Главная » 2 Распространение » Служили вселенной три юрия. Отличные парни отличной страны

Служили вселенной три юрия. Отличные парни отличной страны

Татьяна Юрьевна Быкова

"Пусть земля тебе будет Небом"! - Эти слова в минуту скорби, провожая в последний путь своего большого друга и учителя Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Гарнаева, произнёс молодой лётчик-испытатель Юрий Быков, человек столь же талантливо разносторонний, как и сам Гарнаев, что рождало между ними особое чувство духовного родства…

… Через год эти слова были начертаны на памятнике самому Юрию Семёновичу Быкову…

Перебирая его архив, открываешь, какую трудную, но прекрасную, яркую жизнь прожил Быков, жизнь, где не потерян ни один день, где всё пролетело на одном дыхании. Как и у всех детей войны, детство Юрия было трудным: страшный голод, неустроенность, детский дом.

В 16 лет он поступает в спецшколу ВВС в Казани, где постигает азы технических наук, а в местном аэроклубе - лётное мастерство. Там же пришло увлечение парашютным спортом. Приобретённые опыт и знания впоследствии стали крепким фундаментом для будущей научно-конструкторской деятельности.

Мечта летать на реактивных самолётах привела Юрия во Фрунзенское военное училище лётчиков-истребителей. Здесь Юрий впервые пробует своё перо, здесь раскрывается его талант журналиста, выходят его первые статьи, посвящённые авиации и космосу. Неукротимая любовь к жизни, к людям, первые потери товарищей подвигли Быкова уже тогда начать искать пути усовершенствования летательных аппаратов и средств спасения экипажа.

В 1955 году он заканчивает училище, получает квалификацию лётчика-техника, и направляется в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремится попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направляют в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служит до 1960-го года.

После демобилизации, он работает инженером-конструктором и продолжает летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова испытателем приводит его в Кременчугское вертолётное училище. Теперь он вертолётчик, но у него мало часов налёта на вертолётах и он два года работает на Севере.

Наконец в 1963 году Быков поступает в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-Исследовательском Институте в Жуковском и после успешного её окончания направляется на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работает лётчиком-испытателем и инженером-конструктором.

Теперь его мечты устремлены к внеземному пространству, поэтому он усиленно совершенствуется как разносторонний лётчик. Встреча с Юрием Гарнаевым явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Он становится учеником и, несмотря на большую разницу в возрасте, едва ли не лучшим другом Юрия Гарнаева. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим.

Быков писал в те годы: "Ну, вот я и пришёл к большому Небу. За ним космос". В конце 1967 года Юрий Быков подаёт рапорт главкому ВВС главному маршалу К. А. Вершинину с просьбой о зачислении в отряд космонавтов. Позднее космонавт А.А. Леонов скажет: "Юра Быков вырос бы в большого, классного лётчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе… О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос".



Два Юрия: Быков и Гагарин

Домашний кабинет Быкова походил скорее на музей-библиотеку, на кабинет учёного-исследователя. Стеллажи, полные книг, на стенах фотографии известных лётчиков и космонавтов с дарственными надписями. Особенно Юрий любил творчество лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Быков бережно хранил лётный шлем Юрия Гарнаева, привезённый им из Франции и подаренный Быкову. В последний полёт Быков почему-то надел именно гарнаевский шлем… В углу кабинета находилась коробка, в которой Юрий Семёнович хранил костюм для глубоководного погружения на дно Байкала. Пробный спуск он готовился совершить первым. Собирал для этой экспедиции дружную команду из друзей космонавтов Гагарина, Леонова и своего учителя Ю. Гарнаева.

Яркая, разносторонне талантливая личность, жаждущая знаний, стремящийся познать неизведанное, он, по натуре, несомненно, был пионером-первопроходцем. И в то же время очень честным, порядочным и удивительно скромным человеком, когда дело касалось его самого. Начисто был лишён чувства стяжательства.

"Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… А вот теперь ещё в большую литературу потянуло… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек". Бывало, что Юрию приходилось нелегко. На обороте фотографии погибшего друга он написал: "А я, Валька, бьюсь. Бьюсь и буду биться. Ведь еще много дел впереди, которые ты начал, которые нужно продолжить. Ведь космос, начатый тобой и Петром, штурмуется. Жить-то Валя, как хорошо. А сделать нужно так много, что страшно подумать…"

Быков летал на 31 типе летательных аппаратов, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта.

Книги, литература были ещё одной большой любовью Юры. Неисправимый романтик Неба, он талантливо перенёс красоту своей профессии на бумагу. Свой нелёгкий труд лётчика и конструктора Юрий успешно сочетал с литературной деятельностью. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства Печати и Новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе". Быков был членом Союза журналистов СССР.

Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова.

Писатель Евгений Голубев как-то сказал, что Юрий сумел за одну короткую жизнь прожить несколько жизней. Уже в 18 лет в письмах из лётного училища, он писал: "Я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит и людям. А раз так - я отдаю всё…". "Моё счастье - мой труд"!

Его товарищи писали о нём: "Это был смелый и мужественный лётчик, человек большой доброты, задушевный товарищ. Простой и скромный". Таким он и остался в душе и в памяти тех, кто соприкасался с ним или слышал о нём. Он прожил 36 лет, отдав всю жизнь на благо отечества. Планы Юрия были огромны, и лишь катастрофа 29 августа 1968 года при испытании серийного вертолёта Ка-25 не позволила осуществить их.

Скоро наступит очередная годовщина со дня преждевременной гибели этого замечательного человека. И спустя столько лет мы помним о нём и говорим: "Пусть земля тебе будет Небом"!

Отличные парни отличной страны... …Мелькают кварталы, а прыгать нельзя. «Дотянем до леса, - решили друзья – Подальше от города смерть унесем, Пускай мы погибнем, но город спасем»… Слова этой популярной песни о летчиках приходят на ум, когда слушаешь рассказы тех, кто был очевидцем катастрофы вертолета в районе села Удинск Хоринского района 44 года назад. 29 августа 1968 года житель села Удинск Стуков Николай Константинович с утра отправился на мотоцикле в лес за грибами, а к обеду собрался домой. И вот едва он выехал из леса, как увидел вертолет, который неровно снижался, мотор его «чихал», а потом и вовсе заглох, и винтокрылая машина, едва перелетев через линию электропередачи, камнем упала на землю метрах в 100-150 от Николая Константиновича. Он, не раздумывая, погнал свой мотоцикл к месту катастрофы. Вертолет горел, среди обломков лежал летчик, судя по всему, он ударился головой о камень и сразу умер. Николай Константинович оттащил тело в сторону от огня. Второй пилот был в кресле, нога его сильно обгорела. Николай Константинович начал отстегивать удерживавшие ремни, и летчик зашевелился – жив! Усадив раненого в коляску мотоцикла, Николай Константинович помчался в Удинскую больницу, там летчику оказали первую помощь – он пришел в себя, но не стонал, а только просил: «Мажьте, мажьте больше!...» Сдав летчика на попечение врачей, Николай Константинович поспешил обратно к месту падения вертолета, туда же устремились и другие удинцы, которые видели, как вертолет падал. Но очень скоро (как потом скажут – через 90 минут после аварии) на место катастрофы подъехали машины с Улан-Удэнского авиазавода, «Скорая помощь», была выставлена охрана, и к работе приступили специалисты. Тело первого пилота увезли в город, сразу же забрали и увезли раненого летчика. Жители Удинска вернулись к своим каждодневным делам, и никому даже в голову не пришло, что пилоты вертолета ценой своей жизни и здоровья предотвратили гораздо большую беду. Вертолет Ка-25, изготовленный на Улан-Удэнском авиазаводе, совершал испытательный полет, его линия облета пролегала от Улан-Удэ до с. Баянгол и обратно. Командир экипажа летчик-испытатель Юрий Быков перед самым полетом позвонил домой и сказал дочке: «У меня сегодня полет буквально на 20 минут, так что скоро дома буду». И это были последние слова, которые услышала маленькая Таня от своего отца. На том этапе топливная система вертолета Ка-25, видимо, еще совершенствовалась, именно сбой этой системы во время разворота стал причиной гибели машины и ее командира. За несколько месяцев до этого подобное происшествие случилось с другим Ка-25, но тогда экипажу удалось посадить машину на автомобильное шоссе. 29 августа экипаж Ю.Быкова, долетев до Баянгола, развернулся, чтобы лететь обратно, и тут на высоте 1000 метров прекратилась подача топлива, мотор начал захлебываться. В подобных случаях возможна посадка машины на авторотации (в режиме планирования), но при соблюдении определенных условий. А в тот день экипажу пришлось выбирать: внизу была река Уда, рядом село Удинск, а тут линия электропередач… Катапультироваться и бросить машину они не могли, «нам бы только под линию не угадать», - последнее, о чем думали летчики, уводя вертолет от села. Кое-как перелетели линию, но ресурс машины уже исчерпался, все механизмы отказали, и вертолет упал, сильно ударившись о землю… Они сделали все, чтобы тяжелый вертолет (Ка-25 называли летающим танком) не упал на Удинск и не повредил электролинию. Штурман корабля тогда выжил благодаря оперативной помощи жителей Удинска, позже он приезжал в Удинск, благодарил Н.К.Стукова за спасение. Потом он переехал в Киев. Командир экипажа Юрий Быков погиб, его сильный организм отчаянно боролся за жизнь, «он умер только в морге», - скажет потом патологоанатом. Буквально на днях исполняется 44 года с той трагической даты. Дочь погибшего летчика-испытателя Татьяна Юрьевна Быкова с сыном (проживающие в г.Жуковский Московской области) 10 августа 2012 года побывали в с. Удинск, посетили место падения вертолета, встретились с местными жителями – очевидцами той трагедии. Татьяна Юрьевна рассказала о своем отце. О летчиках-испытателях говорят, что они «учат самолеты летать». Инженеры, конструкторы разрабатывают самолеты-вертолеты, рабочие их строят, а летчик-испытатель первым садится в машину, чтобы поднять ее в воздух, выявить в полете все ее недостатки, которые будут устранять специалисты, выработать правила пилотирования, по которым будут работать на этих машинах другие летчики. Летчики-испытатели – люди особого сорта, и Юрий Быков был ярким представителем этой когорты. Летом 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов, и его семья уже собирала чемоданы для переезда в г. Жуковский. Жизнь этого необыкновенного человека оборвалась в степи под селом Удинск. Тот злополучный полет должен был завершить его работу на Улан-Удэнском авиазаводе. Его дочь и внук спустя 44 года с помощью местных жителей отыскали место катастрофы, нашли там даже осколки того вертолета, сложили на месте гибели Юрия Быкова небольшую горку из камней, а в администрации СП «Удинское» начали думать об установке на этом месте памятного знака. Лидия СТРЕКАЛОВСКАЯ. «Авиация, небо - моя жизнь...» Юрий Быков родился 2 апреля 1932 года в Новокузнецке. Ему не было и 10 лет, когда отец ушел на фронт, а мать потерялась во время бомбежки, маленького Юру определили в детский дом. Специальную школу ВВС он заканчивал уже в Казани. Затем в 1951 поступил во Фрунзенское военное училище летчиков-истребителей. В 1955 году он закончил училище, получил квалификацию лётчика-техника, и был направлен в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремился попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направили в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служил до 1960-го года. После демобилизации он работал инженером-конструктором и продолжал летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова (ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова) испытателем привела его в Кременчугское вертолётное училище. В качестве вертолетчика он два года работал на Севере. Наконец в 1963 году Быков поступил в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте в Жуковском и после успешного её окончания был направлен на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работал лётчиком-испытателем и инженером-конструктором. «Ну вот я и пришел к большому небу, - писал в те годы Ю.Быков. - За ним космос». Теперь его мечты были устремлены к внеземному пространству. Встреча с Юрием Гарнаевым (также работавшим летчиком-испытателем на Улан-Удэнском авиазаводе, впоследствии он стал Героем Советского Союза) явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Несмотря на большую разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим: Ю.Гагарин погиб 27 марта 1968 года, Ю.Гарнаев разбился во время тушения пожаров во Франции 6 августа 1967 года, еще через год также при исполнении служебных обязанностей погиб Ю.Быков. Профессия летчика-испытателя всегда связана с риском. Юрий Быков, выбирая профессию, прекрасно это осознавал. Своей юной жене он писал из летного училища: «Дорогая Римма, пока мы в долгой разлуке и далеко друг от друга, пока у нас нет маленьких «бычат» и общего дома, я хочу, чтобы ты знала все и смогла для себя решить все сама. Авиация, небо - моя жизнь. Сам я никогда не уйду из нее. Вся моя жизнь будет трудной, неспокойной, я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит, людям. А раз это так - я отдаю все». Юрий Семенович Быков отдал отечественной авиации самое дорогое - свою жизнь. Когда он погиб, ему было всего 36 лет. Алексей Леонов написал после его смерти: «Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе... О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос». ...За годы летной службы Юрий Быков освоил и испытал разные машины. Он летал на самолетах УТ-2, Як-22, Як-12, Як-18, Як-25, Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ан-24, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18, Ка-25, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта. Домашний кабинет Быкова походил на маленький музей космонавтики, на стенах - фотографии Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Комарова, А. Николаева, П. Поповича и других космонавтов с их автографами. От пола до потолка - стеллажи, заполненные книгами и журналами об авиации и космосе, сувениры, привезенные друзьями-летчиками из разных стран. Как самая почетная реликвия - летный шлем, подаренный Юрием Гарнаевым. В углу комнаты висел костюм аквалангиста. Исследование глубин Байкала было еще одной заветной мечтой летчика Быкова, и своей смелой идеей он «заразил» даже Юрия Гагарина, который всерьез прикидывал, какие дополнительные переделки понадобятся космическому аппарату «Восток», чтобы стать батискафом... Нелегкий труд летчика-испытателя Юрий Быков успешно сочетал с литературной деятельностью, стал членом Союза журналистов СССР. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства печати и новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе". Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях- космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова. "Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек". Татьяна БЫКОВА. (газета «Русская береза»). Ка-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году. Изготавливался на Улан-Удэнском авиазаводе. Вертолёт Ка-25 предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолеты Ка-25 со специальным оборудованием использовались для поиска приводнившихся космических спускаемых аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 г.г.

С 9 марта по 30 апреля в музее проходит выставка. СОЗВЕЗДИЕ ЮРИЕВ
Выставка посвящена выдающимся людям, для которых жизнь ради высокой цели была единственно приемлемой. В центре внимания три легендарных летчика, три Юрия: Юрий Гагарин, Юрий Быков и наш земляк, лопасненец - Юрий Гарнаев.

7 марта 2016 года исполняется 48 лет со дня трагической гибели первого космонавта планеты Земля - Юрия Гагарина. Да, судьба порой жестока и несправедлива. Коротка жизнь человека, и до обидного больно, когда она обрывается в молодости, когда ещё многое задумано и много нужно сделать.
Из воспоминания Ю. Быкова В тот траурный день я не смог быть в Москве, и вместе со всем народом Земли, в минуту молчания, почтил память рано ушедших от нас героев неба и космоса - Юрия Гагарина и Владимира Серёгина.
И я подумал тогда, что пройдет очень много-много времени. Звездолёты унесут человека в глубину иной Галактики, и он, встретившись со своим братом по разуму, назовёт простое имя Юрия Гагарина, который первым нарушил незыблемость неземного пространства. И не раз по Великому кольцу космической связи между цивилизованным миром Вселенной будет передаваться его изображение с неизменной улыбкой, застывшей навсегда, напоминая о ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЗЕМЛИ – ПЕРВОПРОХОДЦЕ КОСМОСА.

Через четыре месяца после гибели Ю. Гагарина 29 августа 1968 года при испытании серийного вертолета Ка-25, героически погиб летчик - испытатель Улан-Удэнского авиационного завода Быков Юрий Семенович. К людям, с непоколебимым внутренним стержнем относился Юрий Быков.
Еще в ранней юности он четко определил свои жизненные цели и выбрал путь добра, по которому шел, порою в тяжелой борьбе, не сворачивая, до последнего мгновения своей жизни.
Уже в 18 лет, в письмах из летного училища Юрий писал: «Я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит и людям, раз так - я отдаю все...».
На его земном календаре, один за другим, на одном дыхании, промелькнули 36 отпущенных ему лет, целиком отданных Родине и людям, которых он так любил!..

«Смысл жизни там, где борьба и победа - над сложностью твоей работы, над скоростью и высотой». Ю. Гарнаев
Когда у Гарнаева спрашивали, кем он себя считает, он, не называя себя даже лётчиком, отвечал, что всю жизнь считал себя, прежде всего рабочим. И это верно.
Он был безотказным рабочим неба, но настолько творческим, что в смелый почерк своих полётов всегда вносил настоящую поэзию, основа которой, прежде всего в особом, поэтическом восприятии мира. Проводил испытания по поискам приемлемого для пилота средней квалификации способа выполнения вынужденной посадки на сверхзвуковом истребителе.
Участвовал в подготовке первых советских космонавтов к полётам в условиях невесомости в специально оборудованных самолётах-лабораториях.
Участник множества показов авиационной техники, как в СССР, так и за рубежом. Освоил 120 различных типов летательных аппаратов. 21 августа 1964 года ему присвоено звание Героя Советского Союза за испытания новой авиационной техники.

В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля - Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю. А. Гарнаева, второго пилота Ю. Н. Петера, штурмана В. Ф. Иванова, бортинженера С. А. Бугаенко, бортрадиста Б. Н. Столярова, инженеров-испытателей А. Я. Чулкова, В. П. Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера - погиб.
Именем Ю.А.Гарнаева названа школа №5 в г. Чехове, где открыт музей Ю. А. Гарнаеву.

…Мелькают кварталы, а прыгать нельзя. «Дотянем до леса, - решили друзья - Подальше от города смерть унесем, Пускай мы погибнем, но город спасем»…

Слова этой популярной песни о летчиках приходят на ум, когда слушаешь рассказы тех, кто был очевидцем катастрофы вертолета в районе села Удинск Хоринского района44 года назад.

29 августа 1968 года житель села Удинск Стуков Николай Константинович с утра отправился на мотоцикле в лес за грибами, ак обеду собрался домой. И вот едва он выехал из леса, как увидел вертолет, который неровно снижался, мотор его «чихал», а потом и вовсе заглох, и винтокрылая машина, едва перелетев через линию электропередачи, камнем упала на землю метрах в 100-150 от Николая Константиновича. Он, не раздумывая, погнал свой мотоцикл к месту катастрофы. Вертолет горел, среди обломков лежал летчик, судя по всему, он ударился головой о камень и сразу умер. Николай Константинович оттащил тело в сторону от огня. Второй пилот был в кресле, нога его сильно обгорела. Николай Константинович начал отстегивать удерживавшие ремни, и летчик зашевелился - жив! Усадив раненого в коляску мотоцикла, Николай Константинович помчался в Удинскую больницу, там летчику оказали первую помощь - он пришел в себя, но не стонал, а только просил: «Мажьте, мажьте больше!...»Сдав летчика на попечение врачей, Николай Константинович поспешил обратно к месту падения вертолета, туда же устремились и другие удинцы, которые видели, как вертолет падал. Но очень скоро (как потом скажут - через 90 минут после аварии) на место катастрофы подъехали машины с Улан-Удэнского авиазавода, «Скорая помощь», была выставлена охрана, и к работе приступили специалисты. Тело первого пилота увезли в город, сразу же забрали и увезли раненого летчика. Жители Удинска вернулись к своим каждодневным делам, и никому даже в голову не пришло, что пилоты вертолета ценой своей жизни и здоровья предотвратили гораздо большую беду.

Вертолет Ка-25, изготовленный на Улан-Удэнском авиазаводе, совершал испытательный полет, его линия облета пролегала от Улан-Удэ до с. Баянгол и обратно. Командир экипажа летчик-испытатель Юрий Быков перед самым полетом позвонил домой и сказал дочке: «У меня сегодня полет буквально на 20 минут, так что скоро дома буду». И это были последние слова, которые услышала маленькая Таня от своего отца.

На том этапе топливная система вертолета Ка-25, видимо, еще совершенствовалась, именно сбой этой системы во время разворота стал причиной гибели машины и ее командира. За несколько месяцев до этого подобное происшествие случилось с другим Ка-25, но тогда экипажу удалось посадить машину на автомобильное шоссе. 29 августа экипаж Ю.Быкова, долетев до Баянгола, развернулся, чтобы лететь обратно, и тут на высоте 1000 метров прекратилась подача топлива, мотор начал захлебываться. В подобных случаях возможна посадка машины на авторотации (в режиме планирования), но при соблюдении определенных условий. А в тот день экипажу пришлось выбирать: внизу была река Уда, рядом село Удинск, а тут линия электропередач… Катапультироваться и бросить машину они не могли, «нам бы только под линию не угадать», - последнее, о чем думали летчики, уводя вертолет от села. Кое-как перелетелилинию, но ресурсмашины уже исчерпался, все механизмы отказали, и вертолет упал, сильно ударившись о землю… Они сделали все, чтобы тяжелый вертолет (Ка-25 называли летающим танком) не упал на Удинск и не повредил электролинию.

Штурман корабля тогда выжил благодаря оперативной помощи жителей Удинска, позже он приезжал в Удинск, благодарил Н.К.Стукова за спасение. Потом он переехал в Киев. Командир экипажа Юрий Быков погиб, его сильный организм отчаянно боролся за жизнь,«он умер только в морге», - скажет потом патологоанатом.

Буквально на днях исполняется 44 года с той трагической даты. Дочь погибшего летчика-испытателяТатьяна Юрьевна Быкова с сыном (проживающие в г.Жуковский Московской области) 10 августа 2012 года побывали в с. Удинск, посетили место падения вертолета, встретились с местными жителями - очевидцами той трагедии. Татьяна Юрьевнарассказала о своем отце.

О летчиках-испытателях говорят, что они «учат самолеты летать». Инженеры, конструкторы разрабатывают самолеты-вертолеты, рабочие их строят, а летчик-испытатель первым садится в машину, чтобы поднять еев воздух, выявить в полете все ее недостатки, которые будут устранять специалисты, выработать правила пилотирования, по которым будут работать на этих машинах другие летчики.Летчики-испытатели - люди особого сорта, и Юрий Быков был ярким представителем этой когорты.Летом 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов, и его семья уже собирала чемоданы для переезда в г. Жуковский.Жизнь этого необыкновенного человека оборвалась в степи под селом Удинск. Тот злополучный полет должен был завершить его работу на Улан-Удэнском авиазаводе.

Его дочь и внук спустя 44 года с помощью местных жителей отыскали место катастрофы, нашли там даже осколки того вертолета, сложили на месте гибели Юрия Быкова небольшую горку из камней, а в администрации СП «Удинское» начали думать об установке на этом месте памятного знака.

Лидия Стрекаловская.

«Авиация, небо - моя жизнь...»

Юрий Быков родился 2 апреля 1932 года в Новокузнецке. Ему не было и 10 лет, когда отец ушел на фронт, а мать потерялась во время бомбежки, маленького Юру определили в детский дом. Специальную школу ВВС он заканчивал уже в Казани. Затем в 1951 поступил во Фрунзенское военное училище летчиков-истребителей.

В 1955 году он закончил училище, получил квалификацию лётчика-техника, и был направлен в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремился попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направили в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служил до 1960-го года.

После демобилизации он работал инженером-конструктором и продолжал летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова (ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова) испытателем привела его в Кременчугское вертолётное училище. В качестве вертолетчика он два года работал на Севере.

Наконец в 1963 году Быков поступил в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте в Жуковском и после успешного её окончания был направлен на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работал лётчиком-испытателем и инженером-конструктором.

«Ну вот я и пришел к большому небу, - писал в те годы Ю.Быков. - За ним космос». Теперь его мечты были устремлены к внеземному пространству. Встреча с Юрием Гарнаевым (также работавшим летчиком-испытателем на Улан-Удэнском авиазаводе, впоследствии он стал Героем Советского Союза) явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Несмотря на большую разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим: Ю.Гагарин погиб 27 марта 1968 года, Ю.Гарнаев разбился во время тушения пожаров во Франции 6 августа 1967 года, еще через год также при исполнении служебных обязанностей погиб Ю.Быков.

Профессия летчика-испытателя всегда связана с риском. Юрий Быков, выбирая профессию, прекрасно это осознавал. Своей юной жене он писал из летного училища: «Дорогая Римма, пока мы в долгой разлуке и далеко друг от друга, пока у нас нет маленьких «бычат» и общего дома, я хочу, чтобы ты знала все и смогла для себя решить все сама. Авиация, небо - моя жизнь. Сам я никогда не уйду из нее. Вся моя жизнь будет трудной, неспокойной, я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит, людям. А раз это так - я отдаю все». Юрий Семенович Быков отдал отечественной авиации самое дорогое - свою жизнь. Когда он погиб, ему было всего 36 лет. Алексей Леонов написал после его смерти: «Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе... О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос».

За годы летной службы Юрий Быков освоил и испытал разные машины. Он летал на самолетах УТ-2, Як-22, Як-12, Як-18, Як-25, Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ан-24, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18, Ка-25, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта.

Домашний кабинет Быкова походил на маленький музей космонавтики, на стенах - фотографии Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Комарова, А. Николаева, П. Поповича и других космонавтов с их автографами. От пола до потолка - стеллажи, заполненные книгами и журналами об авиации и космосе, сувениры, привезенные друзьями-летчиками из разных стран. Как самая почетная реликвия - летный шлем, подаренный Юрием Гарнаевым. В углу комнаты висел костюм аквалангиста. Исследование глубин Байкала было еще одной заветной мечтой летчика Быкова, и своей смелой идеей он «заразил» даже Юрия Гагарина, который всерьез прикидывал, какие дополнительные переделки понадобятся космическому аппарату «Восток», чтобы стать батискафом...

Нелегкий труд летчика-испытателя Юрий Быков успешно сочетал с литературной деятельностью, стал членом Союза журналистов СССР. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства печати и новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе".

Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях- космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова.

"Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек".

Татьяна Быкова.

(газета «Русская береза»).

Ка-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году. Изготавливался на Улан-Удэнском авиазаводе. Вертолёт Ка-25 предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолеты Ка-25 со специальным оборудованием использовались для поиска приводнившихся космических спускаемых аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 г.г.

http://wap.strizhi.unoforum.ru

Подписи к снимкам:

Два Юрия - Быков и Гагарин.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта