Главная » 2 Распространение » Советы родителям «Дети наше повторение» Работа над своими ошибками. Учебные игры на уроках русского языка

Советы родителям «Дети наше повторение» Работа над своими ошибками. Учебные игры на уроках русского языка

Урок 100

Тема : Повторение изученного. Работа над ошибками.

Задачи урока:

    Отрабатывать навык определения частей речи;

    Проанализировать и исправить ошибки, допущенные в диктанте;

3. Пополнять активный словарный запас;

4. развивать мышление, коммуникативные навыки;

Ход урока

I.1. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число. Классная работа.

Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

2. Развитие мышления

Почему сову называют мудрой?

Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

3. Актуализация знаний.

Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

Что называют глаголом?

(Глагол - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

4.Минутка чистописания

Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Паучок.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

(Это буква П)

Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)

Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

П ппп П ппп

У пенька опять пять опят.

Что это за предложение?

(Это скороговорка).

Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко и быстро говорить).

Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

4.Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

5. Письмо по памяти.

Прочитайте предложения:

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)

II .Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

III . Итог урока. Рефлексия.

· О каких частях речи мы сегодня говорили?

· Что мы знаем об имени существительном?

· Что мы знаем об имени прилагательном?

· Что мы можем сказать о глаголе?

Оценивание. Самооценивание.

Домашнее задание

Тип урока: урок развития речи

Цель: уметь редактировать текст с речевой ошибкой “повтор-недочет”.

1. Продолжать формировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте.

Формировать знания о разных видах повтора.

Формировать умения различать разные виды повтора.

Продолжить формирование специальных умений (находить “данное” и “новое” в предложениях; определять, с помощью чего связаны предложения в тесте).

2. Развивать самостоятельное мышление.

Развивать умение выделять главное.

Развивать речь учащихся.

3. Формировать уважительное отношение к русскому языку как сложноустроенному живому организму.

Формировать уважительное, толерантное отношение друг к другу (работа в парах, в группах).

Оборудование: учебник Русский язык 6 класс под ред. М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2008; карточки, мультимедийная презентация , мультимедийный проектор

Ход урока

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подготовимся к выполнению работы над ошибками, которые вы допустили в сочинении, написанном на прошлом уроке. Откройте тетради для работ по развитию речи, ознакомьтесь с результатами.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Почему к этой работе нужно готовиться? Потому что исправлять мы будем не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и те, которые подчеркнуты волнистой линией и вынесены на поля буквой “Р” - речевые ошибки. Вы, наверное, заметили, что в ваших работах наиболее распространенная речевая ошибка – повтор. Допустив несколько подобных ошибок, вы не получите оценку “отлично” за содержание письменной работы. Что же делать?

Ответы учащихся (научиться не допускать повторов, узнать все о повторе).

Этап изучения нового материала.

Вот мы и подошли к определению темы и цели урока. Откройте рабочие тетради и запишите дату, тему и цель урока (слайд 2).

Посмотрите на экран (слайд 3 ). Перед вами 3 утверждения, какое из них правильное? Не противоречат ли они друг другу? Посовещайтесь, обсудите в парах.

  • Повтор – это одно из средств связи предложений в тексте.
  • Повтор является стилистическим приемом, который используется для выделения основной мысли.
  • Повтор придает речи однообразность, монотонность и является недочетом.

Ответы учащихся.

И тем не менее все эти высказывания верны (слайд 4) , и сейчас вы в этом убедитесь. Давайте поработаем с 3 текстами. Прочитайте и запишите в тетрадь первый из них. Во всех текстах объясните орфограммы.

(слайд 5) Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружен глубокими каналами. Над каналами висели черные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей… (Ю.Олеша)

  • Найдите данное и новое в предложениях;
  • Найдите слова, связывающие предложения;
  • Назовите способ связи;
  • Назовите средство связи.
  • Ответы учащихся.

    Какой это из видов повторов? (средство связи предложений в тексте – норма (слайд 6) ).

    Текст №2, та же работа.

    (слайд 7) Я люблю гостей. Я люблю смеяться… Я люблю ходить в зоопарк. Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин. Я много чего люблю. (по В.Драгунскому)

    Ответы учащихся.

    Обратите внимание на то, как начинается и как заканчивается текст. О чем текст, на что автор ставит логическое ударение? С помощью чего достигается выразительность речи?

    Этот вид повтора – стилистический прием (слайд 8) .

    Текст №3 (слайд 9)

    Я оттолкнул челнок от берега. Челнок плавно скользнул по воде. От челнока по ровной глади озера пошли круги.

    Ответы учащихся.

    Есть ли необходимость в таком повторе или его можно заменить другим средством связи? Значит, это повтор-недочет, речевая ошибка (слайд 10) .

    Итак, мы познакомились с тремя видами повтора. В конспектах в разделе “Речь” начертите схему “Виды повтора”. Сравните со схемой на экране (слайд 11) .

    Этап первичной проверки усвоения знаний.

    Так что же надо уметь, чтобы не допускать речевых ошибок? – Различать виды повтора.

    Неслучайно я прошу вас несколько раз перечитывать ваше сочинение или изложение. Допустим, вы нашли в черновом варианте повтор-недочет. Что нужно сделать? – Исправить. – То есть отредактировать. А как можно избежать повтора-недочета? – заменить другим средством связи.

    Вернемся к тексту №3 (слайд 12). Отредактируйте текст самостоятельно и запишите в тетрадь (в слабом классе можно вначале вспомнить другие средства связи). Зачитайте и назовите, чем вы заменили повторы.

    Ответы учащихся.

    Проверьте себя (слайд 13) .

    Этап закрепления знаний.

    Один способ назвали. Другие находим в учебнике на стр. 128-129. Пробуем применить знания на практике, учимся редактировать текст – упр. 288. Те, кто считает, что могут выполнить задание посложнее, редактируют текст из упр. 289.

    Ответы учащихся.

    Осталось проверить, как работает повтор – стилистический прием. Устно (слайд 14) .

    Узнайте сказку по началу:

    В одном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец (Н. Носов) “Незнайка в Солнечном городе”. Повтор подчеркивает, что речь идет именно о коротышках. Продолжите следующий текст. Для чего повтор здесь?

    Пусть всегда будет солнце!

    Пусть всегда будет небо!

    Ответы учащихся.

    Параллельная связь предложений в тексте может особо подчеркиваться их одинаковым началом и концом. Пример текста с одинаковым концом найдем в “Сказке о Мальчише-Кибальчише” А.Гайдара:

    Плывут пароходы – привет Мальчишу!

    Пролетают летчики – привет Мальчишу!

    Пробегут паровозы – привет Мальчишу!

    Контроль и проверка.

    Давайте поработаем в группах (можно предложить учащимся задания следующего характера):

    • Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы из скобок. Не забывайте, что каждое слово точно передает содержание.

    Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже… А они все … Птица качнет ветку – и … с нее листья.

    (Потекут, осыпалась, падают и падают)

    • Замените каждое выделенное существительное таким словом, которое в данном контексте будет наиболее уместным.

    1.Стадо серн пасется на склонах гор. Издали серны кажутся легкими тенями.

    2.Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Зубры прижились и перестали бояться человека.

    3.В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала фламинго вел себя беспокойно, но потом освоился.

    Для выбора: новичок, новосел, животные.

    • Найдите неудачный повтор и отредактируйте текст.

    Ко мне на день рождения пришли подруги. Сначала я угостила подруг чаем с пирожными и конфетами. Потом мы посмотрели интересный фильм. Когда фильм закончился, мы начали танцевать. Когда нам надоело, мы стали играть в школу.

    Когда вернулись родители, гости стали расходиться по домам.

    Запишите отредактированный вариант.

    Ответы учащихся.

    Этап подведения итогов.

    Давайте подведем итоги. Продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 15).

    Этап информирования о домашнем задании.

    Мне тоже понравилось сегодня работать. На следующий урок вы придете с выполненным домашним заданием. Каким? – выполнение работы над ошибками. Как будете ее выполнять? – помимо традиционной работы, нужно отредактировать текст (слайд 16) .

    Этап оценивания.

    Благодарю за работу, надеюсь, за анализ сочинений вы получите “5”. Оценки за урок.

    В школе сейчас нагрузки достаточно большие, много задают на дом и по русскому языку. Ученикам приходится активно работать как на уроках, так и после них. Безусловно, зачастую можно слышать, что освоить программу нелегко, а некоторые задания вызывают отрицательное отношение школьников. Работа над ошибками многим кажется ненужной: в таких случаях ученики считают, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.

    Превратите это занятие в увлекательное и динамичное, привыкните к нему, оцените его пользу и работайте над ошибками самостоятельно. Проводите анализ ваших ошибок даже тогда, когда от вас этого не требует педагог: вы очень быстро начнёте видеть реальные результаты. Воспользуйтесь полезными рекомендациями и повышайте вашу грамотность, работая над ошибками, это не будет лишним. На контрольных работах, диктантах, экзаменах вы окончательно убедитесь в необходимости ваших занятий.

    Делаем работу над ошибками: регулярно, последовательно и эффективно. Полезные советы
    Запомните ряд несложных советов, они вам очень помогут проводить работу над ошибками с пользой.

    1. В первую очередь обратите внимание на ваш настрой на работу. Наверняка вам известны ситуации, когда и задание выполнено, и время потрачено, но в памяти не остаётся необходимая информация. Ученики спешат, хотят скорее всё сделать, а в итоге никакого эффекта от работы нет, хотя она и занимает определённое время. Трудитесь для себя, а не для оценки учителя, формального выполнения задания. Самое главное – результат, качество вашей работы, а не заполненные листочки тетрадки. Сразу оцените, в чём конкретно заключается суть работы над ошибками:
      • вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
      • вы будете точно знать, где допустили ошибки;
      • вы сможете проанализировать каждую ошибку, исправить её, самостоятельно вспомнить правила, найти соответствующую информацию в справочниках и учебниках;
      • вы аккуратно выпишете слова с ошибками, правила, примеры: таким образом вы прекрасно закрепите материал, он хорошо запомнится;
      • проведя такую работу, вы сумеете в дальнейшем стараться не допускать подобные ошибки.
      Обратите внимание на важный момент: делать работу над ошибками нужно всегда. Именно так вы узнаёте свои слабые стороны, постепенно избавляетесь от всех недочётов.
    2. Выполняйте работу над ошибками тщательно, ни на что не отвлекайтесь. Не следует «выхватывать» подчёркнутые места из текста, игнорируя его в целом. Читайте текст целиком, а разбирайте ошибки. Вполне возможно, что в некоторых случаях будет важен и контекст. Вдумывайтесь в каждое слово, никогда не делайте работу над ошибками механически. Старайтесь сразу запоминать правила, разъясняйте все непонятные моменты.
    3. Работайте над ошибками вне зависимости от полученной оценки. Если вы огорчены слишком низким баллом – это только дополнительный стимул сделать работу максимально качественно, разобрать каждую ошибку. Перед вами уже находится ваш текст с выделенными учителем недочётами, а вам остаётся над ним потрудиться, чтобы в будущем уже не допускать таких ошибок, обратить внимание на правила, которые оказались для вас наиболее сложными.
    4. Заведите специальную тетрадь для работ над ошибками. Даже если ваш учитель не давал таких рекомендаций – сделайте это для себя. Вам очень пригодятся записи, причём вы сможете следить за закономерностями появлений ошибок в ваших текстах, своими успехами, повторять именно те правила, с которыми возникают сложности. Когда ваша тетрадь закончится, не выбрасывайте её. Храните все записи и регулярно просматривайте их. Хотя бы раз в полугодие листайте все тетрадки с работами над ошибками, а последние просматривайте примерно раз в неделю.
    5. Изучая последние работы над ошибками, сразу намечайте план дальнейших действий:
      • какие правила вызывают наибольшие затруднения;
      • что именно нужно повторить в ближайшее время;
      • с чем уже удалось справиться, хорошо закрепить и запомнить.
      Отмечайте не только неудачи, но и ваши успехи. Со временем их станет больше: вы увидите, что ошибаетесь меньше, а основная масса правил вам уже хорошо знакомы.
    6. Чтобы правильно делать работу над ошибками по русскому языку, вам понадобится чётко систематизировать всю информацию в вашей тетрадке. Разделите листочек на четыре столбца. В первый вы будете заносить слово, словосочетание или предложение, в котором была допущена ошибка. Во втором нужно записать саму орфограмму, конкретный фрагмент текста и т.п. В третьем столбце запишите соответствующее правило. Обязательно придумайте несколько своих примеров и заполните ими четвёртый столбик. После этого можно провести горизонтальную черту, отделив данную ошибку от других, чтобы не возникло путаницы. Рисуйте чёткие линии, нумеруйте ошибки: так вам будет значительно легче просматривать материалы, повторять правила.
    7. Регулярно используйте ваши тетрадки с работами над ошибками для повторения русского языка. Так вы хорошо повысите ваш уровень грамотности.
    Как делать работу над ошибками? Основные типы ошибок и методы их разбора
    1. Когда вы случайно заменили или пропустили букву в слове, его нужно переписать правильно и подчеркнуть пропущенную или искажённую букву.
    2. Ошибку в написании проверяемой безударной гласной нужно не только исправить, но и выписать правило, подчеркнуть орфограмму и найти проверочные слова, также записав их.
    3. Если гласная непроверяемая, слово вам понадобится записать хотя бы пять раз подряд. Это поможет его лучше запомнить, довести написание до автоматизма. Следите, чтобы ваше написание было правильным, не путайте буквы.
    4. Разбирая конкретные орфограммы, например, правописание гласных после шипящих, сочетание щн, чк, чн, обязательно придумывайте ещё два-три слова на соответствующую орфограмму.
    5. Нередко сложности возникают при написании двойных согласных в корне слова. В таком случае разделите слово для переноса, придумайте два-три однокоренных слова и запишите их. Не забывайте подчёркивать яркой ручкой двойную согласную.
    6. Орфограммы с мягкими и твёрдыми знаками анализируют следующим образом:
      • когда ошибка допущена при написании разделительного твёрдого знака, нужно выписать слово, выделить приставку и корень, обозначить орфограмму, придумать два подобных примера;
      • если пропущен разделительный мягкий знак, следует записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть гласную и мягкий знак, придумать два примера и записать их;
      • разбирая написание мягкого знака, обозначающего мягкость согласной, выпишите слово верно, подчеркните мягкий знак и согласную, запишите два примера;
      • чтобы проанализировать написание мягкого знака после шипящих в существительных, определите род существительного, запишите его в скобках, придумайте два примера.
    7. Парные звонкие и глухие согласные вам понадобится проверить, поставив слово в форму, в которой после согласной окажется гласная. Запишите проверочное слово и 2-3 подобных примера, подчёркивайте орфограммы.
    8. Чтобы делать работу над ошибками, всегда проверяйте непроизносимую согласную, а не просто подчёркивайте её. Подберите однокоренные слова, в которых она будет стоять перед гласной. Обозначьте корень слова, подчеркните орфограмму.
    9. Разбирая правописание не и ни, слитное и раздельное написание не со словами, ошибки, связанные с правописанием приставок, дефисных написаний, необходимо найти нужное правило, найти несколько примеров, разобрать их и записать.
    10. Анализируя написание окончаний глаголов, существительных, прилагательных, обязательно тщательно разбирайте слова, записывайте в скобках все нужные грамматические категории в соответствии с указанными в правилах в качестве определяющих. Например: на опушке (существительное 1 склонения – опушка).
    11. При разборе пунктуационных ошибок нужно не просто подчёркивать запятую или другой знак препинания. Разберите предложение, особо выделите те члены, которые влияют на постановку рассматриваемого знака препинания, нарисуйте схему предложения и яркой ручкой обозначьте нужный знак, определяющие его члены предложения. Записав правило, придумайте и напишите хотя бы одно предложение на него, выделите знак препинания.
    Делать работу над ошибками по русскому языку нужно постоянно, не пропуская ничего. Пишите внимательно, старайтесь вникать в тексты, запоминать правила, не спешите, тогда ваши занятия дадут отличные результаты.

    1. Традиционная форма работы над ошибками

    Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.

    Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.

    Вот другой вариант этой же работы.

    На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в предыдущей работе.

    Эта работа ведется по отработанной схеме:

    I. Орфографические ошибки.

    1. Де ревья – дерево. Заде ревенеть, де ревянный.

    Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

    2. Празд ник – празде н. Празд новать, празд ничный.

    Есть просто празд ники, а есть еще празд ники души.

    II. Пунктуационные ошибки.

    Ты слышал шум леса? (вопр.)

    III. Речевые ошибки (в творческих работах).

    Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний. )

    2. Нетрадиционная форма работы над ошибками

    Признаемся, что такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка (заметьте: учитель – в первую очередь), даже если работа не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока учитель дает эту работу на дом.)

    Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить (или даже заново выучить) подзабытые правила.

    Вообще-то первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих самых ошибок. Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне (в национальной школе это настоящий бич), то я провожу большую словарную работу. Она очень обширная. Ведь не может же работа над ошибками свалиться с неба. Она должна быть в логической связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.

    Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смо родина – смород, ве ликолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.

    Другой прием. В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зара за, зара зный, зара з (дам промеж глаз), ну и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д. Как видим, работа над ошибками стала еще интересней.

    С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно допускают ошибки, проводим еще такую работу. Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о. Мы попробовали сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки. Второе предложение выглядит так: Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок. Предложения бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.

    Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками. Они вам известны.

    Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

    Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую.

    Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая такими «доброжелательными» комментариями, запоминается. Написание орфограмм отслеживается.

    С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок - после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-? После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.

    Не отказывайтесь от таких заданий:

    1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд . Эта работа чем полезна? Дома ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются в речи. Вот вам и работа по развитию речи!

    2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.

    Например: 1-й слог – приставка;

    2-й слог – числительное;

    3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

    все слово – глагол (выстоишь) .

    3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

    Например, суффиксы -ева-, -ова-.

    Намале вать – обуре вать, одоле вать, заноче вать.

    Беседо вать – патенто вать.

    Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что получилось.

    В тетради просто малевать,
    Но вот начнут сомнения одолевать:
    Нельзя ошибки патентовать!
    Придется в школе ночевать,
    В тетради чтоб не малевать!

    Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.

    Современный русский язык значительно пополнился заимствованными и новыми словами. Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно же, в работе над ошибками!

    Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагаю привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с вами лишние.

    Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

    Знаки препинания при междометиях:

    «Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка заболела!».

    Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

    В одном из последних диктантов почти половину 6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус: написали разго дать вместо разга дать. Проверочное слово разгa"дка не помогло. В диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек написали о в корне. Тогда я попросила образовать как можно больше слов с этим корнем бессуффиксальным способом (способом, который очень популярен в молодежной среде, особенно в эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад, погад, нагад, отгад, пригад. Вроде нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо запомнилась.

    Такое не совсем литературное словотворчество помогло еще в одном случае. Некоторые ученики написали земля тре сение. Мы, конечно, все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус все-таки остался, я сразу предложила составить как можно больше сложных слов со словом тря сение, выделяя при этом букву я.

    Умопотря сение, основопотря сение, горепотря сение, ошибкопотря сение, новопотря сение.

    Шутки шутками, но сколько проявилось находчивости, умения владеть словом!

    Часто ученики допускают ошибки в словах, образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний. Традиционно его пишут через е вместо я . Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний – сегодня , подобрали подобный пример: вчерашний – вчера. Но это не произвело никакого впечатления. Записали так записали. Тогда я прошу: составьте подобные слова от благодаря, несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало, вызвало оживление. Результат: благодаря щий, несмотря щий, впередсмотря щий, спустя рукавичный. Во всех словах сохранили суффикс -я. Надеюсь, что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.

    Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии. Определенное место в ней занимает и работа над развитием речи. Я имею в виду не только работу над конструированием предложений, замену неудачно употребленных слов и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы сейчас поймете.

    Один ученик умудрился написать сабока вместо собака. В своей работе эти ошибки он повторил затем еще раз. Все равно забывал, как правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на Азамата всех собак будем вешать и даже псу под хвост ничего не оставим.

    От такого обилия «собак» Азамат наконец стал писать, как все: собака. И так можно работать над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.

    Иногда бесполезными остаются все методы и приемы работы над ошибками. Так было с написанием -тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином вышибают. На этот массовый психоз я предприняла тоже психическую атаку. На любом уроке, на перемене, на классном часе, где в речи встречались слова с этой орфограммой, я спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол, что вы напишете: -тся- или -ться-? Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца. Можно, оказывается, и так работать над ошибками.

    Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание учащихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

    I. Проверьте! (Орф. 1–4)

    II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

    III. Запомните! (Орф. 2)

    IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

    V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

    VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)

    Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.

    3. Межпредметная связь в работе над ошибками

    Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.

    4. Этапы обучения работе над ошибками

    Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

    I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками я выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

    II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.

    III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это – словарное слово, надо просто выписать его до конца строки.

    Л_сник –

    П_рад, …

    IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

    Ле сник – лес, подле сок, ле совик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

    В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.

    Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До тех пор все ошибки исправлялись и записывались в рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».

    С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.

    5. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

    Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

    А в 6-м классе я практикую работу со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.

    6. Инновационные формы работы над ошибками

    Все виды работ над ошибками, перечисленные мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один существенный недостаток: они рассчитаны на запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно низкий уровень эффективности, а значит, грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все слова (а их около 120 000) практически невозможно. Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»!).



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта