Главная » 2 Распространение » Развитие науки в сибири. О развитии академической науки в восточной сибири

Развитие науки в сибири. О развитии академической науки в восточной сибири

Большое значение для экономического и культурного развития Сибири имело изучение ее природных богатств, географии, этнических особенностей, истории. В этом плане XIX столетие открыло новую страницу сибиреведения.

Правительственные экспедиции XVIII в., помимо исследования самой Сибири с ее побережьями, продолжили путь к северо-западным берегам Америки. Им воспользовались предприимчивые купцы и зверопромышленники. С 1776 г. Г. И. Шелихов в компании с другими предпринимателями снарядил суда и отправил их за пушниной на Алеутские острова. Уже первый корабль, возвратившийся через два года, доставил пушнины на 74 тыс. руб. Шелихов развернул кипучую деятельность. Написанная им книга «Российского купца, именитого рыльского гражданина Григория Шелихова...странствие» (СПб., 1793 г.) привлекла к себе всеобщее внимание. Начатое дело сулило богатства. В него потекли капиталы. В 1799 г. (уже после смерти Шелихова) создалась «состоящая под высочайшим покровительством Российско-Американская компания». 43 Она получила в монопольное пользование все промыслы и природные богатства в русских владениях на Аляске, а также на Алеутских, Курильских и других островах. Располагая огромными средствами, Компания при содействии правительства организовала многочисленные экспедиции, в том числе кругосветные, из которых наиболее крупной явилась экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806 гг.), исследовавшая, в частности, берега Камчатки и Сахалина. 44

В 20-х годах XIX в. возобновились крупные исследования прибрежий Ледовитого океана. В 1820-1824 гг. Ф. П. Врангель, впоследствии ставший главным правителем русских владений в Америке и директором Российско-Американской компании, совершил вместе с Ф. Ф. Матюшкиным четырехлетнее путешествие по северо-восточным берегам Сибири. Эспедиция провела ценные наблюдения и исследовала вопросы земного магнетизма. На основании ряда косвенных указаний Ф. П. Врангель пришел к выводу о наличии какого-то острова в океане к северу от Чукотки. 45 Действительно, этот остров, много лет спустя, в 1867 г., был открыт американским китобоем Лонгом и назван именем русского первооткрывателя. В то время как Врангель изучал район «Восточных ворот» североазиатского морского пути, лейтенант Ф. П. Литке (а затем П. К. Пактусов, А. К. Циволько) в течение четырех лет (1821 -1824 гг.), исследуя и картографируя Новую Землю, безуспешно пытался пройти в Карское море через узкую «дверь» - пролив Маточкин Шар. Поэтому в науке на долгое время закрепилось представление о Карском море как «ледовом погребе», через которое «морское сообщение с Сибирью принадлежит к числу вещей невозможных». 46

Эпоха героических мореплавателей на деревянных парусниках в арктических широтах пришла к концу. Техника судостроения феодальной поры полностью исчерпала свои возможности. Прекращение исследований на Северном морском пути в 20-30-х годах XIX в. было закономерным порождением технической отсталости царской России, характерной для периода кризиса феодально-крепостнической системы.

Между тем серьезные социально-экономические сдвиги в России и в Сибири, в частности, особенно после Отечественной войны 1812 г., стимулировали изучение производительных сил. В среде сибирской интеллигенции усиливается стремление познать свой далекий край, его природу, богатства, население. Краеведческие статьи и заметки с 1811 г. появляются на страницах «Казанских известий» - печатного органа Казанского университета, в учебный округ которого входила Сибирь. 47

С 1818 г. основным рупором научной жизни Сибири становится «Сибирский вестник» - научный журнал, издававшийся Г. И. Спасским в Петербурге. Спасский в молодости служил в Сибири, путешествовал по Алтаю и Хакассии, знал страну и нужды населения, изучал ее быт и древности. В журнале помещались отчеты об экспедициях и поездках по Сибири (Геденштрома, Кибера и др.), описания ее природных богатств, рудников и горных заводов (Злобина, Черниговцева); была опубликована Сибирская летопись Саввы Есипова и напечатано много других важных и интересных работ. В связи с территориальным расширением объектов изучения за пределы Сибири с 1825 г. Спасский реорганизовал «Сибирский вестник» в «Азиатский вестник». Однако последний издавался недолго и прекратил существование в 1827 г. вместе с наступлением реакции, последовавшей вслед за разгромом восстания декабристов.

В 30-40-х годах Сибирь не имела своей не только научной, но и художественной периодики. Отдельные сибиреведческие статьи печатались в столичных журналах, а некоторые крупные работы выходили отдельными изданиями. 48 Семидесятилетний П. А. Словцов подготовил двухтомное «Историческое обозрение Сибири» и в 1838 г. начал его издание. Второй том вышел в 1844 г., через год после смерти автора.

С. В. Бахрушин, специально занимавшийся проблемами историографии Сибири, отмечал: «У Словцова есть своя философия истории... Историю колонизации Сибири он рассматривает с точки зрения распространения культуры... Унаследовав от XVIII в. рационалистическое мировоззрение, он в этом прогрессе культуры видит проявление в первую очередь организованных социальных сил: государства и церкви. Но он был слишком тонкий наблюдатель, чтобы не отметить и роли масс («толпы») и сложности исторических факторов». В своем «Обозрении» Словцов особо выделяет вопросы экономики, просвещения и народного быта. 49

Тесное общение с русским населением приобщало коренные народы Сибири к просвещению. Издавна среди привилегированных слоев бурятского населения распространялась своеобразная образованность феодально-теологического характера. С начала XIX в. консерватизм культуры дацанов и медрессе столкнулся с прогрессивной русской культурой. Под влиянием русской культуры среди народов Сибири стала зарождаться национальная интеллигенция. Появились первые национальные ученые. Так, воспитанник бурятских лам Галсан Гомбоев (1822-1863 гг.), окончив Казанский университет, стал видным востоковедом. Знаменательно появление таких людей, как бурят Доржи Банзаров (1823-1855 гг.), этнограф, исследователь шаманизма в Сибири, и казах Чокан Валиханов (1835-1865 гг.), географ, т. е. крупных ученых, посвятивших жизнь не только науке, но и служению родным народам, их просвещению. 50

Рассматриваемое время, особенно 30-40-е годы, характеризуется усиленными поисками ценных ископаемых в Сибири. Большую работу по открытию рудных залежей вели на Алтае постоянно высылавшиеся геолого-разведывательные партии. Правительство объявило свободу частной поисковой деятельности и добычи золота. На поиски драгоценного металла бросились алчные предприниматели. В 30-х годах началась «золотая горячка». В 1837 г. в Восточной Сибири насчитывалось несколько сотен мелких компаний. Партии золотоискателей, обычно человек в десять, продвигались по самым глухим местам тайги, часто даже без каких бы то ни было географических карт, терпели лишения, иногда гибли. В итоге были открыты и обследованы золотоносные районы Кузнецкого Алатау, Енисейской и Бирюсинской тайги, а также у оз. Байкал. Частные открытия побудили горное ведомство повести поиск на Алтае, в Восточных Саянах и в Нерчинском крае. Данные о сделанных открытиях обычно помещались в «Горном журнале». В 30-40-х годах делаются попытки обобщить накопленные научные геологические материалы (Г. Е. Щуровский, Е. П. Ковалевский, П. А. Чихачев, А. Ф. Миддендорф и др.). 51

Разработка ценных ископаемых Сибири велась экстенсивно, хищнически, способами, отстававшими от требований нового времени. Между тем творческая научно-техническая мысль никогда не затухала на сибирских заводах. В начале XIX в. алтайский горный мастер П. М. Залесов разработал проект первой русской турбины (1806 г.), построил ее модель, но проект не удалось осуществить. На Барнаульском заводе С. В. Литвинов сконструировал воздуходувную машину - прообраз современных центробежных насосов, но и это изобретение не было применено, так же как и более поздние проекты введения паровой техники на заводах Восточной Сибири, предложенные тем же инженером.

Рутинность крепостнической системы в организации производства, тормозившая развитие промышленности, особенно ярко проявилась в связи с деятельностью П. К. Фролова. Талантливый инженер, сын известного гидротехника, он вырос на Алтайских заводах и отдал им всю свою жизнь и творческую деятельность. В начале XIX в. Фролов проложил «чугунку» с конной тягой на Змеиногорских заводах и представил проект создания на Алтае, в заводском районе, целой системы рабочих путей сообщения в виде сочетания рек и каналов с рельсовыми дорогами. Горный совет хотя и понимал практическую значимость выдвинутого предложения, но отклонил его из-за невозможности выделить для его осуществления необходимое число крепостных рабочих. Вольнонаемный же труд в крепостнической стране оказывался неприменимым: он не только считался чрезмерно дорогостоящим, но и невозможно было найти достаточное количество вольных работников. В 1817 г. П. К. Фролов был назначен на пост начальника Колыванско-Воскресенских заводов, а затем стал томским губернатором, но все равно в условиях крепостнической России он ничего не мог сделать для реализации своего проекта.

43 П. Тихменев. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени, чч. 1, 2. СПб., 1861-1863; С. Б. Окунь. Российско-Американская компания. М.-Л., 1939.

44 И. Ф. Крузенштерн. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях «Надежде» и «Неве». М., 1950.

45 Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820-1824 гг. М., 1948.

46 Ф. П. Литке. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан, совершенное на бриге «Новая земля» в 1821 -1824 гг. СПб., 1828; М. С. Б о д н а р с к и й. Очерки по истории русского землеведения, т. 1. М., 1947, стр. 205-207; С. А. Огурцов. География периода крепостного хозяйства абсолютистской Российской империи. Омск, 1958, стр. 23.

47 В. С. Манассеин. Сибирь в казанской периодической печати в первой половине XIX столетия. Иркутск, 1927.

48 А. П. Степанов. Енисейская губерния; Ю. А. Гагемейстер. Статистическое обозрение Сибири, чч. I-III. СПб., 1854.

49 С В Бахрушин. Основные течения сибирской историографии XVIII в. Северная Азия, 1925, кн. 1, 2, стр. 104-113.

50 Л. А. Перов. Доржи Банзаров. Улан-Удэ, 1943; X. Г. Айдарова. Чокан Валиханов. Алма-Ата, 1945; Чокан Валиханов в воспоминаниях современников. Алма-Ата, 1964.

51 В. А. Обручев. История геологического исследования Сибири, период 2-й. (1801-1850 годы). Л., 1933; И. П. Магидович. Очерки по истории географических открытий. М., 1957.

Сибирь - это одна из крупнейших по площади частей РФ. На ее территории сосредоточено большое количество различных ресурсов, но в этом регионе есть и существенные проблемы. Об этом следует узнать подробнее.

Восточная Сибирь. Исторический экскурс

Этот регион присоединился к России после завоевания Енисея, однако его освоение происходило крайне непоследовательно. Поток людей вначале хлынул на северо-восток, так что к XVII веку была более или менее заселена территория в и Колымы. В дальнейшем освоение региона шло в двух направлениях: на Дальний Восток и в Прибайкалье. В середине XVII века в бассейне озера было основано несколько острогов, сначала на западном берегу. До Забайкалья добрались позднее - только ближе к XVIII столетию. Проблемы освоения Восточной Сибири в то время были таковы: Россия присоединила к своей территории огромный регион без применения значительной военной силы, так что отряды исследователей исчислялись в лучшем случае сотнями. Достаточно долгое время сведения об этих краях были слишком разрозненными.

Как ни странно, на начальном этапе колонизация происходила крайне мирно. Царскими указами запрещалось каким-либо образом обижать местное население, с него также не взимались налоги. Приказчики острогов даже защищали аборигенов от агрессоров. Позднее заселение Сибири происходило за счет ссыльных и каторжных, а в XIX веке начались добровольные переезды крестьян в связи с нехваткой земель в центральной части страны. Еще одна волна освоения пришлась на период во время и после постройки соединившей Дальний Восток с Европой.

Что же вообще побудило людей ехать в такой негостеприимный край? Разумеется, ресурсы. Тем более что, как оказалось, на территории Сибири сосредоточены огромные богатства.

Характеристика и роль

Несмотря на свое географическое положение, а возможно, и благодаря ему, Восточная Сибирь - богатый разнообразными природными ресурсами край. На ее территории располагаются значительные месторождения бурого и каменного угля, олова, алмазов, золота, а также редкоземельных элементов. Регион обладает огромными водными, гидроэнергетическими, биологическими, лесными и так что его потенциал велик.

На 75% территория покрыта таежными лесами, здесь располагаются полноводные реки и глубочайшее озеро в мире, являющееся огромным естественным резервуаром пресной воды, - Байкал. Так что богатства этого края поистине огромны. Но есть и проблемы освоения Восточной Сибири. В чем же причина их возникновения и как с ними справиться?

Текущие проблемы

Везде есть свои минусы и неприятные моменты. Их не избежала и Восточная Сибирь. Проблемы ее разнообразны и огромны, как и сам регион.

Во-первых, вся Сибирь в понимании жителей центральных областей - это периферия. Поэтому неудивительно отношение к ней как к сырьевому придатку.

Во-вторых, слабо развитая транспортная инфраструктура затрудняет добычу полезных ископаемых и делает ее гораздо дороже.

В-третьих, сейчас крайне актуальна проблема оттока населения из региона. Суровый климат, удаленность от административного центра страны и другие факторы способствуют переезду людей в более западные и южные части.

Кроме того, из-за огромного количества горнодобывающих комплексов и предприятий по обработке в настоящее время остро стоят Восточной Сибири. Этому также способствует изношенность основных фондов, неразумное управление ресурсами, а также накопленный ущерб, нанесенный за предыдущие десятилетия. Таковы преимущества и недостатки, с которыми постоянно сталкивается Восточная Сибирь.

Проблемы, как правило, можно решить, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно.

Пути решения

Итак, как выяснилось, существует примерно четыре группы проблем, связанные с относительной неразвитостью, недостаточной инфраструктурой, оттоком населения и экологической обстановкой. Все они тесно связаны друг с другом, поэтому решать их нужно комплексно.

Восточная Сибирь, проблемы которой, как и ее территория, огромны, нуждается в инвестициях, причем не только в добывающую, но и в Несмотря на то что на примере региона прекрасно виден принцип разделения труда, слишком дорого и неэффективно привозить многие продукты, которые можно производить и здесь, из центральных областей. Развитие инфраструктуры, организация удобных систем здравоохранения и образования, создание новых рабочих мест позволили бы приостановить отток человеческих ресурсов, в том числе и квалифицированных кадров, которые уже слишком сложно удержать на месте надбавками и льготами. Кроме того, решение этого вопроса позволило бы в более полной мере реализовать рекреационный потенциал, пока же немногие туристы хотят ехать сюда. Слишком уж далека, сурова и негостеприимна Восточная Сибирь.

Проблемы экологического характера нужно решать организацией модернизированных производственных комплексов, а также с помощью более разумного управления ресурсами. Особо охраняемые зоны на самом деле должны быть таковыми, а не являться ими лишь на бумаге. Растратив богатства, будет крайне сложно их вернуть.

Перспективы

Как уже было сказано, регион обладает огромным потенциалом. Но хотя проблемы и перспективы Восточной Сибири достаточно ясны, по какой-то причине пока не существует единой политики по ее развитию и поддержке.

При существующей ситуации достаточно быстро регион угрожает стать крайне экологически неблагоприятным районом, а истощение топливных ресурсов, как это ни грустно, может и вовсе поставить крест на его развитии.

Вышедший в свет под научным руководством академика-секретаря Отделения общественных наук РАН, декана факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова, экс-секретаря Совета безопасности РФ Андрея Кокошина 103-страничный аналитический доклад «Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года» насыщен статистикой, экспертными оценками, ссылками на исследования и разработки ученых институтов Отделения общественных наук РАН, Сибирского отделения РАН, Дальневосточного отделения РАН, графиками, схемами.

В нем учтены все основные проекты по развитию горно-металлургического комплекса, энергетики, транспортной инфраструктуры, машиностроения, сельского хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Значительное внимание в докладе уделено вопросам развития образования, науки и культуры в этих регионах.

В докладе говорится о том, что развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока в настоящее время сдерживается такими факторами, как депопуляция и низкая экономическая плотность населения, слабое развитие энергетической, транспортной и информационной инфраструктур, замедленное распространение инноваций, преобладание негативного образа будущего в настроениях общественности и т.д.

В рамках исследования были проработаны три сценария развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и проведены оценки социально-экономической ситуации в регионах к 2030 г. вследствие реализации каждого сценария.

Первый сценарий, «От инерции к стагнации», предусматривает попытки освоения ресурсов без существенного улучшения инфраструктурной и технологической основы в условиях, когда мировая экономика развивается без крупных потрясений. В рамках этого сценария бизнес продолжает осваивать ресурсы, опираясь, в основном, на старую технологическую и инфраструктурную основу.

Второй сценарий, «Падение в пропасть», описывает ситуацию в регионе в условиях мирового экономического кризиса, падения спроса на ресурсы и снижения цен на них. Возникнут проблемы бюджетной обеспеченности. В результате постепенно будут сняты необходимые ограничения на доступ иностранных инвесторов к освоению природных ресурсов, активно будут разрабатываться наиболее эффективные месторождения на основе СРП. Освоение природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока в этом случае будет происходить все более бессистемно и фрагментарно, а развитие инфраструктуры будет сведено в основном к формированию инфраструктуры экспортного назначения.

Третий сценарий, «Новые возможности», предусматривает эффективное сочетание комплексного развития ресурсного потенциала, человеческого капитала, генерации и активного использования новых знаний и технологий. В этом случае развитие минерально-сырьевой базы регионов происходит на системной основе с выделением крупных центров экономического роста. По оценкам, реализация сценария «Новые возможности» позволит увеличить совокупный ВРП регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в 5-6 раз к 2030 г. по сравнению с 2010 г. Среднедушевой ВРП в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в эом случае составит в 2030 г. 48 тыс.долл., а численность населения увеличится до 16,8 млн. чел.

А.А.Кокошин отмечает, что большое внимание авторы доклада уделили вопросам развития обрабатывающей промышленности в этом регионе, проблемам экологии, развития транспортной инфраструктуры, не связанной только с реализацией крупных проектов в топливно-энергетической и горнодобывающей сферах.

Реализация инвестиционной программы в рамках сценария «Новые возможности» требует как государственных капиталовложений, так и масштабных частных инвестиций. По оценкам, целевой объем инвестиций в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока в рамках сценария «Новые возможности» в течение 2011-2030 гг. должен составить до 590 млрд.долл. США в текущих ценах.

В рамках этого сценария, как отметил Кокошин, большие усилия необходимо прикладывать для того, чтобы эти два региона не развивались как сырьевые придатки других регионов России и соседних государств.

Такая программа развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока, сказал Кокошин, должна быть неотъемлемой частью стратегии новой индустриализации России, о которой говорил в своих программных заявлениях Владимир Путин.

Кокошин отметил, что участие иностранных инвесторов должно строиться на взаимовыгодной и равноправной основе с участием компаний из целого ряда стран. Доминировать при этом должны отечественные частные инвестиции, подкрепленные вложениями со стороны государства, сказал Кокошин. Эксперты предлагают в зависимости от тех долей капитала, которые получают иностранные инвесторы, определять, в том числе, их вклад в реализацию различных инфраструктурных проектов, в том числе в социальную инфраструктуру, сказал Кокошин.

При разработке темы привлечения иностранных инвестиций мы должны оценивать состояние соответствующих рынков не только в АР, но и в глобальном масштабе, считает экс-секретарь Совета безопасности РФ. В частности, во взаимодействии с нашими китайскими партнерами необходимо учитывать их весьма масштабную деятельность применительно к аналогичным проектам в Африке и в Австралии.

В ряде случаев речь пойдет, по-видимому, об участии в одном и том же проекте инвесторов из разных зарубежных стран, считает Кокошин.

По мнению заместителя директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН профессора Андрея Коржубаева, данная разработка «во многом носит беспрецедентный характер – по масштабам используемых данных, охвату конкретных проектов, предметности предложенных мер по обеспечению ускоренного развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в общероссийских национальных интересах».

Бывший заместитель министра иностранных дел РФ, профессор факультета мировой политики МГУ имени Ломоносова Александр Панов отмечает, что в ходе работы над докладом был проанализирован комплекс политических и экономических вопросов развития взаимовыгодного и равноправного сотрудничества России с такими странами, как Япония, Китай, Республика Корея, Монголия и другие страны АСЕАН. Панов, один из крупнейших отечественных экспертов-востоковедов, считает, что «в целом геополитическая обстановка в АТР благоприятствует такому сотрудничеству».

Кокошин подчеркивает, что важным условием обеспечения национальных интересов нашей страны, включая экономическую безопасность на Азиатско-Тихоокеанском направлении, – адекватные военные усилия России. По словам бывшего заместителя секретаря Совета безопасности РФ генерал-полковника Владимира Потапова, «обеспечение должной обороноспособности России на этом направлении создает в том числе необходимую политическую основу для реализации многих крупных экономических проектов, в том числе с иностранными партнерами».

Как отметил академик Кокошин, «ускоренное развитие в Восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке современных высокотехнологичных производств, включая высокую степень переработки сырья, обеспечения роста численности проживающих в этих регионах россиян, создание для жителей этих регионов комфортных условий – это одно из важнейших условий обеспечения реального суверенитета России и нашей национальной безопасности на этом направлении.

Профессор Владимир Саунин, декан Байкальской международной школы бизнеса Иркутского госуниверситета отметил, что в разработке данного доклада в разной форме приняли участие более 50 ученых и экспертов из академических институтов, вузов, различных ведомств и частных компаний.

Как отмечает Кокошин, в ходе работы над докладом были использованы результаты целого ряда исследований институтов Российской академии наук по теме перспектив социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, государственные программы развития регионов, бизнес-проекты ряда отечественных компаний, разработки Байкальской международной бизнес-школы Иркутского госуниверситета, Института комплексных стратегических исследований во главе с профессором Олегом Виханским. В том числе хотел бы отметить исследования и разработки институтов РАН, возглавляемых академиками Валерием Кулешовым, Александром Татаркиным, Павлом Минакиром, Виктором Ивантером.

Кокошин считает, что для успешного развития этих регионов безусловно необходима и специальная переселенческая программа – как за счет других регионов России, так и других стран СНГ, особенно входящих в формирующееся Евразийское сообщество. О необходимости такой переселенческой программы говорит, в частности, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу, который много и плодотворно занимается проблемами оптимального развития этих регионов.

Эксперты отмечают, что для успешной реализации переселенческой программы необходимо, в частности, льготное ипотечное кредитование, безвозмездное предоставление в пользование фермерам крупных земельных участков, выплаты переселенцам значительных «подъемных» и другие меры.

Кокошин отмечает, что роль полезных ископаемых, энергоресурсов для экономики этих регионов очень велика, что это объективная реальность. Но эти регионы необходимо развивать, опираясь на существующие предприятия и создавая новые высокотехнологические отрасли: такие, как авиастроение, судостроение, информационно-коммуникационные технологии и др., сельское хозяйство, банковский сектор. Да и сама горнодобывающая промышленность, подчеркивает Кокошин, должна развиваться с использованием новейших технологий, в том числе с минимальным ущербом для экологии. Это же касается и предприятий топливно-энергетического комплекса. Одна из важнейших задач при этом, говорит Кокошин, – «максимальная локализация на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока производства новейшего оборудования для добычи и глубокой переработки сырья».

Для того, чтобы реализовывать стратегии развития этих регионов, отметил Кокошин, необходимы все более глубокая и детальная аналитическая работа, подготовка государственных решений многих очень непростых вопросов, в том числе с учетом многомерного геополитического контекста.

Полагаю, что речь должна идти и о применении для реализации этих стратегий индикативного интерактивного планирования, а по ряду направлений, возможно, и директивного планирования, сказал Кокошин.

В ходе разработки данной многомерной проблемы, отметил Кокошин, были предложены ряд мер управленческого характера. В том числе предлагается учреждение поста вице-премьера в Правительстве РФ, ответственного за развитие этих регионов, создание Корпорации развития Востока России, Банка развития Востока России с участием российских и международных кредитных организаций и ряд других мер. В их числе, в частности, создание Центра стратегического развития «Восток», базирующегося в Иркутске. Под Востоком России при этом подразумевается Восточная Сибирь и российский Дальний Восток.

Кокошин сказал, что в последнее время несколько раз в пользу создания сильного государственного органа для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока высказывался Президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Путин, в частности, говорил об учреждении «мощной структуры» со стопроцентным государственным капиталом, которая занялась бы бизнес-развитием этих двух огромных регионов.

С предложением создать специальную корпорацию развития, которая охватывала бы своей деятельностью территорию от западных границ Красноярского края до Камчатки, Курильской гряды и Сахалина, в конце января этого года обратился к Владимиру Путину глава МЧС Сергей Шойгу, сказал Кокошин. По оценке Шойгу, такая корпорация поможет создать в этих регионах до 5 млн. рабочих мест. Насколько мне известно, отметил Кокошин, эти предложения Сергея Кожугетовича получили поддержку премьера, и по ним Путиным даны поручения.

О необходимости создания для Дальнего Востока и Забайкальского региона специального института развития, подобного Внешэкономбанку, говорил 31 января в Петропавловске-Камчатском первый вице-премьер Игорь Шувалов, заявил Кокошин.

Луганский слесарь

Неравнодушный

США используют на Украине бесчеловечные методы воздействия на людей

Владимир Ш.

Временная победа Збигнева Бжезинского

Порошенко лишился православных избирателей

ярусский

Грузинское «чудо» завершается

Александр

Грузинское «чудо» завершается

Владимир

О развитии Сибири в XXI веке

Сибирским регионам требуется новая индустриализация, на которую отводится 10 лет. Об этом заявил в конце октября Владимир Путин на совещании по развитию Сибири. Речь шла о нескольких десятках приоритетных проектов- их планируется осуществить в крае в ближайшие годы. Это и развитие Сибири, как сырьевой базы, развитие новых индустриальных высокотехнологичных кластеров. Кроме того, это развитие Сибири, как одного из наиболее привлекательных туристических регионов Российской Федерации».

В качестве главных сибирских проектов премьер-министр назвал строительство новых железных и автомобильных дорог, моста через Ангару, ввод в строй Богучанской ГЭС и алюминиевого завода, а также освоение новых месторождений.

Особое внимание у международного сообщества вызывает вполне законное желание нашей страны

Россия один раз уже подавала в ООН заявку на увеличение своего континентального шельфа, однако специальная комиссия отвергла ее за недостатком доказательств. После этого начались работы по подготовке новой заявки, в рамках которых в 2005 и 2007 годах был проведен ряд исследований на научном судне «Академик Федоров» и ледоколе «Россия», включавших глубинные сейсмические исследования, отбор проб со дна, измерение гравитационных неоднородностей, аэрогеофизическую съемку. Также было организовано несколько дрейфующих станций.

Изученность нефтяных и газовых месторождений российской части шельфа Арктики на 2 пункта ниже среднероссийских показателей и в 20 раз ниже, чем в норвежском секторе Баренцева моря. На значительно уступающем по площади арктическом шельфе Норвегии количество пробуренных скважин равняется 1500, в российской его части их всего 58. К настоящему времени в западной Арктике отрыто 15 месторождений углеводородного сырья. По классификации 3 месторождения относятся к уникальным, 9 - к крупным, 2 - к средним, одно - к мелким. Месторождения открывались первыми скважинами, коэффициент успешности достигал 0,8, максимальный прирост запасов на одну пробуренную скважину составлял 1 млрд тонн условного топлива, что является одним из наилучших показателей в мире. В настоящее время из ранее открытых к промышленной разработке подготовлены всего 2 месторождения. Это Штокмановское и Приразломное, о которых геологи впервые узнали в 1988 и 1989 гг. Несмотря на значительные прогнозные ресурсы нефти и газа, шельф России остается изученным весьма слабо.

Правительство России решило предоставить «Газпрому» права на пользование участком недр внутренних морских вод, расположенным в акватории Обской губы Карского моря для разведки и добычи углеводородов Северо-Каменномысского газового месторождения. Соответствующее распоряжение подписал тогда Михаил Фрадков, сообщает пресс-служба правительства России. В документе также определены координаты месторождения.

Хрестоматийная фраза М.В.Ломоносова о том, что "российское могущество будет прирастать Сибирью" очень часто звучит в публичном дискурсе о Будущем российского Зауралья. Если до 90-х годов XX века она была не более чем констатацией самоочевидных истин, то вот за последнее десятилетие она все более и более приобретает если не спорный, то уж во всяком случае, вопросительный характер. По сравнению со временами Ломоносова сильно поменялось (и меняется до сих пор) представление о могуществе государства, изменилась сама Россия, образ Будущего, которому она следует, а значит, изменилась место Сибири и Дальнего Востока в этом Будущем и в пространстве сегодняшней жизни нашей страны.

Причем все изменилось настолько разительно, что сейчас перед нами встал вопрос, который на протяжении последних четырех веков интенсивной русской колонизации Зауралья был просто немыслим: "Грозит ли России потеря Сибири и Дальнего Востока?"

Что же изменилось за последние десятилетия в Сибири и Дальнем Востоке настолько, что потребовало корректировки образа. Будущего этой огромной и богатой земли?

Видимо, изменились не столько Сибирь и Дальний Восток, сколько изменилась страна, а еще точнее, мир в котором сегодня живет Россия.

1. Государство отказалось от комплексного и целенаправленного проектирования Будущего сибирских и дальневосточных территорий. До 90-х годов уходящего века проектирование развития Сибири и Дальнего Востока выполняло государство. Казаки, солдаты, православные священники были русскими конкистадорами, которые по заданию государства осваивали новые пространства, возводя на них остроги и церкви - форпосты империи и православия. Позже именно российское государство спроектировало хозяйственное освоение Сибири и Дальнего Востока, проведя Транссиб, инициировав переселение крестьян в результате Столыпинской реформы. В советские годы Зауралье превратилось в гигантскую площадку для равномерного размещения производительных сил, сырьевую базу для индустрии СССР, а позже и всего СЭВ. Во время второй мировой войны в Сибири и на Дальнем Востоке были созданы оборонные заводы - дублеры, расположеннньк в европейской части страны, в расчете на будущую затяжную позиционную войну. Еще в 1983 году половина новостроек РСФСР размещалось в Сибири. Существовал государственный комплексный план, в соответствии с которым во всех сибирских и дальневосточных территориях последовательно создавалась индустрия освоения богатых природных ресурсов, включая индустриальное освоение сибирской целины. Все это сопровождалось масштабной миграцией населения из западных регионов страны. Переселение людей служило модернизации экономики и социальной сферы осваиваемых территорий. Малая плотность населения позволяла с "чистого листа" планировать и хозяйственное освоение региона, и его народонаселение. Но вот в последнее десятилетие российское государство фактически отказалось от целенаправленного и планомерного развития Сибири как единого региона. Хотя постановлением Правительства РФ № 1510 от 19.12.1998 г. утверждена Федеральная целевая программа "Основные направления cоциального и экономического развития Сибири на период до 2005 года", но федеральное финансирование проектов этой программы пока не производится.

2. Страна, а вместе с ней Сибирь и Дальний Восток, оказались включенными в глобальный мир и глобальную экономику, которые во многом девальвировали ценность Зауралья как гигантского пространства роста российского государства. До последнего десятилетия XX века территория была привычным, искомым богатством России. Все крупные модернизационные рывки страны были связаны с колонизацией, освоением новых территорий. Пространственное расширение страны было связано с ее экстенсивным ростом. Вполне естественно, что Сибирь и Дальний Восток для России на протяжении последних веков были основным оперативным театром, на котором разворачивались колонизационные процессы. Но постиндустриальный мир с его постмодернистскими ценностями переструктурировал общественную, в том числе хозяйственную жизнь. Географическая протяженность еще не перестала быть ценностью, но уже не является необходимым фактором жизнедеятельности мира финансовых, интеллектуальных и товарных потоков. Границы стали проницаемы, а уровень развития локальных регионов стал превышать уровень развития огромных пространств. Как подсчитал автор известной работы "Конец национального государства" Кеничи Омаэ, если бы Токио и три прилегающие к нему префектуры образовали самостоятельное государство, оно бы заняло третье место в мире после США и Германии по объему ВВП. Другой регион Японии (Осака, Киото, Кобе) оказался бы шестым после Великобритании. Точно такие же высокоразвитые "регионы-государства" возникли по всему миру:

Северная Италия, Баден-Вюртемберг в Германии, Силикон-Вэлли и Сан-Франциско в США. Ежегодный экспорт компьютерных программ маленького Нью-Дели превысил 7 млрд. долларов США, что вполне сопоставимо с продажами вооружения на внешнем рынке всей Россией. Вследствие этого для Сибири и Дальнего Востока их огромные пространства из богатства превратились в удаленность от центров принятия решений в стране и от границ глобального мира. Мир передвинул систему координат развития, и мы в этой системе оказались периферией. Более того, не только обширные пространства, но и многие из сырьевых ресурсов этих территорий больше не являются столь необходимыми для России и открытого мира.

3. Глобальный мир повлиял на социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока гораздо больше, чем мы обычно себе это представляем. Конкуренция с мировым хозяйством заставили переоценить индустриальный потенциал Сибири и Дальнего Востока. Индустрия, созданная в основном в 60-70-е годы, относится к числу сомнительных достояний и нуждается в коренной модернизации. Однако самое трудное в процессе модернизации заключается не в острой нехватке денег, не в огромных трансфертных расходах по преодолению пространственной удаленности регионов, а в отсутствии четкого образа Будущего российского Зауралья, ясного представления о пути развития этого огромного региона. Без такого понимания трудно ожидать серьезных инвестиций сибирско-дальневосточные территории. Кто будет вкладывать в них средства, если их будущее неясно? Поэтому мы не можем привлечь иностранных инвесторов. Собственный капитал пользуется малейшей возможностью, чтобы сбежать в те регионы, перспективы, развития которых более определены. Он перетекает в Европейскую часть России и даже за границу. В свое время наши восточные соседи в Китае и других странах АТР при проектировании своего Будущего привлекли внешних инвесторов - агентов глобального мира, представителей наиболее развитых государств. Для этого они создали на своей территории особые экономические зоны - экспериментальные площадки для нащупывания пути в Будущее, инвестировав предварительно в развитие данных зон значительные средства в сумме от 30 до 50 млн. долларов США на кв. км. Очевидно, что возможность последовать примеру стран АТР по созданию таких зон, мы упустили еще в 80-е годы, когда у страны еще были необходимые для этого ресурсы и в мире были сильны ожидания скорого экономического роста на постсоветском пространстве. Сейчас глобальный мир направляет развитие не только стран, но и таких регионов, как Сибирь и Дальний Восток, а возможности участвовать в выборе направлений у России и у ее субъектов федерации, к сожалению, не столь уж велики.

Для Сибири и Дальнего Востока названные изменения в их жизни означают постановку новых вопросов, требующих скорейшего и ясного ответа:

1. Кто возьмет на себя миссию проектирования развития Сибири и Дальнего Востока в нынешних условиях?

2. Откуда придет это Будущее?

3. Каковы основные параметры социальной и экономической системы данного региона, которые мы можем и должны достичь в проектируемом Будущем? В чем конкурентные преимущества Сибири и Дальнего Востока в геоэкономическом соревновании регионов России и глобального мира?

Итак, что касается вопроса о «проектировщике Будущего» для Сибири и Дальнего Востока. Федеральный центр, фактически, сложил с себя эти полномочия. В какой-то момент казалось, что на смену ему придут так называемые «новые капитаны» российской экономики - банкиры и хозяева созданных на базе приватизации госсобственности крупных интегрированных групп бизнеса. Они активно устанавливали контроль над экономическим потенциалом Зауралья, скупая предприятия, расставляя своих людей на ключевые посты во властных структурах.

Но 1998 год похоронил эти надежды. Лопнули многие банки, продемонстрировав ошибочность своей экономической политики. Выжившие предприятия сырьевого комплекса свернули свои технологические комплексы до размеров «трубы» на Запад. Освоение огромного пространства Зауралья свернулась как шагреневая кожа до локальных зон разработки природных ресурсов. Сибирские и дальневосточные территории мгновенно расслоились по состоянию экономики и уровню жизни в зависимости от того, есть в их земле нефть, медные руды и прочие полезные ископаемые, продаваемые на внешнем рынке, или нет. Эксплуатация оставшейся от Советского Союза сырьевой индустрии стало самым прибыльным бизнесом в восточных регионах страны. При этом за последнее десятилетие наши российские «олигархи» не построили ни нового «Норильского Никеля», ни нового Саматлора. Они во многом живут как рантье, отпихнув других родственников от наследства отцов.

Если транснациональные корпорации сейчас и проектируют Будущее Сибири и дальнего Востока, то делают это лишь на ограниченных пространствах, закладывая технологическую привязку к добыче сырья и сильную зависимость от внешнего рынка. Причем ответственность за развитие территорий транснациональные корпорации берут на себя весьма неохотно, стремясь избавиться от социальной сферы, изобретя все новые схемы минимизации налогов, организуя «бегство капитала».

Пытаются выступить в роли «проектировщиков» власти сибирских и дальневосточных субъектов России. Но это им плохо удается. Административные границы больше не совпадают с границами экономических регионов. По крайней мере, все наиболее значительные экономические проекты, которые рассматриваются в качестве возможных «локомотивов» развития Зауралья: «транспортные коридоры» в виде Севморпути, Транссиба, кросс-полярных воздушных трасс; экспорт газа и электроэнергии в страны АТР, - являются трансрегиональными. Очевидно, что у отдельных регионов не хватит ни средств, ни властных полномочий, чтобы реализовать эти проекты.

Как это не парадоксально звучит, но чуть ли не единственным «проектировщиком» Будущего Сибири и Дальнего Востока, способным вписать это пространство в новый глобальный мир может выступить федеральный центр, формирующий единую экономическую и социальную политику в данном регионе, устанавливая единые правовые правила жизни.

Правда, составляя новый государственный «проект» развития Сибири и Дальнего Востока важно учитывать ту «рамку» современной жизни, в которую мы данный проект должны вписать. В зависимости от того, каким будет Будущее мира, таким будет Будущее и российского Зауралья. Поэтому, казалось бы, очевиден ответ на второй вопрос современной государственной политики в отношении региона: «Откуда придет его Будущее?». Из глобального мира, в котором живут не только Сибирь и Дальний Восток, но и вся наша страна.

Мы понимаем, что Будущее превратилось в общемировой технологический процесс развития и больше не является собственностью отдельного национального государства. Может быть поэтому, столкнувшись с удаленностью от границ «большой семерки», сибирские и дальневосточные регионы обратили свои взоры на страны АТР и в первую очередь на Китай, как на самые быстрорастущие государства в наступающем столетии. Мы готовы слиться с ними в единые хозяйственно-экономические комплексы, предложив свои нефть, газ, электроэнергию, лес, металл, транспортные коридоры, в обмен на «пропуск» в постиндустриальный мир. Территориально эти «держатели пропуска» к нам гораздо ближе, чем Западная Европа или США.

Однако не все очевидные истины просты. Как только мы начинаем разбираться с конкретными сценариями интеграции в мировую хозяйственную систему и мировое культурное, социально-политическое пространство, перед нами встает проблема многовариантности Будущего этого глобального мира.

Если нас ожидает в XXI веке плюралистическая однополярность мира, выделение в нем в качестве лидеров США и «большой семерки», то, становясь сырьевой базой АТР, мы встраиваемся даже не во второй, а в третий эшелон в Будущее, сознательно идем на первоочередное развитие затратных и экологически небезопасных сырьевых технологий в ущерб развитию интеллектуальных технологий. В развитии новых интеллектуальных производств страны АТР для нас являются скорее конкурентами, нежели партнерами.

С другой стороны, если мы исходим из конструкции «многополярного мира», подразумевая в первую очередь соревнование между США, Западной Европой, Японией и Китаем, то выбор стратегического партнера в этом соревновании (а ясно, что Россия в нынешнем ее состоянии не способна вести самостоятельную и масштабную экономическую и политическую игру на мировом пространстве) предопределит судьбу страны и ее регионов. Хотя здесь же появляется и возможность развития для России, ее Сибири и Дальнего Востока. Входя в АТР своим урало-сибирским ядром, страна может выступить своеобразными геоэкономическим «мостом» между Западной Европой и АТР. Но для этого необходимо обустраивать пространства этого «моста», делать его удобным для передвижения товаров и людей, насыщать инфраструктурой бизнеса и жизни.

Таким образом, мы подходим к рассмотрению третьего вопроса современной государственной политики в отношении Сибири и Дальнего Востока: «Каковы основные параметры социальной и экономической системы данного региона, которые мы можем и должны достичь в проектируемом Будущем? В чем конкурентные преимущества Сибири и Дальнего Востока в геоэкономическом соревновании регионов России и глобального мира?»

Принципиальная неопределенность Будущего глобального мира ставит для нас в качестве новой проблемы выбор приоритетов в развитии Зауралья. Все так называемые «три кита» будущего социально-экономического процветания этого региона»:

Нефтегазодобыча, электроэнергетика и транспортный комплекс, - видятся как отрасли, устремленные в Будущее в основном с позиций сегодняшнего дня. Есть много «но», не позволяющих относиться к перспективам их развития чересчур оптимистично.

Во-первых, само технологическое состояние этих отраслей в Сибири и на Дальнем Востоке оставляет желать лучшего. Требуются гигантские инвестиции в обновление основных фондов уже существующих производств. Что уж говорить о разворачивании

Новых, в частности разработке новых месторождений полезных ископаемых, развитии транспортной инфраструктуры?!

Во-вторых, даже если страна и ее партнеры найдут капиталы и решатся на их направление в восточные регионы России, следует учитывать, что инвестиции, которые нам сегодня кажутся бесспорными и эффективными, могут быть завтра обесценены развитием новых технологий. Скажем, никто не даст гарантий в сохранении типа перевозимых грузов и характера перевозок в будущем. Вложившись в теплоэнергетику, мы можем столкнуться с нехваткой энергоносителей или принципиальным изменением энергетических технологий. Представьте себе, что если все же реализуется проект со строительством электростанций на «холодном термояде»!? Что будет со сложившейся системой энергоснабжения?

В общем, инвестируя в Будущее, мы попадаем в ситуацию риска и должны помнить об ирландском аэропорте Шенон. Ирландия строила его как пункт для промежуточных посадок при перелете через Атлантику. Была создана специальная зона беспошлинной торговли для транзитных пассажиров. Этот проект рассматривался как «локомотивный» для национальной экономики. Но к моменту завершения строительства в эксплуатацию вошли новые типы самолетов, и ведущие авиакомпании стали осуществлять беспосадочные перелеты из Европы в Америку. Реализация колоссального проекта не дала ожидаемого эффекта. Очень хочется, чтобы грандиозные планы развития Сибири не стали для нас «российским Шенноном».

И все же констатация того, что строительство Будущего, тем более для такого огромного региона, является рискованным проектом не должно останавливать нас в своем движении вперед.

Думается, что российская государственная политика по развитию Сибири и Дальнего Востока должна учитывать следующие обстоятельства:

1. Развитие приведет (оно уже привело) к нарушению гомогенности экономического и социального пространства Сибири и Дальнего Востока. Интенсивно идет расслоение регионов по уровню социального и экономического развития. Выявляются регионы-лидеры и депрессивные территории. Пока к числу первых относятся только сырьевые зоны. Причем стала реальной конкуренция между разными сибирскими и дальневосточными регионами не только за получение инвестиций, но и за продвижение своих товаров на мировых рынках. Для каждого типа регионов, очевидно, должны быть выработаны собственные планы развития.

2. Активно действующие на сибирском и дальневосточном пространстве ТНК формируют собственные программы и планы развития, зачастую определяя судьбу региона. Если государство хочет, чтобы эти планы соответствовали его программам, оно должно найти новые инструменты регулирования деятельности ТНК, поскольку последние все более и более утрачивают характер национальных резидентов, перемещаются в пространство глобального мира и традиционные средства государственного влияния на их деятельность становятся все менее эффективными.

3. Растущая зависимость от внешнего мира для Сибири и Дальнего Востока, во-первых, поставила ориентированную на освоение сырьевых источников региональную индустрию в конкурентную позицию ко всем аналогичным предприятиям мира, во-вторых, привела к включению сибирского сырья в технологические цепочки, выстраиваемые не столько в России или на постсоветском пространстве, сколько во всей мировой экономике. При этом глобальный мир проявил заинтересованность только в получении отдельных видов сибирского и дальневосточного сырья. Более того, зависимость от внешнего мира в последнее время выражается и в демографическом вызове данному региону России ос стороны его азиатских соседей. В этом отношении, развивая кооперационные связи со странами АТР, нельзя выступать в этом процессе только «ведомыми», отдавая им на откуп определение направлений технологического и экономическогоо сотрудничества, а также установление «правил игры» в межгосударственных отношениях.

4. Основное конкурентное преимущество Сибири и Дальнего Востока в прошлом -огромное пространство как площадка для освоения на сегодняшний день становится обузой для экономики страны и проблемой для регионов. На сегодняшний день в глобальной экономике ресурсом является освоенное пространство, а неосвоенное -балласт. В связи с этим чуть ли не основным проектом построения Будущего для депрессивных территорий Сибири и Дальнего Востока, наиболее остро проживающих сейчас демографический вызов со стороны азиатских соседей и вступивших в фазу деградации индустриального наследия СССР, мог бы стать проект создания на огромном пространстве «природного резерва» человечества. В тотально освоенном пространстве мира может появиться культурно обихоженная и международно защищаемая рекриация неосвоенных территорий - легких планеты, последнего ресурса человечествак в Будущем, своего рода «неприкосновенный запас» перехода в постиндустриальный мир. Реализация этого проекта могла бы привлечь средства на снижение антропогенного давления на природную среду Сибири и Дальнего Востока изнутри и извне странь!, сформировать новый имидж государства, артикулировала для регионов и страны их новую мировую миссию, позволила бы сформировать новый кластер технологий постиндустриального мира на территории России.

К сожалению, сейчас нельзя недооценивать дезинтеграционные тенденции в отношениях западной и восточной частей России: это, к сожалению, реальность, формируемая как общеэкономическими, так и внешнеполитическими обстоятельствами. К их числу относятся:

Объективная перенаправленность экономических связей регионов Сибири и Дальнего Востока с европейской части России на мировые рынки, что обусловлено более высокой коммерческой привлекательностью последних; это относится не только к продукции, но и финансовым ресурсам (отток капитала);

Нескрываемая экономическая и миграционная экспансия Китая и Кореи, при которой все потенциальные выгоды используются только иностранным капиталом и соответствуют политическим интересам этих стран;

Аномально высокая криминализация экономической жизни во всех регионах Сибири и Дальнего Востока, что в сочетании с общероссийской политической нестабильностью создает мощные преграды для привлечения "чистых" и взаимовыгодных инвестиций и для реализации ряда международных проектов интеграционной направленности (например, для организации транссибирских контейнерных перевозок);

Разрушение некогда единого информационного пространства, что создает препятствия для объективной и всесторонней оценки региональных ситуаций и проблем, а также ощущение полной изолированности востока и запада России;

Утрата элементов инфраструктуры, повлекшая за собой разрыв общероссийских ресурсно-хозяйственных связей (отход к Казахстану части линий электропередачи Сибирь - Европа и др.);

Резкое (многократное) и продолжающееся высокими темпами удорожание тарифов на все виды транспорта, связывающие Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией;

Появление принципиально нового фактора дезинтеграции восточного и западного секторов российского рынка за счет того, что производители, расположенные в этих регионах, начали конкурировать между собой (лес, уголь, металл);

Общая слабость федерального Центра, отсутствие должного внимания федеральных властей к проблемам Сибири и Дальнего Востока, его сосредоточение (формальное и малорезультативное) только на так называемом северном завозе;

Формирование у населения и политических элит регионов Сибири и Дальнего Востока ощущения того, что федеральные органы власти комплектуются людьми, никогда не работавшими в Сибири и на Дальнем Востоке, не знающими их проблем и безучастными к их судьбам; прекращение прежней практики ротации кадров федерального Центра с широким привлечением специалистов из всех регионов России, и в первую очередь Сибири и Дальнего Востока.

Считается аксиомой, что в ХХI в. более тесная интеграция Сибири и Дальнего Востока как на внутрироссийском экономическом пространстве, так и в сфере внешнеэкономических связей будет базироваться на "трех китах" будущего социально-экономического процветания этого региона - нефтегазодобывающем, электроэнергетическом и транспортном комплексах.

Форсированное развитие прежде всего должен получить нефтегазодобывающий комплекс Западной и Восточной Сибири, обладающий мощным интеграционным потенциалом. Оценивая экспортную составляющую этого потенциала, следует учитывать, что, по имеющимся оценкам, потенциальная потребность стран АТР в импорте российского газа в 2010 г. оценивается в 45-80 млрд. м3. Если к этому добавить, что в Японии, Южной Корее и некоторых странах АТР существуют планы создания межнациональных и региональных систем энергоснабжения, то становится совершенно очевидной геополитическая значимость для России ускоренного развития эффективной газодобывающей промышленности в Восточной Сибири и на Севере.

Особое значение в условиях отдаленности и большой пространственной разбросанности населенных пунктов Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечения подвоза различных материалов в арктический сектор имеет транспортное обеспечение этого региона. Эта проблема в ХХI в. потребует решения нескольких важных задач - модернизации железнодорожных магистралей, строительства автодорог и возрождения Северного морского пути. В числе проектов развития транспортных связей "Север-Юг" обсуждается строительство железной дороги от БАМа до Якутска, которое позволит еще более сократить расстояния в международных перевозках Восток-Запад-Восток. В перспективе - создание нового транзитного пути с использованием порта Тикси, реки Лены, железной дороги до Якутска с выходом на Байкало-Амурскую магистраль.

Значительный интеграционный потенциал имеет проект так называемого транссибирского контейнерного моста: перевозки транзитных грузов по Транссибу могут давать стране до миллиарда долларов ежегодно и быть одним из существенных источников налоговых отчислений без особых капитальных затрат на организацию развития этих перевозок, однако для этого необходимо решение крайне острых проблем борьбы с транспортным криминалом, страховых гарантий.

Стратегические ориентиры развития Российской Федерации, в частности Сибири и Дальнего Востока, предусматривают реализацию одного из важнейших национальных ресурсов России - международного транзита через отечественные транспортные коммуникации.

Географическое положение России в значительной степени предопределяет стратегию и политику Российской Федерации, её экономическое развитие. Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно призвана играть роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Её одновременное присутствие в Европе и Азии влияет на содержание экономических, политических, культурных процессов в данных частях света. Занимая выгодное географическое положение, имея выходы к морям, а также, обладая системой космической, воздушной, морской навигации, Россия владеет и уникальными возможностями участия в международном транзите.

Формирование на территории России конкурентоспособных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации.

По своей сути транзит является экспортом транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории России. Набор этих услуг зависит от уровня развития национальной товаропроводящей сети и её качества. Прежде всего, это услуги национальных перевозчиков, экспедиторов, связистов.

Услуги, связанные с транзитными перевозками - это один из продуктов “высокого передела”, который обеспечивает доход государству, не расходуя невосполнимых природных ресурсов.

Транзит - это прямые денежные поступления в виде оплаты транспортных и сопутствующих услуг, которые получает транзитная страна, прямые инвестиции в развитие собственной транспортной инфраструктуры, внедрение самых современных транспортных технологий. Создание новых рабочих мест, доходы от транзита пополнят бюджеты всех уровней.

Целый ряд стран, особенно европейских, таких как Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Австрия, Голландия, государства Прибалтики, обладая относительно небольшой территорией, используя выгодное географическое положение, давно превратили транзит в существенные статьи доходов своих бюджетов.

В частности, Голландия, не имея особых преимуществ, стала важнейшим транзитным перекрёстком Европы. Доля доходов от транзита в общем объёме экспорта услуг Голландии составляет более 40 процентов.

Транспортный транзит органично вписывается в геополитические цели каждого государства, которое ставит перед собой чёткие стратегические цели упрочения позиции в современном динамично развивающемся мире.

Глобализация, будучи объективной тенденцией развития человеческой цивилизации, открывает дополнительные возможности и сулит немалые выгоды развитию экономики отдельных стран. Благодаря ей достигается экономия на издержках производства, оптимизируется распределение ресурсов, расширяется ассортимент товаров и повышается их качество на национальных рынках, становятся широко доступными достижения науки, техники.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеэкономических связей требуют нового подхода к развитию транспорта, перераспределения грузовых и пассажирских потоков. Рост внешней торговли требует качественного пересмотра транспортной составляющей.

Важнейшая задача Новосибирска - в полной мере реализовать выгодное географическое положение нашего города и развитую транспортную инфраструктуру как естественный транзитный мост между Европой,Азией и запасами полезных ископаемых в Арктике.

Перспективы развития транспортного комплекса Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья, в котором Новосибирск занимает одно из ведущих мест, можно разделить на два этапа.

Первый этап - окончательная стабилизация работы транспортного комплекса.

Главной задачей этого этапа является создание экономической и законодательно-нормативной основы деятельности транспорта, направленной на стимулирование развития производства и повышение конкурентоспособности экспортной продукции Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья, совершенствование системы транспортных тарифов, главным образом на железнодорожном и воздушном транспорте.

Необходимо получить научно-обоснованные рекомендации по снижению транспортных издержек в восточных регионах страны. Это доказывает тот факт, что доля транспортных издержек во внутреннем валовом продукте территорий Сибири и Дальнего Востока превышает 20 %, районов Крайнего Севера - 60 % (в среднем по России - 9 %).

Назрел момент реформирования системы государственной поддержки завоза грузов в районы Севера.

Необходимо решить вопрос о снятии НДС на авиатопливо, чтобы завоз его в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока не ложился тяжелым бременем на потребителей - аэропорты и по цене был бы равен завозу авиатоплива из-за рубежа (Кореи, Канады и др.).

Второй этап - ускоренное развитие транспортного комплекса для вовлечения экономики России в мировые хозяйственные процессы Азиатско-Тихоокеанского региона в период до 2010 года, включая процесс освоения российского арктического шельфа.

Помимо экспорта и импорта через морские порты Дальнего Востока намечается рост отправления в районы Северной зоны региона и прибытия грузов из этих районов. По оценке суммарные объемы грузооборота южных материковых портов составят в 2005 г. - 40, в 2010 г. - 45-65 млн. тонн. Вследствие этого потребуется развитие существующих перегрузочных мощностей. Какую долю в этом получит Новосибирск?

В этих целях предполагается реконструкция и развитие перегрузочных мощностей морских портов, в том числе и в Обской губе.

К ключевым проблемам развития транспорта в регионе можно отнести:

Завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Транссиба, завершение строительства БАМ);

Создание совместно с другими видами транспорта эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока;

Развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортных условий для пассажиров.

На речном транспорте главными проблемами являются:

Поддержание глубин и габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского, Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, проведение восстановительных работ Новосибирской шлюзовой системы, на судоподъемнике Красноярской ГЭС;

В Ленском бассейне - перенос базового порта в Якутск (после сооружения Амуро-Якутской железной дороги);

Пополнение флота Обского, Енисейского, Ленского и Амурского бассейнов.

Рассуждения о том, что Сибирь - «сказочно богатый край с прекрасными перспективами», давно стали общим местом в рассуждениях отечественных политиков всех уровней: от федерального до местечкового. Да, мы действительно богаты.

На территории Сибирского федерального округа сосредоточено 99% общероссийских запасов металлов платиновой группы, 85% свинца, 80% угля и молибдена, 77% цинка, 70% никеля и меди, более 40% золота и серебра. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77% российских запасов, природного газа 85%. Гидроэнергетические ресурсы составляют 45% потенциала России.

Почти 60% территории Сибири покрыто лесами - это 9% ми ровых и более 40% российских запасов древесины. Неудивительно, что ведущая отрасль экономики Сибири - промышленность. Надо признать, все, что мы сегодня имеем, результат колоссальных инвестиционных проектов, осуществленных в Сибири советским правительством в 30−40−е, а затем - в 60−80−е годы.

Сегодня же экономика Сибири по многим видам продукции оказалась неконкурентоспособной. Все масштабные инвестиционные проекты в Сибири были свернуты в начале 90−х. И страна «перестала прирастать Сибирью». Первыми встали предприятия ВПК и машиностроения, за ними - лесная и легкая промышленность. Начались сокращения на некогда перспективных предприятиях. Люди, ехавшие в свое время в Сибирь за «длинным рублем» со всех концов Союза, начали паковать чемоданы. Сегодня здесь платят столько же, сколько в европейской части страны, так какой смысл жить в «стране вечнозеленых помидоров»? Территория потеряла перспективу, а люди - надежду.

Думается, что затраты по реализации «Стратегии экономического развития Сибири» сопоставимы с затратами освоения Тюменского севера в 70−80−х годах. Сегодня трудно оценить масштабы той работы в привычных современному экономисту миллиардах долларов США. Это трудно сделать даже в неконвертируемых советских рублях.

По разным оценкам, в 70−80−е годы в развитие экономики этого региона ежегодно инвестировали около 200 млрд. рублей. По официальному курсу тех лет - порядка 300 млрд. долларов. Понятно, что такой пересчет не совсем корректен, но даже он позволяет со всей определенностью говорить, что подобные инвестиционные проекты сегодня России не по карману.

Очевидно, что без привлечения частного капитала (и отечественного, и иностранного) при реализации Стратегии развития Сибири не обойтись. Впрочем, уже сегодня в основной капитал предприятий Сибирского федерального округа инвестируются чаще всего собственные средства. Если же говорить об иностранных инвестициях в экономику Сибири, то их объем с 1998 года держится примерно на одном уровне - в пределах 1 млрд. долларов.

Несколько лет назад губернатор, ныне полппред Президента в Сибирском федеральном округе, Виктор Толоконский одобрил идею создания в Новосибирске транспортного мультимодального узла(МВТУ). Вслед за этим должно было последовать значительное увеличение доходной части областного бюджета, увеличение предоставляемых рабочих мест, объемов перевозок и строительства, примерно в четыре раза возрастет налоговая база. Тогда проект Новосибирского МВТУ получил высокую оценку специалистов на международных выставках в Ганновере, Марселе и Франкфурте-на-Майне. Как считали инициаторы областной целевой программы по развитию транспортного узла, в силу своего комплексного характера данная программа является реальным средством привлечения инвестиций в Новосибирскую область для развития многих отраслей и предприятий региона. При ее разработке акцент делался на поддержку и стимулирование наиболее перспективных для Новосибирской области сфер экономической деятельности, обеспечение условий для притока в регион дополнительных грузов и других материальных потоков, создание крупных региональных оптово-распределительных материальных, финансовых и телекоммуникационных центров, стимулирование инвестиционного процесса.

В зону влияния Новосибирского транспортного узла попадает 17-18 миллионов человек. По результатам работы независимых экспертов, Новосибирск получил высшие оценки по семи направлениям из десяти возможных. При этом конкуренты столицы Сибирского федерального округа - Красноярск и Иркутск, также разрабатывающие планы создания транспортных узлов на собственной базе - получили соответственно четыре и две высшие оценки… Думается, что в свете последних событий вокруг арктического шельфа форсирование данных наработок способно придать Новосибирску статус столицы не только Сибирского федерального округа, но и одного из центров снабжения российского Заполярья, так как именно Новосибирск имеет все возможности для доставки необходимых грузов в Обскую губу и далее в Карское море.

Добавить сообщение

В условиях становления и развития рыночных отношений Восточная Сибирь представляет собой особенно перспективный район развития. Его разнообразные и огромные природные ресурсы, многие из которых еще не освоены, привлекательны для иностранных инвестиций. Восточная Сибирь может стать основой бурного экономического развития России XXI века.

В Восточной Сибири основными направлениями развития в перспективе будут:

  • 1) Реконструкция горно-металлургического комплекса, техническое перевооружение предприятий.
  • 2) Совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса.
  • 3) Развитие химической и нефтехимической промышленности и строительных материалов.
  • 4) Ускоренное развитие машиностроения и ориентация его на обеспечение потребностей базовых отраслей в технике.
  • 5) Конверсия оборонных производств с переориентацией их на выпуск высококачественной продукции для населения и сложившихся производств.
  • 6) Развитие отраслей социальной сферы -- производство обуви, тканей, одежды, бытовой техники, продовольственной продукции на базе местных ресурсов.
  • 7) Развитие хозяйства и социальной сферы районов проживания малочисленных народов.
  • 8) Развитие науки, образования и социальной инфраструктуры.

При осуществлении мер по структурной перестройке экономики района необходимы увеличение финансирования из федерального и местного бюджетов геологоразведочных работ, сохранение дотаций и компенсаций АПК. Во внешнеэкономической деятельности необходимы регулирование таможенных пошлин, обеспечение гарантий и льгот иностранным инвесторам.

Для Красноярского края конкретными перспективными задачами являются:

  • 1) Реконструкция и техническое перевооружение Норильского горно-металлургического комбината, Ачинского глиноземного комбината.
  • 2) Освоение новых месторождений золота.
  • 3) Реконструкция угледобывающих предприятий Канско-Ачинского бассейна.
  • 4) Создание центров нефте- и газодобычи на юге Эвенкийского автономного округа.
  • 5) Завершение строительства Богучанской ГЭС на Ангаре.
  • 6) Модернизация лесопромышленных комплексов -- Лесо-сибирского, Богучанского, Кодинского.
  • 7) Постройка в Красноярске аэропорта международного класса.

Основными направлениями перспективного развития Иркутской области являются:

  • 1) Перевод тепловых электростанций на более экологически чистый вид топлива -- природный газ.
  • 2) Освоение новых месторождений, особенно нефтегазовых.
  • 3) Сохранение уникального озера Байкал.
  • 4) Организация в лесопромышленных комплексах области производств по глубокой переработке древесины.
  • 5) Разработка технологий и организация производства высокопроизводительного дереворежущего инструмента.
  • 6) Осуществление программы производства башенных и автомобильных кранов на ПО «Усольмаш».
  • 7) Техническое перевооружение ОАО «Вид» по производству мужских и детских костюмов.
  • 8) Организация домостроения на Иркутском экспериментально-механическом заводе, строительство домостроительного комбината в Усть-Илимске.
  • 9) Расширение Коршуновского горно-обогатительного железорудного комбината.
  • 10) Освоение Красноярского железорудного месторождения в районе Братска.

Разработана программа стабилизации и развития АПК области. Ее цель -- обеспечение населения картофелем, овощами местного производства. Увеличение поставок в обеспечении мясом, молоком, зерном, возрождение села, развитие перерабатывающих производств, развитие сельской инфраструктуры. Поощрение создания фермерских и личных подсобных хозяйств. Намечено строительство северной и восточносибирской птицефабрик.

В Иркутской области начинается осуществление важнейших проектов, которые принесут ей устойчивое социально-экономическое развитие. Это, прежде всего, -- Восточно-Сибирский нефтегазовый проект. Он включает освоение нефтегазовых месторождений в Жигаловском и Катангском районах области, прежде всего богатейших Ковыктинского газоконденсатного и Верхне-чонского нефтяного месторождений. В перспективе планируется строительство газопровода в Китай, страны Юго-Восточной Азии и на восток. На основе этих ресурсов планируется создание ряда химических производств в Иркутской области, в Ангарске, Саянске, Усолье.

Проект «Золото Сухого Лога» позволит увеличить добычу золота на 5 тонн.

Проект «Алмазы» предусматривает начало эксплуатации алмазов.

И, наконец, программа «Байкал», которая предусматривает ряд мер по экологической защите уникального озера.

Все эти проекты дорогостоящие и их выполнение потребует федеральных капиталовложений и привлечения зарубежных инвестиций.

Экономика Читинской области находится в кризисном состоянии, которое характеризуется такими факторами, как экстенсивный характер хозяйства, хищническое освоение природных ресурсов, неполнота комплекса, слабое развитие АПК, отсталая инфраструктура. По уровню жизни населения область можно отнести к районам социального бедствия. Тяжелые бытовые условия, низкие заработки, невыполнение социальных льгот при экстремальных условиях сурового климата. Поэтому нужны первоочередные меры в области социально-экономической политики -- финансовая стабилизация, получение долгов от таможенных сборов и прибыли от внешней торговли, получение налоговых льгот, установление транспортных льгот. Без этих мер невозможны стабилизация и развитие экономики области.

Важнейшие перспективные направлениями в развитии экономики области, имеющие общероссийское значение, предусматривают освоение Удоканского месторождения меди с привлечением иностранного капитала. Создаваемое горно-металлургическое предприятие будет производить катодную медь, сульфидный концентрат, которые будут перерабатываться на медеплавильных заводах России, а часть пойдет на экспорт в Японию, Китай и другие страны. Кроме того, планируется освоение Чинейского месторождения титаномагнетитовых руд, содержащих ванадий.

В Республике Хакасия первоочередные меры по улучшению жизни населения лежат в сфере развития экономики, как и в других территориальных единицах Восточной Сибири. При этом экономическое развитие республики зависит в первую очередь от работы Саяно-Шушенской ГЭС и Саянского алюминиевого завода. В экономической и финансовой поддержке нуждаются отрасли обрабатывающей промышленности, лесопромышленный комплекс и АПК.

Поставлены также задачи развития производственной и социальной инфраструктуры, развитие туристского комплекса в Абакане и Абазе.

Республика Бурятия занимает важнейшее место в России по ряду природных ресурсов. На ее долю приходится 48% балансовых запасов цинка России, 24% -- свинца, 2% золота, 30% молибдена, 27% вольфрама, 16% плавикового шпата, 13% апатита. В республике находится уникальное по объему запасов и качеству месторождение кварцитов -- Черемшанское.

Но в республике много незавершенных строительных объектов - Черемшанский кварцитовый карьер, Тугнуйский угольный разрез, вторая очередь Гусиноозерской ГРЭС и др. Строительство многих объектов начато в середине 1980-х годов. Сейчас назрела необходимость их завершения, так как они помогут стабилизировать экономику и социальную сферу.

Требуются меры по обеспечению сохранности озера Байкал в рамках комплексной программы по Байкалу на 1997--2005 гг. Конечной целью этой программы является сохранение экосистемы озера на основе создания специальной экономической зоны особого природопользования. В рамках программы должны быть предусмотрены:

  • 1) разработка нормативно-правовой базы для формирования рынка экологических услуг и взаимодействия природоохранных органов с рыночными структурами;
  • 2) создание структуры по оказанию экологических услуг предприятиям;
  • 3) создание специальных экологических фондов и банков с льготными налогообложениями;
  • 4) стимулирование экологического предпринимательства;
  • 5) льготное налогообложение предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию и продукцию с применением безотходных технологий;
  • 6) предоставление предприятиям, фирмам льготных кредитов на природоохранные цели.

Особое внимание уделено в Бурятии туризму и созданию баз отдыха, соответствующих мировым стандартам. Намечено строительство газопровода Иркутск -- Улан-Удэ вдоль побережья Байкала. Для выполнения намеченных мер необходимо приоритетное финансирование.

Республика Тува существенно отстает в социально-экономическом развитии от среднего общероссийского уровня. Она занимает последнее место в рейтинге депрессивных и отсталых регионов России. С 1989 г. наблюдаются снижение уровня жизни населения, снижение потребления некоторых жизненно важных продуктов питания. Падает уровень благоустройства, растет заболеваемость. Экономический кризис, падение и без того отсталого производства повлекли рост дотационности экономики Тувы.

Только рост экономики, и в первую очередь промышленности, даст возможность исправить положение. Разработанная Министерством экономики России с участием Правительства Республики Тува программа структурной перестройки экономики республики ставит целью превращение Тувы, учитывая ее богатый природно-ресурсный потенциал, в поставщика конкурентоспособной конечной продукции. За счет привлечения финансовых ресурсов российских и зарубежных инвесторов в экономику Тувы намечается в перспективе решить ряд задач:

  • 1) В АПК для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья намечено строительство мясоконсервного цеха, цеха переработки конины на экспорт, и цеха по первичной переработке шерсти, шерстопрядильного цеха, спиртового завода. Кызылский кожевенный завод перепрофилируется на производство войлока.
  • 2) В цветной металлургии -- освоение россыпных месторождений золота, освоение переработки технологических отходов комбината «Тувакобальт» с извлечением серебра и других ценных компонентов.
  • 3) Освоение энергохимической переработки высококачественных коксующихся углей.
  • 4) Расширение и реконструкция предприятий народных художественных изделий из камня, кожи, меха, древесины.
  • 5) Для связи с восточными районами Тувы намечено построить мост через реку Малый Енисей.
  • 6) Намечается создание локальной свободной экономической и таможенной зоны на территории Кызыла. Главным стимулом создания такой зоны должно быть получение для нее таможенных и налоговых льгот.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта