Главная » 2 Распространение » Урок литературы "Чтение - лучшее учение" (5 класс). Классный час (1 класс) на тему: Чтение- вот лучшее учение

Урок литературы "Чтение - лучшее учение" (5 класс). Классный час (1 класс) на тему: Чтение- вот лучшее учение

Урок литературы в 5 классе

Тема: Чтение – лучшее учение.

Цели: - познакомить детей с учебником, с историей создания книги; - дать представление о том, как устроена книга; - развивать любознательность, словарный запас учащихся.

Ход урока

    Знакомство.

    Как вы понимаете слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение»?

Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)

Согласны ли вы, что с книгой нужно дружить? Книги – наши первые и надежные друзья. Они идут с нами по жизни. Помните ли вы первую книгу, которую вам прочитали взрослые? А какую первую книгу прочитали вы сами? Эти книги и их героев вы будете помнить всегда.

- «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Фрэнсис Бэкон.)

Как вы поняли выражения «по волнам времени», «драгоценный груз», «от поколения к поколению»?

А знаете ли вы, когда и где появились первые книги, какими они были?

3. Египетродина книги. Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус– речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Древней Греции в городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

Древний Китай. Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага.Бумагу создал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Германии в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Евангелие.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. Но каждая книга дорога, так как несет массу полезной и интереснейшей информации.

Во многих городах земного шара книгу вознесли на пьедестал, создали ее памятники, тем самым увековечив ее на все времена.

Россия. Санкт-Петербург.КниганаУниверситетскойнабережной. На ней высечены строки Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…”

Россия. Омск. Композиция «Книга – источник знаний».

Памятник книге в Сургуте.

Туркмения. Ашхабад. Памятник книге «Рухнама».

Шарджа. Памятник Корану.

Московская область. Памятник Карамзину и первым семи томам его истории.

4. А есть ли у вас, ребята, любимые книги? Кто их автор? Как зовут главного героя? Какие книги вы прочитали летом? Расскажите, пожалуйста, всему классу о них? (Рассказы ребят.)

5. Молодцы! Вы прочитали интересные произведения, написанные специально для вас. А о чем еще можно прочитать в книгах, какую информацию они несут до своего читателя?

Литература – от «литера» (буква). Буквы складываются в слова, в которых смысл всего прочитанного.

В словаре С.И. Ожегова слово книга объясняется как «произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом», а в Толковом словаре В.И. Даля «книга - это сшитые в один переплёт листы бумаги».

Из чего состоит любая книга? Как листы бумаги переплетаются между собой? Давайте внимательно приглядимся.

6. Перед нами книга. Первое, что мы видим – это обложка. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, твердой, из картона, тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась теснённым рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки. У некоторых книг поверх твердого переплета надевается еще одна бумажная обложка, на которой помещен рисунок, написаны название книги, ее автор. Это суперобложка.

Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Иногда он белый, а иногда на нем изображен рисунок.

Перевернем еще одну страницу. Новый разворот. На левой стороне – фронтиспис, на правой – титул (титульный лист). Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги. На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания.

Для удобства обращения с книгой в конце, реже в начале, помещено содержание (оглавление) – указатель заголовков издания.

7. Л.Н. Толстой сказал: «Хорошая книга - точно беседа с умным человеком». Книга – собеседник, друг, советчик… Для того чтобы книга раскрыла все свои секреты ее нужно читать очень внимательно, перечитывать то, что осталось непонятным. Хороший читатель – перечитыватель.

8. Итог урока. Домашнее задание:

Подбери пословицы и поговорки о книге, чтении.

Что было для вас интересным?

Что вы узнали нового?

Я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу на уроке.

Чтение - вот лучшее учение

Чтение - вот лучшее учение
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799-1837) к брату. Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855 г., полностью - в 1858 г.
В оригинале: «...Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи - учение не пропадет... Чтение - вот лучшее учение - знаю, что теперь не то у тебя на уме, но всё к лучшему».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Чтение - вот лучшее учение" в других словарях:

    Цитат из письма А.С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью – в 1858 г. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Чтение - вот лучшее учение - крыл. сл. Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью в 1858 г … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    - (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель, род. 4 ноября 1818 г. в С. Петербурге, ум. там же 3 мая 1885 г. Происходя из старинного русского дворянского рода, началом своим восходящего к ХVII в., К. Д. Кавелин принадлежал… … Большая биографическая энциклопедия

    - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Сказки Пушкин , Пушкин А.. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Каждая строчка в них хранит частицу души поэта и, слушая их, дети с малых лет учатся отличать чистое и доброе от мелкого…
  • А. С. Пушкин. Сказки (аудиокнига MP3) , А. С. Пушкин. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Каждая строчка в них хранит частицу души поэта и, слушая их, дети с малых лет учатся различать чистое и доброе от мелкого…

Тема урока: «Чтение - лучшее учение. Откуда пришла книга?»
Цель урока:
1. Познакомить детей с лексическим значением слов: книга, библиотека; рассказать об истории возникновения книги; повторить пословицы о книге.
2. Воспитывать осознанные потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.
3. Развивать навыки беглого чтения, осмысление прочитанного; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; повышать творческую активность учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, выставка книг, презентация, кроссворд.

Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Психологический настрой.
- Ребята, выберите свое облачко. И это облачко будет символизировать ваше настроение и помогать вам на уроке.
2. Сообщение темы и целей урока.
Разгадывание кроссворда. (слайд 2)
- Какие птицы уже прилетели?
- А какие птицы живут у нас?
1. Кто это птица?
Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает. (кукушка)
2. В синем небе голосок Будто крохотный звонок. (жаворонок)
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
4. Летом за пахарем ходит, а под зиму
с криком уходит. (грач)
5. Спереди шильце,
сзади весельце
на груди белое полотенце. (ласточка)
- Какие птицы прилетели? (перелетные)
- Почему они возвратились?
-Что они принесли на своих крыльях? (весну, тепло)
чтение слова (КНИГА)
- Тема нашего урока «Чтение – лучшее учение». На уроке мы узнаем как появилась книга, из чего она изготавливается.
Чтение стихотворения «Учись читать»
Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет.
Сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Повторение пройденного материала.
- Почему Ануар решил не ходить в школу?
- Почему работа врача и инженера ему не понравилась?
- Почему он переменил свое мнение?
- А вы что считаете своей главной работой? Почему?
- Да, без знания и терпения никакой профессии не научишься.
-Вы приготовили сочинения о профессиях своих родителей. Кто нам его прочитает?
(зачитывание сочинений)
III. Объяснение нового материала.
- Ребята, к нам в гости кто – то пришел. Давайте посмотрим кто же это.
«Здравствуйте, ребята!
Я очень люблю читать и часто бываю в библиотеке. Сегодня я буду вашим гидом. Я загадаю вам разные загадки- головоломки и расскажу истории о библиотеках и книгах, которых я знаю немало.
Ведь недаром меня зовут Мудрая Сова.»
- Как вы понимаете пословицу: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».
- Давайте посмотрим откуда же пришла к нам книга.
Инсценировка басни «Две книжки»
(Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика).
Ведущий:
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1-й ученик: Ну, как твои делишки?
Ведущий: Одна спросила у другой.
2-й ученик:
Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мои обложки вырвал с мясом!
Да что обложки Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1-й ученик:
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я того дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить-то неприлично
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на отлично.
2-й ученик:
Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий:
Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь весь ты Казахстан,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
-Какие правила вы должны выполнять при работе с книгой?
- Какие пословицы о книге вы знаете?
-Люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории. Затем появились буквы.
Писцы вели записи. Они записывали то, что знали и умели сами. Так появились книги. Они были рукописными. 5-7 лет уходило на изготовление одной книги.
- Как вы думаете, на чем писали?
Глиняные книги – таблички в древней Ассирии.
Папирусные листы в древней Индии.
Пергамент из кожи животных.
Берестяные книги – берестяные грамоты. Наши предки славяне.
И наконец – бумага. II век до нашей эры. Изобрёл китаец Цай Лунь
- Кто знает, из чего состоит книга?
Обложка «одевает», «прикрывает» книгу.
Она подскажет- кто автор книги и как она называется.
Переплёт -твёрдая покрышка готового издания.
Суперобложка- обложка надеваемая поверх переплёта.
Форзац- скрепляет книжный блок с переплётом.
Иллюстрация – «наглядное изображение»прочитанного
- В начале текста помещали большую заглавную букву, чуть отступая от края. Эту букву раскрашивали красной краской.
-Чтобы быстро найти в книге нужное стихотворение или узнать какие сказки помещены в ней нужно заглянуть в «Содержание». Оно бывает в начале или конце книги. В нем указаны все произведения вошедшие в книгу, в порядке их напечатания. Рядом указана страница.
- А сейчас, ребята, я буду называть вам отрывки из ваших любимых произведений, а вы отгадывать из каой книги отрывок. Называть автора.
* Жил старик со своей старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).
* Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит. (К.Чуковский. Айболит).
*Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков “Аленький цветочек”)
*Ты один не умывался,
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. (К.Чуковский. “Мойдодыр”)
*В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”)
*С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган. (А.Толстой “Золотой ключик”)
*Появилась девочка
В чашечки цветка
И была та девочка
Чуть больше ноготка. (Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”)
*Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несет ее домой. (Русская народная сказка “Маша и медведь”)
Игра «Перевертыш»
- В названиях русских народных сказок изменена всего одна буква. Нужно найти эту букву и восстановить название сказки и сказочного героя.
Кособок – колобок.
Двери в яме – звери в яме.
Шар-птица – жар-птица.
Золотая рубка – золотая рыбка.
Кепка – репка.
Пеший – леший.
Кот и киса – кот и лиса.
Мурочка – Курочка
Иван солдатский сон – Иван солдатский сын.
V. Итог урока.
- В чем помогают людям книги?
- Из чего делают книги?
-Каких писателей вы знаете?
VI. Оценивание.
-Что бы вы поставили себе за урок?
- Поставьте себе оценки на ваших облачках.
VII. Домашнее задание.
- Стр. 150 – 151 читать.

по познанию мира
на тему:

Подготовила: Ветрова Л.С

ГУ «Макинская СШ №5»
Открытый урокArial Black"Чтение - лучшее учение.
Откуда пришла книга."Times New Roman

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • повторить тему «Устное народное творчество. Пословицы и поговорки»;
  • способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по древнерусской литературе;
  • дать понятие о летописи и летописании на Руси;

Развивающие:

  • повышать творческую активность учащихся, развивать интерес к изучению древнерусских летописей;
  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, которые содержатся в книгах, чуткости и внимательности к слову, любви к чтению.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Место данного урока в теме: Первый урок в данной теме.

Метод: Комбинированный, интегрированный с использованием компьютерных технологий.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная аппаратура;
  • презентация урока <Приложение 1 >
  • рисунки, иллюстрации;
  • выставка книг «Книга в твоей жизни»:
  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Когда книга учит.– М.: Педагогика, 1991.
  3. Дацкевич В. Как делают книгу. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Линкова И.Я. Ты и твоя книга. Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Николаева Л.А. Учитесь быть читателем. Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982.
  6. Немировский Е.П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Смирнов-Сокольский Ник. Рассказы о книгах. – М.: Книга, 1977.
  8. Павлов И. Про твою книгу. – Л.: Детская литература, 1991.
  9. Тимаев Р. Живи, книга! Практические советы о том, как продлить жизнь книги. – М.: Молодая гвардия, 1978.
  10. Чирва А. Книга в твоих руках. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  11. Цюрупа Э. Умеешь ли ты читать? Книга о книгах и людях, их написавших. – М.: Советская Россия, 1967.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

1. Сообщение темы урока и постановка задачи. Слайд 2

Учитель. «Чтение – вот лучшее учение». Так называется наш урок литературы, а эпиграфом к нему станет пословица: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Что такое пословица ? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль ).

Какие пословицы о книге вы знаете?

2. Проверка домашнего задания (учащиеся зачитывают пословицы).

С книгою жить – век не тужить.
Одна книга тысячи людей учит.
Дом без книги – день без солнца.
С ручейка – река, с книг – знания.
Книга – лучший друг. <Слайд3 >

II. Создание проблемной ситуации .

Учитель. Давайте вспомним тему нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение». Можно ли назвать это высказывание пословицей? Это слова Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. О значении книги и ее роли в жизни человека говорили многие русские поэты и писатели, в том числе и Паустовский. Слайд 4.

О пользе «учения книжного» размышляли люди во все времена, с тех самых пор, как научились читать. Как вы думаете, когда могла быть произнесена следующая фраза? <Слайд 5> « …Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости… ими мы в печали утешаемся…» (Из «Повести временных лет» )

Фронтальный опрос:

Назовите столицу Древней Руси? (Киев)

При каком князе Киев стал культурным центром Древней Руси? (Ярослав Мудрый)

В каком веке началось летописание на Руси? (в ХI веке)

Что такое летопись? (описание событий по годам)

Кто был первым русским летописцем? (киево-печерский монах Никон, в 1073 г. составил летопись, его труд продолжили другие; в 1113 году монах Киево-Печерской лавры Нестор составил «Повесть временных лет»; до нас дошла переработанная, переписанная монахом Выдубецкого монастыря Сильвестром).

III. Объяснение новой темы.

Рассказ о русском летописании. Слайд 6.

Работа с иллюстрациями «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56 учебника «Литература» 6 кл.) и репродукция картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац учебника).

Учитель. Произведения древнерусского искусства – иконы, книжные миниатюры – отличались от картин и рисунков художников нашего времени. Сравним древнерусскую миниатюру «Сильвестр, монах Выдубецкого монастыря, пишет летопись» (стр. 56) и репродукцию картины художника ХIХ века В.Васнецова «Нестор-летописец» (форзац). Тема одна, но изображение монаха-летописца разное.

Васнецов изображает то, что мы увидели бы, если бы вошли в келью монаха-летописца. Тяжелые своды монастырского здания, каменные плиты пола, на них толстые книги. Перед наклонным столиком сидит старец и пишет гусиным пером в книге. Он весь углублен в работу. Подробно выписаны детали одежды, столик и все, что находится на нем. Позади летописца – окно, сквозь которое видны далекие поля, город с храмами, небо, облака.

Всмотримся в древнерусскую миниатюру . Это келья? Почему же она снаружи монастыря? Почему столик – где-то позади летописца? Почему летописец не пишет, а словно вслушивается во что-то?

Перед древнерусским художником стоят особые задачи: не запечатлеть увиденное, а указать, что за видимым миром есть мир невидимый. Летописец не просто записывает жизненные факты, а исполняет Божью волю, передает людям Высшую правду.

Поэтому-то он и вслушивается в Слово истины, доносящееся с неба. В левом верхнем углу миниатюры мы видим это Небо, от которого протянулись лучи к уху летописца, а его поза и выражение лица исполнены глубокого благоговейного внимания. На свитке, который как бы парит в воздухе, написано: «Вначале было Слово» – так начинается Евангелие от Иоанна.

Предметы изображены лишь для того, чтобы указать на главное (нет правдоподобного и точного выписывания деталей). В центре – фигура летописца, а все остальное расположено вокруг него, чтобы указать: перед нами летописец. Столик с двумя чернильницами (черные и красные чернила), перочинный нож (чинить перья), стул и подножие (рабочее место летописца) – все обозначено точно, хотя и расположено необычно. Монастырское здание позади, как бы вне стен – указать, что летопись пишется в монастыре: вот этот монах.

Как же писали первые книги? Как относились к книгам в Древней Руси? Послушаем ваших одноклассников.

IV. Сообщения учащихся.

Красная строка (читает ученик). Слайд 7.

Письменность на Руси появилась в конце Х века. В то время книги писали от руки.

Слова в книге не отделялись друг от друга. Когда переписчик хотел отделить одну часть от другой, он делал отступ от левого края страницы. На месте отступа он рисовал красной строкой или несколькими красками первую букву. Он делал ее гораздо больше, чем остальные.

Строка с отступом, на которой писец рисовал начальную букву, получила название красной строки.

В ХVI веке на Руси появилось книгопечатание. В книгах продолжали делать отступы для выделения новой мысли, но начальную букву уже не разрисовывали. Однако по-прежнему строку с отступом называли красной строкой. Позже появилось и слово «абзац», которым стали обозначать и отступ, и часть текста.

Книгопечатание (читает ученик). <Слайд 8>

Изобретение книгопечатания – одно из удивительных творений человеческого ума. Столетия не пощадили многих казавшихся современникам непревзойденными изобретений, основные же принципы книгопечатания остаются неизменными на протяжении веков.

Конечно, современные ротационные машины несравнимы с первопечатным станком Иоганна Гутенберга, который напоминал пресс для отжимки винограда. Но основы книгопечатания – пунсон и матрица , подвижные литеры , печатная форма и книжный блок – сохранились.

Книга есть и будет основой духовной жизни народа. Черные оттиски букв на белой бумаге, листы, собранные в книгу, – лучшее универсальное хранилище мысли, вдохновляющий источник новых идей.

Первопечатник Иван Федоров (читает ученик). <Слайд 9>

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. За что же ему поставлен памятник в столице нашей Родины?

Перенесемся в ХVI век. В те времена в России еще не умели печатать книги. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Федоров.

Шрифт печатных книг Ивана Федорова был похож на буквы рукописных книг. Первую букву главы он выделял красной краской. Сколько красных букв, столько глав в книге. Начало главы Иван Федоров украшал великолепными заставками-орнаментами.

Много книг напечатал за свою жизнь Иван Федоров.

V. Библиотекарь <Слайд10>

В XVI веке после возникновения книгопечатания и появления первой печатной книги Ивана Федорова в России было выпущено до конца столетия не более 50 наименований книг, в XVII веке – около 1000, в XVIII – до 500 тысяч наименований.

Каждый 4-й экземпляр книг, выпускаемых теперь во всем мире, – это книга, изданная в нашей стране. Мир знаний и духовных богатств широко раскрылся для всех.

Поэт А.Блок заметил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» Пользоваться книгой – значит знать, из чего она состоит. Каждый учебный год на первом уроке вы знакомитесь с учебником и вспоминаете основные элементы книги. Посмотрите внимательно на экран. Все ли слова вам знакомы? <Слайд 11>

VI. Учитель. Словарная работа.

Фронтиспис <Слайд 12>. Происходит от двух латинских слов frontis – «лоб» и аspiecio – «смотреть» – рисунок, отражающий главную идею или наиболее характерные моменты содержания книги и помещенный на одном развороте (рядом) с титульным листом.

VII. Библиотекарь.

Книга, по словам М.Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И подтверждением этих слов станет занимательная страничка нашего урока.

1. Знаете ли вы? Книга – великан. <Слайд 13>. Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из них находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 236 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

2. Это интересно! «От доски до доски». <Слайд 14>, Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы они лучше сохранялись и чтобы ими было удобнее пользоваться, переплеты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Сохранилось выражение «от доски до доски». Оно напоминает об этих дощечках и обозначает «прочитать книгу от начала до конца».

3. Есть над чем подумать. Символ благосостояния нашего народа. <Слайд 15>. ВДревней Руси книги писали гусиными, лебяжьими, павлиньими перьями. Обложки делали из дощечек, обтянутых кожей. И украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Такая книга стоила больших денег. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, на целое стадо коров. Значит, символомблагосостояния в Древней Руси была книга. А в ХХ веке? 60-е гг. – телевизор; 70-е гг.– магнитофон; 80-е гг. – видео; начало 90-х гг. – компьютер; начало ХХI в. – Интернет. За чем же будет Будущее???Будет ли в нем место для книги?

VII. Учитель.

Вы уже знаете, что в рамках подготовки к проведению Всероссийской акции «Открытый урок чтения» среди учащихся 5-11-х классов и родителей в гимназии проводился опрос на тему «Может ли компьютер заменить книгу?» Общие итоги по школе еще не подведены. Я ознакомлю вас с результатами анкетирования нашего класса и зачитаю самые интересные высказывания ваших родителей.

Может ли компьютер заменить книгу?

Из высказываний родителей : «Читать книгу интереснее, но когда нужно что-то узнать или получить какую-нибудь информацию, с компьютером это можно сделать быстрее и легче» (мама Алины С.); «Книга – это что-то живое, а компьютер – это экран, который излучает. Его нельзя долго читать. Это искусственный лист» (мама Лилии М.); «В компьютере можно найти любую информацию и разные тексты книг, но читать приятнее и интереснее, держа книгу в руках» (мама Эльвиры Ф.); «Благодаря книге, мы становимся образованнее, мудрее, лучше понимаем окружающий мир» (мама Эльмиры Г.).

VIII. Библиотекарь. Обзор книжной выставки: «Книга в твоей жизни»

IХ. Учитель.

Обратим внимание еще на один эпиграф к нашему уроку.

Книга – учитель, книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук. (В.Боков)

«Велика есть польза от учения книжного…» Как прав был древний летописец! Оживают под его пером в «Повести временных лет» события и люди Древней Руси. Прочитаем и мы отрывки из этой книги.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта