить общую картину уровня притязаний человека. Исследования, проведенные с помощью этих и других методик исследования уровня притязаний, показывают, что эта характеристика личности действительно является одной из самых значимых, именно поэтому она часто диагностируется при профотборе.
себя и свои возможности, это приводит к устойчивой потере уверенности в успехе и деформации личности.
Уровень притязаний и самооценка.
Это образование, тесно связанное с самооценкой личности. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п.
Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.
Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Затем созданная таким образом активность переключается в сферу, где надо повысить уровень притязаний личности и восстановить снизившуюся самооценку. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.
В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера.
Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих возможностей (см . Я-концепция ), Сохранение которой стало для человека потребностью.
Уровень притязаний личности, который относится к достижению в отдельных видах и областях деятельности (напр., в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.), называется частным. В основе такого У. п. л. лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний личности может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека, и прежде всего к тем, в которых проявляются его умственные и нравственные качества. В основе такого У. п. л. лежит целостная оценка себя как личности.
Понятие Уровень притязаний личности было введено К. Левином и его учениками. Было показано, что У. п. л. в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности, однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений как успешных или неуспешных (см . Достижения мотив ). Уровень притязаний личности м. б. адекватным возможностям индивида и неадекватным (заниженным, завышенным). Завышенный уровень притязаний личности может стать источником аффекта неадекватности.
При воспитании детей важно учитывать особенности У. п. л., так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка как с др. людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности (см . Аффективные дети , Притязания детские).
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Уровень притязаний - характеризует:
Каждый человек имеет определённую цель в своей жизни. Кто-то мечтает, а кто-то ставит перед собой точные цели и задачи, которые во чтобы то ни стало стремится достигнуть. Это и считается притязанием, просто в другой терминологии. Уровень притязания - это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достоянным для себя.
В этом случае и происходит самое интересное: почему у некоторых людей повышенный показатель притязания, а у остальных заниженный, у некоторых желания вполне адекватные , а у остальных - нереалистичные.
Притязания - это в психологии внутреннее право человека на получении тех либо иных жизненных приоритетов и удовлетворения своих потребностей. В этом случае можно говорить как об успехах в карьере, путешествиях, выгодном банке, так и об успеваемости в школе, институте либо городском собрании. Независимо от этого выделяются разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний чаще всего характерен для человека с завышенной самооценкой, которая напрямую влияет на уровень притязаний. До настоящего времени непонятно, самооценка влияет на притязания, либо наоборот - притязания на самооценку, однако связь между этими двумя явлениями точно установлена.
Уровень притязаний характеризуется:
Если человек может ставить перед собой существенные и адекватные задачи, которые соответствуют его возможностям, то это говорит о нормально развитых целях и взглядах .
В поставленной цели индивид может преследовать цели поднять свою самооценку либо лишний раз подтвердить её. Если говорить о ней подробно, то она представляет отношение человека к своей личности, попытку оценить свои силы , достоинства, качества и недостатки, а также влияние на остальных людей в обществе.
В зависимости от особенностей человека самооценка может разделяться на разумную, заниженную либо завышенную.
Не подлежит сомнению тот факт, что между показателями притязаний есть тесная связь, так как ни одно из этих понятий не может нормально существовать без другого.
При повышении либо снижении уровня ожиданий человек получает возможность управлять своей самооценкой, которую некоторые, к несчастью, не всегда могут адекватно применять. В результате этого могут очень часто происходить внутренние конфликты и острый психологический дискомфорт, который будет сопровождаться длительными депрессиями, нервными срывами и состоянием сильной злобы на окружающих и весь мир.
Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:
Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии , уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:
Фрустрация - это травмирующие состояние психики, которое возникает у человека в том случае, когда он не может что-то сделать либо думает, что не сможет достичь собственных желаний и целей.
При этом очень часто причиной такого состояния становится слишком высокая, либо наоборот, низкая самооценка, а также завышенные притязания. В этом случае можно решить проблему, лишь полностью избавившись от своих комплексов, вернув себе уверенность в своих силах и трезвый взгляд на окружающие вещи.
В жизни современного человека присутствует постоянная борьба: за место под солнцем, за свою семью, а также нормальное отношение, успех на работе - такие факторы можно перечислять очень долго. Правильно расставив все свои приоритеты в жизни и цели, избавившись от трудностей с собственной самооценкой, можно получить новую положительную черту характера - самоуважение.
Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.
Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.
Стремление к увеличению уровня своей самооценки в тех условиях, когда личность свободна в выборе трудности своего последующего действия , приводит к развитию конфликта двух тенденций.:
Получение неуспеха либо успеха после достижения (либо недостижения) определённого уровня притязания в результате приводит к его смещению в область более трудных или же лёгких задач. Снижение трудности выполняемой задачи либо повышение уровня после неудачи - атипичное изменение в притязании - сообщает о нереалистичности показателя притязаний и неадекватной самооценки.
Есть три метода оценки притязания:
Первый способ для исследования притязаний был предложен учеником К. Левина и Ф. Хоппе. Сейчас для проведения диагностики такого свойства личности есть большое количество методов. Многие из них основываются на методе оценки притязания, который был предложен Ф. Хоппе.
Такой способ строится по определённой схеме: человеку предлагается выбрать некоторую последовательность действия для решения определённого числа задач (чаще всего их количество устанавливается). Предварительно все задачи, которые однотипны по своему содержанию, классифицируются по показателю трудности. Притязания можно определить с помощью показателя трудности выбираемых тестируемых заданий и его поведением в зависимости от успешности общего решения.
При оптимальном показателе притязаний после хорошо решённой задачи индивид чаще всего выбирает для себя более сложную, а после неудачи, как правило, более лёгкую. Индивид с низким уровнем притязания чаще всего поступает также, а после значительной неудачи выбирает либо лёгкую задачу, либо, наоборот, слишком трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью выбранной задачи и таким способом лишний раз защитить свою репутацию. Человек же с завышенной самооценкой и показателем притязаний в любой ситуации будет выбирать лишь задачи с высоким показателем трудности.
Чаще всего при проведении тестирования показателя притязаний от человека скрывается настоящая цель проведения эксперимента. В большинстве случаев испытуемому говорят, что таким методом проверяется показатель его интеллекта. Содержание же задачи, в этом случае особо значения не имеет.
Хоппе оценивал притязания, используя для этого три фактора:
Ф. Хоппе подчёркивал, что в данной ситуации можно было получить информацию об уровне притязания человека в ходе проведения самого эксперимента. Поведение участников во время эксперимента и их резкие высказывания тщательно записывались и рассматривались с разных сторон.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Каждый человек к чему-то стремится в своей жизни. Кто-то мечтает, кто-то ставит перед собой задачи и и есть притязания, просто в другой терминологии. Итак, притязания - это стремление получить от жизни то, что человек считает возможным и достойным своей личности. Вот здесь и начинается самое «интересное»: почему у одних людей завышенный уровень притязаний, у других - заниженный? Почему у одних ожидания адекватные, а у других - нереалистичные? И кто может судить, что они таковы?
Итак, притязания - это внутреннее право человека на получение тех или иных жизненных благ. Речь может идти как о карьерных успехах, путешествиях, выгодном браке, так и об успеваемости в школе, институте или в городском кружке. Независимо от этого, различают разные уровни притязаний. Высокий уровень притязаний, как ни странно, характерен для людей с неадекватной самооценкой, которая влияет на До сих пор неясно, правда, качество притязаний влияет на самооценку или самооценка - на притязания, однако наличие связи между этими явлениями - бесспорно.
Психологи отмечают, что люди с завышенной или как ни парадоксально, могут обладать и высоким уровнем притязаний, и низким. Когда речь идет о высоком уровне, значит, человек не в силах адекватно оценить собственные силы и возможности для достижения желаемого. Если речь идет о низком уровне притязаний, то человек, в силу заниженной самооценки, а, значит, и неверия в собственные силы, заведомо ставит себе незначительные
Успешные, активные и целеустремленные личности обладают и не высоким, и не низким уровнем притязаний. У них есть реальные притязания, которые рано или поздно воплощаются в жизнь. В отличие от мечтателей или тех, кто видит мир «в розовых очках», эти люди ставят себе задачи, выполнение которых полностью соответствует их личностным качествам. Американские психологи выяснили, что они обладают высоким уровнем мотивации, который толкает их к достижению своих притязаний.
У тех, кто имеет нереальные высокие притязания к жизни, как правило, часто слабый уровень мотивации, не способный реализовать их амбиции.
Довольно распространенный пример, когда девушка из провинции считает, что заслуживает в мужья принца Англии. При этом она не знает даже его родного языка, не имеет образования, воспитания и что хуже всего - к этому даже не стремится. Она просто уверена, что заслуживает его просто так. Вот пример, когда отдельно взятые притязания - это несоответствие между реальными и ее устремлениями.
Это делается с помощью опытного психолога или специальных тестов. Порой такой анализ необходим, если не получается в жизни достичь каких-то целей, а она сама явно не складывается. Возможно, в этом случае уровень притязаний не совпадает с уровнем личностных характеристик. Тогда нужно или снижать притязания, или работать над своими отдельными качествами характера. Изменить свою личность, чтобы соответствовать своим притязаниям - сложный, долгий путь, не всем подходящий.