Главная » 2 Распространение » Проект сравнение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Лабораторная работа

Проект сравнение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Лабораторная работа

Обмен газов в легких происходит путем диффузии. Газы диффундируют изобласти высокого давления в область низкого давления. В связи с этим кислород проникает из альвеол в венозную кровь, а углекислый газ - из венозной крови в альвеолы. В результате этих процессов кровь обогащается кислородом и становится артериальной.

Транспорт газов кровью. Кислород в основном транспортируется к тканям в составе оксигемоглобина. Небольшое количество углекислого газа переносится в составе карбгемоглобина. Большое количество СО 2 соединяясь с водой, образует угольную кислоту. Угольная кислота в тканевых капиллярах реагирует с солями натрия и калия и превращается в бикарбонаты. Перенос углекислого газа происходит в составе бикарбонатов калия эритроцитов (меньшая часть) и бикарбонатов натрия плазмы (большая часть). Большое значение для образования и распада угольной кислоты имеет фермент карбоангидраза.

Газообмен в тканях происходит по тому же принципу, что и в легких. Диффузия газов в тканях происходит следующим образом. Кислород проникает из крови в тканевую жидкость, а углекислый газ - из тканевой жидкости в кровь. В результате этих процессов клетки тканей обогащаются кислородом, а кровь из артериальной превращается в венозную.

Жизненная емкость легких. При спокойном уровне дыхания между легкими и внешней средой курсирует определенный объем воздуха, называемый дыхательным объемом. Он составляет 500 - 600 мл. После спокойного вдоха человек может дополнительно вдохнуть еще 1500 мл воздуха. Этот объем называют дополнительным объемом вдоха. После спокойного выдоха человек может выдохнуть еще примерно 1500 мл воздуха. Этот объем называется резервным объемом выдоха. Совокупность этих трех объемов составляет жизненную емкость легких (около 3500 мл для взрослого человека).

Общая емкость легких превышает жизненную емкость. Даже при самом глубоком выдохе в легких остается еще примерно 1000 мл так называемого остаточного воздуха.

Дыхательные движения осуществляются благодаря дыхательной мускулатуре, к которой относятся наружные и внутренние межреберные мышцы и диафрагма.

Вдох- активный процесс, при котором происходит сокращение наружных межреберных мышц и диафрагмы. При этом ребра приподнимаются, а диафрагма становится более плоской. В результате объем грудной клетки увеличивается. Давление в плевральной полости падает, и легкие растягиваются. Давление воздуха в них становится ниже атмосферного, и воздух входит в легкие.



При усиленном дыхании в акте вдоха принимают участие все мышцы, способные поднимать ребра и грудину, например, большие и малые грудные мышцы, мышцы плечевого пояса и др.

При выдохе наружные межреберные мышцы и диафрагма расслабляются и сокращаются внутренние межреберные мышцы. Вследствие этого объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются, давление воздуха в них увеличиваются и воздух выходит наружу.

При активном выдохе сокращаются имышцы брюшной стенки (косые, поперечные и прямые), что усиливает поднятие диафрагмы.

В зависимости от того, в каком направлении изменяются размеры грудной клетки при дыхании, различают грудной, брюшной и смешанный типы дыхания. Диафрагмальное (брюшное) дыхание – дыхание, осуществляемое за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Грудное дыхание - дыхание, при котором происходит активное движение грудной клетки: расширение грудной клетки и втягивание живота при вдохе и обратные движения – при выдохе. Грудобрюшное дыхание (смешанное) – дыхание, при котором активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Частота дыхательных движений у взрослого человека в среднем 16–20 в минуту. Изменение ее зависит от многих причин: от возраста – у новорожденных она составляет 40–55 дыханий в мин., у детей 1–2 лет – 30–40; от пола – у женщин на 2–4 дыхания в мин. больше, чем у мужчин; от положения тела – в лежачем положении происходит 14–16 дыханий в мин., в сидячем – 16–18, в стоячем – 18–20. Физическое напряжение, еда, повышение температуры тела, нервное возбуждение учащают дыхание. У спортсменов в покое частота дыханий может быть 6–8 в мин.

Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в спокойном состоянии больного. У взрослого человека дыхательный объем в среднем составляет 500 мл.

Дыхание здорового человека осуществляется ритмично, с равными промежутками времени между вдохами и выдохами, с одинаковой глубиной и продолжительностью вдоха и выдоха. У новорожденных и грудных детей дыхание аритмично. Глубокое дыхание сменяется поверхностным. Паузы между вдохом и выдохом неравномерны.

Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Регуляция дыхания осуществляется дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге. Он состоит из центра вдоха и центра выдоха и обладает автоматией. В дыхательном центре периодически возникает возбуждение, которое передается сначала на нейроны спинного мозга, а затем - к дыхательным мышцам, что приводит к их сокращению.

При вдохе альвеолы растягиваются, что раздражает нервные окончания блуждающего нерва Возникшее возбуждение передается в дыхательный центр, что тормозит центр вдоха; происходит выдох. Альвеолы возвращаются в исходное состояние, возбуждение рецепторов растяжения альвеол прекращается. В центре вдоха вновь возникает возбуждение, и процесс повторяется.

На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий. Человек может произвольно регулировать дыхание при разговоре, пении, может «держать дыхание или провести гипервентиляцию легких путем усиленного дыхания.

Рефлекторное изменение дыхания происходит при раздражении многих рецепторов: болевых, холодовых и др. Наиболее важным гуморальным фактором регуляции дыхания является изменение напряжение углекислого газа в крови. Чувствительные к содержанию СО 2 хеморецепторы располагаются в области дуги аорты, в месте разветвления сонных артерий. Повышение содержания углекислого газа в крови приводит к углублению и учащению дыхания.

Дыхание возможно только тогда, когда свободны воздухоносные пути. Костные стенки носовой полости, полукольца трахеи и кольца бронхов, состояние из хрящевой ткани, не дают спадаться дыхательным трубкам при дыхании. Воздух свободно проходит от носовых ходов до легочных пузырьков.

Охлаждение ног, сквозняки вызывают рефлекторное расширение кровеносных сосудов в стенке носовой полости и других участках верхних дыхательных путей. Носовые пути становятся узкими, забиваются слизью, и воздух через них пройти не может. Часто то же самое происходит при попадании в верхние дыхательные пути инфекции, а также пыли, веществ, вызывающих сильное раздражение слизистой, например табачного дыма. Изменение слизистой может быть вызвано и аллергией. Возникающие при этом кашель и насморк способствуют выведению слизи наружу и восстановлению нормального дыхания. Правда, бывают случаи, когда эти естественные реакции не дают эффекта и их приходится задерживать специальными препаратами или, наоборот, стимулировать, чтобы накопившаяся в трахее и бронхах слизь выходила скорее. Так, микстуры от кашля делают слизь более жидкой и она легче отделяется.

Для профилактики респираторных заболеваний чрезвычайно важно закаливание, борьба с курением, пылью, загазованностью производственных помещений.

Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы и их профилактика отражены в таблице 8.

I. Организационный момент

Приветствие. Обращение внимания учащихся к теме предыдущего урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы».

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

Обсуждение высказывания Гиппократа: «Воздух – это пастбище жизни».

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии. Дыхание – свойство и признак всех живых организмов. И сегодня мы продолжим изучение этого процесса, который как и все процессы в живых организмах, подчинен физическим законам.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких. Изучение особенностей строения и функций легких проведем в виде самостоятельной работы с учебником.

Прочитайте в учебнике статью о строении легких (§ 24, с. 103, 104), выделите:

– знакомую информацию;
– новую информацию;
– «хочу спросить».

После выполнения работы проводится ее обсуждение.

Учитель биологии. Человек дышит атмосферным воздухом, представляющим собой смесь газов. Проанализируйте данные таблицы, сравните, сделайте вывод о составе вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Таблица. Изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Вывод: в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа на 4% и водяных паров, используется 5% кислорода.

Для экспериментальной проверки результатов сравнения выполните лабораторную работу (с. 105).

Лабораторная работа. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Цель: исследовать состав выдыхаемого воздуха.

Оборудование: прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе, известковая вода.

Вывод: известковая вода под действием углекислого газа выдыхаемого воздуха мутнеет, и образуется осадок в соответствии с реакцией:

Са (ОН) 2 + СО 2 ––> СаСО 3 + Н 2 О

Учитель биологии. У человека дыхание осуществляется благодаря следующей последовательности процессов.

Сегодня мы рассмотрим легочное и тканевое дыхание.

При дыхании количество кислорода в легких уменьшается, а углекислого газа увеличивается.

Кислород из воздуха, находящегося в альвеолах, переходит в кровь, а углекислота переходит из крови в альвеолярный воздух.

Почему и как это происходит?

Чтобы объяснить этот процесс, мы должны обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам.

Человек дышит атмосферным воздухом, который имеет следующий состав: 20,94% кислорода, 0,03% углекислого газа, 79,03% азота. В выдыхаемом воздухе обнаружи­вается 16,3% кислорода, 4% углекислого газа, 79,7% азота.

Состав выдыхаемого воздуха непостоянен и зависит от интенсивности обмена веществ, а также от частоты и глубины дыхания. Стоит задержать дыхание или сделать несколько глубоких дыхательных движений, как состав выдыхаемого воздуха изменяется.

Сравнение состава вдыхаемого и выдыхаемого возду­ха служит доказательством существования внешнего ды­хания.

Альвеолярный воздух по составу отличается от ат­мосферного, что вполне закономерно. В альвеолах проис­ходит обмен газов между воздухом и кровью, при этом в кровь диффундирует кислород, а из крови - углекислый газ. В результате в альвеолярном воздухе резко умень­шается содержание кислорода и возрастает количество углекислого газа . Процентное содержание отдельных газов в альвеолярном воздухе: 14,2-14,6% кислорода, 5,2-5,7% углекислого газа, 79,7-80% азота. Альвеолярный воздух отличается по составу и от выдыхаемого воздуха. Это объясняется тем, что выдыхаемый воздух содержит смесь газов из альвеол и вредного пространства.

ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ

Дыхательный цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Обычно вдох короче выдоха. Длительность вдоха у взрослого человека от 0,9 до 4,7 с, длительность выдоха - 1,2-6 с. Продолжительность вдо­ха и выдоха зависит в основном от рефлекторных воздей­ствий, идущих от рецепторов легочной ткани. Дыха­тельная пауза - непостоянная составная часть дыхатель­ного цикла. Она различна по величине и даже может отсутствовать.

Дыхательные движения совершаются с определенным ритмом и частотой, которые определяют по числу экскур­сий грудной клетки в 1 мин. У взрослого человека час­тота дыхательных движений составляет 12-18 в 1 мин. У детей дыхание поверхностное и поэтому более частое, чем у взрослых. Так, новорожденный дышит около 60 раз в мин, 5-летний ребенок 25 раз в 1 мин. В любом возрас­те частота дыхательных движений меньше количества сер­дечных сокращений в 4-5 раз.
Глубину дыхательных движений опреде­ляют по амплитуде экскурсий грудной клетки и с по­мощью специальных методов, позволяющих исследовать легочные объемы.
На частоту и глубину дыхания влияют многие фак­торы, в частности эмоциональное состояние, умственная нагрузка, изменение химического состава крови, степень тренированности организма, уровень и интенсивность об­мена веществ. Чем чаще и глубже дыхательные движе­ния, тем больше кислорода поступает в легкие и соот­ветственно большее количество углекислого газа выводит­ся.
Редкое и поверхностное дыхание может привести к недостаточному снабжению клеток и тканей организма кислородом. Это в свою очередь сопровождается снижением их функциональной активности. В значительной степени изменяется частота и глубина дыхательных движений при патологических состояниях, особенно при заболеваниях органов дыхания.

Механизм вдоха . Вдох (инспирация ) совершается вс­ледствие увеличения объема грудной клетки в трех нап­равлениях -вертикальном, сагиттальном (переднезаднем) и фронтальном (реберном). Изменение размеров грудной полости происходит за счет сокращения дыхательных мышц.
При сокращении наружных межреберных мышц (при вдохе) ребра принимают более горизонтальное положение, поднимаясь кверху, при этом нижний конец грудины отходит вперед. Благодаря движению ребер при вдохе размеры грудной клетки увеличиваются в поперечном и в продольном направлениях. В результате сокращения диафрагмы купол ее уплощается и опускается: органы брюшной полости оттесняются вниз, в стороны и вперед, в итоге объем грудной клетки увеличивается в вертикальном направлении.

В зависимости от преимущественного участия в акте вдоха мышц грудной клетки и диафрагмы различают грудной , или реберный, и брюшной , или диафрагмальный, тип дыхания. У мужчин преобладает брюшной тип ды­хания, у женщин - грудной.
В некоторых случаях, например, при физической работе, при одыш­ке, в акте вдоха могут принимать участие так называемые вспомога­тельные мышцы - мышцы плечевого пояса и шеи.
При вдохе легкие пассивно следуют за увеличивающей­ся в размерах грудной клеткой. Дыхательная поверхность легких увеличивается , давление же в них понижается и становится на 0,26 кПа (2 мм рт. ст.) ниже ат­мосферного. Это способствует поступлению воздуха через воздухоносные пути в легкие. Быстрому выравниванию давления в легких препятствует голосовая щель, так как в этом месте воздухоносные пути сужены. Только на вы­соте вдоха происходит полное заполнение воздухом рас­ширенных альвеол.

Механизм выдоха . Выдох (экспирация ) осуществляется в результате расслабления наружных межреберных мышц и поднятия купола диафрагмы . При этом грудная клет­ка возвращается в исходное положение и дыхательная поверхность легких уменьшается. Сужение воздухоносных путей в области голосовой щели обусловливает медленный выход воздуха из легких. В начале фазы выдоха давле­ние в легких становится на 0,40-0,53 кПа (3-4 мм рт. ст.) выше атмосферного, что облегчает выход возду­ха из них в окружающую среду.

Атмосферный воздух, поступающий в легкие во время вдоха, называется вдыхаемым воздухом; воздух, выделяемый наружу через дыхательные пути во время выдоха, - выдыхаемым . Выдыхаемый воздух - это смесь воздуха, заполнявшего альвеолы, - альвеолярного воздуха - с воздухом, находящимся в воздухоносных путях (в полости носа, гортани, трахеи и бронхов). Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха в нормальных условиях у здорового человека довольно постоянен и определяется следующими цифрами (табл. 3).

Данные цифры могут несколько колебаться в зависимости от различных условий (состояние покоя или работы и др.). Но при всех условиях альвеолярный воздух отличается от вдыхаемого значительно меньшим содержанием кислорода и большим содержанием углекислого газа. Это происходит в результате того, что в легочных альвеолах из воздуха поступает в кровь кислород, а обратно выделяется углекислый газ.

Газообмен в легких обусловлен тем, что в легочных альвеолах и венозной крови , притекающей к легким, давление кислорода и углекислоты различно: давление кислорода в альвеолах выше, чем в крови, а давление углекислого газа, наоборот, в крови выше, чем в альвеолах. Поэтому в легких и осуществляется переход кислорода из воздуха в кровь, а углекислоты - из крови в воздух. Такой переход газов объясняется определенными физическими законами: если давление какого-нибудь газа, находящегося в жидкости и в окружающем ее воздухе, различно, то газ переходит из жидкости в воздух и наоборот, пока давление не уравновесится.

Таблица 3

В смеси газов, какой является воздух, давление каждого газа определяется процентным содержанием данного газа и называется парциальным давлением (от латинского слова pars - часть). Например, атмосферный воздух оказывает давление, равное 760 мм ртутного столба. Содержание кислорода в воздухе равно 20,94%. Парциальное давление кислорода атмосферного воздуха будет составлять 20,94% от общего давления воздуха, т. е. 760 мм, и равно 159 мм ртутного столба. Установлено, что парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе составляет 100 - 110 мм, а в венозной крови и капиллярах легких - 40 мм. Парциальное давление углекислого газа равняется в альвеолах 40 мм, а в крови - 47 мм. Разницей в парциальном давлении между газами крови и воздуха и объясняется газообмен в легких. В этом процессе активную роль играют клетки стенок легочных альвеол и кровеносных капилляров легких, через которые происходит переход газов.



Перенос газов кровью

Кровь непрерывно переносит из легких в ткани кислород и из тканей в легкие углекислый газ. В артериальной крови, оттекающей от легких, кислорода содержится значительно больше, чем должно быть по физическим законам растворения газов в жидкостях. Это объясняется тем, что большая часть кислорода находится в крови не в растворенном, а в химически связанном состоянии. Кислород, поступающий из легочных альвеол в плазму крови, активно проникает в эритроциты и соединяется с гемоглобином, образуя непрочное химическое соединение - оксигемоглобин. Новые порции кислорода поступают из альвеол в плазму крови, а из нее в эритроциты до тех пор, пока почти весь гемоглобин не перейдет в оксигемоглобин. При дыхании атомсферным воздухом в обычных условиях 96% гемоглобина переходит в оксигемоглобин, и в результате в эритроцитах кислорода содержится в 60 раз больше, чем в плазме крови. Это и обеспечивает тканям необходимое для обмена количество кислорода.

Газообмен в тканях происходит по тому же принципу, что и в легких. При прохождении крови по кровеносным капиллярам различных органов кислород из области высокого парциального давления (плазма крови) переходит в область низкого парциального давления (тканевая жидкость). Из тканевой жидкости кислород поступает в клетки и сразу вступает в химические реакции окисления. Вследствие этого парциальное давление кислорода внутри клеток всегда равняется нулю. По мере выхода кислорода из плазмы крови оксигемоглобин переходит в гемоглобин, обеспечивая достаточную концентрацию кислорода в плазме. Превращению оксигемоглобина в гемоглобин способствуют многие факторы и, в частности, насыщение крови углекислым газом, и повышение температуры крови в органах (например, в мышцах во время их сокращения).



Углекислый газ, образующийся в клетках в процессе обмена, выходит в тканевую жидкость, создавая в ней высокое парциальное давление. В крови, протекающей по кровеносным капиллярам различных органов, парциальное давление углекислого газа значительно ниже, поэтому углекислый газ переходит из тканевой жидкости в кровь. Кровь содержит значительно больше углекислого газа, чем это возможно вследствие растворения его в жидкости. Это определяется также тем, что углекислый газ находится не только в растворенном состоянии в плазме, но и вступает в химическое соединение с гемоглобином эритроцитов и с солями плазмы. При участии специального фермента углекислый газ сравнительно легко соединяется также с водой плазмы крови, образуя угольную кислоту, которая в легких вновь распадается на углекислый газ и воду. Этим обеспечивается возможность выноса всей углекислоты, образующейся в тканях. Кровь, отдавшая кислород и насыщенная углекислым газом, называется венозной.

Венозная кровь поступает в легкие, где и происходит легочное дыхание.

Механизм вдоха и выдоха

Акт дыхания состоит из ритмично повторяющихся вдоха и выдоха.

Вдох осуществляется следующим образом. Под влиянием нервных импульсов сокращаются мышцы, участвующие в акте вдоха: диафрагма, наружные межреберные мышцы и др. Диафрагма при своем сокращении опускается (уплощается), что ведет к увеличению вертикального размера грудной полости. При сокращении наружных межреберных и некоторых других мышц поднимаются ребра, при этом увеличиваются переднезадний и поперечный размеры грудной полости. Таким образом, в результате сокращения мышц увеличивается объем грудной клетки (рис. 74). Вследствие того, что в полости плевры воздух отсутствует и давление в ней отрицательное, одновременно с увеличением объема грудной клетки расширяются и легкие. При расширении легких давление воздуха внутри них понижается (оно становится ниже атмосферного) и атмосферный воздух устремляется по дыхательным путям в легкие. Следовательно, при вдохе последовательно происходит: сокращение мышц - увеличение объема грудной клетки - расширение легких и уменьшение давления внутри легких - поступление воздуха по воздухоносным путям в легкие.


Рис. 74. Схема, изображающая изменения грудной клетки и диафрагмы при дыхании

Выдох происходит вслед за вдохом. Мышцы, участвующие в акте вдоха, расслабляются (диафрагма при этом поднимается), ребра в результате сокращения внутренних межреберных и других мышц и вследствие своей тяжести опускаются. Объем грудной клетки уменьшается (см. рис. 74), легкие сжимаются, давление в них повышается (становится выше атмосферного), и воздух по воздухоносным путям устремляется наружу.

Дыхательные движения ритмичны. У взрослого человека в спокойном состоянии в минуту происходит 16 - 20 дыхательных Движений. У детей они чаще (у новорожденного около 60 в минуту). Как правило, физическая нагрузка, особенно у мало тренированных людей, сопровождается учащением дыхания. При многих болезнях также наблюдается учащение дыхательных движений. Учащение дыхания может сопровождаться падением его глубины. Во время сна дыхание урежается.

Различают два типа дыхания: брюшной (преобладает у мужчин) и грудной (у женщин). При первом типе объем грудной полости увеличивается преимущественно в результате сокращения диафрагмы (увеличение вертикального размера), при втором - в результате сокращения других дыхательных мышц (увеличение переднезаднего и поперечного размеров грудной клетки).

Жизненная емкость легких

Для функциональной характеристики легких пользуются определением их жизненной емкости. Под жизненной емкостью легких понимают то количество воздуха, которое человек способен выдохнуть после глубокого вдоха. В среднем она равна 3500 см3. Величина жизненной емкости легких в значительной степени зависит от тренировки, возраста и пола.

Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют увеличению жизненной емкости легких (у некоторых физкультурников она достигает 6000 - 7000 см 3). У женщин жизненная емкость в среднем меньше, чем у мужчин; у молодых она больше, чем у пожилых людей. Для определения жизненной емкости легких пользуются особым прибором - спирометром (рис. 75).


Рис 75. Спирометрия (исследуемый произвел глубокий выдох)

При спокойном дыхании за один вдох в легкие поступает около 500 см 3 воздуха. Этот объем носит название дыхательного воздуха . При максимальном вдохе после спокойного выдоха в легкие поступает воздуха в среднем на 1500 см 3 больше, чем при спокойном вдохе. Этот объем воздуха называется дополнительным . При максимальном выдохе после обычного вдоха можно вывести из легких в среднем на 1500 см 3 воздуха больше, чем при обычном выдохе. Этот объем воздуха называется резервным . Все три объема воздуха - дыхательный, дополнительный и резервный - и составляют вместе жизненную емкость легких; в среднем: 500 см 3 + 1500 см 3 + 1500 см 3 = 3500 см 3 воздуха.

После выдоха, даже самого глубокого, в легких остается около 1000 см 3 воздуха. Этот объем называется остаточным воздухом .

Благодаря наличию остаточного воздуха легкое, опущенное в воду, не тонет. У плода до рождения легочное дыхание отсутствует и легкие не содержат воздуха. Кусочек такого легкого в воде тонет. Воздух поступает в легкие после рождения при первом вдохе.

Пневмоторакс . При травме грудной клетки с повреждением плевры в плевральную полость поступает атмосферный воздух - наступает пневмоторакс . При этом давление в полости плевры будет таким же, как и в легком. Легкое вследствие своей эластичности спадается и не участвует в дыхании. В медицинской практике прибегают иногда к искусственному введению воздуха в полость плевры (искусственный пневмоторакс).

Регуляция дыхания

Механизм регуляции дыхания очень сложный. В схематическом изложении он сводится к следующему. В продолговатом мозгу имеется скопление нервных клеток, регулирующих дыхание, - дыхательный центр. Наличие его отмечал русский ученый Н. А. Миславский в 1885 г. В дыхательном центре различают два отдела: отдел вдоха и отдел выдоха. Функция обоих отделов взаимосвязана: при возбуждении отдела вдоха происходит торможение отдела выдоха и, наоборот, возбуждение отдела выдоха сопровождается торможением отдела вдоха. Помимо дыхательного центра, заложенного в продолговатом мозгу, в регуляции дыхания участвуют специальные скопления нервных клеток в мосту и в промежуточном мозгу. Свое влияние на дыхательные мышцы, от которых зависит изменение объема грудной клетки при вдохе и выдохе, дыхательный центр оказывает не прямо, а через спинной мозг. В спинном мозгу находятся группы клеток, отростки которых (нервные волокна) идут в составе спинномозговых нервов к дыхательным мышцам. При возбуждении дыхательного центра (отдела вдоха) нервные импульсы передаются в спинной мозг, а оттуда по нервам к дыхательным мышцам, вызывая их сокращение; в результате происходит расширение грудной клетки и вдох. Прекращение передачи импульсов из дыхательного центра (при торможении отдела вдоха) в спинной мозг, а от него к дыхательным мышцам сопровождается расслаблением этих мышц; в результате грудная клетка спадается и наступает выдох.

В дыхательном центре происходит попеременно смена состояния возбуждения и торможения (отдела вдоха и отдела выдоха), что обусловливает ритмичные чередования вдоха и выдоха. Изменение состояния дыхательного центра зависит от нервных и гуморальных влияний. При этом важная роль принадлежит рецепторам легких и углекислоте, находящейся в крови. Во время вдоха легкие растягиваются и благодаря этому раздражаются окончания блуждающего нерва, заложенные в ткани легкого. Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, передаются по блуждающему нерву в дыхательный центр, вызывая возбуждение отдела выдоха и одновременно торможение отдела вдоха. В результате передача импульсов из дыхательного центра в спинной мозг прекращается происходит выдох. При выдохе ткань легкого спадается, рецепторы легкого не раздражаются, нервные импульсы из рецепторов в дыхательный центр не поступают. В результате отдел выдоха приходит в состояние торможения, одновременно отдел вдоха возбуждается и наступает вдох. Затем снова все повторяется. Таким образом осуществляется автоматическая саморегуляция дыхания: вдох вызывает выдох, а выдох обусловливает вдох.

Углекислота является специфическим возбудителем дыхания. При накоплении углекислоты в крови до определенной концентрации раздражаются специальные рецепторы стенок кровеносных сосудов. Возникшие в рецепторах импульсы передаются по нервным волокнам в дыхательный центр (отдел вдоха) и вызывают его возбуждение, что сопровождается углублением и учащением дыхания. Помимо этого, углекислота оказывает и прямое воздействие на дыхательный центр: повышение концентрации углекислоты в крови, омывающей дыхательный центр, вызывает его возбуждение. Уменьшение концентрации углекислоты в крови сопровождается, наоборот, снижением возбудимости дыхательного центра (отдела вдоха).

Если в результате интенсивной мышечной работы или по другим причинам в крови скапливается избыточное количество углекислого газа, то вследствие возбуждения дыхательного центра дыхание становится учащенным - возникает одышка. В результате этого углекислый газ быстро выводится из организма и содержание его в крови становится нормальным. Нормальной становится и частота дыхания. Скопление углекислого газа автоматически вызывает быстрое его выведение и тем самым снижение возбудимости дыхательного центра (отдела вдоха).

Наряду с избытком углекислого газа возбуждение дыхательного центра вызывают и недостаток кислорода, а также некоторые другие вещества, поступившие в кровь, в частности специальные лекарственные вещества. Следует отметить, что рефлекторное влияние на дыхательный центр оказывает не только раздражение рецепторов стенок кровеносных сосудов и рецепторов самих легких, но и другие воздействия (например, раздражение слизистой оболочки носа нашатырным спиртом, раздражение кожи холодной водой и др.).

Дыхание подчинено коре головного мозга, доказательством чего является то, что человек может произвольно задерживать дыхание (правда, на очень короткое время) или изменять его глубину и частоту. Свидетельством корковой регуляции дыхания является и учащение дыхания при эмоциональных состояниях. С дыханием связаны защитные акты: кашель и чиханье. Осуществляются они рефлекторно, причем центры этих рефлексов находятся в продолговатом мозгу.

Кашель возникает в ответ на раздражение слизистой оболочки гортани, глотки или бронхов (при попадании туда частиц пыли, пищи и др.). При кашле после глубокого вдоха воздух с силой выталкивается из дыхательных путей и приводит при этом в движение голосовые связки (возникает характерный звук). Вместе с воздухом удаляется то, что раздражало дыхательные пути.

Чиханье происходит в ответ на раздражение слизистой оболочки носа по тому же принципу, что и кашель.

Кашель и чиханье являются защитными дыхательными рефлексами.

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Задачи:

Образовательные : освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие : развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».

Планируемые результаты

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления -предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления - гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока - - демонстрация, на котором экспери-мент служит наглядным пособием

Форма - форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы: , частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Цель работы: изучение относительного содержания углеки-слого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Информация. Определение углекислого газа проводится по помутнению известковой воды с целью сравнения содержания данного компонента воздуха до и после дыхания учащегося. Так записывается уравнение химической реакции, которое объясняет помутнение известковой воды от воздействия воздуха, содержаще-го углекислый газ.

Помутнение объясняется образованием взвеси нерастворимого карбоната кальция (СаС0 3 ). При дальнейшем пропускании возду-ха происходит реакция растворения карбоната кальция с образова-нием соответствующего гидрокарбоната:

Таким образом, помутнение исчезает быстрее (или исчезает вообще) в той колбе, через которую проходит выдыхаемый воздух.

Оборудование из комплекта: колбы конические на 50 мл с пробками и Г-образными газоотводными трубками - 2 шт., мунд-штук стеклянный, отрезки резиновой трубки - 3 шт., Т-образный стеклянный тройник.

Реактивы и материалы: известковая вода, тампон, дезин-фицирующий раствор (приготовление растворов см. в п. 3.3).

Ход работы

1.Соберите прибор, как показано на рисунке.

2.Налейте в каждую колбу на 74 объема известковой воды.

3.Тщательно протрите мундштук тампоном, смоченным дезин-фицирующим раствором.

4.Выдохните воздух, затем возьмите в рот мундштук прибора и медленно, чтобы жидкость не попала в рот, втяните через мундштук воздух. Через какую колбу воздух поступает в прибор?

5.Вдохните и затем так же медленно выдохните воздух в мундштук. Через какую колбу выдыхаемый воздух выходит из прибора?

6.Сделайте подряд несколько вдохов и выдохов через мунд-штук. В каком сосуде известковая вода помутнела?

Прибор для определения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха:

Обработка результатов и выводы

1.Зафиксируйте результаты экспериментов в тетради.

2.Сделайте вывод из опыта и напишите уравнение химической реакции, которая объясняет помутнение известковой воды

Индикаторные трубки ЗАО « Крисмас



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта