Главная » 2 Распространение » Сухаревская башня история и легенды. Что искал сталин в сухаревой башне

Сухаревская башня история и легенды. Что искал сталин в сухаревой башне

И 1-й Мещанской улицы в 1695-1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры.

Сухаревская башня была построена в 1692-1695 на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города .

Башня была сооружена по инициативе Петра Первого по проекту архитектора М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце 17 века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская "навигацкая" школа, а затем Московская контора Адмилартейской коллегии. В 1870-е годы под руководством архитектора А.Л.Обера прошла реставрация башни.

В 1698-1701 ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала ХХ века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З.И.Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (ныне Музей истории Москвы).

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.

28 августа известный живописец И.Э. Грабарь, академик архитектуры И.А. Фомин и академик архитектуры И.В. жолтовсий направили И.В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».

«Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л.М.Кагановичу.

4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - сказал он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитектора атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?» При этом Каганович согласился на предложение архитекторов о составлении ими проекта реконструкции и заявил им, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения».

«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.»

20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал - «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта».

16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К.Ф. Юон, академик А.В. Щусев, А.М.эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали -

«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .

"Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И.Сталин)

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.

Сохранившиеся элементы

При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время - филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.

Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Пнондних ворот московской усадьбы Коломенское.

Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Описания современников

Михаил Юрьевич лермонтов, "Панорама Москвы"1834: "…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться."

Владимир Алексеевич Гиляровский из письма дочери, 1934: "Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная,

Солнца закатным лучом освещённая,

В груду развалин живых превращённая,

Все ещё вижу её я вчерашнею -

Гордой красавицей, розовой башнею…"

В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.

Ответить Подписаться Скрыть

Это был выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, сооруженный по инициативе Петра I. Сухарева башня простояла в Москве с 1695 по 1934 год. При ее уничтожении она была буквально разобрана по кирпичику, в башне явно что-то искали и разыскиваемое, скорее всего, было связано с загадочной личностью Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В честь Лаврентия Сухарева

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Ее возвели на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города, на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Свое название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, которому царь Петр I был очень обязан. Когда Петр I в 1689 году сбежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, именно стрелецкий полк Сухарева защитил его. Этот полк охранял Сретенские ворота, в знак благодарности царь приказал снести старые ворота и вместо них возвести новые, каменные, с часами. После перестройки ворота в центре украсила высокая, увенчанная шатром башня, чем-то похожая на западноевропейскую ратушу.

В целом, как считают архитекторы, стиль Сухаревой башни представлял собой некий «сплав» ломбардского и готического стилей. Как и Спасскую башню Кремля, Сухареву украшали часы. Ее высота составляла около 64 метров. Более 200 лет она оставалась не только украшением Москвы, но и одной из главных доминант города. Венчал башню двуглавый орел, причем довольно необычный, ведь его лапы окружали стрелы; по мнению некоторых исследователей, они
могли символизировать молнии.

Башню строили на века, а может, и на тысячелетия; во всяком случае, до нашего времени она достояла бы без проблем. Как отмечают специалисты, она отличалась колоссальной прочностью, залогом которой являлся очень глубокий фундамент. В Сухаревой башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года. В народе к башне было двойственное отношение: одни ласково называли ее «невестой Ивана Великого» (речь идет о колокольне Ивана Великого), другие с опаской - Башней колдуна.

Сохранилось описание Сухаревой башни, которое дал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году в «Панораме Москвы»:«… На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

Под руководством архитектора А. Л. Обера в 1870-е годы прошла реставрация башни, а в период 1897-1899 годов ее отремонтировали. Следующий ремонт отложили из-за войны с Германией. В 1919 году прошла очередная реставрация башни под руководством архитектора З. И. Иванова, который также подготовил проект перестройки ее под музей. Но 1934 год стал для башни роковым - ее разобрали до основания.

Гибель уникального памятника

Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах», - так писал о башне Юрий Олеша. Однако красота башню не спасла. 17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», где сообщалось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу сооружения и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь в связи с ее реконструкцией. 28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в нем они указывали на ошибочность такого решения. Они писали: «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Аналогичное письмо в тот же день было отправлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(6) Л. М. Кагановичу. 4 сентября тот на совещании московских архитекторов-коммунистов свел спор о башне к ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - заявил он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?»

Такая постановка вопроса должна была сбить волну осуждения по поводу сноса Сухаревой башни, ведь получалось, что выступающие за ее спасение в своем роде попадают в лагерь реакционеров. Их спасало лишь отсутствие принадлежности башни к церковной архитектуре. Однако Каганович все же согласился приостановить разрушение башни и дать им время составить проект реконструкции. Он сказал, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу
движения».

Увы, Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.

22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню - получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».

В ночь на 11 июня 1934 года снос знаменитой Сухаревой башни был полностью завершен. Один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранен и перенесен в филиал Государственного музея архитектуры, находящегося тогда в Донском монастыре. Его вмуровали в аркаду монастырской стены, там он находится и сейчас, однако доступ к нему ограничен. А вот часы, снятые с Сухаревой башни, можно увидеть на башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.

Верный сподвижник Петра

Почему Сталин не откликнулся на просьбу столь большого количества выдающихся деятелей культуры и все-таки настоял на деконструкции башни? Некоторые исследователи предполагают, что при сносе он хотел что-то найти и это что-то было связано с именем Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, которого считают фигурой не менее загадочной, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус.

Шотландец нашел себя на службе у русских царей. Он был военным, политиком, дипломатом, инженером, математиком, топографом, астрономом, астрологом, знахарем и, как уверяли его современники, самым настоящим колдуном. В последнее, говорят, верил даже царь Петр. Знакомство Брюса и Петра I началось еще в потешном войске, в которое записался 16-летний шотландец. С тех пор Брюс часто сопровождал царя в поездках по стране и Европе, он был крепок в пьянстве и загуле, мог поддержать компанию Петру, который в молодые годы не отличался примерным поведением.

Яков Брюс дослужился до чина генерал-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году даже получил титул графа. При этом, обладая живым умом и тягой к знаниям, Брюс стал одним из наиболее образованных людей своего времени. Он свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрономией и астрологией, математикой и химией, ботаникой и медициной. Здесь перечислена только часть его научных интересов, их круг был необычайно широк.

В 1709 году был издан знаменитый «Брюсов календарь». Представляете, в нем был астрологический прогноз на 100 лет вперед! В календаре можно было найти прогнозы о самых различных грядущих событиях, начиная от погоды и урожаев и кончая войнами и миром. Там же содержались и полезные советы, в какие дни лучше заключать браки или отправляться в плавание.

Тайна «Черной книги»

Конечно, больше всего разговоров ходило о чародействе Брюса. Его необычные в те времена занятия вызывали много слухов. Например, поговаривали о том, что Брюс создал в Сухаревой башне для домашних работ механическую куклу-служанку необыкновенной красоты. Она делала уборку в комнатах, готовила еду, подносила хозяину кофе. Брюс упорно пытался сконструировать для нее какое-нибудь приспособление, чтобы она смогла говорить, но это ему не удалось. Механическая кукла выглядела настолько естественно, что в нее даже влюблялись молодые аристократы.

Простолюдины звали Брюса колдуном и были уверены, что в ночное время у него на башне собирались черти, упыри и прочая нечисть. Якобы в полнолуние к колдуну на башню прилетал настоящий дракон, на котором Брюс совершал полеты над спящим городом. Скорее всего, москвичей пугало светящееся каждую ночь окно на самом верхнем этаже башни, где Брюс устроил для себя обсерваторию. Наблюдение за звездным небом в те времена было в диковинку, вот и списывали эти ночные бдения на общение с нечистой силой.

Впрочем, это не самое интересное. Согласно ходившей в то время легенде, в Сухаревой башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. Владевший перстнем получал немалые возможности; «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратишь, все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»

Самой же большой тайной Брюса до сих пор считается его магическая «Черная книга». Шотландца звали чернокнижником и говорили, что эта книга давала ему не только власть, но и тайные знания. Ходили слухи, что Брюсу удалось разыскать легендарную библиотеку Ивана Грозного, с ней ему и досталась «Черная книга». Библиотеку он якобы надежно спрятал в подземельях Сухаревой башни. Ну а в народе автором таинственной книги считали самого сатану и называли ее «Библией черта».

По другой версии, «Черная книга», написанная волшебными знаками, когда-то принадлежала премудрому царю Соломону. В ней якобы были описаны судьбы всех людей на земле. Книга являлась заговоренной, поэтому только Брюс мог взять ее в руки, при попытке других она таяла в воздухе. Якобы эту книгу хотел полистать Петр I, но она так и не далась ему в руки, хотя Брюс присутствовал при этом. Чувствуя приближение смерти, Брюс замуровал «Черную книгу» в тайной комнате где-то в Сухаревой башне. На нее он наложил «магический замок» (особое заклятие), не позволяющий найти книгу посторонним людям, желающим узнать изложенные в ней тайные знания.

Самую масштабную попытку найти легендарную книгу предпринял Сталин. В результате в 1934 году Сухарева башня была разобрана буквально по кирпичику, в то время как другие сносимые здания просто взрывали. Причем разборка башни шла под бдительным оком Лазаря Кагановича. Стоит отметить и тот факт, что как людей, так и машины, покидающие объект, тщательно обыскивали сотрудники НКВД. Было сделано все, чтобы не допустить утечки каких-либо находок, обнаруженных в башне. Есть свидетельства, что различные находки все-таки были, но «Черная книга» среди них отсутствовала.

Ходили упорные слухи, что Лазарь Каганович, наблюдавший за уничтожением уникального архитектурного памятника, рассказал Сталину о высоком худом человеке в старинном парике, который из толпы погрозил ему пальцем, а потом словно растаял в воздухе. Скорее всего, это был сам Яков Брюс…

4118

Сухаревская башня была построена в 1692-95 г. на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М.И. Чоглокова. Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в кон. XVII в. охранял Сретенские ворота. В 1689 г. Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигационная» школа, а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии.

После постройки первых ярусов башни в 1692–1693 гг., с севера была пристроена небольшая деревянная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, приписанная к Николо-Перервинскому монастырю, а в 1755 г. Иверскую деревянную часовню заменили каменной. Это было небольшое прямоугольное сооружение. В 1870-е гг. под руководством архитектора А.Л. Обера прошла реставрация башни. Часовню разобрали в 1883 г. «из-за неудобного устройства и расположения» и перевели в западную часть первого этажа башни. К ней примыкали две кельи, находившиеся за иконостасом. Об убранстве часовне ничего не известно.

С апреля 1700 г. башня перешла во владение к морской Навигацкой школе, а история школы тесным образом связана с именем Якова Вилимовича Брюса (1670-1735), образованнейшего человека своего времени, астролога, математика, инженера, географа, ботаника, артиллериста, метеоролога, коллекционера редкостей. В башне изначально хранились разнообразные инструменты и диковинные вещи - астрономические и навигационные приборы, медный глобус, привезённый царю Алексею Михайловичу из Голландии, старинная библиотека, в специальном сарае при башне - «машкерадный корабль», на котором царь после заключения мира со Швецией ездил по Москве. После очередного «великого пожара» Петр обсуждал с Брюсом будущую структуру Москвы, и именно ему мы обязаны 12-лучевой зодиакальной структурой Москвы.

В 1698-1701 гг. ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до нач. XX в., с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. После Отечественной войны 1812 года в Сухаревой башне соорудили чугунный резервуар Мытищинского водопровода на 6,5 тыс. вёдер, откуда вода поступала в центральную часть города в водоразборные фонтаны.

М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы» так писал о башне: „…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.”

В 1925-34 гг. в башне помещалась экспозиция Московского коммунального музея. Заведовал музеем в те годы П.В. Сытин, составивший одно из самых подробных описаний Сухаревой башни.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 г. в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.

17 августа 1933 г. газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу башни. 28 августа известный живописец И.Э. Грабарь, академик архитектуры И.А. Фомин и академик архитектуры И.В. Жолтовский направили И.В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения и обещли разработать свой проект реконструкции Сухаревской пл. „Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля.” 4 сентября Л.М. Каганович заявил, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. 18 сентября 1933 г. Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму: „Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны.” 16 марта 1934 г. ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились К.Ф. Юон, А.В. Щусев, А.М. Эфрос, И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и др., но Сталин ответил отказом. Башня была снесена и по предложению Кагановича от 25 октября 1934 г. Сухаревская пл. была переименована в Колхозную. В сквере площади был установлен памятный знак.

В.А. Гиляровский описывал снос в письме дочери: „Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещённая,
В груду развалин живых превращённая,
Все ещё вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…”

При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь , где вмурован в аркаду монастырской стены. Часы с башни в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское . Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 г. в ходе строительства подземных переходов были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.

Башню можно увидеть в немом фильме 1928 г. «Дом на Трубной»

Краткая история

Сухаревская башня была построена в -1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М. И. Чоглокова.

Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру , полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа , а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии . В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера прошла реставрация башни.

Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин .

История сноса Сухаревской башни

Сухаревская башня, 1931 год

Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь .

Сохранившиеся элементы

Сдвоенный наличник Сухаревой башни в стене Донского монастыря

Описания современников

…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.

Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.

Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещённая, В груду развалин живых превращённая, Все ещё вижу её я вчерашнею - Гордой красавицей, розовой башнею…

Сухаревская башня в литературе и искусстве

Не было в старой Москве сооружения более загадочного, чем Сухарева башня. Между тем, своим появлением это прекрасное здание обязано событиям светским и вполне обыкновенным - борьбе за российский престол.

В кратком изложении Сухарева башня выглядят так: 8 августа 1689 года юный царь Петр, предупрежденный о готовящемся бунте стрельцов, спешно покинул Преображенское и отправился искать защиту в стенах Троице-Сергиева монастыря. За ним последовали верные полки его потешной армии - Преображенский и Семеновский. Вскоре к ним присоединился стрелецкий полк Лаврентия Сухарева, несший службу у Сретенских ворот Москвы.

Исход этого противостояния хорошо известен: Петр I окончательно утвердился в качестве единоличного правителя России, его сестра, царевна Софья, была заточена в монастырь. Москва же украсилась еще одним выдающимся архитектурным сооружением.

Редкое цветное фото Сухаревой башни до ее сноса

В 1692-1695 годах на месте деревянных Сретенских ворот по проекту М. И. Чоглокова была построена сторожевая башня, которая получила название Сухаревой. Считается, что таким образом государь выразил признательность верному полковнику.

Свое оборонительное значение Сухарева башня вскоре утратила, и в 1700 году в ней разместили Навигацкую школу. Именно в это время здесь впервые появился граф Яков Вилимович Брюс, чье имя с тех пор неразрывно связано с историей башни.

Яков Брюс (при рождении Джеймс Дэниэл Брюс) - один из ближайших сподвижников Петра I, был представителем старинного шотландского рода, но родился в России. Его отец - артиллерийский полковник Вилим Брюс еще до рождения сына покинул родину и поступил на службу к царю Алексею Михайловичу.

Брюс-младший пошел по стопам отца и тоже стал военным. В его послужном списке - участие в Полтавской битве и других сражениях Северной войны.

В итоге Яков Брюс дослужился до чина генерала-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году получил титул графа. Военная служба не помешала Брюсу стать одним из самых образованных людей своего времени.

Круг его научных интересов был необычайно широк. Он интересовался химией и астрономией, математикой и ботаникой, свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрологией. В 1709 году был опубликован знаменитый «Брюсов календарь», который представлял собой астрологический прогноз, рассчитанный на сто лет вперед.

После смерти Петра I граф покинул государственную службу и окончательно поселился в Москве. С тех пор научные изыскания стали главным делом его жизни. Необычные для того времени занятия Брюса, странные для окружающих интересы, голубой «дьявольский» свет, который периодически видели в окнах лаборатории, оборудованной им на верхних этажах Сухаревой башни, вскоре создали ему репутацию колдуна и чернокнижника.

Легенды, сложенные о Брюсе народной молвой, поражали воображение современников. Наиболее распространенная из них повествовала о том, как Брюс сконструировал для себя механическую куклу-служанку в Сухаревой башне, придав ей облик девушки необычайной красоты. Она умела делать всю работу по дому: убирала комнаты, готовила еду, подавала кофе. Единственное, чего не смог добиться Брюс,- научить ее разговаривать.

Продолжение этой легенды не менее замечательно. Любви прекрасной девушки старались добиться многие молодые аристократы. Брюсу, который безуспешно пытался убедить их, что это не человек, а кукла, они не верили.

Отчаявшись что-либо объяснить, граф вытаскивал из прически служанки какую-то шпильку, и девушка рассыпалась на глазах у всех, превращаясь в охапку живых цветов. Женихи тотчас исчезали, а Брюс вздыхал и принимался снова собирать по частям свою замечательную служанку.

Брюсу приписывалось еще немало необычных поступков и таинственных историй в Сухарева башне. Говорили, что по ночам у него в башне собиралась всякая нечистая сила: черти и привидения. В ночь полнолуния на крыше Сухаревой башни появлялся настоящий дракон, и Брюс облетал на нем спящий город. По другой версии, свои ночные полеты Брюс осуществлял на огромной стальной птице.

Яков Брюс умер в апреле 1735 года. К тому времени Навигацкую школу уже перевели в Санкт-Петербург, а в Сухаревой башне разместились адмиралтейские конторы и судейские палаты. Однако имя таинственного графа по-прежнему было неразрывно связано с этим местом.

Ходили по Москве даже слухи, что Брюс изобрел эликсир для оживления и отдал царю (царице) пузырек с этой жидкостью - на всякий случай. Вот он умер, и больше некому стало дать мудрый совет самодержцу. И тогда царь (царица) вскрывает гробницу Брюса. Труп чернокнижника совершенно не разложился; полив его заветным эликсиром, государь (государыня) получает нужный совет от ожившего графа.

Даже в XIX веке был популярен рассказ, где Яков Брюс по-прежнему укрывается в тайном месте в Москве и продолжает раскладывать пасьянсы судьбы, определяя, кому как жить, на ком жениться и куда ехать.

В начале XIX века рядом с башней возник знаменитый Сухаревский рынок. Это произошло сразу после войны 1812 года, когда в Москву вернулись бросившие свои дома жители. Горожане, кто как мог, пытались разыскать имущество, разграбленное за время их отсутствия.

Чтобы избежать волнений среди населения, генерал-губернатор граф Федор Ростопчин издал указ, согласно которому «любая вещь, откуда бы она взята ни была, является неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ею владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном месте, а именно на площади против Сухаревой башни». Уже в первое воскресенье после указа площадь была запружена горами награбленного имущества.

С течением времени Сухаревка превратилась в большой блошиный рынок - злачное место, столь любимое знаменитым московским бытописателем Владимиром Гиляровским и другими искателями острых ощущений. Примечательно, что среди местного преступного сообщества существовал странный обычай.

Одиннадцатого апреля - этот день считался днем рождения Брюса - действовало неписаное правило: «Ворованное барахло не толкать, щипачам по чужим карманам не рыскать, торговцам не голосить и покупателей не обирать, иначе Брюс накажет - обездвижит руки и язык». И говорили шепотом на «малинах», что действительно видели немногих ослушников - те стали инвалидами и могли лишь побираться…

Сухарева башня до наших дней не сохранилась. Ее снесли в апреле 1934 года, якобы для устранения помех движению транспорта. Чем руководствовались власти на самом деле - неизвестно, но многие архитекторы, в том числе знаменитый Алексей Щусев, были против и даже лично просили Сталина не трогать легендарное строение.

История сноса Сухарева башни обросла новой легендой. Когда стали рушить Сухареву башню, вышел из нее старик с черной бородой и стал наблюдать за работами. По башне бьют, а она не поддается. Поняли, что все дело в старике. Приехала машина, старика забрали и увезли. Только после этого и смогли башню свалить. Кто же был этот старик? Говорили, колдун…

Скорее всего, реальная основа легенды такова: некоторое время перед сносом возле башни дежурили архитекторы и студенты, надеясь остановить разрушение. Но, как гласит предание, Сталин лично контролировал разборку здания, во время которой рабочим было велено искать тайники и клады.

И действительно, в стенах Сухаревой башни ее п удалось обнаружить немало спрятанных там старинных книг. Но самой главной - Черной книги колдуна Брюса - так и не нашли.

Впрочем, надежда раскрыть тайны Сухаревой башни еще остается. В 1990-х годах диггеры и «черные археологи» обнаружили под Сухаревской площадью многочисленные подземные ходы, попасть в которые можно было из подвалов старых домов, расположенных на Сретенке и в близлежащих переулках. А затем здешним андеграундом заинтересовались и городские власти.

Так, на своей пресс-конференции в сентябре 2008 года главный археолог российской столицы Александр Векслер заявил: «Основание башни сохранилось. Сейчас там ведутся изыскания». Предлагали даже создать под Сухаревской площадью подземный музей, целиком посвященный знаменитой башне. Вопрос только в том, позволит ли это сделать земля?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта