Главная » 2 Распространение » Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии. Вечер памяти ликвидаторов аварии аэс - сценарии плюс

Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии. Вечер памяти ликвидаторов аварии аэс - сценарии плюс

КГУ "Бескарагайский колледж" УО ВКО
Преподаватель НВП и ФК: Кабакова Анна Сергеевна
Преподаватель химии и биологии: Лапа Наталья Владимировна

Сценарий внеклассного экологического мероприятия
«Чернобыль: 30 лет спустя»

Цель: - показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС;
- формировать чувства ответственности по отношению к окружающей природе и патриотизма;
- развивать мышление, умение пользоваться литературой для нахождения фактов, умение вести монологическую речь перед аудиторией.
- формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:
-способствовать воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе;
-развить позитивную активную жизненную позицию;
-способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Оборудование: проектор, выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, фотографии чернобыльских пожарных ставших первыми жертвами аварии, презентация, цветы, зажженные свечи.

(На фоне слайд №1.Звучит мелодия. Выход ведущих.)

Вед 1: Добрый день, дорогие друзья, преподаватели, мастера, ребята!
Вед 2: Добрый день Уважаемые гости!
Вед 1: Особый повод собрал нас в этом зале.
Вед 2: 30 лет назад, 26 апреля 1986 года в 1 ночи 23 минуты на 4 энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария, Катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России.
Вед 1: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее. Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.

(на фоне слайд №2)

Вед 1: Чернобыль - небольшое милое провинциальное украинское местечко, утопающее в зелени. Летом здесь любили отдыхать киевляне, москвичи, ленинградцы. Готовили на зиму соленья и варенья, собирали грибы, загорали на ослепительных чистых песчаных берегах Киевского моря, ловили рыбу. Казалось, что удивительно гармонично и нераздельно ужились здесь красота природы и упрятанные в бетон четыре блока АЭС.

(на фоне слайд №3)

Вед 2:Слово «чернобыль» по-украински означает «полынь». Древний Чернобыль дал своё горькое название мощной АЭС, строительство которой было начато в 1973 году. В 1983-м работали четыре энергоблока мощностью 4 млн кВт. Главной столицей энергетиков стал молодой, бурно развившийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 км к северо-западу. Своим появлением город обязан сооружению здесь ЧАЭС имени В.И.Ленина.

(на фоне слайд №4)

Вед 1: Начальные страницы летописи трудовой биографии Припяти написаны 4 февраля 1970 года, когда здесь строителями был забит первый колышек и вынут первый ковш земли. Средний возраст жителей составлял 26 лет. Но слишком короткой оказалось жизнь этого города. Он погиб в страшную ночь с 25 на 26 апреля 1986 года. А сейчас всё внимание на экран

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с начала до 3мин.47с.

Чтец:
Бедой развален и убит,
Он не был к ней готов.
Ещё не веря, он стоит,
Не плача и без слов.
Ещё не зная, что же там
Тогда произойдет,
И что на смену всем словам
Судьба преподнесет.

(слайд №7, 8,)

Вед 2: На Чернобыльской АЭС готовились к остановке четвертого энергоблока из-за планово-предупредительного ремонта. Во время остановки предполагалось провести испытание с отключенными защитами реактора в режиме полного обеспечения оборудования АЭС. Стали останавливать энергоблок, постепенно снижая мощность реактора. Была отключена система аварийного охлаждения реактора – это и стало одной из грубейших роковых ошибок. Произошел взрыв.

(слайд №9)

Вед 1: Реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС выбросил в атомосферу 50 тонн испарившегося топлива. В результате зараженными оказались воздух, почва, вода, растительность и животные и люди, получившие очень сильную дозу радиации, - для многих оказавшуюся смертельной.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 6мин.16с. до 10 мин.40с

(слайд №10)

1.Четвертый реактор – он дьявольски вздрогнул раскатом.
Замрите, народы! Прощайте, друзья и семья…
Кто в пекло шагнул – как на дот, навалился на атом,
Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

(слайд №11)

2.Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,
Он думал о жизни – и только о ней.
Поэтому вишни цветут окрыленно в Державе,
И дети играют под солнечным пологом дней.

(слайд №12)

3.Молчание давит, глядят сиротливо криницы,
Пустынны поля – это все наяву, а не сон.
Четвертый реактор – святые бесстрашные лица,
Им, нас защитившим, живым и погибшим поклон.

4.Народную боль не заносят в ученые акты.
Мы атом сегодня в той схватке осилить смогли.
Пускай человечество помнит четвертый реактор.
Но если забудет!..

(на фоне поочередно перелистываются слайды №13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Вед 2: Тысячи людей приняли участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Ликвидаторы трудились в зоне повышенной реакции, не считаясь с риском для здоровья. Из них 100 тысяч стали инвалидами, более 50 тысяч умерли.
Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 12 мин.по 14мин.10с.
Вед 1: В зону заражения попала огромная территория, на которой проживало 17 млн. человек. Сейчас в зоне жёсткого радиационного контроля проживают около 1 млн. человек. Большому количеству людей в результате этой аварии пришлось покинуть свои дома и населённые пункты. В общей сложности было эвакуировано более 100 тысяч человек.

Видеоролик: «Чернобыль за секунду до катастрофы» с 15мин.30с.по 16мин.

(На фоне слайд №22, 23)

Вед 2: Тщательное расследование причин катастрофы на Чернобыльской АЭС, произведённое специалистами, показало, что приведшим к аварии, были действие операторов, грубо нарушивших эксплуатационные инструкции и правила управления энергоблоком. В ноябре 1986 года аварийный блок изолировали.
Вед 1: Человек и природа- это единое целое. Разрушая природу, человек убивает себя. Природа не прощает халатного отношения. Не прощает ошибок и промахов. Наша Земля неизлечимо больна. Многие исследователи и учёные считают, что всего 30 лет отведено нам, чтобы изменить своё отношение к природе.
Видеоролик: «Техника» с начала до 1 мин
Вед 2:Земля…В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека в земле. Никто не мог победить легендарного Антея, пока он касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать его от неё, и он погиб. Этот миф – завещание потомкам – хранить связь с землёй и охранять её.

Видеоролик: «Чернобыль 30 лет спустя» 5 мин.

Слайд с изображением ликвидаторов аварии с №25 - 30

Вед 1: Четвёртый реактор – святые бесстрашные лица. Им, нас защищавшим, живым и погибшим, низкий поклон. Пускай человечество помнит тех, кто погиб в самой страшной катастрофе XX века.
Чтец 1:
Прости, земля, прости, прости, прости…
Мы, люди, так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести:
На многое смотрели..и не видели.
Чтец 2:
Мы думали тогда- так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля- на гниль и пыль сменили.
Чтец 3:
Для дружбы, для улыбок и встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Чтец 4:
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Вед 2: Этот день мало похож на праздник, эта дата скорее заставляет нас в суматохе повседневной жизни остановиться и задуматься…
Вед 1: О Чернобыле, в сущности, знать и помнить нужно немногое: жить так, чтобы не оставлять за спиной руины и мёртвые города.
Вед 2: И если мы в какой-то момент забудем о тех, кто собою отодвинул не случившееся, вряд ли судьба простит нам эту забывчивость.
Вед 1: Ведь Чернобыль стал вселенским предупреждением. И хочется, очень хочется, чтобы мы помнили… В память о погибших в радиационных авариях и катастрофах объявляется минута молчания.

(слайд №31)

(Минута молчания.)

Литература:
1. Валерий Убиенных “Стихи о Чернобыле”.
2. Статья “Об аварии на Чернобыльской АЭС”.
3. Любовь Сирота “Поэтический альбом “Ангелу Припяти”.
4. Поэтический сборник “Чернобыльская быль”.
5. Стихи детей Чернобыля.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.Кирилл и Мефодий, 2002.

Интернет ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://www.krasnogorsk.ru
3. http://falangel.narod.ru
4. http://www.chornobyl.ru
5. http://www.chnpp.gov.ua
6. http://old.izvestia.com.ua
7. http://goroda-prizraki.narod.ru
8. htt://www.souzchernobyl.ru

Видеозаставка.
Музыкальное сопровождение.

Ведущий. Была тёплая апрельская ночь, одна из лучших ночей года, когда листья зелёным туманом вдруг проступают на деревьях. Спал город Припять, спала Украина, вся страна спала, ещё не ведая об огромном несчастье, пришедшем на нашу землю.
Владычествует страшная беда
Над водной зябью и земною твердью,
Чернобыля полынная звезда
Всё отравила, пронизала смертью.

Музыкальное сопровождение переходит сразу в сюжетный танец «Судьба» в исполнении ансамбля современной пластики.

Уже четверть века прошло с той страшной ночи. Кажется, позабылись подробности и детали. Уже вроде бы и не так страшно. А между тем есть среди нас люди, правда, их с каждым годом все меньше, для которых слово «Чернобыль» не что-то абстрактно-размытое, а настоящая боль. Быль. Черного цвета.

Документальный фильм-нарезка (4-5 минут) о трагедии в Чернобыле.

Ведущий. Сегодня наша встреча посвящается памяти тех, кто четверть века назад, не жалея своей жизни, принял участие в ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Чернобыль - чёрная быль нашей истории. К сожалению, техногенные катастрофы - это печальная реальность нашего времени.
Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции имел очень тяжёлые последствия. Потребовалось проведение крупных эвакуационных мероприятий, привлечение значительного количества сил для ликвидации последствий радиационной катастрофы.
Вспомним и поклонимся тем, кто принял на себя первые радиационные удары, кто отдал свои жизни, участвуя в ликвидации самой страшной катастрофы XX столетия.

Объявляется минута памяти, минута молчания.
Минута молчания.

Помните!
Через века, через года -
Помните
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните.
Песню свою отправляя в полёт,
Помните
О тех, кто уже никогда не споёт,
Пожалуйста, помните.

Студия эстрадной песни исполняет «Есть только миг» (муз. Л. Зацепина, сл. Л. Дербенева).

Ведущий. В первые дни после аварии, не зная реальной обстановки, боролись со стихией работники станции, пожарные, прибывшие на помощь военные. И мы не устанем благодарить этих отважных людей.
Катастрофы, происходящие в мире, под стать войнам, которые, к сожалению, не обходятся без жертв. Но есть в них и свои герои. Мы их сегодня чествуем.
Дети вручают ликвидаторам памятные подарки, цветы.

Солистка исполняет песню «Опустела без тебя земля» (репертуар Анны Герман).

История сохранила для нас воспоминания тех, кто ценой своей жизни устранял последствия катастрофы и поспешно эвакуировал людей с родной земли. Трудно представить себе все горе тех, кто навсегда прощался с домом, где родился и вырос, с родной околицей, с землей, на которой прожил всю жизнь.

Солист(ка) исполняет песню «Колокола» (муз. Г. Старкова, сл. Л. Дубинской).

Катастрофа, как и война, не щадит никого. Она не выбирает, какого вы пола, возраста или национальности. Чернобыль - беда не одного конкретного народа, а беда всеобщая.

Этноблок в исполнении вокального ансамбля.
Русская песня «Верила».
Украинская песня «Ой, маю, маю».
Белорусская песня «Ой, у лузи, пры дарози».

Ведущий. За пять лет, прошедших после катастрофы более 600 тысяч ликвидаторов и более миллиона людей было задействовано в различных спасательных работах в 30-километровой зоне вокруг станции и города.
Один из ликвидаторов, Анатолий Подлесный, вспоминает: «Повсюду работали специалисты: военные, пожарные, инженеры, строители, физики и медики. В район катастрофы я приехал вместе с другими добровольцами на автобусе; из окна видел весь тот хаос, который творился там - везде одни развалины. Каждый день все работали до полного изнеможения и спали всего по четыре часа в сутки».
Еще одно воспоминание - Геннадия Галкина: «Первым объектом был город Припять: пожелтевшие сосны, пустынные улицы. Ноги отказывались ступать на эту землю. Казалось, здесь даже воздух отравлен. Мы промывали здания, автострады, асфальт. Снимали верхний слой земли, который потом зарывали... А часа через два ветер нагонял новое облако пыли, которая опять заражала улицы, дома, дороги... Все нужно было делать заново. И так - изо дня в день».

Сюжетный танец «Спасите наши души» в исполнении ансамбля современной пластики.

Ведущий. Вот, что вспоминают военные:
«Ужас от звенящей в ушах тишины деревень. Когда нас везли в часть, мы проезжали несколько деревень, где дома были заколочены и население вывезено. А поскольку мы ехали зимой, на деревьях висели не убранные летом черные фруктовые плоды. Воплощенная мертвая зона.
Мы стояли в одной из деревень Иванковского района - это в тридцатикилометровой зоне. Каждый день в пять утра подъем, строимся в колонну и выезжаем. Работали на самой станции, на вырубке «рыжего» леса. Лес порыжел еще летом, но тогда до него руки не доходили, сперва надо было сооружать саркофаг над реактором. Зимой лес начали вырубать, распиливать и закапывать».

Солист исполняет песню «Отчего так в России березы шумят» (репертуар группы «Любэ»).

Ведущий. Вспоминая те дни, ликвидаторы, все, как один, сходятся, пожалуй, в главном: с одной стороны, было тревожное состояние, ведь никто не знал, что это такое, а с другой стороны - была собранность и готовность выполнять поставленную задачу. В этом и есть героизм, который подарил жизнь последующему поколению и дарит надежду современному веку. Ведь с какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться нашему народу, он всегда достойно, мужественно справлялся с ними.

Вокальный дуэт исполняет песню «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Ведущий. Чернобыльский взрыв произошел в центре Европы. Бесспорно, что с Чернобыля началась новая точка отсчета в отношениях людей друг к другу. Мы все теперь прекрасно понимаем, что живем в одном доме на планете Земля. И каждый должен научиться чувствовать себя не просто русским, англичанином или американцем, а гражданином мира. И если жители зоны - «заложники Чернобыля», то все мы - заложники более 400 атомных электростанций мира. Об этом нужно помнить: ведь тот, кто не знает своего прошлого, не имеет и будущего. Мы еще раз говорим вам «спасибо».

Финальный танец ансамбля современной пластики.

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.

Дарья Дубинина
Сценарий открытого занятия в подготовительной группе, посвященного 30-летию трагедии в Чернобыле

Цель занятия : воспитывать у детей чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС , бережное отношение к окружающей среде.

Задачи :

1. Обобщить и расширить у детей понятия о природе и об экологии в целом.

2. Познакомить детей с понятием катастрофа, и рассказать какие они бывают.

3. Рассказать о катастрофе на Чернобыльской АЭС .

Предварительная работа :

1. Работа с родителями : беседа о трагедии Чернобыля .

2. Работа с детьми :

Беседа о природных катастрофах и катаклизмах;

- рисунки на тему : «Какие катастрофы вы знаете?» ;

Чтение стихов и рассказов про Чернобыль ;

Изготовление пригласительных, благодарственных писем.

Участники мероприятия : Воспитанники подготовительной к школе группы №7 , воспитатели, музыкальный руководитель.

Приглашенные гости : ликвидаторы Чернобыльской катастрофы : Курносов Николай Петрович и Порохнявый Петр Андреевич, учитель начальных классов СОШ №107, родители воспитанников.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, усаживаются на места (слайд№1)

Дети исполняют танец «Пробуждение»

Звучит взрыв (слайд №2)

Дети выходят на полукруг (слайд №3)

1-й ребенок :

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля - наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нём живём.

2-й ребенок :

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

3-й ребенок :

На нашем шаре на земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса,

Останутся лишь в книжке.

Исполняется песня «Просьба» 1 куплет

Ведущая 1 : (слайд 3) Как красива наша планета и как хрупка. Сегодня мы будем говорить о том, что угрожает нашей планете и как ей помочь?

Ведущая 2 : Все наши мечты – о хорошем будущем, прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь.

А что же такое природа ребята?

Дети отвечают

Ведущая 1 : А теперь ребята, расскажут нам о природе. Выходите…

Сценка :

1-й ребенок :

Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

2-й ребенок : Значит, с природой можно разговаривать, и она ответит?

1-й ребенок : Ответит, если сможет… Вот мы и понаблюдаем за природой.

2-й ребенок : А что наблюдать?

1-й ребенок : Как человек обращается с природой. Есть такая наука – экология.

2-й ребенок : А что это за наука?

1-й ребенок : Экология – это наука, которая рассматривает взаимоотношения человека и окружающей среды.

Ведущий 1 : Так давайте сегодня об этом поговорим…. Наша планета в опасности. Мы ещё не осознаём этой опасности и живём на этой планете, но смогут ли жить на ней будущие поколения?

Ведущий 2 : Как же сберечь нашу землю и не допустить катастроф? А что же такое катастрофа?

Дети отвечают

Ведущий 1 : Сейчас нам дети расскажут о различных катастрофах, катаклизмах и неблагоприятном отношении человека к природе.

Ребенок : Катастрофа – событие с несчастными, трагическими последствиями . Экологическая катастрофа – разрушительное воздействие человека на природу.

Ребенок : (слайд №4) Все живое на земле не может жить без воздуха. С каждым днём кислорода на Земле становится всё меньше, а, выбросов с химических фабрик, заводов, выхлопных газов от транспорта всё больше и больше.

Ребенок : (слайд №5) Вода нам так же необходима, как и воздух. Загрязнение морей и океанов. Происходит разными промышленными и бытовыми отходами, которые попадают в воду и делают ее грязной. В мировой океан попадает много нефти, большая поверхность океанов покрыта маслянистой пленкой

Ребенок : (слайд №6) Земля тоже страдает от действий человека. Пролив и утечка горюче-смазочных материалов, бытовой и промышленный мусор, все это загрязняет землю приводит к катастрофам

Ребенок : (слайд №7) Лес тоже в опасности. Усиленно идёт вырубка лесов. Так, за последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование.

Ребенок : (слайд №8) Лесные пожары – это бедствие для всей планеты, большая часть пожаров происходит по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом и обречены на гибель.

Ведущая 1 : (слайд №10) Вот ребята, посмотрите, какой ужасный пожар по вине человека произошел в Петропавловском и Михайловском районах. В этом пожаре пострадало много деревьев, кустов, и пострадали даже некоторые постройки.

Ребенок : (слайд №11) Люди нарушают русла рек, что приводит к таким катастрофам как наводнение.

Ведущий 2 : (слайд №12) Вот, ребята, обратите внимание на слайд. Это наводнение произошло в том году в Бийском районе. Пострадало много домой, многие люди остались без крыши над головой. Но люди, которым это было не безразлично помогали друг другу, были организованны спасательные операции по спасению людей из этой страшной катастрофы.

Ведущий 1 : (слайд №13) Еще одна очень страшная катастрофа по вине человека произошла более 30 лет назад в Чернобыле , в городе Припять. Произошла ужасная авария на Атомной электростанции, взрыв и пожар, и в воздух попало много вредных веществ, которые ветер разнес на обширную территорию (слайд №14) .

Ведущая 2 : (слайд №15) 22 пожарных, выехавших на пожар той ночью, совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни (слайд №16) . В ликвидации последствий аварии принимали участие тысячи людей, в этом городе в честь них воздвигли памятник (слайд №17) .

Ведущая 1 : (слайд №18) г. Припять огородили колючей проволокой и присвоили название «город-призрак» (слайд №19) . Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах . Нельзя найти здесь только людей.

Ведущая 1 : (слайд №20) Еще долгие годы мир будет слышать отголоски Чернобыльской трагедии . Сейчас Чернобыль представляет собой , так называемую заброшенную зону. Страшно то, что от последствий катастрофы до сих пор страдают люди.

Ведущая 2 : А сейчас я хочу предоставить слово участнику этих событий, одному из многих ликвидаторов этой страной аварии (ФИО участника-ликвидатора) .

Выходят дети читают стихи :

(слайд №21)

Ребенок :

В этом городе больше никто не живёт.

В этом городе нету ни птиц, ни зверей.

Только ветер в разбитые окна поёт,

Под скрипенье и стук приоткрытых дверей .

Ребенок :

Он покинут жильцами на верную смерть.

Но за что он покаран - никак не поймёт.

Он в дыму и пожарах сумел уцелеть.

Но зачем? Всё равно в нём никто не живёт…

Ребенок :

На качелях разбитых качается дождь,

И над парком взметнулся остов Колеса.

Ведущая 2 : Пройдет еще ни один десяток лет, но авария и останется больным вопросом для нас, незаживающей раной в душе и не уходящей тревогой… Ведь потому что, спустя столетие нельзя будет сказать о Чернобыльской катастрофе , что это уже в прошлом, а теперь все хорошо.

Ведущая 1 : Пусть же сохранится память о тех трагических днях , чтобы на нашей земле никогда не повторился Чернобыль ! Низкий поклон и вечная память героям ликвидаторам Чернобыльской аварии… Всем кто спас мир от ядерной катастрофы. Прошу вас почтить память жертв Чернобыля Минутой молчания (слайд №22) .

Ведущая 2 : (слайд №23) Этот снимок сделан из космоса. На нём – кусочек нашей прекрасной планеты Земля. Когда-то путешественники тратили годы и годы для того, чтобы переплыть океан, открыть новые земли , обследовать неизвестные острова. Мир казался огромным, а планета - чуть ли не бескрайней.

Ведущая 1 : Сегодня за считанные часы космический корабль совершает виток вокруг неё. Скорости и техника 21века сжали пространство. Мир стал таким маленьким, а наша общая планета Земля такой хрупкой. «Наше поколение понимает, что не земной шар принадлежит нам, а мы принадлежим ему, - и нам надо передать будущим поколениям чистую планету». Тому, чтобы этот вывод был навсегда усвоен всеми, и должен послужить урок Чернобыля .

Дети выходят на полукруг

1-й ребенок :

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

2-й ребенок :

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Песня «Солнечный круг»

(слайд №24)

Ведущий 2 : Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет!

Земля – величайшее чудо, у нас она одна!

26 апреля - годовщина крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества. В 1986 году, в 1 час 23 минуты, взорвался четвёртый энергоблок на Чернобыльской атомной электростанции. Выбросы радиации равнялись взрыву 500 атомных бомб .

В сентябре 2003 года на саммите СНГ президент Украины Леонид Кучма предложил странам-участницам Содружества объявить 26 апреля Международным днём памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Генеральная Ассамблея ООН поддержала это предложение, а так же призвала все государства — члены ООН отмечать этот день и проводить в его рамках соответствующие мероприятия.

И никакие в мире обелиски…

Чернобыль… Одного хватает слова -

Сожмётся, ожидая вести новой,

И не на твердь бесчувственных коленей -

И вероломно поселилась в ней.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа: Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев»

Сценарий классного часа «Чернобыль 30 лет спустя. Вспомним героев».

26 апреля – годовщина крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества. В 1986 году, в 1 час 23 минуты, взорвался четвёртый энергоблок на Чернобыльской атомной электростанции. Выбросы радиации равнялись взрыву 500 атомных бомб.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью России, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

В сентябре 2003 года на саммите СНГ президент Украины Леонид Кучма предложил странам-участницам Содружества объявить 26 апреля Международным днём памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Генеральная Ассамблея ООН поддержала это предложение, а так же призвала все государства - члены ООН отмечать этот день и проводить в его рамках соответствующие мероприятия.

Не снимут боль ни мрамор, ни гранит,

И никакие в мире обелиски…

Так пусть навечно память сохранит

Нам образы ушедших наших близких.

Чернобыль… Одного хватает слова –

И сердце, как болезненный комок,

Сожмётся, ожидая вести новой,

И горькой пылью пахнет ветерок.

И не со звёзд небесных боль упала,

И не на твердь бесчувственных коленей –

А в грудь земли проникла злым запалом

И вероломно поселилась в ней.

Классный руководитель.

Двадцать семь лет отделяет нас от трагедии двадцатого столетия,

От апрельской ночи, когда атом мощь свою познав,

Потерял контроль, потряс зловещим взрывом спящую планету,

Показал неукротимый нрав.

Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле, спустя 30 лет.

Что случилось в ту роковую ночь?

Как отразились последствия взрыва на людях и окружающей среде?

На эти вопросы мы и попытаемся ответить.

До утра не дожив, Тишина раскололась, На зловещий тот взрыв. В темноте напоролась. И, пошла! Все крушить, Раскаленная каша. Суд великий вершить. Над беспечностью нашей. Полетело все вверх: Перекрытия, блоки. И огонь заплясал. На разрушенном блоке. По дорогам уже завывают сирены. Прямо в лоб им летят Невидимки-рентгены. (А. Белкин)

Возможно, кто-то скажет, что нам не нужно говорить о Чернобыле. Новый век принёс в мир новые трагедии, масштабы которых отнюдь не меньше. Тем более, что Чернобыль в большей степени коснулся белорусского государства и в меньшей – России. Но не говорить об этом нельзя. Чернобыль… Чёрная страшная боль, которая коснулась своей смертельной рукой всех тех, кому была небезразлична страна и люди, ставшие на борьбу с радиацией.

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева. Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года. Ко времени аварии на станции функционировало 4 ректора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

Двадцать шестого апреля

Мирно спала вся страна.

Атом взбесился, ввысь устремился

И началась с ним война.

Люди со смертью играли

И не щадив живота

Долг выполняли, жизнь сокращали.

Такою реальность была.

Многие умерли в муках,

Много страдает ещё,

Многие ждут своей участи…

Взрыв четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС произошел 26 апреля 1986 года в 01 ч 23 мин 40 с и вызвал механическое разрушение множества топливных кассет – ядерного горючего – при этом произошел выброс более 100 различных нуклидов.

1 стадия аварии – два взрыва: после первого – в течение 1 с радиоактивность реактора возросла в 100 раз; после второго - через 3 с радиоактивность возросла в 440 раз. Механическая мощность взрыва была такова, что верхняя защитная плита ядерного реактора массой 2 тыс. т разлетелась вдребезги, обнажив реактор.

2 стадия (26.04 – 2.05) – горение графитовых стержней вследствие выделения огромной энергии.

В период горения стержней температура внутри реактора не опускалась ниже 1500° С, а после 2 мая стала повышаться, приближаясь к 3000° С, что вызвало расплавление оставшегося ядерного топлива.

Горение реактора, хотя и с меньшей силой, продолжалось до 10 мая. Из горящего реактора, как из жерла вулкана, выбрасывались горящие частички, разрушенного реактора и радионуклиды с радиоактивностью в миллионы кюри.

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

Около 70% радиоактивных осадков выпало на территории Беларуси, в результате чего уровень загрязнения ее территории является самым высоким из всех пострадавших от этой трагедии стран. 20% всех лесов Беларуси до сих пор загрязнены, а 6 000 км 2 земель выведено из сельскохозяйственного использования. 109 000 человек были отселены.

В Украине от этой трагедии пострадало почти 3,5 миллиона человек, в том числе 1,5 миллиона детей. На загрязненных территориях до сих пор проживают 500 000 детей. В результате Чернобыльской катастрофы около 73 000 граждан Украины стали инвалидами. 91 200 человек подверглись отселению из тридцатикилометровой зоны, окружающей место аварии. Более 50 000 км 2 территории страны загрязнено радиоактивными осадками.

При́пять - покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции.

Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: - 49,4 тыс. человек. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.

Лежит село, как будто на картине,

И хатами белеет по долине.

И окна излучают боль и муку,

И двери накрест досками забиты,

И журавли колодцев позабыты,

И старый сад над школой свесил ветви,

И детям не учиться в ней навеки.

Вокруг - пустырь, пейзаж библейский, тленный

Вокруг - лишь смерть, незрима, постепенна

Чертополохом дали зарастают,

Цветы и зелень стронций разъедает.

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне. Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции. В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях.

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию.

Последствия авария и мутация

Выброшенная 26 апреля 1986 года при аварии на ЧАЭС доза продолжает действовать на обитателей близлежащих лесов и полей через загрязненную почву, воду и пищу. Количество животных резко уменьшилось, некоторые виды попросту вымерли. Животные, которые живут поблизости Чернобыльского реактора, имеют больше мутаций - в частности изменение цвета, меньше конечностей, чем у нормальных животных. Нашли ученые и растения, которые сильно изменились под воздействием радиации.

Памяти героям Чернобыля.

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. В первые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии – «ликвидаторы», они ещё не знали насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Надо было прежде всего потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки. Если бы это произошло, катастрофа приняла бы планетарный масштаб.

29 апреля 1986 года самый высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии и Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции. Меньше недели понадобилось, чтобы Чернобыль стал проблемой всего мира.

Чернобыль - это не только факты трагедии, это люди, которые первыми встали на защиту мира от атома.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты. Пожарные совершили подвиг - отвели беду, спасли тысячи жизней. Но доза радиации, которую получили пожарные, оказалась очень высокой. Жить им оставалось всего 2 недели… Настолько коварна радиация…

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан России, но и у жителей всей планеты.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта