Главная » 2 Распространение » Влияние сенсорной депривации на развитие мозга. Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал и очистить разум? Сенсорная депривация – «эксперименты» звуковых ученых

Влияние сенсорной депривации на развитие мозга. Сенсорная депривация: как повысить свой творческий потенциал и очистить разум? Сенсорная депривация – «эксперименты» звуковых ученых

Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.

Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация. Таким образом, события окружающей среды необходимы не только для возникновения определенных нервных контуров. Те же самые события в дальнейшем поддерживают эти нервные связи .

В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.

В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого (экспериментатора) и т. д. Таким образом, испытуемый как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.

Существуют данные о том, что рассказы испытуемых о зрительных галлюцинациях могут существенно варьироваться в зависимости от типа инструкции (например: «Опишите все, что увидите, все свои зрительные впечатления» или только: «Дайте сообщение о своих переживаниях»). Такие результаты объясняются тем, что на состояние человека влияет не только дефицит стимулов как таковой, но и внутренние (органические) раздражители, а также, возможно, и остаточные внешние, которые субъект отмечает под влиянием направленного внимания, вызванного инструкцией . Следовательно, сами проявления сенсорной депривации (и их описания) могут быть весьма различными в зависимости от целого ряда неявных на первый взгляд факторов.

В целом, по словам Й. Лангмейера и З. Матейчека, переменных, оказывающих свое воздействие в опытах с сенсорной депривацией, столько и их влияние различимо с таким трудом, что объяснение механизмов их действия остается до сих пор в большинстве случаев неясным и может быть описано лишь частично.

Г. Последствия сенсорной депривации

Общие последствия

В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.

Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

8) галлюцинации;

9) тревогу и страх;

10) сосредоточение внимания на резидуальных стимулах;

11) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности .

Вместе с тем указанная классификация не исчерпывает описания всех последствий сенсорной депривации. Объяснения различных авторов также не дают единой картины. Однако чаще всего приводятся такие общие последствия.

Изменения в эмоциональной сфере

Многие исследователи считают изменения в переживании и выражении эмоций одной из главных характеристик состояния человека в условиях сенсорной (а также других видов) депривации.

Дж. В. Фазинг выделяет при этом два паттерна изменений.

Первый – повышение эмоциональной реактивности, эмоциональной лабильности при общем снижении эмоционального фона (появлении страха, подавленности). Люди в этом случае более остро реагируют на события, чем в обычных условиях .

Так, своеобразные расстройства с симптомами тревоги и страха описывались у рыбаков Гренландии во время путины при хорошей погоде (неподвижное море и чистое небо без облаков), особенно когда они длительно сохраняли одну и ту же позу, стараясь фиксировать взор на поплавке .

Окружающие события при таких изменениях воспринимаются крайне обостренно в связи с резким снижением толерантности к стрессогенным воздействиям. Общая эмоциональная чувствительность значительно повышается. Эмоциональная лабильность приводит к появлению и неадекватных положительных эмоций: испытуемые иногда сообщают о переживании удовольствия и даже эйфории, особенно на некоторых этапах эксперимента.

Описаны острые психические реакции выхода из ситуации эксперимента по строгой сенсорной депривации (в частности, в сурдокамере).

Сразу после окончания опытов у испытуемых наблюдалось появление эйфории, двигательная гиперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Значительная часть испытуемых отличалась тем, что навязчиво стремилась вступить в разговор с окружающими. Много шутили и сами смеялись над своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходящей для проявления такой веселости. В этот период наблюдалась повышенная впечатлительность. Причем каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект («перескакивающее» внимание) .

Аналогичные эмоциональные нарушения наблюдались и у животных.

В исследованиях П. Ризена у кошек, собак и обезьян по окончании длительных экспериментов со строгой сенсорной депривацией наблюдалось резко выраженное эмоциональное возбуждение, доходящее до судорог. По его мнению, эмоциональные расстройства у животных в период реадаптации являются следствием внезапного интенсивного сенсорного притока раздражителей .

Второй паттерн изменений, по Дж. В. Фазингу, – противоположный – люди перестают реагировать на события, которые ранее были эмоционально значимыми, они теряют интерес к прошлым занятиям, увлечениям.

Так, по словам одного из участников антарктической экспедиции Р. Пристли, его коллеги, люди обычно очень активные и энергичные, проводили время абсолютно бездеятельно: лежа в мешках, не читая и даже не разговаривая; они целыми днями дремали или предавались своим мыслям .

Еще один вариант эмоциональных трансформаций – изменение эмоционального отношения к событиям, фактам – вплоть до противоположного. То, что раньше вызывало положительное отношение, сейчас может вызвать даже отвращение. Людей может раздражать любимая музыка, цветы, они отказываются от встреч с друзьями.

В. И. Лебедев описывает реакцию испытуемых на просмотр фильмов ужасов: если в обычных условиях такие фильмы вызвали бы страх или отвращение, то в данном случае они вызывали смех . Столь парадоксальную реакцию автор объясняет тем, что действительные трудности эксперимента были для испытуемых несравненно более значимыми, чем события, показанные на экране.

Помимо эмоциональных, наблюдается ряд нарушений когнитивного плана. Опишем некоторые из них.

Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.

Так, есть данные о том, что заключенные после нескольких лет полной изоляции разучались говорить или говорили с большим трудом; у моряков, находившихся длительное время в одиночестве на необитаемых островах, снижался уровень абстрактного мышления, ослабевала речевая функция, ухудшалась память .

Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

А. Людвиг полагает, что в таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям .

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки, в «снятом» виде в ведущих формах и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план . Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Изменения в перцептивных процессах

В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются .

Подобные явления наблюдаются у летчиков – нарушение ориентировки и измененное восприятие положения самолета (кажется, что самолет перевернулся, остановился или накренился) – во время полетов ночью, в облаках или по прямой (когда от пилота почти не требуется никакой деятельности).

Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Одним из самых ярких психических феноменов, характерных для условий длительной сенсорной и социальной изоляции, являются галлюцинации.

Описано немало случаев возникновения образов, не соответствующих действительности. В частности, это касается людей, пребывающих в длительном тюремном заключении, в одиночку пересекающих океан, зимующих на арктических и антарктических станциях, находящихся в космосе.

Так, космонавты В. Лебедев и А. Бережной к концу полета на орбитальной станции «Салют-6» однажды неожиданно увидели перед собой мышь. Ею оказалась салфетка, которая попала на решетку вентилятора и сжалась в комок .

П. Сьюдфельд и Р. Борри выделили два типа необычных перцептивных ощущений в ситуации сенсорного голода:

1) тип А – вспышки света, абстрактные или геометрические формы, различные шумы;

2) тип Б – имеющие значение объекты или живые существа .

Еще один пример возникновения образов, не соответствующих действительности: в одном из экспериментов испытуемый «увидел» процессию белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо, другой – ряд маленьких желтых людей с надетыми черными кепками и открытыми ртами, третий – обнаженную женщину, плавающую в пруду .

Реже появляются слуховые галлюцинации, которые бывают простыми (жужжание, отдельные звуки) и сложными (щебетание птиц, музыка, человеческие голоса). Иногда возникают тактильные галлюцинации (ощущения давления, прикосновения) и кинестетические (ощущение парения) .

Вначале люди критически относятся к своим ощущениям, что не позволяет называть их галлюцинациями в чистом виде. В дальнейшем критика к ним часто утрачивается, эйдетические представления могут выходить из-под контроля. Так, свидетель описывает, что одному из участников зимовки на антарктической станции стали мерещиться «гуманоиды», которые что-то замышляют против группы исследователей. С появлением солнца «гуманоиды улетучились» .

Объяснение подобных явлений может заключаться в том, что условия сенсорной недостаточности способствуют активизации воображения. В частности, это подтверждается тем, что одни и те же люди легче справлялись с тестами на дорисовывание незаконченных рисунков, находясь в условиях Крайнего Севера, нежели в обычной обстановке. Им требовалось меньше времени, отмечалось субъективное облегчение выполнения задачи .

По И. П. Павлову, вторая сигнальная система и определяющие ее работу лобные доли мозга как относительно позднее эволюционное приобретение являются достаточно хрупкими. Следовательно, они быстрее подвергаются торможению, чем более древние структуры. Когда возникает это торможение, вторая сигнальная система уступает место первой. Активизируются мечты, грезы, затем возникает легкое сонное состояние (просоночное). То есть первая сигнальная система освобождается от регулирующего влияния второй. Развившееся во второй сигнальной системе торможение по закону «взаимной индукции», открытому И. П. Павловым, активизирует деятельность первой, чем и объясняется яркость эйдетических образов .

В. И. Лебедев обращает внимание на то, что усиленное воображение является защитной компенсаторной реакцией в условиях монотонной среды. Появляющиеся яркие образы в какой-то мере замещают сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и тем самым позволяют человеку сохранить психическое равновесие. Компенсаторный характер носят, по его мнению, и сновидения, которые становятся особенно яркими в ситуациях сенсорного дефицита. О таких красочных цветных сновидениях во время зимовок рассказывают полярники, сравнивая увиденное с кинофильмами или передачами по цветному телевидению.

К числу необычных образов, не соответствующих действительности, можно отнести и искажения восприятия, обусловленные внутренней установкой человека, решением какой-то задачи. Вот несколько типичных примеров этого.

1. Летчик, участвовавший в поиске людей потерпевшего аварию дирижабля, отчетливо увидел сидящего на снегу человека. «Но мне не пришло в голову, – рассказывал он, – что, если бы это был человек, он, конечно, махал бы мне чем-нибудь. Я тотчас снизился, но фигура внезапно расплылась» .

2. Летчики, участвовавшие в спасении людей (рыбаков на льдине, унесенной в море; жителей деревень, затопленных наводнением, и т. д.) довольно часто принимают за потерпевших различные предметы: бревна, коряги, кусты. И только при снижении убеждаются в иллюзорности восприятия.

Особое аффективное состояние, сильное желание найти людей создают установку, которая провоцирует искажение образов восприятия. Известен случай, когда охотник в выбежавшей из кустов девочке отчетливо «увидел» кабана и выстрелил .

Влияние установки на восприятие подтверждается не только многочисленными наблюдениями из жизни, но и экспериментальными исследованиями школы Д. Н. Узнадзе.

Другие последствия сенсорной депривации

Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности.

В сурдокамерных экспериментах практически все испытуемые сообщали о возникшей у них потребности творческого самовыражения: они читали наизусть любимые стихи, пели, делали из дерева и подручных материалов различные модели и игрушки, писали рассказы и стихи . Некоторые с удивлением обнаруживали у себя ранее отсутствовавшие способности к рисованию, литературному творчеству. При этом у тех, кто сумел реализовать потребность в творчестве, «необычные» психические состояния отмечались значительно реже, чем у тех, кто в часы отдыха ничем не занимался.

Вопрос о качестве создаваемых таким путем творческих продуктов остается открытым. С одной стороны, общий уровень познавательной деятельности в подобных условиях снижается.

Сдругой стороны, в ситуации изоляции человека не отвлекают внешние факторы, он может сосредоточиться на одной идее. Известно, что многие писатели, художники, композиторы стремятся к уединению, создавая свои труды.

Интересно, что некоторые заключенные начинают заниматься литературным творчеством, не имея до этого подобного опыта. Так, О"Генри, находясь за решеткой, начал писать свои рассказы, сделавшие его впоследствии знаменитым писателем.

Вместе с тем сенсорная депривация провоцирует и «ложную» креативность.

Чувство «гениального открытия». У человека может появиться чувство сверхзначимости какой-то идеи. В. И. Лебедев пишет:

«Во время пребывания в сурдокамере испытуемого Б. было замечено, что он много времени уделяет записям, что-то чертит и производит какие-то измерения, смысл которых был непонятен экспериментаторам. После окончания эксперимента Б. представил „научный труд“ на 147 страницах: текст, чертежи и математические расчеты. По материалам, содержавшимся в этом „научном труде“, был построен отчетный доклад испытуемого о проведенном эксперименте. „Труд“ и сообщение были посвящены вопросам пыли. Поводом для проделанной работы послужил ворс, выпадающий из ворсовой дорожки, находящейся в камере. Б. исследовал количество, пути распространения, циркуляцию, кругооборот пыли, зависимость ее наличия от времени суток, работы вентилятора и других факторов. Хотя испытуемый был инженером, „труд“ его представлял собой набор наивных обобщений и поспешных нелогичных выводов» .

В обычных условиях человек постоянно находится в социальном окружении, которое прямо или косвенно корректирует его поведение и деятельность. Когда же социальные коррекции перестают действовать на человека, он вынужден самостоятельно регулировать свою активность. С этим испытанием успешно справляются не все.

Другая причина – изменение значимости события, придание нового смысла фактам и явлениям (описано выше).

Изменение восприятия времени. В условиях сенсорной депривации зачастую нарушается оценка временных интервалов. Примеры этого представлены в результатах различных экспериментов.

В одном из таких экспериментов, в ситуации длительного одиночного пребывания в пещере, один из участников исследования при оценке прошедшего времени «отстал» на 25 суток за период 59 дней, другой – на 88 суток за период 181 день, третий – на 25 за 130 дней (он уже знал о возможных нарушениях оценки времени, поэтому сделал некоторые коррекции) .

Таким образом, большие интервалы времени люди, как правило, недооценивают.

Восприятие же малых интервалов может варьироваться. В разных экспериментах люди за 10-секундные принимали промежутки времени в 9, 8 и даже 7 секунд; в другом случае оценка интервала в 2 минуты занимала 3–4 минуты реального времени . То есть наблюдалась как переоценка, так и недооценка временник отрезков.

Объяснение указанных феноменов может заключаться в следующем. Один из механизмов оценки интервалов времени – обращение к собственным физиологическим процессам. Исследователи обнаружили, что при исключении внешних временных ориентиров физиологические процессы вначале продолжают следовать 24-часовому суточному ритму. Но затем он нарушается. Человек может прийти, например, к 48-часовому или 28-часовому ритму. Но и они не являются устойчивыми. При этом часто появляется потребность в дневном сне. Физиологические процессы значительно рассогласовываются. Например, период сна перестает сопровождаться падением температуры тела, уменьшением частоты сердечных сокращений и т. д.

Таким образом, «внутренние биологические часы» во многом определяются «внешними» и не могут быть надежным ориентиром при оценке времени при отсутствии последних.

Нарушение биологического ритма связано с другими специфическими последствиями ситуации сенсорного голода: изменениями состояний сна и бодрствования.

Деятельность специалистов ряда профессий – летчиков, космонавтов, водителей, машинистов поездов и многих других – протекает в закрытых помещениях и кабинах. Естественно, поток раздражителей из внешней среды значительно ограничен. При этом имеет место не только сенсорная, но и двигательная депривация. Кроме того, помещения диспетчеров и кабины операторов обычно заполнены тихим гудением приборов. Неблагоприятное действие монотонной обстановки иногда усиливается еще и однообразными раздражениями вестибулярного аппарата – покачиванием, что способствует развитию гипнотических фаз и глубокого сна. Нередко аварии, происшедшие по вине водителей и машинистов, как раз связаны с потерей бдительности в результате гипнотических состояний.

«Ночь. Стюардесса через иллюминатор увидела луну, которая вскоре исчезла из поля зрения. Вдруг, к своему изумлению, она вновь видит луну, проплывающую за иллюминатором. Пока она пребывала в размышлениях, „что же это может быть?“, луна в третий раз показалась в иллюминаторе! Она вбежала в кабину пилотов и обнаружила… спящий в полном составе экипаж. В течение получаса самолет „DC-6“, летевший в Бахрейн, выполнял большие круги над Средиземным морем. Налицо было явное влияние монотонной обстановки, когда летчики следили только за показаниями приборов. Эта история произошла в 1955 г. С тех пор многое изменилось в авиации. Однако проблема сна летчиков за штурвалом осталась» .

Есть данные также о том, что у полярников на арктических и антарктических станциях, у моряков во время продолжительных океанских походов, у людей, длительно работающих в темноте, весьма распространены бессонница, трудности засыпания и пробуждения

Подобные нарушения могут привести к утрате способности различать сон и бодрствование.

«Однажды… в поликлинику два милиционера привели испуганного, дрожащего человека. Он рассказал, что вел большой автобус. Сменщик не пришел, пассажиров было много, и его уговорили в суточный рейс ехать одному. При въезде в город на большой скорости он врезался в колонну солдат. От их крика он обезумел, выскочил из автобуса и спрятался. Милиционеры смущенно пожимали плечами и говорили, что никаких солдат автобус не давил. Шофер просто заснул и увидел во сне то, чего больше всего боялся» .

Испытуемому П. Сьюдфельда и Р. Борри также приснилось, что опыт окончился, он вышел из камеры, встретил приятеля и разговаривал с ним до тех пор, пока не был разбужен в связи с действительным завершением опыта .

В. И. Лебедев считает, что отличить сон от реальности человеку помогает быстрота пробуждения, позволяющая заметить различие между образами сновидения и внешними впечатлениями. Медленный выход из состояния сна затрудняет различение сновидения и реальности, особенно когда снятся не фантастические, а самые обыкновенные события.

Возникновение гипнотических состояний в условиях сенсорной депривации способствует повышению внушаемости и гипнабельности человека. В экспериментах П. Сьюдфельда, В. Г. Бек-стона продемонстрировано, что испытуемые могут изменить свою точку зрения на что-либо при получении сообщения во время депривации .

Например, Бекстон предъявлял во время эксперимента студентам, скептически относящимся к так называемым псифеноменам (привидениям, полтергейсту), серию сообщений с целью убедить их в реальности данных явлений; испытуемые, находящиеся в условиях депривации, проявили больший интерес и веру к данным явлениям, по сравнению с теми, кто слушал эти сообщения в обычной обстановке.

П. Сьюдфельд объясняет данную ситуацию, с одной стороны, стимульным голодом, повышающим интерес к любой информации, с другой стороны, общим снижением эффективности мыслительной деятельности, что препятствует критической оценке сообщений, повышает внушаемость.

Данный феномен активно используется при вербовке в различные религиозные секты, одна из задач которых – расшатать прежнюю систему убеждений человека, внушить ему новые взгляды. В качестве одной из техник активно используется техника сенсорной депривации.

В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные, забавные, тяжелые и т. п.

Так, один из спелеологов при длительном одиночном пребывании под землей стал ощущать себя очень маленьким («не более мухи») .

У летчиков во время ночных полетов иногда появляется чувство нереальности происходящего.

М. Сифр во время двухмесячного пребывания в пещере, посмотрел в зеркало после длительного перерыва и не узнал себя; потом стал ежедневно наблюдать себя в зеркале, ощущая раздвоенность и отчуждение собственного «Я» .

В. И. Лебедев описывает феномен раздвоения личности у человека, в одиночку пересекающего океан:

«Д. Слокам рассказывает, что однажды он отравился брынзой и не мог управлять яхтой. Привязав штурвал, сам лег в каюте. Начавшийся шторм вызвал тревогу. Когда он вышел из каюты, то у штурвала „увидел“ человека, который управлял яхтой: "Он перебирал ручки штурвального колеса, зажимая их сильными, словно тиски, руками… Одет он был как иностранный моряк: широкая красная шапка свисала петушиным гребнем над левым ухом, а лицо было обрамлено бакенбардами. В любой части земного шара его приняли бы за пирата. Рассматривая его грозный облик, я позабыл о шторме и думал лишь о том, собирается ли чужеземец перерезать мне горло; он, кажется, угадал мои мысли. „Сеньор, – сказал он, приподнимая шапку. – Я не собираюсь причинить вам зло… Я вольный моряк из экипажа Колумба. Я рулевой с „Пинты“ и пришел помочь вам… Ложитесь, сеньор капитан, а я буду править вашим судном всю ночь…“» .

Появление двойника-помощника у Д. Слокама Лебедев объясняет глубокой эмоционально насыщенной настроенностью, переживанием острой необходимости в посторонней помощи. Само явление раздвоенности автор связывает с присущей всем людям способностью экстериоризировать интериоризированные в процессе онтогенетического развития социальные взаимоотношения. При этом он обращает внимание на любопытный феномен: при раздвоении часто экстериоризируется то, что неприятно человеку, к чему он относится со страхом и отвращением (черти, пираты, черные люди и т. д.).

В качестве наиболее характерных деперсонализационных расстройств также выделяют: ощущение разделения души и тела, растворения границ «Я» (между собой и другими, собой и космосом) .

Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.

Вместе с тем описанные феномены проявляются в неодинаковой степени у разных людей, находящихся в одних и тех же депривационных условиях. Это позволяет предположить, что степень выраженности тех или иных последствий, время их возникновения, характер протекания, даже сама возможность их появления зависят от индивидуальных особенностей личности.

Индивидуальные последствия

Вопрос об индивидуальных последствиях депривации интересен в плане выявления факторов, определяющих состояние человека в ситуации сенсорной депривации.

Реакции людей зависят во многом от преобладающих потребностей, систем навыков, защитных и адаптивных механизмов.

Есть данные, что у лиц экстравертированного типа нарушения выражены сильнее, чем у интровертов.

А. Силвермен выбрал среди студентов шесть испытуемых, «ориентированных вовне», и пять, «ориентированных на себя», и подверг обе группы двухчасовой сенсорной депривации. Он установил, что первые продемонстрировали более плохие результаты в тестах перцепции, эти испытуемые были более беспокойными и возбужденными, у них было больше фантазий и они были более подозрительными .

Индивидуальные различия в реакциях на депривационные ситуации могут определяться также особенностями проявления у разных людей потребности в стимуляции.

В одном из экспериментов, проводимых в Принстонском университете, испытуемые, находясь в плавательной камере, имели возможность получить в течение эксперимента простой зрительный раздражитель. Нажимая на выключатель, они могли освещать несложный линейный рисунок и рассматривать его в течение короткого времени. В зависимости от того, как испытуемые использовали данную возможность, они были разделены на лиц с малой выдержкой и на лиц со значительной выдержкой. У шести испытуемых, которые не смогли вынести экспериментальной ситуации дольше 37 часов, отмечалось в среднем 183 секунды просматривания рисунка в течение первого дня. В отличие от них девять испытуемых, оставшихся в экспериментальной ситуации полностью 72 часа, рассматривали рисунок в течение того же времени в среднем лишь 13 секунд .

Можно предположить, что значимым фактором «депривационной устойчивости» является мотивация. Направленность человека на решение задачи, готовность дойти до результата повышает адаптационные возможности.

Исследования показывают, что лица с нервно-психической устойчивостью в целом легче переносят ситуации сенсорной (и не только сенсорной) депривации. Невротики чаще переживают сильные приступы тревожности и даже паники . Лица возбудимого, безудержного типа демонстрируют более яркие формы послеизоляционного гипоманиакального синдрома .

По наблюдениям психотерапевтов, сенсорную изоляцию более остро переживают люди с истероидно-демонстративной акцентуацией характера . Для людей этого типа очень важен приток новых впечатлений, возможность делиться ими с окружающими, создавать вокруг себя атмосферу «слушающих и восхищающихся». Если же новых впечатлений мало, возможны несколько вариантов поведения истероида.

Как человек внушаемый и впечатлительный, он впитывает любую информацию, критичность к которой у него еще больше снижается в силу той же сенсорной депривации. Затем у него возникает сильная потребность делиться этой информацией со всеми окружающими, причем в ярко-эмоциональной форме, проигрывая ситуацию «в красках». Такие люди нередко становятся паникерами, создавая проблему на основе своих фантазий. При этом они не преследуют цель запугать кого-либо. Просто их художественная, артистическая натура не позволяет им сухо анализировать факты, а выстраивает целый ряд воображаемых событий, который компенсирует отсутствие реальной информации.

В другом случае истероид, испытывая дефицит внешних стимулов, начинает искать внутренние, то есть внимательно прислушиваться к своему организму, выискивать различные заболевания и ходить по врачам. Посещение врачей для него является хорошим поводом пообщаться, получить необходимую дозу сенсорных и эмоциональных стимулов. Как вариант может рассматриваться поход в парикмахерскую, салон красоты, фитнес-клуб и т. п. Известно, что люди посещают такие места иногда не столько ради прямой цели, сколько из-за общения, вследствие дефицита сенсорно-эмоциональных впечатлений.

Еще одно из распространенных последствий депривации, которое характерно, впрочем, не только для лиц с истероидно-демонстративной акцентуацией, – переедание и, как следствие, избыточный вес. Если человек не имеет возможности получать необходимую стимуляцию, он ее замещает едой. Естественно, борьба с лишним весом при этом не будет эффективной, если не устранена причина – сенсорный голод.

Изучение индивидуальных последствий сенсорной депривации важно как с теоретической точки зрения – для выявления общих закономерностей развития депривационных состояний, так и с практической – для отбора людей в различные профессиональные группы, в том числе для работы в особых условиях – экспедициях, космических полетах и т. д.

Что такое сенсорная депривация? Дословно с латинского это понятие переводится как «лишение чувств». Сенсорная или стимульная депривация представляет собой продолжительное уменьшение количества сенсорных впечатлений, поступающих по нашим каналам восприятия.

Это состояние, при котором возникает некий сенсорный и эмоциональный «голод», когда происходит острое снижение поступающей информации. Недостаток восприятия приводит к тому, что активизируется воображение. Появляются зрительные галлюцинации и иллюзии, которые воспринимаются человеком, как «ненормальные», на деле это — всего лишь защитная реакция психики.

В зависимости от длительности депривации, у человека развивается неустойчивость психики, нарушение процессов мышления, перемены в настроении, нарушение сна.

В истории известны случаи, когда человек сознательно ограничивал контакт с окружающим миром, чтобы лучше познать себя и раскрыть возможности восприятия. Длительное отсутствие контактов с другими людьми, исключение источников восприятия – раздражителей, приводит к появлению необыкновенных, измененных состояний сознания.

Сенсорную депривацию часто проводят в экспериментальных целях. Цель таких экспериментов – изучить состояние и возможности человека в условиях сниженного восприятия.

В обычных условиях у человека есть возможность контакта с внешним миром; этот контакт осуществляется через каналы восприятия: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, тактильные ощущения. Отсутствие этих каналов приводит к возникновению необыкновенных состояний у человека.

Говоря о стимульной депривации у детей, подразумевается нарушение чувствительности от поступающих из внешнего мира сигналов. У детей это нарушение подразделяется на тотальное или частичное и может привести к отставанию в умственном и психическом развитии. Чаще встречается зрительная и слуховая депривация. Опасность представляет лишение тактильного, зрительного, голосового контакта с матерью в первые месяцы жизни.

Дети, воспитываемые в интернатах, не имеющие семьи, склонны испытывать недостаток в новых впечатлениях, поскольку постоянно находятся в одних и тех же условиях. Переживающие сенсорную депривацию дети имеют недоразвитость двигательных навыков, отставание речевого развития и умственное отставание.

Факторы риска у взрослых

Ощущение депривации или лишения каких-либо ощущений возникает намеренно или спонтанно. Например, многие люди пользуются ушными затычками или повязкой на глаза во время сна. Они делают это осознанно, и, тем самым, лишают себя полноценного восприятия света и звуков.

В других случаях люди оказываются в таких условиях непреднамеренно. Например, экипажи подводных лодок, космических станций, спелеологи, которые надолго теряют связь с окружающим миром. Связь с привычным миром теряется и, соответственно, происходит изменение в психических функциях, в речи, мышлении, общении.

Известны случаи, когда человек сознательно создает условия для лишения каналов восприятия, чтобы прийти к определенному состоянию. Так, древние монахи уходили в пещеру, где находилось небольшое соленое озеро, имеющее температуру человеческого тела. При погружении в воду они испытывали чувства, которые позднее описывали как состояние невесомости собственного тела. В настоящее время такое состояние можно получить благодаря флоатингу или камере сенсорной депривации (см. ниже).

Причины состояния

Появление сенсорной депривации вызвано двумя условиями: экстремальные ситуации и физические недостатки человека. Стимульная депривация бывает явной или скрытой. Так, в первом случае это характерно для детей, отданных на воспитание в детский дом, и тюремных заключенных. Во втором случае депривация проявляется в любых, даже внешне благоприятных условиях.

Причины депривации у ребенка подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние причины:

  • отказ матери от ребенка;
  • отсутствие внимания и заботы о новорожденном;
  • физическое отсутствие матери или отца длительное время;
  • длительное пребывание ребенка в приюте;
  • пренебрежение потребностей ребенка в развитии и восприятии окружающего мира;
  • наличие сенсорных дефектов, таких как слепота, глухота, аутизм и др.

Внутренние причины:

Новорожденный ребенок начинает познавать окружающий мир через мать. В условиях, когда контакт с матерью нарушен или мать сознательно лишает ребенка возможности общения, ребенок начинает испытывать проблемы в восприятии окружающего мира.

Сознание человека, лишенного внешней стимуляции, достигает измененного состояния, в котором возникают необыкновенные, неправдоподобные ощущения.

Причины лишения восприятия у взрослых:

  1. Снижения восприятия у отбывающих наказание в местах лишения свободы – тюрьмах.
  2. Длительное нахождение в одном и том же месте, отсутствие возможности выйти на улицу, взаимодействовать с окружающим миром.
  3. Лишение восприятия в результате травм или заболеваний, приводящих к слепоте, глухоте, потере чувствительности и др.
  4. Духовные практики, приводящие к сознательному снижению восприятия, например, йога, медитация.
  5. Экстремальное лишение восприятия, например, отключение света на длительный период.
  6. Профессиональная деятельность.

Доказано, что стимульная депривация влияет на психику конструктивно или деструктивно. У людей, эмоционально и психически неготовых к лишению восприятия, депривация вызывает неприятные чувства, нарушения в работе организма и даже летальный исход. Исследования в области депривации помогли лучше осознать такие явления, как аутизм, клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), боязнь темноты и другие заболевания.

В случаях конструктивного влияния, лишение восприятия на какое-то время приводит к измененным состояниям сознания, помогающим лучше узнать себя и проникнуть вглубь разума.

Симптомы этого состояния

Дефицит сенсорной информации приводит к эмоциональному и сенсорному голоду. В результате у человека происходит активация процессов воображения и восприятия. Главным образом происходит влияние на образную память. В зависимости от длительности пребывания в условиях ограниченного восприятия, развивается заторможенность, смена настроения, апатия.

На сегодняшний день не существует единой классификации, описывающей симптомы депривированных людей, но общие сведения позволяют привести общие симптомы, которые встречаются при стимульной депривации:

Личность, находящаяся под действием депривации, склонна проявлять следующие симптомы:

  • страхи и фобии;
  • повышенную тревожность;
  • недовольство собой и окружающим миром;
  • депрессию, сменяющуюся агрессией;
  • повышенную креативность;
  • повышение внушаемости и гипнабельности;
  • нежелание что-либо делать, апатию, хандру.

Важную роль в сенсорном восприятии играет эмоциональная сфера. Различают два вида эмоциональных изменений при стимульной депривации:

  1. Повышение эмоциональной лабильности при общем снижении эмоционального фона. В этом случае люди начинают остро реагировать на возникающие события. Например, в состоянии подавленности или испуга может внезапно возникнуть острое чувство эйфории, гиперактивность, улыбчивость.
  2. Потеря или отсутствие эмоциональности на факторы, которые до этого были значимы. Увлечения, интересы и вещи, приносящие положительные эмоции в прошлом, становятся незначимы и безразличными человеку.

У человека, лишенного по определенным причинам возможности восприятия окружающей действительности, присутствует склонность к проблемам психическим, психиатрическим и соматическим. Не зря депривация подразумевает голод, который человек испытывает в результате недостатка информации и общения с другими людьми.

Какие депривация несет осложнения?

Последствия депривации бывают самыми разными: начиная от изменений в поведении и заканчивая летальным исходом. Человек, привыкший получать определенное количество информации каждый день, вынужден находиться в состояние сенсорного голода. Это вызывает изменения в психике, эмоциональной и соматической сферах.

Находясь в условиях жесткой изоляции, страдает психическая составляющая. Изменения в состоянии сознания пугают человека, кажутся устрашающими, при появлении галлюцинаций человека охватывает страх, ведь он понимает, что в норме этого быть не должно. Первичная реакция человека на иллюзии – это защитная реакция.

Возникающая агрессия может быть направлена на других людей или даже на самого себя, тогда появляется желание нанести вред своему здоровью, суицидальные мысли и даже попытки суицида. Аутоагрессия часто провоцирует ряд соматических заболеваний, например, язвы, гипертонии.

Одно дело, когда человек сознательно лишает себя определенных чувств, чтобы добиться определенного состояния, но совершенно другое, если депривация происходит не по воле человека, становясь нарушением, мешающим нормальной жизнедеятельности. Во втором случае стимульная депривация требует лечения.

Лечение данного состояния

Поскольку рассматриваемое нарушение часто присутствует в комплексе с другими видами депривации, то и лечение назначают комплексное. Полностью избавиться от состояния можно благодаря устранению причин. Но здесь существует сложность, которая заключается в том, что истинные причины бывает тяжело определить, поскольку последствия депривации затрагивают различные структуры личности человека.

Специалисты, занимающиеся лечением данного нарушения — психиатр и психотерапевт. Зачастую лечение подразделяется на медикаментозное и психотерапевтическое. В некоторых случаях используют оба метода лечения.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение конкретно сенсорной депривации не предусмотрено, но после индивидуального обследования, врач-психиатр может назначить средства, которые снизят болезненную симптоматику. Зачастую назначаются антидепрессанты, успокоительные, снотворные, которые помогают человеку достичь состояния покоя.

Психотерапевтическое лечение

Психотерапия необходима в лечении депривации, поскольку очень важно прийти к тому состоянию, которое было до заболевания. Длительные депривации приводят к нарушению контактов с окружающей средой, психотерапия помогает возобновить утерянный контакт.

Стимульная депривация – это нарушение, которое не поддается самолечению. Развитие этого нарушения приводит к необратимым последствиям, которые могут превратить из когда-то здорового человека в отшельника с огромным количеством нарушений. У детей депривацию обнаруживают на стадии умственных и психических нарушений, в то время как взрослые могут длительное время оттягивать посещение психотерапевта.

Прекрасное средство профилактики болезни – это музыка. Пациентам включают различные произведения, которые вызывают у них эмоциональный отклик.

Ароматерапия – еще один способ компенсации последствий лишения чувствительности. Разнообразные запахи вызывают приятные ощущения, которые вызывают всплеск эндорфина. Одни запахи успокаивают, другие возбуждают и повышают активность, поэтому пациенту предлагают ощутить большое разнообразие ароматов, и спрашивают его реакцию на них.

Коррекция стимульной депривации предполагает организацию условий, в которых пациент будет получать необходимое количество сенсорных раздражителей. Этот метод пользуется популярностью у детей. Но и для взрослых, находящихся длительное время в условиях изоляции, он также оказывает положительное влияние.

Флоатинг и его действие

Камера сенсорной депривации является отличным методом лечения нарушений у детей и взрослых. Методика была открыта еще в 1954 году нейропсихологом Джоном Лилли, который пережил возникающие невероятные образы и ощущения. Никаких неприятных ощущений он не почувствовал. Более того, это состояние Лилли настолько понравилось, что он стал все чаще погружаться в эти ощущения, стимулируя их появление наркотиками.

Ощущения, возникающие после процедуры в камере — легкость, расслабление, приподнятое настроение, ощущение полноценного отдыха. Могут возникать дискомфортные ощущения, появляются страхи, ощущение нехватки воздуха. Современные сенсорные камеры оборудованы специальной кнопкой, которая поможет выйти в случае возникновения неприятных переживаний и ощущений.

Процедуру, проводимую в сенсорной камере, также называют флоатинг. Это специальная процедура релаксации, проводимая с целью достижения телесного и духовного расслабления. Флоатинг полезен при многих заболеваниях — таких, как гипертоническая болезнь, синдром хронической усталости, аритмия, нарушения сна, для лечения головной боли. Процедура не подходит тем, кто страдает клаустрофобией.

К противопоказаниям относятся:

  • перенесенный недавно инфаркт миокарда;
  • кожные заболевания;
  • острые инфекционные заболевания;
  • болезни уха;
  • обострение психического заболевания;
  • эпилепсия;
  • бронхиальная астма.

В результате релаксации в организме снижается уровень гормона стресса (кортизола), увеличивается уровень эндорфина (гормона радости), снимаются внутренние телесные зажимы, нормализуется давление и ритм сердца.

После посещения такой камеры человек чувствует расслабление в мышцах, появляется ощущение отдохнувшего тела, прилив сил. Посещение процедур флоатинга приводит к нормализации сна, уменьшению головных болей, устранению апатии и хандры. В Москве сенсорную камеру можно встретить в частных клиниках, центрах здоровья, салонах красоты. Процедуру проводят любому желающему, не имеющему противопоказаний, достаточно выбрать подходящее место и время.

Для полноценного психического развития и функционирования человеку необходим приток различных стимулов: сенсорных, эмоциональных, когнитивных и др. Их дефицит приводит к неблагоприятным последствиям для психики.

Проблема депривации исторически изучалась применительно к детям, воспитывавшимся в учреждениях интернатного типа. Отставание в развитии таких детей, наблюдаемое по ряду параметров, связывалось в первую очередь с обедненностью эмоциональной среды вследствие недостатка общения с близким взрослым. Такая эмоциональная депривация считалась негативным фактором . Сегодня данное явление рассматривается гораздо шире.

С депривацией сталкиваются практически все люди, и намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Депрессии, неврозы, соматические заболевания, лишний вес… Нередко корни подобных проблем связаны с дефицитом ярких красок в жизни человека, недостатком эмоционального общения, информации и т. п. Но истинные причины нарушений зачастую остаются не выявленными.

Известно, что условием нормального психического развития является общение с людьми. Примеры «детей Маугли» подтверждают это. Но каковы последствия социальной изоляции для психики уже взрослого человека? Всегда ли депривация связана со специфическими, экстремальными ситуациями? Исследования показывают, что это явление гораздо более распространенное, чем представляется, особенно в условиях современного общества. С социальной депривацией могут сталкиваться люди, живущие в большом городе и имеющие множество социальных контактов.

Трудность распознавания депривации в том, что она часто носит скрытый характер, выступает под разными масками. В таких случаях употребляют даже специальный термин - «маскированная депривация». На фоне внешне благоприятных условий жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, связанный с невозможностью удовлетворения значимых для него потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к неврозу и т. п. Причем подлинные причины нарушений часто остаются скрытыми не только от окружения, но и от самого человека.

Понимание феномена депривации позволяет лучше видеть источники многих психологических проблем и, следовательно, пути их решения.

Понятие сенсорной депривации

Сенсорная депривация - это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков. В известны несколько типов депривации :

1) сенсорная;
2) эмоциональная;
3) социальная.

Сенсорная депривация вызывает у человека состояние временного психоза, различных психических нарушений, длительной депрессии. Длительная сенсорная депривация приводит к органическим изменениям или дегенеративным изменениям на , в нервных клетках.

Опытным путем доказано, что условия сенсорной депривации вызывают растормаживание коры головного мозга, галлюцинации, которые не соответствуют действительности, однако воспринимаются мозгом как оное в самых разных видах (тактильные ощущения, зрительные, звуковые, осязаемые, др.). Подобные видения определенных образов и ощущений приводят к латеральному торможению коры головного мозга.

Изучением процессов сенсорной депривации ученые психологи занимаются давно. Практическое целенаправленное изучение нервно-психической деятельности человека началось во второй половине XX в., основными работами по прикладной экспериментальной психологии были работы, проводимые под руководством Д. Н. Бирюкова. Он установил зависимость повышения потребности в сильных ощущениях и переживаниях в условиях сенсорной депривации, когда активизируется воображение и образная память. Такие процессы начинают проходить только в результате сенсорного голода, изоляции, т. е. как защитный механизм от насильственной изоляции в стремлении сохранить в памяти все существующие реакции и функции мышления.

Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации у человека вызывает постепенное развитие апатии, депрессии, торможения умственных процессов, а также частой смены настроения (раздражительность, эйфория). Также может происходить нарушение памяти, человек может испытывать гипнотические и трансовые состояния. Если воздействие сенсорной депривации не прекращается, то разрушительные процессы в психике и логическом мышлении человека становятся необратимыми. Существует прямая зависимость скорости разрушения психики человека от времени и условий сенсорной депривации .

Понятие депривации в специальной психологии означает определенное состояние человека, при котором у этого человека или группы людей появляется чувство одиночества, обделенности вниманием и непонимания окружающим обществом. Существует два вида депривации.

Первый вид депривации описывает состояние людей, которые понимают и осознают причины создавшейся ситуации.

Второй вид депривации подразумевает неосознанное состояние людей, которые не понимают и не осознают причины своего одиночества.

Оба вида депривации сопровождаются сильным стремлением преодолеть состояние изолированности.

Понятие «социальная депривация» раскрывает стремление любого общества разграничить и оценить способности каждого человека или определенных общественных групп. Принадлежность к определенной социальной группе позволяет решать многие вопросы, связанные с деятельности человека. Кроме того, данное понятие может ограничивать свободу или права людей при определенных условиях.

Социальная депривация выражается в разного рода поощрениях, должностях, престиже, статусе, возможности продвижения по социальной лестнице вверх, других преимуществах в обществе.

Чаще всего принципы определения социальной депривации являются законом общества, например, кастовая принадлежность в Индии. Так, права и желания молодых людей ценятся более высоко, чем пожилых, при общепринятом равноправии мужчин и женщин мужчины все-таки обладают большими правами и полномочиями, чем женщины. Более люди имеют более широкие права и привилегии по сравнению с обычными людьми.

Социальная депривация является дополнением к экономическому статусу человека . Такая взаимосвязь выражается в прямой пропорции: чем лучше человек материально обеспечен, тем выше его социальный статус, и наоборот.

Изменение социальной депривации может происходить в результате получения образования, повышения по служебной лестнице и т. д.

У детей в состоянии социальной депривации может задерживаться развитие всех психических процессов и речевой деятельности. Все эти ограничения приводят к приостановке мышления, главным инструментом которого является речь.

Заключение

В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, речь.

Так, есть данные о том, что заключенные после нескольких лет полной изоляции разучивались говорить или говорили с большим трудом; у моряков, находившихся длительное время в одиночестве на необитаемых островах, снижался уровень абстрактного мышления, ослабевала речевая функция, ухудшалась память.

Основная причина данного нарушения - отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.

По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки, в «снятом» виде в ведущих формах и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.

Как вы поняли, нельзя допускать состояния депривации. Этого сделать достаточно легко, просто быть активнее, больше двигаться, посещать новые места, вживую общаться с людьми и т.п. Тогда ваше психическое состояние будет в норме и вы сможете успешно развиваться и самореализоваться.

Список литературы

1. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2011.

2. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2012.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989; СПб.: Питер, 2012

С уважением,
Сергей Марченко

Создатель "СиРиОС" и сайт
Тренер по осознанной самореализации
Лайф-коуч, консультант, системотехник

Сенсорная депривация

(от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. ). С. д. на человека изучается путем его погружения в воду в специальном оборудовании (сурдокаме ре, боксе и др.). В условиях С. д. у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных (см. ) переживаниях , что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения , к-рые определенным образом воздействуют на образную . Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, к-рые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции . По мере увеличения времени пребывания в условиях С. д. на этапе неустойчивой психической деятельности у людей появляется эмоциональная со сдвигом в сторону пониженного настроения (заторможенность, , ), к-рые на короткое время сменяются эйфорией , раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, находящиеся в прямой зависимости от цикличности эмоциональных состояний (см. ). Нарушается ритм сна и бодрствования , развиваются гипнотические состояния с появлением гипногогических представлений, к-рые в отличие от просоночных состояний, имеющих место в обычных условиях, затягиваются на относительно продолжительное время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жестче условия С. д., тем быстрее нарушаются процессы мышления , что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. При увеличении времени воздействия С. д. эйдетические представления могут выходить из-под контроля актуального «Я» и проявляться в форме галлюцинаций . В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (см. ) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Сенсорная депривация Этимология.

Происходит от лат. sensus - чувство, ощущение и англ. deprivation - лишение.

Категория.

Резкое уменьшение поступающей информации.

Специфика.

Может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В экспериментальных целях достигается при помощи различных технических приемов (например, за счет погружения в аморфную среду или нахождения в замкнутых кабинах малого объема). В подобных условиях проявляются побочные следствия в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, нарушается цветовое восприятие и восприятие глубины и константности размеров предметов (предметы кажутся нарисованными на одной плоскости), происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации.

Синоним.

Сенсорная изоляция.

Литература.

Solomon P. Sensory Deprivation. Cambrige, 1961;

Сиффр М. Один в глубинах земли. М., 1966

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "сенсорная депривация" в других словарях:

    Сенсорная депривация - частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух, в то время как более… … Википедия

    Сенсорная депривация - уменьшение потока импульсов в центральную нервную систему человека от органов слуха, зрения, обоняния. Возникает в условиях изоляции человека или группы людей в замкнутом пространстве (подводной лодки, глубоководном аппарате и т. п.). Может… … Морской словарь

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата). Сенсорная изоляция, информационный голод, недостаточность общения. Наблюдается в экстремальных ситуациях (длительное одиночество человека в тайге, в пещере, океане и т.п.). Изучается при экспериментальном… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Сенсорная депривация - (англ. deprivation – лишение, утрата) – естественная или искусственная ситуация ограничения потока поступающей в головной мозг сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть расслабляющими и субъективно… …

    СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ - Описание ситуации, естественной или экспериментально созданной, в которой имеется значительное сокращение поступающей сенсорной информации. Относительно короткие периоды сенсорной депривации могут быть приятными и расслабляющими; длительные… … Толковый словарь по психологии - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (см. психология экстремальная). Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании… … Большая психологическая энциклопедия

    Сенсорная изоляция - Сенсорная депривация частичное или полное лишение одного или более органов чувств внешнего воздействия. Самые простые устройства для депривации, такие как повязка на глаза или затычки для ушей, уменьшают или убирают воздействие на зрение и слух … Википедия

    Депривация - (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Термин депривация имеет широкое значение. Но в том обозначении, в котором употребляют его сегодня, был введен социологом Стауффером С. в 40 годах ХХ столетия. Простыми словами депривация - психологическое состояние, при котором человек ограничен в удовлетворении своих личных потребностей.

Виды депривации

В психологии различают такие виды депривации:

Стоит отметить, что зачастую в психологии также выделяют:

  • Абсолютную . Невозможность удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к социальным ресурсам и материальным благам: еде, жилью, обучению.
  • Относительная . Восприятие несоответствующих ценностных ожиданий и возможностей.

Чаще всего, депривация любого вида - вызывает чувство агрессии, которая, в свою очередь, может быть причиной страшных последствий: наркомания, алкоголизм, депрессия и даже суицид. Но также проблемой является и то, что если человек, страдающий этим психологическим состоянием, не находит выхода своей агрессии, у него развиваются различные соматические болезни:

  • Гипертония;
  • Психоз;
  • Астма;
  • Инсульт;
  • Инфаркт;
  • Бессонница;
  • Летаргический сон и другое.

Как говорилось ранее - это невозможность удовлетворить потребности связанные со слуховыми, обонятельными, осязательными, зрительными и другими ощущениями. Иными словами - это сенсорный голод.

Данное ограничение человеческих чувств - результат изоляции. В свою очередь, изоляция бывает следующих типов:

Два последних вида изоляции не являются фатальными для психики человека, а наоборот, ведут к личностному и интеллектуальному развитию, самоутверждению.

Симптоматика сенсорной депривации не имеет единой классификации для установления индивидуального диагноза, но имеет общие черты:

  • Нарушение мышления;
  • Психоз;
  • Нарушение речи, концентрации внимания, а также в работе памяти.
  • Неприятные ощущения: зуд, сухость во рту, головная боль и т.д.
  • Изменение состояния бодрствования и сна.
  • Обман восприятия.
  • Внезапно возникший страх замкнутого пространства и темноты.

Добровольная изоляция

Попытки добровольной сенсорной депривации знакомы человеку издавна. Послушники различных вероисповеданий стремились к уединению, лишали себя обычной жизни в социуме, затачивая в пещеры или скит. И все это делалось с целью исключить внешние раздражители , сосредоточившись на внутреннем духовном мире.

Нетрадиционная медицина, а также некоторые философские учения, успешно используют добровольную изоляцию для полной сенсорной депривации и сегодня. В 1954 году была изобретена первая камера сенсорной депривации . Ее аналоги пользуются огромной популярностью в наше время. Человек, помещенный в такую камеру, погружается в соляной раствор, который обеспечивает состояние невесомости и благодаря полной изоляции, не имеет доступа звука, света и запаха Считается что такое состояние приводит к открытию подсознания и самоанализу. Часто к данной технике обращаются люди творческих профессий, эзотерики, буддисты и другие.

Но стоит отметить, что данная техника, должна использоваться с большой осторожностью. Исследования, которые проводились в рамках изучения действия сенсорной депривации на человека, подтвердили, что выдержать условия изоляции больше трех дней без ущерба на психоэмоциональное состояние, индивид неспособен. Короткие периоды изоляции благотворно сказываются и являются приятными и расслабляющими. Что касается длительного периода в состоянии сенсорной депривации - это влечет за собой психические расстройства, нарушение ощущения времени и пространства, и даже галлюцинации.

Сенсорная депривация, а также другие ее виды оказывает страшное влияние на развитие ребенка. Чем меньше возрастная категория человека подверженного эмоциональному и чувственному голоду, тем плачевней последствия. Недостаток эмоциональных и сенсорных стимулов, приводит к задержке развития и изменению подсознания .

Лечение сенсорной депривации

В случае насильственной или вынужденной депривации возникает необходимость лечения, так как такое состояние мешает нормальной жизнедеятельности индивида. Но стоит заметить, что сенсорная депривация чаще всего встречается с другими ее видами. Поэтому и лечение необходимо проводить комплексно: психотерапевтическое и медикаментозное.

Но намного важней не допускать депривации ни у детей, ни у взрослых. Для этого существует ряд профилактических показаний, которые основаны на удовлетворении необходимого количества сенсорных раздражителей и пробуждении чувств у человека: музыкотерапия, ароматерапия, сказкотерапия и другое.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта