Главная » 2 Распространение » Проект о чем может говорить школьная библиотека. Наша школьная библиотека

Проект о чем может говорить школьная библиотека. Наша школьная библиотека

Внеклассное мероприятие
« О чём может рассказать школьная библиотека»

Цели. Пробудить читательский интерес, сформировать представление об истории образования библиотек и истории книгопечатания, познакомить с правилами пользования библиотекой.
Учитель: Сегодня ребята, нас ждет увлекательное и познавательное занятие.
А связано оно с нашими лучшими друзьями Кто же они? Отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
(книга) Слайд
Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это действительно так.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,И Отчизной дорожить. (Слайд)
Книги помогают понять окружающий мир. Поэтому читать их нужно вдумчиво, внимательно, не спеша, не пропуская страниц.
1-й ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,С тобой интересным бывает досуг,Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем.
2-й ученик:
Ты учишь правдивым и доблестным быть,Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу,Без книги хорошей я жить не могу.
3-й ученик:
Сколько звезд в небесах,Сколько цвету в лесах, Сколько книг на земле!Есть с ладошку одни,Есть большие тома,Проживают ониВместе с нами в домах

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
стань и ты ей другом (Г.Ладонщиков)
Учитель: А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в специальном помещении, а как оно называется, вы должны отгадать.
Загадка про библиотеку.
Снаружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай?
- О чём идёт речь в загадке?.(библиотека)
Учитель: В каждой школе есть небольшая комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями.

Слайд-шоу « Книжкин дом»
Учитель: Ребята,а знаете ли вы, что 24 октября этого года был праздник -Международный день школьных библиотек. В России Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).Слайд
Четвёртый понедельник октября

Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).
-Что означает слово «библиотека»?
-Где можно узнать о значении этого слова?
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
Как вы думаете, когда появились библиотеки?
Для чего они были созданы?
Презентация «Первые библиотеки на Руси» с устным рассказом учителя.http://prezentacii.com/istorii/15920-pervye-biblioteki-na-rusi.html
-А как называют работника библиотеки? (библиотекарь) А что вы знаете об этой профессии?
Школьный библиотекарь
Библиотекарь – это не призвание,
А состояние особое души.
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок всегда спешит.
Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять!
Он проведёт, как надо, все уроки.
И выручит, лишь кто-то заболел,
Он не забудет встречи, даты, сроки,
Перелопатит за день массу дел!
Его присутствие обычно незаметно,
Его отсутствие заметно сразу всем,
В духовном смысле – человек совсем не
бедный,
Но это не решает всех проблем...
Он, как учитель, делает немало,
Его работу многим не понять,
Он очень скромный, совсем не строгий,
Не ждёт особых почестей, похвал,
Идёт своей стезёй, своей дорогой,
Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.
Слайд Есть такая профессия - БИБЛИОТЕКАРЬ
Выбирать книги для своего и чужого чтения
не только наука, но и искусство
Д. Прянишников
С возникновением первых книгохранилищ появилась и новая профессия - библиотекарь. На эту должность приглашали выдающихся учёных, писателей, поэтов. В прошлом веке стать почётным библиотекарем - существовало такое звание - было даже труднее, чем академиком.
Знаменитые библиотекари
Кирилл, один из создателей славянской азбуки,
был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.
Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов
работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет. Он
составил каталог русских книг, за что получил орден Св. Владимира
4-й степени.
Немецкий сказочник (филолог) Якоб Гримм
в 1808 г. получил работу библиотекаря в королевской библиотеке.
Автор знаменитого «Конька - горбунка»,
Пётр Павлович Ершов, работая преподавателем
в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки:
он переписал каталог каллиграфическим почерком,
значительно увеличил книжный фонд.
Иван Никитин, русский поэт –
он открыл магазин с библиотекой-читальней.
Беднякам литературу выдавали бесплатно.
Русский писатель Михаил Пришвин работал
в течение нескольких сельским учителем и библиотекарем.
Детский поэт, переводчик, писатель Корней Чуковский
открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую
библиотеку, построенную им на собственные сбережения.
Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует наш школьный библиотекарь –
Роза Алексеевна. Давайте попросим ее рассказать о своей профессии.

Выходит библиотекарь: Здравствуйте, ребята.
Встречаю всех читателей,
Знаток я разных новостей
И книжек замечательных.
Ко мне вы в гости все приходите,
И это так чудесно!
Ведь книжки добрые читать
Очень интересно
Я в нашей школе работаю уже немало лет
И рассказать готова вам, как быть,
Чтобы смогла библиотека
Свои богатства вам раскрыть.
(Библиотекарь рассказывает о своей профессии ВЫДАЕТ ГРАМОТЫ ЛУЧШЕМУ ЧИТАТЕЛЮ 2 а)
Оказывается, как много интересного можно узнать об этой профессии.
.
Библиотекарь: Кстати, ребята, Кто из вас знает сказку о школьной библиртеке?
Не знаете? Тогда послушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам еще странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберем в нем все книги. Назовем его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» - означает книга, «тека» - хранение.
Сказано – сделано. Словно из под земли выросла Библиотека. В её просторных залах стали жить книги. Здесь были взрослые: энциклопедии, романы, повести и веселые детские книжки: сказки, стихи, рассказы. Все было хорошо! Но не ходили туда дети: библиотека была для взрослых. И заскучали тогда детские книжки, погрустнели, заболели. Решили библиотекари переселить детские книжки в школьные библиотеки, где много хороших ребят, которые любят читать. С тех пор так и повелось!
Библиотекарь: Понравилась ли Вам Сказка?
-Ребята,а вы любите читать?
-Как называется человек, который занят чтением каких либо произведений? слайд
-Какие книжки вам больше нравятся читать?
- А как называют человека, который пишет художественно литературные произведения? (писатель) слайд
А что вы знаете о пользе чтения и о роли книги в нашей жизни?
Дети читают стихи о книгах
Книга - лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой!Я люблю тебя читать,Думать, мы слить и мечтать. (Настя Струкова журнал «Костер»)
Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ.Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках.И она в любые страны Через все века пройдет, Как великие романы «Тихий Дон» и «Дон Кихот»!(С.Михалков)
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ(В.Боков «Книга»)
Как хорошо уметь читать!Взять книгу в руки и узнать,Что в мире было до меняИ для чего родился я.К каким галактикам слетать,Что посмотреть, кем быть, кем статьМне книга может рассказать,Ведь только ей дано все знать.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Я с детства с книгами дружу,По строчкам пальчиком вожу,И целый мир за этоМне выдает секреты.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий свет –Это – книга. Да здравствует книга. (Т.Л.Щепкина-Куперник)
Исполняется песня Новая книга
Вбегает Незнайка: Это библиотека?
Учитель: Нет, это класс, хотя у нас идет занятие связанное с библиотекой.
Незнайка: Да, это я удачно зашел. Ну, тогда давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Учитель: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь это не библиотека и ещё к тому же ты не представился.
Незнайка: А-а-а это…. Я Незнайка. Разве вы меня не узнали?
Учитель: Ну, вообще-то мы сразу догадались, правда, ребята? Ведь ты зашёл сюда и не поздоровался. Наши ребята воспитанные и себе такого не позволяют.
Незнайка: Ой, и правда. Здравствуйте ребята!
Учитель: Здравствуй Незнайка! Вот теперь другое дело.
Незнайка: Да я просто забыл, что надо поздороваться. Я ведь так спешил. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придет много гостей, много читадетей.
Учитель: Кто -кто придет?
Незнайка: Читадети. Ну, что тут непонятного. Ведь они же читают книжки, значит они читадети.
Учитель: Да, Незнайка, оригинально, вот только правильно их будет наверное назвать читателями. Кстати ты знаешь, что означает слово «Библиотека»?
Незнайка: Нет
Учитель: Давайте, ребята, мы ему расскажем. Так вот, слово «Библиотека» состоит из двух слов. Ребята помогите мне,из каких? «библио» - книга, «тека» - хранение.
Незнайка: (разочарованно) Так значит, в библиотеке книги только хранятся? А я хотел целую кучу книжек взять.
Библиотекарь: Что значит, кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
Незнайка: Нет, что вы, я их очень люблю и уважаю. А вы боитесь, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (Показывает сетку)
Учитель: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорил о том, что хотел бы взять книги домой почитать, оставайся с нами на празднике, узнаешь для себя много полезного.
Незнайка: Как интересно. А после праздника вы мне книги выдадите?
Учитель: Конечно, но только это сделает библиотекарь в библиотеке.
Незнайка: А у вас в библиотеке есть любые книжки, на любой вкус?
Учитель: Конечно.
Незнайка: Значит, у вас и циклопедии есть?
Учитель: Что, что?
Незнайка: Циклопедии. Ну, книги такие огромные
Учитель: Может быть, ты спрашиваешь об энциклопедиях?
Незнайка: А они большие?
Учитель: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Но эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в библиотеке в читальном зале.
Учитель: Послушай, что об этом расскажут дети.
В читальном зале книги
Вам на дом не дадут.
Словари и справочники
Все читают тут.
Издания такие
Спросить может любой,
А значит, эти книги
Должны быть под рукой.
Учитель: Ребята, а как вы думаете.
Почему небо голубое?
Отчего бывают бури?
Кто говорит в часах «тик-так»?
На ответы эти и многие другие вопросы можно найти на страницах энциклопедий.
Одна из самых первых энциклопедий была «Почемучка». Конечно на сто тысяч
«почему» она ответить не сможет, но было выпущено много других изданий.
Незнайка: Это, наверное, «Кудакалки», Чтокалки» и «Ктокалки».
Учитель: Ну, ты, Незнайка и придумал. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей
библиотеки есть тома Большой Советской Энциклопедии, для среднего и старшего возраста. На страницах «Детской энциклопедии» мы можем найти интересные сведения о Вселенной, о планетах гигантах и метеоритах.
Незнайка: Но больше всего я все равно люблю сказки и их я уже столько перечитал.
Учитель: Ну, я это сейчас и проверю. А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? Тогда вы сможете помочь Незнайке их отгадать.
Загадки по сказкам
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком
Очень просто и недлинно
Он зовётся…(Чиполлино)

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)

В этом доме именины, много было там гостей,
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто – то голову срубил (Муха – цокотуха. Комар)
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет
Там, на невиданных дорожках,
Изба её на курьих ножках.
Кто это? (Баба – Яга)

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.. Что это за сказка? (Гуси – лебеди).

Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал, То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,несёт её домой.(Маша и медведь)

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка)

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок)

Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю (По щучьему велению)

Нет ни речки, ни пруда
где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит)
Появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, это меня звали? Я, Доктор Айболит. Лечу не только ребят и зверят, но и книжки тоже. Да-да, не удивляйтесь, книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Эти терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они стареют: как-то незаметно начинают желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжки, расправляем странички, делаем новый корешок.
А чтобы книжки не были на вас, читателей, в обиде нужно запомнить несколько правил.
Запомните их (Слайд)
-берите книгу только чистыми руками;
- не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;
- не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;
- не загибайте страницы - пользуйтесь закладкой;
- не читайте книгу во время еды.
Доктор Айболит: А вот я сейчас проверю, знают ли эти дети, что любят книжки? Проведу- ка я среди вас конкур «Топаем и хлопаем». Но для этого нужно встать
КОНКУРС «Топаем -Хлопаем»
Айболит предлагает участникам игры ответить на вопрос «Что любит книжка?»
Ребята, если согласны, должны «Хлопать». Если не согласны - «Топать»)Книжки любят
Обложку. - Хлопаем
Грязные руки. - Топаем
Закладку. - Хлопаем
Дождик и снег. - Топаем
Бережное отношение. - Хлопаем
Ласку. - Хлопаем
Яичницу. - Топаем
Чистые руки. - Хлопаем
Валяться на полу. - Топаем.
Драться. - Топаем
Жить на книжной полке. - Хлопаем.
Любознательных читателей. - Хлопаем
Доктор Айболит: Какие же вы молодцы. Вы мне так понравились, что я пожалуй еще задержусь у вас.Учитель: Конечно, оставайтесь.
Ребята, а давайте докажем Айболиту, что мы не только любим читать книги, но и знаем кто их нам написал и как надо правильно пользоваться книгой при чтении.
Назовите авторов книг.
(На выставке стоят книги, автор книги закрыт, дети по названию и иллюстрации обложки определяют автора)
(книги подобраны по прочитанным темам четверти)
А теперь игра, Соберите из рассыпанных букв фамилии детских писателей
У И Ш Н К П О В О С Н Р Н С Е А Д Е Н МРКАШ А
(Пушкин)
(Сказка о рыбаке и рыбке) (Носов) (Андерсен) (Маршак)
(Фантазеры)
Учитель: Молодцы. Если вы не дочитали книгу до конца, и вам нужно запомнить, то место, где вы закончили читать, что вы сделаете?
Незнайка: Можно загнуть страницу книги и все.
Учитель: Ну, что вы ребята на это скажите? (Ответы детей)
Незнайка: Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут правила пользования книгой.
1 уч. У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически
бесконечным.
И эта книжкина жизнь зависит от нас, от нашего бережного отношения к ней.
От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас
долго-долго.
2уч. Я - книга, я - товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной. Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен!
Запомни: я твой лучший друг. Но только не для грязных рук (С.Михалков)
3уч. Как и люди, книги умирают,
Если мы друзей не бережём,
В реках тонут и в огне сгорают,
И хрустит бумага под ножом. (Лиля Наппельбаум)

4 уч. Помните! (Слайд)
Книга боится солнечных лучей: не читайте на солнце.
Книга боится пыли: очищайте книги пылесосом не реже одного раза в неделю.
Книга боится сырости: не читайте в ванной, на реке или на море, а также под
дождем.
Книга боится грязи и жировых пятен: не читайте во время еды, не берите книгу
грязными руками.
Книга боится насекомых: храните книги в застекленном шкафу.
Книга боится механических повреждений: не перегибайте книгу, не закладывайте в
нее толстые предметы; перелистывая, беритесь за обрез листа (верхний или нижний) и не слюните пальцы.
Учитель:
Чтобы мимо гибели, разлуки
Книги к людям шли от века в век,
Охраняйте их, людские руки
В бережной тиши библиотек. (Лиля Наппельбаум)
Учитель:
Сегодня к вам на занятие должны были прибыть гости из различных книг, но разные причины их задержали. Они прислали вам телеграммы, но забыли их подписать. Угадайте, кто прислал телеграммы?

1. Поздравительные телеграммы:
а) Уж вы извините, что я не приехал к вам на занятие. У меня было столько забот да хлопот, пока устраивал дело своего хозяина, при#шлось даже людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Но у меня все кончилось удачно. Желаю и вам успехов и удач.
(Кот в сапогах.)
б) . «Моя история началась с осколка стекла, которое наделало много зла людям. Немало времени я провела в странствиях, разыскивая своего названного брата. Мне удалось победить волшебницу – красивую, но злую и бессердечную». (Герда из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева».)
в) Прибыть на праздник не могу: от меня сбежали брюки.
(Герой стихотворения "Мойдодыр ".)
г) Я не могу приехать на ваше мероприятие, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку. И мы летим... Шлю вам привет!
(Дюймовочка.)
д) Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому, что я, самый лучший в мире летун. Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет самый лучший в мире именинный пирог. А я лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как-нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами и ждите.
(Карлсон.)
е) Прибыть на игру не могу, так как отправляюсь на гастроли с музыкальным шоу "Я от бабушки ушел".
(Колобок)
Учитель: Молодцы, вы здорово справились с заданием. Ребята, смотрите, а кто эта прекрасная гостья?
Королева Книга: Здравствуйте. Ну вот, наконец, мы встретились, мои маленькие, добрые друзья. Я- Королева книга. А мои владения- это наша школьная библиотека, с жителями которой вы уже знакомы и знаете, что жители моего царства, разговаривают молча, поэтому в библиотеке всегда стоит тишина.
В завершении праздника я хочу вам сказать. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, Хочу пожелать вам подружиться с жителями нашего книжного дома – с книгами.
Умеете Вы, и читать, и писать,
Желаю, чтоб Вы научились летать.
Желаю Вам всем прочитать горы книг.
И станет прилежным любой ученик.
Желаю, ребята, со сказкой дружить,
И в сказочном мире немного пожить.
Желаю Вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Любите книгу и цените библиотеку. Помните, что Библиотека - «аптека для души»,а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.(слайд)
Любите книгу и цените библиотеку!
Мыслители, писатели, педагоги о роли библиотеки и библиотекаря
* «Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без умения пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека».
Н.К. Крупская

* «Если в стране хорошо развиты и ведут большую педагогическую работу школьные библиотеки, об остальном можно не беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой библиотекой, не допустят угасания культуры и создадут необходимые им музеи, театры, библиотеки».
Г.П.Фонотов, библиотековед
* «Пока жива библиотека - жив и народ, умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее».
Д. Лихачёв
* «Величайшее сокровище - хорошая библиотека».
В. Белинский
* «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души».
Цицерон
* «В библиотеке не просто читаешь - живёшь в мире книг. Они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад».
С. Соловейчик

* «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа».
Г. Лейбниц

* «Хорошая библиотека есть отражение отражение Вселенной».
Н.А. Рубакин

* «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство».
Д. Прянишников

* «Каждый библиотекарь является другом и художника, и учёного. Библиотекарь - первый вестник Красоты и Знания».
Н. Рерих

* «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь, сказал: «прочтите эту, не пожалеете!».
С. Маршак
*Библиотека - «аптека для души»,
а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.
Исполняется «Библиотечная песня»(слова,музыка -Татьяна Бокова)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

«О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»

Разработчики учебного проекта – учащиеся 2 класса под руководством учителя начальных классов Кравчук Виктории Александровны.

Название образовательного учреждения – МБОУ «Кольцовская средняя школа» Сакского района Республики Крым.

Цель – Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг - попросить подобрать себе книгу. В воспитательных целях ознакомить детей с “Правилами поведения в библиотеке”

Ф орма организации учащихся – групповая, индивидуальная.

Ведущая деятельность – поисково-познавательная.

Сфера применения результатов – социальная, технологическая.

Используемые технологии – демонстративный.

Виды проекта - творческий, долгосрочный, внутриклассный.

Класс или возраст детей: 2 класс, 7 -8 лет.

Количество участников - 19 человек.

Предметная область –литературное чтение.

Состав участников - одноклассный.

Темы учебно-тематического плана предмета - предмет «Литературное чтение»

Время работы - урочное, внеурочное.

Режим работы (организационная форма): уроки литературного чтения, внеурочная.

Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер,DVD – проигрыватель, MP 3- проигрыватель.

Кадровое оснащение – помощники – родители, библиотекарь Ференец Марина Анатольевна, педагог-организатор Мохина Любовь Александровна

Библиотеки – один из неотъемлемых элементов культуры людей с незапамятных времен. В древние времена библиотеки были просто хранилищами записей. В поздне-античные времена библиотеки превратились в место работы ученых. В Новое и Новейшее время библиотеки стали местом, где человеку помогут найти книгу или иное издание, нужные ему для учебы, работы или развлечения.

Книга – источник знаний , который ничто не может заменить, несмотря на мировой прогресс и появление множество новых источников, из которых человек может черпать информацию. Во все времена наибольшими хранилищами книг были библиотеки. Эта традиция осталась и по сей день.

Это большие собрания книг, которые структурированы по разным направлениям и тематике: художественная, научная, медицинская, техническая литература, а также специализированная литература по многим отраслям знаний и многое другое. Не всегда человек может позволить себе купить необходимую ему книгу, прежде всего по финансовым соображениям, а также из соображений целесообразности. Ведь иногда нужно ознакомится всего лишь с одной главой, и покупать ради этого целое издание просто бессмысленно. Тут и приходят на помощь библиотеки.

Пример проекта 1

Цель: Знакомство с библиотекой. Формирование интереса к книге.

Задачи и решение:

Определите, какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке.

В нашей школьной библиотеке есть множество детских энциклопедий обо всем на свете: "Энциклопедия умников и умниц", "Энциклопедии знатока", "Твоя первая энциклопедия", "Энциклопедия домашних животных", "Энциклопедия автомобилей" и так далее.

Узнайте, в какой книге можно найти информацию об истории хранения книг.

Историю хранения книг можно найти в двухтомнике Николая Павловича Смирного - Сокольского "Моя библиотека"

Выясните, как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам).

В нашей школьной библиотеке книги располагаются по тематическим разделам: "математика", "русская литература", "зарубежная литература", "сказки", "журналы" и так далее.

Как можно найти нужную книгу?

В тематическом разделе все названия книг расположены по алфавиту от "А" до "Я", за исключением раздела "русская литература" и "зарубежная литература".

В ней книги расположены по алфавиту от "А" до "Я", но не по названием произведений, а по фамилиям авторов произведений. Так проще искать любимых авторов.

Где можно получить информацию о содержании книги?

Краткая информация о содержании книги чаще всего располагается в начале книги, иногда в конце. Она называется аннотация.

Какие тематические выставки были в библиотеке?

"Спешите делать добро", " Сказки А. С. Пушкина", "Зеленая планета", "Есть такая професия - защищать Родину", "Природа наш дом", "Цвети земля" и другие.

Составьте текст экскурсии по библиотеке

В летнем лагере мы всем классом ходили на экскурсию в городскую библиотеку.

Проводила экскурсию библиотекарь Людмила Ивановна.

Она нам показала читальный зал и место хранения книг в библиотеке.

Еще она нам рассказала, как найти нужную книгу и как завести абонемент, чтобы взять домой книгу для чтения.

Мне очень понравилась экскурсия по библиотеке, из нее я узнал много полезной информации.

Вывод:

1. Библиотека это очень важное место для детей.

2. Здесь царит особая "книжная атмосфера".

4. Отыскать множество познавательных книг на любую тему.

5. Научиться самостоятельно выбирать книги.

6. Познакомится с литературными героями.

7. Принять участие в создании выставок.

8. Просто пообщаться с друзьями.

Пример проекта 2

Что такое библиотека?

Библиотека - это место хранения книг. Для библиотеки выделяется отдельное помещение, где на полках и стеллажах располагаются книги.

Чтобы было удобно найти книгу в библиотеке, все они занесены в алфавитный каталог. В соответствии с этим каталогом каждая книга находится на своем месте в библиотеке.

Кто такой библиотекарь?

Библиотекарь - это человек, который работает в библиотеке. Это образованный человек, который любит читать и знает много книг.

В библиотеке он всегда придет на помощь читателю, чтобы найти нужную книгу, так как знает все книги в библиотеке.

Для чего нужны школьникам библиотеки?

Школьникам нужны школьные библиотеки для того, чтобы можно было прочитать нужную книгу или сделать реферат, проект по выбранной теме.

Также школьная библиотека создана для того, чтобы школьники как можно больше читали, ведь в книгах есть множество знаний. Чем больше школьник читает, тем легче ему учиться.

Какие правила должен соблюдать школьник при пользовании читальным залом?

1) Нельзя шуметь и громко говорить в читальном зале, так как это отвлекает других людей, который пришли читать книги.

2) Нельзя ставить прочитанную книгу на любое место, ведь ее могут потом не найти. Нужно обратится к библиотекарю.

3) Нельзя книгу пачкать, мять и загибать страницы, потому что после вас ее будет читать другой человек. Нельзя ходить в библиотеку с напитками и едой.

4) Если вы взяли книгу на дом, то нужно ее беречь и не терять, так как взамен утерянной книги нужно будет купить такую же и вернуть в библиотеку.

Что такое формуляр читателя?

Формуляр читателя библиотеки - это документ, который заводится на школьника, если ученик берет книги домой.

Помимо данных ученика, в формуляре указывается дата, когда нужно вернуть книгу в библиотеку.

Возвращая книгу в библиотеку в указанную дату, вы помогаете другим ученикам получить книгу для чтения вовремя.

Что такое алфавитный каталог?

Это каталог книг, где по алфавиту указаны название книг и их авторов, находящихся в библиотеке.

Благодаря алфавитному каталогу очень легко найти книгу в библиотеке.

Какие интересные события бывают в библиотеках?

В библиотеках проводят литературные вечера посвященные авторам книг, а также встречи авторов книг с их читателями.

Также это место проведения выставок новых книг, а также встречи и обсуждения различной литературы.

Как развивать школьную библиотеку?

Школьную библиотеку развивает руководство школы.

Развитие библиотеки состоит в закупке новых книг и выделения средств на ремонт книг, а также на ремонт оборудования библиотеки.

Также руководство школы или библиотеки приглашает авторов книг или учебников для бесед с школьниками.

Ответы на вопросы стр 8 - 11:

Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные, и старинные книги? Что в них общего, чем они различаются? Сравните.

На рисунках изображены старинные книги из различного материала и формы.

Книга из пергамента нарисована в форме свитка и книга из дерева в форме дощечек.

Также изображена и складная книга Востока, которая выглядит как складывающаяся лента.

Ниже на рисунке более современная книга, которая застегивается на замочек.

Общего в этих книг то, что в них записаны мысли разных людей и их можно прочесть.

А различаются старинные и современные книги материалом из которого они сделаны, а также инструментами написания текста.

Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

Книгу называют собеседником, потому что каждую книгу кто-то написал.

Соглашаясь или отрицая мнение писателя читатель как будто ведет с ним диалог.

Если есть диалог, значит есть и собеседник.

Запиши в "Рабочую тетрадь" то высказывание, которое больше всего понравилось. Объясни почему.

Мне нравиться выражение Льва Толстого о хорошей, как о беседе с умным человеком, тем что действительно хорошая книга развивает ум и помогает узнать нужные вещи.

Прочитав хорошую книгу, читатель как будто получил ответ на свой вопрос умного человека.

Пересказ

Чтение по ролям

Выразительное чтение стихотворения

Чтение наизусть

Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,

самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному чтению:

· Правильная постановка логического ударения

· Соблюдение пауз

· Правильный выбор темпа

· Соблюдение нужной интонации

· Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно всœе требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3"

Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Требования к чтению по ролям:

· Подбирать правильную интонацию

Оценка "5" – выполнены всœе требования

Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не

упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет

последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.

Распределœение часов по разделам

№ п/п Название раздела Количество часов
Введение
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели - детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всœерьёз
Литература зарубежных стран
Резервные часы
ИТОГО

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чте­нию. Система условных обозначений. Содержа­ние учебника. Словарь

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книᴦ. Творчество читателя, талант читателя

Старинные и современные книги. Сравнение книᴦ. Подготовка сообщения на темы «Старин­ные книги Древней Руси», «О чём может рас­сказать старинная книга».

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горь­кого, Л. Толстого. Классификация высказыва­ний.

Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.

Устное народное творчество (15 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Послови­цы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль - собиратель пословиц русского народа. Сочинœение но пословице.

Русские народные песни. Образ деревьев в рус­ских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.

Потешки и прибаутки - малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от по­тешки. Слово как средство создания образа.

Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм - основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Распределœение загадок по тематиче­ским группам.

Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Со­отнесение смысла пословицы со сказочным тек­стом. Герои сказок. Характеристика героев сказ­ки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказыва­ние сказки по плану. Творческий пересказ: рас­сказывание сказки от лица её героев.

Оценка достижений .

Люблю природу русскую. Осень (8ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела. Картины осœенней природы. Осенние загадки. Образ осœени в загадках. Соот­несение загадки и отгадки.

Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Баль­монта͵ А. Плещеева, А. Фета͵ А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотво­рения. Осенние картины природы. Средства ху­дожественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популяр­ного текстов. Сравнение лирического поэтиче­ского и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Оценка достижений

Русские писатели (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

А. С. Пушкин - великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Ска­зочные чудеса. Лирические стихотворения. Кар­тины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Ха­рактеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл ба­сен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенно­го текста. Характеристика героев басни. Соот­несение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравствен­ный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произве­дений. Подробный пересказ.

Оценка достижений.

О братьях наших меньших (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За- ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголо­вок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Ге­рой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чаруши­на, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристи­ка героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков.

Из детских журналов (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из дет­ских журналов.

Произведения из детских журналов. Игра в сти- I хи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с со­держанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.

Проект: «Мой любимый детский журнал».

Оценка своих достижений

Люблю природу русскую. Зима (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой.

Лирические стихотворения И. Бунина, К. Баль­монта͵ Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Сло­ва, которые помогают представить зимние кар­тины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произ­ведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Оценка достижений

Писатели детям (17 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.

С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла послови­цы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. "Заголовок. Содержа­ние произведения. Делœение текста на части. Ге­рой стихотворения. Характеристика героя про­изведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как сред­ство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для де­тей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана.

Оценка достижений

Я и мои друзья (10 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.

Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осее­вой. Смысл названия рассказа. Соотнесение

названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, вза­имовыручке.

Оценка достижений

Люблю природу русскую. Весна (9 ч)

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгад­кой. Сочинœение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Пле­щеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство соз­дания весенней картины природы. Звукопись

И в шутку и всœерьёз (14 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирова­ние содержания раздела.

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Бе­рестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. За­головок - «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихот­ворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.

Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористиче­ских рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление после­довательности текста на основе вопросов. Со­ставление плана. Пересказ текста на основе во­просов.

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книᴦ. Американские, английские, французские, не­мецкие народные песенки в переводе С. Марша­ка, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.

Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев за­рубежных и русских сказок. Творческий пере­сказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошинœе». Герои зарубежных сказок.

Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Со­ставление плана сказки для подробного пере­сказа. Соотнесение смысла сказки с русской по­словицей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта